Сенсорные дидактические материалы для развития детей по методике Марии Монтессори
«Красные штанги» — вводят различия между размерами в одном измерении: по длине. Они дают представление о понятиях: «короткий», «короче», «самый короткий» и «длинный», «длиннее», «самый длинный».
«Коричневая лестница» — вводит понятие о разнице размеров в двух измерениях (по высоте и ширине). Также этот развивающий материал Монтессори и дает представление о таких понятиях, как «тонкий», «тоньше», «самый тонкий» и «толстый», «толще», «самый толстый».
«Розовая башня» — вводит понятие о разнице размеров в трех измерениях и помогает ребенку различать понятия «большой», «больше», «самый большой» и «маленький», «меньше» и «самый маленький».
«Цветные таблички» — собраны в три набора.
Первый содержит три основных цвета для сопоставления, второй — одиннадцать цветов и третий — восемь оттенков восьми различных цветов для расположения их в порядке ослабления или нарастания интенсивности окраски.
«Блоки цилиндров» — всего четыре набора по десять цилиндриков в каждом. Наборы отличаются друг от друга:
- только по высоте (один набор);
- только по диаметру (один набор);
- по высоте и диаметру одновременно (два набора).
Ребенок находит для каждого цилиндра подходящее отверстие и таким образом учится различать их по размерам.
Наличие у цилиндров мелких «головок» позволяет одновременно развивать мелкие мышцы кисти руки. Такие материалы для обучения по методу Монтессори способствуют подготовке к письму.
«Цилиндры без головок» — каждый раскрашенный набор соответствует по размеру одному из ранее описанных блоков цилиндров.
Среда Монтессори
Создание правильной, структурированной среды – это обязательное условие существования методики обучения Монтессори. Без нее невозможно выстроить педагогический процесс по этой методике. Она предполагает наличие определенных зон, в которых есть все для получения опыта и знаний в конкретной сфере.
Зона практической жизни
Зона практической жизни позволяет ребенку почувствовать себя взрослым в бытовом плане. Здесь он может научиться мыть посуду, подметать пол, стирать, ухаживать за куклами, растениями и животными. Для организации этой зоны необходимы комнатные растения, «бизиборды», скатерти, посуда, разная домашняя утварь и безопасные канцелярские принадлежности.
Зона сенсорного развития
Основная задача этой зоны – развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия. Здесь развивается мышление и память, происходят первые знакомства с формой, цветом, температурой, весом и размером. В эту зону включено все разнообразие предметов, имеющих разные свойства для восприятия органами чувств: шары, мячики, мешочки, ароматизированные и вкусовые баночки, предметы разных форм и размеров.
Математическая зона
Зона, развивающая математические представления, дает ребенку первые знания о числах и действиях с ними. Математика здесь изучается на конкретных физических формах, которые можно увидеть и потрогать – детям получать знания таким способом намного легче, чем на основе теоретических объяснений. В этой зоне находятся разные геометрические фигуры и формы, цифры из различных материалов и счетные предметы.
Речевая зона
Это зона для пополнения словарного запаса, обучения ребенка чтению и письму. Первое знакомство с буквами происходит в тактильной форме
Крупные буквы из разных материалов, которые привлекают детское внимание, легко перемещаются и составляются в слова
Космическая зона
Эта зона содержит в себе различные предметы, помогающие детям познать окружающую природу и получить первичные знания о естественных науках. Здесь собраны макеты планет, фигурки растений и животных, наборы для проведения различных опытов.
Особенности методики Монтессори
Метод Монтессори побуждает ребенка к самообучению и развитию. Цель этой системы — воспитать самостоятельность, уверенность в себе и уважение к другим. Основное отличие методики от традиционного обучения — предоставление свободы выбора. Благодаря этому он может выбирать то, что ему хочется. Мария Монтессори утверждала, что свобода — это естественно развивающаяся способность выбирать для себя наилучший вариант.
При обучении по этому методу задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать то, что он желает. Это помогает воспитанникам найти свой путь развития, учась на собственных ошибках.
Обратите внимание! Система обучения учитывает сенситивные периоды развития. Особенность таких периодов состоит в том, что каждый из них бывает лишь один раз в жизни
Например, период интенсивного развития речи длится от рождения до 6 лет, поэтому именно в этом возрасте важно помочь ребенку, когда он стремится к общению и расширению словарного запаса
Зона реальной жизни
Особенность методики также заключается в том, что Монтессори-класс делится на несколько зон:
- Зона реальной жизни. В ней ребенок учится самостоятельно одеваться, рисовать, раскрашивать предметы, мыть и чистить, а также совершать другие действия.
- Зона сенсорного восприятия нужна для изучения окружающего мира. Ребенок учится различать высоту, цвет, форму, вес и другие характеристики окружающих предметов. Одно из распространенных занятий в этой зоне — выставление на столе цилиндров разного размера по порядку от самого большого до самого маленького.
- Языковая, географическая и естественно-научные зоны предназначены для умственного развития обучающихся.
Обратите внимание! Существуют и другие зоны, которые нужны для развития определенных навыков. Для двигательных упражнений в Монтессори-классах имеются нарисованные на полу линии, которые служат ориентиром при выполнении упражнений
Каждый воспитанник самостоятельно выбирает конкретный материал, с которым ему хотелось бы работать.
При обучении по методике Монтессори особое внимание уделяется развитию сенсорных и сенсомоторных способностей, которые лежат в основе умственных способностей. Также используются предметы, которые развивают чувствительность к температуре, барическое чувство и др
Ошибка как получение опыта
Ошибаются все, это неизбежная часть жизни. Главное, считала Монтессори, уметь распознать свою ошибку, а потом исправить её — либо самостоятельно, либо прибегнув к сторонней помощи. Без этого процесса невозможно движение к совершенству, поиск собственного уникального пути. Ругать ребёнка за ошибки бесполезно, зато можно предлагать понятные инструменты самопроверки и объединяться для поиска правильного решения. Это же верно и для образования взрослых.
Фото: Gearstd / Shutterstock
Что об этом говорила Монтессори: «В старые времена учителя приделывали тупым детям ослиные уши и били по рукам за плохое письмо. Но если бы они даже пустили на ослиные уши всю бумагу в мире и разбили бы им руки в кровь, никаких свежих сил человеку это не принесло бы».
Зачем это взрослым: студент любого возраста может научиться распознавать, исправлять и извлекать уроки из совершаемых им промахов. Этот принцип необходимо не просто применять в самом процессе обучения, а закладывать при проектировании образовательных программ.
Как это применять в обучении взрослых:
Формировать уважительное и терпеливое отношение к ошибкам студентов у проверяющих преподавателей курса
Чем больше их допустит ученик, тем лучше он усвоит тему, при этом важно создать для него чувство психологической безопасности в общении с преподавателем.
Давать возможность студенту самостоятельно найти свои ошибки при выполнении практических заданий. Для этого у него может быть некий шаблон или, например, программа, которая автоматически выдаст ответ
Беспристрастное указание на ошибку системой студент посчитает справедливым и поймёт всю степень своей ответственности за результат.
Результаты раннего развития по Монтессори
Если соблюдать принципы методики, учитывать сенситивные периоды и правильно организовать развивающую среду, то первые результаты у ребенка можно увидеть уже через 2–4 недели.
Тут выигрывают обе стороны: с одной — родители, которые могут в это время заняться какими-то делами, с другой — ребенок, у которого появляется интерес и упорство. Сейчас, к примеру, ваши малыши одеваются на улицу «с боем», а после занятий в среде Монтессори они смогут сами выбирать одежду, натягивать на себя штаны.
Эффект от домашней монтессори-среды будет даже в том случае, если ребенок ходит в обычный детский сад. В родных стенах дети проводят все-таки больше времени, и в семье формируются привычки.
Детский психолог Анна Демина поделилась собственным примером, как система Монтессори помогла ей и ее детям.
«У меня есть сын, которому сейчас 5 лет, и дочка, которой 1 год и 7 месяцев. На примере старшего ребенка я убедилась, что эта система точно работает. В бытовом плане у нас закрыты все вопросы: он может сам разогреть себе в микроволновке еду, нарезать хлеб и намазать его маслом, достать из холодильника молоко и налить в стакан, сделать омлет или салат.
Также он сам одевается, моется в ванной, чистит зубы, убирает за собой свою одежду. В познавательном плане сын тоже очень активен: мне не приходится придумывать, чем его занять. Он сам что-то постоянно инициирует, планирует свою деятельность, подбирает материалы.
Младший же ребенок может самостоятельно, например, налить себе воду и попить. Организация развивающего пространства облегчила мне жизнь: уже не нужно отвлекаться на мелкие просьбы».
Для тех, кто хочет узнать о системе Монтессори больше, Анна советует книги Елены Тимошенко «Ваш малыш на кухне» и «Чудо Монтессори или учение без мучения и воспитание без оценок, наград и наказаний».
Эксперты:
Анна Сергеевна Демина
История системы
Автором данной системы стала психолог Мария Монтессори, которая создала ее для развития детей с особенностями. В дальнейшем эта система начала применяться к остальным детям и приобретать популярность по всему миру. Уже в 1914 году начали появляться первые детские сады, которые отдавали предпочтение этой системе, однако, когда у власти оказалась большевики, педагогика Марии Монтессори была забыта.
Система Монтессори вернулась в учебные заведения лишь в 1992 году. Сама же Мария пришла к выводу о том, что в большей степени образование является естественным процессом развития ребенка.
Создание развивающей среды для ребенка
В первую очередь детский сад или школа Монтессори – это уникальные условия пребывания детей. Создать их совсем несложно, проект может быть реализован даже дома. В этом случае достаточно дать ребенку понять, что он полноправный участник бытовой жизни семьи. Он должен знать, что может помогать с уборкой, приготовлением пищи, уходом за растениями или животными, ремонтом. Не стоит приобретать ему массу детских аналогов «взрослых» вещей. Лучше подобрать настоящие изделия подходящего размера для удобства обращения.
Класс Монтессори оборудуется в соответствии с такими принципами:
- одно просторное помещение распределяется на несколько тематических зон. Они посвящаются естествознанию, математике, практической жизни, языку, сенсорике;
- материалы, предметы, игрушки раскладываются так, чтобы любой воспитанник при желании мог их брать самостоятельно, а потом убирать на место;
- все игры, объекты, материалы, изделия для обучения и развития выкладываются в одном экземпляре. В группах Монтессори немного участников, но одна и та же вещь может понадобиться нескольким. Отсутствие дополнительных экземпляров заставит детей договариваться об очередности использования предмета. Еще это позволяет ребятам работать самостоятельно, а не параллельно с кем-то, сравнивая результаты;
- у каждого ребенка должно быть собственное личное пространство в виде коврика или столика, за которым он сможет заниматься своими делами. Нарушать границы этой зоны без разрешения малыша запрещено;
- набор предметов не должен быть представлен сложными обучающими материалами. Предпочтение отдается природным объектам или изделиям из натурального сырья. По мнению Марии Монтессори, детям лучше контактировать с предметами, которые обладают естественной текстурой и понятными свойствами.
Система педагогики Монтессори — что это такое
Рассматривать вопрос о том, что это такое – система Монтессори, следует с появления самой идеи. Как врач, Мария много общалась с детьми, в том числе с отстающими в развитии. Она прекрасно понимала, что классическая школа не в состоянии справиться со многими проблемами. Работа в психиатрической клинике подтолкнула ее к проведению собственных экспериментов, в результате которых появилась самая прогрессивная методика формирования личности ребенка.
История появления, преимущества и недостатки
Мария Монтессори была родом из состоятельной семьи. Благодаря родителям она получила прекрасное начальное и среднее образование, а затем семья поддержала ее в решении изучать медицину. Ей удалось поступить в старейший римский университет Сапиенца. Диплом этого учебного заведения дал возможность продолжить образование в медицинской школе при том же университете.
Мария была единственной студенткой женского пола. Ей пришлось пережить негативное психологическое давление со стороны руководства и преподавательского состава, но она не только успешно закончила учебу, но и защитила диссертацию, став одной из первых в Италии женщин – докторов наук.
В 1896 году Мария начала частную врачебную деятельность. Вплоть до 1901 года она работала с детьми, которые испытывали умственную отсталость, часто болели или имели инвалидность. По долгу службы она часто посещала детские приюты, где наблюдала за маленькими пациентами, страдающими психическими отклонениями. Тогда она прониклась идеями французского доктора Жана Итара, который прославился не только, как изобретатель акуметра (аппарат для измерения тонкости слуха).
Он еще известен, как воспитатель «Аверонского дикаря». 12-летний мальчик был полностью изолирован от общества людей, начиная с рождения. Итар поставил перед собой цель сделать из него человека. Многое у него не получилось, например, ребенок так и не научился говорить, но приобрел некоторые навыки развития.
Затем при Ортофреническом университете был создан модельный класс для детей, учившихся в обычных школах, но не сумевших освоить общеобразовательную программу из-за собственных недостатков. По окончании обучения они смогли сдать экзамены, рассчитанные на «нормальных» учеников.
Методика Монтессори – это такой основной педагогический подход, при котором ребенок развивается сам, а учителя только наблюдают за процессом и координируют его в зависимости от обстоятельств. Сама Мария охарактеризовала его, как помощь детям делать всё самостоятельно.
Педагог должен понимать, чем заинтересуется ребенок в определенном возрасте, а также создать для него подходящую среду.
Из преимуществ методики Монтессори для детей можно отметить следующие аспекты:
- Учеба без принуждения.
- Занятия по интересам.
- Самостоятельная работа с выбранным видом деятельности.
- Развитие уважения к окружающим.
- Умение договариваться.
- Наработка хороших практических навыков.
- Принятие самостоятельных решений.
Метод Монтессори также подвергается критике со стороны педагогов и части родителей за отсутствие домашних заданий и четкой программы преподавания, недостаточное внимание к творческому развитию ребенка и его физической активности. Технология игры, основанная только на естественных характеристиках предметов (форма, цвет, фактура) не позволяет развивать креативные возможности
Так считают критики из-за того, что Монтессори запретила использовать изображения фантастических существ, красок, не существующих в природе, искусственно созданные материалы
Технология игры, основанная только на естественных характеристиках предметов (форма, цвет, фактура) не позволяет развивать креативные возможности. Так считают критики из-за того, что Монтессори запретила использовать изображения фантастических существ, красок, не существующих в природе, искусственно созданные материалы.
Начиная с 3-х лет ребенку потребуется социализация в обществе, поэтому рекомендуется выбрать группу для дальнейшего обучения.
Использование Монтессори – материалов.
В Монтессори – среде в свободном доступе располагаются Монтессори-материалы, наборы карточек, мелких предметов, дидактические игры, различные предметы, призванные помочь ребенку самостоятельно приобрести тот или иной опыт. Материалы подбираются с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей, они устроены таким образом, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая необходимые и интересующие его знания и навыки и, что, самое главное, упражняя собственную активность.
Дидактический материал Монтессори дает возможность ребенку выделять в чистом и точном виде признаки предметов, находить их сходства и различия. Именно в точности и четкости отдельных свойств, выделяемых материалом, заключается их ценность для еще неорганизованного хаотичного детского ума, который должен познать внешний мир в размерах, формах, цветах и оттенках, в ощущениях и чувствах.Это направление развития личности ребенка опирается на утверждение М. Монтессори: «В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве».
Монтессори – материалы – это не учебное оборудование в общепринятом смысле слова, т.к. его целью является не обучение детей навыкам и передача им знаний через “правильное использование”. Главная цель дидактического материала Монтессори – внутренняя: помочь самостроительству ребенка и его духовному развитию. М
Монтессори помогает этому развитию, предоставляя детям внешние стимулы, которые приковывают их внимание и инициируют процесс сосредоточения
По ее мнению, «первое, очень важное для развития ребенка – это сосредоточение.
Ребенку нужны вещи, на которых он мог бы концентрироваться».
Коротко о содержании лучших книг Марии Монтессори:
Статьи М. Монтессори и современных педагогов.
Содержит советы и рекомендации для занятий с ребятами дошкольного возраста.
2. Мой метод: начальное обучение.
Изложены основные принципы методики, философия, психология и педагогика, лежащие в ее основе, методы работы с детьми 6 – 10 лет в изучении грамматики и других наук. Для педагогов, психологов, студентов университетов.
Дом ребенка. Метод научной педагогики.
Фундаментальный труд. Содержит обоснование всех аспектов системы Монтессори.
Дети — другие.
Рассказывается о пути создания системы Монтессори, объясняется, что дети — другие, чем мы их видим.
Впитывающий разум ребенка.
Книга о потенциале человека, об особых периодах восприимчивости детей от 0 – 6 лет — впитывающем разуме. Для педагогов и родителей.
Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет.
В книге доказывается право ребенка на активное познание окружающего мира и развитие его внутреннего потенциала. Описаны методы работы с классом и индивидуальные занятия.
Самовоспитание и самообучение в начальной школе.
Описывается развитие ребенка, его мышления, как организовать начальную школу. Для родителей, педагогов, преподавателей и студентов.
Учимся по методике Марии Монтессори. Чудеса преображения: На озере. Для детей 5 – 6 лет
Описываются 8 волшебных превращений рядом с ребенком, открывающие мир. Для детей.
Методика Монтессори и сегодня не теряет популярности.
Чтобы не наделать ошибок при ее применении, издан 2-х томник:
“Домашняя школа Монтессори”. – М: Карапуз + Центр Монтессори, 2001.
Это книга для родителей с описанием сути метода и 6 книг для детей с историями, упражнениями, учебными карточками.
Основные принципы
Ключевую роль методики играет идея самовоспитания. Родителям и учителям следует определить, что деткам интересно и создать подходящие развивающие условия, объяснив, как можно получать знания. Авторская методика Марии Монтессори предполагает действие по принципу ответа на запрос ребенка: «Помоги мне сделать это самому». Постулаты данного педагогического подхода:
- малыш принимает решения самостоятельно, без помощи взрослых;
- развивающая среда предоставляет ребенку возможность обучаться;
- воспитатель вмешивается в процесс обучения лишь по просьбе ребенка.
Автор методики говорила, что нет необходимости обучать чему-то детей специально, следует лишь увидеть в них личностей. Ребята самостоятельно реализуют свои способности и возможности, для этого их помещают в подготовленную среду. Чтобы развитие проходило в оптимальном режиме, Монтессори сформировала ключевые принципы обучения:
- Индивидуальность. Главнейшее правило построение методики обучения – индивидуальный подход. От педагога требуется помочь подопечному максимально реализовать уже заложенный в нем от рождения потенциал.
- Самокоррекция. Дети сами должны заметить свои ошибки и попробовать исправить это самостоятельно.
- Личное пространство. Данный принцип подразумевает осознание собственного положения в группе и понимание того, что каждый предмет имеет свое место. Подход помогает ненавязчиво привить крохе знания о порядке.
- Социальное взаимодействие. Методика предлагает создавать группы с детками разных возрастов, при этом младшие будут получать помощь от старших. Такие социальные навыки прививают ребятам стремление заботиться о близких.
- Жизненный опыт. Развитие происходит с помощью настоящих бытовых предметов. При взаимодействии с ними малыши учатся завязывать шнурки, сервировать стол, пр. Так ребята получают полезный жизненный опыт с ранних лет.
Правила обучения и материалы для занятий
Интересно, что в роли игрушки по данной методике могут выступать самые обычные предметы: тазик, ситечко, салфетки, ложка, губка и пр. Наряду с ними, существуют и специально разработанные Монтессори-пособия: например, Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши, числовые станки, рамки с застёжками и пр.
Наряду с обычными предметами методика предполагает использование специальных пособий, разработанных Марией Монтессори
Занимаясь с дидактическим материалом, нужно учить ребёнка соблюдать определённые правила:
Все пособия и игрушки расположены в открытом доступе
Но малыш должен усвоить, что их нельзя разбрасывать по комнате, а нужно обязательно класть на свои места.
Малыш всегда сам выбирает материал для занятия.
Взрослый должен рассказать крохе, что не стоит переключать внимание с одного пособия на другое: упражнение следует довести до конца.. Вообще, что касается домашнего воспитания по Монтессори, то любым родителям под силу сделать весь свой дом «развивающей средой»
Для этого, помимо приобретения соответствующих игрушек, нужно разрешать ребёнку участвовать в бытовой жизни семьи: делать посильную уборку, ухаживать за растениями, домашними питомцами, ремонтировать свои игрушки, заниматься рукоделием
Вообще, что касается домашнего воспитания по Монтессори, то любым родителям под силу сделать весь свой дом «развивающей средой». Для этого, помимо приобретения соответствующих игрушек, нужно разрешать ребёнку участвовать в бытовой жизни семьи: делать посильную уборку, ухаживать за растениями, домашними питомцами, ремонтировать свои игрушки, заниматься рукоделием.
Родителям (поклонникам системы Монтессори) под силу организовать у себя дома «развивающую среду» — позволять детям участвовать в уборке и прочей бытовой деятельности
Суть методики
Идея самовоспитания – главный принцип данной методики. Для этого родители и педагоги должны определить, что именно нравится ребенку. Интересы малыша позволят создать оптимальные условия для его развития.
Особенности методики:
- Занятия проходят в специально разделенных зонах, в которых размещаются необходимые пособия для обучения.
- В группах занимаются дети разного возраста. Младшие стараются учиться и брать пример со старших, а те, в свою очередь, заботятся и направляют малышей.
- Воспитатели ничего не навязывают ребенку – он самостоятельно решает, что ему интересно и чем он хочет заниматься.
Однако малыши должны соблюдать ряд правил, которые упорядочивают деятельность и вносят в детскую жизнь стабильность:
- Ребенок выполняет самостоятельно то, с чем он может справиться без помощи взрослых. Такой подход воспитывает в нем ответственность, независимость и уверенность в собственных силах.
- Игрушки и письменные принадлежности, с которыми взаимодействует малыш, он обязан после себя помыть или убрать на место. Благодаря этому он учится ухаживать за вещами, у него развивается уважение к другим людям.
- Во время игры дети должны вести себя тихо, чтобы не мешать другим заниматься и играть. При желании «выпустить пар» они могут это сделать в специальных комнатах для расслабления.
Самостоятельное занятие по методике Монтессори
Для каких детей подойдет такой подход
Если родители приветствуют индивидуальный подход к воспитанию ребенка, то класс, работающий по Монтессори, для них станет правильным выбором. Если взрослые являются сторонниками классического образования по стандартной схеме, то им потребуется время, чтобы понять все достоинства и преимущества системы.
Насчет восприятия детьми методики Монтессори существуют спорные позиции. Некоторые считают, что непоседливые гиперактивные дети не смогут долго заниматься одним делом, будут переключаться с одного занятия на другое, не завершив предыдущее. Тем, кто любит спокойные игры, рисование, конструирование, будет проще освоиться и намного интереснее заниматься. Любознательные дети откроют для себя массу интересных дел.
Основным преимуществом создания развивающей среды по Монтессори является четкая градация детей по возрасту. Для каждой группы обучающихся учитывается понятный для них круг интересов. То, что будет увлекательным для ребенка 5-ти лет, никак не сможет заинтересовать 15-летнего подростка.
Как организовать развивающую среду по методике Монтессори. Организация пространства
Игровая комната должна разделяться на несколько зон. Все пособия изготовлены в одном экземпляре, чтобы каждый ребёнок занимался самостоятельно и учился договариваться с товарищами об очерёдности использования дидактического материала. После занятия всё раскладывается по местам.
Зона математики
Математика по методу Монтессори должна неразрывно связываться с сенсорикой. Поэтому цифры и другие пособия сделаны из материалов, которые можно попробовать на ощупь.
Зона сенсорного воспитания
Наполнена предметами разнообразных форм, размеров, цветов, веса
Все они призваны развивать слух, зрение, обоняние, память, внимание
Зона речевого развития
Тут присутствуют кубики с картинками и буквами, прописи, вкладыши, подвижные азбуки, помогающие детям освоить азы писания и чтения.
Зона космоса и естествознания
В этой части комнаты ребёнок знакомится с окружающей средой – животными, растениями, странами, планетами – и проводит простейшие эксперименты.
Зона практики и реальной жизни
Обучение бытовым навыкам происходит с помощью веника, совка, ниток, иголок и пуговиц, шнурков, посуды и прочих атрибутов, способных научить ухаживать за собой.
Развитие через игру
В возрасте от 1,5 до 3 лет пора активно начинать развивающие занятия. В это время ребенок с огромным удовольствием и любопытством познаёт всё, что его окружает — учится ставить перед собой задачи, осмысливает и подбирает решения для них. У него улучшается координация движений, развивается пространственное мышление, логика и мелкая моторика рук, появляется стремление самостоятельно добиваться, пусть маленьких, но очень важных первых результатов.
Ни для кого не секрет, что ребёнок познаёт мир через игру. Именно игра формирует и развивает у малыша те навыки, которые будут помогать ему самостоятельно создавать комфортные условия в реальном мире. Но ещё не стоит забывать о том, что игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
Игрушка становится спутником и неизменным помощником ребёнка с первых дней его появления на свет. Увлекая кроху, она доставляет не только радость и хорошее настроение, но и становится первым мудрым воспитателем, незаметно подготавливающим ребёнка к жизни в обществе и выступающим в качестве средства его психического, эмоционального и физического развития.
Подбор игрушек и обучающих материалов — это очень важное и ответственное решение, ведь от того, чем будет окружён ребёнок, с чем он будет взаимодействовать, зависит правильное направление и прогресс в его развитии. Одной из самых популярных методик саморазвития и самовоспитания малышей является методика Марии Монтессори. Она создала такую педагогическую систему, которая максимально приближена к идеальной ситуации, когда ребенок обучается всему самостоятельно
Нет никаких единых требований, поскольку для каждого ребёнка предусмотрен индивидуальный темп — малыш «соревнуется» с самим собой, обретая уверенность в себе и в своих действиях
Она создала такую педагогическую систему, которая максимально приближена к идеальной ситуации, когда ребенок обучается всему самостоятельно. Нет никаких единых требований, поскольку для каждого ребёнка предусмотрен индивидуальный темп — малыш «соревнуется» с самим собой, обретая уверенность в себе и в своих действиях
Одной из самых популярных методик саморазвития и самовоспитания малышей является методика Марии Монтессори. Она создала такую педагогическую систему, которая максимально приближена к идеальной ситуации, когда ребенок обучается всему самостоятельно. Нет никаких единых требований, поскольку для каждого ребёнка предусмотрен индивидуальный темп — малыш «соревнуется» с самим собой, обретая уверенность в себе и в своих действиях.
В этой статье на конкретных примерах пойдёт речь о том, на что следует обратить внимание и чем окружить ребёнка в возрасте от 1,5 до 3 лет, чтобы он не просто рос и развивался, а делал это самостоятельно с огромным желанием и удовольствием. Поскольку рынок детской развивающей продукции на сегодняшний день активно растёт, очень трудно выбрать действительно качественную, отвечающую всем требованиям и нормам детскую игрушку или книжку, которая не просто будет развлечением для малыша, а станет в его руках инструментом для всестороннего гармоничного развития. Поскольку рынок детской развивающей продукции на сегодняшний день активно растёт, очень трудно выбрать действительно качественную, отвечающую всем требованиям и нормам детскую игрушку или книжку, которая не просто будет развлечением для малыша, а станет в его руках инструментом для всестороннего гармоничного развития
Поскольку рынок детской развивающей продукции на сегодняшний день активно растёт, очень трудно выбрать действительно качественную, отвечающую всем требованиям и нормам детскую игрушку или книжку, которая не просто будет развлечением для малыша, а станет в его руках инструментом для всестороннего гармоничного развития.
Философия метода Монтессори
Любая методика развития — это прежде всего ценности автора и его взгляды на воспитание. Сами же упражнения являются только средствами достижения этих ценностей. Главная же цель которую должен достичь ребенок по Монтессори, это включиться во взрослое общество, овладев присущими ему качествами.
Методика Монтессори строится на принятии природы ребенка, который с рождения выступает в роли любознательного и свободного исследователя, который стремится активно познавать мир и овладевать навыками. Взрослый же ни в коем случае не должен препятствовать активности ребенка. Как предупреждает сама М. Монтессори:
Метод Монтессори предусматривает индивидуальный подход к ребенку, где он самостоятельно выбирает себе занятия и их продолжительность, таким образом он развивается в собственном ритме на основе собственных желаний. Занятия проходят в специально созданной Монтессори-среде, которая преимущественно состоит из дидактического Монтессори-материала (про это мы расскажем чуть позже).
Чего нет в Монтессори среде, так это тяжелых фиксированных парт, которые, по ее мнению, «сковывают души» детей, принуждая их учиться. Также нет оценок и всевозможных поощрений от взрослых: вкусняшек, грамот, наград и т.п. Ребенок в свободной среде действует исходя из своих интересов и интересов своего развития, и внешняя награда лишь насмешка над его чувствами и личностью. Поэтому в данной методике нет наград от других людей, но есть удовольствие от самостоятельного удовлетворения своих желаний.
Многие родителю думают, что развитие по методу Монтессори это обеспечить ребенка Монтессори-материалом и оставить его в покое. Но Монтессори это прежде всего свободный ребенок и наблюдательный взрослый. Сколько родителей готовы дать ребенку свободу и сделать над собой усилие не отнимать ее? А также просто следить за деятельностью ребенка, не поучая и не вмешиваясь в нее?
Главные правила методики Марии Монтессори
Не стоит думать, что отсутствие запретов приводит ребенка к вседозволенности. Неотъемлемой частью Монтессори-педагогики является приучение детей к соблюдению нескольких четких и несложных правил.
Малыш должен самостоятельно готовиться к занятиям: он сам берет со стеллажа игровой материал, сам подготавливает стол для рисования красками, набирает в стакан воду. Конечно, педагог или родители могут подсказать или помочь ребенку, но именно подсобить, а не сделать все за него.
После того как малыш позанимается с дидактическими материалами, он должен помыть, аккуратно сложить и убрать их обратно – на строго определенное место на полке
Лишь после этого дети могут играть с другими пособиями.
Независимо от того, находится ли кроха в детском саду или играет с братьями и сестрами, важно соблюдать следующее правило: с кубиком или вкладышем занимается тот ребенок, кто первым к нему потянулся. Остальные дети ждут своей очереди
Конечно, можно играть и всем вместе, но только если счастливый обладатель игрового материала не возражает. Настаивать на совместных играх не следует.
Своим поведением ребенок не должен мешать окружающим детям и взрослым. В развивающих центрах есть особые комнаты для того, чтобы малыши могли «выпустить пар». Подобный уголок можно создать и в домашних условиях.
Родителям нужно морально подготовиться к тому, что их чадо не станет беспрекословно выполнять подобные правила, тем более в самом начале занятий. И все же напоминать о соблюдении порядка необходимо регулярно. Кстати, соблюдать правила поведения в садике намного проще, поскольку ребенок учится чистоте, глядя на других деток.
Еще одно важное условие: если ваше чадо не желает убирать игрушки или выполнять другое правило, не стоит заставлять его. Покажите своим примером, постепенно вовлекая в процесс и малыша.. Одновременно нужно объяснять: «Если ты хочешь играть с этим ведерком, необходимо сначала убрать конструктор» или «Да, сейчас я тебе помогу, однако в следующий раз ты сам за собой уберешься»
Одновременно нужно объяснять: «Если ты хочешь играть с этим ведерком, необходимо сначала убрать конструктор» или «Да, сейчас я тебе помогу, однако в следующий раз ты сам за собой уберешься».