Приёмы проведения музыкальных игр с детьми 5–6 лет
Для успешной организации музыкальной игры педагогу важно подобрать подходящее сочетание методических приёмов
Таблица: основные приёмы организации музыкальных игр в старшей группе
Группа приёмов | Приём | Для чего используется | Пример |
Группа речевых способов взаимодействия | Объяснение | Для разъяснения порядка выполнения игровых действий. Может осуществляться от лица сказочного персонажа. | Объяснение игры «Три медведя» в своей практике я организую от лица персонажей одноимённой сказки, предварительно разделив детей на 3 команды под героев сказки: команда «Михайло Потапыча», «Настасьи Петровны», «Мишутки». В.: Ребята, меня зовут Михайло Потапыч, я тяжело ступаю, так что, услышав такой ритм (даю послушать), вы потопайте ногами. Так же объясняют задания своим командам и остальные персонажи. |
Загадки, стихотворения | Для включения, повышения мотивации ребят. | Чтобы не отвлекать от самой игры и не затягивать вводный этап работы (дети очень азартно принимаются отгадывать и забывают о том, что собирались играть), загадки и стихотворения я использую в качестве иллюстрации музыкального материала игры. Например, перед игрой с бубнами: трое детей с инструментами стоят внутри круга участников, отбивают ритм, под который ребята танцуют, а затем присаживаются и закрывают глаза. Тогда музыканты тихо выходят из круга и кладут бубны за спины любых троих участников. По сигналу дети начинают искать бубны, нашедшие идут в круг. | |
Сказки | Обычно применяется в форме письма от сказочного персонажа, обращающегося к детям за помощью, в которую входит участие в игре. | ||
Группа наглядных приёмов | Картинки, иллюстрации, игрушки | Для облегчения восприятия и запоминания материала. | В игре «Репетиция оркестра» педагог показывает детям изображения всех музыкальных инструментов, задействованных в оркестре. |
Демонстрация (воспитатель сам показывает движения и действия) | Для наглядного восприятия порядка выполнения игровых действий в музыкальных подвижных играх. | В игре «Волшебная шляпа», в которой дети стоят в хороводе и под музыку передают друг другу волшебную шляпу. Когда музыка обрывается, тот, у кого в руках оказался головной убор, мимикой и жестами показывает животное (сказочного персонажа, предмет и т. п.). Пример такой пантомимы показывает педагог. | |
Показ (педагог показывает малышам видеоролики, в которых дети играют в ту или иную игру) | Для повторения порядка выполнения движений в подвижной игре «Рыбки и сеть» (дети в роли рыбаков под ритмичную музыку осаливают рыбок и, образуя «сеть», стараются сделать её ещё больше) я предлагаю ребятам посмотреть видеоролик. | ||
Практические способы взаимодействия | Рисунки, аппликации, лепка | Для закрепления материала игры. | После игры «Третий лишний», в которой ребята увидели арфу, они в рисунке воспроизводят её визуальный образ. |
Видео: приём показа — музыкальная подвижная игра «Рыбки и сеть»
Атрибуты для музыкальных игр
Наглядный материал для музыкальных игр является важной частью предметно-развивающей среды группы. Наполнение музыкального уголка в старшей группе, кроме уже имеющихся атрибутов (погремушек, бубнов, треугольников, металлофона), дополняется:
- портретами композиторов (Чайковский, Вивальди, Бах);
- обновлённым набором иллюстраций по теме «Времена года»;
- реквизитом для музыкальных дидактических (лото, домино и пр.) и подвижных, хороводных игр (костюмами сказочных персонажей для водящего, шапками с мордами животных и пр.);
- игрушками-самоделками (например, погремушками из контейнеров от киндер-сюрпризов, бубнами из одноразовых тарелок с рыболовными бубенцами и др.);
- рисунками детей по темам игр;
- аудио- и видеоматериалами к играм.
Фотогалерея: примеры самодельных музыкальных игрушек
Трещотка делается из обычных деревянных линеек
С помощью бубна из одноразовой тарелки можно создать музыкальную картину зимнего леса, тройки с бубенцами
Звучание такого дискофона отличается от обычной деревянной трещотки
В контейнеры из-под киндер-сюрпризов можно насыпать различные материалы, соответственно, и звучание будет различным
« Три окошка »
О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки», с.35
Возраст: от 3 до 4 лет
Задачи:
1. Создавать условия для формирования представлений о музыке в обобщённых эстетических моделях.
2. Создавать условия для формирования представлений о жанре музыкального произведения
Цель: закреплять представления о первичных музыкальных жанрах
( песня, танец, марш).
Игровые материалы и оборудование: декорация «Золотая осень» (листы 1-3); графическая основа—прорезанные в фасаде теремка окошки с наклеенными с обратной стороны кармашками; комплект из трёх карточек с изображением персонажей (мышонок, заяц, лиса) в ситуациях, символизирующих один из трёх первичных музыкальных жанров ( лист 25); аудиозаписи трёх отрывков музыкальных произведений в жанре колыбельной песни, танца, марша.
Игровые правила: количество играющих не ограничено. Под звучащий музыкальный отрывок играющим необходимо воспроизвести движения, характерные для жанра, и назвать этот жанр, убедиться в правильности ответа можно с помощью модели. Игра продолжается до тех пор, пока не прозвучат три музыкальных отрывка.
Игровые действия: узнавание первичных музыкальных жанров, двигательное отражение функционального назначения жанра, название жанра и проверка правильности ответа.
Познавательные игры для детей старшей группы
Познавательные игры направлены на развитие любознательности, стремления получать новые знания, умения совершать познавательные действия, а также на формирование представлений об окружающем мире.
Игра «Сгруппируй по признаку»
Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку, развивать логику.
Для игры понадобится 15 – 20 разных предметов. Их нужно положить на стол перед детьми, а затем предложить отобрать только те предметы, которые обладают одинаковым свойством:
- металлические;
- деревянные;
- круглые;
- съедобные;
- красные;
- маленькие;
- которые нужны для школы и т.д.
Задание можно предлагать отдельному ребенку или целой группе детей.
Игра «Что напутал Незнайка?»
Цель: расширять кругозор детей, их познания об окружающем мире; развивать логику и мышление, учить находить несоответствия.
Вариантов игры несколько. Можно предложить детям рассмотреть картинки, которые нарисовал Незнайка, и найти на них ошибки. Можно попросить участников прослушать описание предметов и определить несоответствие. Например: «У утенка маленький хвост, длинные уши, желтый пух и большие лапы».
Игра «Собери гусеницу»
Цель: учить детей обобщать, выбирать группы предметов по обобщающему слову, развивать внимательность.
Для игры нужно подготовить шаблоны головы гусеницы и предметные картинки круглой формы (по бокам каждой картинки сделать отверстия для шнурка). Все картинки положить в центр стола.
Детям дается задание — собрать гусеничку, которая собирает одежду (посуду, растения и т.д.). Можно разделить участников игры на группы и каждой дать отдельное задание. Дети должны отобрать нужные картинки, а затем соединить их между собой с помощью шнурка.
Успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми.
Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста осуществляется в основном посредством занятий. Подобранный репертуар системы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединить их сюжетом, сказкой, игрой и облегчает варьирование их видов. Для развития образной речи детей использовала стихотворения, сказочные сюжеты. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.
Дети встречаются со слушанием музыки в процессе всей музыкальной работы с ними — в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, игре на инструментах. Перед тем, как начать разучивать пляски или игры, детям предлагаю послушать соответствующий музыкальный материал.
Использую в повседневной жизни детского сада активное восприятие музыки:
- тематические концерты,
- беседы-концерты,
- вечера.
Сосредоточиваю внимание детей на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах. Например, рассказываю о старинной музыке и даю послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган). Беседу о музыке сопровождаю показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен
Беседу о музыке сопровождаю показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен
Беседу-концерт посвящаю творчеству композиторов как зарубежных, русских, так и современников
Беседу о музыке сопровождаю показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен. Беседу-концерт посвящаю творчеству композиторов как зарубежных, русских, так и современников
Например, рассказываю о старинной музыке и даю послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган). Беседу о музыке сопровождаю показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен. Беседу-концерт посвящаю творчеству композиторов как зарубежных, русских, так и современников.
Чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальных занятиях, можно сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии, в том числе и компьютерные. Применяя ИКТ в работе с дошкольниками, я использую в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к восприятию музыки и облегчения усвоения детьми музыкального материала различной направленности.
Так, например, музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста осуществляется с использованием цифровых технологий в фото- и видеосъемке. Включаю в слайд-шоу или презентацию в качестве вариативной наглядности образ, хорошо знакомый ребенку, при этом запускаю сразу несколько психических процессов:
узнавание музыкального образа вызывает радость, а для детей дошкольного возраста это немаловажно;
способствует развитию обобщения;
обратный процесс, когда, встретив в своем окружении предмет, о котором уже говорили и видели его на экране, у ребенка выстраивается цепочка воспроизведения остального материала, связанного с этим предметом (ассоциативная память).
Использование в работе информационных и коммуникационных технологий в процессе музыкального развития дошкольников помогает значительно разнообразить музыкальную деятельность детей, повышает познавательный интерес дошкольников во время музыкальных занятий. Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому дети, воспринимая мультимедиа-продукты, не остаются пассивным, информация подается с видеосюжетом и музыкальным сопровождением.
Как провести музыкальную игру в старшей группе ДОУ
На музыкальную игру в старшей группе отводится до 7 минут. Это время распределяется между тремя этапами проработки содержания игры:
- Введение (до 1 минуты) для мотивации ребят на игровую деятельность и актуализации опорных знаний, например, определения, что такое оркестр.
- Основная часть (до 5 минут), в которой дети знакомятся с правилами, смотрят образец выполнения действий (если в этом есть необходимость) и играют сами.
- Заключительный этап (до 1 минуты), предполагающий оценку работы детей педагогом, а также повторение игровых действий при условии наличия времени и желания воспитанников.
Время, отведённое на музыкальную игру, распределяется между тремя этапами её проведения
Видео: музыкальная хороводная игра «Клубок» в старшей группе
Музыкальные игры в старшей группе помогают развивать у дошкольников чувство ритма, расширяют представления о музыке и музыкантах. Кроме того, они способствуют более прочному усвоению учебного материала. Игровая форма работы позволяет использовать этот приём в любой образовательной деятельности: и в качестве элемента на этапах знакомства, отработки и закрепления знаний, умений, навыков, и в форме проведения физкультпаузы на занятии, а также в свободное время.
Цели и задачи проведения музыкальных игр в старшей группе детского сада
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), миссия проведения музыкальных игр в старшей группе состоит в:
- создании благоприятных условий для запоминания учебного материала (в игре с музыкальным сопровождением ребята легче воспринимают материал, содержание которого в старшей группе усложняется);
- развитии речи, логического мышления, памяти, внимания;
- стимуляции двигательной активности;
- воспитании эстетического вкуса.
Занятия музыкой формируют у дошкольников эстетический вкус и воспитывают чувство товарищества
Задачами проведения музыкальных игр в ДОУ являются:
- отработка навыков пения и соблюдения ритма (в отличие от воспитанников средней группы, у ребят 5–6 лет уже сформирована речь, то есть вокальные партии им удаются лучше, к тому же у детей есть базовые представления о ритмике, поэтому они могут воспроизводить более сложные ритмические рисунки);
- дополнение имеющихся знаний о музыкальных инструментах (в старшей группе ребята осваивают азы классификации инструментов на струнные, народные);
- развитие скорости реакции (за счёт увеличения числа подвижных музыкальных игр, в том числе и в качестве физкультпаузы на занятиях), воображения, образности восприятия мира;
- создание эмоционально положительной атмосферы в группе (к примеру, не особо контактные дети в музыкальных играх раскрепощаются);
- оздоровление организма малыша (вокальные упражнения в играх укрепляют дыхательную и сердечно-сосудистую системы, улучшают артикуляцию звуков, а танцевальные элементы помогают снять мышечное напряжение).
Игры и музыка помогают детям раскрепоститься
Анализ музыкального занятия
С целью планирования дальнейшей работы и включение корректировки в образовательном процессе, а также выявления отстающих и одарённых воспитанников музыкальный руководитель проводит анализ занятия по следующим пунктам:
- Тема занятия, цель, образовательные, развивающие, воспитательные задачи
- Использованное оборудование и наглядные материалы
- Структура занятия
- Установление обратной связи с воспитанниками
- Содержание занятия, форма изложения материала
- Методы работы на занятии
Примеры выводов в результате анализа деятельности воспитанников и музыкального руководителя на занятии:
На основании анализа педагог вносит коррективы в конспект этого занятия: расширить материал по инструментам в соответствии с заинтересованностью воспитанников.
Приёмы проведения музыкальных игр с детьми 5–6 лет
Для успешной организации музыкальной игры педагогу важно подобрать подходящее сочетание методических приёмов
Таблица: основные приёмы организации музыкальных игр в старшей группе
Группа приёмов | Приём | Для чего используется | Пример |
Группа речевых способов взаимодействия | Объяснение | Для разъяснения порядка выполнения игровых действий. Может осуществляться от лица сказочного персонажа. | Объяснение игры «Три медведя» в своей практике я организую от лица персонажей одноимённой сказки, предварительно разделив детей на 3 команды под героев сказки: команда «Михайло Потапыча», «Настасьи Петровны», «Мишутки».В.: Ребята, меня зовут Михайло Потапыч, я тяжело ступаю, так что, услышав такой ритм (даю послушать), вы потопайте ногами.Так же объясняют задания своим командам и остальные персонажи. |
Загадки, стихотворения | Для включения, повышения мотивации ребят. | Чтобы не отвлекать от самой игры и не затягивать вводный этап работы (дети очень азартно принимаются отгадывать и забывают о том, что собирались играть), загадки и стихотворения я использую в качестве иллюстрации музыкального материала игры. Например, перед игрой с бубнами: трое детей с инструментами стоят внутри круга участников, отбивают ритм, под который ребята танцуют, а затем присаживаются и закрывают глаза. Тогда музыканты тихо выходят из круга и кладут бубны за спины любых троих участников. По сигналу дети начинают искать бубны, нашедшие идут в круг. | |
Сказки | Обычно применяется в форме письма от сказочного персонажа, обращающегося к детям за помощью, в которую входит участие в игре. | ||
Группа наглядных приёмов | Картинки, иллюстрации, игрушки | Для облегчения восприятия и запоминания материала. | В игре «Репетиция оркестра» педагог показывает детям изображения всех музыкальных инструментов, задействованных в оркестре. |
Демонстрация (воспитатель сам показывает движения и действия) | Для наглядного восприятия порядка выполнения игровых действий в музыкальных подвижных играх. | В игре «Волшебная шляпа», в которой дети стоят в хороводе и под музыку передают друг другу волшебную шляпу. Когда музыка обрывается, тот, у кого в руках оказался головной убор, мимикой и жестами показывает животное (сказочного персонажа, предмет и т. п.). Пример такой пантомимы показывает педагог. | |
Показ (педагог показывает малышам видеоролики, в которых дети играют в ту или иную игру) | Для повторения порядка выполнения движений в подвижной игре «Рыбки и сеть» (дети в роли рыбаков под ритмичную музыку осаливают рыбок и, образуя «сеть», стараются сделать её ещё больше) я предлагаю ребятам посмотреть видеоролик. | ||
Практические способы взаимодействия | Рисунки, аппликации, лепка | Для закрепления материала игры. | После игры «Третий лишний», в которой ребята увидели арфу, они в рисунке воспроизводят её визуальный образ. |
Видео: приём показа — музыкальная подвижная игра «Рыбки и сеть»
https://youtube.com/watch?v=A0xTxZj834Q
Атрибуты для музыкальных игр
Наглядный материал для музыкальных игр является важной частью предметно-развивающей среды группы. Наполнение музыкального уголка в старшей группе, кроме уже имеющихся атрибутов (погремушек, бубнов, треугольников, металлофона), дополняется:
- портретами композиторов (Чайковский, Вивальди, Бах),
- обновлённым набором иллюстраций по теме «Времена года»,
- реквизитом для музыкальных дидактических (лото, домино и пр.) и подвижных, хороводных игр (костюмами сказочных персонажей для водящего, шапками с мордами животных и пр.),
- игрушками-самоделками (например, погремушками из контейнеров от киндер-сюрпризов, бубнами из одноразовых тарелок с рыболовными бубенцами и др.),
- рисунками детей по темам игр,
- аудио- и видеоматериалами к играм.
Фотогалерея: примеры самодельных музыкальных игрушек
Трещотка делается из обычных деревянных линеек
С помощью бубна из одноразовой тарелки можно создать музыкальную картину зимнего леса, тройки с бубенцами
Звучание такого дискофона отличается от обычной деревянной трещотки
В контейнеры из-под киндер-сюрпризов можно насыпать различные материалы, соответственно, и звучание будет различным
Цели и задачи проведения музыкальных игр в старшей группе детского сада
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), миссия проведения музыкальных игр в старшей группе состоит в:
- создании благоприятных условий для запоминания учебного материала (в игре с музыкальным сопровождением ребята легче воспринимают материал, содержание которого в старшей группе усложняется),
- развитии речи, логического мышления, памяти, внимания,
- стимуляции двигательной активности,
- воспитании эстетического вкуса.
Занятия музыкой формируют у дошкольников эстетический вкус и воспитывают чувство товарищества
Задачами проведения музыкальных игр в ДОУ являются:
- отработка навыков пения и соблюдения ритма (в отличие от воспитанников средней группы, у ребят 5–6 лет уже сформирована речь, то есть вокальные партии им удаются лучше, к тому же у детей есть базовые представления о ритмике, поэтому они могут воспроизводить более сложные ритмические рисунки),
- дополнение имеющихся знаний о музыкальных инструментах (в старшей группе ребята осваивают азы классификации инструментов на струнные, народные),
- развитие скорости реакции (за счёт увеличения числа подвижных музыкальных игр, в том числе и в качестве физкультпаузы на занятиях), воображения, образности восприятия мира,
- создание эмоционально положительной атмосферы в группе (к примеру, не особо контактные дети в музыкальных играх раскрепощаются),
- оздоровление организма малыша (вокальные упражнения в играх укрепляют дыхательную и сердечно-сосудистую системы, улучшают артикуляцию звуков, а танцевальные элементы помогают снять мышечное напряжение).
Игры и музыка помогают детям раскрепоститься