Введение
Музей – это постоянное некоммерческое
учреждение, находящееся на службе общества
и его развития и открытое для людей, оно
приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует
и экспонирует в образовательных, просветительных
и развлекательных целях материальные
свидетельства человека и окружающей
его среды.
Существует целый ряд определений
музея, что в значительной степени объясняется
сложностью и многоликостью самого феномена.
XX век подарил человечеству новые типы
музеев. Пришло осознание того, что сохранять
и экспонировать можно и нужно не только
предметы, но и характерное для них окружение,
различные фрагменты историко-культурной
среды, виды человеческой деятельности.
Появились музеи под открытым небом, в
основе которых — не традиционная коллекция
предметов, а памятники архитектуры и
народного быта, представленные в своем
естественном природном окружении. Возникли
и музеи, экспонирующие главным образом
не подлинники, а их воспроизведения.
Проблема типологии
музеев является наименее разработанной
в современном музееведении. Ее изучение продолжает
сохранять свою остроту в связи с существенными
изменениями, которые произошли в теории,
методике и практике музейного дела за
последние десятилетия.
Целью контрольной
работы является выявление основных
видов классификаций музеев.
В соответствии
с поставленной целью, выделим основные
задачи:
1. Рассмотреть
историю типологии в отечественном
музееведение;
2. Дать краткую
характеристику основных групп
классификации музеев.
Общение
Общение — установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея либо содержанием его коллекций. Общение в музее с использованием его экспозиций или территории очень специфично, так как темы, стиль и способы общения изначально заданы самим музеем, заложены в музейной информации, определены профилем музея.
Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Общение, в зависимости от профиля музея, может быть организовано в форме встречи, клуба, либо в какой-то нетрадиционной форме.
Встреча — собрание, устраиваемое в музее с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея.
Клуб — общественная регламентированная организация при музее, предоставляющая возможность свободного общения с людьми, имеющими одну и ту же направленность интересов, связанных с музеем и его содержанием.
Посиделки — театрализованная форма, участники которой собираются для общения, развлечения в сочетании с какой-либо совместной деятельностью прикладного характера (вязание, вышивка, плетение кружев и пр.).
Особенностью общения в условиях музея является его тематическая направленность, связанная с профилем музея, что дает возможность участникам процесса общения не только решать проблемы психологического характера, но и получать новые знания, а часто и навыки практической деятельности (например, клуб «Параскева» при Российском этнографическом музее).
Зачем же нужна музейная педагогика в школах?
Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму – интересно не разрушать, а созидать.
Отличительные черты обучения в музейной педагогике – неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, занятий, музейных уроков.
Музейная педагогика дает возможность:
осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе .
Так, например, я в своей школе разработала и провожу цикл музейных занятий «Уроки в старой школе».
Цель занятий: познакомить школьников с предметным миром их предков.
Музейные уроки носят обобщенно-собирательный характер, строятся по хронологически-тематическому принципу. Например, урок письма «История возникновения письменных принадлежностей» знакомит детей с возникновением письма, с предметами, которыми пользовались при письме; а на уроке «О чем рассказала лучина» (проходит в форме научной экспедиции) ребята знакомятся с разнообразием осветительных приборов, их устройством, историческими вехами развития. Занятие проходит поэтапно: экспедиция по виртуальной карте, затем происходит обобщение услышанного в театре музейного предмета «Мосток» и в завершении дети получают буклеты-опросники, где напечатаны изображения осветительных приборов и нужно в пустые клеточки вписать их названия. Такие опросники или, как мы их называем, «листы активности» ребята сами просят на каждом музейном занятии, им интересно разгадывать в них ребусы, «зашифрованные письмена», составлять логическую (хронологическую) цепочку, разгадывать кроссворды, решать различного вида задачи.
Ребята активно и с большим желанием посещают мои занятия. Читая и слушая отзывы ребят, я неоднократно убеждалась, что музейная педагогика в школе просто необходима.
В ходе таких занятий я занимаю роль «проводника» в мир обыкновенных вещей. Знакомлю ребят с этим миром, вооружившись новыми эффективными методами и приемами включения предмета в учебно-воспитательный процесс.
Беседы о культуре в школе и занятия в музее сопровождаются так называемыми творческими заданиями.
Занятия с детьми решают следующие задачи:
1) научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития и культуры;
2) формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к новому времени, другой культуре посредствам общения с памятниками истории и культуры;
3) формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения
с культурным наследием, художественное восприятие действительности;
4) развивать способность к эстетическому созерцанию сопереживанию;
5) формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей.
Содержание бесед помогает ребенку создать в своем воображении максимально цельную картину окружающего мира, совершить собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства. На конкретном материале и доступных предметах детям предоставляется возможность размышлять над следующими проблемами:
что такое предмет, его свойства;
какова эстетика вещи, ее особое значение как старинного предмета;
в чем сущность, преемственность, неразрывность исторического времени;
чем выражается взаимосвязь между временем, вещью и человеком;
как объяснить понятие памятник истории, культуры, природы. Многообразие памятников. Памятник – предмет, миф, легенда, сказка, произведение народного искусства, природный объект.
Сложно? Нет. Игровая форма объяснения материала не только делает его доступным, но и вызывает большой интерес у ребенка.
Отдых
Отдых — организация свободного времени в пространстве музея в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Специфика музея (здание, в котором он расположен, архитектурно-художественное решение экспозиций, состав коллекций) в значительной мере усиливает эмоциональное воздействие форм досуга. Большая часть их (ярмарка, карнавал, День открытых дверей и т. д.) рассчитана на поливозраст — ную аудиторию, однако существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей (игровая комната для дошкольников, елка в музее для младших школьников, чаепитие для людей пожилого возраста и пр.). Чаще всего данные формы имеют комплексный характер, т. е. могут включать в себя элементы других форм. Рекреация в музее может происходить, например, в форме музейного праздника, концерта, бала.
Праздник в музее — комплексная форма работы с музейной аудиторией, включающая в себя объединенные единой темой элементы экскурсии, тематического вечера, театрализованного представления и пр., проводящаяся на основе сценария с использованием экспозиций и музейных коллекций. Предполагаются соблюдение ритуальности, введение праздничных атрибутов, игровых эпизодов.
Концерт — проводящееся в музее публичное исполнение музыкальных произведений и других номеров, построенное по определенной программе.
Бал в музее — танцевальный вечер с погружением в историко-культурную среду для получения эмоциональных впечатлений.
По принадлежности
Музеи принадлежат государству, какой-либо общественной организации либо частному лицу.
Государственные
Большинство музеев РФ находится в собственности государства.
Например, Исторический музей на Красной площади, содержащий около 5 млн. экспонатов.
Ростовский Кремль, в стенах которого хранятся древние иконы, относится к государственным музеям – заповедникам.
Общественные
Примером служит центр Н.К. Рериха, открытый для всех желающих в нашей столице. Его создали члены Международного Рериховского движения.
Или Музей им. А.Д. Сахарова и общественный центр в Москве создан Фондом Андрея Дмитриевича с целью сохранения памяти о жертвах сталинских репрессий. В нем представлены картины, скульптуры подвергшихся политическим гонениям художников и скульпторов, личные вещи пострадавших, коллекции самиздата.
Частные
Второе название музеев этого вида – коммерческие. Частные лица, владеющие фондами, имеют доход от просмотра другими людьми их коллекций.
В Москве – это Музей «Собрание», основанный бизнесменом Давидом Якобашвили. В музейном помещении выставлен антиквариат: национальные музыкальные инструменты, картины, старинная мебель, часы.
В Северной Осетии-Алании в селе Лескен частным музеем владеет местный житель Асланбек Бетрозов. У него собраны предметы быта и сельскохозяйственная техника XIX-XX веков. Здесь можно увидеть дореволюционный плуг, советский самогонный аппарат, старинные осетинские кувшины и другие интересные вещи. Часть экспонатов выставлена на улице перед домом владельца.
Таким образом, частные музеи могут быть также интересны людям, как и государственные.
История типологии музеев в России
В начале развития музейного дела четкой
классификации музеев не было Они в основном
сохраняли небольшие разнородные коллекции
и имели общее название, например: музей
древностей. Впоследствии, с развитием
музейного дела, эти заведения специализируются
– возникают исторические, художественные,
естественнонаучные и других профилей
музее Они делились на группы в соответствии
с функциями, характера сборников или
другим и признаками.
В музееведении
до конца 20 в. было принято деление
музеев по типам, видам и профилям.
Также до 1990-х гг. применялся административно-управленческий
принцип деления музеев на категории,
которых было 4. Категория определялась
по формальным признакам численности
фондов и посещаемости и влияла на финансирование
музея, в т.ч. на заработную плату сотрудников.
В отечественном
музееведении впервые к изучению
типологии музеев обратился Ф. И.
Шмит. В связи с общественным предназначением
он выделил три типа: научные, учебные,
публичные музеи. Долгое время
к вопросу о типологии музеев
не возвращались. Затем тот же признак был положен
в основу типологии музеев, разработанной
А. М. Разгоном и в предельно сжатом виде
изложенной в учебном пособии «Музееведение.
Музеи исторического профиля» . Предложенная
им типология строилась с учетом основного
критерия – «соотношения характерных для
музея общественных функций и методов
их реализации». В соответствии с этим
критерием в музейной сети выделялись
три типа музеев: «научно-исследовательский,
просветительный (массовый); исследовательский,
академический; учебный»1.
В конце 1980-х
гг. Д.А. Равикович было предложено разделение
музейного мира по типу хранимого
наследия на коллекционные и ансамблевые
музеи, применяемое в основном в
научной литературе. Далее, разрабатывая проблему
типологии музеев, Д. А. Равикович предложила
рассматривать совокупность музеев на
двух уровнях. На первом уровне типология
строится по отношению к функции документирования,
в результате чего музеи подразделяются
на две группы:
- Музеи коллекционного типа
- Музеи ансамблевого типа.
Второй уровень
направлен на выявление специфических
возможностей различных музеев в реализации
образовательно-воспитательной и досуговой
функций. На основании этого выделяются
следующие типы музеев:
- Музеи художественные и исторические, обладающие коллекциями национального и мирового значения.
- Музеи экскурсионно-туристического типа, т. е. основанные на выдающихся исторически сложившихся историко-культурных комплексах и ансамблях-памятниках.
- Музеи историко-революционные и военно-исторические, функционирующие как в столичных центрах, так и на местах.
- Краеведческие музеи.
- Музеи – культурные центры.