Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Полученные результаты констатирующего эксперимента позволили выбрать для повторного проведения методики № 3, № 4, № 5, № 6 как наиболее показательные для изучения уровня сформированности милосердия у младшеклассников.
Исследование проводилось в экспериментальных 3 «д», 4 «а» и контрольных 3 «г», 4 «б» классах. Нас интересовало, насколько изменилось поведение испытуемых, их представления о милосердии, эмпатийные переживания, каков условный уровень сформированности милосердия у младшеклассников в контрольных и экспериментальных классах, при традиционной организации воспитательной работы и в результате целенаправленных педагогических усилий по реализации условий, обеспечивающих успешность в воспитании милосердия.
В методике № 3 (см. таб. № 3) увеличилось количество словесно выражаемой действенной помощи у учащихся 3 «д» с 16% до 83%, у учащихся 4 «а» класса с 42% до 85%. Снизилось число ответов не дифференцирующих нравственные качества людей в 3 «д» до 3 учащихся (12%), в 4 «а» классе такие ответы так же дали 3 учащихся (10%). Результаты бесед с воспитанниками экспериментальных классов показали, что 95% учащихся знают о проявлениях милосердия в жизни людей. Мы объясняем это обогатившимся опытом нравственного поведения младшеклассников в ходе опытно-экспериментальной работы. У воспитанников расширились представления и практический опыт эмпатийных переживаний, о способах оказания помощи нуждающимся; дети научились сотрудничеству в значимой для них деятельности. Применяя методику № 4 (см. таб. № 4), мы обнаружили, что подавляющее большинство учащихся 3 «д» класса (80%) и 85% воспитанников 4 «а» класса показывают понимание настроения других людей, причин, вызывающих соответствующее эмоциональное состояние, адекватно оценивают ситуацию, стремятся оказать помощь обиженным.
Это объясняется тем, что в процессе управления совместной деятельностью учащихся, педагоги постоянно обращали внимание на эмоциональное состояние сверстников, учили детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, предусмотрели серию совместных дел, направленных на оказание действенной помощи и заботы пожилым, одиноким, нуждающимся, больным людям. Трое учащихся 3 «д» класса (15%) не смогли объяснить возможную причину возникновения конфликтных ситуаций, хотя правильно обозначили настроение героев ситуаций: «Мальчик рассержен на другого, у него сердитые глаза и брови», «Девочке плохо, она скоро заплачет, у нее плаксивое лицо»
При использовании методики № 5 (см. таб. № 5) установлено, что значительное снизилось количество испытуемых экспериментальных классов, проявивших вербальных альтруизм, вместе с тем увеличилось число учащихся, проявивших практический альтруизм в ситуации выбора. Та же тенденция отмечается в оказании помощи сверстникам: все учащиеся экспериментальных классов проявили помощь в реальном поведении, что на наш взгляд, объясняется целенаправленными педагогическими усилиями по гуманизации отношений в этих коллективах, реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанникам, в основе которого лежит субъект-субъектные отношения между младшеклассниками и учителями.
Результаты, полученные по методике .№ 6 (см. таб. № 6) показали, что увеличилось количество испытуемых, проявляющих помощь в ситуации нравственного выбора как среди учащихся 3 «д», так и в 4 «а».
Воспитанники мотивируют свое поведение. Если раньше (до экспериментальной работы) они редко объясняли причины оказания помощи, заботы, чуткости, то теперь в суждениях детей обнаруживаются ярко выраженные нравственные мотивы «Хотим сделать подарки для детей из детского дома, им одиноко и грустно, нужно их порадовать», «Я помогу Саше с задачей, ему сложно, а когда мы постараемся вместе решить, то он поймет и будет получать хорошие отметки», «Надо заботиться о больных, им одним плохо, долго не выздоравливают» и др. Показательно, что в экспериментальных классах не оказалось учащихся, не проявивших желание помочь или позаботиться. Снизилось количество не проявивших помощь и в контрольных классах, что объясняется естественным ходом развития учащихся, формированием дружеских отношений, становлением коллективов школьников, обогащением опыта взаимодействия с окружающими людьми.
Милосердие как «лакмусовая бумажка» общества
Достаточно долгое время понятие «милосердие» наше общество воспринимало как унижающие человеческое достоинство. Будто бы в милосердии и сострадании нуждаются лишь слабые, униженные и беспомощные люди. Что же означает понятие – милосердие? И, главное, как прививать чувство милосердия детям? Можно ли и нужно воспитывать наших детей милосердными в такое трудное и недоброе время?
Если заглянуть в историю воспитания милосердия в семье, то в крестьянских семьях детей обучали состраданию и сочувствию к несчастным, убогим и нищим. Обычаи обязывали крестьян принимать в своем доме усталых путников: обогреть, накормить и утешить. И с той же доброжелательностью брать в дом нищих и убогих.
Богоугодным и необходимым делом считалось подать милостыню, пожалеть, помочь больному и бедному. Детям объясняли, что необходимо оказывать помощь всем, кто в этом нуждается: пострадавшим от пожара или стихийных бедствий, многодетным семьям, живущим в нищете.
При чем воспитание было не на словах, а на личных примерах: люди оказывали помощь погорельцам, делились последним куском хлеба, давали им приют. Семья, в которой заболел кормилец, рассчитывала на помощь односельчан, которые приходили топить печь, готовить еду, ухаживать за скотом. Вдовам и сиротам люди помогали вспахать огород, засеять и собрать урожай.
Борьба добра и зла бесконечна, в нашей жизни на смену злым детям могут прийти и злые внуки. Милосердие – это милость сердца. Милость, доброта, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный – жестокий, яростный, не чувствующий боли другого, не замечающих его бед, презирающий ближних
Чужая боль, несчастье, потеря, падение – вот на что обращено милосердие, которое так важно для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, поэтому так важной необходимо учить воспитанников чувствовать и переживать чужую боль, снисходительными к ближним
Слова патриарха Алексея II:
«Милосердие и благотворительность, да войдут в ваши сердца и станут душевной потребностью, которая в прошлом была присуща всем тем, кто составлял славу российскому предпринимательскому и купеческому делу, кто созидал национальную культуру, возводя стены храмов и монастырей, больниц и музеев, кто, возжигая светильник православной веры, воздвиг памятник величию и подвигу Святой Руси».
В стихотворении «Памятник» А.С. Пушкин написал такие слова: «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае, она есть прямой призыв к милосердию».
Милосердие всегда строится на уважении и чувстве сострадания к человеку. Оно направлено на сохранение самоуважения в каждом человеке. Именно поэтому оно мило сердцу и никогда не унижает, поскольку не кричит о себе и не бросается в глаза. Вспомните случаи из жизни, кинофильмов, художественной литературы, когда милосердие, забота были проявлены не на словах, а на деле. Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Благотворительность – одна из форм милосердия, которая всегда была традиционной чертой русского народа. В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России.
Три стиля воспитания
Первый стиль — авторитарные родители и склонные к конфликтам дети. В настоящее время очень распространен в нашем обществе (кстати, его практикуют некоторые верующие родители). Для этого стиля воспитания характерно: родители очень жестко общаются со своими детьми, очень жестко предъявляют свои требования и добиваются их выполнения, при этом мало эмоционально поддерживают ребенка.
Непроизвольно они делают очень много замечаний и редко хвалят ребенка, ребенок при таком стиле воспитания не согрет любовью. Непроизвольно родители внушают своему ребенку: «ты неудачник», «у тебя ничего не получается», «ты опять нас расстраиваешь». Это внушается не на уровне слов, а на уровне подсознательного воздействия.
У ребенка формируется агрессивный стиль поведения, он через подражание родителям становится таким же жестким, нападающим, упрекающим. И с другими людьми такой ребенок часто общается на уровне ультиматумов. Или, наоборот, ребенок становится невротически пугливым: он всего боится, он принял установку, что он неудачник. Часто такой ребенок бывает склонен к «опережающим ударам». И в первом, и во втором случае дети воспринимают такую систему ценностей, в которой окружающие люди — это враги, с которыми нужно взаимодействовать очень жестко, иначе они ничего не поймут. Ребенок при таком стиле воспитания не способен проявить милосердие к другому человеку.
Родителям важно помнить, что ребенка нужно обязательно эмоционально поддерживать, хвалить, гладить по голове и т. д. Это все является лекарством для души
Но лекарство нужно принимать разумно, иначе лекарство становится ядом. Точно так же и с похвалой: если хвалить ребенка постоянно, он вырастет тщеславным и гордым.
Второй стиль воспитания: снисходительные родители, импульсивные и агрессивные дети. Ребенок находится на положении кумира семьи, ему все разрешается, воспитание строится по принципу «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Ребенок растет избалованным. Второй вариант проявления этого стиля: родители настолько устают на работе, что, приходя домой, остаются безучастными к детям, отгораживаются от общения с ними.
Казалось бы, два совершенно разных подхода: либо заласкивают, либо уходят в сторону. Но последствия одни и те же: у ребенка формируется ощущение, что родителям не до него. Ему не хватает той самой настоящей поддерживающей любви (общения «душа в душу», когда родители и дети объединены общими интересами и т. д.) При таком стиле воспитания дети вырастают очень импульсивными и агрессивными. У ребенка формируется представление, что всем людям так же, как и родителям, не до него, что мир вокруг враждебен. Или он вырастает эгоистом с установкой, что все вокруг должны ублажать его капризы.
Ребенок опять же не способен к состраданию, сочувствию к другому человеку. Он не умеет просить прощения, жалеть родителей, когда те устали.
Третий стиль воспитания: авторитетные родители, общительные, инициативные, добрые дети
Авторитетные родители отличаются от авторитарных важной особенностью. Они так же, как и авторитарные родители, выдвигают жесткие требования перед своими детьми (авторитетные от слова «авторитет»: их очень уважают дети) и следят, чтобы их требования выполнялись
Но при этом объясняют ребенку с любовью, почему это нужно сделать. Они могут сказать: «Понимаешь, если ты сделаешь это так, это может привести к вот таким последствиям».
Они могут подойти к расстроенному ребенку и сказать, например, так: «Вот видишь, ты сейчас плачешь. Давай вместе подумаем, почему это произошло». И родители помогают ребенку разобраться в его ошибках.
Если ребенок чего-то не понял, родители ему подскажут, но подскажут доброжелательно. И у ребенка формируется совсем другое представление о мире: мир — это те люди, с которыми можно общаться, с которыми можно говорить, как с мамой и папой. А мама и папа — это самые добрые люди, которые всегда защитят и всегда помогут. Дети относятся к родителям уже более открыто и доверительно. У таких детей нет страха перед общением с другими людьми, они не выходят на агрессию и растут очень доброжелательными, способными к оказанию поддержки другому человеку, в них более развита эмпатия.
Слайд 6I. Актуальность и важность данной проблемы. Милосердными людьми всегда была богата Россия.
Каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с простой и естественной вещью, вызывающей уважение у окружающих и неизменно приятной для себя – оказание бескорыстной помощи и поддержка людей или какого-либо дела .Сейчас в России возрождаются традиции благотворительности, милосердия, добровольческой помощи нуждающимся. Особенно радует то, что молодежь активно участвует в этом процессе. Как ни странно, в период, когда в стране царит политическая и социально-экономическая нестабильность, падение уровня жизни населения, трансформация ценностной системы и масса других трудностей, молодёжь особенно чувствует проблемы социально незащищенных категорий граждан: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, престарелых, многодетных и малообеспеченных семей. Привлечение подростков и молодежи к милосердной деятельности, на наш взгляд, способствует гражданскому становлению личности.Сегодня дети и учителя перегружены требованиями по освоению учебных дисциплин в рамках школьной программы, поэтому зачастую классным руководителям и воспитателям не хватает достаточно времени на воспитание духовности и нравственности у юного поколения.
Труд в радость. Дайте ребенку возможность вам помочь
Кроме воспитания милосердия, важно вовремя воспитать в человеке привычку к труду. Сензитивный период для воспитания трудолюбия — также возраст 4 — 5 лет
Дети в этом возрасте стремятся помогать родителям, и труд доставляет им удовольствие. Когда мама стирает, дочка пытается засунуть руки в таз и имитирует мамины движения. Когда папа заколачивает гвоздь, сын «трется» рядом с ним и просит дать ему молоток, чтобы он тоже смог забить гвоздь. Родители порой не понимают важности этого момента и часто отказывают детям под предлогом того, что сами сделают лучше и быстрее, отталкивают ребенка словами «не мешай», «не путайся под ногами», «иди в игрушки поиграй». Тут уже можно говорить об эгоцентризме родителей: свой комфорт, свое время взрослые часто ставят выше ребенка, выше его полноценного развития. Такие родители, когда их дети достигают подросткового возраста, обычно жалуются, что сын или дочь эгоисты, ничего по дому не делают, никак не помогают и т. д.
Как этого можно избежать? Психологи советуют дать ребенку возможность вам помочь, но с учетом его возраста. Например, когда мама стирает, можно поставить рядом маленький тазик, в котором дочка постирает одежду для своей куклы. Когда мама готовит, девочка поможет замешивать тесто, разложит начинку для пирога и т. д. Так потихоньку дочка будет осваивать мамины обязанности и вырастет настоящей помощницей. И папа может не полениться приобрести для сына маленький молоточек, и во время ремонтных работ тот будет полноправным участником процесса (конечно, под чутким руководством папы). Если вы боитесь доверять сыну настоящие инструменты, можно вручить ему игрушечные, сделанные из пластмассы: они неопасны, но мальчик почувствует свою приобщенность к мужской работе.
Интересно, что когда ребенок начинает помогать, у него меняется самоотношение. Он чувствует, что у него есть свои обязанности, так называемая зона личной ответственности, он чувствует себя более значимым в семье, более взрослым.
Помимо труда именно в дошкольном возрасте важно, чтобы у ребенка сформировались навыки самообслуживания. Ребенок должен сам убирать за собой постель, чистить свою обувь, прибирать свою комнату
Когда ребенок сделает что-то сам, обязательно похвалите его: «Как мне было приятно зайти в твою комнату! Она такая чистая! Ты у меня теперь совсем большой!».
И не скупитесь на похвалы. Вспомните, как долго и громко вы высказываете порой ребенку свое недовольство. Почему бы положительные эмоции не сделать столь же сильными и запоминающимися?
Такой ребенок будет стремиться помогать родителям, он сможет в случае необходимости (например, если мама заболела) взять ее обязанности на себя.
Основа основ
Нравственное воспитание ребенка неразрывно связано и должно основываться на духовном развитии в рамках Православного вероучения. Обязательно с ребенком нужно разговаривать о Боге, о Богородице, о святых, о том, как был создан мир, человек. Не замалчивать эти темы. Простым, доступным для ребенка языком нужно ему рассказывать о том, как Бог любит человека и в Своей любви к человеку доходит до такого самопожертвования, что добровольно отдает Себя на смерть. В идеале ребенок должен прийти к той мысли, что добрые дела, милосердные поступки нужно совершать не потому, что окружающие за них хвалят или помогают в ответ.
Родителям нужно подвести ребенка к пониманию того, что помогать кому бы то ни было нужно ради Христа; что каждый человек — это образ Божий, и, творя добро для ближнего, ты на самом деле творишь добро для Бога (вспомните притчу о Страшном суде).
В завершение хочется пожелать родителям терпения, любви, чуткости при воспитании в детях такой важной добродетели, как милосердие. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7)
Милосердие и бескорыстие
Отсутствует при проявлении милосердия не только материальная выгода, но прежде всего моральная, проявляющаяся в желании получить благодарность или хвалу от других
В нём нет эгоизма, который может проявляться в совершении благих дел ради собственной репутации, подкармливания эго или раздувания личной важности. Но оно всегда несёт спокойствие и благость собственной душе того, кто поступает милосердно, т.к
у него просто нет моральной возможности поступить иначе.
Чем больше таких проявлений, тем проще становится общение на любом уровне, тем легче складываются отношения, а в итоге человек получает помощь, не ожидая её. Это очень важный момент, что всё равно получит именно потому, что помогает другим не ради собственной выгоды. А тот, кто делает добро, надеясь, что в любой ситуации ему все ринутся на выручку чаще всего остаётся один, потому что в самом начале побуждения была корысть.
В целом данная черта считается положительной и духовной, но может порицаться другими членами общества в тех ситуациях, когда, по их мнению, оступившийся, не заслуживает помощи или поддержки. Оно может объясняться глупостью или наивностью, незаслуженным уважением или недальновидностью, но в любом из этих вариантов отсутствует гуманное отношение к окружающим, а присутствует только страх и погоня за собственной безопасностью или выгодой.
В религиозных конфессиях различного уровня проявление милосердия считается одной из духовных практик, показывающих не только любовь к конкретному человеку, но к божеству через заботу о его творении. Именно поэтому в верующей среде такие поступки самоотречения всегда воспринимаются благосклонно, а в наиболее ярких вариантах даже канонизируются.
Читаем вместе
Другой возможный способ воздействия может быть таким: когда вы читаете ребенку книги (о пользе совместного чтения см. ПВ № 3,2009 г. — прим
ред.) стоит акцентировать внимание на моментах, когда герои помогают кому-то, проявляют милосердие и сострадание. Верующим родителям можно порекомендовать читать детям адаптированные варианты житийной литературы и также обращать внимание на то, как святые помогали другим людям и обсуждать, почему они так поступали, откуда бралась в них такая жертвенная любовь
То есть, родителям нужно формировать у ребенка идеал человека, любящего других людей и жертвенного по отношению к другим — как на уровне сердца, так и на уровне реальных поступков
Это очень важно делать именно в дошкольном возрасте, пока ребенок воспринимает идею жертвенного служения легко и с радостью. Важно не упустить этот возраст
А это стихотворение Агнии Барто мы рекомендуем и детям, и взрослым.
Готов для человечестваОн многое свершить,Но торопиться нечего,Зачем ему спешить?
Пока еще он подвигаСебе не приглядел,А дома (что поделаешь!)Нет подходящих дел!
Дед от простуды лечится,Лекарство дать велит,Но он не человечество,Он старый инвалид.
С утра Наташка мечется(Гуляйте с ней с утра!).Она не человечество,А младшая сестра.
Когда судьбой назначеноВселенную спасти,К чему сестренку младшуюНа скверике пасти?!
Пока еще он подвигаСебе не пригляделА дома (что поделаешь!)Нет подходящих дел!
В своем платочке клетчатомВ углу ревет сестра:— Я тоже человечество!И мне гулять пора!
Слайд 2Пояснительная записка Твори добро, другим во благо… «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России» в рамках Федерального государственного образовательного стандарта в сфере общественных отношений предполагает, что воспитание должно обеспечить осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей, развитость чувства гражданской солидарности, поддержание межэтнического мира и согласия. Толерантность и милосердие, представляется нам одними из важнейших ценностей человека. И в связи с этим, был создан социальный проект «Поделись теплом своей души». Проект рассчитан на 6 месяцев. В ходе проекта учащиеся самостоятельно провели исследования по различным источникам СМИ (печатные издания, Интернет ресурсы), проводили анкетирование у сверстников, родителей, оформляли результаты своих исследований в виде диаграмм, презентаций, буклетов. В ходе создания проекта были применены такие методы, как наблюдение, изучение проблемы, интервьюирование.
Слайд 4Цели проекта: формирование активной гражданской позиции учащихся через систему благотворительных
мероприятий, направленных на привлечение внимания к решению социальных проблем в своем городе;приобретение социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение проблемных ситуаций; оказание моральной и материальной помощи детям, пожилым людям, одиноким гражданам, оказавшимся в трудных социальных условиях. Задачи проекта: формировать гражданскую ответственность, инициативу;овладеть учащимся теоретическими знаниями и умениями, необходимыми для участия в социально значимом проекте;овладеть практическим опытом участия в социальном проекте; вовлечь других учащихся и родителей в совместную деятельность по решению проблем социального характера.
Милосердие начинается с малого
Если у ребенка есть младшие брат или сестра, нужно привлекать его к посильному уходу за ним (за ней). Заботу о родных бабушках и дедушках ребенок также может делить с родителями. Если есть соседи, которым нужна помощь, почему бы им не помочь? Не нужно замыкаться внутри своей семьи. Если по соседству живет пожилой человек, можно послать ребенка в магазин, чтобы купить для него продукты. Вместе с ребенком помочь упавшему человеку подняться, перевести старушку через дорогу — это, казалось бы, мелочи. Но из них и складывается воспитание милосердия.
Вспоминается случай, рассказанный одной женщиной. Они с маленькой дочкой шли по железнодорожным путям и вдруг увидели между рельсами жалобно скулящего щенка. Дочка посмотрела на этого щенка, потом на маму… И мама поняла, что если они сейчас пройдут мимо, то, сколько бы красивых слов она потом ни сказала о милосердии и сострадании, она никогда не сможет объяснить дочке, что это такое. И они взяли этого щенка. Действительно, один такой поступок имеет более мощное воспитательное воздействие, чем тысячи слов.
Во время поста можно предложить ребенку отдать часть своих игрушек кому-то другому, у кого родители, может быть, не в состоянии покупать такие дорогие игрушки, или отвезти и подарить часть игрушек детям из детского дома (причем, игрушки должны быть действительно хорошие, а не те, которые собирались выбросить). Когда дети начинают помогать другим людям, они замечают и чужую боль, и радость, вызванную их действиями
Важно, чтобы родители в момент, когда ребенок совершает доброе дело, поддерживали его своим одобрением. Можно сказать примерно следующее: «Посмотри, ты ему помог, а как он обрадовался! Ты видел, как он заулыбался? А тебе хорошо, радостно? И мне радостно
Как интересно получается, совсем немного ты потрудился, а сколько радости вокруг». И ребенок, чувствуя радость, начинает в этом направлении двигаться. Ребенок не вырастает эгоистом, он становится жертвенным.
Ярким примером воспитания детей через дела милосердия является пример семьи святых Царственных Страстотерпцев. Первая мировая война. Императрица Александра Феодоровна «организует особый эвакуационный пункт, куда входило около 85 лазаретов для раненых воинов. И вместе со своими дочерьми она проходит курс сестер милосердия военного времени. Потом все они поступают рядовыми хирургическими сестрами в лазарет при Дворцовом госпитале и тотчас же приступают к работе — перевязкам, часто тяжело раненых. Стоя за хирургом, Государыня, как каждая операционная сестра, подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные руки и ноги, перевязывала гангренозные раны, не гнушалась ничем, стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя во время войны» (О. Платонов «Николай Второй в секретной переписке», М. «Алгоритм», 2005 год, стр. 33). Благодаря такому деятельному милосердию Великие княжны были воспитаны «полными душевной мягкости, бесконечной доброжелательности и доброты ко всем».