Можно ли купаться в одной ванне вместе с новорожденным? Мнение врачей и мамочек

Мамин сон

Известно, что новорожденные дети в первый месяц большую часть времени спят, просыпаясь только для кормлений (по крайней мере, так считают педиатры). Казалось бы – в чем проблема, почему бы маме не отоспаться, восстанавливаясь после родов? На практике все несколько сложнее.
Во-первых, даже идеально спокойный младенец в первый месяц хочет есть часто и нерегулярно, в том числе и ночью — то есть о том, чтобы проспать подряд хотя бы 6 часов, подавляющее большинство родителей может в первые дни только мечтать. 
Во-вторых, при малейшем отклонении в самочувствии (например, проблемах с пищеварением, неврологическими проблемами после трудных родов) младенец непременно «нарушит» идеальный режим, и вполне возможны целые часы без сна, невзирая, опять же, на время суток.

Для многих удобнее оказывается совместный с ребенком сон. Помимо всего прочего, достаточный сон очень помогает установлению лактации!

Как правильно стричь ногти малышу от 1 месяца до 4 лет

Дайте малышу его любимую погремушку, а сами проверьте, не пора ли заняться маникюром. Обычно чаще чем раз в неделю стричь ноготки не приходится, но лучше ориентироваться не на сроки, а на реальное положение дел: кожа малыша по-прежнему нежная, движения в первые месяцы жизни еще не отточены, и сохраняется риск повреждения кожных покровов.

  • Воспользуйтесь специальными детскими кусачками (щипчиками) для ногтей: ими отстригают основную часть ноготка. Детские ножнички с закругленными концами пригодятся для обрезания остатков ногтя и заусенцев после стрижки кусачками.
  • Завершить процедуру можно пилочкой для ногтей: она сгладит все неровности (покупайте только ту, что с мягким напылением и закругленными краями).
  • Не беспокойтесь, если нечаянно отстригли немного «лишнего»: приложите к ранке стерильную вату, остановите кровотечение и смажьте зеленкой — этого будет достаточно при небольшом повреждении.

Под занавес вечернего туалета обработайте кожные покровы малыша в местах, где есть сухость, потница или пеленочный дерматит. Воспользуйтесь для этого детским кремом, детским лосьоном или специальным кремом. Наденьте подгузник и свежую одежду. Теперь малыша можно готовить ко сну, устроив ему заключительную трапезу.

Не только купаемся, но и плаваем

Помимо перехода во взрослую ванну, есть еще одно существенное отличие купания младенца после месяца жизни от купания новорожденного — это выработка первых навыков плавания, которые приобретаются, если родители задались целью совмещать приятное с полезным и практикуют со своим юным пловцом ныряние и другие упражнения в воде.

Раннее плавание — это еще один способ развития ребенка, дающий соразмерную возрасту и возможностям крохи нагрузку на костно-мышечную и дыхательную системы. Конечно, домашней ванны вам надолго не хватит, потому, если вы заинтересовались этой темой, обратитесь в детскую поликлинику, где наблюдается ваш малыш, и поинтересуйтесь, не проводятся ли в ней занятия с мамой в детском бассейне.

Контакт папы и новорожденного

Хорошо, если папа будущего ребенка присутствовал на родах, помогал жене, массировал ей спину, держал за руку, перерезал пуповину. Все это эмоционально вовлекало его в происходящее, заранее настраивало на встречу с малышом, готовило морально.

Отцы имеют свой собственный, уникальный подход к общению с ребенком. Установление контакта с малышом после рождения пробуждает в папе чувствительность. Она другая, чем у мам, равно как и чувство защищенности, которое отцы дарят своим детям, иное, нежели то, что дает ребенку мама

Заботливое участие отца в уходе за новорожденным, как и сама отцовская любовь, важно ребенку не меньше, чем материнская забота

Вот что можно посоветовать папам для налаживания контакта с новорожденным:

  • Заботьтесь о малыше: кормите из бутылочки (если это актуально для вашей семьи), купайте, переодевайте, выходите на прогулку.
  • Поддерживайте тактильный контакт, при каждом удобном случае гладьте малыша, берите его на руки, дайте поспать у вас на груди.
  • Проводите время наедине с малышом, когда присутствие третьих лиц не мешает вам выражать открыто свои эмоции.

Любой папа может стать таким же заботливым, как и мама. Несмотря на то, что у отцов гормональная связь не такая крепкая, как у матерей, и они способны на установление сильной привязанности к своим детям в период новорожденности.

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.
В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна “Москва” И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.
Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.
В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.
Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.
Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.
Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.

В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.
Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.
Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания

Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.
Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте

Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.
Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции – радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения – крепкий , здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения – основ нормального развития грудных детей.

Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Как купать малыша?

Положите на горку пеленку, чтобы малыш не скользил по горке. Аккуратно положите ребенка на горку в воду, пусть он привыкнет к воде, поболтает в ней ручками и ножками. Если ребенок плачет, если ему не понравилась процедура, не держите его в воде – не торопите события, постепенно он полюбит купание.

Обязательно придерживайте ребенка, можно положить его головку себе на предплечье. Свободной рукой аккуратно намыльте тело ребенка, тщательно промойте складочки на ручках и ножках, на шее, за ушами, паховые складочки. Промойте ладошки и между пальцами. В последнюю очередь моем волосики – аккуратно наносим небольшое количество средства для купания на волосы, слегка массируем и смываем пену водой из ковшика. Позаботьтесь о том, чтобы закрыть глаза малыша от попадания в них шампуня. Каждый день мыть шампунем головку и тело пенкой не обязательно – достаточно будет пары раз в неделю. Ничего нет страшного, если немного воды попадет в ушные раковины – после купания просто аккуратно промокните слуховой проход ватным тампоном. И наконец ополосните и смойте всю мыльную пену чистой водой из ковшика.

Средства для купания

Всегда купайте новорожденного только со специально предназначенными детскими средствами .

Взрослые гели для душа, шампуни или обычное кусковое мыло могут быть слишком агрессивны и аллергенны для нежной кожи малышей. 

Для ежедневной гигиены крохе понадобятся:

  • гель для очищения тела и волос
  • молочко или крем для увлажнения кожи
  • крем под подгузник для профилактики покраснений

Желательно, чтобы детские средства имели маркировку 0+, содержали преимущественно натуральные компоненты, а также имели гипоаллергенный состав и клинически подтвержденную эффективность. 

Мягкий гель для купания Mustela содержит 90% ингредиентов природного происхождения.Входящий в состав Авокадо Персеоз способствует естественному развитию кожи малыша, поддерживая ее собственную защиту и увлажнение.

Гель бережно очищает нежную хрупкую кожу, смягчает действие водопроводной воды, не содержит мыла и не щиплет глазки.

Как выбрать правильный шампунь?

Шампунь малышу нужно покупать со всей ответственностью, чтобы он был  безопасным и не мог нанести вред здоровью. Какой выбрать шампунь для купания новорожденного ребенка?

  • Самое первое – смотрите на маркировку 0+. Не пользуйтесь средствами, которые не подходят для нежной кожи новорождённого ребёнка
  • Даже если маркировка есть, обязательно изучайте состав средства. Не берите шампуни с сульфатами и парабенами. Это достаточно агрессивные вещества, которые разрушают структуру волос и корней, могут вызвать аллергию, зуд, перхоть и т.д.
  • Отдавайте предпочтение зарекомендовавшим себя брендам
  • Лучше всего брать средства с натуральными ингредиентами и травами, без сильно выраженного цвета и запаха

Чем мыть ванну перед купанием новорожденного?

Ванной пользуются все члены семьи. Сырость, накипь, ржавчина — благоприятная почва для развития микробов. Простого ополаскивания не достаточно.

Чем обрабатывать ванну перед купанием новорожденного? Обычные чистящие и моющие средства не подойдут. У малышей повышена чувствительность кожного покрова, и полностью не смытые средства спровоцируют аллергию. Очищающий гель или стиральный порошок (детский) хорошо обрабатывают ванну. Можно пользоваться пищевой содой. После обработки нужно сполоснуть ванну кипятком. Еще с давних времен, хорошо себя зарекомендовало хозяйственное мыло, но оно должно быть качественным.

Диалог мамы и малыша

Замечено, что мама ведет себя с младенцем иначе, чем с другими людьми.

При ухаживании за малышом у мамы появляется особая манера говорения: речь становится замедленной, с паузами, с простыми словами и короткими предложениями, меняется ее ритмика, повышается высота голоса, появляется «певучесть».

Между мамой и малышом устанавливается своеобразная коммуникация, первое время представляющая собой постоянный монолог мамы: она задает вопросы, делает паузу и от имени ребенка сама на них отвечает.

Такой необычный формат общения имеет большое значение для психического развития ребенка. Уже через месяц-другой в одну из таких пауз малыш откликнется агуканьем и гулением. Мама подхватит его отклик и продолжит коммуникацию, побуждая малыша к ответным реакциям. Ребенок, получая позитивный опыт общения, будет и дальше откликаться на приглашение самого главного собеседника в его жизни «поговорить». Со временем монолог мамы перейдет в гармоничный диалог с малышом.

  • «Перенастраиваются» под особый тип общения и невербальные каналы коммуникации: на лице теперь неизменная теплая улыбка, глаза широко открываются, брови приподнимаются вверх — каждая мимическая черта излучает свет и любовь; движения рук становятся плавными, мягкими, легкими.
  • Так начнется полноценное общение, в процессе которого мама и младенец будут узнавать друг друга и подстраиваться под «собеседника», научатся читать сигналы к началу и окончанию взаимодействия: гуление, улыбка малыша — приглашение к общению; если ребенок отворачивает голову, зевает — это знак того, что он хочет избежать контакта, чувствует эмоциональную перегруженность.
  • Для того чтобы диалог был взаимно полезным, маме необходимо научиться читать такие сигналы, относиться к ним с пониманием. Не нужно настаивать на продолжении контакта, когда малыш уже устал, и, наоборот, оставаться эмоционально холодной, когда кроха вызывает ее на контакт.

Боремся за гигиену от 1 года до 4 лет

Несмотря на все усилия родителей, бывает очень трудно научить ребенка всегда мыть руки перед едой и после прогулки, чистить зубы, умываться. Казалось бы, пример у малыша перед глазами с рождения, а первые 10 лет фразу «помой руки» приходится повторять несколько раз за день. Как сделать приучение к личной гигиене немного более простым и интересным? Все дети разные, поэтому из целой коллекции всевозможных методик вам предстоит выбрать что-то свое.

Что сделает процесс обучения основам личной гигиены легким и непринужденным

Делайте всё вместе

Малыш перенимает опыт путем копирования, поэтому очень важно ходить мыть руки, умываться и чистить зубы вместе с ним, даже если вы уже проделали все эти процедуры с утра. Своим примером вы покажете, как долго нужно мылить руки и сколько раз водить по зубам щеткой.
Используйте тактику «ты уже такой большой»

Все дети мечтают повзрослеть, и им лестно осознавать, что они уже умеют делать определенные вещи, которые делают их старше и умнее.
Позвольте малышу самому выбрать себе зубную щетку с изображением любимого героя, пасту, полотенце, горшок. Все эти мелочи создают правильное настроение и делают ребенка соавтором процесса обучения.
Поставьте перед раковиной специальную тумбочку или скамейку, чтобы малыш мог умыться и почистить зубки перед зеркалом.
Закрепляйте навыки игрой. Попробуйте создать малышу удобные условия для того, чтобы он мог умывать своих кукол или мишек. Если вы брали игрушки на прогулку, то, придя домой, предложите ребенку помыть себе руки, зверятам лапки, куклам пальчики и лица. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего малыша были кукольные зубные щетки и расчески (отлично подойдут и обычные, отданные для игр).
Найдите помощников: повесьте в детскую комнату список ежедневных гигиенических процедур, а в ванную — картинки с последовательностью действий по каждой из них.
Говорите детям о том, как важна гигиена, особенно рук и зубов, что может случиться, если они не будут заботиться об их чистоте. Рассказывайте интересно, однако старайтесь не выдумывать слишком яркие истории с действующими персонажами — Зубной Щеткой, Пастой, армией Зубных Бактерий и отрядом Зубов. Неизвестно, как далеко зайдет фантазия ребенка! Достаточно подкрепить свой рассказ картинками из детских книжек, стишками и мультфильмами на тему гигиены, вы их хорошо знаете с детства.
Используйте стихи. При выполнении монотонных движений многим детям помогает ритм. Найдите в книжках или придумайте собственный гимн чистке зубов и стихи для умывания, зарядки и застилания кровати, которые помогают помнить последовательность действий и задают ритм процессу. Разучите их с ребенком и с удовольствием декламируйте во время выполнения процедур.

Например:

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

А кто не умывается,

Никак не называется.

(П. Синявский)

Творите! Если вы хотите превратить мытье рук после прогулки в приключение, возьмите цветную самоклеющуюся пленку на виниловой основе и вырежьте из нее метки: это могут быть стрелочки, отпечатки ступней, капельки — что угодно. Приклейте эти метки на пол так, чтобы получилась дорожка, ведущая из прихожей в ванную. По ней-то и нужно первым делом пройти после возвращения домой!

Температура воды для первого купания ребенка

Чтобы гигиенические процедуры приносили удовольствие, были безопасны, нужно правильно подбирать температурный режим воды. Ежедневно купая новорожденного нужно наливать в ванну водичку примерно равную 37-38 градусам. Для измерения температуры можно использовать специальные водные термометры

Их обычно делают в виде забавных фигурок, зверюшек яркого цвета, они нравятся ребенку, привлекают внимание. Но вполне можно обойтись и без этого прибора, определяя температуру воды тыльной частью кисти или локтем (как это делали еще наши мамы)

Вода должна быть примерно равной температуре тела и комфортной по ощущениям. Не стоит ориентироваться на восприятие от пальцев кисти, они более устойчивы к температуре: более чувствительная кожа на локте или тыле кисти даст более объективную информацию. 

Важно! Если в доме установлена газовая колонка или электрический водонагреватель, да и при наборе воды из горячего крана центрального водоснабжения, всегда предварительно проверяйте температуру воды перед тем, как опускать туда младенца (даже если изначально вы набирали воду нужной температуры). Из-за смены напора воды температура может резко повыситься, и вода будет слишком горячей

Для нежной кожи младенцев это опасно ожогами!

Как правильно купать младенца

Первый раз малыша купают, держа на одной руке, расположив головку в локтевом сгибе, поддерживая ладонью ягодички крохи, и постепенно погружая его в воду. Можно попросить помощи папы или любого другого члена семьи. 
Современные ванночки для купания часто оснащают специальной горкой, которая помогает поддерживать кроху при купании в правильном, удобном положении. Горку застилают чистой пеленкой, на которую сверху кладут малыша, располагая головку в специальном углублении.
Сначала малыша нужно постепенно погрузить в воду, начиная с пяточек и опуская в воду примерно до уровня груди. Нужно дать ему немного времени привыкнуть к температуре, аккуратно поливая водичку на грудь и животик. 

Купание ребенка начинают с личика и головки, чтобы промыть их чистой водой, пока она не стала мыльной. Можно использовать мягкую губку, ватные шарики или просто руку, обмывая кожу. Личико протирают в направлении от лба к подбородку, проводя рукой или губкой от середины лба в сторону виска, щечек и скул слева и справа. Аккуратно протирают межбровье и носик, чтобы вода не попала в ноздри.

Головку моют в направлении от лба к затылку, чтобы вода и мыльная пена не попадали в глазки крохи. Сначала на руку наносят несколько капель шампуня, вспенивают и равномерно покрывают пеной голову, мягко массируя волосики и кожу на голове подушечками пальцев. Смывают шампунь также водой, мягкими отводящими движениями спереди назад, поливая ее из ковшика или зачерпывая рукой. Не забывайте о зоне за ушами, там часто скапливаются загрязнения, пот и остатки шампуня. Эту область нужно хорошо промыть чистой водой. 
Затем моют шею, плечи и ручки, тщательно раскрывая и промывая все складочки мыльной пеной, а затем чистой водой. 
Следующий этап – мытье животика и ножек, включая зону подколенных складочек и промежутки между пальчиков на стопе. 

Последним этапом обмывают область подгузника, тщательно промывая паховые, ягодичные складки и область гениталий

Это важно потому, что бактерии из кишечника при смывании попадают в воду и нежелательно, чтобы они потом попадали на лицо или другие части тела. 
В конце купания малыша нужно сполоснуть чистой водой из ковшика. Она может быть на 1-2 градуса ниже температуры воды в ванночке. 

Важно! Не используйте душ для ополаскивания — это оправдано соображениями безопасности. В душе сложно настроить воду нужной температуры, из-за изменения напора воды она может стать слишком горячей

Это опасно для кожи, возможен ожог. Кроме того, звук душа и упругие струи могут напугать кроху, сформировать негативную реакцию на купание. 

Уход за кожей

Кожа новорожденного очень нежная, легко реагирует на внешние воздействия. Внимательный и тщательный уход поможет вам избежать проблем и воспалительных процессов.

Важно ежедневно осматривать кожные покровы ребенка. 

Вот что вы можете увидеть:

  • Странный цвет — красный или желтый. Красный оттенок — это просвечивающие через кожу кровеносные сосуды; желтый (желтуха новорожденных) — свидетельство повышенного содержания билирубина в крови; уходит, когда печень начинает активнее работать;
  • Шелушение, особенно на конечностях (ступни и кисти). Кожа постепенно привыкнет к воздушной среде, а работа сальных желез наладится в течение месяца. Вы можете ускорить этот процесс, обрабатывая сухие участки кожи специальными детскими средствами по уходу (кремом или маслом);
  • Белые точки небольшого размера, напоминающие прыщики, — милии (скопление секрета в сальных железах). Они безопасны, появляются в процессе налаживания работы сальных желез и бесследно исчезают без всякого вмешательства;
  • Красные воспаленные прыщики — акне новорожденных. Являются следствием гормональной перестройки: в организме малыша еще много материнских гормонов, притом что он уже начинает вырабатывать собственные, — это и отражается на внешнем состоянии кожи. Акне чаще всего поражает область лица (а также шеи и волосистой части головы) и не требует лечения, достаточно поддерживать сухость и чистоту кожи.
  • Покраснения

Покраснения

  • Если вы обнаружили их в зоне ягодиц и паха — это пеленочный дерматит;
  • Если они локализуются в шейных складках или подмышечных впадинах — это опрелости (потница), возникшие из-за перегрева кожи. В обоих случаях нужно увеличить время пребывания ребенка без подгузников, не перегревать младенца, кутая его в сто одежек, купать в травяных настоях и пользоваться специальными кремами и косметическими средствами.
  • Если вы видите красные пятна с мелкой сыпью, корочками, которые шелушатся, — возможно, это аллергия. Причинами могут быть неправильное питание матери, смесь для искусственного вскармливания, не подходящие малышу средства гигиены (подгузники, чистящие салфетки) и стиральный порошок, а также окружающая среда в помещении (шерсть животных, цветение растений и другие внешние раздражители).

Если кожа раздражена

У малыша могут возникнуть покраснения и раздражение в области, прикрытой подгузником. Покраснения порой переходят в отечность, образуются корки, которые могут вести к осложнениям.

Причинами могут быть:

  • Неправильный размер подгузника — если он маловат или велик малышу, то от трения о нежную кожицу возникает раздражение, которое и проявляется в виде покраснения;
  • Недостаточно частая смена подгузника (реже чем раз в 3 – 4 часа);
  • Аллергия на определенный вид подгузников или увлажняющие очищающие салфетки, используемые для гигиены грудничка.

Самое главное не запустить проблему, вовремя начать лечение.

  • Меняйте подгузники чаще, желательно через каждые 2 – 4 часа; не ждите наполнения подгузника.
  • Тщательно подмывайте малыша при смене подгузника.
  • Надевайте подгузник, хорошо просушив кожу в районе ягодиц и паховых областей.
  • Устраивайте грудничку воздушные ванны (3 – 4 раза в день) длительностью около 20 минут при температуре в комнате 20 – 24°.
  • Правильно подбирайте размер подгузника: если вы заметили на коже малыша красные полосы от краев подгузника — значит пора переходить на следующий размер.
  • Купайте с травами, снимающими зуд и раздражение (череда, аптечная ромашка).
  • Используйте специальный крем от пеленочного дерматита.
  • Попробуйте влажные салфетки и подгузники другого производителя.
  • Если не уверены в своих действиях и причинах покраснений, обязательно обратитесь к врачу, тем более если раздражение стойко держится несколько дней. Доктор осмотрит малыша и назначит специальную мазь.

Пеленки: за и против

Педиатры заметили, что при тугом пеленании новорожденным может быть труднее дышать, а освобожденный от «пут» ребенок принимает определенную позу, прижимая к себе ножки и ручки. Эта физиологически правильная поза наиболее удобна для новорожденного: именно в таком виде он пребывал на протяжении девяти месяцев до родов. Так что некоторые доктора сейчас говорят, что тугое пеленание не нужно. На вопросы о том, обязательно ли пеленать новорожденных, обычно отвечают отрицательно либо рекомендуют пользоваться «свободной» техникой пеленания. В этом случае ребенок может свободно шевелить ручками и ножками, принимая комфортные ему позы.

Почему нужно пеленать детей, если это физиологически неправильно? Сторонники метода называют немало плюсов от пеленания новорожденных.

На пеленках нет швов, пуговиц, резинок и прочих деталей, которые могут натереть кожу младенца.

Пеленки помогают экономить. После родов семейный бюджет, как правило, несколько проседает, так что двадцать пеленок и несколько распашонок, в которых ребенок может комфортно спать до полугода — это солидная экономия. Ведь зачем покупать одежду, которая через некоторое время будет уже маленькой.

Несколько слоев пеленочной ткани удобнее и теплее, чем несколько слоев одежды: внутри такого кокона поддерживается оптимальная температура.

Считается, что туго запеленутый младенец крепче спит и реже просыпается, так как не шевелит ручками во сне и не может разбудить сам себя.

Противники процедуры решительно не понимают, зачем пеленать детей, и тоже имеют весомые аргументы против пеленания новорожденного, даже на ночь.

Тугое пеленание может препятствовать нормальному кровообращению, а постоянное пребывание ног малыша в выпрямленном положении может привести к вывиху тазобедренного сустава.

Психологи полагают, что тугое пеленание новорожденного может плохо сказаться на детской психике.

Основной функцией пеленок на протяжении веков была защита ребенка от холода. В современных квартирах с центральным отоплением такая мера является лишней.

Пеленание препятствует изучению окружающей обстановки: уже через несколько месяцев после рождения ребенок научится переворачиваться, а затем и ползать. Активный кроха все равно выберется из пеленок, так что детская одежда гораздо лучше защитит его от холода.

Однако стоит понимать, что никакие пеленки или их отсутствие не повлияют на формирование детской психики так, как обстановка внутри семьи. Кроме того, огромную роль играет генетика и наследственность, социальные и бытовые условия и множество других факторов. Так что для развития полноценной личности требуются вовсе не пеленки или их отсутствие. И родители могут совершенно спокойно решить для себя: надо ли пеленать ребенка, до скольких месяцев, зачем это нужно, если есть огромный выбор красивой и удобной одежды для новорожденных.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий