Критерии отбора материала определяются степенью его соответствия рассматриваемым проблемам.
В качестве одного из важнейших критериев при отборе материала для беседы выступает воспитательный аспект. Культурное наследие, доставшееся нам в виде технических достижений произведений искусства, литературы, устного народного творчества – подлинных эстетических ценностей, должно служить в качестве противоядия распространившимся сегодня псевдоценностям массовой культуры.
Приобщение ребенка к предметному миру культуры требует от педагога не только обширных знаний, но и владение методикой музейной педагогики.
В настоящее время накоплен громадный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Необходимо выбрать из него то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности. Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос – как научить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание приходить на подобные занятия – вывод на анализ методов обучения детей.
Метод – это связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Материал дети могут усвоить только в определенных формах познавательной теоретической или практической деятельности. И именно эта форма усвоения содержания материала и является методом обучения.
Методы, используемые в работе с детьми, целесообразно классифицировать в две большие группы: методы по преимущественному источнику получения знаний и методы по характеру мыслительной и познавательной активности.
Методы по характеру мыслительной и познавательной активности.
Репродуктивные – формы овладения учебным материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти.
Объяснительно-иллюстративные – формы, направленные на передачу детям знаний «в готовом виде»;
Проблемно-поисковые – организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей;
Исследовательские – формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.
Еще раз подчеркну, что музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира .
Хочу закончить словами Д.С. Лихачева: «Главной заботой государства, власти должна быть не химера национальной идеи, а культура… Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».
Цели и задачи музейной педагогики
Музейная педагогика — это своеобразный мост между музеями и современными учащимися. Именно она отвечает за поиск эффективных форм коммуникации и развитие творческих способностей личности. Поэтому перед ней стоят важные цели и задачи.
Чтобы достичь столь ответственную цель, научная дисциплина должна решать следующие задачи:
- формировать представление о музее, его функциях и возможностях;
- развивать художественные навыки и творческие способности у детей;
- создавать условия для развития визуальной культуры;
- увеличивать количество познавательных форм и инструментов;
- расширять кругозор и знания о мире;
- формировать интерес к познанию окружающего мира;
- развивать исследовательские умения и навыки;
- прививать любознательность, любовь к жизни и стремление быть активным.
В детских дошкольных учреждениях и школах организовывают мини-музеи, в которых выставляются работы, созданные воспитанниками и учащимися. Такой метод помогает развивать чувство прекрасного без посещения музеев и раскрывать творческий потенциал детей. Научиться понимать искусство можно в любом возрасте