Музыкальные игры для развития малышей – весело и полезно

«Бубен»

Маленькие дети очень любят играть с бубном. В эту игру, которая отлично развивает чувство ритма, речь и усидчивость, можно играть всей семьей. В то время как один участник играет бубном, остальные хлопают и произносят слова: «Поиграй, (имя), в бубен. Мы в ладоши хлопать будем. Поиграй, поиграй, (имя), бубен передай!» После этого игрок передает бубен следующему участнику, и игра повторяется, пока не надоест. Закончить игру можно фразой «Поиграй, поиграй, на место бубен убирай».

Музыкальные подвижные игры нравятся подавляющему большинству детей дошкольного возраста

С их помощью можно развить у ребенка музыкальный слух, чувство ритма, внимание, память, воображение, эмоциональность. Играйте в музыкальные игры всей семье, вместе слушайте музыку, обсуждайте свои впечатления

Это не только весело, но и очень полезно.

Как привить ребенку интерес к музыке

Формирование у ребенка интереса к музыке должно производиться родителями и педагогами постепенно. Начинать необходимо еще до рождения малыша. Первое знакомство должно заключаться в прослушивании музыкальных произведений, затем следует подключить танцевальные движения, далее перейти к разучиванию песен и знакомству с музыкальными инструментами.

Для выработки интереса к музыке необходимо следовать следующим рекомендациям:

  1. беременной женщине следует часто прослушивать классическую музыку таким образом, чтобы малыш, находящийся в ее утробе, тоже мог ее слышать;
  2. после рождения ребенка следует включать ему ту музыку, которую он слышал до своего появления на свет;
  3. гимнастические упражнения и массаж проводить младенцу под музыку;
  4. практиковать совместные танцы детей и родителей;
  5. приобретать ребенку музыкальные игрушки;
  6. регулярно включать классическую музыку и детские песни (стараться разучивать их);
  7. знакомить ребенка с музыкальными инструментами;
  8. регулярно проводить музыкальные игры для детей.

Игра «Угадай, на чем играю»

  • Не менее занимательно устраивать подобную угадайку и на «бытовых музыкальных инструментах». Нам с Таисией такой вариант нравится даже больше. На чем можно играть? Можно ударять ложкой по кастрюле, чашке, стакану, бутылкам (пустым и наполненным), стучать деревянными ложками друг об друга, шуршать пакетом, звенеть ключами. Чем более «продвинутым» становится уровень ребенка в угадайке, тем более тонкие отличия можно использовать в игре, например, взять несколько кастрюль разных размеров или бутылок с разным количеством воды.
  • Можно пойти дальше и угадывать различные бытовые звуки по аудиозаписям, например, шум пылесоса, стиральной машины, заводящегося автомобиля, скрип двери и т.п. (Примеры таких звуков можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ). Такое занятие тоже очень понравится малышу.

Музыкальные терапевтические игры

Музыкальные игры можно использовать для уменьшения физического и эмоционального напряжения, а также эмоционального развития.

Что ты слышишь

Предложите ребенку сесть и минутку прислушиваться к окружающим звукам. А потом поделитесь друг с другом тем, что услышали: пение птиц, шум проезжающего транспорта, голоса соседей за стеной, звук работающего холодильника и т.д.

Вы также во время игры можете умышленно добавлять звуки: стучать пальцами по столу, уронить какой-нибудь предмет, вздыхать.

Шум моря

Упражнение на расслабление и дыхательная гимнастика.
Включите ребенку шум моря. А затем предложите «подышать» как море. Делаем тихий мягкий вдох животом, а затем плавно поднимаем вверх руки. Долго-долго выдыхаем на звук «Ш». Плавно опускаем руки и снова вдыхаем.

Нарисуй музыку

Для этого занятия понадобится гуашь или акварель.

Расскажите ребенку, что музыка способна выражать звуки окружающего мира, передавать переживания людей. Это возможно с помощью изменения скорости музыки, громкости, высоких и низких звуков.

Включите музыкальное произведение и предложите малышу нарисовать то, что он себе представляет, слушая его. В зависимости от характера музыки мазки могут быть легкими и плавными, яркими и бледными, резкими и плавными.

Сыграй эмоцию

Есть ваш малыш злится, предложите ему сыграть эмоцию злости. Обсудите, почему он выбрал тот или иной инструмент. Как и на чем он будет играть, когда успокоится?

А как бы он сыграл радость, удивление, грусть?

Угадай эмоцию

Сыграйте на барабане, металлофоне любую эмоцию и предложите ребенку угадать ее. Поменяйтесь ролями.

Разговор инструментами

Предложите ребенку представить, что вы умеете разговаривать только музыкальными инструментами. «Скажите» что-нибудь таким способом. Что ваш малыш вам ответил? И какой инструмент для этого выбрал? Что вы почувствовали? Как вы думаете, что он хочет вам сказать?

Три цветка

С помощью этой игры учимся определять характер произведения.
Вырежьте из картона или бумаги 3 цветка, в середине которых изобразите лица: веселое, плачущее, спящее. Эти лица соответствуют определенному характеру музыки: задорная, веселая, грустная, жалобная, спокойная.

Включите музыку или сыграйте мелодию. Предложите малышу показать цветок, соответствующий характеру музыки.

Откуда музыка взялась

Музыка сопровождает человечество практически с момента зарождения. Есть мнение, что изначально первобытные люди «пробовали голос», подражая крикам животных, птиц, и различным звукам природы. А первые ритмы появились при выполнении монотонной работы, например, во время долгого трения кусков дерева для добычи огня, выделки шкур. Музыка сопровождала человека с момента рождения до последнего вздоха.

Классическая музыка признается лучшей не только для детей, но и для человека вообще. И хотя люди, мало знакомые с музыкальной классикой, сознательно часто отрицают ее положительное влияние, исследования подсознания все-таки утверждают обратное.

Идеальной для детей в течение многих десятков лет считается музыка Моцарта. Русские и советские композиторы также значительно обогатили копилку детского мирового музыкального наследия. А если вспомнить значительное количество детских песен, становится очевидно: родителям и педагогам предоставлен богатейший материал для музыкального развития подрастающего поколения.

Музыкальные игрушки

Еще до достижения малышом 1 года стоит приобрести звучащие игрушки и игрушечные музыкальные инструменты.

Даже простое извлечение звука из инструмента – интересное занятие, доступное ребенку уже в раннем возрасте. А сколько игр с ними можно придумать!

Пианино для самых маленьких — это, конечно, не музыкальный инструмент, а просто игрушка. Но я не знаю ребенка, который бы остался к ней равнодушен.

My-shop

My-shop

My-shop

С удовольствием малыш будет играть на ксилофоне, металлофоне.

My-shop

My-shop

My-shop

А еще бубен, маракасы, барабан, колокольчики:

My-shop

My-shop

My-shop

Идеально, если в доме будет настоящий инструмент, на котором кто-то из взрослых периодически играет.

Приёмы организации музыкальной игры в разном дошкольном возрасте

В раннем дошкольном возрасте (2–3 года) музыкальные игры носят ознакомительный характер. Они простые, подвижные, хороводные, совершенно не осложнённые теорией (например, воспитатель ходит с малышами под музыку «паровозиком», инсценирует коротенькую песенку или водит хоровод с очень простыми действиями).

Во второй младшей группе (3–4 года) дети уже знакомятся с простейшими музыкальными инструментами, учатся элементарно характеризовать мелодии (высокие и грустные, тихие и громкие, медленные и быстрые), осваивают некоторые танцевальные движения. Исходя из этого, и строятся музыкальные игры, например, «Птички и птенчики», «Отгадай, на чём я играю», «Какой колокольчик звенит?». При этом воспитатель активно использует жесты (низкие звуки — держит руки на животе, средние — соответственно, на груди и высокие — возле головы), картинки (бодрая музыка — изображение марширующих ребят, спокойная — спящих), игрушки (аналогично показывает, как кукла шагает или спит).

В младшей группе усложняются подвижные игры: малыши должны выполнить движения согласно темпу музыки. Музыкальные атрибуты также начинают включаться в сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад»).

Во второй младшей группе малыши уже способны выполнять движения в соответствии с темпом музыки

Воспитанники среднего звена (4–5 лет) уже имеют определённый музыкальный опыт, поэтому к вышеуказанным играм добавляются самостоятельные действия с дидактическими материалами (к примеру, «Озвучь инструмент на картинке»). Воспитатель должен создавать дошкольникам среду для самостоятельной деятельности — предлагать им настольно-печатные пособия: например, музыкальное лото или домино.

Воспитанники средней группы обычно с удовольствием играют в домино, в том числе музыкальное

Более успешно проходят игры из серии «Спокойное музицирование» на определение характера музыки. Однако музыкальные подвижные игры с правилами ещё вызывают затруднение. Некоторым малышам сложно сориентироваться, они запаздывают, начинают двигаться лишь после своих товарищей, не могут выдержать долгих пауз (убегают на место). Это обусловлено особенностями развития нервной системы, либо ребёнок часто болеет и редко посещает детский сад. К таким ребятам необходим индивидуальный подход. К примеру, педагог подсказывает: «Когда музыка станет громкой, будет танцевать Саша, а когда тихой — Катя».

Хороводные игры с дошкольниками пятого года жизни уже не вызывают затруднений. Исключением могут стать лишь игры на определение силы звучания: чем тише музыка, тем медленнее нужно идти в хороводе.

Музыкальные же игры для старших дошкольников становятся уже более сложными и разнообразными. Дети шестого года жизни уже вполне самостоятельно занимаются с дидактическими пособиями, а будущие школьники (6–7 лет) споосбны даже проводить без педагога небольшим коллективом подвижные и хороводные игры, сами подбирая необходимые атрибуты. Исключением опять-таки будут недостаточно усидчивые ребята, с неуравновешенной психикой либо часто болеющие.

Воспитанники подготовительной группы уже могут самостоятельно организовать хороводную игру

Некоторые активные дети (лидеры по натуре) любят брать на себя роль педагога, проводят подвижные игры, однако, чересчур увлекаясь, они, иногда не способны охватить вниманием весь коллектив, делают паузы по ходу игрового действия. Такие ребята, действительно, есть почти в каждой группе

В моей практике была одна девочка, которой я могла доверить провести подвижную игру, физкультминутку или пальчиковую гимнастику. И интересно, что другие ребята её слушались так же, как и педагога

Такие ребята, действительно, есть почти в каждой группе. В моей практике была одна девочка, которой я могла доверить провести подвижную игру, физкультминутку или пальчиковую гимнастику. И интересно, что другие ребята её слушались так же, как и педагога.

Сюжетно-ролевые игры музыкальной тематики в старшем дошкольном возрасте становятся более развёрнутыми, замысловатыми по сюжету. Например, ребята воображают себя участниками оркестра, преподавателями школы искусств, членами жюри и участниками вокального или танцевального конкурса (материал для игр заимствуется, в том числе, из просмотра телепередач) магазин музыкальных инструментов.

О пользе музыки

Музыка для ребенка – это, прежде всего, удовольствие. И для слуха, и для тела (когда малыш научится пританцовывать в такт, он будет всегда с радостью это делать). Всевозможные музыкальные звуки должны окружать ребенка с рождения, помогая ему совершенствовать слух и расширять познания об окружающем мире:

  • С рождения малышу нужно включать музыку, которую он слышал, когда находился у мамы в животике. Это поможет ему легче адаптироваться к новому миру, успокаиваться при плаче.
  • До полугода это преимущественно музыка классическая, гармонизирующая работу нервной системы, а также звуки природы (птиц, воды, листьев). Также важную роль играют мамины песни – потешки, колыбельные.
  • После 6 месяцев можно разнообразить музыкальный «ассортимент» веселыми детскими песенками. Они помогут обогатить эмоции.
  • Ближе к 10 месяцам полезно танцевать вместе с ребенком: сначала пританцовывать в такт музыке с ним на руках, затем – держа его за ручки (пусть учится двигаться в такт самостоятельно). У малыша будет развиваться чувство ритма, совершенствоваться двигательные навыки, тренироваться мышцы.

Что дают музыка и музыкальные игры деткам постарше (после года)? Спектр их полезных функций достаточно широк:

знакомят с музыкальными инструментами, с разнообразием звуков;
знакомят с характером музыки, учат его выражать в движении;
дают представление о темпе, громкости звуков и мелодий;
развивают слух, чувство ритма, умение чувствовать, понимать музыку;
способствуют развитию координации, пластики;
помогают сбалансировать работу нервной системы, снимают излишнюю напряженность, импульсивность;
развивают воображение;
подвижные игры активизируют дыхание, улучшают кровообращение и обменные процессы в маленьком организме;
развивают реакцию и внимание;
учат подчиняться правилам, взаимодействовать с другими детками;
учат петь под аккомпанемент.

Поэтому подвижные и дидактические музыкальные игры для детей активно используются в любом детском саду. Но играть с ребенком можно и дома. Для этого не всегда нужна большая компания.

Сюжетно-ролевые игры

Для младшего и среднего возраста подойдёт игра «Путешествие в деревню». Воспитатель сообщает малышам, что бабушка пригласила их в гости к себе в деревню. Ехать детям предлагается на поезде из стульчиков. Дети садятся на импровизированный паровозик, имитируют движение колёс и поют с воспитателем какую-нибудь песню про паровоз (например, из мультфильма «Паровозик из Ромашкова»). Далее идёт остановка на станции — малыши пересаживаются в автомобиль (соответствующая песня под музыку). Затем приезд к бабушке, путешествие по скотному двору. Под музыку дети изображают собачку, кошку, курочку, лошадку, гусей. Бабушка угощает всех пирожками (песня «Пирожки»). Ребята возвращаются домой снова на автомобиле и поезде.

Со старшими дошкольниками можно организовать игру «Музыкальный радиоспектакль». Педагог сообщает, что детская радиостанция «Киндер-FМ» попросила их записать музыкальную сказку — в ней должны звучать песни и музыкальные инструменты. Дошкольники выбирают сказку, вспоминают её содержание. Далее определяются певцы (для каждого персонажа) и музыканты (будут играть певцам на инструменте)

Ещё одно важное действие — обустройство радиостудии. Нужно подготовить аппаратуру для работы: микрофон, наушники, ноутбук, пульт управления звуком

Выбирается также звукорежиссёр (это может быть воспитатель).

5. Учимся различать громкость

Игра аналогична предыдущей, только теперь мы уже обращаем внимание не на темп, а на громкость звучания. Можно предложить малышу под громкую музыку громко хлопать в ладоши / греметь погремушкой, а под тихую – тихо

Или под громкую музыку топаем, маршируем, а под тихую – ходим на носочках. Несколько произведений со сменой громкости, которые хорошо подойдут для занятия: Вивальди «Времена года. Осень», Брамс «Венгерский танец №5», Бетховен «Симфония №5», Моцарт «Свадьба Фигаро. Увертюра».

Другой вариант игры – мама играет в бубен, малыш  под тихие удары бубна ходит на носочках, под громкие – шагом, под очень громкие – бегом. Или если мама играет громко, ребенок должен поднять руки с флажками / погремушками, если тихо – опустить.

Самые популярные детские музыкальные игры

Популярные игры проверены годами. Они придутся к месту и в будни и на любых детских праздниках.

Музыкальные стулья

Эта игра с успехом используется уже для нескольких поколений детей и не теряет своей актуальности.

Список необходимого инвентаря очень короток: стулья (на 1 меньше, чем количество игроков) и любое устройство для воспроизведения музыки (музыка обязательно должна быть заводной).

Как играть:

  • Ведущий (взрослый) выставляет круг из стульев (спинками к центру круга).
  • Включает музыкальный фрагмент или исполняет его на каком-либо инструменте.
  • Дети начинают двигаться по кругу.
  • После завершения фрагмента мелодии игроки должны занять ближайший свободный стул.
  • Тот, кто не успел присесть, выбывает из игры.
  • Ведущий забирает из круга один стул и начинает следующий раунд.
  • Игра продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.

Ведущему во время включения/выключения музыки лучше находиться к детям спиной. Так исключается возможность подыграть.

Если играет очень большая компания детей, можно провести несколько полуфинальных турниров, чтобы их победители схлестнулись в захватывающем финале.

Ручеек

 Еще одна классика, используемая повсеместно, от детских садов и школ до пионерских лагерей.

Игра отлично подходит для больших компаний, помогает детям познакомиться и раскрепоститься.

Для веселого проведения игры понадобится только музыкальное сопровождение.

Обязательное условие — количество участников должно быть нечетным.

Как играть:

  • Для начала выбирается водящий игрок.
  • Остальные дети делятся на пары (лучше разнополые), берутся за руки и становятся в колонну.
  • Взрослый включает музыкальное сопровождение, а дети поднимают сцепленные руки вверх так, чтобы образовался коридор.
  • Водящий ребенок входит в коридор и, проходя по нему, выбирает себе пару.
  • Взявшись за руки новая пара бежит к другому концу «ручейка», становится позади всех и тоже поднимает руки.
  • Игрок, у которого забрали пару, становится водящим. Он должен пройти ручеек, выбрать себе другого напарника и встать с ним в конец колонны.
  • Играть можно до тех пор, пока детям не надоест.

Некоторые дети могут пользоваться особенной популярностью. Поэтому лучше устраивать небольшие перерывы в игре. Сделать это можно посредством выключения музыкального сопровождения.

Волк под горой

«Волк под горой» — веселый вариант салочек. Развивает в детях артистичность. Для проведения игры потребуется только музыкальное сопровождение.

Как играть:

  • Среди детей выбирается водящий, который будет исполнять роль волка. Остальные малыши играют роль гусей.
  • Волк должен спрятаться, чтобы дети его не видели.
  • Под спокойную музыку «гуси» гуляют по полю.
  • В какой-то момент взрослый меняет музыку на более подвижную, это сигнал для волка, который выскакивает из-под горы и начинает охоту на гусей.
  • Ребенок, которого водящий поймает последним, сам становится волком.

Угадай мелодию

Любимая многими взрослыми, в детской интерпретации игра поможет развить у детей музыкальную память и чувство ритма.

Для этого можно использовать 2 варианта игры: с музыкальным сопровождением и под хлопки ладонями.

Как играть с музыкальным сопровождением:

Детей нужно собрать в помещении с хорошей акустикой, чтобы все хорошо слышали мелодию.
Взрослый включает на каком-либо устройстве хорошо известные детям песни

Важно позаботиться о музыке заранее. Мелодии должны быть без слов, а основные мотивы песен в них хорошо различимы даже детям

Обычные минусовки не подойдут. Как правило, инструментальное сопровождение в них выполнено так, что основная мелодия не прослушивается.

  • Ребенок, отгадавший мелодию, должен поднять руку. Кто первым поднял, тот первым и отвечает. В случае, если он не угадал, ведущий спрашивает следующего поднявшего руку и т.д.
  • За правильные ответы можно награждать маленькими призами или вести подсчет очков и в конце наградить самого успешного.

Вариант игры под сопровождение хлопками ладоней более сложный.

Взрослый должен воспроизвести ритмический рисунок мелодии — на каждый слог песни нужно делать хлопок, соответствующей длины.

Такая игра сложнее, поэтому разрешается заранее изучить с детьми список песен, используемых в соревновании и постараться пропеть мелодии, чтобы дети их вспомнили.

«Догадайся, на чем я играю»

Познакомьте ребенка с различными детскими музыкальными инструментами: ксилофон, бубен, погремушка, барабан, колокольчик, ложки, треугольник, трещотки, гитара, труба, дудочка и т.д. Чем больше инструментов вы соберете, тем интереснее получится игра. Разложите перед ребенком музыкальные инструменты, которые есть у вас дома. Пусть малыш еще раз попробует, как звучит каждый из них. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами сыграйте на каком-либо инструменте. Пусть ребенок угадает, на чем вы играете. Затем можно поменяться ролями. Эту игру можно проводить с крохой, начиная с 1,5 лет, но в этом случае инструментов должно быть не слишком много.
Вместо музыкальных инструментов можно использовать бытовые предметы и подручные материалы. Например, стучать по баночкам, стаканам, использовать крышки от кастрюль, звенеть ключами, шуршать полиэтиленом и так далее. Кроме этого в интернете можно найти записи различных бытовых шумов (звук клаксона, шум стиральной машины и т.д.) и звуков музыкальных инструментов.

3. Изображаем музыку

Пожалуй, это самое любимое музыкальное занятие. Что значит изображать музыку? Все очень просто: под «Полет шмеля» мы летаем как шмели, под «Болезнь куклы» показываем нашу печаль и сопереживание, ухаживаем за куклой и баюкаем ее, под «Марш Черномора» изображаем злобного Черномора и его волшебное царство. То есть обыгрываются все те образы, которые возникают при прослушивании музыки. Естественно поначалу ребенок только повторяет действия за взрослым, но постепенно он учится придумывать свои сюжеты.

В этом занятии главное донести до ребенка, что музыка – это не просто набор нот, в ней скрыто множество эмоций и рассказывается о персонажах, событиях, переживаниях. Такое занятие замечательно развивает воображение ребенка, учит его понимать музыку. Хорошо подходит для малышей от 1,5 лет.

Вот несколько произведений, которые можно изображать с детьми дошкольного возраста:

  • Чайковский «Детский альбом»;
  • Сен-Санс «Карнавал животных»;
  • Прокофьев «Детская музыка» (Марш, Прогулка, Шествие кузнечиков, Утро);
  • Глинка «Марш Черномора»;
  • Вивальди «Времена года. Зима».

Связывать образы можно и со звучанием музыкальных инструментов. Например, мама играет на барабане или на пианино на басах, а ребенок танцует как неуклюжий медведь, мама играет на колокольчике или на верхних тонах пианино – ребенок порхает как бабочка.

«Угадай, какая клавиша»

Эта игра подходит тем, у кого дома есть пианино или синтезатор. Выберите несколько клавиш, сильно отличающихся по высоте, и приклейте на них небольшие картинки. Желательно, чтобы между изображением и высотой тона была связь, например, на клавишу с высоким звуком можно приклеит птичку или мышку, а на клавишу с низким звуком – медведя, слона, динозавра и т.д. Так вы сможете связать слуховое восприятие и наглядно-образное мышление, характерное для дошкольного возраста и сделать музыкальное занятие еще интересней для ребенка. Пусть малыш попробует, как звучит каждая клавиша. Затем попросите ребенка отвернуться и угадать, на какую клавишу вы нажимаете. В игровой форме можно изучать понятия «высокий» и «низкий» звук. Чтобы усложнить малышу задачу, выбирайте клавиши, близкие по звучанию.

Музыкальные игры

Дети любят проводить время активно: бегать, прыгать и танцевать, а если ко всему этому добавить музыкальное сопровождение, то можно организовать интересные музыкальные игры. Другие игры наоборот, могут успокоить ребенка, сконцентрировавшись на звуках музыки и ритме песенок. Предлагаем вам 6 музыкальных игр, которые позволят провести время с ребенком весело и с пользой. Некоторые из них можно использовать в качестве развлечения на детском празднике.

Странные танцы

Для этой игры необходимо подготовить 5 веселых коротеньких музыкальных композиций — длительность 1-1,5 минуты. Можно использовать припевы из знаменитых детских песенок, либо попсовых треков. Ведущий предлагает детям под каждую песенку исполнить необычные танцы. Под первую мелодию нужно танцевать только головой, под вторую — только руками, под третью — ногами, под четвертую — лицом, а под пятую — всем сразу. Можно сыграть несколько кругов, чтобы дети видели свой прогресс.

Пианино

Суть этой игры — научиться повторить ритм заданной мелодии. Для игры вы можете использовать как музыкальный инструмент, пианино или ксилофон, либо хлопать в ладоши. Ведущий хлопает или одной клавишей пианино набивает любой ритм. Задача ребенка — повторить его также на пианино, ксилофоне или с помощью хлопков. Следующий игрок также пытается повторить ритм. Каждый из детей должен повторить эту мелодию. Последнему ребенку, сложнее всего повторять мелодию. Затем игроки перестраиваются — первый становится в конец. Ведущий исполняет новый ритм, который дети по очереди повторяют. Цель — не сбиться и правильно передать ритм.

Зеркало

Это очень веселая танцевальная игра, которая развивает внимательность, а также помогает перестать бояться внимания и не бояться выглядеть нелепо. Нелепые танцы — часть этой игры. В детской группе выбирается один ведущий (в начале игры эту роль может выполнить взрослый). Он становится лицом к остальным игрокам. После того, как начинает играть любая музыкальная композиция, ведущий начинает показывать любые, приходящие ему в голову, танцевальные движения. Остальные игроки должны их повторить. Это могут быть прыжки, приседания, махи руками или ногами, различные фигуры и т.д. После окончания песни выбирается новый ведущий и новая композиция.

Солнышки и тучки

Эта музыкальная игра развивать у детей представление о различном характере и настроении музыки — веселая, спокойная, грустная

Она улучшает музыкальное внимание и память, а также слуховое восприятие и умение сопоставлять музыку с определенным настроением

Подготовьте на каждого ребенка по три значка: на одном изображена тучка, на втором — солнце, на третьем — солнце за тучкой. Их можно вырезать из цветного картона. Объясните детям, что музыка бывает грустной, как тучка, веселой, как солнышко и нейтральным, спокойным — как облачная погода. Ведущий включает мелодию. Дети должны быстро определить, грустная она, веселая или спокойная и показать соответствующий значок. Тому, кто первый правильно поднял значок, начисляют 1 балл (можно давать фант). Кто набирает больше всего баллов — победил.

Быстро-медленно

Игра подходит для малышей в возрасте от 3 лет. Ее цель — научить детей замечать изменения музыки и отражать их в своих движениях. Ведущий может исполнить медленную композицию на пианино, либо включить ее на музыкальной колонке. Дети становятся в круг и начинают по нему ходить. Если музыка становится быстрой — дети бегают и прыгают, если она замедляется — дети начинают ходить спокойно. Но если музыка играет очень медленно, то дети еле двигаются, опустив руки и голову, почти не сдвигаясь с места. Перед игрой можно потренироваться, чтобы дети понимали когда и как нужно двигаться.

Бубен

Минимальное количество участников для этой музыкальной игры — три человека. Поэтому если вы играете дома, то подключайте к игре всю семью. Для игры понадобится бубен. Его берет первый игрок и набивает ритм, приговаривая стишок:

Мы с тобой сыграем в бубен,
Хлопать мы в ладоши будем,
Песню весело играй,
Другу бубен передай!

Все остальные игроки нахлопывают такой же ритм. Когда стишок закончился, бубен передается следующему игроку по часовой стрелке.

Слово «тобой» в первой строчке стишка можно заменить на имя игрока, в чьих руках сейчас находится бубен. Слово «другу» в последней строчки замените на имя следующего игрока, кому передается бубен.

Эта игра особенно понравится малышам от 3 до 5 лет. Скорее всего вам придется сыграть немало таких кругов с бубном.

12. Слушаем, танцуем, поем

Ну и не забывайте почаще включать музыку просто так. Просто чтобы потанцевать или фоном во время игр. Запишите музыку для малыша на флешку или диск, чтобы можно было слушать в машине. Кроме классической музыки полезно включать и детские песни (СКАЧАТЬ ДЕТСКИЕ ПЕСНИ), вместе их петь. Если вы будете петь сами, то и ребенок очень скоро запомнит все слова и тоже начнет подпевать.

Используйте в своих танцах погремушки, бубны. Гремите в такт музыке, выполняйте с погремушками простые движения: гремите над головой, за спиной, перед собой и т.д. Вот еще интересный вариант танцев: попробуйте вместе с малышом танцевать только ручками, или только ножками, только глазками.

Желаю вам, чтобы музыка звучала в вашем доме как можно чаще, и всегда было хорошее настроение! Благодарю за внимание!

Спасибо Яне Разначенко за данный материал!

Свежие публикации данной категории

9 июня 2020 Азбука здорового питания

5 июня 2020 Спортивный фотовернисаж

21 мая 2020 Внимание! тренинг для Вас, педагоги!

6 мая 2020 Всероссийский патриотический конкурс рисунков “Наша Победа”

30 апреля 2020 Всероссийский урок безопасности

30 апреля 2020 Внимание – конкурс!

28 апреля 2020 Система добровольной сертификации информационных технологий (ССИТ)

27 апреля 2020 Сидим дома

27 апреля 2020 Бесплатная олимпиада ко Дню Победы и другие мероприятия

23 апреля 2020 Задания для будущих первоклассников

Музыкальные игры для самых маленьких

Начинать простейшие игры можно в довольно раннем возрасте. Например, уже в 8–9 месяцев крохе будет интересно и весело, если мама поставит его к себе на колени, включит ритмичную мелодию и начнет в такт ей присаживать малыша, чтобы он пружинил ножками, как бы пританцовывая. Со временем он начнет пружинить сам, причем довольно точно попадая в такт.

Еще одна игра, подходящая для малышей до года, – обучение простейшим навыкам работы с музыкальными инструментами. Мама показывает, как бить в бубен или барабан, трясти маракасы, нажимать кнопочки на детском пианино, звонить в колокольчик, а кроха повторяет. Со временем можно пробовать издавать такие звуки в определенном ритме, чтобы ребенок мог его повторить. Мама отстукивает на барабане некоторую ритмичную последовательность, показывая пример, а малыш пробует ему следовать. Постепенно такой ритмичный ряд можно усложнять. Другой вариант такой игры – постукивать чем-то (или хлопать в ладоши) в такт звучащей мелодии.

От полутора лет и старше

В полтора года детки уже самостоятельно ходят, знают название многих предметов, могут что-то называть сами. Поэтому музыкальные игры нужно постепенно усложнять. Например, использовать простые сюжетно-ролевые компоненты: девочка танцует с куклой под быструю мелодию, укачивает ее – под медленную. Мальчик изображает включенного робота, под медленную музыку «выключается».

Также можно поиграть в угадывание звуков. Показать ребенку несколько знакомых ему предметов (ложки, кубики, погремушки, колокольчики), а затем отвернуть и поочередно издавать звуки тем или иным предметом – пусть отгадает, что именно звучало.

К 2 годам детки уже могут бегать и подражать разным движениям и звукам. Это тоже нужно использовать. Например, научить ребенка отличать быструю музыку от медленной, тихую от громкой поможет игра «Веселый бубен». Мама отстукивает в бубен, а малыш выполняет соответствующие действия

Сначала под тихие звуки крадется на цыпочках, под громкие – важно топает, под очень громкие – бегает или прыгает. Затем под быстрый ритм скачет, как воробышек, под медленный – вышагивает, как цапля

Вот еще несколько примеров веселых и интересных музыкальных игр:

  • Кошки-мышки. Игра коллективная. Нужно выбрать одного кота, остальные дети – мышата. Под тихую мелодию кот спит, а мышки к нему подкрадываются. Когда музыка становится громкой, кот просыпается и гонится за мышками, а они убегают. Первая пойманная мышь становится котом.
  • Изобрази музыку. Нет, ее нужно не рисовать, а передавать своими действиями, мимикой, движениями. Например, слушая «Шествие гномов» нужно представить себя вышагивающими гномиками, «Шествие кузнечиков» — изобразить кузнечиков, слушая «Марш Черномора» — показать злобного дядьку Черномора и т.д. Можно подобрать множество таких примеров как из классики, так и из современных произведений. Можно изображать лебедей, распускающиеся цветы, зимнюю вьюгу, различных животных, времена суток… Именно здесь и пригодится понимание смысла звуков и мелодий.
  • Сказка-шумелка (или озвучка). Задача ребенка – используя подходящие предметы, имитировать нужный звук, согласно тому, что читает взрослый (бежит лошадка, гремит гром, топает медведь, журчит ручей, мужик по снегу идет, дровосек рубит лес). Для такой игры нужно заранее приготовить необходимые «звукоимитаторы» (барабан, ложки, кастрюли, пакеты, газеты, миску с водой и т.д.), и вместе с ребенком выяснить, какой предмет издает тот или иной звук. Такая «озвучка» принесет немало удовольствия.

Музыкальное развитие ребенка может быть веселым, увлекательным, ненавязчивым, интересным. Но в любом случае – полезным. Невозможно представить нашу жизнь без музыки. Поэтому в жизни ребенка она тоже непременно будет. Но пусть она не просто присутствует, а помогает растить гармоничную личность.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий