Модель построения регионального содержания обучения.

Региональное образование

Определение 1

Региональное образование – это тип организации образовательной деятельности в отдельно взятом регионе на определенной государственной территории.

Региональное образование тесно связано с образовательной государственной деятельностью и реализуется в опоре на единые принципы и закономерности организации образовательной деятельности.

На современной ступени общественного развития, в существующих социально-экономических реалиях образовательная деятельность всего государства и отдельных регионов ориентируется на поддержание образовательных услуг на определенном качественном уровне. Это требует своевременно устранять проблемные аспекты образовательной деятельности на всех уровнях ее функционирования, в целостном государстве, а также с отдельных его регионах.

Современная государственная политика в сфере образования не всегда способна полноценно отразить интересы и потребности отдельных отраслей образовательной системы. Зачастую, региональные потребности в сфере образования могут быть значительно шире, чем федеральные. Изменения в образовательной системе на уровне отдельных регионов предполагают необходимость рассматривать особенности развития образовательной деятельности в конкретном регионе, учитывать потребности населения в образовании и создавать условия дальнейшего устойчивого развития образования после того, как будет проведена его модернизация.

На сегодняшний день развитие регионального образования сталкивается с определенными проблемами. Такими проблемами являются:

  • усредненное принятие управленческих решений по каждому отдельному региону;
  • каждый регион требует своего уникального решения индивидуальной образовательной проблемы;
  • отсутствует классификация территорий и субъектов в соответствии со сходным признаком развития образовательных проблем и потребностей;
  • учитывать особенности менталитета регионов, их социально-экономического развития, культурных основ функционирования;
  • отсутствует стимуляция творческой активности в процессе развития образовательной деятельности каждого конкретного региона. Обычно сохраняется шаблонность в процессе реализации модернизации образования. Творческие, оригинальные образовательные системы не создаются в связи с отсутствием соответствующих условий для развития, разработки нормативных основ их деятельности и поддержания уникальности, оригинальности, новых форм образовательной активности, которые отражают специфику развития рассматриваемого региона;
  • отсутствует учет потребностей, интересов, мнений участников образовательной деятельности в регионах. Обычно, решения о модернизации и новых путях развития принимают при их рассмотрении с органами управления и руководителями образовательной деятельности регионов. Однако, особую значимость имеет мнение непосредственных участников образовательной деятельности, которые определяют ее ход и исход, то есть педагогов, учеников и родителей;
  • отсутствует стимулирование устранения скачков развития образования в процессе его изменения и использования региональных ресурсов, чтобы обеспечить плавное и последовательное развитие образовательной деятельности;
  • проблема сохранения баланса федеральных и региональных реформ;
  • неравные образовательные возможности отдельных регионов и их населения.

Все обозначенные проблемы предполагают разработку новых механизмов реформирования образования в отдельных регионах. Региональный уровень является важным звеном в развитии образовательной деятельности, которое, к сожалению, преимущественно не рассматривают как значимое и определяющее общий ход развития государственного образования и его продуктивную модернизацию.

Определение содержания региональной программы

При личностно ориентированном подходе содержание образования должно во многом определяться самим учеником, свобода выбора должна обеспечить удовлетворение его образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей, становление его личности. Личностно ориентированный подход в конструировании содержания программы направлен на реализацию учащегося в различных сферах: на развитие его природных особенностей (интеллектуальных, коммуникативных, практических способностей и потребностей); его социально-культурных качеств (быть семьянином, гражданином, патриотом, тружеником); духовных начал (гуманности, творчества). Для того, чтобы проектируемое содержание регионального образования стало реальным фактором и нашло свое отражение в развитии личности, необходимо прежде всего выявить запросы самой личности, ее ценностные интересы.

С этой целью были проведены собеседования и анкетирование учащихся. Первоначально ученикам был задан вопрос: «Удовлетворены ли они своими знаниями по географии Мурманской области?». Из 134 (100%) человек, давших ответ на поставленный вопрос, 21 % ответили утвердительно, 57% однозначно ответили «нет», остальные затруднились с ответом. Необходимо отметить, что отвечали на поставленный вопрос ученики 6 и 9 классов, при этом оказалось, что шестиклассники в большей мере, чем девятиклассники удовлетворены имеющимися у них краеведческими знаниями. На наш взгляд, это связано с началом систематического изучения географии Мурманской области (в 8-9 классах при изучении курса «География России» в программе выделен специальный раздел «География своей республики (области, края)»). Начиная целенаправленно изучать свою область, старшеклассники приходят к выводу, что имеют недостаточную базу для решения краеведческих задач и проблем. Поэтому удовлетворенность знаниями о родном крае у них значительно ниже, чем у шестиклассников.

Дальнейшие вопросы анкеты проводились на предмет определения основных источников получения информации по географии Мурманской области, и дополнительных потребностей в знаниях регионального компонента Предложенная школьникам анкета включала в себя несколько вопросов

1. Из каких источников ты получаешь сведения о географии Мурманской области: учитель, средства массовой информации, самостоятельно, родители, музеи, экскурсии, библиотека?

2. Какой информацией о своем регионе ты хотел бы пополнить свои знания: рельеф и полезные ископаемые; климат, внутренние воды, природные зоны; современное экономическое развитие, отрасли хозяйства; место области в экономике страны; история исследования области; наука и учебные заведения?

Как видно из представленной таблицы, ученики в обеих возрастных группах основным носителем информации по географии своей области считают учителя. Это не случайно. Выполняя требования программы, учителя географии при изучении большинства тем используют материалы краеведческого характера и проводят практические работы на местности. Кроме того, у шестиклассников высок процент получения знаний о родном крае в библиотеке, в музеях и от родителей. Это связано с возрастными и психолого-педагогическими особенностями детей (тесный контакт с родителями, природная любознательность самих учащихся) и организацией учебно-воспитательного процесса в 1-6 классах.

THE ETHNO-REGIONAL COMPONENT OF GENERAL HISTORY EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION: APPROACHES TO DISCUSSION

Вяземский Е. Е. Vyazemsky E. E.

исторического образования с учетом поликультурного характера российского общества.

Проблемы современного образования | № 4 | 2012 | http://www.pmedu.ru Вяземский Е. Е. | Национально-региональный компонент общего исторического образования…

Ключевые слова: национально-региональный Keywords: ethno-regional component компонент общего образования, полиэтничное of general education, polyethnic Russian российское общество, теоретические основы society, theoretical basis for developing проектирования национально-регионального the ethno-regional component, means компонента, средства реализации национально- of realization of the ethno-regional specifics регионального специфики общего образования of general education in light of introduction в условиях введения ФГОС второго поколения, of the second generation of the Federal State цели и задачи исторического образования Educational Standards, goals and objectives в российской многокультурном социуме, of history education in a multicultural Russian гражданская идентичность, международный society, civil identity, international experience опыт реализации регионального компонента in realizing the regional component of history исторического образования. education.

1. Актуальность, теоретическая и практическая значимость национально-регионального компонента содержания общего образования в условиях полиэтничного российского общества В конце ХХ – начале ХХI века суверенная Россия стала пусть и самобытной, но частью глобального мира. Об этом свидетельствует определенная синхронность процессов в экономической сфере, в сфере массовых коммуникаций, в массовой культуре. При этом само понятие «глобализация» имеет самые разнообразные смыслы, так как обозначает многочисленные и разнонаправленные процессы .

Ставшая правопреемником СССР суверенная Россия постепенно интегрируется в мировое сообщество. Процесс интеграции имеет сложный и противоречивый характер.

Эта противоречивость во многом определяется незавершенным процессом поиска российской идентичности, несформированностью российской гражданской нации.

Актуальными проблемами российского общества являются дезинтеграция социокультурного пространства, социальная отчужденность, снижение роли культурных факторов как средств социальной коммуникации, то, что социогуманитарное знание не формирует нравственные ориентиры.

Специфика интеграции России в глобальное образовательное пространство выражается в поиске стратегии развития образования, образовательной траектории, построенной на основе определенного баланса между отечественной образовательной традицией и современной образовательной практикой, на которую существенно повлиял мировой опыт развития образования.

Ситуация в сфере социально-гуманитарного образования вызывает критику со стороны всех субъектов системы образования. И государственные органы, и общественность, и ученые, и педагоги высказывают разнонаправленные, но критические замечания по отношению к системе образования.

Проблемы современного образования | № 4 | 2012 | http://www.pmedu.ru

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий