Музейная педагогика. Типы музеев

Введение

Музей – это постоянное некоммерческое
учреждение, находящееся на службе общества
и его развития и открытое для людей, оно
приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует
и экспонирует в образовательных, просветительных
и развлекательных целях материальные
свидетельства человека и окружающей
его среды.

Существует целый ряд определений
музея, что в значительной степени объясняется
сложностью и многоликостью самого феномена.
XX век подарил человечеству новые типы
музеев. Пришло осознание того, что сохранять
и экспонировать можно и нужно не только
предметы, но и характерное для них окружение,
различные фрагменты историко-культурной
среды, виды человеческой деятельности.
Появились музеи под открытым небом, в
основе которых — не традиционная коллекция
предметов, а памятники архитектуры и
народного быта, представленные в своем
естественном природном окружении. Возникли
и музеи, экспонирующие главным образом
не подлинники, а их воспроизведения.

Проблема типологии 
музеев является наименее разработанной 
в современном музееведении. Ее изучение продолжает
сохранять свою остроту в связи с существенными
изменениями, которые произошли в  теории,
методике и практике музейного дела за
последние десятилетия.

Целью контрольной 
работы является выявление основных
видов классификаций музеев.

В соответствии
с поставленной целью, выделим основные
задачи:

1. Рассмотреть 
историю типологии в отечественном 
музееведение;

2. Дать краткую 
характеристику основных групп 
классификации музеев.

Общение

Общение — установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея либо содержанием его коллекций. Общение в музее с использованием его экспозиций или территории очень специфично, так как темы, стиль и способы общения изначально заданы самим музеем, заложены в музейной информации, определены профилем музея.

Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Общение, в зависимости от профиля музея, может быть организовано в форме встречи, клуба, либо в какой-то нетрадиционной форме.

Встреча — собрание, устраиваемое в музее с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея.

Клуб — общественная регламентированная организация при музее, предоставляющая возможность свободного общения с людьми, имеющими одну и ту же направленность интересов, связанных с музеем и его содержанием.

Посиделки — театрализованная форма, участники которой собираются для общения, развлечения в сочетании с какой-либо совместной деятельностью прикладного характера (вязание, вышивка, плетение кружев и пр.).

Особенностью общения в условиях музея является его тематическая направленность, связанная с профилем музея, что дает возможность участникам процесса общения не только решать проблемы психологического характера, но и получать новые знания, а часто и навыки практической деятельности (например, клуб «Параскева» при Российском этнографическом музее).

Зачем же нужна музейная педагогика в школах?

Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму – интересно не разрушать, а созидать.

Отличительные черты обучения в музейной педагогике – неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, занятий, музейных уроков.

Музейная педагогика дает возможность:

 осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

 сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

 раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

 попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

 объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

 организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе .

Так, например, я в своей школе разработала и провожу цикл музейных занятий «Уроки в старой школе».

Цель занятий: познакомить школьников с предметным миром их предков.

Музейные уроки носят обобщенно-собирательный характер, строятся по хронологически-тематическому принципу. Например, урок письма «История возникновения письменных принадлежностей» знакомит детей с возникновением письма, с предметами, которыми пользовались при письме; а на уроке «О чем рассказала лучина» (проходит в форме научной экспедиции) ребята знакомятся с разнообразием осветительных приборов, их устройством, историческими вехами развития. Занятие проходит поэтапно: экспедиция по виртуальной карте, затем происходит обобщение услышанного в театре музейного предмета «Мосток» и в завершении дети получают буклеты-опросники, где напечатаны изображения осветительных приборов и нужно в пустые клеточки вписать их названия. Такие опросники или, как мы их называем, «листы активности» ребята сами просят на каждом музейном занятии, им интересно разгадывать в них ребусы, «зашифрованные письмена», составлять логическую (хронологическую) цепочку, разгадывать кроссворды, решать различного вида задачи.

Ребята активно и с большим желанием посещают мои занятия. Читая и слушая отзывы ребят, я неоднократно убеждалась, что музейная педагогика в школе просто необходима.

В ходе таких занятий я занимаю роль «проводника» в мир обыкновенных вещей. Знакомлю ребят с этим миром, вооружившись новыми эффективными методами и приемами включения предмета в учебно-воспитательный процесс.

Беседы о культуре в школе и занятия в музее сопровождаются так называемыми творческими заданиями.

Занятия с детьми решают следующие задачи:

1) научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития и культуры;

2) формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к новому времени, другой культуре посредствам общения с памятниками истории и культуры;

3) формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения
с культурным наследием, художественное восприятие действительности;

4) развивать способность к эстетическому созерцанию сопереживанию;

5) формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей.

Содержание бесед помогает ребенку создать в своем воображении максимально цельную картину окружающего мира, совершить собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства. На конкретном материале и доступных предметах детям предоставляется возможность размышлять над следующими проблемами:

 что такое предмет, его свойства;

 какова эстетика вещи, ее особое значение как старинного предмета;

 в чем сущность, преемственность, неразрывность исторического времени;

 чем выражается взаимосвязь между временем, вещью и человеком;

 как объяснить понятие памятник истории, культуры, природы. Многообразие памятников. Памятник – предмет, миф, легенда, сказка, произведение народного искусства, природный объект.

Сложно? Нет. Игровая форма объяснения материала не только делает его доступным, но и вызывает большой интерес у ребенка.

Отдых

Отдых — организация свободного времени в пространстве музея в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Специфика музея (здание, в котором он расположен, архитектурно-художественное решение экспозиций, состав коллекций) в значительной мере усиливает эмоциональное воздействие форм досуга. Большая часть их (ярмарка, карнавал, День открытых дверей и т. д.) рассчитана на поливозраст — ную аудиторию, однако существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей (игровая комната для дошкольников, елка в музее для младших школьников, чаепитие для людей пожилого возраста и пр.). Чаще всего данные формы имеют комплексный характер, т. е. могут включать в себя элементы других форм. Рекреация в музее может происходить, например, в форме музейного праздника, концерта, бала.

Праздник в музее — комплексная форма работы с музейной аудиторией, включающая в себя объединенные единой темой элементы экскурсии, тематического вечера, театрализованного представления и пр., проводящаяся на основе сценария с использованием экспозиций и музейных коллекций. Предполагаются соблюдение ритуальности, введение праздничных атрибутов, игровых эпизодов.

Концерт — проводящееся в музее публичное исполнение музыкальных произведений и других номеров, построенное по определенной программе.

Бал в музее — танцевальный вечер с погружением в историко-культурную среду для получения эмоциональных впечатлений.

По принадлежности

Музеи принадлежат государству, какой-либо общественной организации либо частному лицу.

Государственные

Большинство музеев РФ находится в собственности государства.

Например, Исторический музей на Красной площади, содержащий около 5 млн. экспонатов.

Ростовский Кремль, в стенах которого хранятся древние иконы, относится к государственным музеям – заповедникам.

Общественные

Примером служит центр Н.К. Рериха, открытый для всех желающих в нашей столице. Его создали члены Международного Рериховского движения.

Или Музей им. А.Д. Сахарова и общественный центр в Москве создан Фондом Андрея Дмитриевича с целью сохранения памяти о жертвах сталинских репрессий. В нем представлены картины, скульптуры подвергшихся политическим гонениям художников и скульпторов, личные вещи пострадавших, коллекции самиздата.

Частные

Второе название музеев этого вида – коммерческие. Частные лица, владеющие фондами, имеют доход от просмотра другими людьми их коллекций.

В Москве – это Музей «Собрание», основанный бизнесменом Давидом Якобашвили. В музейном помещении выставлен антиквариат: национальные музыкальные инструменты, картины, старинная мебель, часы.

В Северной Осетии-Алании в селе Лескен частным музеем владеет местный житель Асланбек Бетрозов. У него собраны предметы быта и сельскохозяйственная техника XIX-XX веков. Здесь можно увидеть дореволюционный плуг, советский самогонный аппарат, старинные осетинские кувшины и другие интересные вещи. Часть экспонатов выставлена на улице перед домом владельца.

Таким образом, частные музеи могут быть также интересны людям, как и государственные.

История типологии музеев в России

В начале развития музейного дела четкой
классификации музеев не было Они в основном
сохраняли небольшие разнородные коллекции
и имели общее название, например: музей
древностей. Впоследствии, с развитием
музейного дела, эти заведения специализируются
– возникают исторические, художественные,
естественнонаучные и других профилей
музее Они делились на группы в соответствии
с функциями, характера сборников или
другим и признаками.

В музееведении
до конца 20 в. было принято деление 
музеев по типам, видам и профилям.
Также до 1990-х гг. применялся административно-управленческий
принцип деления музеев на категории,
которых было 4. Категория определялась
по формальным признакам численности
фондов и посещаемости и влияла на финансирование
музея, в т.ч. на заработную плату сотрудников.

В отечественном 
музееведении впервые к изучению
типологии музеев обратился Ф. И.
Шмит. В связи с общественным предназначением 
он выделил три типа: научные, учебные,
публичные музеи.  Долгое время 
к вопросу о типологии музеев
не возвращались. Затем тот же признак был положен
в основу типологии музеев, разработанной
А. М. Разгоном и в предельно сжатом виде 
изложенной в учебном пособии «Музееведение.
Музеи исторического профиля» . Предложенная
им типология строилась с учетом основного
критерия – «соотношения характерных для
музея общественных функций и методов
их реализации». В соответствии с этим
критерием в музейной сети выделялись
три типа музеев:  «научно-исследовательский,
просветительный (массовый); исследовательский,
академический; учебный»1.

В конце 1980-х 
гг. Д.А. Равикович было предложено разделение
музейного мира по типу хранимого 
наследия на коллекционные и ансамблевые 
музеи, применяемое в основном в 
научной литературе. Далее, разрабатывая проблему
типологии музеев, Д. А. Равикович предложила
рассматривать совокупность музеев на
двух уровнях. На первом уровне типология
строится по отношению к функции документирования,
в результате чего музеи подразделяются
на две группы:

  1. Музеи коллекционного типа
  2. Музеи ансамблевого типа.

Второй уровень 
направлен на выявление специфических
возможностей различных музеев в реализации
образовательно-воспитательной и досуговой
функций. На основании этого выделяются
следующие типы музеев:

  1. Музеи художественные и исторические, обладающие коллекциями национального и мирового значения.
  2. Музеи экскурсионно-туристического типа, т. е. основанные на выдающихся исторически сложившихся историко-культурных комплексах и ансамблях-памятниках.
  3. Музеи историко-революционные и военно-исторические, функционирующие как в столичных центрах, так и на местах.
  4. Краеведческие музеи.
  5. Музеи – культурные центры.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий