Методы работы с агрессивностью у детей дошкольного возраста

Арт-терапевтическое упражнение «Вулкан»

Цель: формирование конструктивных способов выражения гнева.

Материалы: белый картон или плотная бумага формата А4 или А3, набор цветной бумаги и клей или мягкий пластилин, бумажный или малярный скотч, пластиковый стакан (в зависимости от выбранного варианта).

Целевая аудитория: дети младшего школьного и младшего подросткового возраста.

Сперва необходимо спросить у ребенка, знает ли он, что такое вулкан. Если знает, попросить объяснить, что это такое. Если не знает, объяснить, что это гора, которая время от времени выбрасывает лаву и раскаленные камни.

Затем важно развернуть разговор в сторону гнева. Можно спросить, на какое чувство похож вулкан, или сразу развернуть эту метафору и сравнить бурный гнев с извержением вулкана

Теперь нужно предложить ребенку сделать сердитый вулкан. Это можно сделать тремя способами:

1. Обрывная аппликация. В этом случае ребенок рисует на белом листе контур вулкана, а затем отрывает кусочки цветной бумаги и наклеивает их на контур вулкана, заполняя его и изображая лаву. Лучше выполнять это упражнение без использования ножниц. Не нужно стремиться к аккуратности, вулкан предполагает спонтанность.

2. Рисование пластилином. Здесь также предварительно ребенок рисует контур вулкана, а затем выбирает пластилин подходящего цвета и размазывает его пальцами по бумаге. Если пластилин жесткий, его надо сначала разогреть в руках. Но я для таких упражнений специально покупаю мягкий пластилин.

3. Объемная композиция. Для этого варианта требуется пластиковый стакан (можно прозрачный или белый), лист картона, тонкая цветная бумага и пластилин. Можно также воспользоваться малярным или бумажным скотчем. Стакан нужно развернуть донышком вверх и прикрепить на лист картона (пластилином или скотчем). Затем из цветной бумаги делается лава: для этого от листа бумаги просто отрываются полоски. Обычно дети выбирают красный, оранжевый или желтый цвет. Эти полоски нужно прикрепить сверху к донышку стакана опять же с помощью пластилина или скотча.

Важно поддерживать инициативу ребенка при выполнении задания: он может предлагать свои собственные варианты. Например, Слава, о котором шла речь выше, вырезал у стакана донышко и приклеил полоски, изображающие лаву, с внутренней стороны

В итоге у него получилось настоящее жерло вулкана. Когда вулкан готов, нужно поговорить с ребенком о его гневе: когда он бывает таким сердитым, как этот вулкан, что ему хочется сделать и т.д.

Затем психолог говорит: «Когда у вулкана внутри поднимается горячая лава, он не может ее сдержать, ему придется начать извержение. Но извергаться вулкан может по-разному. Извержение может снести все вокруг, а может пройти почти незаметно для людей, которые живут вокруг него. Как ты думаешь, что можно сделать, чтобы извержение вулкана не принесло людям никакого вреда?»

У детей бывают разные идеи: кто-то предлагает поставить забор, кто-то — сделать отводную трубу и так далее. Когда ребенок высказал свои идеи, психолог предлагает ему нарисовать это. И аппликация, и рисование пластилином позволяют внести поправки прямо поверх готовой композиции. Когда рисунок готов, психолог говорит: «Теперь вулкан может спокойно извергаться, если он сердит. Он нашел свой способ сердиться. А как можешь сердиться ты?»

Социализация агрессии

Первым принципом для меня является необходимость рассматривать агрессию в общем контексте развития ребенка. Формирование агрессивного поведения связано с развитием других психических функций.

Во-первых, это способность управлять своим поведением, то есть произвольность

Важность самоконтроля для снижения агрессивности как у детей, так и у взрослых доказывает большое количество исследований. Например, Murphy and Eisenberg (1997) показали, что дети с более низким уровнем самоконтроля по сравнению со сверстниками демонстрируют больше враждебных реакций в социальном взаимодействии

В исследовании Kochanska, Murray & Harlan было обнаружено, что дети со сниженной способностью к самоконтролю хуже справляются со своим гневом.

Важной задачей развития для ребенка является социализация агрессии, то есть освоение социально приемлемых способов ее выражения. Когда ребенок вообще с трудом контролирует свое поведение, он с большей вероятностью и агрессию контролировать не может

Часто можно услышать мнение, будто гиперактивные дети агрессивны. Агрессия не является характерным признаком синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, однако эти дети могут демонстрировать агрессивное поведение на фоне слабого самоконтроля и выраженной импульсивности. Н.Я. и М.М. Семаго относят агрессивность к базовым составляющим психического развития (наряду с пространственными представлениями и аффективной организацией). Если агрессивный ребенок обладает низкой произвольностью, первоочередной задачей коррекционной работы должно стать именно формирование произвольности. Основным инструментом для этого являются игры с правилами в любом формате: настольные, подвижные, ролевые и др.

Агрессия и словарный запас

Во-вторых, это коммуникативные навыки. Недостаточный уровень развития коммуникативных навыков может сопровождаться агрессивным поведением. Это особенно ярко выражено у детей раннего возраста, дошкольников, однако и у младших школьников может быть выражена подобная тенденция. Так, в канадском исследовании (G. Dionne, R.E. Tremblay, M. Boivin, D. Laplante, D. Pérusse) была обнаружена связь между проявлениями физической агрессии и словарным запасом у детей раннего возраста.

Приведу пример. Папа четырехлетней Полины получил контракт на работу за рубежом. Родители переехали в новую страну и отдали Полину в детский сад, куда ходили дети экспатов. Полина и на родном языке заговорила с большим опозданием, а уж английский она осваивала и вовсе с огромным трудом. Ей очень хотелось играть с другими детьми, но вступить с ними в контакт не получалось. В итоге через несколько недель Полина начала кусаться: другого способа инициировать общение ей придумать не удалось.

Конечно, история Полины весьма нетипична: обычно кусание как способ вступления в контакт используют трехлетки и более младшие дети, да и ситуация необычная, однако проявление агрессии на фоне недостаточного уровня развития коммуникативных навыков встречается часто.

Вот еще один подобный пример. Родителей восьмилетнего Славы вызвали в школу, потому что их сын облил одноклассницу горячей водой из стоящего в классе кулера. Слава не ходил в детский сад, с ним сидела бабушка. Хотя мальчик посещал занятия по подготовке к школе, опыта общения с детьми у него практически не было. На занятиях рядом всегда находился педагог, а во время прогулки бабушка сразу вмешивалась, если назревал какой-то конфликт. В результате, когда Слава пошел в школу, он в первый раз в жизни столкнулся с необходимостью самостоятельно строить отношения с ровесниками.

Оказалось, что это не так уж и просто. В результате, когда одноклассница начала дразнить Славу, его это очень возмутило. И он не нашел ничего лучше, чем просто вылить на нее стакан горячей воды.

Если агрессия проявляется как способ инициирования контакта или возникает в коммуникативных ситуациях (например, ребенок подходит к играющим детям и, вместо того чтобы спросить разрешения вступить в игру, толкает кого-то из играющих), необходимо в коррекционной работе поставить задачу формирования коммуникативных навыков. Идеально было бы включить такого ребенка в группу. Если такой возможности нет или уровень его агрессивности пока препятствует групповой работе, можно решать эту задачу в индивидуальной коррекции

Важно найти реалистичный способ справиться с непростой ситуацией. Например, с Полиной, не владеющей английским языком, можно было выучить два-три приветственных слова

Способ должен быть такой, чтобы ребенок мог его применить. Например, папа Славы предложил ему обнять девочку-обидчицу. Но даже Славе с его небольшим опытом общения было понятно, что объятия тут неуместны. Этот способ неудачен, надо искать другой.

Отработать этот способ нужно посредством ролевой игры: «Давай поиграем, как будто я складываю кубики, а ты хочешь складывать их вместе со мной». Такие игры можно проводить, как говорил один из моих юных клиентов, «собой», а можно разыгрывать эти сюжеты с помощью игрушек. Кроме того, важен эмоциональный интеллект как способность распознавать эмоции (других людей и свои собственные), а также управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

В обзоре исследований, посвященных связи агрессивности и эмоционального интеллекта (García-Sancho, José, Fernández-Berrocal), показано, что между ними существует устойчивая связь: более высокие показатели эмоционального интеллекта коррелируют с более низким уровнем агрессивности, причем эта связь проявляется на различных этапах развития. Из этого следует практический вывод: в работу с агрессивным ребенком необходимо включать упражнения и игры, направленные на развитие способности распознавать свои переживания и выражать их конструктивным образом. И это логически приводит нас ко второму принципу.

Причины возникновения агрессии у детей школьного возраста

Почему же дети ведут себя агрессивно? Причин несколько, и к агрессивному поведению чаще всего приводит какая-либо их комбинация.

Особенности организма.

Возникновению агрессии могут способствовать некоторые соматические заболевания. Также ни для кого не секрет, что врождённые особенности темперамента оказывают определённое влияние на наше поведение: это и скорость проведения нервных импульсов, и возбудимость, и особенности гормонального фона. Но это лишь физиологическое подспорье, всё же главную роль играют социальные факторы, в частности, семья.

Неблагоприятная ситуация в семье, школе, воспитание.

При недостатке внимания и заботы со стороны родителей ребёнок может становиться жестоким и озлобленным. В детстве большое влияние на идентификацию детей оказывают родители, и если в семье агрессия — нормальное явление, то с большой вероятностью возникают соответствующие паттерны поведения. Нередко взрослый или сверстник на детскую агрессию отвечает агрессией, что ведёт к замкнутому кругу: стороны отвечают злом на зло.

Наказания (подавление всяческих проявлений агрессии).

Очень распространённая ошибка многих родителей — запрет каких-либо агрессивных действий. Взрослые часто считают, что агрессия равна насилию, и запрещают игры даже с малейшими враждебными проявлениями. В такой повторяющейся ситуации ребёнок не учится понимать и контролировать себя, а сдерживает в себе гнев, что приводит к различным отрицательным последствиям вплоть до психосоматических заболеваний.

У подростков к вышеперечисленным причинам может добавляться фактор возрастного кризиса. Хотя значимость подросткового кризиса часто переоценивают, он может оказывать влияние на настроение и поведение ребёнка.

Диагностика агрессии у детей школьного возраста

За проведением квалифицированной диагностики агрессивности следует обратиться к специалисту-психологу. Он сможет оценить степень выраженности и закрепления агрессивного поведения, используя различные методы: опросники, анкеты для родителей, беседу с ребёнком, наблюдение, проективные методики, тесты и т.д. Самим родителям не стоит искать методики в Сети и самостоятельно пытаться поставить психологический диагноз.

  • Во-первых, найденный материал может быть некачественным или потерять актуальность.
  • Во-вторых, слишком велика субъективность и родителей, и ребёнка, они уже связаны отношениями, что непременно отразится на чистоте исследования.
  • В-третьих, диагностика обычно включает в себя целую батарею методик, и недостаточно заполнить одну анкету, чтобы оценить агрессивность ребёнка.

Не стоит тянуть с походом к специалисту: чем раньше будет проведена диагностика и даны рекомендации, тем легче будет коррекция.

Как проявляется агрессивность детей дошкольного возраста

Детская агрессия проявляется в разнообразных формах. Ее главная отличительная черта – отношение к сверстникам. Агрессивные дошкольники неспособны понять чувства других детей

Они проявляют к ним невнимание, злорадствуют при чужих неудачах, неспособны помочь, поделиться, посочувствовать

Формы агрессивного поведения:

  • оскорбления сверстников;
  • драки и провоцирование конфликтов;
  • смех над слезами обиженного;
  • высмеивание физических недостатков (заикание, хромота, ношение очков и т.д.);
  • унижение того, кто слабее;
  • причинение физической боли;
  • изобретательность способа нанесения ущерба;
  • склонность к враждебности и жестокости.

При этом уровень интеллекта, игровой и другой продуктивной деятельности не страдает.

Агрессия у детей дошкольного возраста

У маленьких детей агрессивность соседствует с самоутверждением. Агрессивным поведением, истериками, отчаянием, плачем ребенок частенько испытывает родителей на прочность, проверяет, где та грань, через которую переступить ему уже не позволят. Это очень непростое время для семьи. Так и хочется отшлепать неслуха за такие «концерты», особенно если это случилось в магазине или на улице.

Малыши просто еще не знают, что такое правильное и неправильное поведение. Конфликт «хочу – нельзя» вызывает протест. Ребенок зачастую не понимает, а зачем ему вообще слушаться и делать то, что требуют взрослые.

Причин, вызывающих агрессивное поведение детей дошкольного возраста, довольно много:

  • Страх. Родители могут даже не догадываться, что ребенок чего-то боится или считают причину страха сущим пустяком. Игнорирование проблемы со стороны взрослых может привести к истерике.
  • Запреты. У авторитарных родителей малыш бывает «задавленным» постоянными «нет», «нельзя» и «надо». На ребенка кричат, в чем-то обвиняют или упрекают.
  • Ребенок отстаивает свою территорию или границу своей личности.
  • Ссоры между родителями или членами семьи вызывают страх, протест и, как следствие, агрессивные вспышки.
  • Ребенок ожидает нападения, опасается враждебности.
  • Старается доказать свою независимость и самостоятельность.
  • Чрезмерное эмоциональное напряжение.
  • Ребенок чувствует, что его не любят или даже ненавидят.
  • Копирует поведение окружающих взрослых или детей.

Если не принимать решительных мер, агрессия у детей дошкольного возраста может стать чертой характера и принести много неприятностей человеку во взрослой жизни.

Коррекция агрессивного поведения у детей

Все дети ссорятся, обижаются, спорят, иногда дерутся. Большинство со временем учатся миролюбивому способу разрешения конфликтов. В 5-6 лет еще можно и нужно проводить коррекцию агрессивного поведения. Здесь важна система и тесная работа семьи и детского сада.

Вот некоторые методы коррекционной работы:

обговорить все «нельзя» и убедиться, что ребенок их понял и запомнил;
почаще использовать невербальные способы контроля (интонацию, строгий взгляд, выразительную мимику, жест);
по возможности заранее предугадать и предупредить инцидент;
уединить. Здесь существует строгое правило – время одиночества должно соответствовать возрасту (пять лет – пять минут);
наказание полученным уроком – все, что натворил, должен сам исправить;
не предъявлять требований не по возрасту;
всегда стараться понять причину того или иного поступка;

любить ребенка любым – орущим, несносным, вредным. И всегда об этом говорить;
почаще использовать юмор

Лучше иногда пощекотать, устроить бой подушками, переключить внимание, чем наказать.

Профилактика агрессивных проявлений

Как известно, предупредить легче, чем лечить. В этом заключается профилактика агрессивного поведения дошкольников

Самое важное – любовь, любовь и еще раз любовь к своему малышу

Надо быть взрослым и мудрым родителем. Всегда становиться на сторону своего ребенка. Учиться сохранять выдержку и спокойствие в любых ситуациях с детьми, не поддаваться на их провокации. Уметь предоставлять выбор. Иногда проигнорировать истерику, а потом дать выплакаться. Крепко-крепко обнять. Отвлекать. Просто предложить что-нибудь вкусное. Очень часто голод и усталость могут быть причиной агрессивной вспышки.

Способы коррекции агрессии у детей школьного возраста

Как же помочь агрессивному ребёнку? Прежде всего нужно понять для себя, что он ведёт себя так не потому, что он плохой или неправильный, а потому, что не знает, как иначе разрешить ситуацию или привлечь к себе внимание. И задача взрослого — помочь маленькому человеку, а не обвинить и унизить его

Правила для взрослых

Взрослым следует придерживаться следующих правил:

  1. Давать обратную связь о конкретных поступках, а не о личности. Вместо того, чтобы говорить ребёнку, что он плохой, невоспитанный и т.д., следует обращаться к фактам (что сказал/сделал, как при этом себя вёл. При этом обращаться только к ситуации «здесь и сейчас», не стремясь припомнить все похожие случаи в прошлом).
  2. Использовать «Я-сообщения». Следует говорить не «Почему ты до сих пор не убрал игрушки?», а «Мне неприятно, что вокруг такой беспорядок».
  3. Контролировать собственные негативные эмоции, снимать напряжение ситуации. Ответная агрессия в виде криков, запретов и недоверия вызовет в ответ только большее сопротивление. А вот демонстрация модели конструктивного неагрессивного поведения поможет сгладить конфликт и даст ребёнку пример.
  4. Обсуждать проступок наедине. Обсуждать инцидент с агрессивным поведением нужно как можно скорее, спокойно и адекватно, без свидетелей и осуждения на публике.
  5. Спокойно относиться в случае незначительной агрессии. При неопасной и объяснимой агрессии можно прибегнуть к: полному игнорированию реакций, выражению понимания чувств ребёнка, переключению внимания.
  6. Поощрять даже минимальные позитивные изменения. Так ребёнок почувствует, что его любят, принимают и ценят.

Соблюдение этих правил поможет выстроить контакт с агрессивным ребёнком, создаст атмосферу доверия, в которой взрослый — это друг и помощник.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий