Методика обучению чтению дошкольников

Содержание

Слайд 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД № 19» города Ишима
Из опыта работы: «Развивающие кубики для чтения по методике Е. Чаплыгина»
Воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №19: Бочанова Светлана Алексеевна

Слайд 2
Динамические кубики Чаплыгина позволяют легко и быстро учить детей старше трех лет читать. В основе методики лежит принцип обучения чтению по складам, рекомендованный еще Львом Толстым. За свою уникальность и пользу для развития детей дошкольного возраста кубики Чаплыгина получили Золотую медаль на 18-й международной специализированной выставке “Игрушки и игры” (г

Москва).

Слайд 3
Деревянная развивающая игрушка состоит из 10 одинарных кубиков с одной буквой на каждой из 4 граней и 10 двойных блоков, образующих наиболее употребительные слоги (они крепятся на двух рейках и свободно вращаются на 360 градусов).

Слайд 4
Во время занятий с кубиками Чаплыгина задействуются все сферы восприятия малыша:
 зрение (яркие символы привлекают внимание, дети рассматривают буквы и слоги);
речь (ребёнок повторяет названия букв, слогов, озвучивает свои действия с пособием);
мышление (малыш учится анализировать и делать выводы, сопоставляя слоги и определяя их отличия);
предметно-манипулятивнаядеятельность (дети включаются в процесс, организованный в игровой форме, пермещают, крутят кубики).

Слайд 5
Методика работы с пособием
Для эффективного применения методики Чаплыгина следует начинать регулярные занятия с ребёнком в возрасте 3-х лет, когда он уже легко и быстро усваивает новую информацию. Продолжать рекомендуется до тех пор, пока малыш не познакомится со всеми буквами и не научится воспроизводить короткие предложения.

Слайд 6
Занятия с кубиками проводятся в несколько этапов:
1.Познакомьте ребёнка с игрушкой

2.После этого возьмите похожие парные кубы и покажите карапузу, что на них изображены одинаковые буквы
3.Следующее занятие начинайте с повторения.
4.Затем научите ребёнка определять буквы в слогах.
5.Продемонстрируйте ребёнку, как работать с двойными кубиками.
6.Далее приступайте к введению новых слогов.

Слайд 7
Отличия от кубиков Зайцева
В методике Чаплыгина нет деления на глухие и звонкие звуки, на мягкие и твердые, как у Зайцева. Понятие «гласный и согласный» тоже не вводится.
Кубики Чаплыгина подвижные или динамичные, как их принято называть.
Кубики сделаны из природного материала, лучшего для детской игры – из дерева. Зайцев предлагает картонные, поскольку наполнять «звучанием» деревянные гораздо проблематичнее.
У Чаплыгина кубиков меньше. Если у Зайцева их больше шестидесяти, то Чаплыгин вместил все нужные склады на тридцати.

Слайд 8

Посмотреть все слайды

Чтение отдельных слогов и буквари

Еще одни помощники в занятиях – это буквари. Их основная задача именно научить ребенка сливать буквы в слоги, а из слогов составлять слова. Есть только одна проблема – зачастую они бывают очень скучны для ребенка. Особенно если речь идет о малыше до 4-5 лет. Прежде чем ребенок доберется до чтения слов, ему предложат перечитать дюжину однотипных ничего не значащих слогов. Честно скажу, даже на меня нагоняют тоску скучные колонки слогов вроде «шпа-шпо-шпу-шпы». Безусловно, по букварю можно научиться читать, но опять же вопрос – насколько это будет интересно вашему чаду. Редко можно услышать, чтобы букварем увлекся маленький ребенок, но и дети в возрасте 5 лет при виде букваря не хотят слышать о чтении.

Почему чтение слогов навевает на детей скуку (будь то слоги в букваре или на каких-то самодельных карточках)? Все просто: для малыша МА, МИ, БА, БИ не имеют ни малейшего смысла, они не обозначают ни один реальный предмет или явление, ими нельзя поиграть, да и что с ними делать – вообще непонятно! С точки зрения ребенка это просто какой-то набор закорючек. Дошкольник больше ориентирован на мир игр, чувств и ощутимых объектов, знаковая система как таковая ему еще не слишком интересна. Но вот что любопытно: если вы составите эти самые закорючки в слово, которое обозначает что-то конкретное и знакомое, то вы сразу заметите искорку в глазах ребенка. Стоит только малышу уловить связь между буквами и реальным миром, и он будет относиться к занятиям уже совсем по-другому. Отсюда первое правило увлекательного обучения чтению:

Возможно, тут у вас возникнет вопрос, как можно читать слова, если «он и двух букв связать не может». Как решить эту проблему, читайте дальше.

Однако…

Не стоит рассчитывать, что обучение чтению решит логопедические проблемы ребенка. Даже так: не решит точно, а вот усугубить может! Неправильно произнося слова и запоминая определенное их звучание, ребенок наживет себе проблемы, которые будет не так-то просто преодолеть
Если малыш не выговаривает какие-то звуки, логопед посоветует вам привести речь в порядок до того, как закреплять ее обучением чтению (особенно следует обратить внимание на свистящие и шипящие).
Автор методики обещает, что малыш начнет читать после третьего занятия

Но не гонитесь за быстрым результатом
Старайтесь не обучать, а развивать малыша! Научится ребенок читать в три года или в шесть важно, по сути, только для амбиций родителей на детской площадке. Сам Чаплыгин отмечает, что лучше учить ребенка после трех лет и уж точно тогда, когда он начнет говорить (к этой фразе следует добавить, как минимум, слово «чисто»).
Обучение «по Чаплыгину» сулит «природную грамотность»

Якобы, наблюдая за составлением слов, малыш станет запоминать, как правильно пишутся слова, и в будущем не будет делать ошибок. Сомнительно! Обратим особое внимание на правильность набора слов на кубиках. Есть ли гарантия, что, играя с кубиками самостоятельно, ребенок не наберет слово «малако» или «карова» и не запомнит такое их написание до того, как вы исправите ошибку? Говорить об одинаковом размере всех букв (отсутствие заглавных) не приходиться. «Маша», «Паша» и «Миша» будет до поры до времени записаны так же, как «каша» и «мама» и «папа».
Не каждому ребенку понравится учиться по кубикам Чаплыгина. Дело, скорее всего, не столько в индивидуальных особенностях малыша (не любит кубики и никогда не любил), сколько в умении и неумении мамы или даже в желании обыграть уроки и заинтересовать кроху. Вот если мама полна энтузиазма, если ей самой интересно показывать фокусы и рассказывать истории, то и малышу ничего не останется, как начать читать.

Методика Ольги Соболевой

Способ основан на формировании ассоциаций в увлекательных играх. Подходит для дошкольников раннего возраста.

Для каждой буквы показан образ, помогающий ее легко запомнить. Ребенок делает буквы из различных материалов, смотрит, на какие из окружающих предметов они похожи. Упражнения различаются для малышей, по-разному воспринимающих информацию, чтобы усвоение материала проходило легче.

Положительные стороны методики:

  • воспитание любви к чтению;
  • развитие внимания, памяти, фантазии, логики, увеличение лексикона.

Отрицательные стороны методики:

отсутствие системы упражнений.

Тест на готовность

Еще один вариант для оценки готовности ребенка к чтению — тест. Пройдите его вместе с дошкольником, на некоторые вопросы ответьте сами. Каждый положительный ответ оценивается 1 баллом, отрицательный — 0 баллов.

  1. Дошкольник любит, когда ему читают?
  2. Внимательно слушает чужое чтение?
  3. Может пересказать услышанный текст?
  4. Любит самостоятельно рассматривать книгу?
  5. Содержание интересует детсадовца больше, чем картинки?
  6. Изображает ли дошкольник чтение? Например, раскрывает любимую сказку и пересказывает ее с выражением и демонстративно водит пальчиком по строчкам?
  7. Ему больше нравятся игры с книгами, изучение азбуки, чем просмотр мультиков?
  8. Мастерит ли дошкольник игрушечные книжки или журналы (комиксы) из подручных материалов?
  9. Детские книжки хранит и рассматривает аккуратно?
  10. У малыша обширная лексика?
  11. Чаще говорит полными, развернутыми предложениями?
  12. Знает большое количество небольших стихов, сказок, песенок?
  13. Может подобрать слово на заданную букву? Например, скажи слово, которое начинается на М (подставьте любую фонему).
  14. Знает алфавит, если нет, хочет выучить буквы?
  15. Если знаком с буквами, пытается сам соединить их в слоги?
  16. Хорошо проговаривает все звуки?
  17. Может понять, чем отличаются слова РАК и МАК?
  18. Просит научить его читать?

Суммируйте баллы, ознакомьтесь с результатами:

0–5 очков

Учиться читать вашему малышу рано.

Это не интересует его в силу возраста, темперамента. Если дошкольнику меньше 5 лет, расстраиваться, тревожиться не стоит, это нормально. Детей после 5 лет с таким результатом тестирования нужно начинать приучать к книгам, заинтересовывать, увлекать картинками, потом содержанием. Придумайте игру со сборниками сказок, чаще читайте крохе перед сном сами.

6–12 очков

Стремление к самостоятельному чтению неустойчивое

Обратите внимание на домашнюю библиотеку, сходите в книжный магазин вместе. Покупка интересного сборника сказок, рассказов с яркими картинками помогут проявить инициативу в большей степени

Ваша задача — уделять чтению больше времени, зажигать интерес к сюжету, технике словосложения. Например, не дочитывать до конца, останавливаться в момент развязки и сетовать, что читать он сам пока не может, поэтому узнает концовку только завтра.

13–18 очков

Поздравляем! Ваш ребенок готов к чтению полностью, ждет новой информации, хочет получать ее в большом объеме с помощью книг, читая самостоятельно. Откладывать обучение не нужно, начните прямо сегодня.

Этапы развития детей

В своем психическом развитии ребенок проходит ряд этапов:

  • Сенсорно-моторный (0-2 года). В данный период у крохи формируется эмоциональное восприятие, тактильная чувствительность и другие физические ощущения.
  • Образный, или дооперациональный. (2-7 лет). Малыш активно воспринимает новую информацию, осваивает язык. Ключевую роль в это время играет символическая игра.
  • Логический, или этап конкретных операций (7 -13 лет). Ребенок учится строить умозаключения, анализировать и сопоставлять факты, выполнять прочие логические операции.

На основании указанных этапов развития ребенок становится готов осваивать чтение в конце второго этапа, то есть примерно в возрасте 6-7 лет.

Шпаргалка

Книжечка с описанием каждого занятия, безусловно, облегчает мамин труд: не нужно специально готовиться, подбирать нужные кубики и соединять их в слова. Занятия разделены на одиннадцать блоков. Новый блок ознаменовывается добавлением нового кубика или нового способа работы с уже имеющимся материалом. Переход от одного занятия к другому индивидуальный – все зависит от темпа усвоения материала ребенком.

Принцип работы несложен. Мама составляет слово из кубиков, называет его. Предлагает ребенку прочитать слово, составить самому и отыскать такой же склад. Работа начинается с составления первого слова – «мама». Сначала взрослый показывает склад «МА» на двойном кубики с квадратом, называет его и просит ребенка отыскать такой же на других кубиках. Для закрепления можно нарисовать мамин портрет или приклеить фотографию прямо в книжечку. На втором занятии – фокус! – вращая кубики, получаем из слова «мама» слово «папа». Следующее занятие будет строиться на цепочке превращений «мама-Маша-каша». Затем «папа» превращается в «Паша». Далее следует изменение слова «мама» по падежам, то есть изменяется окончание («Мама» – «маме» – «маму»). Так же изменяется слово «папа» и «Паша». Потом вводится буква «И», и появляется «Миша»…

Вроде сложного ничего нет и можно импровизировать и заниматься с малышом самостоятельно? Но сходу подобрать нужные кубики не получается. Поэтому вновь приходится обращаться к методичке. После изменения окончания слова «Миша», составляется слово «пиши» и сразу «пишу». Таким образом, подбираемся к четвертому блоку, на первом занятии которого предстоит показать ребенку «закрытые» слоги и написать кубиками слова «кашка», «Машка», «шишка», «Мишка», «мушка». На втором занятии вводятся буквы Н, Й, Л на двойных кубиках с квадратами и одинарном с треугольником. Получаются слова «манка», «Майка», «шайка», «палка», «пилка».

В пятом блоке поочередно вводятся буквы Д, Т, О, Я. На кубиках с квадратом, кружками и треугольником ребенок прослеживает превращения «каша-наша-Даша» и «Дима-дома-кино», «Петя-Маня-Митя», «Нина-куда-кошка». Конечно, все в игровой форме с веселыми историями. Ход самого занятия можно придумать самостоятельно, исходя из интересов ребенка, а вот последовательность ввода материала пока заменить сложно. Пора показать малышу обратный порядок сочетания звуков на примере слов «Ам-ам», «Умка» «Анка» «Ян», «Янка» «ушки», «окно», «окна».

В седьмом блоке, наконец, присоединяется кубик с рыбкой и читаются слова «мел», «кит», «шум», «кот», «ням», «тук», «дам», «кап» и другие. Для знакомства с буквами С, Р и В понадобиться кубик со звездой и вот уже малыш читает «Саша», «Вика», «киса», «липа», «лапа», «Толя» «Коля», «ваша», «вата», «Саня», «мало», «пила», «сами».

Подготовительный этап

Несколько десятков лет назад считалось вполне нормальным, если ребёнок приходил в первый класс школы, не умея писать, читать и считать. Но это время прошло, и сейчас, чтобы не отставать от сверстников, к началу обучения в школе нужно серьёзно подготовиться. По мнению некоторых педагогов, начинать учиться читать необходимо с 5−6 месяцев. Другие предлагают способы обучения чтению детей 5 лет. Слушать их или нет — личное дело родителей, но существует несколько советов, которые существенно упростят обучение и сделают его приятным времяпровождением для мамы и малыша.

Как подготовить малыша к чтению:

  1. Развивайте речевые навыки. С первых дней жизни малыша с ним необходимо разговаривать. Уже через несколько месяцев после рождения ребёнок порадует родителей долгожданным «Агу!». Это и станет первой ступенью к коммуникации. Затем грудничок начнёт пытаться повторять звуки, похожие на разговор взрослых, потом эти звуки сложатся в простейшие слоги, слова, а к 2−2,5 годам в небольшие предложения. Отличным помощником в этом процессе станет чтение. Конечно, пока не самостоятельное, а чтение детских книг взрослыми.
  2. Выработайте у ребёнка стойкий интерес к чтению. Среди всех игрушек и пособий для раннего развития особое место родителям необходимо отвести книгам. Яркие, красочные, с интересными рисунками книжки-малышки вызовут неподдельный интерес у ребёнка. Чем чаще ему читать, с выражением, чётко, эмоционально, тем быстрее кроха научится образно, ассоциативно мыслить, что облегчит дальнейшее обучение.
  3. Показывайте положительный пример. Читать малышу сказки, знакомить с детскими стишками, потешками и прибаутками — это, конечно, хорошо. Но недостаточно. Только у ребёнка, который каждый день видит в руках у родителей книги и журналы, можно воспитать настоящую любовь к чтению. Ведь в этом случае малыш будет воспринимать его как общее увлечение для всей семьи, приносящее радость и комфорт.

Как понять, что ребёнок готов учиться читать:

  • карапуз хорошо разговаривает, его речь понятная, связная;
  • у малыша большой словарный запас, у него развито образное и логическое мышление;
  • ребёнок умеет говорить предложениями;
  • есть способность пересказывать то, что услышал от взрослых;
  • ребёнок ориентируется в пространстве и во времени, различает стороны света;
  • отсутствуют дефекты дикции (важен индивидуальный подход, необходима консультация с логопедом).

Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях?

Главное: не учите буквы — запоминайте звуки! Ребёнку важно знать не названия букв, а то, как произносится звук. Когда вы учите букву «п», говорите: , а не

Если ребёнок запомнит название, как в алфавите, а не звук, то будет читать слово «папа» как «пэ-а-пэ-а».
На этом этапе важно чётко проговаривать согласные буквы, а гласные как бы пропевать, так малышу будет проще их различать.
Чтобы запомнить сами начертания букв, можно лепить их из пластилина, выкладывать из пуговиц, рисовать пальцем на блюдце с манкой, раскрашивать.
Как только ребёнок выучит буквы, можно переходить к слогам. Для начала пусть это будут слова, в которых слоги повторяются: ма-ма, ба-ба, ку-ку. Потом — более сложные, из трёх и четырёх слогов. Стремитесь к тому, чтобы малыш читал звуки слитно, целыми словами.

Чтение слогов лучше довести до автоматизма и только после этого обращаться к тексту

Также важно не только учить выразительно читать, но и понимать прочитанное: некоторые дети без запинки «шпарят» тексты, но пересказать, о чём они, не могут.

Читаем целые слова

Теперь перейдем к рекомендациям, как научить ребенка читать небольшие слова. Это нужно делать сразу же после того, как он потренировался составлять слоги с буквами «А», «О», «У», «ы», «М», «Л».  Для этого лучше использовать кубики или паззлы со слогами.

Предложите малышу прочитать первый слог, затем второй. А после этого попросите произнести их еще раз, только вместе. На первом этапе можно пользоваться пособиями, в которых слова разделены на слоги (МА-МА, МЫ-ЛО) или записаны с помощью лучевых схем. 

Также в работе с дошкольниками можно использовать принцип методики, как научить читать ребенка 6 лет путем заучивания целых слов. По моему мнению, сама по себе она не очень эффективна, ведь объем памяти у ребенка небольшой. Но вот отдельные маленькие слова можно предлагать запоминать целыми. Тогда малыш в строчке текста будет их сразу же угадывать и называть. Это немного увеличит скорость чтения.

Вообще существует несколько разных методик, как научить ребенка читать в домашних условиях. При желании, можно подробно ознакомиться с ними и попробовать применить их в своей практике. Например, в изучении методики С.Н. Федина поможет серия книг «Я научу тебя читать» и книга «Как научить ребенка читать».

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы около 20 лет.

Чтение по методике Домана и наш не самый удачный опыт

Из всех методик чтение по Доману, пожалуй, кажется, самым непривычным для нашего понимания. В этой системе малышу в быстром темпе на карточках показываются сразу целые слова, много слов! По утверждению Домана, ребенок очень быстро начинает запоминать написание показываемых ему слов и постепенно приходит к их чтению. «Но ведь невозможно запомнить все слова русского языка!» — должно быть, подумали сейчас вы. Однако Доман утверждает, что в процессе многократных показов ребенок не просто фотографически запоминает слова, он учится анализировать их состав. И просмотрев немало слов, малыш вскоре начинает понимать, как построено слово, из каких букв состоит, и как собственно его читать. А, усвоив это, он сможет читать не только те слова, которые вы ему показывали, но и совершенно любые.

Я очень долго скептически относилась к чтению по Доману, оно казалось мне совершенно противоестественным, но все-таки пример тех детей, которые научились читать по этой методике, подтолкнул меня начать занятия. Так как сомневалась я долго, начали мы с дочкой только в 1,5 года (Доман рекомендует начинать уже с 3-6 месяцев). Действительно, вскоре после начала занятий дочь начала узнавать демонстрируемые ей слова. Стоило только положить перед ней 2-4 слова и спросить, где написано, например, «Собака», она в 95% случаев показывала правильно (даже если я спрашивала ее о словах, которых она раньше не видела!), но вот читать сама дочь никак не начинала. Более того, постепенно мне стало казаться, что чем дальше мы продвигались, тем тяжелее ей становилось. Все больше в ее глазах я видела именно попытку угадать, а не прочитать.

Если вы поищете отзывы о методике в сети, то вы встретите как людей, напрочь разочаровавшихся в методике, так и тех, кто действительно научил своих детей читать и непросто читать, а с довольно приличной скоростью. И вот что я заметила: всех людей, которые достигли успеха в этом нелегком деле, объединяет одно – они начали занятия очень рано, месяцев до восьми. Именно этот возраст Доман называет оптимальным и не случайно: чем младше ребенок, тем лучше развита у него способность воспринимать образ слова целиком, постепенно эта способность утрачивается, и ребенок ближе к 2 годам все больше нуждается в буквенном анализе слова.

Из вышесказанного получается, что если вы все-таки начинаете учить ребенка читать очень рано (до года) по методике Домана, то имеете все шансы на успех. В пользу этого утверждения говорит масса детей по всему миру, научившихся читать по методике. Однако, прежде, чем вы приступите, стоит обратиться к мнению современных нейропсихологов. Все чаще специалисты сейчас говорят о том, что раннее обучение чтению оказывает негативное воздействие на развитие и психологическое состояние ребенка. У маленьких детей мозг еще недостаточно созрел для того, чтобы воспринимать знаковую информацию. И если мы начинаем ребенка учить чтению рано, его центральная нервная система подвергается повышенной нагрузке. Это может привести к нарушению сна, нарушению эмоциональной регуляции, а впоследствии, в школе, к дислексии и дисграфии (ребенок будет путать похожие буквы, писать их в другую сторону, смешивать звуки при чтении и т.п.).

Основные правила, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях

Все большую популярность сейчас набирают уроки чтения для детей 4-5 лет. Независимо от возраста, специалистами рекомендуется забыть об обучении побуквенному чтению. Необходимо сразу начинать давать задания по чтению по слогам и плавно осваивать этот процесс.

Среди огромного количества разнообразной литературы для детей встречается много таких случаев — слоги написаны, но не объясняется, как их читать. Однако есть литература, в которой предложены способы соединения звуков при помощи различных способов. Например, в букваре, который составлен Н. С. Жуковой есть несколько способов. Там все картинки изображены в цвете и имеют указания в виде набора действий:

  • При помощи бегущего человека предлагается соединить гласные и согласные буквы.
  • Необходимо провести при помощи карандаша линию от первой буквы ко второй, соединив их.
  • Перетягивать первую букву до того момента, пока человечек не добежит до второй буквы.
  • Вторую букву требуется прочитать таким образом, чтобы линия не разорвалась.

Важно! Столь простой способ завораживает ребенка и заставляет его увлеченнее изучать книгу. 

Букварь Жуковой

В качестве альтернативы можно рассмотреть книгу «Обучение детей 5-6 лет чтению» от автора Ю. В. Тумаланова. В ней также можно найти некоторые доступные способы соединения слогов в одно слово. Например:

  • Взрослый держит в руках одну букву, ребенок читает, одновременно издалека подносится другая буква, а первая «падает», ребенок же переходит к чтению новой буквы.
  • Взрослый держит в руках буквы, одну высоко, другую ниже, ребенок начинает читать верхнюю букву, медленно приближаясь к нижней, и переходит на чтение нижней.
  • Взрослый держит в руках карточку, где написаны буквы с обеих сторон, ребенок читает букву на одной стороне, взрослый переворачивает карточку другой стороной, ребенок продолжает читать.

Занятия с ребенком, а конкретно заучивание слогов, следует проводить в идентичном порядке, как при изучении букв. Необходимо соблюдать такую схему:

  • Взрослый несколько раз повторяет слог вслух.
  • Ребенку необходимо найти в книге требуемый звук и произнести его.
  • Впоследствии малышу необходимо самостоятельно назвать слог и прочесть его.

В таком случае проявляется интерес к занятию, малышу интересно находить требуемый слог и озвучивать его.

В текущий момент созданы специальные компьютерные онлайн уроки, призванные обучить чтению. Они более подходят как уроки чтения для детей 6-7 лет, поскольку для этого необходимо уметь владеть компьютером хотя бы на начальном уровне.

Чтение по слогам

Как научить ребенка читать – порядок действий

Давайте попробуем разобраться в основных принципах обучения детей чтению, начиная от звуков и заканчивая словами. Эта информация будет особенно полезны тем родителям, которые предпочитают классическую методику, которая неизменно показывает хорошие результаты вот уже много и много лет.

Какие же правила стоит соблюдать родителям?

  1. Не изучайте алфавит по порядку. Начинайте с гласных звуков, которые просто проговаривать и напевать. Потом переходите к согласным.
  2. Произносите звуки. Важнейший нюанс, о котором забывают многие родители. Нужно произносить звук, а не букву. Например: М, а не ЭМ, В, а не ВЭ.
  3. Учите ребёнка соединять гласные. Тут всё просто: АУ, ОУ, УА. Малыш даже может пропеть подобное сочетание.
  4. Изучите слоги, в которых сочетаются гласные и согласные звуки: ПА, МА, БА, ДА.
  5. Начинайте всегда со слога МА, поскольку сочетание этих звуков знакомо детям с раннего возраста. «Мама» – первое и простое слово для восприятия.
  6. Тяните звуки. Сначала тяните звук М: Мммм, потом А: Аааааа. Затем соединяйте: МмммАаааа.
  7. Изучайте обратные слоги. Прямые – это когда сначала стоит согласная буква, а потом – гласная (ПА, МА, МУ). Обратные – сначала гласная, а затем – согласная (АП, АМ, УМ).
  8. Чередуйте слоги, которые начинаются со звонкой и глухой буквы. Например: ГА-КА, ПА-БА, ЗА-СА.
  9. Учите читать слова последовательно. Сперва это будут односложные слова: КОТ, ДУБ, ДОМ, СОН. Потом двусложные: МАМА, ПАПА, РАМА, МЫЛО. Потом трёхсложные и т.д.: КОРОВА, МОЛОКО.
  10. Учите читать простейшие тексты. Обычно это детские сказки, сюжет которых повторяется снова и снова. Подойдут «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».

В любом случае стоит первоначально ознакомиться с рекомендациями автора методики, который подробно расскажет, как научить вашего ребенка читать. Когда вы поймёте принцип, сможете без особых проблем выстроить занятия.

Методики обучения чтению

Большинство методик подразумевают обучение в процессе игры, чтобы ребёнку было не скучно, и он лучше усваивал знания.

<<Форма демодоступа>>

Кубики Зайцева

Более двадцати лет эти кубики знакомят детей с буквами и учат составлять слова и слоги. Они позволяют понять, как различаются гласные и согласные, глухие и звонкие звуки. Всего в наборе 52 кубика, на каждом из которых изображены склады (сочетания согласной и гласной буквы). Кубики различаются по цветам и размерам, на больших изображены твёрдые склады, а на маленьких — мягкие. Во время занятий родителям рекомендуется проговаривать или пропевать склады, чтобы ребёнок лучше их запомнил.

«Теремки» и «складушки» Вячеслава Воскобовича

В этой методике обучения чтению, кроме кубиков с буквами, используются «теремки» — коробочки с буквами на гранях и окошками. В них можно вкладывать кубики, чтобы получались слоги. А из нескольких теремков можно составить слово. 

«Складушки» — это книжка с картинками, обучающими стишками и песенками. Родители пропевают их и параллельно показывают склады на картинках. Автор методики утверждает, что по «складушкам» можно научить читать ребёнка шести лет в течение месяца.

‍Страница из «складушек» В. Воскобовича‍

Карточки Домана

Эта методика обучения ребёнка чтению основана на запоминании слов целиком, от простых к более сложным. Сначала ребёнок осваивает первые 15 карточек, которые родитель показывает ему на 1–2 секунды и проговаривает слова на них. Затем ребёнок старается запоминать словосочетания. Эта методика помогает не только выучить больше слов, но и в целом хорошо развивает память.

Методика обучения чтению Марии Монтессори

Суть методики Монтессори заключается в том, что ребёнку сначала предлагается прочувствовать написание буквы, а потом произнести её. Для этого используют дидактические материалы — картонные таблички с наклеенными буквами, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных можно переходить к словам и фразам. Методика Монтессори не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать.

 Методика Ольги СоболевойАвтор этой методики считает, что нужно начинать учиться не с абстрактного алфавита, а сразу на практике — разбирая несложные тексты

Программа Соболевой позволяет научить читать ребёнка с пяти лет — в этом возрасте дети уже способны удерживать внимание на строчке текста. Предлагаются разные подходы в зависимости от того, как ребёнку проще воспринимать мир — на глаз, на слух или на ощупь

Кроме читательского навыка, методика развивает интерес к творчеству, фантазию, внимание и память.

Какую методику выбрать?

Конечно, есть много методик обучению ребенка чтению. Все они эффективны, если верить рекламе. Но чтобы выбранная методика была продуктивна именно для вашего ребенка, постарайтесь определить тип малыша: как он легче усваивает материал и уже в соответствии с этим выбирать.  В садике малыш может пройти тест, где вы найдете правильный ответ.

Сейчас же мы поговорим о букваре Жуковой Н. С., по которому учатся уже многие годы. Данная методика известна не только на территории нашей страны, но и за ее пределами. Популярность букваря так велика, что во многих школах выбирают именно эту систему обучения. Букварь основан на многолетнем опыте логопеда и педагога Надежды Сергеевны Жуковой. 

Кубики Зайцева

Рассматривая лучшие методики обучения чтению для дошкольников, многие родители решают заниматься со своими детьми с помощью кубиков Зайцева.
Методика базируется на складовом принципе: ребенок учится читать по складам — исконно русским единицам чтения, а не по буквам и слогам. Более подробно узнать об этом методе можно в статье “Как научить ребенка читать”.
Комплект состоит из 61 картонного кубика с изображением отдельных букв и складов (сочетания согласного звука и гласного, согласного с мягким либо твердым знаком). Также в набор входит таблица, аудиодиск и учебник.


Особенности

Кубики отличаются своим цветом, объемом (маленькие, большие и двойные), массе (кубики со звонкими согласными имеют металлический наполнитель, с глухими — деревянный), имеют разное звучание при встряхивании. Все это направлено на быстрое непроизвольное запоминание.
Методика Зайцева рассчитана на дошкольников 2-6 лет. Заниматься с разноцветными кубиками будет интересно даже совсем маленьким деткам.


Как проходит обучение

Используя пособие Зайцева, родители могут придумать множество упражнений, которые увлекут ребенка, например:

  • Можно собрать из кубиков слова «мама», «папа», «дедушка», «бабушка» и разложить их в разных углах комнаты. Взрослый называет слово, а малыш бежит к соответствующим кубикам.
  • «Паровоз». Вместе с ребенком постройте состав из вагончиков. При этом брать нужно только кубики с определенной буквой, а не все подряд.
  • «Поющая башня». Соберите башню из кубиков. Скажите малышу, что она волшебная, умеет петь. Пусть ребенок покажет кубик, а вы пропойте склад, который на нем изображен. Постепенно пойте их вместе.


Плюсы

  • В методике учитываются потребности дошкольного возраста, а именно в двигательной активности и самостоятельности.
  • Дошкольник в занимательной игровой форме усваивает различия между твердыми и мягкими согласными, глухими и звонкими.
  • Кубики содержат только буквенные сочетания, возможные в русском языке, поэтому ребенок учится грамотности.


Минусы

  • На кубиках имеются сочетания согласного с гласным Э (например, БЭ, ВЭ). При этом в русском языке практически нет слов, где бы они встречались.
  • Кубики недолговечны, поскольку выполнены из картона. Ребенок может их легко помять, погрызть.

Резюме

Напоследок — ещё несколько советов, как обучить ребёнка чтению:

Обучение детей чтению лучше начинать с запоминания букв

Важно, чтобы ребёнок мог не задумываясь узнавать и называть их. На ранних этапах произносите согласные буквы так, как они читаются в словах: не , , , а , , — так ребёнку будет проще сориентироваться.
Лепите буквы из пластилина, рисуйте и раскрашивайте, купите азбуку с озвучкой — задействуйте все каналы восприятия ребёнка

Постепенно соединяйте буквы в слоги, а затем в слова. Играйте в перестановку букв и слогов, позвольте ребёнку экспериментировать.
Учите с ребёнком стишки про буквы алфавита, рассматривайте букварь, используйте карточки с буквами и картинками. Благодаря иллюстрациям ребёнок сможет быстрее запоминать символы.
Распределяйте нагрузку: лучше заниматься по пятнадцать минут в день, чем по часу два раза в неделю. Чередуйте развлекательные и серьёзные задания.
Можно развесить по предметам в комнате ребёнка таблички с их названиями — ребёнок быстро научится узнавать их в текстах.
Регулярно читайте ребёнку вслух и постепенно приобщайте к самостоятельному чтению. Каждый вечер предлагайте самостоятельно прочесть хотя бы несколько строк из хорошо знакомой книжки.
Подавайте пример. Чтобы ребёнок захотел научиться читать, он должен регулярно видеть вас с книгой.

Делу время

Когда начинать, вопрос хороший. Буквам ребенка можно обучить в год, а чтобы научиться читать склады, лучше подождать до 3,5-4 лет. Тогда уже можно сформировать и мотивацию. Любой навык, если он оказывается невостребованным, быстро забывается. Четырехлетку заинтересовать уже получится. Он может читать вывески, названия мультфильмов, надписи на продуктах, чтобы отличить молоко от кефира в магазине. Тогда будет интерес.

Еще важна готовность к обучению чтению. Считается, что, если малыш способен на слух вычленить первый звук в слове, он созрел.

Самое оптимальное время для занятий – с 10 до 11 часов утра. В этот час наш мозг работает наиболее активно, поэтому способен усвоить максимальный объем информации. Занятия должны быть регулярными, идеальный график – 3-4 раза в неделю. Внезапные всплески интереса к чтению у ребенка или у родителей не приведут к должному результату. 

4. Чтение по Монтессори

Метод основывается на визуально-тактильном запоминании букв.


Особенности

Почти все дети любят рисовать, обводить, раскрашивать, заштриховывать изображения. Когда взрослый предлагает малышу картинки с контурами букв, то ребенок постепенно запоминает их написание, а потом уже учится чтению

Методика уделяет большое внимание и развитию тактильных ощущений, поскольку буквы можно вырезать из бумаги разной степени шероховатости и гладкости.

Методика предназначена для работы с детьми 3-6 лет. Подробнее об особенностях метода Монтессори можно узнать из следующего видео.


Плюсы

  • Метод не только учит читать, но и развивает мелкую моторику, тактильные ощущения (например, этому способствуют игры с шершавым алфавитом).
  • Дошкольник сразу приучается читать про себя.

Традиционные методики

Традиционными пособиями для изучения чтения являются азбуки и буквари (в бумажном исполнении). В первом случае каждая буква сопровождается яркой картинкой, например, А — это автобус, М — медведь. Занимаясь по таким книгам, дошкольник усвоит алфавит (в том числе за счет ассоциаций), но вот понять, как буквы соединяются в слове, многим детям бывает проблематично (например, как тот же «медведь» и «автобус» соединяются в «маму»).

Другое традиционное обучающее пособие — букварь. Разные книги отличаются картинками, персонажами, но принцип у них один — малыш учится объединять отдельные звуки в слоги, а затем слоги в слова. При этом необязательно вначале знакомить дошкольника полностью со всеми буквами, а затем показывать, как они сливаются. Лучше, когда эти процессы проходят параллельно, потому что даже две пары гласных и согласных звуков дают множество сочетаний.

На сегодняшний день можно приобрести самые разные издания букварей, включая авторские пособия. К примеру, одной из самых понятных и востребованных традиционных методик является методика обучения чтению дошкольника по букварю Н. Жуковой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий