Физкультминутки в подготовительной группе детского сада: как организовать и провести

Интересные физкультминутки для дошкольников

Физминутки в подготовительной группе обычно проводятся в середине образовательного процесса, в течении 2-3 минут физических упражнений. Наибольший эффект достигается проведением физминуток различного вида. Детям нравятся короткие физкультминутки, сопровождаемые стихами или музыкой

Важно, чтобы движения были максимально простыми, доступными для выполнения каждому ребенку и затрагивали все группы мышц

Музыкальные физминутки для детей с движениями можно использовать в ДОУ с самого раннего возраста. Они улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы, положительно влияют на мозговую активность. Физкультминутки это обязательный элемент в образовательном процессе, они важны и необходимы для здорового отдыха во время занятий.

Физминутка Пять маленьких рыбок

Пять маленьких рыбок плескались в реке. (Имитация движения рыб)
Лежало большое бревно на песке. (Развести руки в стороны)
Первая рыбка сказала: — нырять здесь легко. (Имитация ныряния)
Вторая сказала: ведь здесь глубоко. (Грозят указательным пальцем)
Третья сказала: мне хочется спать. (Руки сложить под ухо)
Четвертая стала чуть-чуть замерзать. (Потереть кистями плечи)
Пятая крикнула: здесь крокодил, (Руками имитируют пасть крокодила)
Плывите скорее, чтоб не проглотил. (Убегают)

Физминутка Рыбки плавали, ныряли

Рыбки плавали, ныряли (волнообразные вертикальные движения ладошками)
И плескались на воде (волнообразные горизонтальные движения ладошками)
То сойдутся, разойдутся, (горизонтальные сходящиеся и расходящиеся движения)
То зароются в песке. (приседают с круговыми движениями ладоней)

Примеры разминка для старшей группы

1. Часики бегут

Тики-токи, тики-токи

Все у нас соседи в шоке!

Это маятник у нас

Отбивает каждый час.

(Наклоняйтесь вправо-влево)

И у нас сидит кукушка

А в часах у ней избушка.

(Сядьте в глубокий присед)

Птичка прокукует время

И засядет в дом скорее.

(Приседайте)

Стрелки бегают по кругу,

Не встречаются друг с другом.

(Вращайте туловищем вправо)

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой.

(Вращайте туловищем влево)

Если часики встают

То завести их все бегут.

(Стоп)

2. Бабочка

Спал цветочек сладким сном,

Вдруг проснулся он, зевнув.

(Тело влево-вправо)

Спать он больше так не хочет,

(Тело вперед-назад)

Потянулся цвет, хохочет.

(Потянитесь)

Вдруг скочила, полетела

(Ручки вверх-влево-вправо)

Эта бабочка строптива.

Лишь проснется солнце наше,

Так и кружит, где послаще.

(Покружитесь)

3. Самолетики

Загудели самолеты,

(Вращайте согнутыми руками перед грудью)

Полетели самолеты,

(Сделайте руки в стороны, а после поочередно наклоны влево-вправо)

Тихо сели на поляну,

(Присядьте, а руки к коленям)

Физминутка «Вот так»

На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» – и жестом показывают нужное действие.

Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)

Post Views: 6 214

Значение физкультминуток в предварительной к школе группе

В последний год пребывания малышей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) осуществляется насыщенная их подготовка к следующему усвоению школьных предметов. Будущий первоклассник должен обладать первоначальными математическими способностями, уметь писать печатные буковкы, разбирать слово по звуковому составу, иметь представления о свойствах обычных веществ. Малыши 6–7 лет больше времени проводят за рабочими местами — растет нагрузка на позвоночник, мускулы и связки ведущей руки (которой пишут, держат ножницы, отрисовывают), глаза.

Это любопытно. Учёные говорят, что положение сидя противоестественно для человека. В особенности высока потребность в движении у малышей, это условие обычного роста и развития организма.

Занятия в предварительной группе приближаются по форме проведения к школьным урокам

Воспитатель должен проследить за усвоением программы, заботясь при всем этом и о здоровье подопечных. Потому роль физкультминуток на упражнениях с дошкольниками растет год от года. Динамические паузы — неотклонимый элемент занятий с детками 6–7 лет. Это маленький отдых, который помогает сохранить баланс физических и внутренних сил: с мускул снято напряжение, но тонус не ослабел, и настроение положительное. Цель физкультминуток в старшей группе — созидание здоровья малышей через двигательную активность.

Посреди занятия непременно проводят физкультминутку

Приёмы проведения физкультминуток

Воспитанники предварительной группы в достаточной мере организованы, охотно следуют инструкциям и указаниям преподавателя. Воспитатель может придумать традицию: о начале физкультминутки будет докладывать какой-нибудь сигнал. Это может быть звук свистка (колокольчика) либо стихотворный позывной. Знакомая команда вызовет у ребят удовлетворенность, и в мозг поступит сигнал о способности организму отдохнуть. Физкультминутки нужно проводить на упражнениях, требующих завышенной интеллектуальной активности, также при неподвижных видах деятельности:

  • занятия по обучению грамоте;
  • ФЭМП (формирование простых математических представлений);
  • опытно-экспериментальная деятельность;
  • занятия по развитию речи;
  • продуктивное творчество (лепка, конструирование, рисование);
  • кружковая деятельность: занятия по шахматам, британскому языку, авиамоделированию и др.

Для воспитанников предварительной группы физкультминутку проводят и во время занятия в библиотеке

Проводя физкультурную паузу с детками 6–7 лет, воспитатель употребляет последующие приёмы:

  • Доступность:
    • разученные ранее упражнения и игры малыши делают без помощи других, услышав команду воспитателя;
    • если в группе малышей наблюдается затруднение в выполнении задания, воспитатель просит выполнить показ уверенного в движениях ребёнка;
    • если в ДОУ есть проектор, детям демонстрируются слайды с порядком выполнения действий (в качестве напоминания).
  • Музыкальность:
    • внедрение фоновой музыки (инструментальных мелодий, народных мотивов);
    • выполнение физкультминутки в согласовании с текстом песенки.
  • Занимательность:
    • детям 6–7 лет увлекательны игровые упражнения по темам «Путешествия», «Космос», «Спорт», «Профессии»;
    • в рамках реализации ИКТ проводятся мультипликационные физкультминутки (ролики, где персонажи поют и демонстрируют движения).
  • Разнородность упражнений:
    • на улучшение точности и ловкости движений (большая моторика);
    • на развитие подвижности и гибкости пальцев (маленькая моторика);
    • офтальмотренаж (упражнения для глаз);
    • дыхательные упражнения;
    • элементы самомассажа;
    • элементы логоритмики.

Демонстрировать ребятам знакомые движения может как сам преподаватель, так и уверенно выполняющий упражнение воспитанник

Виды и формы физкультминуток в предварительной группе

Физкультурные паузы на упражнениях в предварительной группе проводятся в 2-ух формах — конкретно за рабочим местом (сидя) либо на ковре группового помещения (стоя). Желательно, чтоб любая физкультминутка содействовала расслаблению всех групп мускул. Делая гимнастику для глаз либо пальчиков в положении сидя, ребята могут встать рядом со столом, чтоб сделать несколько приседаний.

Желательно, чтоб динамические паузы для малышей проводились в положении стоя

По содержанию и методу проведения физкультминутки для старших дошкольников делятся на 3 вида:

  • Оздоровительно-гигиенические физкультминутки — комплексы двигательных упражнений со стихотворным, песенным либо музыкальным сопровождением. Такие динамические паузы проводятся в большинстве случаев в предварительной группе. Малыши просто заучивают стихотворения и потешки, могут произносить их хором без помощи других либо совместно с воспитателем. Растет роль музыкальных физкультминуток: ребята старшего дошкольного возраста стремятся делать движения ритмично и чувственно, смотрят за мелодией.Физкультминутки оздоровительно-гигиенические можно разбить на 2 подвида — динамические паузы общего воздействия и для снятия локального напряжения. Воспитателю предварительной группы нужно включать особые физкультминутки в структуры занятий, на которых производились сложные для дошкольников задания (освоение письма, подготовка к чтению, счёт и вычислительные операции): с детками следует делать упражнения для улучшения мозгового кровообращения и снятия напряжения с плечевого пояса и рук.

Оздоровительно-гигиенические физкультминутки содержат задания для тренировки разных групп мускул: большой и маленькой мускулатуры

Увлекательный факт. По уровню физической нагрузки исследователи приравнивают танцевальное занятие к футбольной тренировке либо настоящей пробежке. Потому даже 2–3 минутки активного танца окажут благотворное воздействие на состояние малышей.

Выполняя танцевальные движения, малыши отдыхают, разминают мускулы, обретают не плохое настроение

Детям нравится повторять движения за сверстниками либо сказочными персонажами, которых они лицезреют на дисплее

Видео: консультация «Музыкальные физкультминутки»

Физкультминутки Екатерины Железновой — это игровая гимнастика для малышей 1,5–4 лет. На видео делают упражнения ребята старшего возраста. Делают просто, группа совершенно организована. И всё-таки проводить все 3 минутки динамической паузы в положении сидя некорректно. Хотя бы одно из показанных музыкальных упражнений могло быть выполнено стоя.

Видео: музыкальная физкультминутка в предварительной группе

На видео — хорошо организованная физкультминутка. В зимнее время малыши упражняются под песенку про мороз. Ребята разминаются рядом с рабочими местами, в положении стоя. Упражнения производятся воспитанниками без помощи других, потому у неких наблюдается неуверенность в движениях, воспитателю в схожей ситуации рекомендуется в последующий раз повторить с ребятами порядок действий.

Видео: физкультминутка «Самолёт»

Оздоровительно-гигиеническая физкультминутка с Чудариками может проводиться на упражнениях по темам «Профессии» (ребята изображают лётчиков). Эту колоритную и весёлую динамическую паузу успешно использовать во время утренников и совместной с родителями деятельности малышей. На проекторной доске идёт запись физкультминутки, и все повторяют. Можно разбить взрослых и малышей на две команды, проследить, кто лучше управится с заданием.

Видео: песенка-игра «Itsy Bitsy Spider»

Разучивая с воспитанниками песенки и стишки на британском языке, преподаватель должен параллельно проводить консультации с родителями. На информационном щите располагаются тексты песен, которые прослушивают малыши. Видеозаписи с физкультминутками на британском языке можно публиковать в общем чате группы, чтоб предки повторяли с ребятами движения по вечерам и в выходные деньки.

Физминутка Звериная зарядка

Звериная зарядка
Раз — присядка,
Два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание c ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

Виды и формы физкультминуток в подготовительной группе

Физкультурные паузы на занятиях в подготовительной группе проводятся в двух формах — непосредственно за рабочим местом (сидя) или на ковре группового помещения (стоя). Предпочтительно, чтобы каждая физкультминутка способствовала расслаблению всех групп мышц. Делая гимнастику для глаз или пальчиков в положении сидя, ребята могут встать рядом со столом, чтобы сделать несколько приседаний.

Предпочтительно, чтобы динамические паузы для детей проводились в положении стоя

По содержанию и способу проведения физкультминутки для старших дошкольников делятся на 3 вида:

Оздоровительно-гигиенические физкультминутки — комплексы двигательных упражнений со стихотворным, песенным или музыкальным сопровождением. Такие динамические паузы проводятся чаще всего в подготовительной группе. Дети легко заучивают стихотворения и потешки, могут произносить их хором самостоятельно или вместе с воспитателем. Возрастает роль музыкальных физкультминуток: ребята старшего дошкольного возраста стремятся выполнять движения ритмично и эмоционально, следят за мелодией.Физкультминутки оздоровительно-гигиенические можно разбить на 2 подвида — динамические паузы общего воздействия и для снятия локального напряжения. Воспитателю подготовительной группы необходимо включать специальные физкультминутки в структуры занятий, на которых выполнялись сложные для дошкольников задания (освоение письма, подготовка к чтению, счёт и вычислительные операции): с детьми рекомендуется выполнять упражнения для улучшения мозгового кровообращения и снятия напряжения с плечевого пояса и рук.

Танцевальные физкультминутки — двигательная импровизация под музыку. Воспитанникам подготовительной группы во время танцевальной паузы рекомендуется давать такие задания: «Попробуйте включить в движения элементы присядочной», «Строимся в хоровод», «Станцуем лимбо» и т. д. То есть ребятам предлагается повторить ранее изученные движения (на музыкальном или хореографическом занятиях). В качестве музыкального сопровождения используются:
песенные композиции детских коллективов («Барбарики», «Непоседы», «Смайлики»),
русские народные песни,
танцы народов мира (ламбада, лимбо, тарантелла, цыганочка, лезгинка).

Электронные физкультминутки — проецируемые на полотно видеоролики, на которых показываются движения. В подготовительной группе можно проводить электронный офтальмотренаж: дети следят за изображениями, передвигающимися по экрану, при этом напрягаются и расслабляются мышцы глаз.Электронные физкультминутки доступны для скачивания на видеохостингах

Обратите внимание на видеопесенки с движениями на иностранных языках. Их также можно использовать на занятиях в подготовительной группе, предварительно обсудив с ребятами содержание песенки и выучив некоторые слова.

Видео: консультация «Музыкальные физкультминутки»

Смотрите это видео на YouTube

Физкультминутки Екатерины Железновой — это игровая гимнастика для детей 1,5–4 лет. На видео выполняют упражнения ребята старшего возраста. Выполняют легко, группа идеально организована. И всё-таки проводить все 3 минуты динамической паузы в положении сидя неправильно. Хотя бы одно из показанных музыкальных упражнений могло быть выполнено стоя.

Видео: музыкальная физкультминутка в подготовительной группе

Смотрите это видео на YouTube

На видео — грамотно организованная физкультминутка. В зимнее время дети упражняются под песенку про мороз. Ребята разминаются рядом с рабочими местами, в положении стоя. Упражнения выполняются воспитанниками самостоятельно, поэтому у некоторых наблюдается неуверенность в движениях, воспитателю в подобной ситуации следует в следующий раз повторить с ребятами порядок действий.

Видео: физкультминутка «Самолёт»

Смотрите это видео на YouTube

Оздоровительно-гигиеническая физкультминутка с Чудариками может проводиться на занятиях по темам «Профессии» (ребята изображают лётчиков). Эту яркую и весёлую динамическую паузу удачно использовать во время утренников и совместной с родителями деятельности детей. На проекторной доске идёт запись физкультминутки, и все повторяют. Можно разбить взрослых и детей на две команды, проследить, кто лучше справится с заданием.

Видео: песенка-игра «Itsy Bitsy Spider»

Смотрите это видео на YouTube

Разучивая с воспитанниками песенки и стишки на английском языке, педагог обязан параллельно проводить консультации с родителями. На информационном стенде размещаются тексты песен, которые прослушивают дети. Видеозаписи с физкультминутками на английском языке можно публиковать в общем чате группы, чтобы родители повторяли с ребятами движения по вечерам и в выходные дни.

Игра «Ловим комаров»

Позволяет подвигаться в свободном ритме и темпе, снимает зажимы.

Педагог предлагает детям представить лето:

«Наступило лето, я открыла форточку, и к нам в класс налетело много комаров. Нужно их поймать. Вот так!». 

Учитель сначала медленно, затем ускоряясь, делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки — то по одному, то по два. Ученики повторяют. Они могут «ловить комаров» каждый в своем темпе, главное — не задевая тех, кто сидит рядом. Закончить игру можно так: 

«Стоп! Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные руки, встряхните несколько раз ими. А теперь снова за работу!».

5 подвижных игр для физкультминутки

1.     ТОП-ХЛОП

Педагог включает музыку, дети свободно перемещаются по группе. Когда музыка стихает, педагог дает команду, например: «хлоп-топ-топ-топ». Дети останавливаются и повторяют заданную последовательность, проговаривая ее вслух: «хлоп-топ-топ-топ». Затем игра повторяется уже с новой последовательностью: например, «топ-топ-хлоп». Тот, кто нарушит ее, считается проигравшим и выбывает. Ему можно предложить выполнить штрафное упражнение.

Помимо разминки, игра станет хорошим упражнением на внимательность.

2.     ПОВТОРИ НАОБОРОТ

Воспитатель выступает водящим. Он показывает движения, а дети должны повторить их, но наоборот. Например, водящий вытягивает руки перед собой, а дети — заводят за спину, водящий приседает, а дети — подпрыгивают.

Как и предыдущая игра, «Повтори наоборот» тренирует внимание и позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя комфортнее в компании сверстников и взрослых.

3.     ЗАЙЧИКИ

Дети сидят на корточках и изображают зайчиков. Ведущий, которым выступает воспитатель, говорит слова считалки:

«В поле на пригорке
Зайчики сидят.

Свои лапки греют,

Ими шевелят».

Дети показывают соответствующие движения, хлопают в ладоши, шевелят руками. Дальше воспитатель говорит:

«Крепче стал, мороз, никак,
Мы замерзнем, сидя так.

Чтоб согреться поскорей,

Будем прыгать веселей».

Зайчики начинают подпрыгивать, постукивать «лапкой о лапку».
По сигналу воспитателя: например, «Лиса!», дети принимают исходное положение. Игра продолжается, или ребята возвращаются к занятию.

4.     ПРИВЕТСТВИЯ

По сигналу воспитателя дети двигаются по группе и здороваются со всеми встречными определенным образом:

1 хлопок — здороваются за руку, заодно разминают пальчики;
2 хлопка — здороваются плечиками;
3 хлопка — здороваемся спинками.

Игра хорошо тем, что ее можно усложнять и изменять до бесконечности, включая нужные группы мышц: здороваться можно ножками, локотками, ступнями, подпрыгивая и так далее. К тому же, дети, постоянно находясь во взаимодействии, начинают ближе общаться, меньше стесняться.

5.     МЯЧИКИ (пальчиковая гимнастика с небольшим мячом)

Воспитатель читает детям стихотворение и показывает им нужные движения. Дети выполняют манипуляции с мячом.

Мячик сильно я сжимаю
И ладошку поменяю.

Сжимать мячик правой рукой, затем левой.

«Здравствуй, мой любимый мячик!»
Скажет ему каждый пальчик.

Нужно удерживать мяч сначала указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем.

Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.

Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем.

По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево — как хочу.

Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед.

Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец.

Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.

Ладошками дети отбивают мяч.
Это прекрасная пальчиковая разминка, которая заменит однотипное «Мы писали — мы писали».

Физкультминуток множество, поэтому разнообразить смену деятельности в саду ничего не стоит. Воспитатели могут придумывать собственные считалочки и игры и даже подключить к этому детей. В любом случае, главное — это хорошенько размяться и повеселиться в перерывах между занятиями.

Панкратова Ася

Физминутки про поезд

Паровоз

Загудел паровоз
«Ту-ту» (Дети кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку)
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу («паровозы» едут по кругу)
Далеко их укачу.
Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду».
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так-так-так!»
(Ходьба на месте, с продвижением вперед. Согнутыми руками делают движения вперед-назад)

Поезд

Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу!
Бежит паровоз.
Далеко-далеко ребят он повез. (Ходьба на полусогнутых ногах)

Примеры разминка для старшей группы

1. Часики бегут

Тики-токи, тики-токи

Все у нас соседи в шоке!

Это маятник у нас

Отбивает каждый час.

(Наклоняйтесь вправо-влево)

И у нас сидит кукушка

А в часах у ней избушка.

(Сядьте в глубокий присед)

Птичка прокукует время

И засядет в дом скорее.

(Приседайте)

Стрелки бегают по кругу,

Не встречаются друг с другом.

(Вращайте туловищем вправо)

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой.

(Вращайте туловищем влево)

Если часики встают

То завести их все бегут.

(Стоп)

2. Бабочка

Спал цветочек сладким сном,

Вдруг проснулся он, зевнув.

(Тело влево-вправо)

Спать он больше так не хочет,

(Тело вперед-назад)

Потянулся цвет, хохочет.

(Потянитесь)

Вдруг скочила, полетела

(Ручки вверх-влево-вправо)

Эта бабочка строптива.

Лишь проснется солнце наше,

Так и кружит, где послаще.

(Покружитесь)

3. Самолетики

Загудели самолеты,

(Вращайте согнутыми руками перед грудью)

Полетели самолеты,

(Сделайте руки в стороны, а после поочередно наклоны влево-вправо)

Тихо сели на поляну,

(Присядьте, а руки к коленям)

Когнитивные физминутки

Дидактические игры с движениями

При показе картинки или названии предмета воспитанники выполняют определенные упражнения. Игра “Умный светофорик” – красный цвет – дети стоят, желтый – сидят за партой, зеленый – шаг на месте.

Двигательные действия и задания

Физкультминутка включает в себя элементы движений и мыслительной деятельности. Они направленны на снятие усталости с определенной категории мышц, например: “Сколько будет 3+2, столько раз присесть, а 9 – 5, столько раз поднять руки вверх…”

Развивающие игры

Игры на развитие познавательных процессов, памяти, внимания, нахождения различий, сравнения, воображения объединения в целое, выделение противоположностей. Допустим, упражнение “Покажи фигуру”, например: “Круг какой? А квадрат какой?” – детки показывают, игры “Летим – плывем” – соотнесение действия с изображенным предметом.

Психогимнастика

При помощи мимики, чередование радости и грусти, выражение разнообразных эмоциональных состояний, упражнение “Энергетическая зевота” – имитация зевоты, расслабление голосовых связок.

Креативные физминутки

Гимнастика ума

Применение игр для развития, логического мышления, познавательных процессов умения принимать решения, воображения, восприятия, внимания, памяти. Сюда можно оотнести мини-викторины, кроссворды, загадки, ребусы. Гимнастика ума включает в себя упражнения для улучшения мозгового кровообращения – это двигательные действия (наклоны и повороты головы) + дыхательная гимнастика.

В процессе упражнений происходит механическое воздействие на стенки сосудов, облегчение и интенсивность умственной деятельности, расширение сосудов головного мозга и усиление мозгового кровообращения, повышение их эластичности.

Необычные движения

Задания типа: как может перемещаться пешеход с горы или в гору, по неровной дороге, или же как плывет корабль в шторм и в штиль.

Сюжетно-ролевые игры

Такие игры, как сюжетно-ролевые вводят дошкольников в мир взрослых. Чаще всего физкультурные упражнения проводятся в стихах.

Пантомимическая гимнастика

Методика проведения физминуток у детей. Пантомимическая гимнастика связана с подражанием птицам или животным.

“Сова” – упражнение на снятие усталости с мышц шеи и зрительного аппарата.

Исходное положение – захватите и сожмите мышцу левого плеча правой рукой, поверните голову и посмотрите через плечо. Изображаем сову, хлопаем глазками, делаем вдох, на выдохе выговариваем “ух”.

При выполнении этого упражнения происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, сокращения напряжения, расслабление мышц шеи, плечевого пояса, позвоночника, восстановление голосовых связок и снятие утомления со зрительного аппарата.

Рекомендации по проведению физкультминуток

В подборе упражнений для физкультминутки нужно руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Перед знакомством с физкультминуткой необходимо объяснить ее содержание, отработать необходимые жесты и движения. Это создаст у детей положительный эмоциональный настрой и подготовит их к выполнению упражнений.

2. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны охватывать в основном крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Целесообразно включать ходьбу на месте, подскоки, приседания в быстром темпе. Иногда, например, на занятиях по рисованию, целесообразно включить упражнение для мышц кисти руки: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения кистей; такие же движения пальцами рук.

3. Педагог выполняет упражнения вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в форме физкультминутки.

4. Речь воспитателя должна быть эмоциональной и выразительной при проведении физкультминутки, движения нужно выполнять синхронно с текстом или в паузах.

5. Текст постепенно разучивается детьми наизусть, они произносят его частично или целиком, соотнося слова с движениями.

7.Необходимо поощрять подпевание детей, не замечать, если они поначалу делают что-то неправильно.

8.Физкультминутки развивают у детей способность к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои движения, его следует хвалить даже при небольших успехах.

9. Выучив две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

10. Нельзя принуждать ребёнка делать физкультминутку, если у него нет на это желания. Надо понять, разобраться в причинах отказа.

11. Содержание физкультминутки надо изменять в зависимости от характера и условий проведения конкретного занятия, а не давать ее заранее целиком составленную на всю неделю для любого занятия.

12

Если видите, что дети работают усердно и сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно

Признаки развития переутомления

При проведении каждой физкультминутки учитываются возрастные, и индивидуальные особенности ее участников. На занятии необходимо следить за появлением первых признаков утомления.

О развитии переутомления у дошкольника свидетельствуют:

1.Снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий.

2.Ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания.

3. Появление чувства усталости.

Время начала физкультминутки выбирает сам воспитатель, ориентируясь на то, когда у значительной части детей начинает проявляться утомление.

Проведение физкультминутокдолжно решать следующие задачи:

а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;

б) активизацию внимания детей и повышение способности к восприятию учебного материала;

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий