Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

Философия метода Монтессори

Любая методика развития — это прежде всего ценности автора и его взгляды на воспитание. Сами же упражнения являются только средствами достижения этих ценностей. Главная же цель которую должен достичь ребенок по Монтессори, это включиться во взрослое общество, овладев присущими ему качествами.

Методика Монтессори строится на принятии природы ребенка, который с рождения выступает в роли любознательного и свободного исследователя, который стремится активно познавать мир и овладевать навыками. Взрослый же ни в коем случае не должен препятствовать активности ребенка. Как предупреждает сама М. Монтессори:

Метод Монтессори предусматривает индивидуальный подход к ребенку, где он самостоятельно выбирает себе занятия и их продолжительность, таким образом он развивается в собственном ритме на основе собственных желаний. Занятия проходят в специально созданной Монтессори-среде, которая преимущественно состоит из дидактического Монтессори-материала (про это мы расскажем чуть позже).

Чего нет в Монтессори среде, так это тяжелых фиксированных парт, которые, по ее мнению, «сковывают души» детей, принуждая их учиться. Также нет оценок и всевозможных поощрений от взрослых: вкусняшек, грамот, наград и т.п. Ребенок в свободной среде действует исходя из своих интересов и интересов своего развития, и внешняя награда лишь насмешка над его чувствами и личностью. Поэтому в данной методике нет наград от других людей, но есть удовольствие от самостоятельного удовлетворения своих желаний.

Многие родителю думают, что развитие по методу Монтессори это обеспечить ребенка Монтессори-материалом и оставить его в покое. Но Монтессори это прежде всего свободный ребенок и наблюдательный взрослый. Сколько родителей готовы дать ребенку свободу и сделать над собой усилие не отнимать ее? А также просто следить за деятельностью ребенка, не поучая и не вмешиваясь в нее?

Создание развивающей Монтессори-среды дома

Поскольку в системе Монтессори первоочерёдную роль играют условия для раскрытия потенциала ребёнка (а не навязывание готовых шаблонов), то возрастает роль развивающей среды. В детской комнате ребёнка желательно выделить несколько ключевых зон развития:

Зона практической деятельности. Её задача — привить навыки самообслуживания, выполнения простейших бытовых функций. Сюда помещаются функциональные игрушки: посуда, предметы для уборки (желательно настоящие, а не игрушечные — губки, тряпочки, щётки и пр.), пособия с пуговицами, кнопками, молниями, шнуровки и пр.
Зона сенсорного развития. Это различные мелкие предметы, пазлы, коробочки с крупой, сенсорные мешочки, формочки-вкладыши, наборы геометрических фигур разной формы, размера, цвета, музыкальные инструменты, молоточки, баночки с ароматическими веществами, лоскутки тканей разной фактуры, опять-таки шнуровки и пр. В целом здесь находятся предметы для развития органов чувств

Вообще, Монтессори уделяла особенное внимание развитию осязания и мелкой моторики, считая, что именно точные действия с мелкими предметами совершенствуют мышление, речь, память, внимание.

Зона родного языка. Здесь дети изучают буквы, учатся чтению, готовятся к освоению навыков письма, развивают звуковое восприятие

Соответственным будет и наполнение зоны: карточки с шершавыми (из бархатной бумаги) буквами, слогами и целыми словами, просто фигурки букв, их трафареты для обводки, манная крупа с подносом (на ней ребёнок будет выводить буквы) и пр.
Математическая зона. Здесь находятся коробки с цифрами (карточки и объёмные фигуры), знаки для овладения действий сложения, вычитания, умножения и деления, штанги, веретёна, доски Сегена, набор золотых бусин и пр. Причём необязательно, чтобы дошкольник освоил все математические действия (особенно умножение и деление): всё зависит от его энтузиазма, индивидуального темпа развития.
Естественно-научная, или космическая зона. Здесь малыш знакомится с окружающим миром (в том числе со вселенной), учится классифицировать живую и неживую природу, познаёт в ней взаимосвязи и закономерности. У ребёнка будет возможность провести настоящие опыты: например, убедиться, что дерево горит, а камень тонет в воде, соорудить мини-вулкан, который будет извергаться и пр. В зоне находятся различные карточки с изображениями растений, животных, плакаты по строению человека, глобус, карты мира, модели планет Солнечной системы и пр., материалы для опытов.
Зона развития крупной моторики, или двигательная. Находится она в отдалении от других зон и содержит в себе спортивное оборудование.

Принципы системы

Как говорила сама автор методики, ребёнка не нужно ничему специально учить, достаточно лишь увидеть в нём человека. Малыши сами реализуют свои способности и возможности, для этого нужно поместить их в подготовленную среду.

Исходя из вышесказанного, Мария Монтессори выделила три главных «участника» развивающего процесса:

  • в центре расположен ребёнок;
  • вокруг него имеется среда;
  • рядом (а не сверху) находится педагог.

Чтобы развитие детей проходило в оптимальном режиме, Монтессори также сформулировала основные принципы обучения.

Индивидуальность

Самое важное правило построения образовательного процесса – индивидуальное развитие всех малышей. От педагога требуется помочь ребёнку максимально реализовать его потенциал

Самокоррекция

Индивидуальное развитие предполагает и самостоятельную коррекцию, когда дети сами должны заметить собственные ошибки и по возможности исправить их.

Личностное пространство. Этот принцип подразумевает не только осознание собственного положения в группе, но и понимание того, что у всякого предмета имеется своё место. Это позволяет ненавязчиво передать ребёнку знания о порядке.

Социальное взаимодействие. Автор методики предложила комплектовать разновозрастные группы, в которых младший получает помощь от старших детей. Это позволяет прививать малышам заботу о близких.

Жизненный опыт. Развивать ребёнка можно с помощью настоящих предметов обихода. Взаимодействуя с ними, дети учатся застёгивать пуговки, сервировать стол, вытирать пыль и т.д. То есть малыш получает жизненный опыт с ранних лет.

Нельзя не отметить и ещё один важный принцип – контроль над ошибками. Это правило действует автоматически, когда ребёнок взаимодействует с предметами. Например, пролив воду на пол, малыш понимает собственную неловкость и стремится её исправить своими силами.

Гигиена

Большое внимание в Монтессори педагогике уделяется гигиене. Это связано с тем, что «Дома ребенка» (детский сад для жителей многоквартирных домов) открывались хоть и в перестроенных, но в самых бедных районах Рима, где жили низкие слои общества, царила преступность, разврат и насилие, а в квартире могли жить до 20-30 человек и вода была лишь несколько часов в сутки

В своей главной книге — «Мой метод», Монтессори долго описывает данные районы, но ограничимся лишь одной ее фразой:

В таком районе после некой «реновации» и открылся первый «Дом ребенка». При его организации вопрос гигиены становился большой проблемой. Поэтому первое и основное правило данного заведения было:

Так в силу социальных проблем и появилось одно из главных положений Монтессори-педагогики.

Ребенок с первого посещения садика учится самостоятельно мыть руки и чистить ногти, убирать за собой и т.д. Все это приводит к тому, что ребенок всячески следит за своим внешним видом, действиями и старается вести себя аккуратно.

Что такое система Монтессори

Методика Монтессори – это педагогическая система, в которой ребенок самостоятельно развивается, опираясь при этом на дидактически подготовленную среду. Педагогика Монтессори строится на идеях свободного воспитания, естественном психологическом, социальном и физическом развитии ребенка.

Основополагающий принцип системы Монтессори – “Помоги мне сделать это самому”. Взрослый выступает не в роли наставника, а в роли помощника. Задача педагога-воспитателя – выявить интересы ребенка и обеспечить ему благоприятную соответствующую среду для занятий и изучения сферы интереса.

Монтессори в первую очередь методика раннего развития. Наиболее распространены группы для детей 3-6 лет. Занятия проводятся в помещении, разделенном на зоны: область естествознания, область практических навыков для жизни, языковая, математическая и сенсорная зоны. Ребенок сам выбирает, что интересно ему в настоящий момент. Занятия проходят с максимальной вовлеченностью, дети учатся легко и с удовольствием. Единой обязательной для всех программы нет, как нет и оценки знаний или конкуренции со сверстниками.

Суть методики Монтессори

 Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания малышей

Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), а также на воспитание самостоятельности в ребенке. Единые программы и требования здесь отсутствуют, для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный темп

Каждый малыш волен заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, он «соревнуется» сам с собой, приобретая уверенность в себе, а также полностью усваивая материал.

Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития. Отметим, что воспитанники системы Монтессори – дети любознательные, открытые для получения знаний. Они вырастают независимыми, свободными, умеют находить в обществе свое место.

Немного истории

Мария Монтессори (итальянский доктор, антрополог, педагог) является создателем уникальной методики воспитания, которая стала популярной в первой половине XX столетия. Свою медицинскую карьеру Мария начинала ассистентом врача, и, работая в учреждении для детей с ограниченными возможностями (в психиатрической больнице), интересовалась методами лечения таких ребят. Монтессори пришла к выводу, что их проблемы с интеллектом отчасти не только медицинские, но и педагогические.

Монтессори видела, насколько одиноки эти дети, с ними никто не занимался, у них даже не было игрушек. И тогда она стала приносить ребятам простейшие предметы: лоскуты, коробки, бусины. И малыши словно ожили.

Мария Монтессори разработала уникальную методику воспитания, которую вначале использовала в работе с детьми с ограниченными возможностями

Впоследствии Мария заняла должность директора Ортофренического института, специализирующегося на подготовке учителей для работы с больными детьми. При институте была школа, где Монтессори сама занималась с малышами. Результат был очевиден: многие ученики сдали экзамен на уровне общеобразовательной школы.

Доктор постепенно совершенствовала свою систему воспитания и обучения, и затем решила применять её и на здоровых детях — были организованы специальные детские сады для малышей 3–7 лет.

Школы Монтессори получили большую популярность в Европе (особенно в Германии, Австрии, Нидерландах), США, Японии, Северной Корее. В России же данная методика долгое время была недоступной.

Об этой педагогической системе в нашей стране не вспоминали до 90-х гг. Именно в это время начинают появляться первые пособия. Сегодня же по этой уникальной методике в России работают многие детские сады, центры раннего развития ребёнка, а мамы самостоятельно занимаются дома с детьми.

Сегодня системой Монтессори увлекаются многие мамы и применяют её в домашних занятиях с детьми

Создание развивающей среды для ребенка

В первую очередь детский сад или школа Монтессори – это уникальные условия пребывания детей. Создать их совсем несложно, проект может быть реализован даже дома. В этом случае достаточно дать ребенку понять, что он полноправный участник бытовой жизни семьи. Он должен знать, что может помогать с уборкой, приготовлением пищи, уходом за растениями или животными, ремонтом. Не стоит приобретать ему массу детских аналогов «взрослых» вещей. Лучше подобрать настоящие изделия подходящего размера для удобства обращения.

Класс Монтессори оборудуется в соответствии с такими принципами:

  • одно просторное помещение распределяется на несколько тематических зон. Они посвящаются естествознанию, математике, практической жизни, языку, сенсорике;
  • материалы, предметы, игрушки раскладываются так, чтобы любой воспитанник при желании мог их брать самостоятельно, а потом убирать на место;
  • все игры, объекты, материалы, изделия для обучения и развития выкладываются в одном экземпляре. В группах Монтессори немного участников, но одна и та же вещь может понадобиться нескольким. Отсутствие дополнительных экземпляров заставит детей договариваться об очередности использования предмета. Еще это позволяет ребятам работать самостоятельно, а не параллельно с кем-то, сравнивая результаты;
  • у каждого ребенка должно быть собственное личное пространство в виде коврика или столика, за которым он сможет заниматься своими делами. Нарушать границы этой зоны без разрешения малыша запрещено;
  • набор предметов не должен быть представлен сложными обучающими материалами. Предпочтение отдается природным объектам или изделиям из натурального сырья. По мнению Марии Монтессори, детям лучше контактировать с предметами, которые обладают естественной текстурой и понятными свойствами.

Как сделать Монтессори-игрушки своими руками

Особенность системы Монтессори в том, что по сути никаких специальных игрушек покупать не нужно. Если чего-то нет дома, все можно сделать своими руками или за копейки купить в магазине.

Это займет минимум времени и не потребует особенных навыков со стороны родителей. А в качестве материалов подойдут подручные средства.

Рамки-вкладыши

Подобные игрушки помогут малышам понять, что такое фигуры и какие они есть. А также научиться быстрее различать цвета, осваивать понятия «больше и меньше».

Для изготовления понадобятся:

  • коробка (можно взять из под съеденных конфет);
  • альбомный лист, но лучше ватман;
  • разноцветный картон.

Коробку разрезать на прямоугольнички. Их размер зависит от количества фигурок, что будут помещены в рамку. Для каждого прямоугольника вырезается своя геометрическая фигура из разноцветного картона. Фигуры одного ряда должны быть разноцветными и различаться по размеру. Сначала идет самая большая фигурка, а те, что ниже должны постепенно уменьшатся. Чтобы удерживать фигуры с обратной стороны коробки приклеивается ватман.

Пирамидка

Проще всего такую игрушку пошить, но для того чтобы это сделать родитель должен иметь хотя бы примитивные навыки шитья. Зато пользы от этой игрушки масса. Она научит кроху различать цвета, размеры, тактильные ощущения и не только. А все что нужно сделать — использовать разные ткани и наполнители.

Для работы потребуются:

  • ткань разного цвета и, если есть возможность, фактуры;
  • лента-липучка;
  • материалы для набивки – крупы, поролон, синтепон, камешки, в общем, что угодно.

Ткань нужно разрезать на парные квадраты разного размера – от 5 до 12 см. Берем пару квадратов. На один из лоскутов ткани нашивается липучка, а на второй часть, которая должна прилипнуть. Квадраты между собой сшиваются (с изнаночной стороны). Дальше материал нужно вывернуть и начинить наполнителем. И так повторить, пока все подушечки не будут заполнены.

Цветные ежики

Ежики — одни из самых популярных персонажей детских сказок, потому ребенок с удовольствием будет играть в такой компании.

Чтобы сделать эти игрушки, нам понадобятся:

  • листы разноцветного картона;
  • разноцветные прищепки.

Из картона нужно вырезать две идентичные фигуры ежика. Проще всего это сделать, если сложить картон в два раза, после чего начать вырезание. Дальше фигурки нужно склеить, нарисовав глазки, ротик, носик. Когда заготовка готова, осталось предложить ребенку дать ежику иголки, прикрепив к нему разноцветные прищепки.

Шнуровки

Игры-шнуровки – лучший способ развить мелкую моторику рук ребенка. Их можно купить в магазине, вот только цена не радует, потому гораздо дешевле смастерить их дома.

Тем более, что материалы, которые для этого понадобятся, наверняка есть дома у каждого:

  • деревянная основа, альтернатива которой может быть плотный картон или фанера;
  • отверстия можно сделать дыроколом, ножом;
  • пуговицы, приклеенные к основанию;
  • шнурок.

Набор материалов зависит от того, что есть под рукой. Иногда даже ничего не нужно просверливать, достаточно приклеить к доске пуговицы и показать ребенку, как обматывать вокруг них шнурки. Все зависит от фантазии.

Мягкие шарики

Суть игры в том, что крохе дается четыре меховых шарика, которые по одному нужно протолкнуть сквозь трубку таким образом, чтобы последний вытолкал первый.

Чтобы изготовить подобную игрушку, нам нужно:

  • плотный картон;
  • втулка (через нее будут проходить шарики);
  • бутылка от шампуня (это будет ножка, которая будет держать втулку);
  • мотки разноцветной пряжи, выполняющие роль шариков.

Во флаконе от шампуня нужно сделать два разреза, через которые должна будет пройти втулка. Сама втулка должна быть ровно такой длинны, чтобы через нее могли пройти три шарика, сложенные в ряд. Закрепить конструкцию можно скотчем и украсить цветной бумагой.

Плюсы методики

Многие родители хотят отдать свое чадо именно в садик с методикой Монтессори. Ее достоинства:

  1. Детки развиваются самостоятельно со своим темпом, без постороннего вмешательства.
  2. Коллектив формируется по интересам.
  3. Обучение происходит через открытие.
  4. Система предоставляет максимальную свободу ребятам в группе. Формирует уважение к свободе других.
  5. Отсутствует негативная критика со стороны преподавателя.
  6. Развитие происходит через сенсорное восприятие. Тренируется моторика ребенка.
  7. Ребенок обучается не у взрослых людей, а у товарищей по группе. Здесь они учатся заботе о ближнем человеке.
  8. Система обучает с самого раненого возраста самостоятельно принимать решения, без помощи родителей.
  9. В садике дети обучаются навыкам самообслуживания.
  10. Дети учатся уважительно относиться к окружающим, быть терпеливыми, не шуметь, убирать после себя и так далее.

Преподавание английского языка в свете методики Монтессори

  • Курсы английского для дошкольников хорошо тренируют память, развивают навыки коммуникации, расширяют кругозор ребенка. Преподавание английского в свете методики Монтессори поможет привить любовь к изучению иностранных языков.
  • Вместо сложных и скучных упражнений дети изучают английский по Монтессори с помощью лепки, аппликаций, рисунков. Изучение новых слов происходит по наглядным предметам в окружающей среде. Визуальная память улучшает запоминание новых иностранных слов.
  • В процессе обучения дети вовлекаются в игры, которые переключают их на новую языковую среду. Методика Монтессори позволяет сменить привычные упражнения увлекательной интересной работой.

Комплексно

Монтессори методика: плюсы и минусы

Среди главных плюсов системы Монтессори стоит выделить:

  • С самого младшего возраста Монтессори дети учатся быть самостоятельными, приобретают полезные навыки самообслуживания;
  • Методика Монтессори учит проявлять уважение, заботу и терпение друг к другу;
  • Познание мира происходит через собственные открытия и закрепление знаний на практике;
  • Монтессори дети учатся принимать ответственные решения, привыкают к самодисциплине;
  • Качественное развитие моторики и сенсорного восприятия.

Описание

Недостатки системы Монтессори:

  • Обучение по методике Монтессори не предусматривает развитие творческих способностей;
  • Процесс обучения исключает контакт с обычными игрушками;
  • Обучение не предусматривает развитие многих личностных качеств;
  • Кардинальная разница с традиционным процессом обучения и как следствие, сложная адаптация в дальнейшем;
  • Полное отсутствие ограничений, которое значительно снижает темп и мотивацию ребенка;
  • Для качественного усвоения материала необходима полная система инструментов и материалов, отрывочные элементы малоэффективны.

Основные принципы методики Монтессори

Суть Монтессори-педагогики – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. По мнению Марии Монтессори, у ребенка есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Не надо никого принуждать, уговаривать, приставать с развивающими занятиями. Для того, чтобы малыш развивался достаточно только

  1. вовремя создать для ребенка условия, необходимые для развития – развивающую среду;
  2. предоставить ребенку свободу и самостоятельность.

Благодаря этому ребенок сможет развиваться в собственном ритме и темпе, согласно своим индивидуальным потребностям.

Что понимается под развивающей средой?  В такой среде для малыша, во-первых, специально подобраны по возрасту развивающие материалы, а во-вторых, пространство организовано так, что все игровые пособия всегда доступны малышу, он может сам спокойно их достать и заниматься с ними столько, сколько считает нужным.

Опыт Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому большинство материалов Монтессори основано на самых обычных предметах: здесь мы учимся , , , вытирать пыль, играть с посудкой, всевозможными , и т.п. Очень большое значение в системе придается развитию мелкой моторики, поэтому множество Монтессори-игр проходит с участием , пуговиц, , и т.п. В рубрике «Развитие мелкой и крупной моторики» я подробно пишу о том, какие игрушки понадобятся в конкретном возрасте.

Первая во всём

Мария Монтессори родилась в 1870 году в известной итальянской аристократической семье, которая, тем не менее, отличалась либеральными взглядами. Именно поэтому мать с отцом постарались дать маленькой Марии самое прогрессивное образование.

Учебные годы

Будущий автор образовательной система училась на отлично, демонстрируя особые успехи в точных науках.

В 1890 году она опять стала невольной разрушительницей сложившегося положения, когда поступила в Римский институт на медицинский факультет.

Через 6 лет, удачно отучившись и защитив выпускную работу по психиатрической науке, Монтессори стала первой в Италии женщиной-врачом.

Ещё будучи студенткой, Монтессори подрабатывала в университетской клинике, где впервые и столкнулась с ребятишками с недостаточным интеллектом. Изучив имеющуюся литературу, девушка решила разработать собственную систему обучения детей с проблемами в развитии.

Основные вехи

Естественно, путь к созданию прорывной для того времени воспитательной системы не был слишком гладким. Однако блестящее образование и природная настойчивость помогли Марии Монтессори справиться со всеми трудностями.

Основные этапы «педагогической» биографии представлены ниже:

  • 1896 г. – Монтессори работает с детьми, которые имеют ограниченные возможности, подготавливая их к приёмным тестам в общую образовательную школу. Результаты «больных» детей оказались ошеломительными;
  • 1898 г. – женщина рожает мальчика вне брака и отдаёт его в приёмную семью. В этом же году она возглавляет институт, который занимается образованием проблемных детей;
  • 1904 г. – Монтессори возглавляют кафедру антропологии в своей альма-матер. Попутно она экспериментирует в учебном процессе, проводит различные исследования;
  • 1907 г. – педагог создаёт собственную школу под названием «Дом ребёнка». Именно в этом учебном заведении она и тестирует свою будущую образовательную методику;
  • 1909 г. – Мария Монтессори начинает проводить международные чтения, на которые съезжаются педагоги из многих стран. В этом же году она публикует первые работы, в которых описывает принципы её воспитательной системы;
  • 1913 г. – автор забирает сына из приёмной семьи. Отношения между ними налаживаются, впоследствии Марио Монтессори становится её помощником и популяризатором идей своей знаменитой матери;
  • 1929 г. – создаётся Всемирная ассоциация Монтессори, в которую входят педагоги многих государств. В СССР метода знаменитого итальянского педагога не нашли широкого отклика.

Прожив в Индии 7 лет из-за сложной военной обстановки на родине, в 1946 году Монтессори возвращается в Европу и останавливается в Нидерландах. В 1952 году знаменитый педагог умирает, но её дело продолжает сын Марио.

Методика Марии Монтессори в Советском Союзе особой известностью не пользовалась. Ситуация изменилась лишь в 1998 году, когда внучка автора Ренильда познакомила российских педагогов с перспективной образовательной системой.

История системы

 Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года. Она была первой женщиной-врачом в Италии, а также психологом, педагогом, ученой.

 В 1896 году Мария работала в детской клинике, и ее внимание обратили на себя несчастные умственно отсталые дети, которые, не зная, чем заняться, бесцельно бродили по гулким больничным коридорам. Наблюдая за их поведением, Мария сделала вывод, что это результат отсутствия стимулов к развитию, и что каждый ребенок нуждается в специальной развивающей среде, в которой он может почерпнуть для себя что-то интересное

Целенаправленно и углубленно занимаясь психологией и педагогикой, Мария пробовала разрабатывать собственные методики воспитания и развития детей.

6 января 1907 года Мария Монтессори открыла в Риме «Дом ребенка», где впервые была использована созданная ею педагогическая система. Двигаясь методом проб и ошибок, Мария подготавливала сенсорные материалы, стимулирующие познавательный интерес у детей. С 1909 года книги Монтессори начали распространяться по миру, в 1913 году они дошли и до России. В 1914 году начали открываться первые детские сады по системе Марии Монтессори, но с приходом к власти большевиков они были закрыты. Возвращение методики Монтессори в нашу страну состоялось лишь в 1992 году.

Опираясь на знания об особенностях физиологического, умственного и психического развития детей, Мария Монтессори пришла к выводу, что образование является не столько ответственностью учителя, сколько естественным процессом развития малыша.

Что такое «система Монтессори» и немного об авторе

Автором направления является итальянский врач и педагог Мария Монтессори. Одна стала одной из первых женщин в Италии, получивших высшее медицинское образование. Проходя практику в качестве ассистента врача в психиатрической лечебнице, она столкнулась с одиночеством умственно отсталых детей, которых все игнорировали. Минимального внимания со стороны Марии, приносившей малышам простые предметы для игр, оказалось достаточно для повышения показателей их интеллекта.

На основе своих наблюдений молодой врач разработала собственную систему работы с юными пациентами, направленную на их обучение. Результаты превзошли все ожидания – умственно отсталые дети смогли сдать экзамены и даже обошли своих «нормальных» сверстников в чтении, письме и счете. Такие неожиданные итоги указали на тот факт, что стандартная программа образования в стране находится на низком уровне. Со временем система развития Монтессори была преобразована своим автором в обучающую методику для обычных ребят.

Мария Монтессори

Особенности разделения учебного пространства по Монтессори

Образовательную среду (и в детском саду, и дома) следует разделить на несколько зон и наполнить соответствующими дидактическими материалами. Мария Монтессори выделила пять подобных развивающих зон.

1. Зона реальной жизни

Предметы этого блока учат детей самостоятельности и помогают осваивать практические навыки. К примеру, здесь малыш может застегивать и расстегивать пуговки, подмести пол, ребенок постарше – погладить кофту для куклы.

Именно в этой зоне ребята набираются опыта и проводят работу над ошибками, поскольку только разбив кружку или расплескав воду, дети поймут, что они сделали неправильно.

2. Зона сенсорного развития

Малыш с помощью подобранных монтессори-материалов может развивать сенсорные ощущения: слух, зрение, обоняние и осязание. Многочисленные кубики, цилиндры, отличающиеся цветом, размером и формой, способствуют совершенствованию восприятия и формированию представлений о свойствах окружающих предметов.

3. Зона математики

Здесь малыш знакомится со счетом, математическими символами, узнает о существовании таких понятий, как сложение, вычитание, умножение, деление, учится делить целое на части.

Для облегчения образовательного процесса подбираются специальные деревянные дощечки, счеты, наборы геометрических фигур, а также обычные бусинки и счетные палочки.

4. Языковая зона

В этой зоне малыши найдут пособия, которые предназначены для изучения основ письма и чтения. Ребенка необходимо обеспечить карандашами, наборами прописных и печатных букв. Для расширения словарного запаса подойдут коробочки с картинками животных, различных предметов – например, «Кто это?», «Что это?».

Еще одна особенность монтессори-материалов – фактурные буквы, которые кроха может исследовать на ощупь.

5. Космическая зона

Материалы в этой зоне познакомят малышей с окружающей действительностью в любых ее проявлениях: Вселенной и космосом, явлениями природы, разнообразием флоры и фауны, а также культурными традициями народов мира. С помощью этих пособий ребенок сможет понять собственное место в нашем мире.

Кстати, Мария Монтессори при разделении рабочего пространства на зоны полностью исключила традиционные парты, заменив их удобными детскими столами. По ее мнению, парты существенно тормозят детское развитие, а столики, напротив, помогают взаимодействию с материалами.

Достоинства и недостатки методики

Невзирая на всеобщую признанность системы Монтессори и её распространённость, не все педагоги и родители считают данный метод реально действующим и полезным для развития ребёнка.

Необходимо подробнее рассмотреть все достоинства и недостатки этой развивающей методики.

Преимущества

Среди плюсов специалисты отмечают несколько важных моментов:

  • развитие ребёнка происходит без особого вмешательства со стороны взрослых;
  • учёт индивидуальных особенностей детей;
  • самостоятельное познание окружающего мира;
  • предоставление малышам свободы и независимости;
  • отсутствие критики и наказаний, впрочем, как и поощрений;
  • учёт сенситивных периодов в развитии детей;
  • большое значение придаётся совершенствованию мелкой моторики и развитию органов чувств;
  • обучение в разновозрастных коллективов, что приучает малышей заботиться о других;
  • быстрое привитие навыков самообслуживания;
  • развитие самоконтроля, самодисциплины, умения работать в коллективе;
  • не наставничество, а сотрудничество с детьми.

Отрицательные моменты

Имеются у данной методики и определённые недостатки, о которых мало кто знает. Так, выделяют следующие минусы:

не всегда уделяется должное внимание совершенствованию фантазии, творческих и коммуникативных способностей;
сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности для ребёнка-дошкольника, однако автор не признавала её роль в детском развитии;
недостаточное внимание уделено сказочным историям, которые ненавязчиво знакомят детей с окружающим миром;
ребятам сложно перейти на новую ступень взаимодействия с учителем при поступлении в обычную школу, из-за этого возможны сложности с адаптацией;
недостаточность физической активности на занятиях;
отсутствие строго регламентируемых занятий может сыграть с ребёнком злую шутку, поскольку он и дальше будет работать по желанию.

Из-за постоянно идущей критики многие центры и школы отказались от системы Марии Монтессори в её чистом виде. Педагоги постоянно улучшают методику, добавляя в неё свои личные наработки.

Таким образом, обучение по методике Монтессори отличается своеобразием, необычным содержанием и определёнными достоинствами. Если вам приглянулись какие-либо моменты этой системы раннего развития, обязательно возьмите их себе на вооружение. Ребёнок скажет вам только спасибо.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий