Методика САН (аббревиатура от названия теста – Самочувствие, Активность, Настроение).
Предназначена для диагностики эмоциональных состояний, которые выявляются при биполярной самооценке испытуемым выраженности своих состояний, сгруппированных по трем категориям (самочувствию, активности и настроению).
Испытуемому предлагается оценить выраженность переживаемых им состояний по 7-балльной шкале, построенной с учетом биполярного распределения ответов (+3; +2; +1; 0; –1; –2; –3).
3 балла – это состояние наиболее типично;
2 балла – такое состояние довольно типично;
1 балл – это состояние встречается чаще, чем противоположное;
баллов – трудно сказать, какое из противоположных состояний более типично
Ключ для обработки методики «САН»
Подсчитывается сумма баллов по каждой категории, для чего цифры шкалы переводятся в 7-балльную оценку по такому ключу:
Позиции 1, 2, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 23, 24, 25, 26, 29, 30 – считаются от 7 до 1 балла.
Позиции 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28 – считаются от 1 до 7 баллов.
Самочувствие: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Сумма баллов, полученная по каждой из категорий отражает текущее функциональное состояние испытуемого, исходя из расчета, что величина 50 – 55 баллов соответствует норме.
Регистрационный бланк к методике «Сан»
Подразделение _______________________ Дата «…» __________________
Фамилия, И.О. ___________________________________________________
Инструкция
Оцените, пожалуйста, свое типичное психологическое состояние. Для этого Вам необходимо оценить степень выраженности, типичность того или иного состояния, предложенного в биполярном соотношении. Выбранную Вами оценку обведите кружком:
3 балла — это состояние наиболее типично;
2 балла — такое состояние довольно типично;
1 балл — это состояние встречается чаще, чем противоположное;
баллов — трудно сказать, какое из противоположных состояний более типично.
Эмоциональное состояние | степень | ± | степень | Эмоциональное состояние | ||||
1. | Самочувствие хорошее | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Самочувствие плохое |
2. | Чувствую себя сильным | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Чувствую себя слабым |
3. | Пассивный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Активный |
4. | Малоподвижный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Подвижный |
5. | Веселый | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Грустный |
6. | Хорошее настроение | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Плохое настроение |
7. | Работоспособный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Разбитый |
8. | Полный сил | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Обессиленный |
9. | Медлительный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Быстрый |
10. | Бездеятельный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Деятельный |
11. | Счастливый | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Несчастный |
12. | Жизнерадостный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Мрачный |
13. | Напряженный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Расслабленный |
14. | Здоровый | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Больной |
15. | Безучастный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Увлеченный |
16. | Равнодушный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Взволнованный |
17. | Восторженный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Унылый |
18. | Радостный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Печальный |
19. | Отдохнувший | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Усталый |
20. | Свежий | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Изнуренный |
21. | Сонливый | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Возбужденный |
22. | Желание отдохнуть | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Желание работать |
23. | Спокойный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Озабоченный |
24. | Оптимистичный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Пессимистичный |
25. | Выносливый | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Утомляемый |
26. | Бодрый | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Вялый |
27. | Соображать трудно | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Соображать легко |
28. | Рассеянный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Внимательный |
29. | Полный надежд | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Разочарованный |
30. | Довольный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Недовольный |
Описание методики «Самочувствие, активность, настроение»
Методика САН была предложена в 1973 году группой учёных 1 Московского медицинского института имени Сеченова. В состав разработчиков входили В. А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников. Тест представляет собой 30 пар слов, описывающих общие состояния, степень эмоциональной и физической активности и настроения человека. В качестве целей исследования учёные выделили:
- оценку психического состояния испытуемого;
- выявление психоэмоциональной реакции на умственную нагрузку;
- определение биологических ритмов, свойственных физиологическим и психическим функциям.
Методику рекомендуется применять в переходные периоды жизни ребёнка или подростка, такие как:
- старт обучения в школе;
- переход в среднее звено;
- начало пубертатного периода;
- поступление в старшие классы и окончание школы.
Таким образом, методика САН может использоваться для диагностики детей любого возраста.
Активность ребёнка напрямую связана с его настроением, которое, в свою очередь, определяется самочувствием — вот почему эти три показателя должны исследоваться вместе
Как происходит обработка данных
За ним следует индекс 2, который соответствует такому же числу баллов. А 1 принимается за 3 балла и так далее. Полюса шкалы претерпевают постоянные изменения. Индекс 3 с противоположной стороны становится равен 7 баллам. Для положительных состояний свойственны высокие значения, а для отрицательных – наиболее низкие. По приведенным баллам следует рассчитать среднее арифметическое. Это нужно делать в целом, а также отдельно, в зависимости от активности, настроения и самочувствия.
Подобный тест очень эффективен и прост. Особенно удобно проходить его онлайн, каждый раз заполняя чистое поле. Хотя можно воспользоваться распечаткой и ручкой, чтобы выявить особенности своего самочувствия. Он может быть проведен профессионалом или с целью удовлетворения личного интереса.
Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идёт о ребёнке, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития
Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций и чувств. Одним из эффективных способов определения самочувствия, настроения и общей активности является методика САН
Обработка данных, подсчёт результатов и их интерпретация
Для подведения итогов используйте модернизированную шкалу, в которой самый негативный ответ («я несчастлив») оценивается в 1 балл, а самый позитивный («я счастлив») в 7 баллов. Ответ «+2», соответственно, будет стоить 6 баллов, ответ «+1» – 5, «0» – 4 и т. д. При этом помните, что в некоторых вопросах самый негативный вариант расположен не справа, а слева, поэтому готовьте ключ внимательно.
Для того чтобы оценить самочувствие учащегося, просуммируйте его баллы, полученные за ответы на вопросы 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Оценка активности производится по вопросам 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Оставшиеся десять вопросов помогают оценить текущее настроение подростка.
Сумму, полученную в каждой категории, разделите на 10. Таким образом, максимальный показатель в каждой категории составляет 7, минимальный – 1.
Валерий Доскин писал, что балл выше четырёх свидетельствует о благоприятном самочувствии испытуемого
Если балл ниже четырёх, то на это следует обратить внимание. Если балл ниже 2,5, имеет смысл провести с учеником отдельную беседу
Возможно, ребёнок нуждается в срочной психологической помощи
Однако важно помнить, что категории нельзя оценивать в отрыве друг от друга. Пусть низкие показатели в категории «самочувствие» не вызывают у вас особой тревоги, если в категории «настроение» у подростка выше четырёх
Такая ситуация означает лишь то, что испытуемый чувствует физическую усталость, но его психологическое состояние находится на вполне приемлемом уровне.
Эта методика – надёжный и проверенный способ быстро и эффективно оценить психологическое состояние учащихся.
Чтобы оценивать самочувствие, активность и настроение, был разработан специальный опросник. Его создали сотрудники Первого Московского медицинского института им. И. М. Сеченова. А если более конкретно, то в 1973 году опросник САН разрабатывали В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников. Об особенностях этого тестирования рассказывается в статье.
Каким образом используется опросник
Тест востребован для оценки При этом он отображает самочувствие не только пациентов медицинских учреждений, но и здоровых людей. Исследование направлено на определение Они представлены периодически повторяющимися изменениями особенностей, силы явлений и процессов биологического характера. Также это касается индивидуальных особенностей, отображающих психофизиологические функции.
Прохождение тестирования состоит в соотношении состояния с психологическими признаками. Опросник САН очень удобен в использовании. Он представлен в виде шкалы с индексами (3 2 1 0 1 2 3). Испытуемому предлагается 30 пар слов, для которых свойственно противоположное значение. Задание состоит том, чтобы выбрать и обвести в кружок по 1 цифре на каждой шкале. Выбранное значение должно наиболее точно отражать состояние человека, каким оно является в момент проведения теста.
Процедура тестирования САН
Возможен как групповой способ проведения диагностики, так и индивидуальный. Использование один на один с испытуемым рекомендуется в том случае, если ребёнок неуверенно читает и испытывает трудности с пониманием значения всех слов-состояний, на анализе которых и построен тест. Временных ограничений для детей нет, но стоит указать на то, что ответ должен быть дан быстро — первое пришедшее в голову. Только так можно рассчитывать на объективность результатов теста.
Инструкция по организации диагностики:
- Взрослый выдаёт испытуемому опросник.
- Затем доступно объясняет ребёнку, что перед ним расположен список из 30 пар состояний-настроений, а задача тестируемого — оценить степень проявления того или иного качества у себя, выставив один из баллов (от 1 до 3). При этом цифра 1 означает, что настроение проявляется лишь изредка, 2 — довольно часто, а 3 — постоянно.
Экспериментатор также оговаривает: если в паре ни одно из качеств не проявляется или они одинаково выражены, то нужно поставить 0.
Структура теста
Опросник САН составлен из 30 пар противоположных качеств, характеризующих самочувствие. Ответы на них помогают разобраться в себе, отображая меру проявления каждой характеристики в данный момент времени. При прохождении теста нужно максимально точно описывать своё состояние. Для этого в каждой из приведенных пар нужно выбирать особенность, с помощью которой можно отобразить состояние в данный момент времени. С этой целью следует выбирать цифру, которая максимально точно соответствует ощущениям в данный момент времени.
Каждая из шкал имеет средний балл, который равен 4. Вот таким образом устроен опросник САН. Самочувствие, активность, настроение определяются как благоприятные, когда оценка превышает 4 балла. А вот если значение является меньшим, то нельзя судить о хорошем отношении к происходящему в этот момент времени. Для нормальных оценок состояния свойственен диапазон 5,0-5,5 баллов.
Описание процедуры диагностики
Для проведения диагностики по методике САН попросите учащегося (либо группу учащихся) заполнить специальный бланк. На бланке указаны 30 альтернативных состояний, например, «я счастлив — я несчастен», «мне весело — мне грустно». Между этими определениями находится шкала: 3–2-1–0-1–2-3. Если учащийся чувствует себя счастливым, он подчёркивает цифру «3», размещённую рядом с утверждением «я счастлив». Если несчастен, выбирает противоположную «тройку». Если учащийся не чувствует себя ни счастливым, ни несчастным, отмечает «0». Если чувствует, что «почти счастлив», выделяет «двойку», если «скорее счастлив, чем несчастлив» — «единицу».
Образец бланка для диагностики по методике САН
Очень важно, чтобы подросток чётко понимал: ответ должен отражать текущее состояние, а не то, как он в целом оценивает удовлетворённость жизнью. Критически важно, чтобы ученик давал честные ответы
Об этом нужно предупредить до начала процедуры диагностики.
Проведение исследования занимает 10–15 минут.
Обработка и интерпретация результатов (обсчёт)
Индекс 3, обозначающий неудовлетворительное состояние, оценивается в 1 балл, индекс 2 — 2 очка, 3 — 3 балла. За отметку 0 засчитываем ребёнку 4 очка. Индекс 1, обозначающий слабую выраженность положительного состояния, оценивается в 5 баллов, 2 — в 6, 3 — в 7. Таким образом, за негативное испытуемый получает низкие баллы, а за позитивное — высокие. После обсчёта нужно вывести общую сумму оценок, ориентируясь на таблицу (ключ):
Исследуемое состояние | Вопросы, которые его выявляют |
Самочувствие | 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26 |
Активность | 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28 |
Эмоциональное состояние или настроение | 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30. |
По общей сумме — от 10 до 70 баллов — можно определить состояние испытуемого на текущий момент времени:
- меньше 30 — плохой показатель;
- от 30 до 50 — средний;
- больше 50 — высокий.
Ряд источников предлагает несколько иную систему подсчёта: полученные результаты по каждой шкале нужно поделить на 10. В результате получится средний балл:
- больше 4 — благоприятное состояние;
- 5–5,5 — нормальные показатели;
- меньше 4 — плохое значение.
Обратите внимание, что для составления объективной картины психоэмоционального состояния ребёнка важно также учитывать соотношение показателей. Так, если малыш отдохнул, находится в хорошем расположении духа, то его оценки активности, настроения и самочувствия будут примерно одинаковы. А вот если усталость или напряжение нарастает, то значения самочувствия и активности будут существенно ниже, чем настроения
А вот если усталость или напряжение нарастает, то значения самочувствия и активности будут существенно ниже, чем настроения.
Методика САН — удобный инструмент диагностики для определения психоэмоционального состояния школьника в разном возрасте. С помощью теста можно оценить не только психическое состояние испытуемого, но и выявить биологические ритмы, связанные с процессами в организме ребёнка.
Опросник «Самочувствие, активность, настроение»
Тест САН — разновидность опросников состояний и настроений. Разработан сотрудниками 1 Московского медицинского института имени И.М.Сеченова В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым в 1973 г.
САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существуют континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация». САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.
Настроение
Указанное качество представлено продолжительными состояниями, для которых характерна устойчивость. Так устроен опросник САН. Интерпретация предполагает оценивание эмоционального фона, характеризующего подавленное или приподнятое настроение. представляет собой реакцию на последствия определённых событий. Это касается и их значения в отношении общих ожиданий, жизненных планов и интересов.
При этом важна чёткая идентификация состояния. Это может быть скука или восторг, радость. В отличие от ощущений, настроение направляется на один или другой объект. Его вызывает какой-то повод, причина. При этом немаловажным является присутствие эмоционального отклика на любые воздействия.
Интерпретация результатов: ключи
А как квалифицированный психолог считает баллы? Оценка дается по каждому критерию усредненная. Для подсчета результатов необходимо опираться на таблицу. Каждый вопрос имеет 7 вариантов ответа – цифры от -3 до 3. За ответ 3 начисляется 7 баллов, за 2 зачисляется 6 баллов и так далее, по нисходящей до 0. Ключ для каждого вопроса свой.
Подсчет, как видим, несложный. Есть 30 ответов-подсказок, которые характеризуют 3 показателя. Каждый ответ – это критерий, оценивающий состояние в баллах от 1 до 7. Средний балл – 4, но нормальным показателем считается оценка 5.0 или 5.5. Специалист во время обработки результатов смотрит не только на баллы, важным показателем является и соотношение активности, настроения и самочувствия.
Для кого разработан опросник САН
Разработан названный тест ведущими сотрудниками Московского университета им. Сеченова еще в 1973 году. Принимали участие в его создании Доскин В. А., Лавреньева Н.А., Шарай В. Б. и другие исследователи.
Опросник САН, точнее обработанная информация, собранная опросником, помогает специалистам определить некоторые личностные особенности человека:
- психоэмоциональную реакцию индивидуума на нагрузку;
- личные биоритмы;
- особенности эмоционального состояния здорового психически человека без влияния стресса.
Кроме того, применяется опросник для определения состояния психически больных людей в конкретный период времени. То есть опросник применяется повсюду, где точно нужно установить состояние психоэмоционального здоровья конкретной личности в период нагрузки.
Часто он применяется для исследований подросткового периода. Для этого опрашивают около 100 человек подростков и подсчитывают общие результаты.
Обработка и интерпретация результатов (обсчёт)
Индекс 3, обозначающий неудовлетворительное состояние, оценивается в 1 балл, индекс 2 – 2 очка, 3 – 3 балла. За отметку 0 засчитываем ребёнку 4 очка. Индекс 1, обозначающий слабую выраженность положительного состояния, оценивается в 5 баллов, 2 – в 6, 3 – в 7. Таким образом, за негативное испытуемый получает низкие баллы, а за позитивное – высокие. После обсчёта нужно вывести общую сумму оценок, ориентируясь на таблицу (ключ):
По общей сумме – от 10 до 70 баллов – можно определить состояние испытуемого на текущий момент времени:
- меньше 30 – плохой показатель;
- от 30 до 50 – средний;
- больше 50 – высокий.
Ряд источников предлагает несколько иную систему подсчёта: полученные результаты по каждой шкале нужно поделить на 10.
В результате получится средний балл:
- больше 4 – благоприятное состояние;
- 5–5,5 – нормальные показатели;
- меньше 4 – плохое значение.
Обратите внимание, что для составления объективной картины психоэмоционального состояния ребёнка важно также учитывать соотношение показателей.
Так, если малыш отдохнул, находится в хорошем расположении духа, то его оценки активности, настроения и самочувствия будут примерно одинаковы. А вот если усталость или напряжение нарастает, то значения самочувствия и активности будут существенно ниже, чем настроения
Методика САН – удобный инструмент диагностики для определения психоэмоционального состояния школьника в разном возрасте. С помощью теста можно оценить не только психическое состояние испытуемого, но и выявить биологические ритмы, связанные с процессами в организме ребёнка.
Инструкция
Вам предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Выберите в каждой паре ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметьте цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.
Тестовое задание
1 | Самочувствие хорошее | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Самочувствие плохое |
2 | Чувствую себя сильным | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Чувствую себя слабым |
3 | Пассивный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Активный |
4 | Малоподвижный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Подвижный |
5 | Веселый | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Грустный |
6 | Хорошее настроение | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Плохое настроение |
7 | Работоспособный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Разбитый |
8 | Полный сил | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Обессиленный |
9 | Медлительный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Быстрый |
10 | Бездеятельный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Деятельный |
11 | Счастливый | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Несчастный |
12 | Жизнерадостный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Мрачный |
13 | Напряженный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Расслабленный |
14 | Здоровый | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Больной |
15 | Безучастный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Увлеченный |
16 | Равнодушный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Взволнованный |
17 | Восторженный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Унылый |
18 | Радостный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Печальный |
19 | Отдохнувший | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Усталый |
20 | Свежий | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Изнуренный |
21 | Сонливый | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Возбужденный |
22 | Желание отдохнуть | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Желание работать |
23 | Спокойный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Озабоченный |
24 | Оптимистичный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Пессимистичный |
25 | Выносливый | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Утомленный |
26 | Бодрый | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Вялый |
27 | Соображать трудно | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Соображать легко |
28 | Рассеянный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Внимательный |
29 | Полный надежд | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Разочарованный |
30 | Довольный | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | Недовольный |
Спасибо за ответы!
Описание
Тест для диагностики самочувствия, активности и настроения (САН) состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.
Ключ к тесту
При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие – сумма баллов по шкалам 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность – сумма баллов по шкалам 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение – сумма баллов по шкалам 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4.
Интерпретация результата
Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 – о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0–5,5 балла. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.
Активность
Деятельность является общей характеристикой живых существ. При этом собственная динамика состоит в том, чтобы преобразовывать или поддерживать жизненно значимые взаимоотношения с внешними раздражителями. Этому сопутствует определённое разделение. Оно представлено видами активности:
- Химической.
- Активностью сознания.
- Физической, нервной, психической активностью.
- Группы.
- Личности.
- Общества.
Активность напрямую связана с тем, каким образом происходит прогнозирование развития событий. Это касается самой среды, а также положения живого организма в ней.
Кроме того, это сфера проявления темперамента. Она определяется широтой взаимодействия человека и окружающей среды (социальной и физической). Этот параметр определяет самочувствие, отвечающее характеристикам:
- Инертность.
- Пассивность.
- Инициативность.
- Спокойствие.
- Стремительность.
- Активность.
Подводим итоги опросника
Проставив оценки, необходимо их перевести по бальной шкале и подсчитать результаты. Слева направо все значения в данной таблице соответствуют такому количеству баллов: 3 = 7; 2 = 6; и так далее, чтобы последняя 3 была равна 1. Проставив необходимые баллы, необходимо сложить по 10 показателей самочувствия, активности и настроения и разделить на 10. В результате получим средний показатель по перечисленным критериям.
Показатели самочувствия находятся в таблице под номерами 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26, 27, 28. Анализ активности проводится по показателям 1, 2, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 29, 30. Настроение характеризует последний блок вопросов под номерами: 3, 4, 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24.
Средний бал для каждой составляющей опросника сан должен находиться в пределах 5-5,5 балла. Это считается нормальный уровень, который позволяет продуктивно работать и заниматься необходимыми делами в радость. Если полученные значения ниже 4, то в таком случае стоит задуматься, как его повысить, возможно, нужно отвлечься и отдохнуть.
Проходить данный тест можно несколько раз в неделю, это позволит выявить те моменты в самочувствии, когда важно заняться собой и отвлечься от злободневной суеты, что в итоге принесет намного больше сил для эффективного выполнения разных задач на работе и дома.