Пограничные состояния при выраженном темпераменте
При крайнем дисбалансе нейрохимических систем типы темперамента проявляются как психиатрические профили.
Тип темперамента | Пограничное состояние | Симптомы |
Холерик | Импульсивное расстройство личности | Не контролируемые приступы гнева, вспыльчивость, разжигание ссор и конфликтов из-за ерунды. |
Флегматик | Шизоидное расстройство личности | Уход в себя, побег от реальности, замкнутость, а потом и полная закрытость. |
Сангвиник | Гипомания | Веселый настрой, отрицание проблем, энергичность, чувство полного благополучия, эйфория. |
Меланхолик | Тревожное расстройство личности | Крайняя ранимость, комплекс неполноценностей, постоянный страх. |
Характеристика ребенка с типом темперамента «Арлекин»
Если вы знаете, как определить темперамент ребенка, не забывайте, что детям с таким характером очень опасно врать и даже привирать. Придумывая хитрости для них, постарайтесь обойтись без привирания, потому что одним неловким движением вы можете заронить зерна недоверия миру, которые очень трудно потом будет искоренить, и свойственная ему тревожность будет доходить до очень больших величин.
Из Арлекинов получаются скорее исполнители, чем лидеры, но исполнители надежные и безупречные. И друзья они очень верные — за своего друга Арлекин может поколотить всю детскую площадку.
Арлекин — большой любитель подраться и свою правоту будет скорее защищать кулаками, чем словестными аргументами
Очень важно найти правильные занятия, чтобы они сформировали в ребенке лучшие черты
Выявление особенностей темперамента и уверенности в себе (для 5 класса)
Тест по выявлению особенностей темперамента
1. За новое дело я принимаюсь:
а. С нетерпением, быстро.
б. С творческой энергией.
в. Спокойно обдумав весь процесс работы.
г. С чувством неуверенности в своих возможностях.
2. В незнакомом, новом для меня месте я чувствую себя:
а. Как хозяин, стремлюсь сразу показать всем, кто я есть.
б. Свободно, на равноправных началах, общаюсь с людьми.
в
Довольно спокойно, стараюсь поменьше обращать на себя внимание.
г. Очень неуютно, стараюсь быстрее уйти.
3
Из-за неудач в работе или учебе я:
а. Сильно сержусь на себя, школу, родителей, товарищей.
б. Огорчаюсь, но стараюсь быстро найти и устранить причину неудачи.
в. Сильно не переживаю, спокойно ищу причину неудачи.
г. Могу расплакаться и долго не могу забыть о неудаче.
4. Моя речь:
а. Быстрая, сбивчивая, ход мысли опережает речь.
б. Быстрая, уверенная, помогаю себе мимикой и жестами.
в. Медленная, разборчивая, уверенная.
г. Медленная, неуверенная, говорю довольно тихим голосом, кажется, что мысли путаются у меня в голове.
5. Начиная новое дело я:
а. Берусь за него с большим желанием, но редко довожу до конца.
б. Берусь за него с большим желанием и если оно мне очень нравится, довожу его до конца.
в. Берусь за него тщательно все обдумав и постепенно довожу его до конца.
г. Берусь за него с чувством неуверенности в том, что смогу это сделать.
6. Я предпочитаю читать сказки, в которых:
а. Герои подвергаются испытаниям на верность дружбе, любви.
б.Подробно описано великолепие нарядов, дворцов, героев, их жизнь.
в. Герои трудятся и за свой упорный труд получают награду.
г. Подробна описана природа, чувства и переживания героев.
Если в ответах преобладает: а – холерик, , в – флегматик, б – сангвиник, г – меланхолик.Тест “Самооценка уверенности в себе”
Отметьте в листе ответов знаком “+” свое согласие с приведенными высказываниями, а несогласие знаком “-”.
Подсчитайте сумму баллов, один “+” = 1 баллу.
1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
2. Чаще всего у меня хорошее настроение.
3. Со мной все ребята советуются, считаются.
4. Я уверенный в себе человек.
5. Считаю, что я сообразительный и находчивый.
6. Я уверен, что всегда всем нужен.
7. Я все делаю хорошо.
8. В будущем я обязательно осуществлю свои мечты.
9. Люди часто помогают мне.
10. Я стараюсь обсуждать мои планы с близкими людьми.
11. Я люблю участвовать в спортивных соревнованиях.
12. Я проявляю самостоятельность в учебе и труде.
13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
14. Я стараюсь планировать свою деятельность.
15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
16. Я уверен, что в будущем добьюсь успеха.
17. Мне нравится принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах.
18. Я учусь лучше, чем все остальные.
19. Мне чаще везет, чем не везет.
20. Ученье для меня не представляет труда.
Расшифровка:17 – 20 баллов – высокая степень уверенности в себе, самостоятельность и решительность при принятии ответственных решений.11 – 16 баллов – потребность в обсуждении своих действий с друзьями, близкими; избирают задачи средней трудности. 1 – 10 баллов – неуверенность в своих силах, в мнении достигнутого критичны, явно занижен уровень притязаний в планируемой деятельности..
#
Программа определения типа самооценки: тест “Лесенка”
Узнать, как ребёнок оценивает себя, позволяет весьма распространенный тест, в процессе которого малышу дают рисунок с изображением лесенки из семи ступеней, где средняя ступень больше остальных. Ребёнку объясняют, что на трёх верхних ступеньках находятся хорошие дети, а самые лучшие дети на самом верху, на седьмой ступеньке. Плохие дети располагаются на трёх нижних, на самой низкой – самые плохие. На средней ступеньке находятся дети, которых нельзя отнести ни к плохим, ни к хорошим. Тестируемый должен отметить своё место на этой лесенке и объяснить, почему он себя поместил именно туда. Когда ребёнок выберет ступеньку, его просят рассказать, такой ли он на самом деле или хочет таким быть? Если он считает себя таким на самом деле, пусть отметит ступеньку, на которой ему бы хотелось стоять. Пусть выберет, где разместила бы его мама.
Тест позволяет узнать, как ребёнок оценивает свои личностные качества, а также его мнение о том, каким он представляется окружающим (маме).
По окончании теста психолог делает следующие выводы:
- Самооценка неадекватно завышена – ребёнок мгновенно позиционирует себя в самом верху как неоспоримый факт, без объяснения причин, не задумываясь.
- Самооценка завышена – задумывается и выбирает самый верх, рассуждая о каких-то недостатках, но объясняя это не зависящими от него факторами.
- Самооценка адекватна – подумав, отмечает себя на второй либо третьей ступеньке, объясняя свой выбор.
- Самооценка занижена – помещает себя на одну из нижних ступенек без аргументации.
Флегматик
Сенситивность: низкая.Активность: средняя или высокая.Реактивность: низкая.Соотношение активности и реактивности: в пользу активности с огромным преобладанием.
Интроверсия более характерна, чем экстраверсия.
Ригидность преобладает над пластичностью.Темп реакций: низкий.
Это прекрасный темперамент в глазах родителей. Тот «подарочный ребенок», который умеет занимать себя сам, причем уже довольно рано и на продолжительное время. Иногда это даже вызывает тревогу — все ли с ребенком нормально?
Дети-флегматики медлительны, обстоятельны, относительно молчаливы. Они склонны долго, увлекшись, рассматривать или слушать что-то, сидя практически неподвижно. У них неторопливая для их возраста речь и спокойное лицо, на обращение они могут реагировать не сразу — словно сначала обдумывают свою реакцию или ответ.
Дети-флегматики не любят новшеств. Они играют всего с несколькими любимыми игрушками (зато потеря одной из этих игрушек станет для ребенка трагедией), в несколько любимых игр, довольствуются компанией одного-двух друзей или вообще предпочитают одиночество. А на ночь готовы слушать одну и ту же любимую сказку месяцами. Легко и охотно соблюдают режим дня. Не любят пробовать новую еду и осторожны по отношению к новым развлечениям, привыкают к ним долго. Настольные и интеллектуальные игры предпочитают подвижным. Охотно и подолгу собирают конструкторы, лепят, раскрашивают.
Спят дети-флегматики обычно крепко и долго. Засыпают хорошо за тихой игрой в кроватке, а вот просыпаются тяжеловато. Аппетит у них хороший, если они едят привычную еду в привычное же время.
Дети-флегматики послушны и вежливы, пока все происходит в рамках привычного распорядка, долго остаются уравновешенными и спокойными, но при повторяющемся или очень сильном (например, выброшенная любимая игрушка или смена детского сада) внешнем раздражителе становятся агрессивными и невероятно упрямыми
И переключить их очень сложно.
Родителям ребенка-флегматика важно:
- помнить, что вашему ребенку нужно больше времени, чем вам кажется, чтобы собраться, одеться, сделать домашнее задание. Не торопите его и не злитесь, не делайте за него — это его особенность, спешка только помешает ему и расстроит. Просто учитывайте это;
- не пытаться быстро переключить ребенка с одной задачи на другую и давать больше одной единовременно. Для него это бессмысленный стресс. Но одну задачу он выполнит тщательно и «по-взрослому», главное — четко ее сформулировать;
- бережно расширять его кругозор, давая пищу и уму, и фантазии. Дети этого типа часто увлекаются не сказками, а энциклопедиями для малышей, не велосипедом, а шахматами. Хорошо подобрать им и тихое творческое занятие — рисование, например;
- дети-флегматики редко любят спортивные игры — восполняйте это долгими прогулками в красивых и привычных местах, плаванием.
Ребенок и его темперамент: тест
Прежде чем приступать к тестированию, необходимо четко уяснить, что хороших и плохих темпераментов НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Каждый из психотипов имеет свои сильные и слабые стороны, тем более что «чистый» темперамент — крайняя редкость, в 90% случаев дело придется иметь со смешанными чертами разных типов, среди которых одни доминируют, а другие присутствуют.
Психологи делят людей по темпераментам на 4 группы. Каждому из типов присущи свои особенности.
- Холерики – взрывные, эмоциональные, мгновенно возбуждаются, и успокоить их крайне сложно. Есть риск быстрого истощения нервной системы.
- Сангвиники – коммуникабельные, хорошо приспосабливаются к переменчивым условиям, легки в общении, уравновешены.
- Меланхолики – плаксивые, ранимые, добрые и доверчивые, часто нуждаются в повышенном тактильном внимании.
- Флегматики – спокойные, иногда чересчур медлительные как в плане физической, так и умственной активности. Сильная нервная система.
Узнаете что-то знакомое? Наверняка узнаете. А теперь сам тест, который поможет четче сориентироваться и понять какие типы темпераментов являются доминантными у вашего ребенка.
Пять вопросов по четыре варианта ответов, на каждый вопрос необходимо выбрать единственный ответ.
Пять вопросов по четыре варианта ответов, на каждый вопрос необходимо выбрать единственный ответ.
Как ребенок реагирует на замечания и критику?
а) Принимает спокойно, признает вину, старается исправить.
б) Основная реакция – плач, обида, обеспокоенность.
в) Сразу просит прощения, уверяет, что НИКОГДА так больше не будет, а через два часа или день поступает так же.
г) Приходит в ярость – топает, кричит, становится агрессивным, продолжает делать то, что делал.
Во что играем?
а) Его не пугает игра в одиночку, как правило, это тихие, сосредоточенные занятия без лишних эмоций и телодвижений.
б) Отдает предпочтение спокойным играм, но слишком быстро утомляется, начинает отвлекаться.
в) Чаще это подвижные игры, ребенок отличается любознательностью.
г) Любит играть на «публику», развлечения все шумные, привлекающие внимание
Социальная позиция
а) Попадая в непривычную обстановку остается спокойным, эмоции крайне сдержаны, интерес не явно выражен.
б) Смущается, прячется.
в) На адаптацию к новому месту требуется минимум времени, живо интересуется всем, что заслуживает внимания, включается в общий разговор или дело.
г) Поведение чересчур возбужденное, нервное, активное.
Как ребенок принимает решения?
а) Очень взвешенно и спокойно, принятие решения не связано с муками колебаний.
б) Требуется время, действует нерешительно, сомневается.
в) Выбор осуществляется мгновенно.
г) Принимает решение быстро, но также быстро может его изменить.
Как общается со сверстниками?
а) Разговор размеренный, свободный, спокойный.
б) Больше слушает, чем говорит, всегда остается позади компании, догоняет, в манере разговора нерешительность.
в) Общение легкое, четкое, быстрое. Не перебивает других детей, выслушивает – соглашается или обоснованно возражает.
г) Всегда говорит громче всех, в разговоре раздражается, слышит только себя, на мнение других не обращает внимания.
А теперь ответы:
- Большинство «а» — малыш флегматик.
- Большинство «б» — меланхолик.
- Большинство «в» — сангвиник.
- Большинство «г» — холерик.
Методом простых наблюдений можно достаточно четко составить общую картину особенностей темперамента вашего ребенка, выделить характерные для разных типов черты. А при помощи специальных знаний и терпения научиться ладить даже с самыми своеобразными проявлениями детской психологии.
Характеристика ребенка с типом темперамента «Буратино»
У Буратино часто и быстро меняется настроение, но обычно он весел. Он любит общество и не очень любит играть в одиночку. Ребенку с таким типом темперамента постоянно нужна компания, поэтому он дергает маму за полу халата и пристает к ней с самыми разными вопросами, которые зачастую ставят маму в тупик. На вопросы Буратино не обязательно всегда отвечать. Он их задает вовсе не потому, что он такой любознательный, — он просто хочет быть рядом с кем-то. Включите его в свои взрослые дела! Дайте ему неострый ножичек, пусть он почистит вместе с вами картошку. Но не удивляйтесь, что через тридцать секунд ему надоест. Не ругайте его за это! Он же не нанимался к вам в ассистенты. У Буратино мобильная психика, он способен мгновенно переключаться с одной деятельности на другую. Это хорошая способность, во взрослой жизни она поможет ему быстро решать многие сложные задачи. Но Буратино весел, общителен, он неунывающий оптимист, и это качество будет выручать его в жизни.
Определить тип характера ребенка, как показывает практика, несложно, намного труднее учесть особенности ттемперамента в ходе воспитания.
Научите своего ребенка сосредоточиваться. Пусть он копается со своими игрушками рядом с вами. Ни в коем случае не бросайте свои дела, чтобы развлекать Буратино, — терпеливо направляйте его и подсказывайте, в чем он может вам помочь, но не прерывайте свои дела ради него. Скажите спокойно: «Я сейчас варю супчик, а ты можешь рядом играть с машинками». Не раздражайтесь на его моторность, включите ее в план. Если в раннем детстве вы научите своего малыша извлекать пользу из этой моторности, вы очень поможете ему адаптироваться в будущем.
Будет больше пользы всем, если вы научите ребенка переключаться на близкие виды деятельности. Учитывая характеристику темперамента такого ребенка, развивайте его сообразительность и логичность, приучайте малыша делать разные, но близкие вещи. Например, немного порешал задачи по арифметике, а теперь почитайте с ним книжку из разряда «Занимательная математика». Или сделайте какой-нибудь фокус из физики. Вы не уведете его далеко от точных наук и в то же время не дадите ему скучать.
В старших классах Буратино сам охотно включится в учебу и выберет те предметы, которые ему будут нужны. Но если он решил, что ему что-то не нужно, вы ни за какие коврижки не сможете его переубедить. Вряд ли из Буратино получится золотой медалист, но в парочке олимпиад он поучаствует, чем облегчит себе поступление в вуз.
Как учитывать темперамент ребенка при воспитании?
Дорогие родители!
При определении типа характера ребенка учитывайте, что все описанные выше портреты касаются детишек с идеальной психикой, это врожденные качества, которые необходимо учитывать. Но бывают еще некоторые нарушения, обусловленные многими современными факторами: избыток цифровых технологий, чрезмерная занятость родителей — и отсюда их повышенная нервозность, неправильное питание, недостаток игр, направленных на развитие мелкой моторики, и так далее. Такие нарушения на умном языке называются ММД (минимальные мозговые дисфункции). Определение типа темперамента таких детей затруднено. Но это не болезнь, это некоторые сложности, и их установить может только профессионал
Обратите внимание, обращаться за помощью нужно не просто к детскому психологу, а к нейропсихологу, который разбирается в том, как работает человеческий мозг
Дети — это хрупкий сосуд, требующий чрезвычайно бережного обращения. Будьте внимательны и осторожны!
Статья прочитана 2 413 раз(a).
Типы темперамента
Понять, какой тип темперамента у сына, дочери или как развивается его (ее) личность и характер — не столь важно. А, наверное, зря
Не понимая темперамент ребенка (который можно распознать уже после 10 лет), можно требовать от ребенка то, что он, в принципе, сделать не в состоянии. Это просто противоречит его натуре. Ведь темперамент — это фундаментальная физиологическая основа нервной системы и психики.
Общеизвестно, что существует четыре основных типа темперамента. Это сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. Также общеизвестно, что в чистом виде они практически не встречаются. Обычно это некоторая смесь, в которой доминирует и более ярко выражен один из типов.
Неудобно сейчас читать? Есть видео, записанное на основе этой статьи:
В раннем возрасте понять темперамент ребенка очень сложно. Практически все дети подвижны, любопытны, любят испытывать разные ощущения, а также нервы родителей. Одни более активны, другие менее активны, но это еще не дает повода делать конкретные выводы и умозаключения относительно их темперамента. Это задача непростая, легко впасть в заблуждение.
Например, вы, опираясь на ваши наблюдения, решили, что ваше дитя — флегматик. Однако по прошествии времени все замечают, что его замедленная реакция и пассивность продиктованы отсутствием интереса к определенным сферам. С другой стороны, у него вдруг явно проявляется рвение к чему-либо, и он ведет себя совсем иначе. Вы не узнаете своего ребенка. Он довольно быстро схватывает, у него нормальная реакция и так далее. Поэтому без грамотного теста тут не обойтись.
Определяющий тест
В плане сайтов для прохождения тестов можно отметить следующее. Набираем в поисковике «темперамент ребенка тест», и появляется несколько предложений. Это сайты: «Я — родитель», «Живем, припеваючи», Top Globus, Love-mother и другие. За качество тестов ответить трудно, так как профессиональные психологи советуют узнать автора. Тесты по определению темперамента у детей на этих сайтах составлены довольно грамотно, но шаблонно. Отзывы родителей вроде положительные.
Я тоже тестировал своего сына на двух сайтах. Я не советую всем и каждому скоропостижно проходить эти тесты. В любом случае, заинтересованный родитель полезет в Интернет и наткнется именно на эти сайты. Те же, у кого есть деньги, пойдут на прием к действующему психологу и пройдут тот тест, который посоветует профессионал.
Для чего вообще выяснять, какой у ребенка темперамент? С одной стороны, в этом нет никакой необходимости. С другой стороны, мы можем предъявлять ребенку непосильные требования, ставить несоответствующие задачи и цели. Есть ли в этом опасность? Некоторые считают, что никакой проблемы вообще нет. Ничего страшного, немного обломается, но не сломается же совсем. Трудности тоже нужны. Одно дело трудности, другое — потерянные силы, время и нервы. Я не утверждаю, что знать темперамент ребенка — острая необходимость. Но, поверьте, это весьма полезно и поможет в понимании его слабостей и сильных сторон.
Темперамент ребенка: Небольшой пример
Отец всегда раздражен на Витю:
Папа не понимает, что он сам — холерик, а его сынок — меланхолик. Именно поэтому Витя так на все реагирует и глубоко переживает, а отец не может этого понять, сравнивая его с собой.
Таких примеров можно привести массу. И дотошная строгая мать может в некоторых вещах иметь неприязнь к мечтательной, позитивной и ветреной дочке, из-за отсутствия понимания. Просто дочь — возможно, сангвиник, а мама хочет, чтобы она была усидчивой, спокойной и т.д
Вот и судите, важно ли понимать темперамент ребенка или нет
Когда проходить?
С какого же возраста можно определить темперамент? Психологи говорят, что, примерно, с лет десяти. Если брать более ранний возраст, то выявление темперамента здесь весьма затруднено. Есть вероятность получения совершенно неправильного результата. Родители иногда заходят в тупик.
Например, вопрос: какие эмоции вашего ребенка более всего обращают на себя внимание?
Варианты ответов:
- Положительные эмоции, радость;
- Бурные эмоции восторга, иногда гнев;
- Нет выраженных эмоциональных реакций;
- Тревога, волнение, страх.
Понятно, что это относится к четырем типам темперамента, однако ответить очень непросто. Ведь у детей бывает много и того и другого. Трудно представить ребенка, у которого в основном волнение и страх или нет эмоций.
Узнав темперамент своего чада, родителям гораздо проще будет решать вопросы, связанные с отношениями, характером занятости ребенка и его нагрузкой.
Тест-игра с раскраской
Данный тест помогает увидеть в ребенке черты интроверта или экстраверта.
Для теста вам нужно: яркий конструктор с крупными деталями (можно пирамидку с кольцами) — для маленьких детей, раскраску — для детей от 5 лет.
Если во время игры с конструктором ребенок комбинировал детали по цветам или старался эстетически их сочетать — перед вами интроверт
Такие детки больше обращают внимание именно на форму вещей, а не на их содержание. На раскраске смотрим, насколько тщательно прорисованы детали картинки
Если элементы закрашены ровно и четко, не выходя за линию, а между штрихами нет пробелов, то ребенок — интроверт
Если элементы закрашены ровно и четко, не выходя за линию, а между штрихами нет пробелов, то ребенок — интроверт.
Как определить тип темперамента
Специально для этого разработано немало методик. Наиболее популярной сегодня считается тест, созданный психологом Гансом Юргеном Айзенком и названный по имени автора. Он оценивает темперамент по следующим основным критериям, которые Айзенк считал важными свойствами человеческой психики.
Экстраверсия/интроверсия
Характеризует индивидуальные различия между людьми по отношению к внешнему миру. Крайние точки на этой шкале отражают либо открытость человека (экстраверт), либо, напротив, замкнутость, концентрацию на своем внутреннем мире (интроверт).
Для экстравертов — сангвиников и холериков — свойственны коммуникабельность, высокая адаптивность, инициативность. Однако представители этих темпераментов не отличаются настойчивостью.
Интроверты — флегматики и меланхолики — напротив, сосредоточенны, методичны, надежны, организованны и настойчивы. Но социальные связи у них развиты слабо.
Нейротизм
Эта шкала позволяет оценить эмоциональный фон и стабильность психики человека.
Уровень тревоги, волнения, склонность к депрессиям, вегетативным расстройствам тем сильнее, чем выше показатели на этой шкале. Обычно такие свойства присущи меланхоликам и, как ни странно, холерикам. Флегматики и сангвиники, наоборот, отличаются эмоциональной устойчивостью.
При помощи специально разработанных вопросов также можно получить представление об активности/пассивности, чувствительности, скорости реакции, адаптивности человека.
Тест Айзенка, который легко найти, является наиболее точным способом определения одного из четырех типов темперамента. Уровень его достоверности составляет 80% — достаточно высокий показатель, когда речь идет о такой тонкой материи, как человеческая психика.
Кстати, в привычном многим варианте тест Айзенка появился не сразу. В 1963 году он был усовершенствован: в опросник внесли несколько вопросов, ответы на которые позволяют оценить, насколько правдиво отвечает человек. Так что не пытайтесь обмануть!
На основании ответов по специальной формуле (не будем углубляться в особенности подсчета) выводится результат. «Чистые» темпераменты не встречаются, но если количество ответов «да» по одному из типов превышает 40%, то это дает основание отнести человека к обладателям этого темперамента.
Темперамент — генетически обусловленное свойство личности человека. В зависимости от него мы можем быть оптимистами или пессимистами, непоседами или «тормозами».
Знание особенностей своего темперамента позволяет представителям вида homo sapiens работать над собой. Если какие-то природные задатки проявляются у вас настолько сильно, что создают дискомфорт, можно обратиться к психологу и проработать проблемные моменты.
И, конечно, не забывайте: нет «хороших» и «плохих» натур. Каждый человек уникален, и темперамент — одна из важных составляющих этой нашей неповторимости.
Автор статьи
Екатерина Пригорева
Филолог, журналист, редактор с большим профессиональным и жизненным опытом, чувством юмора и здоровым скепсисом: “Моя стихия — слова. Знаю, что словом можно окрылить. Хочу, чтобы эту поддержку чувствовали все читатели”.
Ребёнок-флегматик: ищем подход
Ребёнок-флегматик имеет уравновешенный и рассудительный характер. Он медлителен и усидчив, отличается спокойствием и хладнокровностью. При всей внешней неактивности имеет упорный характер в деле достижения цели и доведении до конца любого начатого дела.
Говорят дети-флегматики спокойно и размеренно, их нетрудно понять. Не прибегают к бурной и выраженной жестикуляции и мимике. При всей сдержанности флегматичные дети могут наладить контакты с незнакомыми людьми и вполне успешно с ними общаться.
Дети послушны и всегда соблюдают распорядок, выполняют поручения взрослых, и сами несут ответственность за сделанное.
Дошкольники без труда соблюдают распорядок: просыпаются, играют, занимаются, кушают и идут ко сну в привычное время. Так как медлительность – главная черта флегматика, все же старайтесь контролировать время, которое отводите ему на конкретные дела.
Как воспитывать ребёнка-флегматика?
- Будьте терпеливы и учите малыша одеваться, обуваться, складывать вещи, собирать игрушки, кушать, не затягивая время.
- Разговаривайте с малышом всегда спокойно, не повышайте тон.
- Старайтесь не торопить ребёнка без лишней необходимости. Лучше встать пораньше и начать сборы, чем подгонять.
- Стимулируйте общение с активными и позитивными сверстниками, но будьте внимательны, следите за психологическим состоянием ребёнка.
- Поощряйте ситуации, в которых требуется собранность, хвалите малыша за то, что он что-то сделал быстрее, чем обычно.
Различные типы темперамента
У каждого ребенка есть свой индивидуальный тип темперамента, который определяет его особенности поведения, реакции на окружающую среду и способность адаптироваться к изменениям. Существуют различные модели классификации темперамента, основанные на разных подходах и теориях.
Одна из самых распространенных моделей — это четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.
Сангвинический тип отличается высокой активностью, общительностью и жизнерадостностью. Дети с таким типом темперамента обычно энергичные, любят общаться, легко находят общий язык с другими детьми и взрослыми. Они быстро устанавливают контакты, обладают хорошим чувством юмора и любят находиться в центре внимания.
Флегматический тип характеризуется спокойствием, инертностью и сдержанностью. Дети с таким типом темперамента обычно терпеливые, медлительные, мало реагируют на внешние раздражители. Они спокойны, сдержанны и не проявляют чрезмерной эмоциональности.
Холерический тип характеризуется высокой активностью, энергичностью и импульсивностью. Дети с таким типом темперамента обычно импульсивные, стремятся управлять ситуацией, энергично реагируют на раздражители и легко вступают в конфликты. Они активны, энергичны и быстро сближаются с другими детьми.
Меланхолический тип характеризуется чувствительностью, тревожностью и пессимизмом. Дети с таким типом темперамента обычно чувствительные, ранимые, опасливые и настроены критически. Они склонны к переживаниям и тревожны по поводу своих действий.
Важно понимать, что тип темперамента не является закрытой категорией и может быть изменен в процессе развития ребенка под воздействием внешних и внутренних факторов. Знание типа темперамента ребенка помогает родителям и педагогам лучше понять его особенности и адаптировать подход к воспитанию и обучению
В следующих разделах мы рассмотрим различные методики и тесты, которые помогут определить тип темперамента ребенка.
Характер ребенка зависят от времени года
В жизни можно заметить, что люди с одинаковыми именами вовсе не ведут себя одинаково. Известно также, что характер определяется не только именем, но и временем рождения, а именно временем года. Например, дети, появившиеся зимой, обладают более сложными характерами, более резки и упрямы, в дальнейшем чаще других попадают в конфликтные ситуации. А вот «летние» дети более доброжелательны и мягче.
- Дети зимы: Несмотря, на то, что зима — самое суровое время года, она наградила многими талантами детей, рожденных именно в эту пору. Зимой рождаются целеустремленные люди, волевые. Однако, это и приносит в их жизнь некоторые неудобства — они могут испытывать трудности в семейной жизни из-за своей неуживчивости, упрямства, желания обязательно одерживать верх. Сильнее всего эти «жесткие» качества выражены у декабрьских детей, январские — более уравновешенны, а февральские послабее. Женщины, родившиеся зимой, нередко имеют мужской характер, склонные к естественным и точным наукам. Поэтому, чтобы немного «сгладить» будущий характер, детям стоит давать звонкие, мелодичные имена.
- Дети весны: Весна, как известно, непостоянна — то дождь льет как из ведра, то ласково пригревает солнышко. Эти природные явления наложили свой отпечаток на характер детей, родившихся в это время года. Они легко ранимы, обладают огромной выдержкой, в то же время тактичны в сложных ситуациях. Многие из них неуверенны в себе, но обладают скрытыми талантами. Из весенних детей чаще всего вырастают люди искусства, политики или ораторы. Обладают тонким чувством юмора, имеют хорошую память и быстро все схватывают. Таким детям нужно давать твердые имена, чтобы их природная неуверенность в себе не усугублялась еще больше.
- Дети лета: В эту пору буйного цветения природы обычно рождаются эмоциональные дети, импульсивные, широкие. Они не карьеристы, часто бесхарактерны и малодушны, но в то же время легко поддаются влиянию, очень впечатлительны, любят риск, горды, отважны и настойчивы. К природе относятся бережно, любят детей, животных. Летним детям также следует давать твердые имена, чтобы защитить от невзгод в будущем.
- Дети осени: Осень известна своими дарами и урожаем. Так и люди, рожденные осенью всесторонне одарены, серьезны и рассудительны, ценят накопленный опыт, стараются не повторять ошибок, делают все неспеша, обдуманно, хорошие дипломаты, обладают легким характером. А вот этим детям можно давать любые имена, потому что ничто не может повлиять на их природный характер.
Зная некоторую закономерность, в дальнейшем вы сможете помочь своему ребенку, например, развивая те или иные способности, соответствующие времени рождения. Возможно, вашему ребенку предстоит стать талантливым врачом, музыкантом или ученым. Каждый человек индивидуален, это бесспорно, также как и каждое время года имеет свои неповторимые черты. Ведь, несомненно и то, что природа накладывает свой отпечаток на характер человека.