Методика «Рисунок семьи»: интерпретация

Размер фигур

Этот параметр указывает на авторитетность членов семьи. Не следует путать с предыдущим пунктом. Ведь последовательность означает чувства ребенка к членам семьи, а вот размер указывает на влияние нарисованной фигуры. Так, в семье, где даже мама побаивается папу, ребенок нарисует его больше всех.

Дети, которые купаются в любви, заботе и имеют значительное влияние на всех членов семьи, рисуют себя самыми высокими, иногда даже больше родителей. И наоборот, если художник чувствует себя никому не нужным, он изобразит свою фигуру маленькой, едва заметной. Одинаковые размеры фигур говорят о том, что все в семье равноправны.

Часто детский рисунок семьи помогает выявить и проблемы в отношениях родителей. Например, если папа постоянно обижает маму, ребенок нарисует агрессора большим и злым, а жертву – маленькой и обиженной

Очень важно обратить внимание, какое место при этом выберет себе ребенок. Если он будет такого же размера, что и папа, значит, он согласен с его действиями, а если как мама — значит, он жалеет ее

Анализируем рисунок

1. Очередность появления на картинке. Обычно самыми первыми рисуют тех, с кем у ребёнка более близкие отношения в данный период времени.

2. Расположение членов семьи. Если ребёнок рисует себя по центру — значит он в гармонии и в полной уверенности, что родители его любят

А если ребёнок вовсе забыл себя нарисовать — значит чувствует себя брошенным и одиноким, обратите на это особое внимание

3. Отсутствие кого-то

Если ребёнок забыл кого-то нарисовать — это тоже признак, на который стоит обратить внимание. Вы можете спросить у ребёнка про отсутствующего персонажа. Очень частый ответ может быть «Папа/мама на работе»

Это вовсе не значит, что отношения с этим человеком испорчены — вполне возможно что малыш просто обижен

Очень частый ответ может быть «Папа/мама на работе». Это вовсе не значит, что отношения с этим человеком испорчены — вполне возможно что малыш просто обижен.

4. Присутствие кого-то. На рисунке неожиданно может появиться родственник, который живёт от вас далеко. Значит ребёнок очень любит этого человека и скучает — так часто бывает с бабушками и дедушками.

А еще ваше чадо может нарисовать собаку, хотя в вашем доме нету домашних животных, или ещё одного малыша — вам повезло, и ребёнок сам показал, кого ему очень не хватает…

5. Размер себя самого. Если ребёнок рисует себя несоразмерно маленьким по отношению ко всем — возможно он чувствует, что его не слышат и не понимают, или отвергают. Если слишком большим — это маркер избалованности ребёнка. Рисует себя на равных — чувствует также.

6. Размер других членов семьи. Если ребёнок рисует кого-то слишком большим, то значит этот человек имеет для малыша особый авторитет. Если ребёнок рисует младшего брата/сестру больше по размеру, чем себя самого — на лицо ревность, ребёнок чувствует себя менее значимым по сравнению с младшим членом семьи.

7. Расстояние. Если в доме мир и покой, то все члены семьи будут расположены рядом друг с другом. Если ребёнок рисует кого-то в отдалённости — это ещё один момент задуматься. Точно также, если малыш нарисовал любой предмет между собой и одним из членов семьи — это можно расценить как психологический барьер.

Нет ничего страшного, если ребёнок нарисовал кого-то отдалённо от всех остальных — дети также могут показать так свою временную обиду, если накануне этот человек малыша поругал. А вот если ребёнок рисует себя отдалённо от всех — это повод задуматься.

8. Цвета. Есть мнение, что яркими цветами ребёнок раскрашивает тех членов семьи, к которым испытывает особо теплые чувства, а если кого-то рисует чёрным — значит обижен, боится или зол на этого человека. Но всегда анализируйте рисунок масштабно — вполне возможно у человека просто такая цветовая гамма в одежде в повседневной жизни.

Если малыш рисует себя и кого-то из членов семьи одним цветом — значит с этим человеком особая эмоциональная связь. И вообще, преобладание каких-либо цветов в рисунке поможет проанализировать эмоциональное состояние ребёнка в данный момент.

Виртуальная фотовыставка «Вот она какая – моя семья!»

15 мая весь мир отметил Международный день семьи. Для каждого человека самое главное в жизни – это СЕМЬЯ.

Семья – это близкие и родные люди, те, кому желаем добра и счастья, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся. Это утверждение никогда не станет избитым. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению, ответственности.

В детском саду «Золотой петушок» п. Пангоды Надымского района стало традицией проведение совместных выставок. Организуя их, мы преследуем цель — вовлечение родителей в жизнь детского сада. Такие выставки всегда проходили в фойе детского сада. Но короновирусная инфекция внесла в нашу жизнь свои коррективы. Стараясь переждать карантин, наши родители и дети знают, чем себя занять в это время. Свой досуг, игры, совместное времяпрепровождение они отражают в своих творческих работах. На сайте ДОУ можно увидеть много выставок рисунков, поделок, домашних импровизированных концертов, результатов продуктивной деятельности дистанционных занятий и мастер-классов педагогов.

На очередной призыв педагогов принять участие в виртуальной фотовыставке, приуроченной празднику «Вот она какая – моя семья!», многие родители с радостью откликнулись. Семьи воспитанников Каиш Максима, Кузьмина Михаила, Люткиной Елизаветы, Пуминовой Татьяны постарались и представили фотографии в виде стенгазет, где можно увидеть семейные портреты, сюжетные зимние и летние фотографии — дети играют с папой или мамой, рыбачат с любимым дедулей, катаются на гироскутерах. На многих запечатлена семья на празднике, на отдыхе, на природе или в домашней обстановке.

И самое главное – все фото позитивные, интересные. Мы можем с уверенностью сказать: наши семьи дружные, веселые, энергичные!

МДОУ «Детский сад «Золотой петушок» п. Пангоды».

Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007723.

От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области» Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать «Свидетельство о публикации в СМИ». Образец: Свидетельство о публикации в СМИ.pdf

Перейти к форме заказа >>>

Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором >>>

Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2021/2022 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.

Поделиться

Проективная методика Рисунок семьи: основные принципы

Основным принципом методики Рисунок семьи является возможность выражения и осознания эмоций и мыслей через рисунок. Ребенок или взрослый, рисуя семью, безосновательно и бессознательно выражает свои внутренние переживания и отношения с близкими. Таким образом, рисунок становится своего рода зеркалом психологического состояния и состояния взаимоотношений в семье.

Другим важным принципом методики Рисунок семьи является непосредственное участие каждого члена семьи в процессе рисования. Это позволяет получить объективное представление о том, как каждый из семейных членов видит и воспринимает свою семью, а также выявить возможные конфликты и проблемы взаимодействия внутри семьи.

Интерпретация рисунка производится в соответствии с определенными критериями и шкалами, которые учитываются при анализе. Часто используется анализ пропорций и расположения рисунков, символики и выбора цветов. Это позволяет выявить такие аспекты, как степень сплоченности семьи, роль каждого члена семьи, взаимодействие и эмоциональное состояние семьи в целом.

Проективная методика Рисунок семьи является мощным инструментом, способным помочь в понимании и изменении динамики семейных отношений и улучшении индивидуальной психологической сферы каждого члена семьи. Основные принципы этой методики помогают разгадать тайны семейных взаимоотношений и создать благоприятную атмосферу для развития и роста каждого члена семьи.

Обработка результатов

Выделяемые признакиОтметки о наличии признаков
1Общий размер рисунка
2Кол-во членов семьи
3Соответствующие размеры членов семьи
мать
отец
сестра брат
дедушка бабушка и т.д.
4Расстояние между членами семьи
Наличие каких-либо признаков между ними
5Наличие животных
6Вид изображения:
— схематическое изображение
— реалистическое
— эстетическое в интерьере,
— на фоне пейзажа и т.д.
— метафорическое изображение в движении, действии
7Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3 …)
Степень аккуратности исполнения

При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т.д.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА «Рисунок СЕМЬИ»

На основании особенностей изображения можно определить:

1. Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;

2. Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;

3. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).

В рисунках (по Л. Корману) анализируют:

а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);

б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла).

Параллельно с традиционным проведением обследования (чтение и выполнение задания) предлагают специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношений в семье (например: «Кто в семье самый плохой?»), предусматривают прямой положительный или отрицательный выбор (например: «Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?»), а также вопросы, уточняющие в процессе беседы смысл нарисованной ситуации для ребенка. «Рисунок семьи» доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием.

Методика «Рисунка семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.

Техника «Рисунок моей будущей семьи«
Техника предназначена для индивидуального, самостоятельного использования. Она поможет создать свою семью, по крайней мере — определиться в своих планах, ожиданиях.

Рисунок семьи — рисуночный тест для дошкольников: интерпретация результатов по тесту

Тест, проводимый с помощью рисования, под названием «Моя семья» следует проводить с ребенком, перешагнувшим 5-летний возраст. Именно в это время в голове ребенка уже полностью сложилась осознанная картинка отношений между родителями, поведения их друг с другом и с остальными членами семьи.

Проводить такой тест можно дома самостоятельно (если вы имеете соответствующее психологическое образование или умеете толковать рисунок). В других случаях тест совершают профессиональные психологи при детских садах и школах, чтобы узнать о психическом состоянии ребенка и вовремя оказать ему помощь, побеседовав с родителями.

Хороший тест для анализирования отношений в семье и ребенка и его психическом состоянии

Порядок проведения диагностики

Методика «Рисунок семьи» является одним из распространенных инструментов диагностики в психологии. Эта методика позволяет получить информацию о семье и отношениях между ее членами на эмоциональном и психологическом уровне.

Для проведения диагностики с использованием данной методики необходимо предложить ребенку нарисовать свою семью. Дети, как правило, с радостью соглашаются на такую задачу, так как это позволяет им выразить свои мысли и чувства.

Во время рисования ребенок может изображать себя, своих родителей, братьев и сестер. Также при рисовании на рисунке могут появиться другие элементы, которые могут содержать информацию о ситуации в семье и требуют дополнительной интерпретации со стороны психолога.

Полученные результаты рисунка могут дать много информации о взаимоотношениях в семье и эмоциональном состоянии ребенка. Например, размеры и расположение членов семьи на рисунке могут указывать на их значимость для ребенка, а эмоциональная окрашенность изображения может указывать на эмоциональные отношения в семье.

Однако, следует отметить, что рисунок ребенка может иметь разную интерпретацию в зависимости от его возраста и опыта. Потому что дети разного возраста могут по-разному изображать свою семью и отношения между ее членами.

При проведении диагностики с использованием методики «Рисунок семьи» важно обратить внимание на выразительность рисунка, выбор цветового решения, а также на эмоциональное состояние ребенка в момент рисования. Важно задавать открытые вопросы, которые будут помогать ребенку выразить свои чувства и взгляд на семейные отношения

Таким образом, методика «Рисунок семьи» позволяет получить информацию о семье и взаимоотношениях ее членов на эмоциональном уровне. Через эту методику можно узнать, как ребенок воспринимает свою семью и ощущает свое место в ней.

Интерпретация рисунок семьи

Варианты интерпретаций детских рисунков на тему «Семья»:

Члены семьи на рисунке стоят близко друг другу и держатся за руки. Все персонажи заняты общим делом или игрой. На лицах — улыбки, черты внешности прорисованы ярко и выразительно. Можно сделать вывод, что в семье царят взаимопонимание и общность интересов. Ребенок считает ее единой, крепкой и дружной. Но возможно, таким образом он лишь показывает, какой желал бы видеть свою семью.

Несколько фигур изображены вплотную друг к другу, остальные — чуть поодаль. Вероятно, так юный автор рисунка представляет себе взаимоотношения в семье

Стоит обратить внимание, в какой группе ребенок нарисовал себя

Один из членов семьи нарисован на расстоянии от других. Очевидно, что и в реальной жизни этот человек держится особняком, дистанцирован от семейных проблем и интересов самого ребенка. При этом, если черты его лица и прочие детали внешности прорисованы достаточно подробно и четко, можно предположить, что этот человек значим для ребенка.

Подписывая рисунок, одного из членов семьи ребенок не называет по имени. Отвечая на вопрос, кто изображен на рисунке, ребенок называет старшего брата, к примеру, Олежкой, а сестру — просто младшей сестрой. Несложно понять, что к брату он относится гораздо дружелюбнее, чем к сестре.

На рисунке — мало людей, но довольно много предметов. Напрашивается вывод о недостаточной привязанности ребенка к семье, о том, что в его ближайшем окружении материальные ценности превалируют над духовными. Не все так однозначно. Возможно, в сознании маленького художника мир вещей пока преобладает над эмоциями. А быть может, таким образом он попросту сообщает о своих желаниях.

Ребенок не нарисовал одного или нескольких членов семьи. Это свидетельствует о явных либо подсознательных негативных чувствах, которые он испытывает к этим людям: страхе, обиде, ревности. К примеру, «забывая» изобразить на рисунке брата, сестру, которым, по мнению ребенка, достается больше родительской любви и заботы, он как бы отрицает их присутствие в семье.

На рисунке отсутствует сам ребенок. Возможно, автор испытывает сложности с самовыражением в собственной семье, не чувствует эмоциональной привязанности, собственной значимости, не ощущает в полной мере родительской заботы и любви.

Юный художник нарисовал только себя. Если персонаж крупный, яркий, черты лица прорисованы четко, рисунок может свидетельствовать об эгоцентризме ребенка, уверенности в собственной значимости в семье. Если же фигурка мелкая, изображена в темных или невыразительных тонах, это указывает на то, что автор рисунка ощущает одиночество, покинутость и отверженность. Такие эмоции нередко испытывают первенцы вскоре после рождения младшего брата или сестры.

И дети, и взрослые на рисунке — примерно одинакового роста. При этом себя самого ребенок зачастую изображает выше остальных. Так проявляется чувство соперничества, конкуренция за родительскую (чаще — материнскую) любовь с сестрами, братьями, другим родителем.

Один из персонажей — заметно выше остальных. Так дети изображают наиболее властных, значимых и авторитетных для них членов семьи, обычно — одного из родителей, бабушку либо дедушку. «Кто выше, тот и главный», — примерно так рассуждает при этом ребенок.

Братья/сестры изображены на расстоянии от фигуры автора рисунка. Также они могут быть нарисованы между другими членами семьи либо отграничены предметами

Это сигнал о проблемных, конфликтных отношениях детей, соперничестве за родительское внимание

Персонаж прорисован резкими штрихами, прерывистыми контурами, с сильным нажимом. В изображении преобладают мрачные, темные, невыразительные тона. Можно предположить, что этот член семьи вызывает у ребенка тревогу, негативные эмоции, подавляет его, проявляет агрессию.

Расстояние между фигурами

В интерпретации методики «Моя семья» важная часть уделяется и расположению объектов на рисунке. Если ребенок растет в дружной обстановке, все будут расположены на одном уровне и близко друг к другу. Чем дальше ребенок рисует себя от кого-либо, тем сложнее у него с этим человеком складываются отношения. Множество посторонних объектов между членами семьи также говорит о конфликтах, недопонимании, ссорах. Между этими людьми в реальной жизни есть барьеры, которые мешают нормальным отношениям.

Часто такие пробелы в рисунке дети заполняют различными животными. Тревожный сигнал, если таковые в вашем доме не живут

Кошечки и собаки – не что иное, как внимание. Если его не хватает, ребенок включает в «свою семью» новых членов, которые уж точно будут его любить и с ним играть

Материалы для рисунка семьи

Перед исполнением работы по этому мастер-классу для начинающих, проверьте наличие таких предметов, как белый лист обыкновенной бумаги, карандаш сильной жесткости и ластик. Именно их правильное применение в деле гарантирует успех.

Инструкция по созданию изображения:

Пусть ребенок поставит лист на стол перед собой в горизонтальном положении. Он должен создать основания — будущие тела родственников.
Главенствующую позицию картины должен занимать ребенок. По краям от него располагаются остальные члены композиции;
В основах фигур должны появиться схематичные представления рук, ног, головы и других частей.
Учитывайте правильное соотношение между ними. К тому же, забывать о важных частях тела не стоит.
Упустите изображения ушей или носа — картинка будет выглядеть незакончено. Ластиком всегда можно удалить изъяны. В этом заключается простая техника рисования;
Все очертания шаблонных зарисовок убираются ластиком

Приступайте к воссозданию лиц членов семьи.
Ребенку нужно изобразить глаза, нос, губы, брови и остальные детали, чтобы они были заметны на рисунке.
Стоит направить внимание на одежду, которая часто не воспринимается в серьез. Её четкое изображение наделит семейный портрет оригинальностью.
Без стыда картину в будущем можно будет повесить на стену. Прически, украшения, обувь так же важны;
Все недочеты стираются ластиком, затем нужно детализировать каждую фигуру.
Добавьте одежде складочек, из-за которых она станет лучше выглядеть.
Мягкое основание карандаша эффективно справится с закрашиванием теней и приданием нужного объема волосам и коже

Картинка способна реализоваться за пол часа.

Прически, украшения, обувь так же важны;
Все недочеты стираются ластиком, затем нужно детализировать каждую фигуру.
Добавьте одежде складочек, из-за которых она станет лучше выглядеть.
Мягкое основание карандаша эффективно справится с закрашиванием теней и приданием нужного объема волосам и коже. Картинка способна реализоваться за пол часа.

Суть методики

Методика «Рисунок семьи» используется в семейной психотерапии и является одним из наиболее распространенных и эффективных инструментов в работе с семейными системами. Эта методика позволяет помочь семье в идентификации и разрешении различных проблемных ситуаций и конфликтов.

Главным элементом методики является рисунок, на котором представлено изображение семьи. Рисунок создается совместно всеми членами семьи и является метафорой для изучения и анализа взаимоотношений между ними. Он позволяет членам семьи выразить свои эмоции, переживания, ожидания и стремления. Рисунок семьи является неким отражением реальности и ее восприятия каждым членом семьи.

Методика «Рисунок семьи» предлагает рассмотреть рисунок семьи с различных ракурсов и изучить следующие аспекты:

  • Расположение и размеры членов семьи на рисунке: это позволяет выявить иерархию семейной системы и оценить степень близости или удаленности между ее членами.
  • Эмоциональные выражения и физические особенности: эти элементы позволяют определить эмоциональное состояние каждого члена семьи и возможные конфликтные ситуации.
  • Отсутствие или искажение отдельных членов семьи: это может указывать на наличие секретов, травм или других отрицательных факторов, воздействующих на семью.
  • Отношения между членами семьи: это позволяет выявить союзы, конфликты, поддержку или изоляцию внутри семейной системы.

Анализ рисунка семьи позволяет обнаружить скрытые проблемы, эмоциональные блоки и несоответствия в семье. Методика предлагает работать с рисунком, чтобы помочь семье осознать и понять причины проблем и найти пути их решения. Это может быть основой для обсуждения, рефлексии, а также для начала работы по изменению взаимоотношений в семье.

Применяя методику «Рисунок семьи», специалист может помочь семье укрепить взаимоотношения, разрешить конфликты, развить эмоциональную интимность, а также найти новые способы решения семейных проблем и достижения гармонии в семейной жизни.

Методика «Рисунок семьи»

Используется для исследования межличностных отношений ребенка с родителями. Данная методика отражает, в первую очередь, переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам.

Наиболее продуктивно применение теста «Рисунок семьи» в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Для исследования необходимы лист белой бумаги размером 15х20 см или 21х29 см, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик.

Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья». Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Даже если он задаст вопрос типа: «А бабушку рисовать надо?» — не отвечайте на вопрос прямо, а лучше скажите: «Рисуй так, как тебе хочется». Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).

При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 сек.; в) стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного …

… способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его музыкально-творческого развития. Проблема … Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: …

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцирую ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т.д.).

При этом, по возможности, следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может вызвать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если бы вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т.п.).

После опроса ребенку предлагается решить 6 ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три – позитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь «N» билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Интерпретацию рисунка условно можно разделить на три части:

1) анализ структуры «Рисунка семьи»; 2) интерпретацию особенностей графических презентаций членов семьи; 3) анализ процесса рисования.

Цель теста

Перед тем как вы попросите своего ребенка нарисовать семью и приступите к интерпретации результатов, нужно точно понять, что может дать вам эта методика. Когда ребенок рисует, он не задумывается о том, правильно это или нет. Все, что лежит у него на сердце, он изображает на бумаге. Это может помочь родителям понять, как ребенок относится к ним, кем он чувствует себя в семье, какие имеет скрытые проблемы. Также получится его психологическое состояние здоровья. То, о чем молчит ребенок, он покажет на листе бумаги. Данный тест может помочь родителям наладить отношения с малышом, а также избежать многих неприятных ситуаций.

Ребенок нарисовал только себя

В интерпретации методики «Моя семья» этот случай считается достаточно тяжелым. Ребенок, который разделяет себя и своих родителей, на самом деле очень одинок. Он не ощущает себя членом семьи. При этом различным образом малыш может объяснять ее отсутствие. В примере выше девочка сказала, что родители находятся в доме. Иногда дети говорят, что мама и папа на работе или еще где-то. Но все указывает на то, что между ребенком и родителями нет прочной эмоциональной связи.

Иногда такой рисунок можно встретить и у детей — кумиров семьи. Подобная ситуация считается абсолютно противоположной. Ребенок считает себя самым главным в семье. Все остальные для него – пустое место. В таком случае в рисунке будет преобладать много ярких цветов. Да и сама фигура художника будет радостной и счастливой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий