Музыкально-дидактические игры в средней группе ДОУ

Ход игры: Дети стоят в кругу и поют попевку «Лягушки»:

У болота на опушке мы, лягушки-хохотушки.

Будем в ложки мы играть, звонко песни распевать.

Ква-ква, ква-ква. Ква-ква, ква-ква!

Педагог на ложках проигрывает простой ритм, дети повторяют его, играя на ложках.

Для музыкального сопровождения используется любая веселая мело-дия двухдольного размера.

«Песенка про имя»

Цель: развивать певческие навыки, звуковысотный слух, песенное твор-чество, ритмический слух.

Ход игры:Педагог спрашивает у ребенка: «Как тебя зовут?» Ребенок должен постараться пропеть свое имя так, как он захочет. Пропетое имя тоже несет в себе какую-то ритмическую формулу. Ребенок, пропевая свое имя, невольно произносит и запоминает определенную последова-тельность звуков. Педагог дает положительную оценку каждому ребенку, тем самым поддерживая в них жилание участвовать в игре, петь, им-провизировать.

Та-ня – Та-не-чка

Се-ре-жа – Се-ре-жень-ка

Ма-ша – Ма-шень-ка

Во-ва – Во-воч-ка

«Прыг, прыг, скок».

Цель: Развивать ритмическую память, метрическое чувство. Необхо-димо знание песенки «Заинька»

Оборудование: Барабан, Маска-шапочка «Зайчик».

Ход игры: Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу с барабаном в руках. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-2 предложения. На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед, стучит на барабане простой ритм, дети должны повторить его, хлопая в ладоши. После выбирается новый «зайчик».

Текст песни: Что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь?

Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок!

Зайка, зайка не молчи, в барабан ты постучи!

«Куколка любит танцевать».

Цель: Развивать чувство ритма.

Оборудование: Ложки, бубны, треугольники, барабаны, маракасы.

Пошаговая инструкция по изготовлению

Кубики Зайцева своими руками можно сделать за один–два дня. Сначала подготовьте материалы для основы, потом скачайте и распечатайте развертку по складам. Обязательно используйте цветной принтер, тон фона и шрифт для букв имеет большое значение при обучении чтению по слогам. После подготовительного этапа начинайте творить.

Из картона

Самый популярный и дешевый вариант самодельных кубиков. Для изготовления потребуется твердый картон белого цвета, раскладка по слогам, клей, ножницы.

  1. Напечатайте развертки по складам на обычной офисной бумаге.
  2. Приложите каждую к листу картона, приклейте с помощью ПВА.
  3. Оставьте заготовку под прессом, дайте высохнуть.
  4. Загните несобранный элемент по граням.
  5. Склейте куб так, чтобы одна сторона осталась открытой.
  6. Наполните выбранным материалом.
  7. Закройте последнюю грань и склейте до конца.
  8. Высушите собранные кубики в тепле. Стяните их резинкой от банкнот, чтобы картон лучше держал форму.
  9. Через день обклейте углы, грани скотчем, можно термопленкой.
  10. Похвалите себя за труды! Комплект Зайцева достался вам бесплатно.

Из картонных коробок

Коробочки объемом 0,2–0, 5 мл из-под сока, кефира облегчают задачу экономным родителям.

Клеить кубики не нужно. Остается подумать, где найти столько готовых форм. Когда наберете 52 коробки, можно приступать к созданию самодельного шедевра.

Вам понадобятся:

  • клей;
  • ножницы;
  • фломастеры;
  • наполнители;
  • скотч;
  • трафареты крупного шрифта.

Образец слогов для кубов из коробок печатать не имеет смысла, они наверняка не подойдут по размеру основы.

Склады напишите сами с помощью буквенного трафарета, раскрасьте фон или обклейте грани самоклеющейся бумагой.

Из фанеры

Картонные кубики Зайцева подходят для детей старше 4 лет. Младенцы их быстро испортят, пытаясь попробовать на вкус, сминая в ладони. Чтобы усилия папы не прошли даром, сделайте кубики со складами из фанеры.

Понадобится:

  • фанера 0,6 см толщиной;
  • шурупы;
  • наполнители;
  • бумага;
  • скотч.

Начинайте творчество с подготовки деревянных деталей для кубиков. Распилите лист фанеры по размерному шаблону:

  • 88 штук – 54х48 мм
  • 50 штук – 60х60 мм
  • 80 штук – 44х38 мм
  • 44 штуки – 50х50 мм
  • 12 штук – 54х108 мм
  • 8 штук – 44х88 мм.

Сначала возьмите прямоугольники 44х38 — 4 штуки, соедините шурупами. Две грани останутся открытыми.

Накройте одну квадратом 50х50, вторую оставьте для заполнения полости. Так соберите 47 кубиков.

Наполните их по списку звенящим и шуршащим материалом.

Закройте оставшуюся грань еще одним квадратом 50х50.

Скрутите все стороны шурупами.

Теперь нужно напечатать схему складов на офисной бумаге, наклеить образцы на грани обычным клеем-карандашом или ПВА. Стандартная развертка, скачанная из интернета, подойдет по размеру кубиков.

Готовые изделия обклейте скотчем.

Из пластиковых кубиков

Это самый дорогостоящий вариант самостоятельного изготовления учебного материала по методу Зайцева. Купите набор для детского строительства из пластиковых кубиков разного размера, подготовьте острый нож для вскрытия одной грани, паяльник, скотч и образцы складов.

  1. Разрежьте одну сторону кубика ножом. Не обязательно вскрывать его с четырех граней, достаточно сделать небольшой зазор так, чтобы внутрь прошел наполнитель.
  2. Начините полость «фонетическим» материалом.
  3. Запаяйте грань.
  4. Напишите на бумаге склады фломастером по образцу.
  5. Наклейте на кубик с помощью двойного скотча.
  6. Сверху покройте защитным слоем прозрачного скотча.

Игра «Бубен»

Для этой игры желательно найти хотя бы трех участников. Так что если играете дома, зовите папу, бабушку или друзей-игрушек. Первый игрок начинает играть на бубне, остальные хлопают в ладоши и, обращаясь к первому игроку, произносят слова:

Поиграй, Тася, в бубен,
Мы в ладоши хлопать будем,
Поиграй, поиграй,
Саше бубен передай

После чего бубен передается следующему игроку и все повторяется вновь, пока не надоест играющим Игру можно закончить словами «Поиграй, поиграй, на место бубен убирай». Когда эта игра была у нас на пике популярности, мы прогоняли кругов по 20, прежде, чем Таисия соглашалась ее закончить

Пример конспекта игры

НазваниеЦели и задачиФорма работыОборудованиеЭтапыХод игрыРезультативность
«Учимся танцевать»Цель: создать условия для развития чувства ритма дошкольников. Задачи:

  • способствовать развитию чувства ритма,
  • формировать умение воспринимать, узнавать и передавать ритмический рисунок и мелодию,
  • воспитывать интерес к музыке, усидчивость и самостоятельность.
индивидуально — групповая
  • 5 изображений матрёшек на подставке,
  • магнитная доска,
  • фишки разного цвета (красные — долгий звук, зелёные — короткий),
  • металлофон.
1.Вводная часть.Воспитатель ставит матрёшек на стол и говорит: «Ребята, к нам в гости пришли весёлые матрёшки. Они любят музыку и очень хотят научиться танцевать. Давайте научим их!»Способствует развитию чувства ритма, общей музыкальности, психических процессов и творческих способностей.
2.Объяснение правил.«Я возьму большую, а вы берите матрёшек поменьше. Моя игрушка будет показывать движения, а ваши повторять».
3.Проведение игры.Воспитатель выстукивает ритм, а дети повторяют за ним. Далее задание постепенно усложняется: один из детей самостоятельно выстукивает ритм, остальные повторяют за ним и напевают песенку. После этого дети поочерёдно придумывают и выстукивают ритм, и каждый пытается его повторить. Затем добавляется оборудование: магнитная доска, фишки, металлофон. Воспитатель играет мелодию, один ребёнок выкладывает ритмический рисунок фишками на доске, остальные пытаются выстукивать его матрёшками по рисунку.
4.Завершение.После выполнения всех заданий дети отправляются на чаепитие.

Фотоотчёт игры

Матрёшки на подставке, металлофон, магнитная доска с фишками

Дети повторяют ритм за воспитателем

Ребёнок выкладывает ритмический рисунок на слух

Ребёнок выстукивает ритм по рисунку

Важно помнить, что грамотно подобранная и организованная игра способствует расширению знаний дошкольников о музыке и развивает творческие способности. Игровая форма делает процесс познания простым и осознанным, обеспечивает умственную активность детей. Она должна быть простой и интересной

В этом случае игра становится для детей стимулом к действию

Она должна быть простой и интересной. В этом случае игра становится для детей стимулом к действию.

Пошаговая инструкция по изготовлению

Кубики Зайцева своими руками можно сделать за один–два дня. Сначала подготовьте материалы для основы, потом скачайте и распечатайте развертку по складам. Обязательно используйте цветной принтер, тон фона и шрифт для букв имеет большое значение при обучении чтению по слогам. После подготовительного этапа начинайте творить.

Из картона

Самый популярный и дешевый вариант самодельных кубиков. Для изготовления потребуется твердый картон белого цвета, раскладка по слогам, клей, ножницы.

  1. Напечатайте развертки по складам на обычной офисной бумаге.
  2. Приложите каждую к листу картона, приклейте с помощью ПВА.
  3. Оставьте заготовку под прессом, дайте высохнуть.
  4. Загните несобранный элемент по граням.
  5. Склейте куб так, чтобы одна сторона осталась открытой.
  6. Наполните выбранным материалом.
  7. Закройте последнюю грань и склейте до конца.
  8. Высушите собранные кубики в тепле. Стяните их резинкой от банкнот, чтобы картон лучше держал форму.
  9. Через день обклейте углы, грани скотчем, можно термопленкой.
  10. Похвалите себя за труды! Комплект Зайцева достался вам бесплатно.

Из картонных коробок

Коробочки объемом 0,2–0, 5 мл из-под сока, кефира облегчают задачу экономным родителям.

Клеить кубики не нужно. Остается подумать, где найти столько готовых форм. Когда наберете 52 коробки, можно приступать к созданию самодельного шедевра.

Вам понадобятся:

  • клей;
  • ножницы;
  • фломастеры;
  • наполнители;
  • скотч;
  • трафареты крупного шрифта.

Образец слогов для кубов из коробок печатать не имеет смысла, они наверняка не подойдут по размеру основы.

Склады напишите сами с помощью буквенного трафарета, раскрасьте фон или обклейте грани самоклеющейся бумагой.

Из фанеры

Картонные кубики Зайцева подходят для детей старше 4 лет. Младенцы их быстро испортят, пытаясь попробовать на вкус, сминая в ладони. Чтобы усилия папы не прошли даром, сделайте кубики со складами из фанеры.

Понадобится:

  • фанера 0,6 см толщиной;
  • шурупы;
  • наполнители;
  • бумага;
  • скотч.

Начинайте творчество с подготовки деревянных деталей для кубиков. Распилите лист фанеры по размерному шаблону:

  • 88 штук – 54х48 мм
  • 50 штук – 60х60 мм
  • 80 штук – 44х38 мм
  • 44 штуки – 50х50 мм
  • 12 штук – 54х108 мм
  • 8 штук – 44х88 мм.

Сначала возьмите прямоугольники 44х38 — 4 штуки, соедините шурупами. Две грани останутся открытыми.

Накройте одну квадратом 50х50, вторую оставьте для заполнения полости. Так соберите 47 кубиков.

Наполните их по списку звенящим и шуршащим материалом.

Закройте оставшуюся грань еще одним квадратом 50х50.

Скрутите все стороны шурупами.

Теперь нужно напечатать схему складов на офисной бумаге, наклеить образцы на грани обычным клеем-карандашом или ПВА. Стандартная развертка, скачанная из интернета, подойдет по размеру кубиков.

Готовые изделия обклейте скотчем.

Из пластиковых кубиков

Это самый дорогостоящий вариант самостоятельного изготовления учебного материала по методу Зайцева. Купите набор для детского строительства из пластиковых кубиков разного размера, подготовьте острый нож для вскрытия одной грани, паяльник, скотч и образцы складов.

  1. Разрежьте одну сторону кубика ножом. Не обязательно вскрывать его с четырех граней, достаточно сделать небольшой зазор так, чтобы внутрь прошел наполнитель.
  2. Начините полость «фонетическим» материалом.
  3. Запаяйте грань.
  4. Напишите на бумаге склады фломастером по образцу.
  5. Наклейте на кубик с помощью двойного скотча.
  6. Сверху покройте защитным слоем прозрачного скотча.

Виды музыкально-дидактических игр в первой и второй младших группах

Дидактические (обучающие) игры имеют несколько классификаций, в основу которых положены разные определяющие критерии (содержание, материал). Музыкально-дидактические игры, являясь элементом группы дидактических игр, также имеют несколько вариантов классификации.

Классификация по игровым задачам и характеру игровых действий

По этому принципу выделяют 3 вида игровой деятельности.

Музицирование

Предполагается, что дети в этих играх статичны. Как правило, задача заключается в том, что малыши для решения игровой проблемы определяют музыкальное произведение на слух. Обычно воспитанники младших групп на команды не делятся, а соревновательный элемент состоит в быстром и точном выполнении задания. Например, игра в первой младшей группе «Прятки», в которой малыши поют песню вместе с педагогом громко хором, а затем по сигналу про себя. По условному знаку пение продолжается вслух. Или игра «Солнышко и дождик»: дети слушают музыкальные отрывки и поднимают карточки с изображениями солнышка или дождика под настроение музыки.

В младшей группе музицирование связано с определением характера звучания инструмента или мелодии

Динамичные (музыкально-ритмичные) игры

Эти игры напоминают подвижные, то есть предполагают динамику движений. Дети обычно делятся на команды, каждая из которых выполняет то или иное действие под определённую музыку. Например, «Кошки и мышки»: под громкую музыку одни ребята начинают двигаться, а другие замирают. Под тихую мелодию те, кто не двигался, начинают движение, а другие его прекращают.

Игры по принципу хороводных

Музыкально-дидактические игры этого вида отличаются отсутствием активных движений. Принцип хороводности заключается в том, что дети все синхронно выполняют движения под музыку, но при смене её звучания действие тоже меняется. Например, «Ноги и ножки»: под громкое пение воспитатель и дети шагают, высоко поднимая ноги и с силой их опуская, а под тихое пение переходят на мелкий бег.

Педагог обязательно участвует во всех играх, показывая ребятам смену игровых движений

Классификация игр по типу сенсорного воздействия

Эти музыкально-дидактические игры направлены на развитие сенсорных способностей детей. Они развивают чувство ритма и различные виды слуха малышей.

Таблица: игры на музыкально-сенсорное развитие детей

Вид игрыПримерВозрастная группа
Для развития звуковысотного слуха«Курочки». Цель: различать квинту (фа первой октавы — до второй октавы). Одна курочка ищет червячков, смотрит вниз и голос её звучит низко; вторая курочка ищет цыплят, голова поднята вверх, голос звучит высоко. Одна спряталась за заборчик, а вторая — за клумбу. По звуку дети определяют, кто где спрятался.Вторая младшая
Для развития чувства ри. Цель: развивать музыкальную память и умение двигаться в характере музыки. Дети получают маски разных животных и двигаются под определённый для каждого ритмический рисунок.Первая, вторая младшая
«Эхо». Цель: учиться повторять ритмический рисунок хлопками в ладоши. Педагог хлопает ритм, дети эхом его повторяют.
Для развития тембрового слуха«Угадай, на чём играю». Цель: учиться различать музыкальные инструменты по звучанию. Дети поворачиваются спинами к педагогу, который издаёт звуки на разных инструментах. Задача малышей — угадать, на каком. Примечание: в первой младшей группе должно быть 3–4 инструмента, во второй младшей — 5–6 (погремушка, барабан, бубен, ложки, дудочка, колокольчик).Первая, вторая младшая
Для развития динамического слуха«Платочки». Цель: развивать реакцию на смену динамических оттенков. Малыши с платочками в руках слушают музыкальное произведение. Под громкие звуки поднимают платочки вверх, под тихие — опускают вниз.Первая младшая

Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма у малышей

Значение музыкально-дидактических игр

Учитывая то, что главная задача дошкольного образовательного учреждения состоит в создании наиболее благоприятных условий, при которых полноценно раскрывается личность, музыкально-дидактические игры оказывают особое влияние за наличия следующих задач.

Перечень:

Отработка и развитие ритмически-вокальных умений, а также развития эстетического восприятия окружающей среды. В этом случае ребенок выполняет различные действия, которые направлены на эффективное распознавание ритма, мелодичности и структуры музыкального сопровождения. В отличие от классических игр, музыка позволяет согласовать собственные движения с темпом мелодии

Помимо этого, такой игровой процесс значительно совершенствует навык обращения с музыкальными инструментами.

Развитие важного навыка реакции и воображения, включая совершенствование образного мышления. На это указывает то, что в музыкально-дидактических играх присутствует самоконтроль над своим телом, а также символьное или визуальное понимание окружающей вещей. Особое значение в таком случае играет интонация, правильная жестикуляция или мимика ребенка

Особое значение в таком случае играет интонация, правильная жестикуляция или мимика ребенка.

Совершенствование памяти, внимания, а также навыка ориентировки в пространстве. Также ребенок учится контролировать собственные движения исходя из музыкальной ритмичности или настроения.

Улучшение настроения, повышение мотивации у ребенка. Также музыкально-дидактические игры позволяют улучшить социальные навыки дошкольника или преодолеть различные проблемы психологического характера. В таком случае ребенок может развить самодисциплину или в значительной степени раскрепоститься, начать общаться со сверстниками.

Обладают оздоровительным значением. Такие игры способствуют улучшению сердечнососудистой и дыхательной системы ребенка. Помимо этого, они укрепляют костные и мышечные ткани, учат правильным движениям и артикуляции, что влияет на качество мелкой моторики конечностей. Танец дает возможность более эффективно устранять мышечные или эмоциональные зажимы.

По мнению многих специалистов, имеющих большой опыт в педагогической практике, музыкально-дидактические игры в значительной степени способствуют полному устранению лишней напряженности дошкольников.

Ход игры:

Детям предлагается поиграть в веселую игру. Раздается стук в дверь,воспитатель предлагает посмотреть: «Кто же к нам пришёл?». Ребенок, открывает дверь и находит шкатулку.Все вместе начинают рассматривать: «что же это за шкатулка, а самое интересное что же в ней лежит, может она волшебная?» В шкатулке оказывается 4 комплекта разрезанных картинок и всем интересно, что же на них изображено? Дети делятся на 4 команды и каждая команда по сигналу воспитателя начинает собирать свою картинку. Затем, после каждой первой собранной картинки, детям предлагается встать в круг, раздаётся стук в дверь, звучит музыка, соответствующая персонажу, изображённому на ней и выходит ребенок, переодетый в костюм данного персонажа (либо имеющий характерный атрибут, встаёт в центр круга и старается под музыку воспроизводить танцевальные движения характерные данному персонажу, а остальные дети пытаются повторить за ним. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки будут собраны и все персонажи покажут свои танцевальные движения. (В дальнейшем в игре можно использовать разных сказочных персонажей и привлечь уже других детей, желающих быть в роли и показывать движения того или иного персонажа).

Ход игры: Звучит любая русская народная мелодия.

Педагог: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она протопает, так и вы повторяйте.

Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами. Можно взять в руки ложки, палочки, бубны… Если разделить детей по подгруп-пам и дать разные музыкальные инструменты, то получится оркестр.

Игры для развития динамического слуха

«Тихие и громкие ладошки»

Цель: Развивать динамическое восприятие.

Ход игры: Педагог предлагает детям прослушать две песни «Барабан-щик» М Красева и «Серенькая кошечка» В. Витлина. Первую песню я играю громко, а вторую – тихо. И предлагает детям прохлопать эти песни – громко и тихо.

Тихие и громкие звоночки.

Цель: развивать динамическое восприятие.

Оборудование: колокольчики.

Ход игры: Педагог предлагает прослушать пьесу «Пальчики и Ручки». Под тихое звучание музыки (1 части) дети играют на колокольчиках тихо, а на звучание громкой музыки (2 части) дети играют на колокольчиках громко.Потом усложняю: мальчики играют тихо, а девочки – громко и наоборот.

Игры для развития восприятия музыки

Три цветка

Цель: Развитие восприятия музыки.

Демонстрационный материал: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо»— спящее, плачущее или весёлое, изображающее три типа характера музыки:

1. Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная)

2. Грустная, жалобная.

3. Весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Ход игры: Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цвет-ков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, пока-зывают цветы, соответствующие характеру музыки, поднимают их.

«День рождения»

Цель: Развитие восприятия музыки, упражнять детей определять ха-рактер музыки.

Демонстрационный материал: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др., небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки- подарки для Зайчика.

Цели и задачи в разные периоды детства

Выявлено, что дидактические игры (ДИ) для дошкольников решают следующие задачи по обучению:

  • узнавание и понимание новых знаний;
  • совершенствование навыков работы ума;
  • применение знаний в разных ситуациях;
  • формирование и прогресс речи ребенка в ДОУ.

ДИ может выступать:

  • как организационно-обучающая форма;
  • методика образования и закрепления знаний;
  • средство воспитания нравственности и воли человека.

К сведению! Особенное значение имеет игровое действие, цель его — создание игровой ситуации и взаимных отношений между играющими малышами. Если оно отсутствует, это уже не игра, а беседа или дидактическое упражнение.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий