С какого возраста детям можно смотреть телевизор?

Правила безопасности

Правила безопасности достаточно просты. При их соблюдении риск для здоровья минимальный.

  • Расстояние до экрана не должно быть меньше трех метров, иначе голова начнет болеть раньше, чем пройдет разрешенный лимит времени для просмотра.
  • Привычка смотреть любимый телесериал или мультфильм в темноте чревата чрезмерным напряжением глазных мышц. В напряжении находится нервная система.
  • Во избежание лишнего напряжения мышц шеи и спины нельзя лежать перед телевизором, он должен располагаться на уровне лица.

Вопрос на засыпку: Почему стоит отучить ребенка смотреть телевизор во время еды?

Что можно смотреть детям разного возраста

Итак, с вопросами когда и как разобраться удалось. Теперь следующий, и самый главный — что можно смотреть детям разного возраста по телевизору. 

Задумайтесь!

1. Дети сильны в подражании. Такая способность воспроизводить поведение после того, как увидел его всего лишь раз, называется «отсроченной имитацией». Это невероятный навык и развивается он очень быстро. К возрасту 1,5 лет ребенок может воспроизводить событие через четыре месяца после того, как видел его всего лишь раз. Этот навык никогда не утрачивается ребенком и маркетологи в курсе. Вот почему мы так склонны воспроизводить поведение родителей годы спустя.

2. Вторая причина значимости содержания видеоматериалов в том, что наши ожидания и предположения глубоко влияют на наше восприятие реальности. Я надеюсь, раз вы стали родителями, уже имеете представление о том, что очевидные истины очевидны только для конкретного человека или группы людей и восприятие реальности у каждого свое, сформированное на основе опыта, убеждений, генетики и т. д. Т. е. то, чему вы позволите проникнуть в мозг вашего ребенка влияет на его ожидания в отношении окружающего мира, а это, в свою очередь воздействует на его восприятие и на поведение. 

Не верьте словам развивающее, для маленьких гениев и прочее! Группа исследователей из Вашингтонского университета проводила исследование DVD Baby Einstain и естественно результаты были провальные, в последствии компания Disney убрала надпись «развивающий».

Дети, не достигшие 3-летнего возраста, еще не способны воспринимать сложные сюжетные линии и смысл происходящего на экране. Их привлекает скорее движение и динамичный темп. Идеальный репертуар для этого времени — простые сказки и мультфильмы: Колобок, Теремок,Курочка Ряда, Три Медведя и так далее. Можно выбрать такую схему — сначала прочитать книжку, а затем посмотреть ее «экранизацию». Из современных подойдут Лунтик, Грузовичок Лева, Малышарики. Несмотря на то что многие думают, что в этом возрасте дети не способны к серьезным размышлениям, обсуждать увиденное в ними все равно нужно!

С 3 до 5 лет у детей наступает период идентификации — они сопоставляют себя с героями мультфильмов, фильмов и телепередач, уведенных на экране, в этом возрасте они способны сопереживать и идентифицировать чувства и эмоции

В это время для родителей особенно важно контролировать, что они смотрят. Насилие, рекламы с глупыми слоганами лучше полностью исключить

Кроме того, после каждого просмотра нужно обсуждать увиденное, только тогда вы будете уверены в том, что малыш правильно воспринял информацию

Репертуар может состоять из добрых и «волшебных» мультиков — Винни-Пух, Ну-Погоди, Золушка и так далее. 

Кроме того, после каждого просмотра нужно обсуждать увиденное, только тогда вы будете уверены в том, что малыш правильно воспринял информацию. Репертуар может состоять из добрых и «волшебных» мультиков — Винни-Пух, Ну-Погоди, Золушка и так далее. 

С 5 лет суд удаляется в отношении жестокого вердикта исключить телевизор, некоторые программы улучшают работу мозга. В «репертуар» можно включать сказки и мультфильмы с более глубоким философским смыслом, ведь ребенок уже понимает — «что такое хорошо, а что такое плохо». Подойдут Маугли, Бэмби, Король Лев, Фиксики и так далее. Кроме того, в телеменю можно включить не слишком сложные для восприятия передачи о животных, городах и странах. 

Что запрещается смотреть категорически

Один из самых главных вопросов, который интересует родителей — что делать с рекламой? До 5 лет малышу лучше ее вовсе не показывать. Конечно, его наверняка привлекут динамичные слоганы и ритмичная музыка, однако есть вероятность засорения словарного запаса глупыми фразами типа «не тормози — сникерсни». Мультфильмы для просмотра могут быть записаны на флешки.   

Категорически запрещается просмотр мультфильмов и передач, где присуствуют элементы насилия и агрессии. Ребенок может «переложить» такую модель поведения на себя и считать в дальнейшем, что она вполне приемлема в жизни.

Еще один вопрос — это новости. Родители часто смотрят их в присутствии детей, даже не подозревая о том как информационные сюжеты о разных, иногда не слишком приятных, событиях могут травмировать детскую психику и наложить отпечаток на дальнейшее мировосприятие. До 7 лет выпуски новостей категорически не рекомендованы. Если все же их приходится смотреть, взрослые должны обеспечить чувство защищенности, чтобы увиденное на экране не стало причиной панических страхов в жизни.

Вред телевизора для детей

Ученые отмечают, что вред телевизора, наносимый маленьким детям, может иметь как соматический характер, то есть, сказываться, непосредственно, на здоровье ребенка, так и психологический – делать ребенка нервным, легко возбудимым, вспыльчивым, навязывать неверные стереотипы.

Еда и телевизор

Нередко родители подают дурной пример своим детям – принимают пищу перед телевизором. Действительно, так удобно сев в кресло покушать после работы. Но подобное поведение, часто перенимаемое маленькими детьми, по мнению гастроэнтерологов, сильно вредит желудочно-кишечному тракту и может привести к возникновению весьма неприятных заболеваний – гастриту, язве. Все дело в том, что при просмотре телевизора во время еды, желудочная секреция вырабатывается в малом объеме, что и становится причиной многих заболеваний.

Мультипликационный мир и опытный путь малыша

Просмотр мультиков для малыша – погружение в целый мир цветных ярких персонажей, увлекательных историй и самых необычных поступков. Если взрослый видит лишь красивую картинку, ребенок может с головой погружаться в мультипликационный мир, со временем начиная подражать своим героям, а они могут часто совершать весьма необдуманные и даже опасные поступки. Во многих популярных мультиках персонажи могут совершенно спокойно падать с крыши дома, ронять на голову кирпичи, проваливаться в люки, при этом улыбаться и чувствовать себя вполне хорошо

Важно объяснить ребенку, что мир мультфильма- это выдумка его создателя, и вещи, демонстрируемые в нем могут быть опасны в реальной жизни

Мы уже рассказывали читателям о том, какие мультики можно смотреть детям – обязательно ознакомьтесь с этим материалом!

Информационная лавина для ребенка

Ребенок и телевизор не могут существовать в отдельности, наличие родителей строго обязательно – об этом без устали твердят ученые и педиатры всего мира. Современный телеэфир, состоящий из сомнительных телешоу, фильмов, и обилия рекламных родиков самого разного содержания представляет опасность для ребенка. Выделить и фильтровать нужную информацию малышу еще очень и очень сложно, поэтому часто дети запоминают весьма неприятные фразы из рекламы или сериалов.

Повышенная нагрузка на организм

Если взрослые перед телевизором, лежа на диване или сидя в любимом кресле отдыхают после трудовых будней, то детский организим, напротив, испытывает существенные нагрузки. При просмотре мультиков ребенок быстро переутомляется и становится нервным, часто замедляется реакция и ухудшается самочувствие. По мнению психологов, частый просмотр телевизора в раннем возрасте может стать причиной возникновения неконтролируемых страхов и тревожного поведения у детей.

Задержки развития речи, иные нарушения речи

Многие родители, чьи чада долго и бесконтрольно смотрели мультфильмы по телевизору, уже хорошо знакомы с тем, как влияет телевизор на детей – их дети в 3-4 года очень плохо разговаривают, чаще издают какие-то звуки и нуждаются в помощи логопеда. Происходит это из-за нехватки общения – часто в мультфильмах персонажи очень мало разговаривают, а значит, ребенку не достаточно речевой базы, на основе которой и будет происходить его обучение речи.

Это интересно: Детская агрессия: как распознать и как бороться

Кроме того, может ухудшаться внимательность и устное восприятие, ведь телевизор настраивает малыша на визуальное восприятие информации.

Дети смотрят телевизор – как свести к минимуму вредное влияние ТВ, и другие негативные факторы?

Чтобы снизить вредное влияние телевизора на здоровье детей, нужно следовать определенным правилам:

  • Строго лимитируем время просмотра.
  • Смотреть ТВ исключительно в положении сидя.
  • Не смотреть телевизор в темноте – комната обязательно должна быть освещенной.
  • Минимальное расстояние от ребенка до экрана ТВ – 3 м. При экране с диагональю боле 21 дюйма – и того больше.
  • Смотрим ТВ вместе с ребенком, чтобы помочь ему проанализировать увиденное.
  • Отдаем предпочтение диафильмам, при просмотре которых мозг ребенка лучше усваивает увиденное, чем при просмотре быстро меняющихся картинок мультфильма.

Смотреть нельзя выключить

В данной фразе каждый родитель сам решает, где поставить запятую. Можно полностью исключить телевизор из жизни семьи либо оставить гаджет в качестве источника информации:

  • для развития в ребенке желания быть активным, деятельным, узнавать новое, изучать окружающий мир;

  • для повышения уровня интеллекта;

  • для формирования грамотной речи: ведущий не только становится образцом для подражания в качестве оратора, но и расширяет кругозор детей, их лексикон;

  • для облегчения социализации ребенка: ребята смотрят одинаковые мультфильмы или передачи, у них есть общая тема для разговора или действия.

Подводные камни в вопросе пользы телевизора

Чаще всего родители думают, что современный гаджет способен дать малышу все необходимое для его развития. Взрослые забывают или не понимают, что для гармонии и совершенствования детям необходимы совершенно другие вещи:

  • оставление перед телевизором часто наполняет малыша непонятными в силу возраста или ненужными знаниями, что вредит его развитию; лучший учитель – взрослый, которому кроха доверяет;

  • познавательные передачи – дополнительный инструмент обучения и воспитания; основные составляющие детского развития – различные виды творчества, совместные прогулки и беседы, чтение и обсуждение книг, отдых всей семьей;

  • развитию речи крохи способствует не речь с экрана, а живое общение, ответ на вопросы, совместные игры родителей и детей; по телевизору картинки не только показывают, но и озвучивают, поэтому малышу нет необходимости что-то говорить самому, а вот рассматривание иллюстраций в книге мотивирует описывать персонажа и проговаривать сюжет.

С точки зрения нервной системы

Однозначного мнения у современных педиатров и неврологов по поводу просмотра грудничками телевизора нет. Но большинство считает, что смотреть телевизор грудным детям как минимум не полезно. А максимум – чревато возникновением разного рода отклонений, связанных с функционированием нервной системы.

  • Передавая младенцев «в руки» телевизора, родители отдаляются от детей, теряя их доверие с раннего возраста, ведь малыши не чувствуют родительского тепла, любви, заботы. Подрастая, такие дети чаще других капризничают, требуя к себе внимания.
  • Постоянный тихий фоновый звук телевизора не способствует привыканию новорожденного к новым условиям жизни, расслаблению, легкому засыпанию. Как раз наоборот – выступает в роли возбудителя (ухо новорожденного улавливает недоступные для слуха взрослых ультразвуки, исходящие от телевизора), приводит к излишнему напряжению нервной системы, расстройству сна. А в будущем значительно снизит интерес ребенка к чтению книг, приведет к снижению концентрации внимания, даже может стать причиной возникновения иррациональных страхов и ночных кошмаров. Так что приучать малыша засыпать под такой фон – вредно. Лучшим фоном будет мамина колыбельная.
  • До двухлетнего возраста идет активное развитие психоэмоциональной сферы ребенка. А этому способствует только прямое общение с живыми людьми: возможность диалога, обмена эмоциями и прочее взаимодействие. С телевизором взаимодействовать не получится, он лишь пресыщает кроху потоком ненужной его интеллекту, непонятной разнородной информации.
  • Отсутствие личного взаимодействия приводит к задержке речевого развития. Речь с телеэкрана малыш не воспринимает как живую, ведь никто не строит с ним диалога. Кроха не учится воспринимать человеческую речь как необходимый инструмент для коммуникации.
  • Если двухмесячному ребенку просто дискомфортно в одной комнате с «теледругом», то в старшем возрасте такая «дружба» (что подтверждено исследованиями) зачастую приводит к развитию у малышей гиперактивности и дефицита внимания.
  • Если малыш постоянно смотрит на мерцающее изображение экрана, это часто провоцирует судороги, особенно у деток, имеющих неврологические отклонения.
  • Установлено, что телепрограммы воспринимаются грудничком лишь как поток мелькающих цветовых и звуковых раздражителей. Воспринимать и перерабатывать информацию, пусть даже полезную, но идущую с экрана, малыш начнет только после 2 лет. Так что 3-месячному карапузу телевизор даст лишь постоянную перегрузку нервной системы цветовым и звуковым мельтешением.

К другим негативным последствиям детской увлеченности телевизором можно отнести…

  • Подавление естественных желаний и навыков (ребенок забывает есть, пить и даже ходить в туалет, общаться с друзьями, заниматься привычными вещами и пр.).
  • Замена реального мира телевизионным. В реальном мире слишком мало «драйва» после ярких мультфильмов, динамичных кинокартин и громких реклам.
  • Бессмысленная потеря времени. За 2 часа у телевизора можно сделать массу полезных для общего развития вещей. Телевизор деорганизует – маленький человек еще быстрее взрослого теряет способность организовывать собственное время.
  • Провоцирование ребенка на действия, которые быть опасными для здоровья и жизни. Маленький ребенок все принимает на веру. Если на экране мальчик летает на метле – значит, и ребенок сможет летать на метле. Если в рекламе показывают вкусный майонез, который едят всей семьей чуть ли не ложками — значит, он действительно вкусный и полезный.

И, конечно, нельзя не сказать о том, что телевизор – он, как няня, постепенно внушает ребенку те или иные «истины» и способен легко манипулировать детским сознанием. Ребенок, подобно губке, впитает абсолютно все.

Негативное влияние телевизора

К сожалению, вреда от телевизора действительно больше, чем пользы. Мы перечислим все негативные факторы ниже:

1. Отрицательное влияние на органы зрения

Для нормального формирования органов зрения важно правильно дозировать зрительные нагрузки. Картинка телевизора световой массой проектируется на сетчатку глаз

Чтобы увидеть четкое изображение, ребенок инстинктивно напрягает глазные мышцы

Картинка движется и имеет много деталей, это приводит еще к большему напряжению глаз

Чтобы увидеть четкое изображение, ребенок инстинктивно напрягает глазные мышцы. Картинка движется и имеет много деталей, это приводит еще к большему напряжению глаз.

Таким образом, ежедневно проводя за экраном больше положенного времени, ребенок систематически перенапрягает свою зрительную систему. Результатом становятся усталость глаз, головная боль, и, как следствие, нарушения зрения.

2. Отрицательное влияние на нервную систему. Чем младше дети, тем меньше их мозг может усвоить информации из просматриваемых передач и мультиков. Отсутствие жизненного опыта и незрелая нервная система не позволяют проанализировать увиденное. Все это выливается в перевозбуждение нервной системы, что влияет на настроение и поведение ребенка, его сон, обучаемость.

3. Задержка речевого развития. Ребенок в возрасте около года начинает выговаривать первые слова, затем — предложения, и потом он уже может сформулировать свою мысль. Но длительное нахождение перед экраном отрицательно влияет на формирование речи.

Умение говорить и общаться приходит к детям в процессе взаимодействия с людьми, повторения за взрослыми. При замене живого общения экраном телевизора происходит задержка становления правильной и грамотной устной речи.

4. Негативное влияние на развитие мозга. Ребенок, проводящий много времени у телевизора, не развивает воображение, логику, способность размышлять, анализировать и делать выводы. ТВ дает готовые ответы вместо того, чтобы позволить ребенку искать их самостоятельно. Телевизор превращает в «потребителя», который послушно поглощает все, что льется с экрана. Не развиваются такие навыки, как самоконтроль, планирование своих действий.

5. Снижение способности к воображению и творчеству. Чтобы придумывать что-то новое и творить, ребенку нужно уметь занимать себя, иногда поскучать. А телевизор не дает этого делать, предлагая готовые развлечения на любой вкус. Злоупотребление просмотром ТВ подавляет творческие способности, которые есть у каждого, не дает им развиваться.

6. Нарушение социальных навыков. Для их развития человеку необходимо живое общение. Умение чувствовать собеседника, угадывать его настроение, поддерживать беседу, организовывать совместную деятельность — все это вырабатывается только путем непосредственного опыта общения со сверстниками и взрослыми.

7. Провоцирование неврозов. Просмотр телепередач и фильмов, не соответствующих возрасту, со сценами жестокими и пугающими, может привести к появлению у ребенка страхов, кошмаров. Допускать такое ни в коем случае нельзя.

8. Проблемы с физическим состоянием, моторикой. Просмотр телевизора – это пассивное времяпрепровождение. Но, чтобы быть здоровыми, детям необходимо как можно больше двигаться. Долгое сидение приводит к проблемам с осанкой, ребенок плохо развивается физически, что негативно скажется на его здоровье и качестве жизни в дальнейшем.

9. Нарушения пищевого поведения. Некоторые родители, чтобы накормить ребёнка, включают ему телевизор. Засмотревшись на мелькающие веселые картинки, дитя послушно открывает рот. Но этот волшебный способ принесет в дальнейшем много проблем. Дети, которых кормят под мультики, не учатся контролировать чувства голода и сытости, у них формируется неправильное пищевое поведение. Поэтому включать телевизор во время приема пищи категорически не рекомендуется.

Дети и взрослые любят перекусить перед экраном телевизора. Это вредная привычка, которая ведет к перееданию, потреблению большого количества вкусной и вредной пищи. Ведь увлекшись просмотром, мы перестаем контролировать, что и сколько кладем в рот.

Возможный вред

Бесконтрольное сидение перед телевизором может приводить к проблемам со зрением, неврологическим нарушениям и ряду других последствий

Никогда не используйте телевизор во время приема пищи и в качестве няни.

Не всегда, если ребенок смотрит телевизор, родители задумываются о возможных последствиях данного просмотра

А ведь, это очень важно, так как в будущем это может привести к весьма ощутимому вреду

Ухудшение зрения. Особенно отмечается, если перед экраном оказался ребенок, не достигший трехлетнего возраста. Причина кроется не в физическом повреждении органов зрения, а в усталости и перенапряжении. Частая смена картинок приводит к тому, что маленькому ребенку не удается сфокусироваться на чем-то одном. Возникающее перенапряжение мышц глаз приводит к развитию близорукости. Указывать на уже появившиеся проблемы с глазами могут: желание ребенка близко сидеть перед экраном, частое моргание, прищуривание.
Воздействие на нервную систему

Важно понимать, что у маленьких детей она еще продолжает свое развитие. Малыш способен получить перевозбуждение от просмотра даже позитивной программы или мультфильма, что с течением времени может вылиться в дефицит внимания и гиперактивность уже у школьника

Также неврологами была отмечена взаимосвязь между мерцаниями экрана и возникновением судорог у детей.

Ожирение. Детки, которые вместо того, чтобы проводить время во дворе, бегать с мячом, кататься на велосипеде, играть в «квача» или прыгать на скалочках, все свое время проводят, сидя перед экраном телевизора, ведя малоподвижный образ жизни, со временем ощущают на себе проблемы с обменом веществ, а также накопление излишней массы тела.
Нарушение речи. Дети, которые в особо раннем возрасте (до полутора лет) впервые знакомятся с телепередачами, в шесть раз чаще сталкиваются с проблемами в речевом развитии. По мнению специалистов, обуславливается это отсутствием необходимого времени, которое мама должна посвящать общению с ребенком. Важно понимать, что многие передачи, мультфильмы не несут нужной смысловой нагрузки для взрослеющего карапуза, у ребенка нарушается понимание устной речи.
Снижается или полностью пропадает интерес к чтению. Неудивительно, когда ребенок, идя в первый класс, отказывается читать учебники, так как считает, что информация лучше подается через телевизор, что проще что-то посмотреть, чем сидеть и читать.
Возникают проблемы со сном. Эмоциональное состояние ребенка после просмотра телевизора может приводить даже к ночным кошмарам, или быть причиной излишнего бодрствования. Карапуз будет не высыпаться, станет вести себя капризно.
Последствия для интеллектуального развития. Малыш, который постоянно сидит перед телевизором, теряет способность что-то анализировать, размышлять логически, приходить к определенным выводам.
Просмотр программ, фильмов и мультиков со сценами насилия (а не всегда родителям удается распознать в происходящем на экране негативные сцены для маленького карапуза) может приводить к стрессу, депрессии, агрессивному поведению в будущем.
Подавление естественных навыков и желаний. Малыш, увлеченный просмотром мультфильма, может забыть о том, что ему необходимо пойти в туалет или покушать, попить воды.
Вред, оказываемый на пищеварительную систему. Такое последствие возможно в ситуации, когда малыш привык кушать перед экраном. Ребенок может не ощущать сытости от съеденного, желудочный сок не сможет нормально вырабатываться, ведь карапуз будет полностью увлечен происходящим в мультфильме или передаче.
Риск возникновения действий, которые могут быть опасными для самого малыша. Например, ребенок, смотрящий мультфильм про супергероев, прыгающих с крыш домов, может решить и сам спрыгнуть с какого-то возвышения, не понимая, что это может привести к его травмированию. А воздействие рекламы на детскую психику — вообще отдельный разговор.

Привычки

Дети во всем берут пример с нас, и если они видят, что мы все время проводим у телевизора, обязательно будут вести себя так же. Чтобы не сформировать у маленького ребенка неправильное представление о досуге, чаще играйте с ним, читайте книги, занимайтесь лепкой и рисованием.

Не включайте технику для фона, когда кушаете, поскольку доказано, что при одновременном принятии пищи и просмотре телепередач, процесс переваривания ухудшается. Многие родители пользуются увлеченностью ребенка телевизором, и пока малыш смотрит на экран, кормят его. Подобное поведение недопустимо, младенец должен осознанно пережевывать и глотать. Если ваш грудничок сильно капризничает за столом и отказывается кушать пюре или кашу, попробуйте поиграть с ним в «самолетики» или увлечь стихами, но не сдавайтесь и не включайте телевизор.

Итак, психологи и окулисты рекомендуют избегать использования телевизора при ребенке, пока ему не исполнится 2 года. Но и тогда время, проводимое малышом перед экраном, должно быть сведено к минимуму и продлеваться не более 10 минут.

Чего еще можно ожидать?

К сожалению, телевизор способен негативно влиять не только на психику и нервную систему малышей. Многие слышали, что вреден он, прежде всего, для детского зрения, которое до года активно совершенствуется (об особенностях зрения новорожденного подробнее читайте здесь).

Даже если учесть, что в первые пару месяцев грудничок не различает далеко расположенных предметов, а тем более не может сосредотачивать взгляд на них, мелькание экрана и постоянная смена кадров улавливаются независимо от того, расположен телевизор перед глазами ребенка или где-то сбоку. Глазные мышцы и зрительные центры головного мозга будут постоянно напрягаться. И на зрение трехмесячного ребенка, который уже может фокусироваться на предмете или изображении, нагрузка только усиливается. Такая перегрузка органов зрения постепенно приведет к появлению близорукости. Особенно если подрастающий карапуз будет смотреть на экран с близкого расстояния.

Как ни парадоксально, но пристрастие к просмотру телепрограмм с раннего возраста может привести к проблемам с лишним весом. Во-первых, поглощенный сюжетом, малыш не отдает себе отчета в том, сколько и чего он съел (особенно этим любят пользоваться сердобольные бабушки, впихивая во внука «под мультик» всевозможные вкусняшки). Во-вторых, глядя на экран, ребенок сидит на месте. А значит – меньше двигается и не расходует потребляемую энергию.

Ну и для полноты картины еще один факт: учеными установлено, что телевизионное излучение способствует замедлению обменных процессов в организме, угнетает защитные функции, снижая иммунитет ребенка.

Особенности просмотра телевизора ребёнком

Проблемы со зрением можно обнаружить не только на приёме у окулиста

Просто обратив внимание на то, как ребёнок ведёт себя за просмотром телепередачи, можно получить звоночек о необходимости визита к офтальмологу

Важно заметить моменты, когда малыш выполняет следующие действия у телевизора:

  • щурится, глядя на экран;
  • часто моргает;
  • трёт глаза;
  • пытается пододвинуться ближе к экрану;
  • смотрит боковым зрением.

При выявлении этих признаков стоит пройти осмотр у окулиста для проверки остроты зрения и возможного выявления излишней светочувствительности одного или обоих глаз. При обнаружении патологии (амблиопии, близорукости, дальнозоркости и др.) врач пропишет очки и обязательно посоветует ограничить просмотр телевизора.

А также многих родителей волнует вопрос о нахождении ребёнка у телевизора в положении лёжа. Ответ прост — лучше этого всячески избегать. В лежачей позе у детей нарушается ритм дыхания, затрудняется циркуляция крови и возникают головные боли. А ещё, с точки зрения офтальмологии, нарушается правильный угол от глаз до экрана, что чревато последствиями.

Просмотр телевизора во время еды

В наши дни приём пищи малышом совместно с просмотром мультиков — обычное явление. Ребёнок быстро увлекается сюжетом и не обращает внимания на то, что его кормят, закидывая в рот одну за другой ложку каши. Родителям на руку такое быстро и продуктивное кормление, ведь малыш не сопротивляется, не размазывает пищу по столу и не протестует при виде нелюбимого супа. Но всё ли так радужно на самом деле?

Перед едой у человека закономерно возникает чувство голода, вследствие чего он отправляется на кухню за приготовлением пищи. Во время этого процесса от вида продуктов запускается механизм выработки пищеварительных ферментов, помогающих лучшему усвоению и переработке еды. Эта реакция продолжается при подаче готового блюда, вдыхании его аромата и в процессе поглощения пищи.

Если ребенок привыкает с детства совмещать еду и просмотр телевизора, то, скорее всего, в будущем его ждут большие проблемы, связанные с ожирением

Ребёнок же не готовит еду, не видит её, не смотрит в тарелку для кормления — мама сама подаёт пищу на ложке. Соответственно, не происходит выработки таких важных ферментов для полноценного усвоения пищи, желудок не подготовлен к перевариванию. Последствием этого становятся воспалительные процессы его слизистой и заболевания поджелудочной железы, двенадцатиперстной кишки и печени.

Кроме того, кушая перед телевизором, ребёнок зачастую не может контролировать количество съеденного и продолжает употреблять пищу, несмотря на заполненность желудка. Результатом этого является патологическое увеличение веса.

Телевизор перед сном

Выше уже говорилось, что просмотр телепередач излишне переутомляет нервную систему малыша, поэтому так важно не создавать перед сном лишних очагов возбуждения. Негативное влияние телевизора нужно снизить, выключая его как минимум за два часа до сна, а лучше максимально ограничить это развлечение во второй половине дня. А также известно, что этот прибор вырабатывает гамма-излучение, способное оказывать воздействие на сетчатку глаз и тем самым разрушать выработку гормона сна — мелатонина

Излучение воздействует даже в то время, когда ребёнок спит, поэтому для полноценного отдыха малыша стоит выключать телевизор в детской, даже если он работает совсем беззвучно. Тишина и полная темнота — вот два условия для сбалансированного сна детей

А также известно, что этот прибор вырабатывает гамма-излучение, способное оказывать воздействие на сетчатку глаз и тем самым разрушать выработку гормона сна — мелатонина. Излучение воздействует даже в то время, когда ребёнок спит, поэтому для полноценного отдыха малыша стоит выключать телевизор в детской, даже если он работает совсем беззвучно. Тишина и полная темнота — вот два условия для сбалансированного сна детей.

Ребёнок и реклама

Зачастую взрослые удивляются, как быстро малыш заучивает наизусть все рекламные ролики и слоганы, песни о популяризированных продуктах и продвигаемых товарах. Всё дело в том, что маркетологи рассчитывают на детскую аудиторию и зачастую все рекламируемое не является необходимым ребёнку. Однако пропаганда с лёгкостью воздействует на малыша, и вот он уже требует очередную неполезную для него вещь.

Меры предосторожности

Следите за тем, как смотрит телевизор ваш малыш

Минимизировать негативное воздействие телевизора на ребенка можно, следуя определенным рекомендациям.

Следите за тем, сколько времени проводит малыш перед голубым экраном, помните об ограничениях в соответствии с возрастом.
Важно следить, чтобы ребенок не смотрел телевизор в лежачем положении. Допустимым является только сидячее.
Важно, чтоб голубой экран находился вдали от малыша, на расстоянии не менее, чем три метра

А если диагональ экрана больше 21 дюйма, то ребенок должен сидеть еще дальше от телевизора.
Важно следить за тем, чтоб помещение было освещено, когда ребенок смотрит мультфильм или телепередачу. В противном случае, глаза карапуза будут напрягаться еще сильнее.
Впервые смотреть телевизор необходимо вместе с ребенком, помогая ему анализировать то, что он видит.
Старайтесь следить за тем, что именно смотрит ваш малыш, фильтруйте возможные для его просмотра передачи, мультфильмы. Старайтесь анализировать, какая речь, какие герои представлены ребенку, смотрящему на голубой экран
Обращайте внимание на советские картины, в которых демонстрируются настоящие жизненные ценности.
Также важно учитывать возраст малыша и подбираемые для него программы. Малышам до восьми лет рекомендуется выбирать передачи, которые не будут оказывать воздействие на психику
Это могут быть добрые мультфильмы, развивающие передачи, поучающие короткие видеоролики. Детям от восьми до двенадцати лет можно подбирать научные программы, детские фильмы, развивающие передачи. Также важно учитывать мнение ребенка, его право выбора.
Правильно подобранная передача или мультфильм с ограничением по времени сидения перед экраном, может положительно сказаться на ребенке старше трех лет:

  • развить эрудицию;
  • увеличить словарный запас;
  • расширить кругозор;
  • приобщить к истории, классике, искусству.

Определяясь с тем, в каком возрасте знакомить своего карапуза с телевизором, важно учитывать и тот факт, сколько смотреть мультики, фильмы и другие передачи допустимо в его возрастном периоде. Помните о том, что длительное сидение перед голубым экраном может привести к нежелательным последствиям, в частности к проблемам с речевым развитием и ухудшению зрения

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий