Модель обучения говорению бакалавров на начальном этапе в условиях кредитно-модульной системы
Основанием для разработки методической модели обучения бакалавров говорению на начальном этапе на основе кредитно-модульной системы выступили модульный, компетентностный, субъектно-деятельностный и системный, интегративный подходы и их принципы.
К общим принципам мы относим следующие: – принцип гуманизации (обусловливает субъектный тип отношений, т.е. уважительное, понимающее, ценностное отношение к человеку не как к объекту, а как к субъекту; гуманизация означает ориентацию на раскрытие способностей отдельных индивидов, создание творческой атмосферы в обучении специалиста. Мы признаем двойственную природу данного принципа, который, с одной стороны, декларирует принятие самого студента как ценности в образовательном процессе, с другой стороны, формирует позитивные представления студента о самом себе, собственное самопринятие, наличие чувства «самоценности»; гуманизм должен способствовать свободному самоопределению личности); – принцип гуманитаризации (органически связан с принципом гуманизации и предполагает наполнение или дополнение образовательной программы гуманитарным содержанием; требует ориентации на человеческий вектор в содержании изучаемого материала; гуманитаризация рассматривается как способ приобщения молодого специалиста к духовным ценностям цивилизованного мира); – принцип последовательности и системности (направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков в области смежных теоретических дисциплин, их последовательное развитие и совершенствование); – принцип доступности (обусловливает построение методики обучения специалиста на основе учета реальных возможностей и интеллектуального склада личности обучаемого) .
Компетентностный подход (в трудах отечественных ученых И.С.Якиманской, И.Л. Бим, Н.И. Гез, И.А. Зимней, В.П.Сергеевой и др.) предусматривает отход от традиционного представления о передаче знаний, умений и навыков и переход к формированию у будущего специалиста ключевых компетентностей, то есть опыта самостоятельной деятельности на основе универсальных/базовых знаний. Этот подход предполагает умения действовать не по аналогии с образцом, а на основе полученных знаний в конкретной ситуации, при решении конкретной жизненной или профессиональной проблемы.
Как отмечает Э. Зеер, компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация и развитие индивидуальности .
Компетентностный подход базируется на следующих принципах: системности, активности, самостоятельности, доступности и преемственности, коммуникативной направленности, проблемности, индивидуализации, дифференциации. Они достаточно широко освещены в научной и научно-методической литературе, поэтому мы позволим себе не останавливаться на их описании.
Сущность модульного подхода состоит в том, что обучающийся с некоторой долей самостоятельности (определенной педагогом) может выстраивать процесс обучения в соответствии С предложенной ему индивидуальной программой, содержащей в себе комплекс целей и задач, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При модульном подходе функции педагога, управляющего работой бакалавра, могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей.
Н.А. Соловьева в качестве ведущих выделяет следующие принципы: паритетности, динамичности, системного квантования, проблемности, действенности и оперативности знаний, когнитивной визуализации, опоры на ошибки, экономии учебного времени, структурирования содержания обучения, гибкости и др. Все они в той или иной мере являются значимыми.
Принцип мотивации направлен на стимулирование и создание условий для самостимулирования познавательной деятельности. Одним из способов его реализации является организация взаимодействия преподавателя и студента, которое регламентируется принципом паритетности.
Принцип системного квантования вытекает из требований теорий сжатия учебной информации, к которым можно отнести элементы содержательного обобщения, теорию укрупнения дидактических единиц, цикло-блочную технологию.
Принцип действенности и оперативности знаний позволяет реализовать компетентностный подход в обучении.
Принцип структурирования содержания обучения предполагает деление учебного материала в рамках модуля на структурные элементы, перед каждым из которых становится вполне определенная деятельностная дидактическая цель, а содержание обучения представляется в объеме, обеспечивающим ее достижение.