Методика подготовки и проведения музыкальных игр в старшей группе детского сада

Приёмы проведения музыкальных игр с детьми 5–6 лет

Для успешной организации музыкальной игры педагогу важно подобрать подходящее сочетание методических приёмов

Таблица: основные приёмы организации музыкальных игр в старшей группе

Группа приёмовПриёмДля чего используетсяПример
Группа речевых способов взаимодействияОбъяснениеДля разъяснения порядка выполнения игровых действий. Может осуществляться от лица сказочного персонажа.Объяснение игры «Три медведя» в своей практике я организую от лица персонажей одноимённой сказки, предварительно разделив детей на 3 команды под героев сказки: команда «Михайло Потапыча», «Настасьи Петровны», «Мишутки». В.: Ребята, меня зовут Михайло Потапыч, я тяжело ступаю, так что, услышав такой ритм (даю послушать), вы потопайте ногами. Так же объясняют задания своим командам и остальные персонажи.
Загадки, стихотворенияДля включения, повышения мотивации ребят.Чтобы не отвлекать от самой игры и не затягивать вводный этап работы (дети очень азартно принимаются отгадывать и забывают о том, что собирались играть), загадки и стихотворения я использую в качестве иллюстрации музыкального материала игры. Например, перед игрой с бубнами: трое детей с инструментами стоят внутри круга участников, отбивают ритм, под который ребята танцуют, а затем присаживаются и закрывают глаза. Тогда музыканты тихо выходят из круга и кладут бубны за спины любых троих участников. По сигналу дети начинают искать бубны, нашедшие идут в круг.
СказкиОбычно применяется в форме письма от сказочного персонажа, обращающегося к детям за помощью, в которую входит участие в игре.
Группа наглядных приёмовКартинки, иллюстрации, игрушкиДля облегчения восприятия и запоминания материала.В игре «Репетиция оркестра» педагог показывает детям изображения всех музыкальных инструментов, задействованных в оркестре.
Демонстрация (воспитатель сам показывает движения и действия)Для наглядного восприятия порядка выполнения игровых действий в музыкальных подвижных играх.В игре «Волшебная шляпа», в которой дети стоят в хороводе и под музыку передают друг другу волшебную шляпу. Когда музыка обрывается, тот, у кого в руках оказался головной убор, мимикой и жестами показывает животное (сказочного персонажа, предмет и т. п.). Пример такой пантомимы показывает педагог.
Показ (педагог показывает малышам видеоролики, в которых дети играют в ту или иную игру)Для повторения порядка выполнения движений в подвижной игре «Рыбки и сеть» (дети в роли рыбаков под ритмичную музыку осаливают рыбок и, образуя «сеть», стараются сделать её ещё больше) я предлагаю ребятам посмотреть видеоролик.
Практические способы взаимодействияРисунки, аппликации, лепкаДля закрепления материала игры.После игры «Третий лишний», в которой ребята увидели арфу, они в рисунке воспроизводят её визуальный образ.

Видео: приём показа — музыкальная подвижная игра «Рыбки и сеть»

Атрибуты для музыкальных игр

Наглядный материал для музыкальных игр является важной частью предметно-развивающей среды группы. Наполнение музыкального уголка в старшей группе, кроме уже имеющихся атрибутов (погремушек, бубнов, треугольников, металлофона), дополняется:

  • портретами композиторов (Чайковский, Вивальди, Бах);
  • обновлённым набором иллюстраций по теме «Времена года»;
  • реквизитом для музыкальных дидактических (лото, домино и пр.) и подвижных, хороводных игр (костюмами сказочных персонажей для водящего, шапками с мордами животных и пр.);
  • игрушками-самоделками (например, погремушками из контейнеров от киндер-сюрпризов, бубнами из одноразовых тарелок с рыболовными бубенцами и др.);
  • рисунками детей по темам игр;
  • аудио- и видеоматериалами к играм.

Фотогалерея: примеры самодельных музыкальных игрушек

Трещотка делается из обычных деревянных линеек

С помощью бубна из одноразовой тарелки можно создать музыкальную картину зимнего леса, тройки с бубенцами

Звучание такого дискофона отличается от обычной деревянной трещотки

В контейнеры из-под киндер-сюрпризов можно насыпать различные материалы, соответственно, и звучание будет различным

« Три окошка »

О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки», с.35

Возраст: от 3 до 4 лет

Задачи:

1. Создавать условия для формирования представлений о музыке в обобщённых эстетических моделях.

2. Создавать условия для формирования представлений о жанре музыкального произведения

Цель: закреплять представления о первичных музыкальных жанрах

( песня, танец, марш).

Игровые материалы и оборудование: декорация «Золотая осень» (листы 1-3); графическая основа—прорезанные в фасаде теремка окошки с наклеенными с обратной стороны кармашками; комплект из трёх карточек с изображением персонажей (мышонок, заяц, лиса) в ситуациях, символизирующих один из трёх первичных музыкальных жанров ( лист 25); аудиозаписи трёх  отрывков музыкальных произведений в жанре колыбельной песни, танца, марша.

Игровые правила: количество играющих не ограничено. Под звучащий музыкальный отрывок играющим необходимо воспроизвести движения, характерные для жанра, и назвать этот жанр, убедиться в правильности ответа можно с помощью модели. Игра продолжается до тех пор, пока не прозвучат  три музыкальных отрывка.

Игровые действия: узнавание первичных музыкальных жанров, двигательное отражение функционального назначения жанра, название жанра и проверка правильности ответа.

Познавательные игры для детей старшей группы

Познавательные игры направлены на развитие любознательности, стремления получать новые знания, умения совершать познавательные действия, а также на формирование представлений об окружающем мире.

Игра «Сгруппируй по признаку»

Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку, развивать логику.

Для игры понадобится 15 – 20 разных предметов. Их нужно положить на стол перед детьми, а затем предложить отобрать только те предметы, которые обладают одинаковым свойством:

  • металлические;
  • деревянные;
  • круглые;
  • съедобные;
  • красные;
  • маленькие;
  • которые нужны для школы и т.д.

Задание можно предлагать отдельному ребенку или целой группе детей.

Игра «Что напутал Незнайка?»

Цель: расширять кругозор детей, их познания об окружающем мире; развивать логику и мышление, учить находить несоответствия.

Вариантов игры несколько. Можно предложить детям рассмотреть картинки, которые нарисовал Незнайка, и найти на них ошибки. Можно попросить участников прослушать описание предметов и определить несоответствие. Например: «У утенка маленький хвост, длинные уши, желтый пух и большие лапы».

Игра «Собери гусеницу»

Цель: учить детей обобщать, выбирать группы предметов по обобщающему слову, развивать внимательность.

Для игры нужно подготовить шаблоны головы гусеницы и предметные картинки круглой формы (по бокам каждой картинки сделать отверстия для шнурка). Все картинки положить в центр стола.

Детям дается задание — собрать гусеничку, которая собирает одежду (посуду, растения и т.д.). Можно разделить участников игры на группы и каждой дать отдельное задание. Дети должны отобрать нужные картинки, а затем соединить их между собой с помощью шнурка.

Успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми.

Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста осуществляется в основном посредством занятий. Подобранный репертуар системы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединить их сюжетом, сказкой, игрой и облегчает варьирование их видов. Для развития образной речи детей использовала стихотворения, сказочные сюжеты. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.

Дети встречаются со слушанием музыки в процессе всей музыкальной работы с ними — в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, игре на инструментах. Перед тем, как начать разучивать пляски или игры, детям предлагаю послушать соответствующий музыкальный материал.

Использую в повседневной жизни детского сада активное восприятие музыки:

  • тематические концерты,
  • беседы-концерты,
  • вечера.

Сосредоточиваю внимание детей на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах. Например, рассказываю о старинной музыке и даю послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган). Беседу о музыке сопровождаю показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен

Беседу о музыке сопровождаю показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен

Беседу-концерт посвящаю творчеству композиторов как зарубежных, русских, так и современников

Беседу о музыке сопровождаю показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен. Беседу-концерт посвящаю творчеству композиторов как зарубежных, русских, так и современников

Например, рассказываю о старинной музыке и даю послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган). Беседу о музыке сопровождаю показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен. Беседу-концерт посвящаю творчеству композиторов как зарубежных, русских, так и современников.

Чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальных занятиях, можно сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии, в том числе и компьютерные. Применяя ИКТ в работе с дошкольниками, я использую в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к восприятию музыки и облегчения усвоения детьми музыкального материала различной направленности.

Так, например, музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста осуществляется с использованием цифровых технологий в фото- и видеосъемке. Включаю в слайд-шоу или презентацию в качестве вариативной наглядности образ, хорошо знакомый ребенку, при этом запускаю сразу несколько психических процессов:

узнавание музыкального образа вызывает радость, а для детей дошкольного возраста это немаловажно;
способствует развитию обобщения;
обратный процесс, когда, встретив в своем окружении предмет, о котором уже говорили и видели его на экране, у ребенка выстраивается цепочка воспроизведения остального материала, связанного с этим предметом (ассоциативная память).

Использование в работе информационных и коммуникационных технологий в процессе музыкального развития дошкольников помогает значительно разнообразить музыкальную деятельность детей, повышает познавательный интерес дошкольников во время музыкальных занятий. Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому дети, воспринимая мультимедиа-продукты, не остаются пассивным, информация подается с видеосюжетом и музыкальным сопровождением.

Как провести музыкальную игру в старшей группе ДОУ

На музыкальную игру в старшей группе отводится до 7 минут. Это время распределяется между тремя этапами проработки содержания игры:

  1. Введение (до 1 минуты) для мотивации ребят на игровую деятельность и актуализации опорных знаний, например, определения, что такое оркестр.
  2. Основная часть (до 5 минут), в которой дети знакомятся с правилами, смотрят образец выполнения действий (если в этом есть необходимость) и играют сами.
  3. Заключительный этап (до 1 минуты), предполагающий оценку работы детей педагогом, а также повторение игровых действий при условии наличия времени и желания воспитанников.

Время, отведённое на музыкальную игру, распределяется между тремя этапами её проведения

Видео: музыкальная хороводная игра «Клубок» в старшей группе

Музыкальные игры в старшей группе помогают развивать у дошкольников чувство ритма, расширяют представления о музыке и музыкантах. Кроме того, они способствуют более прочному усвоению учебного материала. Игровая форма работы позволяет использовать этот приём в любой образовательной деятельности: и в качестве элемента на этапах знакомства, отработки и закрепления знаний, умений, навыков, и в форме проведения физкультпаузы на занятии, а также в свободное время.

Цели и задачи проведения музыкальных игр в старшей группе детского сада

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), миссия проведения музыкальных игр в старшей группе состоит в:

  • создании благоприятных условий для запоминания учебного материала (в игре с музыкальным сопровождением ребята легче воспринимают материал, содержание которого в старшей группе усложняется);
  • развитии речи, логического мышления, памяти, внимания;
  • стимуляции двигательной активности;
  • воспитании эстетического вкуса.

Занятия музыкой формируют у дошкольников эстетический вкус и воспитывают чувство товарищества

Задачами проведения музыкальных игр в ДОУ являются:

  • отработка навыков пения и соблюдения ритма (в отличие от воспитанников средней группы, у ребят 5–6 лет уже сформирована речь, то есть вокальные партии им удаются лучше, к тому же у детей есть базовые представления о ритмике, поэтому они могут воспроизводить более сложные ритмические рисунки);
  • дополнение имеющихся знаний о музыкальных инструментах (в старшей группе ребята осваивают азы классификации инструментов на струнные, народные);
  • развитие скорости реакции (за счёт увеличения числа подвижных музыкальных игр, в том числе и в качестве физкультпаузы на занятиях), воображения, образности восприятия мира;
  • создание эмоционально положительной атмосферы в группе (к примеру, не особо контактные дети в музыкальных играх раскрепощаются);
  • оздоровление организма малыша (вокальные упражнения в играх укрепляют дыхательную и сердечно-сосудистую системы, улучшают артикуляцию звуков, а танцевальные элементы помогают снять мышечное напряжение).

Игры и музыка помогают детям раскрепоститься

Анализ музыкального занятия

С целью планирования дальнейшей работы и включение корректировки в образовательном процессе, а также выявления отстающих и одарённых воспитанников музыкальный руководитель проводит анализ занятия по следующим пунктам:

  1. Тема занятия, цель, образовательные, развивающие, воспитательные задачи
  2. Использованное оборудование и наглядные материалы
  3. Структура занятия
  4. Установление обратной связи с воспитанниками
  5. Содержание занятия, форма изложения материала
  6. Методы работы на занятии

Примеры выводов в результате анализа деятельности воспитанников и музыкального руководителя на занятии:

На основании анализа педагог вносит коррективы в конспект этого занятия: расширить материал по инструментам в соответствии с заинтересованностью воспитанников.

Приёмы проведения музыкальных игр с детьми 5–6 лет

Для успешной организации музыкальной игры педагогу важно подобрать подходящее сочетание методических приёмов

Таблица: основные приёмы организации музыкальных игр в старшей группе

Группа приёмовПриёмДля чего используетсяПример
Группа речевых способов взаимодействияОбъяснениеДля разъяснения порядка выполнения игровых действий. Может осуществляться от лица сказочного персонажа.Объяснение игры «Три медведя» в своей практике я организую от лица персонажей одноимённой сказки, предварительно разделив детей на 3 команды под героев сказки: команда «Михайло Потапыча», «Настасьи Петровны», «Мишутки».В.: Ребята, меня зовут Михайло Потапыч, я тяжело ступаю, так что, услышав такой ритм (даю послушать), вы потопайте ногами.Так же объясняют задания своим командам и остальные персонажи.
Загадки, стихотворенияДля включения, повышения мотивации ребят.Чтобы не отвлекать от самой игры и не затягивать вводный этап работы (дети очень азартно принимаются отгадывать и забывают о том, что собирались играть), загадки и стихотворения я использую в качестве иллюстрации музыкального материала игры. Например, перед игрой с бубнами: трое детей с инструментами стоят внутри круга участников, отбивают ритм, под который ребята танцуют, а затем присаживаются и закрывают глаза. Тогда музыканты тихо выходят из круга и кладут бубны за спины любых троих участников. По сигналу дети начинают искать бубны, нашедшие идут в круг.
СказкиОбычно применяется в форме письма от сказочного персонажа, обращающегося к детям за помощью, в которую входит участие в игре.
Группа наглядных приёмовКартинки, иллюстрации, игрушкиДля облегчения восприятия и запоминания материала.В игре «Репетиция оркестра» педагог показывает детям изображения всех музыкальных инструментов, задействованных в оркестре.
Демонстрация (воспитатель сам показывает движения и действия)Для наглядного восприятия порядка выполнения игровых действий в музыкальных подвижных играх.В игре «Волшебная шляпа», в которой дети стоят в хороводе и под музыку передают друг другу волшебную шляпу. Когда музыка обрывается, тот, у кого в руках оказался головной убор, мимикой и жестами показывает животное (сказочного персонажа, предмет и т. п.). Пример такой пантомимы показывает педагог.
Показ (педагог показывает малышам видеоролики, в которых дети играют в ту или иную игру)Для повторения порядка выполнения движений в подвижной игре «Рыбки и сеть» (дети в роли рыбаков под ритмичную музыку осаливают рыбок и, образуя «сеть», стараются сделать её ещё больше) я предлагаю ребятам посмотреть видеоролик.
Практические способы взаимодействияРисунки, аппликации, лепкаДля закрепления материала игры.После игры «Третий лишний», в которой ребята увидели арфу, они в рисунке воспроизводят её визуальный образ.

Видео: приём показа — музыкальная подвижная игра «Рыбки и сеть»

https://youtube.com/watch?v=A0xTxZj834Q

Атрибуты для музыкальных игр

Наглядный материал для музыкальных игр является важной частью предметно-развивающей среды группы. Наполнение музыкального уголка в старшей группе, кроме уже имеющихся атрибутов (погремушек, бубнов, треугольников, металлофона), дополняется:

  • портретами композиторов (Чайковский, Вивальди, Бах),
  • обновлённым набором иллюстраций по теме «Времена года»,
  • реквизитом для музыкальных дидактических (лото, домино и пр.) и подвижных, хороводных игр (костюмами сказочных персонажей для водящего, шапками с мордами животных и пр.),
  • игрушками-самоделками (например, погремушками из контейнеров от киндер-сюрпризов, бубнами из одноразовых тарелок с рыболовными бубенцами и др.),
  • рисунками детей по темам игр,
  • аудио- и видеоматериалами к играм.

Фотогалерея: примеры самодельных музыкальных игрушек

Трещотка делается из обычных деревянных линеек

С помощью бубна из одноразовой тарелки можно создать музыкальную картину зимнего леса, тройки с бубенцами

Звучание такого дискофона отличается от обычной деревянной трещотки

В контейнеры из-под киндер-сюрпризов можно насыпать различные материалы, соответственно, и звучание будет различным

Цели и задачи проведения музыкальных игр в старшей группе детского сада

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), миссия проведения музыкальных игр в старшей группе состоит в:

  • создании благоприятных условий для запоминания учебного материала (в игре с музыкальным сопровождением ребята легче воспринимают материал, содержание которого в старшей группе усложняется),
  • развитии речи, логического мышления, памяти, внимания,
  • стимуляции двигательной активности,
  • воспитании эстетического вкуса.

Занятия музыкой формируют у дошкольников эстетический вкус и воспитывают чувство товарищества

Задачами проведения музыкальных игр в ДОУ являются:

  • отработка навыков пения и соблюдения ритма (в отличие от воспитанников средней группы, у ребят 5–6 лет уже сформирована речь, то есть вокальные партии им удаются лучше, к тому же у детей есть базовые представления о ритмике, поэтому они могут воспроизводить более сложные ритмические рисунки),
  • дополнение имеющихся знаний о музыкальных инструментах (в старшей группе ребята осваивают азы классификации инструментов на струнные, народные),
  • развитие скорости реакции (за счёт увеличения числа подвижных музыкальных игр, в том числе и в качестве физкультпаузы на занятиях), воображения, образности восприятия мира,
  • создание эмоционально положительной атмосферы в группе (к примеру, не особо контактные дети в музыкальных играх раскрепощаются),
  • оздоровление организма малыша (вокальные упражнения в играх укрепляют дыхательную и сердечно-сосудистую системы, улучшают артикуляцию звуков, а танцевальные элементы помогают снять мышечное напряжение).

Игры и музыка помогают детям раскрепоститься

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий