Музыкально-дидактические игры для детей подготовительной группы

Временной план игры

Для достижения поставленных задач важно чётко построить и выполнить алгоритм действий

Алгоритм действий с учётом времени

В подготовительной группе длительность игры в среднем составляет 15–20 минут. Это время позволяет пройти четыре этапа:

  1. Вводная часть: мотивация детей и активация их внимания (2 минуты).
  2. Объяснение правил (1–2 минуты).
  3. Проведение игры (10–15 минут).
  4. Завершение: оценивание результатов, поощрение самых активных (1–2 минуты).

Примеры материалов с алгоритмом: таблица

«Песня — танец — марш»
Этап
Вводная частьВоспитатель показывает детям рисунок домика. Дети рассматривают его и предполагают, кто в нём живёт.
Объяснение правил«Ребята, как вы думаете, что происходит сейчас в домике? Хотите узнать? Тогда послушайте музыку и попытайтесь угадать».
Проведение игрыВоспитатель начинает играть музыку или звучит аудиозапись и дети отгадывают действия. Угадавшему разрешают открыть ставни, в окошке видно изображение движений. За верный ответ ребёнок получает карточку.
ЗавершениеПосле того как все мелодии отгаданы, проводится подсчёт. Побеждает тот, у кого больше карточек.
«Ходим кругом»
Этап
Вводная частьРебята, давайте немного поиграем и вспомним песенку, которую учили на прошлом занятии.
Объяснение правилСтановитесь все в круг и возьмитесь за руки. Первым ведущим будет (имя). Он(а) заходит в круг и двигается внутри него в разные стороны. Мы с вами идём по кругу и поём песенку, когда она закончится, (имя) нам покажет движение, а мы его повторим. После он(а) выберет другого ведущего. Готовы? Начинаем.
Проведение игрыДети идут по кругу и поют:Ходим кругом, друг за другом.Эй, ребята, не зевать!Все, что (имя) нам покажет,Будем дружно повторять!Далее ведущий делает движение, все его повторяют. Затем он меняется и так далее.
ЗавершениеКак только очередь доходит до первого ведущего, игру можно прекратить и отдохнуть.
«Кто больше знает?»
Этап
Вводная часть«Ребята, давайте представим, что вы идёте в магазин музыкальных инструментов и купить гитару, бубен и контрабас. Чтобы правильно выбрать, что купить, вам нужно вспомнить как они выглядят».
Объяснение правил«Сейчас я буду показывать вам карточки с инструментами, а вы попробуйте угадать, как он называется».
Проведение игрыВоспитатель показывает детям карточки по очереди. Отгадавший ребёнок забирает её себе. Игра продолжается пока карточки не закончатся.
ЗавершениеЗатем проводится подсчёт. Выигрывает тот, у кого больше карточек.

Пример конспекта игры

НазваниеЦели и задачиФорма работыОборудованиеЭтапыХод игрыРезультативность
«Учимся танцевать»Цель: создать условия для развития чувства ритма дошкольников.Задачи:

  • способствовать развитию чувства ритма,
  • формировать умение воспринимать, узнавать и передавать ритмический рисунок и мелодию,
  • воспитывать интерес к музыке, усидчивость и самостоятельность.
индивидуально — групповая
  • 5 изображений матрёшек на подставке,
  • магнитная доска,
  • фишки разного цвета (красные — долгий звук, зелёные — короткий),
  • металлофон.
1.Вводная часть.Воспитатель ставит матрёшек на стол и говорит: «Ребята, к нам в гости пришли весёлые матрёшки. Они любят музыку и очень хотят научиться танцевать. Давайте научим их!»Способствует развитию чувства ритма, общей музыкальности, психических процессов и творческих способностей.
2.Объяснение правил.«Я возьму большую, а вы берите матрёшек поменьше. Моя игрушка будет показывать движения, а ваши повторять».
3.Проведение игры.Воспитатель выстукивает ритм, а дети повторяют за ним.Далее задание постепенно усложняется: один из детей самостоятельно выстукивает ритм, остальные повторяют за ним и напевают песенку.После этого дети поочерёдно придумывают и выстукивают ритм, и каждый пытается его повторить.Затем добавляется оборудование: магнитная доска, фишки, металлофон. Воспитатель играет мелодию, один ребёнок выкладывает ритмический рисунок фишками на доске, остальные пытаются выстукивать его матрёшками по рисунку.
4.Завершение.После выполнения всех заданий дети отправляются на чаепитие.

Фотоотчёт игры

Матрёшки на подставке, металлофон, магнитная доска с фишками

Дети повторяют ритм за воспитателем

Ребёнок выкладывает ритмический рисунок на слух

Ребёнок выстукивает ритм по рисунку

Важно помнить, что грамотно подобранная и организованная игра способствует расширению знаний дошкольников о музыке и развивает творческие способности. Игровая форма делает процесс познания простым и осознанным, обеспечивает умственную активность детей

Она должна быть простой и интересной. В этом случае игра становится для детей стимулом к действию.

Пример конспекта игры

НазваниеЦели и задачиФорма работыОборудованиеЭтапыХод игрыРезультативность
«Учимся танцевать»Цель: создать условия для развития чувства ритма дошкольников.Задачи:

  • способствовать развитию чувства ритма,
  • формировать умение воспринимать, узнавать и передавать ритмический рисунок и мелодию,
  • воспитывать интерес к музыке, усидчивость и самостоятельность.
индивидуально — групповая
  • 5 изображений матрёшек на подставке,
  • магнитная доска,
  • фишки разного цвета (красные — долгий звук, зелёные — короткий),
  • металлофон.
1.Вводная часть.Воспитатель ставит матрёшек на стол и говорит: «Ребята, к нам в гости пришли весёлые матрёшки. Они любят музыку и очень хотят научиться танцевать. Давайте научим их!»Способствует развитию чувства ритма, общей музыкальности, психических процессов и творческих способностей.
2.Объяснение правил.«Я возьму большую, а вы берите матрёшек поменьше. Моя игрушка будет показывать движения, а ваши повторять».
3.Проведение игры.Воспитатель выстукивает ритм, а дети повторяют за ним.Далее задание постепенно усложняется: один из детей самостоятельно выстукивает ритм, остальные повторяют за ним и напевают песенку.После этого дети поочерёдно придумывают и выстукивают ритм, и каждый пытается его повторить.Затем добавляется оборудование: магнитная доска, фишки, металлофон. Воспитатель играет мелодию, один ребёнок выкладывает ритмический рисунок фишками на доске, остальные пытаются выстукивать его матрёшками по рисунку.
4.Завершение.После выполнения всех заданий дети отправляются на чаепитие.

Фотоотчёт игры

Важно помнить, что грамотно подобранная и организованная игра способствует расширению знаний дошкольников о музыке и развивает творческие способности. Игровая форма делает процесс познания простым и осознанным, обеспечивает умственную активность детей. Она должна быть простой и интересной

В этом случае игра становится для детей стимулом к действию

Она должна быть простой и интересной. В этом случае игра становится для детей стимулом к действию.

Проведение дидактических занятий

Педагогические занятия для детей старшей группы детского сада подразумевают приемы, которые можно разбить на три категории.

Словесные. Приоритетная цель развития речевого центра у детей старшей группы — образовать целостный запас слов и набор невербальных навыков.
Наглядные. Абстрактное мышление слабо сформировано у детей этого возраста. У них лидирует наглядно-образная модель восприятия. Задачей воспитателя является совмещение этих методов восприятия информации путем демонстрации зрительных образов.
Практические

Немаловажно, чтобы во время занятия ребенок творчески воплотил свое видение игры в различной форме художественной реализации: нарисовал объект игры; сделал аппликацию (этот метод очень удачно вписывается после игр с числами); смастерил поделку или слепил что-то из снега, если занятие проходит на улице зимой.

Временной план игры

Для достижения поставленных задач важно чётко построить и выполнить алгоритм действий

Алгоритм действий с учётом времени

В подготовительной группе длительность игры в среднем составляет 15–20 минут. Это время позволяет пройти четыре этапа:

  1. Вводная часть: мотивация детей и активация их внимания (2 минуты).
  2. Объяснение правил (1–2 минуты).
  3. Проведение игры (10–15 минут).
  4. Завершение: оценивание результатов, поощрение самых активных (1–2 минуты).

Примеры материалов с алгоритмом: таблица

«Песня — танец — марш»
Этап
Вводная частьВоспитатель показывает детям рисунок домика. Дети рассматривают его и предполагают, кто в нём живёт.
Объяснение правил«Ребята, как вы думаете, что происходит сейчас в домике? Хотите узнать? Тогда послушайте музыку и попытайтесь угадать».
Проведение игрыВоспитатель начинает играть музыку или звучит аудиозапись и дети отгадывают действия. Угадавшему разрешают открыть ставни, в окошке видно изображение движений. За верный ответ ребёнок получает карточку.
ЗавершениеПосле того как все мелодии отгаданы, проводится подсчёт. Побеждает тот, у кого больше карточек.
«Ходим кругом»
Этап
Вводная частьРебята, давайте немного поиграем и вспомним песенку, которую учили на прошлом занятии.
Объяснение правилСтановитесь все в круг и возьмитесь за руки. Первым ведущим будет (имя). Он(а) заходит в круг и двигается внутри него в разные стороны. Мы с вами идём по кругу и поём песенку, когда она закончится, (имя) нам покажет движение, а мы его повторим. После он(а) выберет другого ведущего. Готовы? Начинаем.
Проведение игрыДети идут по кругу и поют:Ходим кругом, друг за другом.Эй, ребята, не зевать!Все, что (имя) нам покажет,Будем дружно повторять!Далее ведущий делает движение, все его повторяют. Затем он меняется и так далее.
ЗавершениеКак только очередь доходит до первого ведущего, игру можно прекратить и отдохнуть.
«Кто больше знает?»
Этап
Вводная часть«Ребята, давайте представим, что вы идёте в магазин музыкальных инструментов и купить гитару, бубен и контрабас. Чтобы правильно выбрать, что купить, вам нужно вспомнить как они выглядят».
Объяснение правил«Сейчас я буду показывать вам карточки с инструментами, а вы попробуйте угадать, как он называется».
Проведение игрыВоспитатель показывает детям карточки по очереди. Отгадавший ребёнок забирает её себе. Игра продолжается пока карточки не закончатся.
ЗавершениеЗатем проводится подсчёт. Выигрывает тот, у кого больше карточек.

Временной план игры

Для достижения поставленных задач важно чётко построить и выполнить алгоритм действий

Алгоритм действий с учётом времени

В подготовительной группе длительность игры в среднем составляет 15–20 минут. Это время позволяет пройти четыре этапа:

  1. Вводная часть: мотивация детей и активация их внимания (2 минуты).
  2. Объяснение правил (1–2 минуты).
  3. Проведение игры (10–15 минут).
  4. Завершение: оценивание результатов, поощрение самых активных (1–2 минуты).

Примеры материалов с алгоритмом: таблица

«Песня — танец — марш»
Этап
Вводная частьВоспитатель показывает детям рисунок домика. Дети рассматривают его и предполагают, кто в нём живёт.
Объяснение правил«Ребята, как вы думаете, что происходит сейчас в домике? Хотите узнать? Тогда послушайте музыку и попытайтесь угадать».
Проведение игрыВоспитатель начинает играть музыку или звучит аудиозапись и дети отгадывают действия. Угадавшему разрешают открыть ставни, в окошке видно изображение движений. За верный ответ ребёнок получает карточку.
ЗавершениеПосле того как все мелодии отгаданы, проводится подсчёт. Побеждает тот, у кого больше карточек.
«Ходим кругом»
Этап
Вводная частьРебята, давайте немного поиграем и вспомним песенку, которую учили на прошлом занятии.
Объяснение правилСтановитесь все в круг и возьмитесь за руки. Первым ведущим будет (имя). Он(а) заходит в круг и двигается внутри него в разные стороны. Мы с вами идём по кругу и поём песенку, когда она закончится, (имя) нам покажет движение, а мы его повторим. После он(а) выберет другого ведущего. Готовы? Начинаем.
Проведение игрыДети идут по кругу и поют:Ходим кругом, друг за другом.Эй, ребята, не зевать!Все, что (имя) нам покажет,Будем дружно повторять!Далее ведущий делает движение, все его повторяют. Затем он меняется и так далее.
ЗавершениеКак только очередь доходит до первого ведущего, игру можно прекратить и отдохнуть.
«Кто больше знает?»
Этап
Вводная часть«Ребята, давайте представим, что вы идёте в магазин музыкальных инструментов и купить гитару, бубен и контрабас. Чтобы правильно выбрать, что купить, вам нужно вспомнить как они выглядят».
Объяснение правил«Сейчас я буду показывать вам карточки с инструментами, а вы попробуйте угадать, как он называется».
Проведение игрыВоспитатель показывает детям карточки по очереди. Отгадавший ребёнок забирает её себе. Игра продолжается пока карточки не закончатся.
ЗавершениеЗатем проводится подсчёт. Выигрывает тот, у кого больше карточек.

Временной план игры

Для достижения поставленных задач важно чётко построить и выполнить алгоритм действий

Алгоритм действий с учётом времени

В подготовительной группе длительность игры в среднем составляет 15–20 минут. Это время позволяет пройти четыре этапа:

  1. Вводная часть: мотивация детей и активация их внимания (2 минуты).
  2. Объяснение правил (1–2 минуты).
  3. Проведение игры (10–15 минут).
  4. Завершение: оценивание результатов, поощрение самых активных (1–2 минуты).

Примеры материалов с алгоритмом: таблица

«Песня — танец — марш»
Этап
Вводная частьВоспитатель показывает детям рисунок домика. Дети рассматривают его и предполагают, кто в нём живёт.
Объяснение правил«Ребята, как вы думаете, что происходит сейчас в домике? Хотите узнать? Тогда послушайте музыку и попытайтесь угадать».
Проведение игрыВоспитатель начинает играть музыку или звучит аудиозапись и дети отгадывают действия. Угадавшему разрешают открыть ставни, в окошке видно изображение движений. За верный ответ ребёнок получает карточку.
ЗавершениеПосле того как все мелодии отгаданы, проводится подсчёт. Побеждает тот, у кого больше карточек.
«Ходим кругом»
Этап
Вводная частьРебята, давайте немного поиграем и вспомним песенку, которую учили на прошлом занятии.
Объяснение правилСтановитесь все в круг и возьмитесь за руки. Первым ведущим будет (имя). Он(а) заходит в круг и двигается внутри него в разные стороны. Мы с вами идём по кругу и поём песенку, когда она закончится, (имя) нам покажет движение, а мы его повторим. После он(а) выберет другого ведущего. Готовы? Начинаем.
Проведение игрыДети идут по кругу и поют:Ходим кругом, друг за другом.Эй, ребята, не зевать!Все, что (имя) нам покажет,Будем дружно повторять!Далее ведущий делает движение, все его повторяют. Затем он меняется и так далее.
ЗавершениеКак только очередь доходит до первого ведущего, игру можно прекратить и отдохнуть.
«Кто больше знает?»
Этап
Вводная часть«Ребята, давайте представим, что вы идёте в магазин музыкальных инструментов и купить гитару, бубен и контрабас. Чтобы правильно выбрать, что купить, вам нужно вспомнить как они выглядят».
Объяснение правил«Сейчас я буду показывать вам карточки с инструментами, а вы попробуйте угадать, как он называется».
Проведение игрыВоспитатель показывает детям карточки по очереди. Отгадавший ребёнок забирает её себе. Игра продолжается пока карточки не закончатся.
ЗавершениеЗатем проводится подсчёт. Выигрывает тот, у кого больше карточек.

Конспект развлечения с использованием музыкально-дидактических игр в подготовительной группе

Организация: МБДОУ «Детский сад №11» г. Сосногорска

Населенный пункт: г. Сосногорск

Цель: Научить детей правильно исполнять знакомые ритмические рисунки на детских музыкальных инструментах.

Дети сидят на стульчиках, у центральной стены ширма кукольного театра. За ширмой раздается веселый звук бубенцов. С разных сторон под веселую музыку выскакивают Петрушки: с одной стороны БОМ (взрослый), с другой БАМ (ребенок) и на ширме появляется БИМ (кукла бибабо). Они здороваются.

БОМ: Мы веселые ребята – всех на свете веселей! Никогда не забываем, наших маленьких друзей!

БАМ: К вам опять пришли мы в гости, песни петь и танцевать!

БИМ: Вместе в игры музыкальные, будем с вами мы играть!

БОМ: Мы слышали, что вы любите музыку и знаете все песни из «Музыкального букваря»

БАМ: Они так хорошо знают песни, что могут отгадать их по двум звукам.

Проводится игра: «Угадай песню по двум звукам»

( БАМ за ширмой играет на металлофоне два звука, из какой либо песни Е. Тиличеевой «Птица и птенчик», «Качели», «Эхо», «Курица» и т.д. Дети отгадывают песни. БОМ благодарит детей)

БИМ (поет) Динь (до2)

БАМ (поет) Дан (ля)

БОМ (поет) Дон (фа)

Проводится игра: «Бубенчики»

БОМ раздает детям карточки с нотными линейками на которых ноты до2, ля, фа, они соответствуют высокому, среднему и низкому звучанию бубенчиков. Затем по сигналу (три удара в бубен) предлагается собраться около своих Петрушек. Подается сигнал и дети бегут к своим Петрушкам, которые по карточке проверяют, все ли точно собрались около них. Тем, кто ошибся, предлагают спеть песню, прочитать стихотворение, сплясать.

БОМ: Ребята, любите ли вы бегать под музыку?

Дети отвечают. Затем вместе с БОМОМ они бегают под музыку (по подгруппам)

БИМ: А шагать под музыку вы можете? (ответы детей) Только шагать надо не ногами, а руками.

БАМ: Как это руками?

БОМ: Я догадался (обращается к Биму). Ты хочешь предложить поиграть в «Музыкальные лесенки»?

БИМ: Да! Дети положением рук должны показать, как ходят по музыкальным ступенькам. (Проигрывается за ширмой последовательности звуков из трех, четырех, пяти ступеней вверх и вниз).

Проводится игра: «Музыкальные лесенки»

Дети поют и одновременно показывают рукой количество ступеней (движение по горизонтальной плоскости, начиная на уровне пояса с постепенным повышением или понижением рук).

БОМ: Хорошо шагали дети по музыкальным лесенкам. Давайте проведем музыкальную эстафету, которая называется «Музыкальные инструменты»

Эстафета «Музыкальные инструменты»

Для игры нужны три набора одинаковых детских инструментов, один набор находится за ширмой (у Бима), два набора кладут на два стола, напротив ширмы, столы отгораживаются друг от друга небольшой ширмой. Выбирают две команды. Проводит игру Бим, а помогает ему Бом. По его сигналу Бим играет на инструменте за ширмой, дети (первые из команд) бегут к столам, берут инструмент, на котором играл Бим, и возвращаются на свои места. Побеждает команда, которая правильно и быстро выполнила задание.

БАМ: (выносит строительный материал, бруски разной длины) Я тоже буду проводить веселую музыкальную эстафету.

БИМ и БОМ (смеются). Какую музыкальную эстафету можно провести с дровами?

БАМ: (раскладывает бруски в обе стороны от ширмы по одинаковому количеству). Мы будем играть в ритмическую эстафету.

Ритмическая эстафета

Бом помогает выбрать две команды по три человека и напоминает, что они должны хорошо знать песни из «Музыкального букваря» и уметь выложить, из брусков разной длинны ритмические рисунки песен. Показывает, как это сделать. Тот, кто правильно выполнит задание, получает флажок. Побеждает та команда, у которой больше флажков. В заключении Бом предлагает поплясать под ритмичную музыку.

После пляски Петрушки хвалят детей за то, что они умеют хорошо слушать и плясать под музыку.

БОМ: До свидания ребята!

Хорошо нам было тут!

Нас порадовала встреча-

Здесь ребята все поют!

БАМ: И танцуют и играют-

Любят музыку у вас!

Мы бы рады были снова

В гости к вам прийти не раз!

БИМ: А когда пойдете в школу,

Мы хотим вам пожелать:

Эти танцы, игры, пляски

Никогда не забывать!

ВСЕ ПЕТРУШКИ: А сейчас: всем до свидания – нам пора уж уходить!!!

Приложения:

  1. file0.docx.. 17,8 КБ

Опубликовано: 05.04.2020

Гитара

Дети сначала наклеивают деку гитары, затем гриф. После из пластилина делают колки и резонатор.

Музыкально-ритмическое упражнение «Музыкальные молоточки»

— Сейчас музыкальные молоточки пойдут гулять на прогулку.

Вот они спускаются по лестнице
(медленно стучим)

А теперь молоточки вышли на улицу, обрадовались и побежали.
(частые удары)

Затем молоточки стали прыгать. Скок, скок.
(быстро ударяем молоточками)

Вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень».
(постепенное ускорение ритма ударов молоточками)
 
Испугались молоточки и побежали домой.
(быстро и ритмично стучим молоточками)

Дидактическое упражнение «Угадай музыкальный инструмент по звуку»

Воспитатель прячется и издает звуки с помощью разных инструментов. Дети пытаются отгадать и назвать или показать этот инструмент.

Виды, задачи и приёмы проведения музыкальной игры в подготовительной группе (6–7 лет )

Прежде чем выбирать вид игры, нужно чётко сформулировать цели и задачи, которые хотите достигнуть.

Цели и задачи игры

Каждый педагог ставит перед собой конкретные задачи, но опирается на некоторые общие. К ним относятся:

  1. Развитие творческих способностей детей.
  2. Формирование музыкального слуха и вкуса.
  3. Приобщение детей к основам музыкального искусства.
  4. Развитие музыкально-сенсорных способностей.
  5. Привитие интереса к самостоятельной деятельности в искусстве.

Основные приёмы

  • Наглядный: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Приём основан на исполнении или прослушивании музыкальных композиций, их сравнении и сопоставлении. Слуховое восприятие может подкрепляться зрительным, т. е. использованием карточек, музыкальных игрушек и самих инструментов.
  • Словесный: рассказ, пояснение, беседа, разъяснение. Воспитатель с помощью диалога передаёт знания о музыке. Речь направлена на её эмоционально-образное содержание.
  • Практический: исполнение воспитателем ритмических движений, пение, игра на инструментах.

Основные виды игры

Исходя из задач и действий, игры делят на три основных вида: дидактические, подвижные, игры с пением.

Дидактические игры

Предполагается малоподвижное поведение детей и деление на команды. Соревнование заключается в способности точно и быстро определять по картинкам или на слух инструменты, ноты или музыкальное произведение.

Для проведения игры заранее готовят реквизит. Можно приобрести готовый образовательный материал или создать самим. При создании продукции желательно приобщать детей, это станет для них занимательной работой.

Материалы к играм:

  • печатная или ручная продукция (изображения, карточки и др.),
  • музыкальные инструменты и игрушки,
  • аудиозаписи.

Во время игры дошкольники выполняют правила, показывая соответствующие изображения или поднимая флажки, когда слышат нужное название или мелодию. Для повышения интереса к заданию, в конце проводится награждение.

Дидактические игры применяются на разных занятиях. Например, с помощью музыкальных инструментов или же их изображений, можно изучать счёт или развивать речь.

Подвижные игры

Этот вид основан на динамике действий. Дети слушают композиции и реагируют на звуки движениями. По степени динамичности выделяют следующие игры:

  • Высокой подвижности: задействуется большая группа детей. Игра включает бег и прыжки.
  • Средней подвижности: включают в себя работу в команде или поочерёдное выполнение заданий. Ход игры предполагает более спокойное перемещение в пространстве.
  • Малой подвижности: имеет низкую интенсивность со спокойным движением детей.

Кроме музыкальных занятий, такого типа игры используются с учётом тематики как физминутки, соревнования и развлекательные моменты.

Игры с пением

Основаны на знании песен разного формата. В связи с чем их делят на три группы:

  • хороводные: наполнение и мелодии игровых песен определяют движения детей,
  • народные: содержат традиционные тексты, чаще всего используемые на фольклорных праздниках или прогулках,
  • с песнями для инсценирования: имеют тексты с развёрнутым сюжетом и нескольким образами, чем и определяются действия дошкольников.

В зависимости от наполнения текста, игровые песни могут переходить из одной группы в другую.

Вам представлены основные виды музыкальных игр. Помните, что список не конечен и методика допускает комбинирование их между собой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий