Методика «Кактус»: для младших школьников

Тест: Методика М.А.Панфиловой «Кактус» | Социальная сеть работников образования

Методика «Кактус»    графическая методика М.А. Панфиловой.

Цель: Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Оборудование: При проведении диагностики ребенку выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

В ходе работы вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Инструкция к выполнению: Предлагаем ребенку на листе бумаги (формат А4) нарисовать кактус, такой, какой ты его себе представляешь.

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию: 1. Кактус домашний или дикий?

2. Его можно потрогать? Он сильно колется?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Обработка результатов и интерпретация:

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

1. пространственное положение                             2. размер рисунка

3. характеристики линий                                         4. сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

1. характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)

2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

3. характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация.1. По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.

• Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

• Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

• Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

• Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

• Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

• Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. • Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами

• Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

• Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

• Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

• Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

• Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

• Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

• Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

  1. Интерпретация цветовой гаммы рисунка:

• темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, любовь (матери и младенца). Темно-синий — это небо и океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства.

• темно-зеленый: символ — росток, пробивающийся сквозь асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство.

• оранжево-красный: символ — огонь, кровь, взрыв. Экспансия, подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях.

• лимонно-желтый: изменение, творчество, гибкость, отзывчивость на внешние стимулы, радость.

• бордовый: искусство, необычность, гармония духовности, рождение нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие.

• светло-коричневый: тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание не уютности, физический и психологический дискомфорт.

• черный: пустота, эксцентричность, ночь. смерть, уничтожение.

Инструкция к выполнению

Инструкция к выполнению: Предлагаем ребенку на листе бумаги (формат А4) нарисовать кактус, такой, какой ты его себе представляешь.

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:1. Кактус домашний или дикий?

2. Его можно потрогать? Он сильно колется?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Обработка результатов и интерпретация:

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

1. пространственное положение                             2. размер рисунка

3. характеристики линий                                         4. сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

1. характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)

2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

3. характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация.1. По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.

• Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

• Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

• Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

• Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

• Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

• Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. • Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами

• Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

• Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

• Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

• Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

• Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

• Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

• Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

  1. Интерпретация цветовой гаммы рисунка:

• темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, любовь (матери и младенца). Темно-синий — это небо и океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства.

• темно-зеленый: символ — росток, пробивающийся сквозь асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство.

• оранжево-красный: символ — огонь, кровь, взрыв. Экспансия, подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях.

• лимонно-желтый: изменение, творчество, гибкость, отзывчивость на внешние стимулы, радость.

• бордовый: искусство, необычность, гармония духовности, рождение нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие.

• светло-коричневый: тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание не уютности, физический и психологический дискомфорт.

• черный: пустота, эксцентричность, ночь. смерть, уничтожение.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Содержание обучения и воспитания дошкольников
  2. Теория и практика комплексного подхода к воспитанию военнослужащего части
  3. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах
  4. Организация проектной деятельности дошкольников
  5. Воспитание безопасного поведения детей
  6. Комплексная программа «от рождения до школы»
  7. Краткая история развития форм обучения
  8. Особенности представления о традициях у старших дошкольников
  9. Современные проблемы систем образования в России
  10. Учебная дискуссия как деятельностная форма развития коммуникативной компетенции старшеклассников

Психологический тест Кактус для дошкольников и младших школьников: как проводится?

Методика проведения теста совсем простая. Рисунок может быть цветным или черно-белым. Если ребенок до этого никогда не видел кактус, взрослый просто в повествовательной форме рассказывает об этом необычном цветке.

Инструкция по проведению теста:

  • Ребенку выдается лист бумаги А4 и карандаши. Это могут быть простые или цветные карандашики.
  • Далее, малыша просят представить кактус – странный цветок с колючками. После этого предлагают крохе нарисовать растение.
  • На задание дается не больше чем 30 минут. Ребенку нельзя задавать вопросы, чтобы взрослый никак не мог повлиять на характер изображения.
  • Малыш может рисовать кактус в горшке, в вазе или в пустыне. Но взрослый не должен подталкивать ребенка изобразить домашнее или дикое растение.
  • Дети не должны рисовать рядом и подсматривать. Это может повлиять на изображение и трактовку результатов.

Психологический тест Кактус для дошкольников и младших школьников: как проводится?

Обработка и интерпретация результатов

Обработка и интерпретация результатов методики осуществляется по следующим направлениям.

Анализ манеры рисования, характера линий и силы нажима.

Так, если нажим сильный, то это означает растущее напряжение у ребенка.

Твердо подчеркнутая определенная деталь рисунка – импульсивность.

Слабый или еле заметный нажим – угнетенное состояние, душевная и общефизическая слабость.

Отрывистые линии – порывистость характера.

Если кактус нарисован штрихами – это говорит об обеспокоенности или неуверенности ребенка.

Четкие и хорошо прорисованные линии – адекватность оцениваемых ситуаций, уверенность в собственных силах.

Расположение и размер кактуса на листе бумаги.

Если кактус расположен внизу листа – заниженная самооценка, если вверху листа, напротив, – завышенная.

Если кактус расположен ближе к правой стороне – ребенок ориентирован на будущее, влево – склонен к анализу прошлого.

Нормой считается расположение ребенка посередине.

Так же необходимо обратить внимание на размер рисунка. Если кактус маленький – это говорит о низкой самооценке, неуверенности в себе, слабости и зависимости от мнения окружающих; если кактус занимает 2/3 листа – завышенное самомнение; крупный кактус – стремление к лидерству. Сюжет рисунка

Сюжет рисунка.

Анализируется размер, цвет кактуса, наличие или отсутствие иголок, в горшке или на земле растет кактус, фон рисунка, схожесть с реальным цветком или это вымышленное изображение и т.д.

Если изображение кактуса реалистичное – ребенок чувствует себя по взрослому, имеет реалистичный подход к жизни; если это герой мультика или вымышленный персонаж – богатая фантазия и инфантильность тестируемого.

В том случае, если на рисунке имеются дополнительные персонажи, то это свидетельствует о хороших отношениях с окружающими людьми.

Цветовая гамма.

Свидетельствует о подвижности психики ребенка. Преобладание цвета говорит о:

  • Зеленый – уверенность и постоянство
  • Желтый – страх быть отвергнутым
  • Синий – ребенку комфортно именно в тех условиях, в которых он сейчас находится
  • Красный – сильное эмоциональное напряжение
  • Серый – нейтральное отношение к происходящему и окружающим
  • Белый – возможные проблемы со зрением
  • Черный – противоречивость, избалованность

Трактовка ответов на дополнительные вопросы.

Не имеют конкретных самостоятельных толкований, так как беседа проводится только лишь для того, чтобы подтвердить те или иные выводы, сделанные в процесс анализа рисунка.

Например, если ребенок нарисовал дикий кактус и подтвердил это в беседы, то можно сделать вывод, что он стремится к свободе, самостоятельности, одиночеству. Рисунок домашнего кактуса говорит о том, что ребенку удобно и комфортно в тех условиях, в которых он живет сейчас.

Сюжет рисунка

В этой части исследования обращают внимание на рисунок, в общем: внешний вид кактуса, фон рисунка, присутствие или отсутствие других персонажей

Например, важное значение имеет, нарисован ли кактус похожим на реальное растение или же изображён в виде сказочного персонажа

Первый случай указывает на то, что ребёнок подходит к жизни очень реалистично и «по-взрослому», понимает, в каких ситуациях нужно вести себя как взрослый, а в каких можно оставаться малышом. Нарисованный в виде мультипликационного героя кактус говорит о богатой фантазии ребёнка, его инфантильности.

Хотя условия не подразумевают никаких персонажей, помимо кактуса, малыш может изобразить их на своём рисунке. И если на картинке присутствуют любые другие герои, это значит, что ребёнок тянется к социуму и коллективу, у него прекрасные отношения с людьми. Такие дети испытывают дискомфорт, будучи вынужденными работать в одиночку.

Если нарисованный кактус простой, нарисован жирными линиями и иголок на нём совсем мало, это говорит о демонстративности характера. Если иголок много, они длинные и торчащие — испытуемый злобен.

Большой кактус с улыбкой до ушей — свидетельство оптимизма. Простой одинокий кактус говорит об интравертности. Цветок в горшке означает стремление к уюту и домашней защите. Кактус, изображённый в пустыне — свидетельство одиночества.

Цветовая гамма

Цвет рисунка говорит о подвижности психики испытуемого.

  1. Зелёный — уверенность и постоянство.
  2. Синий — душевный комфорт.
  3. Жёлтый — боязнь быть отвергнутыми другими людьми.
  4. Красный — эмоциональное возбуждение.
  5. Серый — ребёнок относится к происходящему нейтрально.
  6. Чёрный — испытуемый избалован, привык идти наперекор близким.
  7. Белый — иной раз свидетельствует о том, что у ребёнка проблемы со зрением.

Своевременное использование методики позволяет выявить психологические и эмоциональные проблемы ребёнка, определить склонность к агрессии. При необходимости специалист назначает ребёнку дополнительные исследования, и вместе с родителями разрабатывает план коррекции.

Расшифровка, интерпретация результатов психологического теста Кактус

Существует несколько основных параметров по которым оценивают рисунок.

Параметры оценки:

Сила нажатия. Для этого рисунок переворачивается и оценивается обратная сторона. Если с обратной стороны линии очень продавленные и выпуклые, это говорит об агрессии малыша. Если выдавлены конкретные детали – ребенок импульсивный. В случае появления штрихов, можно говорить о беспокойстве. Если линии прерываются время от времени, то это свидетельствует о непостоянстве и ветрености малыша. Если линии четкие со средним нажимом, то можно сказать, что ребенок адекватный и уверенный в себе.

Размер кактуса и расположение на листе. Если малыш нарисовал растение внизу, можно судить о заниженной самооценке. Если вверху, то, наоборот. В случае смещения рисунка вправо, можно судить о стремлении крохи в будущее. Если влево, то ребенок склонен к постоянному анализу прошлого. Огромное значение имеет размер рисунка. Если на листе растение занимает меньше 1/3 всей площади, то ребенок страдает комплексом неполноценности. Если рисунок большой, то малыш стремится быть лидером. Хороший сигнал, если растение расположено посередине. Это говорит о постоянстве ребенка и его серьезности.

Анализ изображение

Тут берется во внимание как изображен кактус. В виде растения или мультипликационного персонажа. Если растение, то это свидетельствует о серьезности малыша и стремлении оправдать ожидание взрослых

Если мультипликационный персонаж, то это свидетельствует об инфантильности малыша

Если растение, то это свидетельствует о серьезности малыша и стремлении оправдать ожидание взрослых. Если мультипликационный персонаж, то это свидетельствует об инфантильности малыша.

Дополнительные элементы. Если ребенок рисует цветы или дополнительных персонажей, то это говорит о командной работе. Малышу комфортно в социуме, он любит общаться с детьми.

Расшифровка, интерпретация результатов психологического теста Кактус

Характеристика кактуса, общие сведения:

  • Густые и острые колючки свидетельствуют о злобе малыша.
  • Растение в горшке говорит о том, что ребенок домашний и привык к родительской опеке.
  • Если растение в пустыне – ребенок не любит общество, ему нравится одиночество.
  • Если растение простое и нарисовано толстыми линиями, то малыш демонстративный и любит выделяться.
  • Темные и густые линии свидетельствуют о тревожности малыша.

Цветовая гамма:

  • Зеленый. Малыш постоянный и уверенный в себе
  • Желтый. Ребенок боится быть осужденным обществом
  • Синий. Ребенку комфортно в нынешней ситуации
  • Красный. Кроха возбужден
  • Серый. Кроха безразлично относится ко всему
  • Черный. Малыш привык противоречить своим близким и спорить с ними

Как видите, при помощи несложного теста можно определить отношение к ребенку в семье. А также узнать о восприятии действительности малышом.

Как это работает

Методика рисунка считается наиболее полезной и информативной в детской диагностике, поскольку считается, что именно через изображения ребёнок наиболее ярко показывает отношение к себе и окружающему миру, собственное мировосприятие и умственное развитие.

В 90-х годах прошлого века психологом МГМСУ Мариной Панфиловой был разработан следующий психологический приём: ребёнку даётся задание изобразить на бумаге кактус таким образом, каким он его себе представляет.

Рисунок призван продемонстрировать, является ли ребёнок скрытным или демонстративным, насколько он импульсивный и целеустремлённый. А если у малыша имеются эмоциональные проблемы, методика поможет выявить причину его негативных переживаний.

Как проводят диагностику

Тестирование, как правило, проводится индивидуально с каждым, но при необходимости допускается его проведение с небольшими группами детей. В основном таким образом, тестируют дошкольников, но использовать методику можно и со школьниками младших классов.

При этом совершенно не играет роли, насколько хорошо малыш владеет карандашом — художественных навыков от него не потребуется.

Итак, сперва нужно приготовить для ребёнка лист бумаги и цветные карандаши. Затем малышу излагается суть задания: он должен вообразить, что увидел красивый кактус, и постараться запомнить растение в деталях. По сигналу человека, проводящего исследование, ребёнок начинает переносить образ кактуса на бумагу.

При этом малыш не должен отвлекаться от процесса рисования. Время, которое отводится на рисунок, не должно превышать получаса. Рисунок вовсе не обязательно должен быть цветным — методикой допускается и чёрно-белое изображение.

Если до этого ребёнку не доводилось видеть кактус, взрослый должен доступно объяснить, что он представляет собой цветок с колючками. После того как малыш закончит рисунок, проводящий тест человек может задать ему несколько вопросов для более полной картины исследования.

Например, можно спросить:

  • насколько колючий этот кактус;
  • можно ли его трогать;
  • домашний он или дикий;
  • каким он станет, когда вырастет.

Текст опросника «ОСОР-В»

  1. Обсуждаем вопросы самочувствия ребенка (жалобы на нездоровье, сон, необходимость лечебных процедур и др.).
  2. Обсуждаем реальную и возможную помощь ребенка по дому (уборка квартиры, мытье посуды и др.).
  3. В разговорах с ребенком планируем совместные просмотры телепередач.
  4. Разговариваем с ребенком об известных ученых, писателях, путешественниках и др.
  5. Рассказываем ребенку о тех или иных способах изучения окружающих предметов и явлений.
  6. Говорим о выполнении требований учителя (воспитателя).
  7. Обсуждаем последствия асоциального поведения людей (лжи, воровства, хулиганства и др.).
  8. Обсуждаем особенности представлений ребенка о тех или иных вещах.
  9. Говорим с ребенком о его переживаниях (грусти, радости, гневе и др.).
  10. В разговоре с ребенком обсуждаем возможные перспективы его общего развития.
  11. Говорим о реальных и возможных опасностях, с которыми сталкивается ребенок, их предотвращении.
  12. Говорим с ребенком о его самообслуживании (одеваться, содержать в порядке свои вещи, убирать за собой и др.).
  13. Разговариваем с ребенком в ходе совместных занятий конструированием, рисованием и др.
  14. Беседуем с ребенком об окружающей живой природе (растениях, Животных).
  15. Отвечаю на различные вопросы ребенка: почему? зачем? для чего? и др.
  16. В разговоре с ребенком интересуюсь проблемами его друзей (одноклассников).
  17. Обсуждаем поведение ребенка с точки зрения его соответствия правилам общения в гостях, детском саду, поликлинике, на прогулке и др.
  18. Обсуждаем с ребенком, что и как он придумывает, сочиняет.
  19. Разговариваем с ребенком о тех или иных людях, обсуждаем его отношение к ним: симпатию (любовь, привязанность и др.), антипатию (неприязнь, отвержение и др.).
  20. Обсуждаем с ребенком его представление о себе (или как об умном, красивом и др., или как о глупом, неряхе и др.).
  21. Говорим с ребенком о вопросах гигиены (уход за телом, своевременность физиологических отправлений и др.).
  22. Говорим с ребенком о выполнении им (ею) домашних обязанностей и поручений (выносить мусор, ходить в магазин, ухаживать за животными и др.).
  23. Разговариваем с ребенком, когда вместе с ним занимаемся чтением, счетом, письмом.
  24. Беседуем с ребенком по поводу сведений об анатомии и физиологии человека (части тела, основные органы, деторождение и др.).
  25. Обсуждаем попытки самостоятельного изучения ребенком окружающих предметов и явлений.
  26. Расспрашиваю ребенка о его участии в ходе учебных школьных (детсадовских) занятий, выполнении поручений в школе (детском саду).
  27. Обсуждаем поступки ребенка с точки зрения того, что «хорошо», что «плохо».
  28. Обсуждаем с ребенком его мнение, взгляды на те или иные проблемы.
  29. Подмечаем и обсуждаем в разговорах с ребенком то или иное его настроение.
  30. Подмечаем и обсуждаем изменения, произошедшие с ребенком за какой-то промежуток времени, соотносим, каким он был и каким он стал.
  31. Говорим с ребенком о вопросах питания (регулярность приема пищи, предпочтения в еде и др.).
  32. Говорим о бережном отношении ребенка к домашним вещам.
  33. Разговариваем с ребенком в ходе совместной игры (обсуждаем правила, использование игрушек и др.).
  34. Беседуем с ребенком о законах природы (сезонных изменениях, круговороте веществ и др.).
  35. Беседуем с ребенком по поводу использования различных окружающих предметов.
  36. Обсуждаем с ребенком школьные (детсадовские) успехи и неудачи (оценки взрослого, качество выполнения работы и др.).
  37. Обсуждаем взаимоотношения людей и поступки ребенка с точки зрения этических норм (честность, справедливость и др.).
  38. Обсуждаем с ребенком его способы решения того или иного задания.
  39. Обсуждаем с ребенком причины его переживаний.
  40. Обсуждаем с ребенком его отношение к себе (недовольство собой, гордость за себя и др.).

Методика Кактус — Психолог онлайнПсихолог онлайн

Методика Кактус предназначена для работы с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.п.

Тест проводится с детьми с 4-х лет.

Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция

На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус  — такой, какой ты себе представляешь.

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:

  1. Кактус домашний или дикий?
  2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
  3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
  4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? С каким именно?
  5. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Интерпретация методики Кактус

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: композиция и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются специфические для данной методики показатели: «образ» кактуса (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), его иголки (размер, расположение, густота)

В рисунке могут проявиться следующие качества испытуемых:

Агрессия — наличие иголок, особенно их большое количество

Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, в центре листа.

Зависимость, неуверенность в себе — маленькие рисунок внизу листа.

Демонстративность, прямота, открытость — наличие выступающих отростков, необычность формы.

Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм — использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов.

Тревога — использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии.

Женственность — украшения, цветы, мягкие линии и формы.

Экстравертность  — наличие других кактусов или цветов.

Интровертность — изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности —кактус изображен как комнатное растение, в цветочном горшке.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества  — изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.

Еще раз хочется обратить внимание на осторожность в выводах после обработки данного теста. На образ рисунка могут повлиять изобразительные навыки испытуемого, детские стереотипы (дома кактус, недавно читал книгу про кактус и т.п.), возрастные особенности, ситуация

Рассматривайте результаты теста лишь как информацию к размышлению, как отправные точки, на которые стоит обратить внимание при выборе дальнейшей стратегии. Психолог Онлайн поможет грамотно использовать результаты теста, поможет сориентироваться в структуре акцентов и произвести коррекцию психологического состояния

Хотите получить более точную интерпретацию теста? Сохраните свои записи и Задайте Вопрос Психологу.

Перейти к Списку Тестов

Графическая методика “Кактус”

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Цель методики: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

Инструкция

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция для ребенка: «На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)
  • характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)
  • характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество

Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.. После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы,
ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы,
ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

  1. 1. Этот кактус домашний или дикий?
    2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
    3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
    4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
    5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий