Наблюдения в средней группе — интересная познавательная деятельность

Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Дошкольники — маленькие исследователи, ищущие ответы на свои вопросы

Цель и задачи

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

Задачи познавательного развития в ДОУ:

  • развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
  • формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
  • развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
  • создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
  • стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
  • формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

В ходе исследовательской деятельности ребята изучают строение мира

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.

Дошкольники с удовольствием наблюдают за таянием льда в тепле

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

Проектно-исследовательская деятельность

Одним из основных направлений познавательного развития дошкольников является проектная деятельность в детском саду.

С чего начать? Совместно с детьми надо выбрать тему и составить план работы по проекту. Темы проектов должны соответствовать возрасту детей, быть интересными для них, содержательными, чтобы каждый дошкольник смог найти в заданной теме какой-либо интересующий его аспект. Дети совместно со взрослыми определяют интересы внутри темы, намечают предлагаемые источники информации.

Тему выбрали? Ставится проблема. В ней отражается недостаток знаний по выбранной теме. В результате дети совместно и самостоятельно будут находить варианты и способы для решения проблемы. При этом применяя уже имеющиеся у них знания, путём проб и ошибок добиваться реального результата.

Цели и задачи дают представления дошкольникам об итогах выполнения проекта. Цель – это предполагаемый результат. А задача – это определённый по срокам результат. Чем яснее вы ставите перед ребёнком задачи, тем легче ему будет спланировать свою работу по проекту, быстро, качественно её выполнить и оценить успех проекта. Реализовывать детские проекты необходимо через разные виды детской деятельности. Также необходимо учить детей доводить начатый проект до логического конца.

По окончании проекта у детей появляется радость, гордость за свою работу и полученный результат. Обязательно нужно дать возможность детям предъявить результат окружающим его людям – презентовать проект. Презентацию проекта можно завершить изготовлением поделок, газет, книг или дети могут показать и рассказать о своём продукте деятельности в виде составления рассказов, развлечениях и спектаклях. Чтобы совместная проектная деятельность взрослого и детей была исследовательской – нужно постоянно поддерживать инициативу дошкольников, любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

Постоянно, как бы играя, нужно вводить воспитанников в различные ситуации, доступные для их понимания. Для того, чтобы метод проектов был успешным необходимо обсуждение поэтапной работы со всеми участниками проекта, подбор необходимого материала и подведение результатов совместной проектной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность наилучшим образом способствует познавательному развитию дошкольников.

Если маленький человек получит всестороннее дошкольное образование, не последнюю роль в котором играет познавательное развитие в дошкольном возрасте, то в первом классе он легко справится и с новой обстановкой, и с требованиями, и с нагрузкой. Он будет уверенным в себе, самостоятельным и инициативным. А это много значит для успешной школьной жизни.

Интеграция областей: Познавательное,речевое,социально-коммуникативное,физическое,художественно-эстетическое развитие.

Цели: Формировать дружеские взаимоотношения и навыки общения у детей средней группы; Расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада; Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада; Выявить комфортность ребёнка в детском саду. Изготовить своими руками подарки для сотрудников детского сада.

Задачи: Воспитывать любовь к детскому саду, уважение к сотрудникам детского сада, к их труду; воспитывать дружеские чувства

Развивать речь, логическое мышление, умение понимать смысл загадки находить отгадку;

Формировать у детей умение эмоционально реагировать на окружающий мир, различать эмоциональные состояния, развивать мелкую моторику рук.

Развивать творческие способности и эстетический вкус дошкольников.

Материал: демонстрационный — мультимедийная установка: слайды фотографий детского сада, сотрудников,атрибутов, необходимых для каждого из сотрудников, аудиозапись с музыкой, раздаточный -цветной картон, цветные салфетки однотонные, степлер,ножницы, клей пва.

Ход занятия:

Игровая ситуация «Весна»

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окошко. Что мы видим?

Дети: Береза, солнышко светит, травка зеленая.

Воспитатель: А когда у нас начинает травка зеленеть, солнышко ярче светить, первые листочки появляться на деревьях?

Дети: Весной.

Воспитатель: Правильно весной. У меня есть очень хорошее стихотворение про весну, послушайте.

В мае

Я пройдусь по лесам,

Много птичек есть там:

Все порхают, поют,

Гнезда теплые вьют.

Я пройдусь по лугам,

Мотылечки есть там:

Как красивы они

В эти майские дни!

А. Майков

Воспитатель: Ребята, а теперь присаживайтесь за столы. Посмотрите, я принесла вам панно «Весна». Расскажите, что здесь есть?

Дети: Солнышко, облака, бабочек, божьи коровки, цветы.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а как называются цветы.

Дети: Подснежники.

Воспитатель: Помните, мы рассматривали подснежники на прогулке. Они были синего, желтого цвета.

Ребята, у вас на тарелочках лежат цветочки. На карточках, на верхней линии расположим цветочки синего цвета. Помните, между цветочками оставляем место.

Ребята, как можно узнать, сколько цветов на верхней линии?

Дети: Сосчитать.

Воспитатель: Да сосчитать. Давайте считать будем вместе. Один, два, три, четыре, пять. Всего цветочков на верхней линии пять.

А теперь на нижней линии расположите цветочки желтого цвета. Расположите так, что желтый цветок находился, под синим цветком. Выполнили?

Дети: Да

Воспитатель: Ребята, что можно сказать о количестве желтых цветов? Их сколько?

Дети: Пять.

Воспитатель: А как вы узнали, что цветочков пять?

Дети: Потому что, желтые цветочки, находятся под синими, и лишних цветов нет.

Воспитатель: Правильно ребята, желтых цветочков тоже пять. Значит, желтых и синих цветочков у нас сколько?

Дети: Поровну.

Воспитатель: Правильно, цветочков у нас поровну. Ребята, цветочки обратно убираем на тарелочки и ставим на край стола.

Ребята, посмотрите еще раз на панно, здесь у нас еще есть божьи коровки. А у вас на столе тоже есть божьи коровки. Переверните карточки. Все нашли?

Дети: Да

Воспитатель: Ребята, а сколько коровок у вас?

Дети: пять.

Воспитатель: Ребята, а божьи коровки все одинаковые? Или они отличаются?

Дети: Отличаются. Первая коровка – самая большая, последняя – самая маленькая.

Воспитатель: Божьи коровки хотят погулять, но нам надо им помочь. Они запутались в дорожках. Ребята, а какая дорожка, нужна для самой большой божьей коровки?

Дети: Самая длинная дорожка.

Воспитатель: Да, для самой большой божьей коровки нужна, самая длинна дорожка. Ребята, теперь раскладываем дорожки от самой длинной до самой короткой. Помните, как мы это делали? Среди пяти дорожек выбираем самую длинную, и откладываем. потом выбираем среди четырех дорожек и так далее до самой короткой.

Воспитатель: Молодцы, все справились, у всех божьи коровки пошли гулять. Дорожки обратно складываем в конвертики и откладываем на край стола.

Воспитатель: Знаете, солнышко нам в гости отправил своего друга – солнечного зайчика. И мы с ним сейчас поиграем. Ребята, встаем и идем на коврик. Но у зайчика, есть правила, когда солнечный зайчик идет вверх – поднимаем руки и прыгаем, если лучик вниз- присаживаемся, идет направо или налево, то бежим за ним.

Дети и воспитатель играют. Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: А теперь солнечный зайчик приглашает нас опять присесть за столы.

Воспитатель: А сейчас с вами поиграем. Очень внимательно посмотрим на панно. Что на нём есть? А теперь закрываем глазки. Открываем, ребята, что изменилось на панно?

Дети: Бабочка с левого угла перелетела на правый.

Воспитатель: правильно, молодцы.

Игра продолжается 2-3 раза.

Литература

1.От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3- е изд— М.: Мозаика – Синтез, 2014.- 368 с.

2. Помораева, И. А.Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа / И. А. Помораева, В. А. Позина. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.- 64 с.

3. Четыре времени года / под ред. С. А. Веретенникова, А. А. Клыкова. – М.: Просвещение, 1992.- 207 с.

Картотека прогулок «Сентябрь». Средняя группа

Прогулка 2

«Золотая пора листопада»

Цели:
формировать представления о особенностях умение различать приметы осени.

Ход прогулки

Ребята, наступила осенняя пора. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Осени поэты посвящали много прекрасных стихотворений. Очень любил это время года Александр Сергеевич Пушкин. Какие изменения вы заметили в природе?

Листья на деревьях пожелтели и упали на земли. Посмотрите, как красиво вокруг!

Трудовая деятельность:
очищение участка от листвы.

Цель:
воспитание трудолюбия.

Подвижные игры:
«Цыплята на прогулке», «Где живут зайчата?».

Цель:
развитие физической активности.

Индивидуальная работа: «
Отгадай загадку».

Цель:
развитие воображения, памяти.

Прогулки. Конспекты прогулок – Методическая разработка «Организация двигательной активности детей младшего дошкольного возраста на прогулке»

Публикация «Методическая разработка «Организация двигательной активности детей…» Оздоровительные задачи: 1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают….

Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за сосной» в средней группе Цель: формировать знания о деревьях (что у них общего и в чем отличия. Задачи: Образовательные: расширять знания о живой природе, учить запоминать названия деревьев, внешний вид, находить отличительные признаки, называть отдельные части. Развивающие: активизировать словарь:…

Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за гортензией» в средней группе Цель: расширять знания о многообразии растительного мира. Задачи: Образовательные: познакомить детей с растением гортензия, уточнить строение цветов (найти стебель, листья, цветки, корни, учить детей любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту. Развивающие:…

Прогулки. Конспекты прогулок – Конспект прогулки в средней группе «Красавица-рябина»

Статья «Конспект прогулки в средней группе…» Цель: научить детей выделять рябину среди множества других деревьев. Задачи: Образовательные: познакомить детей с внешним строением рябины, строением ее листьев, ягод, учить детей сравнивать несколько деревьев, находить сходства и отличия, устанавливать причинно-следственные…

Конспект организации и проведения прогулки в средней группе «Путешествие Колобка» Название прогулки: «Путешествие Колобка» Цель: создание условий для развития познавательной активности детей. Задачи: Систематизировать представления детей о лесе и его обитателях и развить умение ориентироваться в знаковой системе. Материал: мягкие игрушки: колобок, заяц, волк,…

Конспект прогулки «Наблюдение за березой» в средней группе Цель: уточнить и расширить представления детей о березе; включить в самостоятельную деятельность детей творческий компонент. Задачи: – систематизировать знания детей о березе, как лиственном дереве, имеющем свои особенности; – учить отличать березу и ее листья от других…

План-конспект проведения прогулки в средней группе «Сюрпризы Снежной королевы» Тема: «Сюрпризы Снежной королевы». Цель: 1. Закрепить знания у детей о сходстве и различии снега и льда; 2. Развивать интерес к элементарному экспериментированию, любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему миру; 3. Совершенствовать умение бегать врассыпную не…

Страницы: …

Картотека наблюдений и труд в уголке природы в средней группе

Существуют определенные задачи, которые нужно выполнить для закрепления общих знаний в средней группе. Например, детей знакомят с различными растениями в уголке природы. Данная тема активно развивает познавательный интерес ребёнка к миру комнатных растений.

Непосредственная близость детей к комнатным растениям позволяет организовать в любое время:

  • длительные наблюдения за растениями,
  • организацию труда по уходу за комнатными растениями;
  • систему занятий.

Обратите внимание! Дошкольники в средней группе больше наблюдают за явлениями, чем выполняют поручения воспитателя. Поэтому такой образец взаимодействия с природой имеет решающее значение. Ребята слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с растениями

Им нравится, когда воспитатель спокойно объясняет как нужно ухаживать за цветочками. При виде действий воспитателя дошкольники начинают охотно принимать в них участие

Ребята слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с растениями. Им нравится, когда воспитатель спокойно объясняет как нужно ухаживать за цветочками. При виде действий воспитателя дошкольники начинают охотно принимать в них участие.

Следующий этап — это когда воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»

Как проходит этап организации труда в природе:

  • наблюдаются живые объекты, выявляется их состояние и самочувствие, определяются недостающие условия для полноценной жизни и необходимых трудовых операций;
  • заключительное наблюдение, позволяет качественно оценить полноценность среды обитания для живых объектов.

Основные методические рекомендации как правильно организовать и провести наблюдения

Подготовительный урок по наблюдению за растениями уголка природы складывается из следующих компонентов:

  • рассматриваются внешние особенности строения растений;
  • происходит наблюдение за способами их функционирования;
  • дети знакомятся с условиями внешней среды (иногда педагоги организуют экскурсию);
  • выявляется зависимость состояния объекта от наличия или отсутствия необходимых условий.

Картотека прогулок (средняя группа) «Зима»

Прогулка 3

«Лепим Снеговика»

Цели:
расширение знаний о зиме как времени года, формирование умения работать в коллективе.

Ход прогулки

Вот и наступила зима! Ребята, сегодня выпало много снега. Кто скажет, что можно из него вылепить? Попробуем дружно сделать снеговика. Из каких частей он состоит и как его лепить?

Трудовая деятельность:
коллективная работа со снегом в ходе лепки Снеговика.

Цель:
развитие ответственности и умения действовать в команде.

Подвижные игры:
«Вылепи красивую фигуру из снега».

Цель:
формирование заинтересованности в общем деле.

Индивидуальная работа:
«Собери как можно больше снежков».

Цель:
совершенствование физических навыков.

Таким образом, картотека прогулок в средней группе пригодится воспитателям детского сада в организации досуга детей. Нужно только следить за тем, чтобы малыши не разбегались в разные стороны, им было интересно в ходе прогулки. Во всем, что нас окружает в природе, можно найти неиссякаемый источник для развития и детского творчества

Пожелтевшие листья позволяют соорудить красивый гербарий, а мягкий податливый снег – вылепить важного снеговика. Из цветов можно сделать а потом подарить его маме

Светлана Никуйко

Картотека прогулок в средней группе по теме «Зима». Часть 1

Карточка № 1 средняя группа

Зима
(живая природа)

Наблюдение за березой и рябиной

Цель
: формировать знания о жизни растений зимой. Учить отвечать на поставленный вопрос. Воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения
: Осмотреть участок
, найти знакомые деревья
: березку, рябину.

По каким характерным особенностям можно узнать березку, рябину?

Для чего нужен снег деревьям?

Что может произойти, если много снега на ветках деревьев?

В морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не наезжать на них санками.

Художественное слово
:

Деревья зимою, деревья зимою

Пронизаны ветром и стужей самою,

И стройные сосны, и острые ели

Встают, как солдаты, навстречу метели.

Подвижная игра
: «Лиса в курятнике»
(карточка № 9
)

Дидактическая игра «Где лежит снег?»

Цель
: отработать употребление предлога на в предложениях.

воспитанию
: ходьба и бег высоко поднимая колени «лошадки»
.

Цель
: продолжать учить ходить и бегать, высоко поднимая колени.

Труд
: покормить птиц, насыпать корм в кормушку.

Цель
: воспитывать желание заботиться о птицах.

Карточка № 2 средняя группа

Зима
(живая природа)

Наблюдение за елью

Цель
: учить находить и называть ель. Развивать наблюдательность, память. Обогащать и активизировать словарь детей.

Ход наблюдения
: предложить найти елочку среди других деревьев
.

Чем она отличается от других деревьев?

Ель похожа на пирамидку, веточки ее короткие вверху, книзу длинные, покрыты короткими зелеными иголками.

Какого она цвета? (Ель зимой и летом зеленая)
.

Вспомнить песенку про елочку, зимой ее украшают разными игрушками, бусами, гирляндами.

Выучить загадку
: Зимой и летом, одним цветом. (Елка)

Художественное слово
:

Ее всегда в лесу найдешь – А к нам придет

Пойдешь гулять и встретишь
: Под Новый год –

Стоит, колючая, как еж, Ребята будут рады.

Зимою в платье летнем. Хлопот веселых полон рот
:

Готовим ей наряды.

Подвижная игра
: «Раз, два, три к дереву беги»
.

Цель
: закреплять знание деревьев, учить находить заданное дерево на участке
.

Дидактическая игра
: «Измени слово»
.

Цель
: учить образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных и уменьшительно- ласкательную форму существительных.

Индивидуальная работа по физическому воспитанию

Цель
: учить выполнять задание воспитателя.

Труд

Цель
: прививать трудолюбие, учить работать лопатками.

Самостоятельная деятельность детей

Карточка № 3 средняя группа

Зима
(неживая природа)

Наблюдение за погодой

Цель
: продолжать знакомство с различными природными явлениями. Учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи)
.

Уголок краеведения в развивающей предметно-пространственной среде группы

Современные педагоги считают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём селе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.

Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.

Что же такое краеведение? Краеведение – это изучение определённой части страны, города, села или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. «Край» — понятие условное и зависит от того, кто и какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т. е. то, что нас окружает.

Одним из важных условий в работе по краеведению выступает создание развивающей предметно – пространственной среды в группе.

При оформлении и подборе материалов для создания уголка краеведения в нашей группе мы придерживались следующих правил:

— материал должен быть понятным и доступным возрасту детей;

— материалы должен быть достаточно ярким и насыщенным;

— предоставить детям возможность участвовать в создании уголка.

Уголок находится в доступном и безопасном месте. Дети могут взять материал, игры, предметы рукотворного мира. Также уголок может трансформироваться в мини-музей, мастерскую, выставку детского творчества. Наличие полифункционнальных предметов, в том числе природных материалов, для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов — заместителей.

Важным условием успеха в данной работе является тесная связь с родителями (законными представителями). Приняли участие в сборе краеведческого и познавательного материала для пополнения уголка краеведения: семейные фото, лэпбук, сведения об Иргизе, селе, стенд «Люби и знай свой край», оформление выставки «Неофициальные символы России.

Информация в уголке представлена по разделам:

«Моя семья»: семейные фото, генеалогическое древо, лэпбук, рисунки детей, стихи, высказывания о семье, дидактические игры.

«Детский сад»: план-схема группы, фото сотрудников детского сада, стихи, работаем над созданием альбома «Наши будни и праздники».

«Родное село»: альбом «Наш край», фото достопримечательностей, фото известных людей села, журналы, герб села, информация о реке Иргиз, о селе, наглядный иллюстрированный и справочный материал «Животные и растения родного края», игра «Пятый лишний», рисунки детей.

«Город Самара»: карта, символика, фото достопримечательностей, набор открыток.

«Страна Россия»: карта, символика страны, фото президента, дидактическая игра «Моя Россия», иллюстрированный и справочный материал.

«Наша Армия»: дидактический материал, альбомы для рассматривания, награды Великой Отечественной войны, папка «9 Мая».

«Русская национальная культура»: мини-музей прикладного творчества — изделия народных мастеров: матрёшка, свистульки, каргопольская, филлимоновская, дымковская игрушка, жостовский поднос, вологодские кружева, изделия из бересты, хохломские ложки, макет «Русская изба» тряпичные куклы, наглядный иллюстрированный материал: «Народные традиции и праздники», «Русский костюм», «Народные росписи».

Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание уголка краеведения, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:

— в центре детского творчества представлены образцы декоративно – прикладного творчества;

— в центре игры присутствуют тематические наборы для сюжетно – ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Ферма». Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях.

— в уголке познавательного развития помещены игры, лото «Профессии», напольная папка, стихи;

— в литературном центре помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, загадки, стихи).

Таким образом, не только уголок краеведения, но и вся предметно-развивающая среда группы направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Примеры наблюдений в средней группе ДОУ

Наблюдения в детском саду всегда проходят живо и эмоционально.

Видео: презентация весенней прогулки «Солнечный денёк»

Смотрите это видео на YouTube

Дети пятого года жизни — это маленькие «почемучки», которые уже имеют определённый опыт и стремятся узнать как можно больше об устройстве окружающего мира. Именно поэтому в среднем дошкольном возрасте особое значение приобретают наблюдения, проводимые в ДОУ. Такая деятельность организуется в группе, на прогулках и во время экскурсий

Задача педагога — подбирать интересные объекты, ставить перед малышами конкретные вопросы и стимулировать детское внимание игровыми приёмами

Как провести занятие с опытами

Маленьким любителям неизведанного эксперименты, проводимые в детском саду, однозначно понравятся. Ребенок удовлетворяет свое природное любопытство, получает новые знания, систематизирует и закрепляет уже имеющиеся.

НОД по экспериментированию в средней группе

Проводится экспериментирование в средней группе по теме «Такой интересный песок».

Материалы:

  • леечки с водой;
  • контейнеры с песком;
  • формочки;
  • ложки;
  • лопатки;
  • лупы;
  • стол.

Игры с песком развивают мышление

Воспитатель составляет конспект занятия, в котором прописывает цели и задачи.

Ход НОД:

  1. Дети имеют перед собой открытый контейнер с сухим песком. Педагог предлагает им поиграть с формочками и песком. Конечно же, у дошкольников ничего не выйдет, т. к. песок сухой.
  2. «Ребята, почему у вас не получилось сделать формочки? Правильно, песок сухой».
  3. «Возьмите лупы и посмотрите, что представляет собой песок. Видите, это множество мелких частиц, которые между собой в сухом виде никак не связаны».
  4. «Посмотрите, что есть у вас на столе, что сможет исправить ситуацию? Вода в леечках».
  5. «Полейте ваш песок, и он станет не таким рассыпчатым. Вода поможет частичкам склеиться между собой. Теперь попробуйте сделать формочки. Получается».

Дидактические игры

Такие игры по экспериментированию увлекательны для детей из средней группы ДОУ. Они с удовольствием принимают в них участие.

Игры:

«Утонет или поплывет?». Воспитатель дает детям небольшие образцы из разных материалов и различные предметы. Каждый объект кладется ребенком в центр емкости с водой. Задача заключается в том, чтобы наблюдать, что тонет, а что плавает. Для игры подойдут: скорлупа грецкого ореха, кусочек пенопласта, кусочек картона, пластилин, деревянный брусок, пластиковый кубик, ручка, кружка, металлическая игрушка и прочее.
«Живая вода». Подготовительный этап: ребята совместно с воспитателем садят в стаканчики с землей семена растений. Часть семян не поливают, а часть регулярно поливают водой. Через некоторое время поливаемые семена взойдут. Это наглядный пример того, что растения нуждаются в воде, как люди в пище.
«Знакомый аромат». Детям по очереди завязывают глаза и предлагают по запаху угадать, что же это за съедобный объект. Для этой игры подойдут апельсины, лимоны, огурцы, бананы, творог, шоколад

После игры важно рассказать детям, что такое обоняние, его значение, особенности у человека и некоторых животных.

Ход наблюдения:

В солнечный день обратить внимание на красоту зимнего пейзажа (кругом светло, бело, снег сверкает на солнце, небо голубое). Какое сегодня солнце?

Какое сегодня солнце?

Каждый ли день мы видим солнце?

Солнце греет? (протянуть ладошки к солнцу)
.

Зимой солнце не греет, оно позже встает и рано заходит, поэтому день короткий, а ночь длинная.

Художественное слово
:

Где ты, солнце, в самом деле?

Мы совсем окоченели.

Без тебя вода замерзла,

Без тебя земля промерзла.

Выйди солнышко, скорей!

Приласкай и обогрей!

Избу осветило, всех развеселило.

Подвижная игра
: «Найди где спрятано»
(карточка № 7
)

Дидактическая игра
: «Угадай, кто позвал?»
.

Индивидуальная работа по физическому воспитанию
: прыжки до снежной бабы на двух ногах.

Цель
: упражнять в прыжках на дух ногах до предмета.

Труд
: насыпать корм в кормушку

Цель
: прививать желание заботиться о птицах

Самостоятельная деятельность детей

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий