Задачи детской психологии и 4 основных метода работы с ребенком

Интерпретационные методы

После анализа данных логически следует их интерпретация, то есть, выводы. Интерпретационные методы можно назвать объяснительными, поскольку они придают смысл и объясняют весь объем полученных данных. В качестве методов интерпретации Ананьев выделяет:

  • Генетический. Представляет собой линейную интерпретацию – выделение определенных стадий развития личности, семейной системы или группы. Такая интерпретация характерна, например, для лонгитюдных исследований.
  • Структурный. Позволяет дать интерпретацию связи отдельных частей личности, принципов их взаимодействия, выявить общую систему, структуру, если говорить кратко.

Большое количество методов исследования, применяемых в психологии, обусловлено многоэтапностью психологического исследования и разноплановостью работы психолога. Часть из них применяется только в рамках научной деятельности, а часть – используется в консультировании в качестве диагностики. Множество методов исследования психология почерпнула из других дисциплин, таких как биология, физика, математика. Все шире применяется в исследованиях медицинская аппаратура. Однако приведенные выше методы остаются классикой психологического исследования.Рекомендуем вам также просмотреть интересное видео на эту тему.

Особенности детской психологии, ее предмет

Предмет детской психологии представлен исследованием условий и движущих причин онтогенеза. Онтогенез — это процесс индивидуального развития организма.

Детская психология рассматривает:

  • развитие психики ребенка;
  • развитие отдельных процессов (например, эмоциональные, волевые, познавательные и др.);
  • развитие видов деятельности (например, игра, труд, учение);
  • формирование личности;
  • возрастные и индивидуальные психологические особенности.

Статья: Принципы и методы детской психологии

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Общие методы, которые использует детская психология, как правило, похожи на методы психологической науки в целом. Они включают беседу, систематическое наблюдение, сбор и анализ продуктов деятельности (например, рисунок, лепка, конструирование, литературное творчество), разные типы эксперимента.

Замечание 1

Детское развитие приводит к изменениям биологического, психологического и эмоционального характера. Они происходят между рождением и окончанием подросткового возраста.

Развитие представляет собой непрерывный процесс, обладающий предсказуемой последовательностью. Тем не менее, имея уникальное направление для каждого ребенка, оно не происходит с одной скоростью. В нем каждая стадия будет зависеть от прошлого опыта развития.

На изменения в развитии оказывают сильное влияние генетические факторы и события, которые происходили в процессе пренатальной жизни. В последнее время особенности генетики и пренатального развития стали включаться в исследования детского развития.

Принято выделять различные определения периодов в развитии детей, поскольку каждый из них представляет собой континуум с индивидуальными различиями в отношении начала и завершения. Детская психология берет за основу несколько периодов развития (например, младенец, дошкольник, младший школьник, подросток и др.).

Направление детской психологии помогает оптимальному развитию детей, которое считается жизненно важным для всей общественной жизни

Специалистам в этой области важно понимать развитие ребенка, имеющее социальный, познавательный, эмоциональный и образовательный характер

Формирование характера

Характер начинает формироваться сразу же после того, как ребенок приступает к изучению окружающего мира. Некоторые считают, что определенные повадки и черты характера закладываются генетически еще в утробе матери, и в этом есть доля правды. Но по большей части его развитие начинается только после рождения, знакомства с новыми личностями, обстановкой, ситуациями и непосредственно обществом, в котором воспитывается ребенок. На характер во многом влияет не только наследственность, но и тот опыт, который дети получают каждый день. Они прощупывают границы дозволенного, внимательно наблюдают за взрослыми и таким образом делают свои определенные выводы, влияющие на появление той или иной черты характера.

В любом возрасте очень важно развивать и постоянно тренировать мозг. Тренажеры Викиум отлично развивают все когнитивные функции и способности мозга

Принципы детской психологии

Методы детской психологии и их специфика может определяться спецификой ее объекта. В качестве объекта этого направления выступает развитие детской психики. Грубые вмешательства со стороны взрослых людей могут затормозить или исказить процесс психического развития. По этой причине главный принцип изучения детской психологии — это принцип гуманизма и педагогического оптимизма. Эти принципы состоят в требовании не навредить.

Психологам, работающим с детьми, важно чувствовать особенную ответственность. Они не должны торопиться, им необходимо разобраться в настоящих причинах поведения детей путем выделения психологических особенностей и закономерностей

В этом случае имеет значение тактичность, чуткость, бережное отношение к малышам.

Для принципа эффективности и научности характерно исследование психологического развития, включая его механизмы и закономерности. Это происходит через категории именно детской психологии, а не с позиции других научных направлений. При этом следует помнить, что ребенок не является маленьким взрослым. Это полноценный человек, который обладает собственным видением мира, в том числе образ мыслей, содержание и выражение переживаний.

Развитие внутреннего мира дошкольника происходит в соответствии со своими законами, которые необходимо постичь исследователю

По этой причине до того, как приступать к исследованию этого мира, важно получить специальные психологические знания, освоить понятия и базовые концепции психологической науки

В основе принципа детерминизма лежит то, что становление психических функций и свойств, включая аспекты их проявления, связано с внешними и внутренними причинами. Они связаны с условиями воспитания и жизни, особенностями социального окружения ребенка.

Принципы изучения психики ребенка

Особенность методов детской психологии определяется особенностями ее объекта. Это развитие психики ребенка с рождения до 7 лет, который наиболее уязвим и чувствителен к внешним негативным воздействиям. Грубое вмешательство взрослых может замедлить или исказить ход психического развития ребенка. Поэтому основным принципом изучения детской психологии является принцип гуманизма и воспитательного оптимизма, который состоит в требовании не причинять вреда. Психолог должен чувствовать себя особенно ответственным и не торопиться, главное — понять реальные причины поведения ребенка, распознать психологические особенности и закономерности, и в то же время проявить тактичный, чуткий, внимательный подход к ребенку.

Принцип эффективности и научности предполагает изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей в терминах детской психологии, а не в терминах других наук. Прежде чем приступить к изучению этого мира ребенка, необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, концепциями и основными идеями психологической науки.

Принцип детерминизма основан на том, что формирование психологических функций и характеристик, а также особенностей их проявления, связано как с внешними, так и с внутренними причинами. Эти причины обусловлены обстоятельствами жизни, воспитания ребенка, особенностями его социального окружения, характером общения малыша со взрослыми и сверстниками, особенностями его деятельности и деятельности. Первоначально нет «хороших» или «трудных» детей, есть только множество причин, влияющих на последующее появление той или иной характеристики, характерной для данного ребенка. Задача исследователя — понять и таким образом объяснить причину психологического факта.

Принцип развития психики и сознания в деятельности показывает, что деятельность является условием проявления и развития психики ребенка. Поэтому для изучения его умственных качеств необходимо организовать соответствующую деятельность, например, творческое воображение может быть записано в рисунке или написании сказки.

Принцип единства сознания и деятельности (разработанный С.Л. Рубинштейном) означает взаимное влияние сознания и деятельности. С одной стороны, сознание формируется в деятельности и «ведет» ее, как бы там ни было. С другой стороны, возрастающая сложность деятельности и освоение новых видов деятельности обогащает и изменяет сознание. Таким образом, сознание можно изучать косвенно, изучая деятельность ребенка. Таким образом, мотивы поведения становятся понятными из анализа действий.

Принцип возрастного индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы умственного развития проявляются в каждом ребенке индивидуально, включая регулярные и особые характеристики. Каждый ребенок учится говорить, ходить, действовать с объектами, но путь его развития индивидуальен.

Принцип полноты, последовательности и системности предполагает, что одно исследование не дает полной картины умственного развития ребенка. Необходимо не анализировать отдельные факты, а сравнивать их, следить за всеми аспектами развития менталитета ребенка в целом.

Как выбрать детского психолога?

Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе. Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске «детский психолог» и посмотреть, кто работает в вашем городе.

Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.

Предмет детской психологии

В возрастной психологии выделяется целый ряд составляющих:

  • детскую психологию;
  • психологию младших школьников;
  • психологию подростков;
  • юношескую психологию;
  • психологию зрелости;
  • геронтопсихологию.

Согласно данной классификации детская психология занимается изучением первого и самого значимого в жизни человека этапа, периода развития от рождения до школьного возраста. В этот незначительный временной период в детской психике происходят важнейшие изменения.

У новорожденного ребенка отсутствуют четкие образы окружающих его предметов, эмоции связаны преимущественно с удовлетворением естественных потребностей. В этом отсутствуют индивидуальные особенности ребенка, но есть физиологические различия, которые обусловлены свойствами нервной системы. К семи годам ребенок значительно меняется, он становится достаточно самостоятельным, овладевает довольно сложными видами деятельности, осознает собственные желания, подчиняет свое поведение существующим требованиям.

Статья: Детская психология

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Постоянное движение вперед, появление качественно нового, поэтапный переход от простых реакций к осмысленным, сложным действиям, овладение речью, проявление самостоятельности, воображения – это факты, которые характеризуют развитие ребенка. Они служат тем материалом, который использует для своих научных выводов детская психология.

Дети одного возраста имеют индивидуальные различия, но все они проходят определенные этапы развития, которые характеризуются определенной психологической спецификой.

Определение 1

Предмет детской психологии – психическое развитие ребенка.

Психическое развитие детей включает в себя:

  • развитие деятельности;
  • развитие психических процессов;
  • формирование ребенка-личности.

Ребенок в процессе своего развития осваивает различные виды деятельности:

  • предметную деятельность;
  • игровую деятельность;
  • продуктивные виды функционирования;
  • элементы трудовой и учебной деятельности.

В каждой возрастной стадии один из видов деятельности становится главенствующим и определяющим изменения в психике ребенка. В процессе развития происходит не просто освоение деятельности, а совершенствование психики в данной деятельности.

По мере развития ребенка, происходит зарождение, изменение и совершенствование внимания, восприятия, мышления, памяти, чувств, воображения, речи, воли ребенка. Психические процессы становятся более произвольными.

В процессе взросления у детей формируются устойчивые психологические качества, определяющие их поведение и поступки, позволяющие оценить себя. Дошкольник старшего возраста — это личность с собственными определенными намерениями, потребностями, со своим, возможно еще не устоявшимся, отношением к окружающему миру. Таким образом, в процессе развития изменяются виды ориентации ребенка в окружающей его действительности, формы психорегуляции деятельности, меняется его место в социуме. Ребенок из беспомощного существа превращается в субъект многообразной деятельности.

Определение 2

Детская психология — это наука, которая изучает факты и закономерности психического развития ребенка от момента его рождения до школьного возраста: развитие деятельности, протекание психических процессов и формирование личности.

На сегодняшний день многие ученые пытаются расширить предметную область детской психологии путем введения в исследования периода внутриутробного развития. Но все же внутриутробное развитие ребенка подчиняется, прежде всего, биологическим закономерностям, а развитие ребенка после рождения происходит в социальных условиях, во взаимодействии не только со своей матерью, но и с другими людьми.

Развитие эмпатии и чувственности в детском возрасте

По мере взросления развивается детская психика, в ней появляются новые компоненты. 

Эмпатия — умение понимать свои и эмоции других людей, сопереживать им. Эта способность не является врожденной, а формируется при взаимодействии с другими. 

Многочисленные исследования эмоциональной сферы детей показывают, что зачатки эмпатии имеются уже в раннем детстве. Так, уже в первые дни жизни новорожденные начинают вести себя беспокойно, если слышат плач других детей. Исследователи считают такую реакцию предвестником эмпатии.

В полугодовалом возрасте малыши реагируют на волнение родителей или других близких людей так, словно что-то нарушает их собственный покой. Они плачут, если рядом другой ребенок заливается слезами. 

В годовалом возрасте возникает такое новообразование, как моторная мимикрия — физическая имитация определенного страдания ребенком, который сам его не испытывает. В возрасте около двух с половиной лет у детей моторная мимикрия постепенно исчезает. Они начинают понимать, что происходит с другими людьми. 

На этом этапе развития у малышей возникают отличия в общей чувствительности к эмоциональному дискомфорту других. Одни дети остро чувствуют его, другие не обращают внимания. В большинстве случаев разница в эмпатичном (или неэмпатичном) поведении детей зависит от родительского стиля воспитания. 

Более эмпатичными в большинстве случаев оказываются дети, чьи родители обращают внимание на то, какое страдание причинило поведение ребенка другим. Например, вместо фразы: “Ты поступил плохо” говорят: “Только посмотри, как ты его расстроил”. 

Также ученые отмечают, что эмпатия у детей развивается в результате наблюдения за тем, как окружающие реагируют на страдания других людей. Копируя то, что видят, дети вырабатывают свой набор реакций, при помощи которых они могут утешить расстроенного человек.

Важный этап формирования эмпатии связан с осознанием ребенком своих эмоций и чувств. Понимая, что происходит с ним самим, малыш научается лучше разбираться в чувствах других людей. На этом этапе родители должны помочь ребенку осознать и выразить то, что он чувствует. 

Например, плач и хватание за ноги родителей, когда им нужно уйти из дома на пару часов — это не каприз, а расстройство и страх, который малыш не умеет выразить словами. В такой ситуации мама или папа могут присесть и спокойно сказать: “Я знаю, ты расстроен. Мне тоже грустно. Сейчас мне нужно уйти, но скоро я вернусь, тогда мы с тобой пойдем на прогулку вместе”. Так родители могут научить ребенка говорить о его чувствах, осознавать и принимать их. 

Количественные и качественные методы исследования в психологии

Чтобы организовать психологическое исследования, используют организационные методы, чтобы провести — эмпирические. А для обработки данных — методы количественного и качественного анализа. Расскажем о самых распространённых.

Метод статистического анализа

Метод статистического, или количественного анализа позволяет собирать статистические данные, полученные в ходе исследования. На их основе изучаются более масштабные явления.

Пример: общая статистика людей, страдающих психоэмоциональными расстройствами.

Метод качественного анализа

В отличие от количественного, количественный анализ не занимается подсчётом данных. С его помощью описывают полученные показатели, опираясь на нужные психологические характеристики. Этот анализ усиливает надёжность исследования.

Пример: уровень тяжести психоэмоциональных расстройств, с которым люди чаще всего обращаются к психологам.

Задачи и цели

Детская психология – это отрасль общей психологии, которая изучает особенности внутренней жизни ребенка, закономерности формирования психики в возрасте от 0 до 17 лет. Наука тесно связана с другими дисциплинами: педагогикой, возрастной морфологией и физиологией, общей психологией. Ее непосредственной целью является выявление условий психического развития.

Детская психология ставит перед собой следующие задачи:

  • выяснить движущие причины индивидуального развития организма (онтогенеза);
  • установить возрастные рамки развития и условия перехода от одного этапа к другому;
  • изучить проявления психических функций в разных возрастах и научно обосновать нормы;
  • определить стандарты зрелости личности;
  • выяснить возможности человека в разные периоды жизни, в том числе потенциальные;
  • сделать прогноз психического развития.

Методы исследования психики ребенка

Изучение психического развития детей основано на принципах общей психологии: единстве психики и деятельности, детерминизме, объективности и развитии. Если коротко – чтобы результаты исследования были достоверными, нужно учитывать степень зрелости нервной системы, обладать глубокими знаниями психических особенностей предшествующего возраста, проводить эксперимент в максимально естественной среде. При сравнительном анализе следует брать в расчет социально-экономические, этнические и другие различия детей.

Выделяют 4 основных метода детской психологии.

Дополнительно для исследования детской психики применяется тестирование, социометрический метод, где изучаются взаимоотношения между детьми, стремление к дружественным связям. В дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводится включенное наблюдение воспитателем. В этом случае целью исследования является выяснение индивидуальных психологических особенностей ребенка для выявления оптимального подхода к нему.

Взаимодействие между детьми

В разные возрастные периоды взаимодействие между детьми отличается. Если младенцы до года совсем не проявляют никакого интереса к себе подобным, то ближе к 1,5-2 годам, они охотно знакомятся с мальчиками и девочками такого же возраста. Но не для того, чтобы играть вместе — сверстники, скорее представляют интерес, как живая игрушки или объект для изучения. 

После двух лет малыши уже охотно играют рядом, нередко делятся игрушками или забирают чужие. На этой почве могут возникать конфликты. 

После трех лет игра приобретает социальную ориентированность, дети включают в нее других участников. В детском саду или во дворе может играть вместе целая ватага детишек. Они распределяют между собой роли, в случае, если кто-то недоволен доставшейся ему, он может возмущаться, требовать другой при помощи кулаков или слез. 

Дошкольники часто сравнивают себя с друзьями, между ними может установиться конкуренция. Короткие конфликты с применением только физической силы могут перерасти в долгие периоды обиды. 

До подросткового возраста дружба носит ситуативный характер. Даже 11-12 летние дети только в 50% случаев называют своим другом одного и того же человека дважды в течение двух недель. 

Этапы психического развития

Процесс формирования психики ребенка очень длительный и тонкий. На него оказывает влияние множество факторов: наследственность, среда обитания, воспитание и обучение, активность и т. д. Для лучшего понимания детей и качественного отслеживания развития была введена так называемая возрастная периодизация. Д. Б. Элькоин поделил процесс психического формирования на этапы, где ключевой момент – ведущая деятельность ребенка. Всего таких периодов 6.

От 0 до года (младенчество)

Деятельность ребенка определяется эмоциональным общением с взрослыми, он тесно контактирует с матерью, зависит от нее. На психологическом развитии сказываются новообразования: самостоятельное перемещение в пространстве, эмоциональные представления, открытие собственного Я (физического), себя как части мира людей.

От 3 лет до поступления в школу (дошкольный возраст)

Действия и психическое развитие определяются сюжетно-ролевой игрой. Преодолевается эгоцентризм, приходит первое понимание добра и зла. Поведение становится произвольным, выстраивается иерархия мотивов, ребенок стремится к познавательной деятельности и может заменять один предмет другим. Происходит открытие внутреннего мира. Поведение взрослого считается примером, дошкольник старается вести себя аналогично в кругу сверстников.

От 7 до 11 лет (ранний школьный возраст)

Ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок овладевает простыми способами оперирования в научной сфере. У него формируется воля, теоретическое мышление. Появляется способность к планированию, психические функции ителлектуализируются. Отношения с взрослым развиваются в двух направлениях – как с близким человеком и как с социальной фигурой. Внешний мир ребенка претерпевает серьезные изменения в связи с необходимостью посещать школу.

От 15 до 17лет (старший подростковый возраст)

В развитии психики определяющую роль играет деятельность, связанная с профессиональным обучением, выбором профессии, углублением в узкую специализацию. Внешне происходят изменения учебного процесса, подросток делает первые шаги к самообразованию, посещает определенные курсы, секции. Формируется ориентация в системе ценностей, происходит самоопределение – как в личностном, так и профессиональном плане.

Психика ребенка отличается от психики взрослых. На разных этапах взросления меняется деятельность человека, его быт, взаимоотношения с социумом, даже собственное тело. Всего за 5 лет он превращается из тарахтящего погремушкой младенца в личность со своими предпочтениями, вкусами, привычками. Психика в детском возрасте максимально пластична. Ее легко корректировать, просто направляя деятельность в нужное русло. А вот взрослый уже сформирован, видоизменить его психику сложно

Поэтому уже в раннем детстве родителям стоит обращать внимание на мировоззрение ребенка, проводить с ним откровенные беседы, анализировать его поделки и рисунки, при необходимости не бояться обращаться к специалисту

  • Недееспособность это определение кратко

      

  • Контрольная работа подготовка и проведение родительского собрания в доу

      

  • Рекомендациям н а рыжовой по формированию зоны коллекций в экологической комнате детского сада

      

  • Выставка по развитию речи в доу

      

  • Описание психокоррекционной и развивающей работы с детьми не готовыми к школьному обучению

С какими проблемами работает детский психолог?

Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту:

агрессивное и импульсивное поведение,
замкнутость,
капризы и истерики,
вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
робость и застенчивость,
повышенная тревожность,
обидчивость,
упрямство,
страхи,
школьная успеваемость,
невнимательность,
трудности в пересказе текста,
неусидчивость,
плохая работа в классе при отличной работе дома,
сложности адаптации к садику и школе,
проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь ребенка),
низкая самооценка и неуверенность в себе,
повышенная возбудимость и гиперактивность,
ребёнок не хочет учиться, не усваивает материал,
психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
ревность и соперничество между братьями и сёстрами.

Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о подготовке ребёнка к садику и проверить школьную готовность перед поступлением в 1 класс.

Основы психологии детей

Детство является периодом самого интенсивного и бурного развития в жизни человека. Малыш познает мир, активно впитывает знания и формируется как личность. Все это происходит на фоне бурного физического роста, развития органов и гормональных перестроек. Несмотря на такую нагрузку, дети умудряются ловко манипулировать взрослыми. Настолько ловко, что не все взрослые в состоянии это осознать. Как им это удается? Дети действуют интуитивно. Ежедневно они устраивают взрослым множество проверок, выясняя границы дозволенного. Где можно добиться желаемого, а где получить серьезный отпор. В процессе таких исследований они определяют, каким способом легче получить свое и кто из взрослых чаще дает слабину. Потрясающей психологической интуицией обладают еще совсем маленькие дети. Они могут еще не уметь говорить, но уже безошибочно чувствуют, как можно управлять родителями. Истерики в магазине — один из способов манипулирования.

Часто воспитатели и педагоги перенимают тактику детей. Они экспериментируют, подбирая к каждому из малышей ключик. Затем внимательно следят за реакцией и зорко подмечают все положительные результаты.

Детская психология опирается на житейский опыт большого количества педагогов и родителей. Изучение поведения детей происходит в процессе систематических наблюдений, бесед, сбора и анализа продуктов деятельности малышей: лепки, рисунков, конструирования. Психологами проводятся «продольные срезы» — исследования процессов развития одного и того же малыша на протяжении длительного периода. Или «поперечные срезы», когда в короткий промежуток времени изучаются с помощью экспериментов различные группы детей.

В разном возрасте дети ведут себя по-разному, сбивая родителей с толку. Рассматривают несколько периодов психического развития детей.

Применяемые методы

Поскольку изучение направлено на обнаружение систематических процессов развития, значительное внимание психологи уделяют формированию качеств характера и психических состояний человека в его отношениях с окружающим социумом. Основными методами исследования являются наблюдение, эксперимент

Основными методами исследования являются наблюдение, эксперимент.

К вспомогательным относят:

  • опрос;
  • моделирование;
  • тестирование;
  • лонгитюдный метод;
  • сравнительные методы.

Наблюдение

Наблюдение может выступать как в качестве самостоятельного способа, так и становиться частью комплекса, включающего беседу, игру, эксперимент.

По характеру и способам реализации наблюдение может быть:

  1. Систематическим, выборочным.
  2. Осуществляемым извне, внутренним (самонаблюдение).
  3. Опосредованным, непосредственным.
  4. Структурированным, хаотичным.

В зависимости от возрастной категории, к которой относится объект наблюдения, определяются интервалы проведения исследования. Так, для анализа психического развития дошкольника окажется достаточным ежегодный анализ. В то время как грамотно оценить протекание процесса у новорожденного можно только при ежедневном наблюдении.

Эксперимент

Эксперимент считается одной из самых надежных форм получения информации, так как дает возможность создать необходимые для выявления определенного факта условия.

Эксперимент может быть:

  1. Констатирующий. Определяет уровень развития на текущий период времени.
  2. Формирующий. Делится на естественный — проводящийся в обычных условиях, но с их специальной организацией, и лабораторный, предполагающий искусственно созданные условия, применение аппаратуры.

Опрос

Письменный или устный опрос мог бы относиться к группе основных методов, если бы не возрастные особенности восприятия детей и подростков. Имея собственную, отличающуюся от взрослых систему понятий, эти категории склонны по-своему интерпретировать заданные вопросы, вкладывать в них другой смысл.

Прежде чем зафиксировать полученный ответ, психолог должен убедиться в правильности толкования вопроса, обсудить и подробно разъяснить выявленные неточности.

Моделирование

Моделирование — это воссоздание ситуации, необходимой для изучения определенной психологической реакции.

Способ применяется для получения точных данных об особенностях поведения объекта в конкретных условиях, а также о его реакции на них. Кроме того, он относится к диагностическим манипуляциям, позволяющим оценить эффективность произведенных ранее действий.

Наблюдая за отучением ребенка от привычки грызть ногти, исследователь замечает положительные изменения. Чтобы удостовериться в обоснованности выводов, он моделирует для ребенка ситуацию, в которой его руки долгое время остаются свободными. Отсутствие попуток грызть ногти послужит признаком эффективности отучения. Обратный эффект — свидетельством неудачи.

Достоинством способа является возможность детально изучить особенности протекания изучаемого психического процесса. Недостатком — высокая степень искусственности, возможность влияния на результат внешних помех.

Тестирование

Метод относится к категории вспомогательных, предназначен для точного качественного и количественного анализа. При работе с детьми требует применения адаптированных к возрасту форм.

Тестирование крайне редко выступает единственным способом исследования. Чаще это составляющая большого комплекса мероприятий по психодиагностике.

Аналогом тестирования является анкетирование, которое может быть групповым или индивидуальным, устным или письменным.

Лонгитюдный метод

Лонгитюдный метод — способ продольных срезов, когда исследователи в течение длительного времени наблюдают за изменением психического состояния одних и тех же объектов.

Поскольку пристально наблюдать в течение долгого времени можно только за небольшой, ограниченной группой, отнести способ к объективным нельзя. По этой же причине он не относится к категории основных.

Сравнительные методы

К этой группе относят способы, позволяющие провести сравнение:

  • нормы и патологии;
  • особенностей психического развития представителей одного поколения в различных культурах;
  • психологических характеристик близнецов.

Последний способ основан на идентичности генетического наследия монозиготных близнецов и неидентичности генотипа дизиготных. Сравнение дает возможность оценить влияние наследственности на формирование подконтрольного признака.

Обучение детей с точки зрения психологии

В психологии имеются разные взгляды и теории, касающиеся взаимосвязи психического развития и воспитания, обучения. Так, Ж. Пиаже рассматривал психическое развитие, как процесс дозревания, а обучение — процесс использования и тренировки навыков, возникающих при созревании.

Классики советской психологии П. Блонский, Л.Выготский, Я. Гельперин, О. Лурия, Д.Эльконин, Г. Костюк и другие в своих работах сформулировали систему научных взглядов на психическое развитие. Оно является с самого начала опосредованным, организованным и систематизированным воспитанием и обучением. 

Выготский утверждал, что обучение должно быть нацелено не на вчерашний день, а на будущее в развитии ребенка. Только при таком условии оно будет движущей силой психического развития. 

Смысл понятия заключается в том, что на каждом этапе своего развития ребенок может справиться с определенными задачами только под руководством взрослых или вместе с более развитыми детьми. Позже задачи он будет выполнять самостоятельно, но способность к этому формируется при совместной деятельностью процессе обучения. Его актуальное содержание, формы и методы заключаются именно в “зоне ближайшего развития”. 

Инструменты детского психолога

В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат.

К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для игровой терапии (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с детской агрессией и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить контакт с ребёнком и проводить психологические занятия с ним.

Почему каждому родителю должна быть известна психология детства

Потому что малыш не является маленькой копией своих родителей. Он живет и развивается по своим законам. Если родители понимают своего кроху, и без лишних отступлений помогает ему расти.

Детская психология изучает закономерности психического развития малыша. Её связь с педагогикой очень тесна. Настолько же тесна ее связь с такой областью знаний, как психология детского возраста. А также с возрастной физиологией и морфологией

О важности творчества в развитии детей

Важным в развитии ребенка является творчество. Поэтому психология детского творчества должна быть знакома родителям. Потому что занятия искусством полезны и для них тоже. Занятие любым видом творчества приносят пользу людям, независимо от их возраста и сферы работы, если речь идет о взрослом.

Развитие креативного мышления в любом возрасте приносит личности следующую пользу:

  • Человек, постоянно развивающий свое творческое мышление, работает быстрее, потому что он начинает думать юыстрее.
  • Он меньше подвержен стрессу, и это улучшает его общее самочувствие.

Что такое социальная психология детства, ее предмет и принципы

Она рассматривает детство как совместную деятельность малыша с миром и другими людьми( как взрослыми, так и сверстниками) .а также закономерности порождения этих отношений, их целенаправленного формирования в конкретной исторической и соц. ситуации развития.

Предмет детской психологии – это сам ребенок, его психическое развитие на протяжении всего периода детства. Детская психология изучает этот предмет вместе с другими науками:

  1. педиатрией,
  2. педагогикой,
  3. физиологией.

Принципы детской психологии:

  • Любой малыш постоянно нуждается в заботе и защите от внешних факторов, которые могут ему навредить.
  • Любое исследование психики ребенка должно быть максимально деликатным.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий