Теоретический универсум общей методологии[править]
Одна из схем «Characteristica Universalis» Лейбница
Общеметодологические принципыправить
Ведущаяся от указанных выше методологов традиция эксплицируется в следующем ряду опорных пунктов:
- принцип универсализма: программной установкой общей методологии является поиск «метода открытия всех наук», «метода методов» (ars generalis, ars universalis, ars magna), к примеру, избавляющего от «слепых блужданий» в «лабиринте Бэкона» (одной из попыток поиска подобного ключа является «логическая машина» Раймунда Луллия);
- принцип конструктивизма: противопоставляемый в данном случае натурализму (как установке, некритично отождествляющей «реальное» и «природное»), конструктивизм вот уже более восьми веков является катализатором развития методологической мысли (ср. конструктивный альтернативизм);
- принцип инструментализма: любые методологические приобретения рассматриваются, в первую очередь, как средства ориентации в окружающем мире, его преобразования, трансформации, перестройки в той или иной глубине и т. д.
Показательно, что исключение любого из вышеперечисленных принципов делает невозможным общую методологию (теоретическую методологию) как таковую. В этой связи любые попытки построения теории метода в универсалистском ключе не избегают прямых обвинений в особой разновидности «теоретического утопизма» (ср. философский камень, вечный двигатель), равно как не удалось избежать их и Луллию с его «Ars Magna» (одноимённое сочинение 1274 года), и Лейбницу с его «Lingua generalis» (трактат «О комбинаторном искусстве» 1666 года). Вместе с тем, иллюзорность и призрачность надежды на построение теории метода развеивают достаточно высокие успехи школы Г. П. Щедровицкого (СМД-методология).
Методологические схемыправить
Формой фиксации, воспроизводства и упорядочивания методологического знания является методологическая схема, лежащая в основе любой реальной производственной, организационной, управленческой, военной, научной, учебной и пр. практики, являющиеся содержанием теоретического универсума общей методологии.
Элементы методологического анализаправить
Методологические схемы конструируются из опорных единиц, составляющих базовое содержание общей методологии (теоретической методологии). Примерами таковых являются следующие:
- исходный пункт (exodus, point of departure) — первичная единица, корректность выбора которой определяет начальные условия любого пути (метода);
- пункт ветвления — единица, фиксирующая поливариабельность развёртывания или следования пути;
- подход, подходный пункт (approach) — ключевая и важнейшая единица общей методологии, фиксирующая прерывание границ;
- тупик (deadlock) — предел, блокирующий дальнейшее движение (именно этот пункт лежит в основе т. н. «проблемных ситуаций»);
- выходной пункт — единица, симметричная (оборотная) исходному пункту и фиксирующая прерывание пути (в предельном случае — завершение);
- …
Схемы в современной наукеправить
Концентрическая схема «сефирот» (Каббала)
В качестве примеров наиболее употребляемых схем современной западной науки могут быть приведены:
- концентрические схемы, с помощью которых, например, геология и археология исследуют пласты пород и культурные слои соответственно, используются и в химии при описании атомных и молекулярных орбиталей;
- полюсные (поляризующие) схемы, построенные на парах равноисходных пунктов, и используемые, например, в географических науках для описания и моделирования земного шара;
- позиционные схемы, использующиеся, например, в социологии и психологии для фиксации и описания микро- и макросоциальных структур (кроме того, позиционный принцип нашёл употребление в математике) — см. Позиционирование в мыследеятельности;
- иерархические схемы, нашедшие своё место в таких науках, как социология, психология, биология и т. д., развёртываются с целями моделирования сложных многоуровневых систем;
- схемы отражения, использующиеся в дисциплинах экологического и экономического циклов для описания целостных систем;
- циклические схемы, применяемые, например, в герменевтике (от части к целому и обратно) для описания глубины проникновения в исходный семантический уровень текста;
- спиральные схемы, употребляемые в таких областях знания, как диалектика и космология, описывают процессы, сочетающие свойства линейных и циклических процессов;
- …
Анализ альтернативных типов рациональности[править]
Ба-Гуа, основной символ даосизма
На страницах своих произведений Пол Фейерабенд показал, что развитие эвристики и методологического анализа подразумевает, что развёрнутая версия общей методологии откроет путь освоения по крайней мере следующих типов рациональности:
- современная западная научная рациональность, основанная на принципах Античной философии;
- различные типы восточной научной рациональности (частично и в основном, альтернативные медицинские системы): тибетская медицина, китайская акупунктура, Каббала и т.д;
- альтернативные типы рациональности, путь к открытию которых должен быть открыт развитыми инструментами методологического анализа.
Программа построения средств методологического анализа альтернативных типов рациональности также может интерпретироваться как программа рационализации предметов паранауки на альтернативных основаниях.
Функции методологии
- Контрольная функция – методология выступает нормой научной деятельности, она оценивает правильность выбора методов исследования и позволяет дать объективную оценку полученным сведениям.
- Описательная функция – обобщение опыта исследовательской деятельности, тем самым создается реестр достижений социологического знания и использовавшихся ранее познавательных средств.
- Прогностическая функция – основа описания предыдущего опыта и тех причин, которые этот опыт породили.
- Объяснительная функция – это объяснение и понимание причин, лежащих в основе применения тех или иных методов.
- Критическая функция связана с сомнениями вокруг полученных научных результатов;
- Дескриптивная функция – учение о структуре научного знания, служит неким маяком в исследовательском процессе.
Разнородность всех этих функций обуславливает различие уровней методологического анализа, так исследователи Э. Г. Юдин и И. В. Блауберг выделили следующие уровни методологии:
- высший уровень представляет собой философская методология;
- второй уровень – это общенаучная методология;
- третий уровень – определённая научная методология;
- четвёртый уровень – сама техника и методика исследования.
На современном этапе методологические проблемы социального знания постоянно увеличиваются, это связано с изменениями социальных структур в пространстве и времени т.к. социальное общество рассматривается в динамике.
Таким образом, методология это своего рода метатеория всех социальных наук, которые сформировались и развиваются и в которых отражаются противоречия сложившихся теоретических направлений.
Основные методы исследования: классификация
Прежде чем выбирать подходящие именно вам методы, которые составят методологическую базу исследования, стоит вспомнить, какими они бывают.
Все методы делятся на две большие группы:
- общенаучные;
- специальные.
Общенаучные методы — те, которые могут применяться абсолютно в любой научной области. Например, анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция и другие.
Специальные, или узкоспециализированные — методы, применяемые только в конкретной научной области.
Давайте посмотрим, какие специальные методы могут использовать в разных научных дисциплинах:
Специальные методы в методологической базе экономики:
Название метода | Описание сути метода |
Метод экономико-математического моделирования | Планировать и прогнозировать деятельность, моделируя сложные экономические процессы. |
Экономический анализ | Разделять экономические явления на более мелкие показатели, чтобы подробнее изучить их. |
Статистико-экономический метод | Изучать статистические данные в экономике. |
Метод балансовой связи | Исследовать показатели, между которыми существуют балансовые связи. |
Метод технико-экономических расчётов | Планировать показатели, учитывая при этом их определённые технические свойства. |
Главные методы в методологической базе истории:
Название метода | Описание сути метода |
Историко-генетический метод | Раскрывать свойства и изменения изучаемого объекта через историческое движение. |
Типологический метод | Упорядочивать группу исторических объектов или явлений по определённым типам или классам. |
Ретроспективный метод | Искать причины исторических событий в прошлом, суть подхода — от следствия к причине. |
Диахронный метод | Объяснять реальные события историческими аналогиями. Суть подхода — от прошлого к настоящему. |
Метод актуализации | Разрабатывать способы дальнейшего развития, опираясь на уроки истории. |
Специальные методы в методологической базе лингвистики:
Название метода | Описание сути метода |
Логико-семантический анализ | Представлять языковые формы в виде образных обозначений и изучать их. |
Метод контекстного анализа | Изучать, как меняется восприятие языковых явлений в контексте. |
Психолингвистический метод | Изучать языковые особенности через лингвистическую интуицию его носителей. |
Сравнительный анализ | Выявлять сходства и различия между двумя и более языками. |
Сравнительно-исторический метод | Изучать состояние языковых явлений и фактов в разные периоды времени. |
Специальные методы в методологической базе юриспруденции:
Название метода | Описание сути метода |
Историко-правовой | Изучать развитие правовой системы в разные исторические периоды. |
Сравнительно-правовой метод | Системно и комплексно изучать правовую культуру в разных странах. |
Формально-юридический, или догматический метод | Исследовать и интерпретировать юридические факты, используя специальные юридические термины и конструкции. |
Специальные методы в методологической базе психологии:
Название метода | Описание сути метода |
Беседа | Собирать информацию, разговаривая с испытуемым на определённую тему. |
Метод психологического эксперимента | Изучать поведение и реакции людей, создавая определённые условия, о которых не знают испытуемые. |
Самонаблюдение | Изучать личностные особенности через наблюдение за собой. |
Также существуют междисциплинарные методы исследований. Они отличаются тем, что совмещают методологии, используемые в нескольких научных областях. Например, статистический анализ, культурологический метод, метод моделирования и так далее.
Это лишь некоторые образцы специальных методов, которые могут входить в методологическую базу исследования различных дисциплин. На самом деле их значительно больше.
Как выбирать методы? Хорошо изучить научную область
Традиции общей методологии[править]
«Ars magna» Раймунда Луллия (фигура № 1)
Общая методология получает интенсивное развитие именно в связи с деятельностью Щедровицкого Г. П., в течении длительного времени возглавлявшего Московский методологический кружок.
Тем не менее, ключевыми фигурами в истории общей методологии методологами объявляются древнегреческий философ и учёный Аристотель (384 до н. э. — 322 до н. э.); испанский философ, поэт и миссионер Раймунд Луллий (ок. 1235—1315); английский философ, историк, политический деятель Фрэнсис Бэкон (1561—1626); французский математик, философ, физик и физиолог Рене Декарт (1596—1650); немецкий философ, математик, юрист, дипломат Готфрид Вильгельм фон Лейбниц (1646—1716); русский врач, экономист, философ, политический деятель Александр Александрович Богданов (1873—1928); австрийский учёный, философ, методолог науки Пол Фейерабенд (1924—1994); русский (советский) методолог, философ и системный аналитик Георгий Петрович Щедровицкий (1929—1994).
Структура методологии
Методологию можно рассматривать с двух сторон, как практическую, которая направлена на решение практических проблем и теоретическую, которая формируется с помощью философской гносеологии. Теоретическая сторона направлена на формирование идеальных знаний, практическая это набор методов и приемов, направленных на достижение желаемой цели.
Успешность и эффективность метода диагностируется практикой, решением научно-прикладных задач, поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.
Можно выделить следующую структуру методологии:
- методологические основания – логика, философия, системный анализ;
- логическая структура деятельности – объект, субъект, предмет и т.п.;
- характеристики деятельности – принципы, нормы и условия деятельности;
- технология выполнения задач – способы, методы и приёмы.
Методология также разделяется на формальную и содержательную. Формальная методология – это анализ исследовательских методов подходов к истинности и аргументированности теоретических знаний. Содержательная построена на изучении теорий и законов научного знания и системы методов исследования.
Понятие и задачи методологии
Методология вот уже много лет является самым многозначным, спорным и неопределённым понятием.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
В более широком понимании методологию принято трактовать, как систему принципов и способов построения практической и теоретической деятельности. Более узкая трактовка: методология — это учение о методе научного познания и преобразования мира.
Необходимость знания методологии очевидна – без знаний методологии нельзя провести грамотно и достоверно ни одно исследование. Любому исследователю необходимо овладевать методологической культурой, которая состоит из:
- методологическая рефлексия – умение анализировать свою собственную научную деятельность;
- способность с научной точки зрения научно обосновывать различные концепции и методы познания.
С. С. Розовая, считает, что основными задачами методологии являются: определение главных направлений и программ исследовательской деятельности, обеспечение правильной постановки проблемы, разработка методов и средств научного исследования, обеспечение ученых самой необходимой техникой для научных исследований, выявление общих подходов к изучению предмета, становление единой стратегии научного поиска, проведение коррекции хода исследования по его предметному содержанию, выявление принципиальной структуры и основных векторов взаимосвязей результатов исследования, построение и обоснование предмета научного исследования.
Современное состояние общей методологии[править]
Мандала — основной символ тибетской медицины
Действительно, что «когда сейчас мы обращаемся к тому, что существует, то прежде всего не обнаруживаем никаких наук о методах (если слово „наука“ употреблять в узком и точном смысле). Если я сейчас задам вам вопрос в лоб: что вы можете указать в качестве такой науки? — то вряд ли вы ответите на него. И это отнюдь не случайно…». В общем и целом, положение дела не сдвигается с мёртвой точки вот уже около двух с половиной тысячелетий при всей прозрачности и эксплицитности постановки вопроса уже у Аристотеля Стагирита с тематикой его «Органона». Это последнее обстоятельство прямо и недвусмысленно говорит о том, что вплоть до настоящего момента «нигде в мире нет понятия метода. Я имею ввиду — работающего понятия… Таких понятий нет — ни в нашей отечественной традиции, но во французской, ни в других».
Понятие социологической методологии
Определение 2
Социологическая методология – это учение о системе принципов, методов и подходов, которые объясняют получение социологических знаний и явлений и их применения.
С помощью методологию можно понять то, как необходимо использовать полученные знания и как с их помощью получать новые. Чем сложнее процессы научного познания, и чем сильнее необходимость выбора путей их развития, тем сильнее развивается методология. Во второй половине ХХ века методология становится самостоятельной областью изучения, она начинает развиваться отдельно от философии и других специальных дисциплин. Методология становится самостоятельной областью, важным направлением которой является увеличение научного знания.
В таком понимании методология социологии – это способ самопознания социологии как науки, способ ее рефлексии, т. е. размышления по поводу сущности, назначения, возможностей и границ научного познания социальных процессов и явлений. Методологический анализ связан с разными видами познавательной деятельности исследователя.
Источники[править]
- Щедровицкий Г. П. Знак и деятельность. В 3 кн. Кн. I. Структура знака: смыслы, значения, знания: 14 лекций 1971 г. / Г. П. Щедровицкий; Сост. Г. А. Давыдова. — М.: «Восточная литература», 2005, С. 265.
- Различные проекты определяют различный эпистемологический и дисциплинарный статус общей методологии: либо в качестве раздела философии, либо в качестве общенаучной дисциплины, либо в качестве самостоятельной сферы человеческой деятельности (равномощной как науке, так и философии, искусству и т. д.). См.: Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. — М.: «Школа культурной политики». — 1997. — 656 с.
- «Здание этого нашего Мира и его строй представляют собой некий лабиринт для созерцающего его человеческого разума, который встречает здесь повсюду столько запутанных дорог, столь обманчивые подобия вещей и знаков, столь извилистые и сложные петли и узлы природы. Совершать же путь надо при неверном свете чувств, то блистающем, то прячущемся, пробираясь сквозь лес опыта и единичных вещей. К тому же (как мы сказали) вожатые, встречающиеся на этом пути, сами сбиваются с дороги и увеличивают число блужданий и блуждающих»: Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х томах. Т.I. М.: «Мысль», (Философское наследие), 1971, 590 с., С. 68.
- Показательно, что уже Аристотель пишет о том, что «незначительная ошибка в началах велика в следствиях»: Aristot., De caelo, I, 5 (271b 13-14).
- Именно поэтому известный русский (советский) методолог Георгий Петрович Щедровицкий обращает свои поиски «на общую структуру методологии и её основные единицы — подходы»: Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. Избранные труды. — М.: «Школа культурной политики», 1995. — 800с., С.117.
- Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. — М.: «Школа культурной политики», — 1997, С.379.
- Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. — М.: «Школа культурной политики», — 1997, С.591.
Классификация методологий
Как упоминалось выше, необходимо определить цели и задачи. Зная их, студенту легко будет изложить общий план действий, а также порядок, в котором его следует выполнять
При выборе метода исследования важно понять какими они бывают. Все методы разделены на две группы: общенаучные и специальные
Общенаучные — это методы, которые можно применять абсолютно во всех научных областях. Например: анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция и прочие.
Специальные или узкоспециальные применяются только в определенной научной сфере.
Рассмотрим вышеуказанные методы подробнее:
- анализ — разбор научной проблемы на составные части для тщательного изучения;
- синтез — это создание системы из различных элементов для изучения процессов в масштабе;
- обобщение — суммирование различных признаков и характеристик объекта.
- индукция — теоретическое исследование или рассуждение от конкретных вещей к общим выводам.
- дедукция — теоретическое исследование или рассуждение от общих тезисов к конкретным выводам.
Данные приемы используются почти во всех исследовательских проектах. Однако в дополнение к общепринятым методикам следует указать специальные методики. Они относятся к конкретной науке или дисциплине. Например, приведем несколько методик для экономистов:
- Калькуляция — это вычисление данных для уточнения взаимосвязей между явлениями экономического характера.
- Экономический анализ — это разложение экономических факторов на части с целью детального изучения их влияния на распределение финансовых ресурсов.
- Статистический метод – изучение статистических данных.
Приведем пример методологической базы юриста:
- Сравнительный метод — определение общего и различного в природе гражданско-правовых институтов разных стран.
- Исторический метод — изучение законов в странах в разное время.
- Метод социологии права — рассмотрение правовой ситуации, оценка юридических фактов с помощью опросов и интервью с местным населением.
Методологическая база психолога включает следующие подходы:
- Интервью — это сбор информации посредством диалога на определенную тему.
- Психологический эксперимент — это сбор информации путем наблюдения за участниками, которых без предупреждения вводят в определенное состояние, наблюдение.
- Тестирование — это сбор информации, получение ответов, когда испытуемые выбирают определенный вариант.
Существует множество специальных методик
Поэтому важно знать, какие именно подойдут для вашей научной деятельности
Вы можете обратиться за помощью к своему руководителю или самостоятельно изучить методологию. Существует также родственная классификация методологических рамок, которая разделяет общенаучные методы на теоретические, эмпирические и экспериментальные.
К общенаучным относятся теоретические методы. Пример: анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция. Все они предназначены для теоретического изучения предмета, то есть не имеют практического применения.
Гипотетическая методология — выдвижение произвольных предположений для глубокого практического исследования и подтверждение.
Историческая методология — изучение реального исторического факта с целью установления и реконструкции линейного развития исторического процесса. Логический метод — изучение факта реальности и действительности с целью получения логических выводов.
Экспериментально-теоретический уровень методологии включает две обязательные части:
- Субъективное умозаключение, и второе — это практическое доказательство.
- Существует третий уровень методологии, его называют — эмпирическим. Он позволяет получить информацию не через собственные интеллектуальные усилия, а через людей.
Эмпирическая база включает такие методы, как:
- Наблюдение — изучение объекта с помощью естественных органов чувств.
- Опрос — это сбор данных путем привлечения людей или опытных людей к ответу на конкретный вопрос.
Методологическая база исследования: примеры
Чтобы не возникало вопросов, как выглядит методологическая база курсового, дипломного или диссертационного проекта, мы решили привести наглядные примеры. Смотрите, изучайте и используйте с умом при написании собственного исследовательского проекта.
Пример №1: методологическая база курсовой работы
Научная дисциплина: маркетинг
Тема диплома: Оценка коммерческой деятельности по формированию ассортимента непродовольственных товаров
Цель и задачи работы: Целью данной курсовой работы является разработка направлений совершенствования коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента непродовольственных товаров и организации розничной продажи.
В соответствии с темой курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента;
- дать краткую организационно-экономическую характеристику предприятию и области его деятельности;
- провести оценку состояния коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента непродовольственных товаров и организации их розничной продажи в филиалах;
- предложить направления совершенствования коммерческой работы по формированию торгового ассортимента непродовольственных товаров и организации их розничной продажи в филиалах компании.
Методологическая база: В курсовой работе применялись различные методы исследования: статистическое наблюдение, метод анализа и синтеза, системный подход, методы группировки и сравнений, метод сбора фактов и другие.
Пример №2: методологическая база дипломной работы
Научная дисциплина: экономика
Тема диплома: Оценка финансово-экономического состояния ООО «Эрколайн».
Цель и задачи работы: Целью работы является разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия на основе результатов анализа его финансово-экономического состояния. Для решения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
- изучение сущности финансово-экономического состояния организации;
- анализ методов оценки финансово-экономического состояния организации;
- проведение анализа финансовой деятельности ООО «Эрколайн» по основным направлениям.
Методологическая база: Методологической основой исследования выступают анализ и синтез, экономико-статистический и графический методы.
Пример №3: методологическая база магистерской работы
Научная дисциплина: политология
Тема магистерской: Особенности использования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации.
Цель и задачи работы: Цель магистерской диссертации состоит в выявлении особенностей и проблем использования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации и разработке рекомендаций по их совершенствованию в современных условиях.
Для достижения сформулированной цели в работе решаются следующие исследовательские задачи:
- раскрыть сущность и сформулировать основные признаки и характеристики политически значимых общественных проектов;
- описать структуру экономических механизмов, посредством которых реализуются политически значимые общественные проекты;
- провести анализ эффективности функционирования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации;
- сформулировать ключевые особенности, проблемы экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации и выявить факторы, оказывающие на них влияние;
- определить пути и направления совершенствования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации с учётом современных экономических и политических реалий.
Методологическая база: Теоретико-методологическое обоснование и методы исследования. Основными научными методами, используемыми в диссертации, являются общенаучные (сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция) и специальные методы политологических и экономических наук (организационный, системный и структурно-функциональный подходы, прикладные статистические методы). Совокупность и сочетание данных методов адекватны цели и задачам, объекту и предмету исследования данной работы.
Скачать примеры методологической базы для разного типа работ в формате Word.
За что отвечают методы в социальном образовании
Социальное образование в широком смысле — это социализация личности. Фактически оно представляет собой приобщение человека к социальной деятельности, его воспитание, овладение культурой общения и т.д. Таким образом, социальное образование имеет тесную связь с формированием социальной культуры, а также компетентности личности человека как потенциального профессионала (его обучение).
Наиболее важны в социальном образовании культурологический и компетентностный методологические подходы, которые отвечают за формирование «человека культуры» — человека как части социума.
Виды подходов в методологии, их сущность и характеристика
Методологические подходы в рамках педагогической деятельности и научных исследований подразделяют на следующие виды:
Системный. Основывается на принципе системности и используется во время исследования каждого изучаемого объекта в отдельности, вне зависимости от его структуры как системы, компоненты которой постоянно взаимодействуют между собой и обусловливают свое развитие. Такой подход является наиболее важным для организации учебной деятельности, а также в рамках психологии управления.
Концептуальный. Начало любого исследования или познания происходит с создания его концепции, включающей порядок его реализации, ключевые положения его направленности, преемственности и функциональности.
Аспективный (или аспектный)
В основе лежит изучение одной конкретной стороны — направления, проблемы, — которая является наиболее важной и значимой, а также осуществимой.
Эмпирический. В основе эмпирического подхода находится уже имеющийся опыт (например, исследовательский опыт в рамках научной практики или реальной жизненной деятельности).
Прагматический
Базой для этого подхода является учет целей и задач, достижение которых предполагается в результате исследования.
Научный. Базируется, соответственно, на научных учениях и концепциях, то есть является научно целенаправленным.
Деятельностный. В основе данного подхода лежит ориентир на деятельностную сторону объекта, который исследуется. Именно деятельность является непреложным условием реализации объекта (процесса) и его развития в различных аспектах.
Максимальной эффективности в процессе исследования или обучения можно добиться только при комбинировании нескольких методологических подходов.