Музыкальное воспитание дошкольников

Музыкальные способности детей и их развитие

Музыкальные способности детского возраста чаще всего рассматриваются как самостоятельный компонент одаренности, позволяющий ребенку эффективно развивать в себе музыкальные навыки и осуществлять соответствующую деятельность. Кроме того, музыкальность позволяет адекватно воспринимать и переживать произведение, распознавать ее и т.д.


Чувство ритма развивается на музыкальных занятиях

Также, музыкальные способности включают в себя три базовых компонента:

  1. Ладовое чувство – умение распознавать ладовые функции отдельных звуков.
  2. Слуховое представление мелодии.
  3. Чувство ритма. Способность в движении переживать воспроизводимую музыку.

Немаловажную роль теория и методика музыкального развития и воспитания детей отводит

  • Способность к эмоциональному отклику на музыку.
  • Музыкальная память.
  • Музыкальное мышление.
  • Способность различать мелодический, гармонический, тембровый компонент музыки.

Таким образом, музыкальные способности позволяют ребенку не только создавать развивать навыки игры на том или ином музыкальном инструменте, но также переживать музыкальные произведения и создавать собственные.


Музыкальные способности – определение

От чего зависят музыкальные способности детского возраста и что необходимо делать для того, чтобы развивать?

Для начала рассмотрим, как именно музыкальность может дать знать о себе в самом раннем возрасте. Ребенок, отличающийся этим качеством:

  • Демонстрирует музыкальную впечатлительность, эмоционально реагируя на звучащие произведения
  • Пытается сосредоточиться под музыку или совершать под нее определенные движения
  • Испытывает потребность в музыке
  • Имеет определенные музыкальные предпочтения (это может касаться тех или иных жанров, стилей, действий и т.д. и детского вкуса в целом)


Музыкальная одаренность – определение С чего следует начать? Попробуем проследить основные линии музыкального развития ребенка от рождения примерно до семи лет.

Примерно до года ребенок только учится воспринимать музыкальные произведения на слух. Уже в полгода он активно реагирует на звук, старается определить его источник, распознает такие его характеристики, как громкость, интонация и т.д. У него начинает наблюдаться комплекс оживление или, напротив, он успокаивается под музыку, а иногда засыпает.

На втором году ребенок уже очень живо реагирует на музыку, улавливая ее настроение и эмоциональный окрас. У него начинают прослеживаться двигательные реакции на музыку: движения в такт и т.д.


Прослушивание музыки можно начинать с года

В три года лучше всего начать развитие у ребенка как общих, так и специальных способностей. Для этого его нужно вовлекать не только в прослушивание, но и исполнение музыки для того, чтобы он мог запоминать простейшие ритмы, мелодии.

В четыре года нужно позаботиться о том, чтобы в памяти ребенка уже был определенный багаж музыкальных образов. Желательно, чтобы он уже умел различать на слух различные музыкальные инструменты, сопоставлять мелодии по таким параметрам, как громкость, скорость и т.д.

К пятому году ребенок уже хорошо понимает характер музыки и ее эмоциональный окрас. Его мелкая моторика развития уже достаточно хорошо для того, чтобы ребенок уже мог позволить себе игру на простейших музыкальных инструментах. А голос приобретает необходимую подвижность для звукоподражания и пения.


Развитие способностей на музыкальных занятиях

К семи годам ребенок уже может самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, указывая его ключевые отличительные признаки. Он воспринимает произведение целостно, используя достаточно развитый художественный вкус.

Методы и приёмы музыкального воспитания дошкольников

Для формирования музыкальной культуры применяются следующие методы:

  1. Контрастное сопоставление – разработана система заданий, которые строятся на прослушивании разных вариантов интерпретации одного и того же произведения. На контрасте воспитанники учатся понимать смысл произведения, разбивать его на составляющие части.
  2. Уподобление характеру звучания – заключается в эмоциональной подстройке к звучанию и в выражении своего отношения к прослушиваемым произведениям. Уподобление может проявляться в самых разных формах: подпевании, танце, в подборе одежды и т. д.
  3. Тактильное уподобление – педагог прикасается к руке ребенка, чтобы настроить его на прослушивание музыкального воспроизведения для максимального проникновения в его суть.
  4. Мимическое уподобление – при прослушивании произведений дети смотрят на воспитателя, ждут от него оценки происходящего. Для формирования музыкального вкуса потребуется проявлять эмоции, соответствующие характеру произведения. Например, уместно улыбнуться, сделать серьезное лицо, показать увлеченность. Дети в дошкольном возрасте подсознательно тянутся к взрослым, копируют их поведение и эмоции.
  5. Интонационное уподобление – при прослушивании композиций нужно выражать свое отношение словами и репликами. В дошкольном возрасте детям сложно уловить смысл слов, фраз или предложений, если они трудным для восприятия языком поясняют суть композиции. Поэтому лучше выразить свое отношение к музыке простыми словами, понятными для детей, но насыщенными яркой эмоциональной окраской. Они воздействуют прямо на подсознание, минуя этап умственного осмысливания услышанного.
  6. Цветовой уподобление – при прослушивании композиции нужно показывать воспитанникам карточки с цветами и связывать определенный цвет с общим настроением произведения. Например, при прослушивании спокойной композиции показывают голубой цвет, для активной и насыщенной звуками песни нужно демонстрировать красный цвет. При прослушивании последующих мелодий следует спрашивать у детей, с каким именно цветом ассоциируется та или иная песня.

Занятия рисованием при помощи смятой бумаги в детском саду

Методы и приемы музыкального воспитания

Традиционно отечественная наука подразделяет общепедагогические методы на три группы: наглядные, словесные и практические.

Но специфика музыкального воспитания вносит свои коррективы в общепринятую классификацию. О.П. Радынова предлагает наглядные методы применительно к музыкальному воспитанию разделить на наглядно-слуховые и наглядно-зрительные. При этом наглядно-зрительный метод не должен применяться до использования наглядно-слухового, что соответствует постулатам отечественной методике музыкального воспитания.

  • Словесные методы: направлены на организационную составляющую музыкальных занятий.
  • Практические методы: используются на занятиях в виде образца исполнения всех видов музыкальной деятельности: пения, игры, движения.

Искусство музыки способствует формированию гармоничной личности. Музыка оказывает воздействие на формирование личностных качеств ребенка с самых первых дней его жизни. Неоценимо влияние музыки на нравственные качества, на умственное и физическое развитие, на эмоциональную сферу. Музыкальное воспитание, являющееся одной из составляющих дошкольного воспитания в целом, способствует формированию личности будущего гражданина.

Чем хороша музыка как инструмент воспитания?

Песни и мелодии – это практически единственный вид искусства, который дети могут оценить надлежащим образом в столь юном возрасте. Даже в первые месяцы жизни младенцы реагируют на мелодии, могут своими эмоциями выражать отношение к услышанному. Через колыбельную формируется отношение к близким людям и искусству.

Важно
Важно сделать музыкальные произведения доступными для столь юного возраста. Для дошкольников очень сложно прослушать, понять и оценить музыкальное произведение с продолжительностью более 5-7 минут

Дети просто не смогут просидеть больше времени во внимании, это нужно обязательно учитывать при планировании уроков.

Для решения проблемы нужно выбрать для прослушивания короткие фрагменты с максимальной легкостью для восприятия. Лучше взять те части и отрывки, которые используются на телевидении для заставок к передачам, в фильмах, в театральных постановках. Их воздействие на подсознание уже проверено годами и с высокой вероятностью вызовет яркий эмоциональный отклик, а также максимальный результат в музыкальном воспитании дошкольников.
Еще схемы по теме «Музыка в детском саду».

В чем заключаются цели и задачи музыкального развития?

Основными целями музыкального воспитания являются:

  1. Всестороннее, а главное гармоничное развитие ребенка.
  2. Формирование умения внимательно слушать, воспринимать и отчетливо понимать музыкальные произведения.
  3. Воспитание эмоционального и чувственного восприятия музыки.
  4. Эстетическое воспитание.

Что касается задач, которые ставятся перед музыкальным воспитанием дошкольников, стоит отметить следующие:

  • формирование общих знаний о музыке;
  • воспитание интереса и любви к музыке;
  • обогащение впечатлений ребенка посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями;
  • приобщение к разным видам музыкальной деятельности (танцы, пение, ритмика, нотная грамота, игра на инструментах);
  • развитие общей музыкальности ребенка и совершенствование его исходных музыкальных данных;
  • развитие музыкального вкуса, воображения, творческой активности ребенка.

Успешность решения поставленных музыкальных задач зависит от того, какие приемы и методы воспитания были выбраны, какие виды и формы деятельности задействовались, какой репертуар был подобран.

Условия эффективной организации музыкального воспитания в ДОУ

Чтобы музыкальное воспитание имело продуктивный характер, требуется соблюдать ряд условий его организации:

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей личности дошкольников при планировании музыкального занятия;
  2. Ориентация на музыкальное развитие дошкольников не только в ходе музыкальных занятий, но в повседневной жизнедеятельности;
  3. Содержание музыкальных занятий должно отражать целевое назначение музыкального воспитания;
  4. Итоги музыкального развития дошкольника должны быть заметны в ходе повседневной деятельности ребенка – он переносит свои знания и навыки в свою жизнедеятельность;
  5. Педагог не оказывает активного воспитательного воздействия на музыкальное развитие дошкольника. Педагог обозначает себя в качестве равноправного партнера в совместной музыкальной деятельности, давая ребенку максимальную самостоятельность в музыкальном познании и развитии.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Структура музыкального занятия в ДОУ

Музыкальные занятия в ДОУ состоят из следующих компонентов:

  1. Вводная часть. Она ориентирована на подготовку дошкольников к знакомству с музыкой. Во вводной части занятия можно включить компоненты физкультуры: выполнение движений под музыку, исполнение танцевальных па. Это стимулирует музыкальную активность дошкольника и делает музыкальное занятие более продуктивным.
  2. Прослушивание музыкальных произведений. Это часть ориентирована на развитие у дошкольников навыков эстетического восприятия музыкального творчества и формирование музыкального восприятия.
  3. Пение и песенное творчество. Дети поют песни разных жанров, а также учатся сочинять песни самостоятельно. Самостоятельное сочинение песни мотивирует заинтересованность дошкольника музыкальным искусством и способствует раскрытию его творческого потенциала.
  4. Обучение игре на музыкальных инструментах. Как правило, выбираются инструменты, доступные для конкретной возрастной группы. Педагог демонстрирует их звучание и показывает основы проигрывания мелодий. Затем дети сами пробуют освоить игру на том или ином инструменте.
  5. Танцевальная деятельность. Танцы способствуют развитию музыкального ритма и формируют положительное отношение к музыке, поскольку, танцевать – весело.
  6. Игровая деятельность. Она не является компонентом каждого музыкального занятия, но периодически может быть включена в него. Игра помогает более продуктивному усвоению музыкальной информации.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий