1.9. Тест «Два домика»
Нарисовать дом, подчёркивая его привлекательность.
«Давай этот дом, заселим. Конечно, в нём будешь жить ты, ведь мы его для тебя построили».
Около дома записывается имя ребёнка.
«Здесь в этом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой. Поселяй, кого хочешь!» Около дома записываются имена будущих обитателей. Нейтральным тоном спрашивается: «А кто это?»
Записав новосёлов в красный дом, нарисовать рядом ещё один дом – чёрный, но никак не характеризовать его: «Это просто другой дом. Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Надо, чтобы им тоже было, где жить. Кого туда поселим?» Около дома записываются имена обитателей. Если чёрный дом не заселяется, ребёнка к этому мягко побудить: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?»
Далее списки жильцов обоих домов пополняются. Если кто-то из реального окружения ребёнка останется не упомянутым, то о нём нейтральным тоном спрашивается: «Ой, а (имя) вообще никуда не поселили. А ведь ему где-то надо жить».
При анализе учитываются:
А) количественные показатели: сколько людей ребёнок охотно вселяет в свой дом и сколько в другой;
Б) качественные показатели: куда вселяет родителей, родных, куда поселяет воспитателей, куда поселяет сверстников; учитываются выразительные внешние симптомы (мимика, жесты, эмоции и др.), а также словесные реакции.
Описание методики по выявлению детских страхов
Вообще страх – это вполне нормальный процесс. С возрастными особенностями уходят старые чувства, могут появляться новые. В благоприятных условиях развития, детские фобии исчезают. Но если процесс затягивается, происходит накопление. Соответственно затормаживается личностное становление. Создаются проблемы с адаптацией.
Работа А. И. Захарова «Психотерапия неврозов у детей и подростков» говорит о связи возраста и страхов
Методика проста в применении, но обратите внимание. Например, ребенок может сказать, что ничего не боится. Или наоборот согласиться со всеми вопросами
А физиология говорит о другом, что является реальностью. Тестирование проводится в индивидуальном порядке. Обстановка спокойная, медленная скорость опроса
Или наоборот согласиться со всеми вопросами. А физиология говорит о другом, что является реальностью. Тестирование проводится в индивидуальном порядке. Обстановка спокойная, медленная скорость опроса.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Понятие страха
Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и потому имеет различные трактовки. Проблематика детского страха имеет в психологической науке давнюю историю. С. Холл как представитель биогенетического направления распространял биогенетический закон и на онтогенез страха. Он заявлял, что ребенок переживает в ходе своего становления страхи, которые испытывали животные, а после люди на разных этапах антропогенеза.
Подробное исследование феномена страха в детском возрасте велось в границах психоанализа. 3. Фрейд считал, что страх – это аффект, который появляется в субъективной ситуации неудовольствия, с которым (неудовольствием) невозможно справиться путем разрядки через принцип удовольствия. Данная ситуация обусловливается опасной ситуацией, и страх может быть, как ее прямым результатом, так и предвосхищением возможного ее повторения
Определение 1
Страх ‒ внутреннее состояние, вызванное грозящим действительным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии он считается негативно окрашенным процессом эмоциональной сферы.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Диагностика детских страхов 470 руб.
- Реферат Диагностика детских страхов 270 руб.
- Контрольная работа Диагностика детских страхов 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Определение 2
Детские страхи ‒ эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (воображаемой или реальной) или на опасный в понимании детей объект, которые переживаются ими как дискомфорт, желание спрятаться или убежать.
Первичная эмоция страха отмечается уже у новорожденных детей. После страхи социализируются и появляются как реакции на новые ситуации и объекты. Закрепление в эмоциональной сфере детей первичного страха расширяет зону его социальных страхов, увеличивает чувствительность к носителям угрозы. Детские страхи формируются при нехватке тепла и принятия родителей, когда дети не ощущают себя в безопасности. У таких детей часто формируется страх школы. Страхи детей могут выражаться в невротических реакциях и психосоматических расстройствах.
Детские страхи обусловлены возрастными особенностями развития и носят временный характер. Понимание причин формирования детских страхов помогает их разрешить.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Виды страхов
Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.
Навязчивые страхи — эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.
Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша.
Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.
Основные методики диагностики страхов
Диагностика страхов основывается на различных методиках взаимодействия с ребенком. Часто используются беседы о страхах, а также методы арт-терапии и исследования в форме игр. Исследование у младших дошкольников проводится при помощи рисования. Задача ребенка – изобразить собственный страх.
Сегодня психологи используют более 20 различных методов выявления страхов. Наиболее распространенные из них:
- «Страхи в домиках»;
- «Страх, когда я сплю и бодрствую»;
- «Мои страхи»;
- «Рисунок семьи».
Также эффективна и куклотерапия. Такая методика выявления детских страхов основывается на наблюдении за детьми, которые в одиночестве проводят время с игрушками. Обычное наблюдение за ребенком постепенно переходит к вмешательству специалиста, который в игровой манере должен провести диагностический сеанс.
https://youtube.com/watch?v=yK7Tz5-5rCg
Особенно помогает такая методика при знании предмета, которого боится ребенок. Среди подобранных заранее игрушек должны быть те, которые олицетворяют собой страх юного пациента
Важно придумать сюжет, в котором, играя, ребенок сможет побороть собственную боязнь. Главное, чтобы дошкольник осознал, что он сильнее и могущественнее объекта собственного страха
Страхи в домиках
Эта методика разработана психологом М.Панфиловой. Ее особенность в том, что процесс диагностики напоминает детям игру. Дошкольнику выдается два листа бумаги и карандаши. На бумаге он должен нарисовать 2 дома разных цветов, в которые он должен «поселить» собственные страхи. В один домик дошкольник должен поместить все нестрашное, а в другой страшное.
После того как все «страшные» страхи будут помещены в один из домов, ребенку дается задание нарисовать на его двери замок, ключи от которых были потеряны. Такие действия помогут дошкольнику осознать, что его боязнь надежно закрыта и не навредит ему.
Страх, когда я сплю и бодрствую
Эта методика создана психологом Захаровой. Она также основана на рисовании страхов. Задача психолога дать четкие инструкции дошкольнику. Пациент должен изобразить свой страх, а позже его вербализовать.
Задание нарисовать свой страх
Такая диагностика эффективна при налаживании контакта с детьми, которые страдают от повышенной тревожности. Рассказывая про свой рисунок, дошкольник знакомит специалиста со своими страхами. Такой метод обладает важными свойствами психокоррекции. Обсуждение рисунка в игровой форме позволяет трансформировать внутренние ресурсы, их направление и характер с защиты на личностные изменения конструктивной формы.
Мои страхи
Эта популярная методика также основана на рисовании. Первоочередной задачей психолога является ознакомительная беседа. Специалист налаживает контакт с ребенком, узнает от него, чего он боится. Следующий шаг – рисование без заданной темы.
Такая методика эффективна в диагностике страхов у детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста
Ее особенность в том, что психолог может детально проанализировать рисунок, уделяя внимание форме изображенного предмета, его отдельных частей и цвета
Рисунок семьи
Такая методика часто используется при подозрении на проблематичные отношения с матерью и отцом. Проблемы в семье оставляют серьезный отпечаток на психике ребенка, из-за чего он может менять свое отношение к близким, занимать определенное место и т.д. Сама методика строится на 2 этапах. Первый — изображение семьи на бумаге. Второй — опрос пациента.
Как рисунок будет готов, психолог принимается за опрос, который проводится в игровой форме. Задаются такие вопросы:
- Чья семья нарисована? (Семья пациента, друга или какого-то вымышленного героя).
- Где находятся нарисованные люди, и чем они занимаются?
- Кто в семье имеет какую роль?
- Кто из персонажей симпатизирует дошкольнику?
- Кто из персонажей самый грустный?
- Кого и как из нарисованных детей наказывают родители?
Также можно использовать вымышленную историю о том, что семья собралась на прогулку, но места в их машине не хватает для одного человека. Дошкольнику следует задать вопрос о том, кого бы семья оставила дома.
Из полученных ответов психолог получает достаточное количество информации о страхах пациента. Перед специалистом открывается достаточная картина для того, чтобы правильно подобрать метод коррекции расстройства.
Диагностика
На выявление детских страхов в маленьком возрасте обычно уходит 1 сеанс у психолога. Чем старше ребёнок, тем затруднительнее диагностика, так как появляется скрытность, недоверие и прочие возрастные паттерны поведения.
Для диагностики в дошкольном и младшем школьном возрасте используются самые разнообразные методики.
«Домики»
Самая распространённая и точная методика выявления детских страхов, составленная М. А. Панфиловой и А. И. Захаровым на основании исследования М. Кузьминой. Её таблица «Детские страхи по возрастам (норма)» была представлена выше. Ребёнку дают два листа бумаги с нарисованными на них домиками. Один — чёрный, мрачный, устрашающий.
«Силуэт человека»
Предлагаем ознакомиться Аллергия на коровий белок у грудничка: симптомы и как проявляется непереносимость молока у ребенка
Автор — Л. Лебедева. Методика определяет эмоциональное состояние по цветовому выбору, согласно Люшеру. Ребёнку предлагается нарисовать и раскрасить человека (или даётся уже готовый контур). На наличие страхов указывает преобладание чёрного, серого и коричневого.
«Рисунок семьи»
Авторы — Г. Т. Хоментаускас и В. К. Лосева. Методика позволяет отследить панические переживания, порождённые обстановкой в семье. Оценивается местоположение ребёнка на рисунке, наличие остальных родственников, близко или далеко они от него находятся, держат за руку или нет, цвет одежды и многое другое. Диагностика чаще всего используется семейными психотерапевтами.
Используются также диагностические опросники:
- П. Бейкера и М. Алворда;
- Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко.
И. В. Самойленко предлагает использовать сказкотерапию для диагностики. Зачитывается сказка с проблемной концовкой, которую должен додумать ребёнок. Если у него всё закончится хорошо, вряд ли у него есть проблемы с фобиями.
Помимо всех этих методик, родителям и воспитателям предлагается понаблюдать за ребёнком в течение 3-5 дней. Если он страдает от фобий, на это укажут определённые маркеры:
- частая смена настроения;
- мускульное напряжение, мышечные конвульсии в области лица и шеи;
- чрезмерная возбудимость, нервозность;
- плаксивость, капризность;
- отсутствие аппетита;
- нарушения сна;
- трудности в концентрации внимания.
Описание методики по выявлению детских страхов
Методика «Страхи в домиках» представляет собой инструмент для выявления и обработки детских страхов. Данная методика разработана специально для дошкольников и основана на психологических принципах, позволяющих понять и помочь ребенку справиться с его страхами.
Целью методики является создание безопасной и доверительной среды, в которой ребенок сможет открыто выразить свои страхи и почувствовать поддержку со стороны взрослых. Методика помогает установить эмоциональный контакт и разговор о страхах ребенка, что позволяет ему почувствовать себя понятным и защищенным.
Для проведения методики используются игрушечные домики или домики из картона, которые служат символом домашнего пространства. В процессе работы ребенок приглашается сесть перед домиками и выразить свои страхи. Взрослый активно слушает ребенка, проявляя эмпатию, и записывает страхи в таблицу.
Таблица страхов представляет собой список страхов, выраженных ребенком. При этом, страхи могут быть разделены на общие темы (например, страх темноты, страх животных и т.д.) или просто перечислены по порядку.
Тема страха | Страхи |
---|---|
Темнота | Боюсь спать в темной комнате |
Животные | Боюсь собак, боюсь пчел |
Высота | Боюсь кататься на горках |
После того, как ребенок выразил все свои страхи, важно обратить его внимание на то, что все его чувства и страхи важны и нормальны. Взрослый может уточнить, почему ребенок боится той или иной вещи и предложить ему варианты, как справиться со страхом. Например, предложить использовать ночник в темной комнате или объяснить, что некоторые животные не опасны
Например, предложить использовать ночник в темной комнате или объяснить, что некоторые животные не опасны.
Важно поддерживать диалог с ребенком и следить за его эмоциональным состоянием. Методика «Страхи в домиках» позволяет создать основу для дальнейшей работы над страхами ребенка и помочь ему осознать, принять и постепенно преодолеть свои страхи
Как определить у дошкольника страх разлуки
На определенном этапе дети начинают опасаться разлуки с родителями. С точки зрения психологического развития это даже полезно – ребенок учится отделяться от взрослых и быть самостоятельным. Однако для самого малыша этот процесс сложный и мучительный.
Заподозрить страх разлуки можно, если ребенок:
- грустит после ухода родителей;
- постоянно спрашивает о маме и папе, беспокоится о них;
- боится, что его не заберут домой;
- не желает оставаться один;
- боится засыпать, видит страшные сны.
Боязнь разлуки может вызвать у детей соматические расстройства
Важно правильно связать причину и следствие и вовремя провести коррекционную работу. Занятия с опытным педагогом и психологом помогут пройти возрастные кризисы и вырастить здорового и счастливого человека
Поделитесь
Анализ рисунков.
В школе
Рисунки получились
самые разнообразные. Некоторые дети
рисовали только школу, столы и учителя;
другие рисовали только своих одноклассников,
учителей, чем занимаются на переменах,
в группе продлённого дня; третьи же
рисовали только себя в центре внимания.
В рисунках на тему
«В школе» самое важное то, как ребёнок
взаимно располагает фигуры сверстников
и себя. Те дети, которые рисуют себя в
центре группы это дети с истерическими
чертами характера. Те дети, у которых
на рисунке оказалось мало сверстников
или они отсутствуют совсем это дети с
невротическими реакциями
Это также
отражает проблемы взаимопонимания со
сверстниками. То же самое относится к
рисункам на тему «На улице, во дворе».Если
в рисунке ребёнка мало сверстников, то
это указывает на затруднения в приобретении
дружеских, устойчивых контактов и
чрезмерную опёку в семье
Те дети, у которых
на рисунке оказалось мало сверстников
или они отсутствуют совсем это дети с
невротическими реакциями. Это также
отражает проблемы взаимопонимания со
сверстниками. То же самое относится к
рисункам на тему «На улице, во дворе».Если
в рисунке ребёнка мало сверстников, то
это указывает на затруднения в приобретении
дружеских, устойчивых контактов и
чрезмерную опёку в семье.
Рисунки на тему
«Семья».
Детям даётся
задание нарисовать всех, с кем живёт
ребёнок. Исследование страхов с помощью
рисунков.
В рисунках имеет
большое значение порядок и близость
расположения фигур и особенно место
ребёнка. Если ребёнок рисует себя между
родителями- это говорит о привязанности
к обоим родителям, если вблизи к одному
из них- это говорит о выраженной
привязанности к одному родителю. Наконец,
цветовая гамма, общая с одним из взрослых,
в частности одна и та же окраска туловища,
указывает на большую степень отождествления
с ним по признаку пола.
Рисунки на тему
«Что мне снится страшное или чего я
боюсь днём».
Перед детьми
ставится цель отобразить наиболее яркий
страх. Какой именно детям не объясняется,
каждый ребёнок должен выбрать его сам.
Виды детских страхов
Появление страхов и их характер обусловлены особенностями детской психики, в частности, хорошо развитым воображением. В психологии используют разные классификации.
В зависимости от причины страхи делятся на:
- Возрастные (врожденные) и невротические (приобретенные). Первые бывают практически у всех детей и проходят самостоятельно по мере роста ребенка. Вторые вызваны внешними причинами – психическими потрясениями, неправильным воспитанием и пр.
- Личностно-обусловленные (возникают у детей с определенным складом характера) и ситуативные (появляются в опасной или непривычной обстановке).
- Воображаемые (сказочных персонажей, темноты, клоунов) и реальные (высоты, собак, незнакомцев).
Существует еще одна популярная классификация. По характеру течения страхи бывают:
- Ночные – в эту же группу входят кошмары. В время сна ребенок кричит, совершает хаотичные движения, может не удержать мочу. Утром чаще всего ничего не помнит.
- Необоснованные – соответствуют по фабуле и происхождению личностно обусловленным и воображаемым. Сюда относятся боязнь персонажей мультфильмов, оставаться дома одному и пр.
- Навязчивые или фобии – особая группа страхов, носящая болезненный характер. Это может быть страх закрытого пространства, высоты, полетов на самолете и пр.
- Бредовые — ребенок начинает бояться «безобидных» предметов – игрушек, телефона, подушки. Причиной может быть кошмарный сон или просмотренный мультфильм.
Для каждого возрастного периода характерны разные фабулы страха.
Период новорожденности
Существует мнение, что до полугода ребенок не способен испытывать страх. Его нервная система не достигла нужного уровня развития. Примерно с 6 месяцев грудничок распознает реакции взрослых и «отзеркаливает» их
Поэтому молодой маме важно сохранять спокойствие в присутствии малыша
Первые признаки тревоги определяются в 7 месяцев. Грудничок проявляет беспокойство, если мама отходит от него.
1-3 года
В этом возрасте психика ребенка стремительно развивается. Кроха получает новый опыт и впечатления. Некоторые из них способны вызвать страхи:
- Неожиданных резких звуков – хлопков, ударов, выстрелов и пр.
- Темноты – связан с опасением остаться одному, лишиться защиты и поддержки мамы.
- Незнакомых людей, животных.
- Боли – уколов и пр.
- Вымышленных персонажей — героев сказок, мультфильмов, фольклора.
Страх у ребенка 1-3 лет
У малышей первых лет жизни учащаются страшные сны и появляются ночные кошмары.
3-7 лет
После трех лет ребенок начинает ощущать себя как отдельную личность и одновременно вливается в социум. Дети стремятся быть самостоятельными и у них бурно развивается воображение.
В 3-4 года ребенок переживает возрастной кризис — становится раздражительным, плаксивым, капризным. Наиболее частые страхи:
- одиночества;
- наказания;
- быть ненужным — малыш опасается, что его разлюбят.
Страхи школьного возраста
У младших школьников появляется чувство долга и ответственности. В это время страх собственной смерти сменяется боязнью потерять родителей. Дети опасаются нападений злых незнакомых людей. Наряду с этим появляются типичные «школьные» страхи:
- плохих оценок;
- наказания со стороны педагога или родителей;
- строгого учителя;
- не справиться с заданием;
- не вписаться в коллектив одноклассников.
Страхи подростка
При правильной переработке с возрастом страхи школьников уменьшаются и исчезают совсем. Однако в некоторых случаях они перерастают в фобии и другие навязчивые состояния.
Выявление тревожного ребенка в группе
Работа с дошкольниками может проводиться и на групповых занятиях. Одним из способов выявления тревожных детей является определение признаков страха по системе, созданной Г. Лаврентьевой и Т. Титаренко. Опросник включает 20 основных пунктов, каждый из которых требует определенного наблюдения специалиста за детьми.
Специалист оценивает, может ли тот или иной дошкольник:
- Играть не уставая.
- Жаловаться, когда ему снятся кошмары.
- Подвергаться частой смене настроения.
- Иметь проблемы с аппетитом.
- Сдерживать слезы при конфликтах.
- Иметь проблемы со сном.
Для обозначения ответов по пунктам строится таблица с фамилиями детей. Напротив каждого вопроса специалист ставит «плюс» или «минус». Подсчитывается общее количество знаков в колонке каждого тестируемого. Уровень тревожности определяет количество «+»:
- 1-6 – низкая;
- 7-14 – средняя;
- 15-20 – высокая.
Такая методика в индивидуальной диагностике неэффективна. Ее задача – выявлять тревожных детей, а не выяснять особенности их страхов.
Правила проведение тестирования для дошкольников
Для преодоления ребенком состояния тревоги, делают диагностику
Важно посмотреть преобладающую эмоцию. Метод применим и для детей, не умеющих рисовать
Взрослый предлагает нарисовать два дома: черный и красный. Страхи переселяют из внутреннего «я» в рисунок. В красный дом помещают эмоции, в которых ребенок не уверен. А черный наполняют остро ощутимыми переживаниями. Можно уточнять название страха. На этапе беседы перечисляются вопросы. Ребенок отвечает, боится или нет?
Помогает также техника открытых уточнений, когда нельзя ответить да или нет. Соблюдая правильную позу по отношению к опрашиваемому, создается доверительный контакт. Похвала и одобрение залог честности в ответах. Подсчитывают перемещенное количество эмоций в черный дом.
Далее домик закрывается на замок, ключ (рисунок) выбрасывается. После чего симптомы уходят, наступает спокойствие. Согласно возрастным нормам, количество страхов не должно превышать десяти. Городских жителей выделяют. Обычная норма превышена на пять пунктов. По нескольким положительным ответам определяют доминанту. И если превышен допустимый предел, говорят о предневротическом состоянии. Тогда уже проводят психическую коррекцию
Стоит не упускать важного момента, откладывая на потом
Пример количественного отношения, практическая реализация страхов:
- Возраст 3 года: мальчики: 9, девочки: 7
- Возраст 4 года: мальчики: 7, Д: 9
- Возраст 5 лет: мальчики: 8, Д.: 11
- Возраст 6 лет: мальчики: 9, девочки: 11
- Возраст 7 лет (дошкольники): мальчики: 9, девочки: 12
- Возраст 7 лет (школьники): мальчики: 6, девочки: 9
Формула расчета. ИС=число страхов*100%.
Возрастные особенности проявления страхов. Если малышу 8 месяцев, для него естественно бояться незнакомых людей. А подрастая, в 1,5 года кроха переживает при длительном отсутствии мамы. Также его пугает шум в семье, манипуляции врачей и укол. В период двух лет, если был опыт наказаний, ребенок зажимается от замечаний законных представителей.
Важно найти подход к каждому ребенку. Видя, как мама кричит на малыша, возникает вопрос о зрелости
Ведь образование в сфере воспитания никому не мешает.
Более того, решаются многие задачи.
Транспорт
Некоторые наблюдали, когда дошкольник раннего возраста паниковал перед видом транспорта. Малыши не привыкли к громким звукам. В таком случае стоит успокоить ребенка, утешить. А регулярные поездки приучат к новым впечатлениям.
Народная мудрость. В любимых сказках живут различные персонажи. Некоторые из них имеют негативный характер. Читая литературные произведения, необходимо провести анализ, только потом передавать содержание детям. Во многих сказках говорят об коварстве, жестокости.
«Я сам!»
Оставив дитя в комнате одного, появляется возможность развить фобию замкнутого пространства. Правильнее и безопаснее будет постепенное привыкание, быть наедине с собой. Например, заняв чадо интересной игрой можно приготовить обед. Но ребенок должен находиться в поле зрения.
Пятый угол.
В младшем возрасте у ребят может наблюдаться чувство вины. Корень находится в неосознанно поведении воспитателя, родного человека. Психологи рекомендуют до трех лет не отдавать крошку в детский сад. Как только произойдет первая социализации, пришло время расширить рамки до дошкольного учреждения.
Организация исследования
Курсовое исследование включало в себя четыре этапа:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме страхов у воспитанников детских домов
- Подготовка эмпирического исследования
- Проведение исследования
Анализ результатов.
Анализ литературы был изложен нами в теоретической главе.
На втором этапе была подобрана методология выборки для исследования. Мы провели наше исследование на воспитанниках Санаторного детского дома № 5. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 6 до 8 лет. Группа состояла из 10 мальчиков и 10 девочек. Учитывая особенности развития детей в данном возрасте, для диагностики было решено использовать методики «Страхи в домах» и «Нарисуй свой страх».
Методика выявления детских страхов «Страхи в домах» была разработана для выявления и уточнения преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т.д.) у детей старше 3 лет. Ребенку дается следующая инструкция: «Страшные страхи живут в черном домике, а нестрашные — в красном. Помоги мне разложить страхи из списка по домикам». Взрослый рисует контур двух домов (на одном или двух листах) — черного и красного. А затем предлагает расселить страхи из списка по домам, называя страхи по очереди. Необходимо записать те страхи, которые ребенок поместил в черный домик, то есть признать, что он его боится. Беседу следует вести медленно и подробно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» или «нет», «боюсь» или «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится ребенок или нет, нужно только время от времени. Тем самым избегается индукция страхов, их непроизвольное внушение. В случае стереотипного отрицания всех страхов, просят давать развернутые ответы типа «Я не боюсь темноты», вместо «нет» или «да». После выполнения задания, ребенку предлагают закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ выбросить или потерять. Это действие успокаивает актуализированные страхи. Анализ результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает количество страхов в черном домике и сравнивает их с возрастными нормами. Суммарные ответы ребенка объединяются в несколько групп в соответствии с типами страхов. После выполнения задания ребенка просят закрыть черный дом (нарисовать его), а ключ выбросить или потерять. Это действие успокаивает актуализированные страхи.
Анализ результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает количество страхов в черном домике и сравнивает их с возрастными нормами. Суммарные ответы ребенка делятся на несколько групп в соответствии с типами страхов.
- Медицинские (боль, уколы, врачи, болезнь, кровь)
- Физические (транспорт, огонь, стихия, война, звуки)
- Страх смерти (умирание)
- Животные и герои сказок
- Кошмары, темнота
- Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания)
- Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство).
Проективная методика «Нарисуй свой страх».
При анализе внутреннего мира ребенка необходимо учитывать его личностные особенности. В практике психологического обследования применяется широчайший спектр методик, направленных на выявление таких особенностей. Большинство из них относится к так называемым проективным методам исследования личности. Их общим методологическим подходом, служащим для выявления менее доступных непосредственному наблюдению особенностей личности, является принцип неопределенности стимульного материала (например, CAT) или инструкции к заданию (как, например, в рисуночных методиках). Предполагается, что в ситуации неопределенности ребенок свободнее выражает (проецирует) свое собственное «Я», особенности своего внутреннего мира и личного опыта. Задача экспериментатора — облегчить испытуемому «проецирование». Для этого он должен демонстрировать испытуемому доброжелательное отношение и заинтересованность в результатах его деятельности при полном отсутствии оценочного отношения.
Техника «Нарисуй свой страх» проводится с дошкольниками и младшими школьниками. Упражнение помогает диагностировать основные страхи. Детям раздается бумага, цветные карандаши, краски, фломастеры, цветные мелки. Взрослый просит детей нарисовать свой страх и дать ему название. Если ребенок отказывается рисовать свой страх, он может нарисовать на свободную тему. И этот факт считается дополнительной диагностикой. После этого участникам предлагается на выбор несколько вариантов избавления от своего страха — уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его так, чтобы он понравился самому себе
Происхождение страхов у дошкольников
По различным причинам дети дошкольного возраста становятся наиболее подверженными воздействию неблагоприятных факторов. Число детей с признаками эмоционального неблагополучия возрастает. Они становятся легковозбудимыми, тревожными или агрессивными.
Происхождение страхов может иметь различный характер. Часть из них наблюдается из-за проблем и трудностей взаимоотношений дошкольника с родителями или же с ровесниками. Другие могут быть связаны с личностными переживаниями. Психологи считают, что формирование фобических расстройств имеет 2 основные теории происхождения, которые объединяют все причины возникновения.
Первая теория – травматический фактор, вторая же – следствие угрозы повторения этого фактора. Особенности психического развития детей зависят от реальности угрозы после пережитых стрессовых ситуаций, результатом которых стало формирование боязни определенного раздражителя. Аффективно-заостренное восприятие опасности является частью защитного механизма. Те дети, которые страдают от страхов, меняют собственное поведение и по-другому эмоционально реагируют.
Иммунитет к страхам, то есть отсутствие воздействия на психику, наблюдается очень редко. Психологи уверены, что для нормального развития детей это неестественно. Подобные проблемы могут указывать на проблемы с выражением эмоций, чрезмерную возбудимость и даже слабые инстинкты самосохранения.
Сила воображения
Отдельно стоит сказать о роли фантазии в закреплении страхов у детей. Затяжное переживание страхов, их переход в фобии характерен для деток тревожных, мнительных, не уверенных в себе, впечатлительных, пессимистичных, зависимых и подверженных влиянию. Именно в таких случаях невинные детские фантазии довольно быстро обретают навязчивые хронические черты.
А фантазируют дети, особенно в дошкольном возрасте, по любому поводу (это естественный этап их психологического развития): услышал страшную сказку или историю-страшилку от сверстника, посмотрел пугающий мультик или фильм, прочел книгу с ужасным сюжетом, поиграл в кровавую компьютерную игру, услышал что-то в разговоре взрослых. Даже дерущиеся во дворе коты могут стать причиной возникновения страха.
Развитое воображение работает непрерывно. Устрашающие тени от лампы, шторы, одеяла, зловещий свет полной луны, таинственные звуки за окном – именно в таких красках воспринимает мир впечатлительный малыш. И вот его жизнь наполняется привидениями, оборотнями, инопланетянами, чудищами и монстрами…