Методологическая деятельность

Теоретический универсум общей методологии[править]

Одна из схем «Characteristica Universalis» Лейбница

Общеметодологические принципыправить

Ведущаяся от указанных выше методологов традиция эксплицируется в следующем ряду опорных пунктов:

  • принцип универсализма: программной установкой общей методологии является поиск «метода открытия всех наук», «метода методов» (ars generalis, ars universalis, ars magna), к примеру, избавляющего от «слепых блужданий» в «лабиринте Бэкона» (одной из попыток поиска подобного ключа является «логическая машина» Раймунда Луллия);
  • принцип конструктивизма: противопоставляемый в данном случае натурализму (как установке, некритично отождествляющей «реальное» и «природное»), конструктивизм вот уже более восьми веков является катализатором развития методологической мысли (ср. конструктивный альтернативизм);
  • принцип инструментализма: любые методологические приобретения рассматриваются, в первую очередь, как средства ориентации в окружающем мире, его преобразования, трансформации, перестройки в той или иной глубине и т. д.

Показательно, что исключение любого из вышеперечисленных принципов делает невозможным общую методологию (теоретическую методологию) как таковую. В этой связи любые попытки построения теории метода в универсалистском ключе не избегают прямых обвинений в особой разновидности «теоретического утопизма» (ср. философский камень, вечный двигатель), равно как не удалось избежать их и Луллию с его «Ars Magna» (одноимённое сочинение 1274 года), и Лейбницу с его «Lingua generalis» (трактат «О комбинаторном искусстве» 1666 года). Вместе с тем, иллюзорность и призрачность надежды на построение теории метода развеивают достаточно высокие успехи школы Г. П. Щедровицкого (СМД-методология).

Методологические схемыправить

Формой фиксации, воспроизводства и упорядочивания методологического знания является методологическая схема, лежащая в основе любой реальной производственной, организационной, управленческой, военной, научной, учебной и пр. практики, являющиеся содержанием теоретического универсума общей методологии.

Элементы методологического анализаправить

Методологические схемы конструируются из опорных единиц, составляющих базовое содержание общей методологии (теоретической методологии). Примерами таковых являются следующие:

  • исходный пункт (exodus, point of departure) — первичная единица, корректность выбора которой определяет начальные условия любого пути (метода);
  • пункт ветвления — единица, фиксирующая поливариабельность развёртывания или следования пути;
  • подход, подходный пункт (approach) — ключевая и важнейшая единица общей методологии, фиксирующая прерывание границ;
  • тупик (deadlock) — предел, блокирующий дальнейшее движение (именно этот пункт лежит в основе т. н. «проблемных ситуаций»);
  • выходной пункт — единица, симметричная (оборотная) исходному пункту и фиксирующая прерывание пути (в предельном случае — завершение);

Схемы в современной наукеправить

Концентрическая схема «сефирот» (Каббала)

В качестве примеров наиболее употребляемых схем современной западной науки могут быть приведены:

  • концентрические схемы, с помощью которых, например, геология и археология исследуют пласты пород и культурные слои соответственно, используются и в химии при описании атомных и молекулярных орбиталей;
  • полюсные (поляризующие) схемы, построенные на парах равноисходных пунктов, и используемые, например, в географических науках для описания и моделирования земного шара;
  • позиционные схемы, использующиеся, например, в социологии и психологии для фиксации и описания микро- и макросоциальных структур (кроме того, позиционный принцип нашёл употребление в математике) — см. Позиционирование в мыследеятельности;
  • иерархические схемы, нашедшие своё место в таких науках, как социология, психология, биология и т. д., развёртываются с целями моделирования сложных многоуровневых систем;
  • схемы отражения, использующиеся в дисциплинах экологического и экономического циклов для описания целостных систем;
  • циклические схемы, применяемые, например, в герменевтике (от части к целому и обратно) для описания глубины проникновения в исходный семантический уровень текста;
  • спиральные схемы, употребляемые в таких областях знания, как диалектика и космология, описывают процессы, сочетающие свойства линейных и циклических процессов;

Анализ альтернативных типов рациональности[править]

Ба-Гуа, основной символ даосизма

На страницах своих произведений Пол Фейерабенд показал, что развитие эвристики и методологического анализа подразумевает, что развёрнутая версия общей методологии откроет путь освоения по крайней мере следующих типов рациональности:

  • современная западная научная рациональность, основанная на принципах Античной философии;
  • различные типы восточной научной рациональности (частично и в основном, альтернативные медицинские системы): тибетская медицина, китайская акупунктура, Каббала и т.д;
  • альтернативные типы рациональности, путь к открытию которых должен быть открыт развитыми инструментами методологического анализа.

Программа построения средств методологического анализа альтернативных типов рациональности также может интерпретироваться как программа рационализации предметов паранауки на альтернативных основаниях.

Функции методологии

  1. Контрольная функция – методология выступает нормой научной деятельности, она оценивает правильность выбора методов исследования и позволяет дать объективную оценку полученным сведениям.
  2. Описательная функция – обобщение опыта исследовательской деятельности, тем самым создается реестр достижений социологического знания и использовавшихся ранее познавательных средств.
  3. Прогностическая функция – основа описания предыдущего опыта и тех причин, которые этот опыт породили.
  4. Объяснительная функция – это объяснение и понимание причин, лежащих в основе применения тех или иных методов.
  5. Критическая функция связана с сомнениями вокруг полученных научных результатов;
  6. Дескриптивная функция – учение о структуре научного знания, служит неким маяком в исследовательском процессе.

Разнородность всех этих функций обуславливает различие уровней методологического анализа, так исследователи Э. Г. Юдин и И. В. Блауберг выделили следующие уровни методологии:

  • высший уровень представляет собой философская методология;
  • второй уровень – это общенаучная методология;
  • третий уровень – определённая научная методология;
  • четвёртый уровень – сама техника и методика исследования.

На современном этапе методологические проблемы социального знания постоянно увеличиваются, это связано с изменениями социальных структур в пространстве и времени т.к. социальное общество рассматривается в динамике.

Таким образом, методология это своего рода метатеория всех социальных наук, которые сформировались и развиваются и в которых отражаются противоречия сложившихся теоретических направлений.

Основные методы исследования: классификация

Прежде чем выбирать подходящие именно вам методы, которые составят методологическую базу исследования, стоит вспомнить, какими они бывают.

Все методы делятся на две большие группы:

  • общенаучные;
  • специальные.

Общенаучные методы — те, которые могут применяться абсолютно в любой научной области. Например, анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция и другие.

Специальные, или узкоспециализированные — методы, применяемые только в конкретной научной области.

Давайте посмотрим, какие специальные методы могут использовать в разных научных дисциплинах:

Специальные методы в методологической базе экономики:

Название методаОписание сути метода
Метод экономико-математического моделированияПланировать и прогнозировать деятельность, моделируя сложные экономические процессы.
Экономический анализРазделять экономические явления на более мелкие показатели, чтобы подробнее изучить их.
Статистико-экономический методИзучать статистические данные в экономике.
Метод балансовой связиИсследовать показатели, между которыми существуют балансовые связи.
Метод технико-экономических расчётовПланировать показатели, учитывая при этом их определённые технические свойства.

Главные методы в методологической базе истории:

Название методаОписание сути метода
Историко-генетический методРаскрывать свойства и изменения изучаемого объекта через историческое движение.
Типологический методУпорядочивать группу исторических объектов или явлений по определённым типам или классам.
Ретроспективный методИскать причины исторических событий в прошлом, суть подхода — от следствия к причине.
Диахронный методОбъяснять реальные события историческими аналогиями. Суть подхода — от прошлого к настоящему.
Метод актуализацииРазрабатывать способы дальнейшего развития, опираясь на уроки истории.

Специальные методы в методологической базе лингвистики:

Название методаОписание сути метода
Логико-семантический анализПредставлять языковые формы в виде образных обозначений и изучать их.
Метод контекстного анализаИзучать, как меняется восприятие языковых явлений в контексте.
Психолингвистический методИзучать языковые особенности через лингвистическую интуицию его носителей.
Сравнительный анализВыявлять сходства и различия между двумя и более языками.
Сравнительно-исторический методИзучать состояние языковых явлений и фактов в разные периоды времени.

Специальные методы в методологической базе юриспруденции:

Название методаОписание сути метода
Историко-правовойИзучать развитие правовой системы в разные исторические периоды.
Сравнительно-правовой методСистемно и комплексно изучать правовую культуру в разных странах.
Формально-юридический, или догматический методИсследовать и интерпретировать юридические факты, используя специальные юридические термины и конструкции.

Специальные методы в методологической базе психологии:

Название методаОписание сути метода
БеседаСобирать информацию, разговаривая с испытуемым на определённую тему.
Метод психологического экспериментаИзучать поведение и реакции людей, создавая определённые условия, о которых не знают испытуемые.
СамонаблюдениеИзучать личностные особенности через наблюдение за собой.

Также существуют междисциплинарные методы исследований. Они отличаются тем, что совмещают методологии, используемые в нескольких научных областях. Например, статистический анализ, культурологический метод, метод моделирования и так далее.

Это лишь некоторые образцы специальных методов, которые могут входить в методологическую базу исследования различных дисциплин. На самом деле их значительно больше.

Как выбирать методы? Хорошо изучить научную область

Традиции общей методологии[править]

«Ars magna» Раймунда Луллия (фигура № 1)

Общая методология получает интенсивное развитие именно в связи с деятельностью Щедровицкого Г. П., в течении длительного времени возглавлявшего Московский методологический кружок.

Тем не менее, ключевыми фигурами в истории общей методологии методологами объявляются древнегреческий философ и учёный Аристотель (384 до н. э. — 322 до н. э.); испанский философ, поэт и миссионер Раймунд Луллий (ок. 1235—1315); английский философ, историк, политический деятель Фрэнсис Бэкон (1561—1626); французский математик, философ, физик и физиолог Рене Декарт (1596—1650); немецкий философ, математик, юрист, дипломат Готфрид Вильгельм фон Лейбниц (1646—1716); русский врач, экономист, философ, политический деятель Александр Александрович Богданов (1873—1928); австрийский учёный, философ, методолог науки Пол Фейерабенд (1924—1994); русский (советский) методолог, философ и системный аналитик Георгий Петрович Щедровицкий (1929—1994).

Структура методологии

Методологию можно рассматривать с двух сторон, как практическую, которая направлена на решение практических проблем и теоретическую, которая формируется с помощью философской гносеологии. Теоретическая сторона направлена на формирование идеальных знаний, практическая это набор методов и приемов, направленных на достижение желаемой цели.

Успешность и эффективность метода диагностируется практикой, решением научно-прикладных задач, поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.

Можно выделить следующую структуру методологии:

  • методологические основания – логика, философия, системный анализ;
  • логическая структура деятельности – объект, субъект, предмет и т.п.;
  • характеристики деятельности – принципы, нормы и условия деятельности;
  • технология выполнения задач – способы, методы и приёмы.

Методология также разделяется на формальную и содержательную. Формальная методология – это анализ исследовательских методов подходов к истинности и аргументированности теоретических знаний. Содержательная построена на изучении теорий и законов научного знания и системы методов исследования.

Понятие и задачи методологии

Методология вот уже много лет является самым многозначным, спорным и неопределённым понятием.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

В более широком понимании методологию принято трактовать, как систему принципов и способов построения практической и теоретической деятельности. Более узкая трактовка: методология — это учение о методе научного познания и преобразования мира.

Необходимость знания методологии очевидна – без знаний методологии нельзя провести грамотно и достоверно ни одно исследование. Любому исследователю необходимо овладевать методологической культурой, которая состоит из:

  • методологическая рефлексия – умение анализировать свою собственную научную деятельность;
  • способность с научной точки зрения научно обосновывать различные концепции и методы познания.

С. С. Розовая, считает, что основными задачами методологии являются: определение главных направлений и программ исследовательской деятельности, обеспечение правильной постановки проблемы, разработка методов и средств научного исследования, обеспечение ученых самой необходимой техникой для научных исследований, выявление общих подходов к изучению предмета, становление единой стратегии научного поиска, проведение коррекции хода исследования по его предметному содержанию, выявление принципиальной структуры и основных векторов взаимосвязей результатов исследования, построение и обоснование предмета научного исследования.

Современное состояние общей методологии[править]

Мандала — основной символ тибетской медицины

Действительно, что «когда сейчас мы обращаемся к тому, что существует, то прежде всего не обнаруживаем никаких наук о методах (если слово „наука“ употреблять в узком и точном смысле). Если я сейчас задам вам вопрос в лоб: что вы можете указать в качестве такой науки? — то вряд ли вы ответите на него. И это отнюдь не случайно…». В общем и целом, положение дела не сдвигается с мёртвой точки вот уже около двух с половиной тысячелетий при всей прозрачности и эксплицитности постановки вопроса уже у Аристотеля Стагирита с тематикой его «Органона». Это последнее обстоятельство прямо и недвусмысленно говорит о том, что вплоть до настоящего момента «нигде в мире нет понятия метода. Я имею ввиду — работающего понятия… Таких понятий нет — ни в нашей отечественной традиции, но во французской, ни в других».

Понятие социологической методологии

Определение 2

Социологическая методология – это учение о системе принципов, методов и подходов, которые объясняют получение социологических знаний и явлений и их применения.

С помощью методологию можно понять то, как необходимо использовать полученные знания и как с их помощью получать новые. Чем сложнее процессы научного познания, и чем сильнее необходимость выбора путей их развития, тем сильнее развивается методология. Во второй половине ХХ века методология становится самостоятельной областью изучения, она начинает развиваться отдельно от философии и других специальных дисциплин. Методология становится самостоятельной областью, важным направлением которой является увеличение научного знания.

В таком понимании методология социологии – это способ самопознания социологии как науки, способ ее рефлексии, т. е. размышления по поводу сущности, назначения, возможностей и границ научного познания социальных процессов и явлений. Методологический анализ связан с разными видами познавательной деятельности исследователя.

Источники[править]

  1. Щедровицкий Г. П. Знак и деятельность. В 3 кн. Кн. I. Структура знака: смыслы, значения, знания: 14 лекций 1971 г. / Г. П. Щедровицкий; Сост. Г. А. Давыдова. — М.: «Восточная литература», 2005, С. 265.
  2. Различные проекты определяют различный эпистемологический и дисциплинарный статус общей методологии: либо в качестве раздела философии, либо в качестве общенаучной дисциплины, либо в качестве самостоятельной сферы человеческой деятельности (равномощной как науке, так и философии, искусству и т. д.). См.: Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. — М.: «Школа культурной политики». — 1997. — 656 с.
  3. «Здание этого нашего Мира и его строй представляют собой некий лабиринт для созерцающего его человеческого разума, который встречает здесь повсюду столько запутанных дорог, столь обманчивые подобия вещей и знаков, столь извилистые и сложные петли и узлы природы. Совершать же путь надо при неверном свете чувств, то блистающем, то прячущемся, пробираясь сквозь лес опыта и единичных вещей. К тому же (как мы сказали) вожатые, встречающиеся на этом пути, сами сбиваются с дороги и увеличивают число блужданий и блуждающих»: Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х томах. Т.I. М.: «Мысль», (Философское наследие), 1971, 590 с., С. 68.
  4. Показательно, что уже Аристотель пишет о том, что «незначительная ошибка в началах велика в следствиях»: Aristot., De caelo, I, 5 (271b 13-14).
  5. Именно поэтому известный русский (советский) методолог Георгий Петрович Щедровицкий обращает свои поиски «на общую структуру методологии и её основные единицы — подходы»: Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. Избранные труды. — М.: «Школа культурной политики», 1995. — 800с., С.117.
  6. Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. — М.: «Школа культурной политики», — 1997, С.379.
  7. Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. — М.: «Школа культурной политики», — 1997, С.591.

Классификация методологий

Как упоминалось выше, необходимо определить цели и задачи. Зная их, студенту легко будет изложить общий план действий, а также порядок, в котором его следует выполнять

При выборе метода исследования важно понять какими они бывают. Все методы разделены на две группы: общенаучные и специальные

Общенаучные — это методы, которые можно применять абсолютно во всех научных областях. Например: анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция и прочие.

Специальные или узкоспециальные применяются только в определенной научной сфере.

Рассмотрим вышеуказанные методы подробнее:

  • анализ — разбор научной проблемы на составные части для тщательного изучения;
  • синтез — это создание системы из различных элементов для изучения процессов в масштабе;
  • обобщение — суммирование различных признаков и характеристик объекта.
  • индукция — теоретическое исследование или рассуждение от конкретных вещей к общим выводам.
  • дедукция — теоретическое исследование или рассуждение от общих тезисов к конкретным выводам.

Данные приемы используются почти во всех исследовательских проектах. Однако в дополнение к общепринятым методикам следует указать специальные методики. Они относятся к конкретной науке или дисциплине. Например, приведем несколько методик для экономистов:

  • Калькуляция — это вычисление данных для уточнения взаимосвязей между явлениями экономического характера.
  • Экономический анализ — это разложение экономических факторов на части с целью детального изучения их влияния на распределение финансовых ресурсов.
  • Статистический метод – изучение статистических данных.

Приведем пример методологической базы юриста:

  • Сравнительный метод — определение общего и различного в природе гражданско-правовых институтов разных стран.
  • Исторический метод — изучение законов в странах в разное время.
  • Метод социологии права — рассмотрение правовой ситуации, оценка юридических фактов с помощью опросов и интервью с местным населением.

Методологическая база психолога включает следующие подходы:

  • Интервью — это сбор информации посредством диалога на определенную тему.
  • Психологический эксперимент — это сбор информации путем наблюдения за участниками, которых без предупреждения вводят в определенное состояние, наблюдение.
  • Тестирование — это сбор информации, получение ответов, когда испытуемые выбирают определенный вариант.

Существует множество специальных методик

Поэтому важно знать, какие именно подойдут для вашей научной деятельности

Вы можете обратиться за помощью к своему руководителю или самостоятельно изучить методологию. Существует также родственная классификация методологических рамок, которая разделяет общенаучные методы на теоретические, эмпирические и экспериментальные.

К общенаучным относятся теоретические методы. Пример: анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция. Все они предназначены для теоретического изучения предмета, то есть не имеют практического применения.

Гипотетическая методология — выдвижение произвольных предположений для глубокого практического исследования и подтверждение.

Историческая методология — изучение реального исторического факта с целью установления и реконструкции линейного развития исторического процесса. Логический метод — изучение факта реальности и действительности с целью получения логических выводов.

Экспериментально-теоретический уровень методологии включает две обязательные части:

  • Субъективное умозаключение, и второе — это практическое доказательство.
  • Существует третий уровень методологии, его называют — эмпирическим. Он позволяет получить информацию не через собственные интеллектуальные усилия, а через людей.

Эмпирическая база включает такие методы, как:

  • Наблюдение — изучение объекта с помощью естественных органов чувств.
  • Опрос — это сбор данных путем привлечения людей или опытных людей к ответу на конкретный вопрос.

Методологическая база исследования: примеры

Чтобы не возникало вопросов, как выглядит методологическая база курсового, дипломного или диссертационного проекта, мы решили привести наглядные примеры. Смотрите, изучайте и используйте с умом при написании собственного исследовательского проекта.

Пример №1: методологическая база курсовой работы

Научная дисциплина: маркетинг

Тема диплома: Оценка коммерческой деятельности по формированию ассортимента непродовольственных товаров

Цель и задачи работы: Целью данной курсовой работы является разработка направлений совершенствования коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента непродовольственных товаров и организации розничной продажи.
В соответствии с темой курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:

  • изучить сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента;
  • дать краткую организационно-экономическую характеристику предприятию и области его деятельности;
  • провести оценку состояния коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента непродовольственных товаров и организации их розничной продажи в филиалах;
  • предложить направления совершенствования коммерческой работы по формированию торгового ассортимента непродовольственных товаров и организации их розничной продажи в филиалах компании.

Методологическая база: В курсовой работе применялись различные методы исследования: статистическое наблюдение, метод анализа и синтеза, системный подход, методы группировки и сравнений, метод сбора фактов и другие.

Пример №2: методологическая база дипломной работы

Научная дисциплина: экономика

Тема диплома: Оценка финансово-экономического состояния ООО «Эрколайн».

Цель и задачи работы: Целью работы является разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия на основе результатов анализа его финансово-экономического состояния. Для решения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

  • изучение сущности финансово-экономического состояния организации;
  • анализ методов оценки финансово-экономического состояния организации;
  • проведение анализа финансовой деятельности ООО «Эрколайн» по основным направлениям.

Методологическая база: Методологической основой исследования выступают анализ и синтез, экономико-статистический и графический методы.

Пример №3: методологическая база магистерской работы

Научная дисциплина: политология

Тема магистерской: Особенности использования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации.

Цель и задачи работы: Цель магистерской диссертации состоит в выявлении особенностей и проблем использования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации и разработке рекомендаций по их совершенствованию в современных условиях.
Для достижения сформулированной цели в работе решаются следующие исследовательские задачи:

  • раскрыть сущность и сформулировать основные признаки и характеристики политически значимых общественных проектов;
  • описать структуру экономических механизмов, посредством которых реализуются политически значимые общественные проекты;
  • провести анализ эффективности функционирования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации;
  • сформулировать ключевые особенности, проблемы экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации и выявить факторы, оказывающие на них влияние;
  • определить пути и направления совершенствования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации с учётом современных экономических и политических реалий.

Методологическая база: Теоретико-методологическое обоснование и методы исследования. Основными научными методами, используемыми в диссертации, являются общенаучные (сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция) и специальные методы политологических и экономических наук (организационный, системный и структурно-функциональный подходы, прикладные статистические методы). Совокупность и сочетание данных методов адекватны цели и задачам, объекту и предмету исследования данной работы.

Скачать примеры методологической базы для разного типа работ в формате Word.

За что отвечают методы в социальном образовании

Социальное образование в широком смысле — это социализация личности. Фактически оно представляет собой приобщение человека к социальной деятельности, его воспитание, овладение культурой общения и т.д. Таким образом, социальное образование имеет тесную связь с формированием социальной культуры, а также компетентности личности человека как потенциального профессионала (его обучение).

Наиболее важны в социальном образовании культурологический и компетентностный методологические подходы, которые отвечают за формирование «человека культуры» — человека как части социума.

Виды подходов в методологии, их сущность и характеристика

Методологические подходы в рамках педагогической деятельности и научных исследований подразделяют на следующие виды:

Системный. Основывается на принципе системности и используется во время исследования каждого изучаемого объекта в отдельности, вне зависимости от его структуры как системы, компоненты которой постоянно взаимодействуют между собой и обусловливают свое развитие. Такой подход является наиболее важным для организации учебной деятельности, а также в рамках психологии управления.

Концептуальный. Начало любого исследования или познания происходит с создания его концепции, включающей порядок его реализации, ключевые положения его направленности, преемственности и функциональности.

Аспективный (или аспектный)

В основе лежит изучение одной конкретной стороны — направления, проблемы, — которая является наиболее важной и значимой, а также осуществимой.

Эмпирический. В основе эмпирического подхода находится уже имеющийся опыт (например, исследовательский опыт в рамках научной практики или реальной жизненной деятельности).

Прагматический

Базой для этого подхода является учет целей и задач, достижение которых предполагается в результате исследования.

Научный. Базируется, соответственно, на научных учениях и концепциях, то есть является научно целенаправленным.

Деятельностный. В основе данного подхода лежит ориентир на деятельностную сторону объекта, который исследуется. Именно деятельность является непреложным условием реализации объекта (процесса) и его развития в различных аспектах.

Максимальной эффективности в процессе исследования или обучения можно добиться только при комбинировании нескольких методологических подходов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий