Введение
В последние десятилетие сохраняется тенденция к снижению физического и психического здоровья населения нашей страны, и такая тенденция растет, что в свою очередь не может не отразиться на нарушении физического и психического развития детей.
Существуют несколько причин данной проблемы, к ним относятся социальные, экономические, экологические факторы, но наиболее характерной причиной снижения здоровья детей является новейшие современные медицинские разработки и технологии.
Развитие медицинских технологий дает возможность снизить смертность числа новорожденных и увеличить в несколько раз возможность выхаживания недоношенных младенцев. Количество детей с каждым годом растет, и в то же время растет количество детей с нарушением физического и психического здоровья, в том числе нарушений возникающих при повреждении головного мозга или являются отдельными последствиями повреждений на ранних этапах онтогенеза, например в следствии гипоксии. Дети, получавшие медикаментозную (искусственную) помощь внутриутробно с первых месяцев зачатия и/ или в период родов, в дальнейшем попадают в группу риска неблагополучного развития.
В дальнейшем развитии дети группы риска испытывают трудности в обучении и успеваемости в школе (чтения, письма, решения математических примеров и задач и т.д.), трудности адаптации в детском саду, школе, семье, сложности в коммуникации в среде сверстников. И как показывает диагностирование детей дошкольников, детям группы риска неблагополучного развития необходима помощь нейропсихологов, психологов, неврологов.
Как интерпретировать результаты
С помощью «Корректурной пробы» выявляются несколько психологических свойств ребенка. Объем внимания – способность запомнить и удержать в памяти сразу несколько фигур и разных действий с ними. Работа памяти в течение 10 минут, отведенных на выполнение задания.
Часто дети начинают работу не очень хорошо, в середине показывают хороший результат, а ближе к завершению тестирования, устают и начинают допускать ошибки
Подведенные итоги дают оценить также, навык хорошо сосредотачивать внимание на задании, концентрации, переключаемость
Гибкость внимания – способность сосредоточится на решении одной задачи, а по истечению времени и по сигналу взрослого, остановится и переключится на новую.
Самое важное – темп и качество работы. Оценивается результат по количеству пропущенных фигурок, или же зачеркнутых неправильно, а также общим числом строчек, которые успел просмотреть ребенок за отведенное время. Минус обработки «метода Бурдона» в том, что сложно вычислить результат правильно, без помощи специалиста
Часто плохие итоги могут быть не только по причине отставания в развитии внимания и психологических проблем у ребенка, но и просто от растерянности или страхом получить плохую оценку. Поэтому интерпретируют результаты педагоги и психологи, чтобы четко обозначить где норма, а где отклонение
Минус обработки «метода Бурдона» в том, что сложно вычислить результат правильно, без помощи специалиста. Часто плохие итоги могут быть не только по причине отставания в развитии внимания и психологических проблем у ребенка, но и просто от растерянности или страхом получить плохую оценку. Поэтому интерпретируют результаты педагоги и психологи, чтобы четко обозначить где норма, а где отклонение.
Концентрация внимания рассчитывается по формуле:
К=С+С/П или же К=С^2/П
где К – обозначает концентрацию
С – количество просмотренных строчек за 60 секунд
П – количество ошибок, пропусков и неверно зачеркнутых фигурок.
Нет какого-то определенного числа для результата, но чем выше получилось значение, тем лучше. Значит уровень концентрации весьма хороший и нет повода для беспокойства. Если же значение вышло меньше, чем число просмотренных рядов за 60 секунд, то этому ребенку нужна помощь психолога, так как уровень концентрации совсем низкий.
Устойчивость внимания считается отдельно для каждого интервала времени, так же по формуле:
А=S/t
А – обозначает скорость и темп выполнения работы.
S – Число просмотренных фигур за минуту
T – Время выполнения самого задания
Обработка итогов:
Если значение от 0 до 2, то устойчивость внимания очень хорошая, от 3 до 4 – умеренная, от 5 до 6 – средний результат, от 7 до 8 – уже плохо, достижение ниже среднего, а значение 9-10, говорит о критически низкой устойчивости внимания и требует работы с психологом.
Чтобы узнать коэффициент переключаемости используется формула:
С=S_0/S
S_0 – Количество неправильно зачеркнутых фигур
S – Общее число строчек просмотренных ребенком
Чтобы оценить переключаемость, детям дается задание вычеркивать разные фигурки в четных и нечетных рядах.
Если процент составляет от 0 до 20 – очень хорошо, от 21 до 40 – высокий показатель, от 41 до 60 – средний уровень, от 61 до 80 – плохо, 81 – 100 процентов свидетельствует об очень низкой переключаемости.
<?php if(is_single()&& in_category(’26’)): ?><?php endif; ?>
Методика Бурдона
Эта проба проводится в два этапа длительностью по пять минут каждый, разделённые пятиминутным перерывом.
- На первом этапе тестируемый должен, просматривая по порядку ряды букв, отмечать разными способами две разные буквы (например, А – вычёркивать, а П — обводить кружком). Чтобы позже вычислить динамику продуктивности работы, каждую минуту тестируемый по команде ставит вертикальную черту в том месте, где в данный момент работает.
- На втором этапе испытуемый работает с другими бланками, вычёркивая теми же способами другие буквы.
В каждой «серии» необходимо диагностировать продуктивность работы (как по минутам, так и в целом). Для этого подсчитывают общее число букв и ошибок (ошибками считаются пропущенные буквы, а также неправильно вычеркнутые). На основании этих подсчётов строятся графики динамики продуктивности работы по минутам для каждого из этапов. Таким образом, сопоставляя количество ошибок и знаков в бланке, методика даёт возможность оценить уровень распределения внимания, а, кроме того, судить о характере динамики работы.
Алгоритм проведения корректурной пробы
Тестирование осуществляется с помощью набора специальных бланков с нанесёнными на них рядами букв, расположенных в случайном порядке (допускается использование фигур, цифр или газетного текста). Тестируемый просматривает отрезок текста или бланк и вычёркивает определённый знак, или фигуру, или букву, в соответствии с тем, какую инструкцию получил. Например, инструкция может звучать примерно следующим образом: «Просматривая ряд за рядом набор букв, вычёркивайте все буквы „А“; каждые 60 секунд по команде тестирующего отмечайте вертикальную черту, чтобы было видно, какой объём Вы успели просмотреть за это время».
Возможны варианты: например, для детей, не знакомых с буквами, которым предоставляют бланк с картинками вместо букв, задание может быть сформулировано так: «Нарисуй окошко у каждого домика, или листик у каждого яблочка».
Польза корректурной пробы для раннего выявления проблем
Корректурная проба состоит из различных заданий, которые позволяют оценить разные аспекты развития ребенка, такие как речь, моторика, эмоциональная сфера и т. д. Она помогает выявить отклонения от нормы, которые могут быть связаны с задержкой развития, нарушениями речи, дислексией, дисграфией и другими проблемами.
Польза корректурной пробы заключается в том, что она способствует раннему выявлению проблем и позволяет принять меры для их разрешения. Родители и специалисты могут обратиться за помощью и рекомендациями, чтобы помочь ребенку развиваться наилучшим образом. Это также помогает предотвратить дальнейшие проблемы в обучении и адаптации к школьной жизни.
Виды аллергопроб
Существует несколько методов выявления реакции организма на вещество. Наиболее распространенными являются:
- Кожные пробы. Пациенту делают небольшие проколы кожи в местах скопления препарата, после чего проступает легкая реакция на аллерген. Безболезненный и удобный способ для выявления причин аллергии у детей.
- Исследование специфических антител Ig E. Для этого выполняется забор крови для последующего получения данных о причинах сенсибилизации. Такой метод подходит для детей, у которых был анафилактический шок. Эффективность анализа крови на аллергию ничем не отличается от кожных проб.
- Провокационные тесты. Используются, если предыдущие методы не указали на точные причины заболевания. Исследование проводится в стационаре. Человеку вводят небольшую дозу аллергена под язык, в нос или в бронхи, а после дается оценка результата. Данный метод исследования может дать непредвиденную реакцию организма человека, поэтому детям провокационные тесты не назначаются.
- Элиминационные тесты. Часто используются для выявления аллергии у детей младшего возраста. Метод заключается в удалении аллергена из окружения человека. Примером является элиминационная диета, при которой из рациона пациента выводится предполагаемый аллергенный продукт, и если за 7-14 дней наступает улучшение, значит, данное вещество послужило причиной заболевания.
Что представляет собой методика
Методика «Корректурная проба» — это специально разработанное задание, которое проводится с детьми дошкольного возраста для оценки их усидчивости и внимательности. В ходе этого задания ребенку предлагается просмотреть набор изображений с различными фигурами и зачеркнуть определенные элементы.
Суть методики заключается в том, что ребенку необходимо сосредоточиться и внимательно проанализировать каждую фигуру. Затем, после задания, он должен будет отметить ошибки и указать, сколько фигур было просмотрено. Дети должны выполнить это задание максимально быстро и точно, удерживая темп и не допуская ошибок.
Обычно на каждое задание выделяется ограниченное время, например, 1 минута. В течение этого времени ребенку нужно как можно более точно и быстро просмотреть предложенные изображения и насколько возможно найти и зачеркнуть нужные фигурки. После истечения времени результаты задания считаются и оцениваются.
Методика «Корректурная проба» очень полезна и имеет большое значение для родителей и педагогов. Она позволяет оценить внимательность и концентрацию внимания ребенка, его успехи в освоении простых математических навыков и начинающие навыки чтения, которые важны для успешной адаптации в школе.
Основные этапы проведения корректурной пробы
Когда речь идет о проведении корректурной пробы для дошкольников, важно разбить процесс на несколько этапов, чтобы дети могли наиболее эффективно понимать и усваивать материал. 1
Ознакомление с материалом: Первым этапом проведения корректурной пробы является ознакомление дошкольников с материалом. Это может быть как специально разработанная учебная программа, так и изучение отдельных учебных пособий или материалов для коррекционной работы. Важно создать интерес и мотивацию у детей, чтобы они были заинтересованы в дальнейшем изучении
1. Ознакомление с материалом: Первым этапом проведения корректурной пробы является ознакомление дошкольников с материалом. Это может быть как специально разработанная учебная программа, так и изучение отдельных учебных пособий или материалов для коррекционной работы
Важно создать интерес и мотивацию у детей, чтобы они были заинтересованы в дальнейшем изучении
2. Практическое применение материала: После ознакомления с материалом, следующим шагом является практическое применение. Дети должны иметь возможность практиковать и применять изученные навыки в реальных ситуациях. Например, они могут решать задачи, выполнять упражнения или играть в образовательные игры.
3. Индивидуальная и групповая работа: Корректурная проба может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом формате. В индивидуальной работе педагог может сосредоточиться на конкретных потребностях каждого ребенка и предоставить ему наиболее подходящие упражнения и материалы для изучения. В групповой работе дети могут учиться друг у друга, делиться своими наблюдениями и идеями. Это способствует развитию коммуникативных навыков и социальной адаптации.
4
Оценка и обратная связь: Не менее важно оценивать прогресс каждого ребенка и предоставлять им обратную связь. Позитивное подкрепление и восхваление за достижения могут стимулировать дошкольников продолжать свои усилия и стремиться к дальнейшему улучшению
5. Повторение и закрепление: Последним этапом проведения корректурной пробы является повторение и закрепление изученного материала. Повторение помогает укрепить знания и умения, а также зафиксировать прогресс в обучении.
Такие основные этапы позволяют эффективно проводить корректурную пробу для дошкольников и помогают им развиваться и достигать своих потенциальных возможностей
Важно создать подходящую и стимулирующую обстановку, чтобы дети могли получить максимальное образование и развитие
«Корректурная проба» коррекция и развитие внимания для дошкольного и младшего школьного возраста
Практический материал
для коррекционно-развивающей работы
«Корректурная проба»
коррекция и развитие внимания
для дошкольного и младшего школьного возраста
Данное упражнение можно использовать как практическому психологу, так и учителю, например, начальных классов, для тренировки внимания. С помощью данного упражнения развиваются такие стороны внимания, как концентрация, переключаемость внимания, его избирательность, распределение внимания.
В представленном упражнении инструкции по выполнению ребенком задания могут быть самые разнообразные, все зависит от возраста и способностей ребенка.
Например, для детей 3-х – 4-х лет можно дать следующую инструкцию: надо найти и вычеркнуть какое-то одно изображение.
Для более старшего возраста можно дать задания и посложнее, например: найти и зачеркнуть одно изображение, а подчеркнуть другое изображение (причем зачеркивать и подчеркивать изображения надо сразу, а не поотдельности).
Если ребенок хорошо справляется с заданием, можно его еще усложнить. Например: одно изображение подчеркнуть синим карандашом, другое – зачеркнуть зеленым карандашом, а третье – обвести в кружочек красным карандашом.
Инструкцию к этому упражнению можно манипулировать по-разному, все зависит от вашей креативности.
Методики исследования развития внимания.
gn=»justify»>
«Методики исследования развития
внимания»
Методика
«Корректурная проба» (буквенный вариант).
Методика используется для определения объема внимания
(по количеству просмотренных букв) и его концентрации — по количеству сделанных
ошибок.
Норма объема внимания для детей 6-7 лет — 400 знаков и
выше, концентрации — 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет — 600 знаков и выше,
концентрации — 5 ошибок и менее.
Время работы — 5 минут.
Инструкция: На бланке с буквами отчеркните первый ряд
букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева
направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и
точно. Время работы — 5 минут.
Пример:
Методика
«Красно-черная таблица».
Методика предназначена для оценки переключения
внимания. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и
черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое
запоминание.
Ребенку предлагают показать на таблице черные числа от
1 до 12 в возрастающем порядке (время выполнения Т(1) фиксируется). Затем нужно
показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения Т(2)
фиксируется). Затем ученика просят показывать попеременно черные числа в
возрастающем порядке, а красные числа — в убывающем (время выполнения Т(3)
фиксируется).
Показателем переключения внимания является разница
между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях:
Т(3) — (Т(1)+Т(2)).
Стимульный материал
1 | 5 | 11 | 8 | 2 |
10 | 7 | 4 | 1 | 9 |
12 | 8 | 2 | 4 | |
3 | 11 | 6 | 9 | 5 |
6 | 7 | 3 | 12 | 10 |
Таблицы
Шульте.
Данная методика используется для
исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.
Инструкция: Покажите указкой и
назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь.
Процедура проведения исследования:
Предъявляется таблица, и по сигналу «начали» исследователь включает
секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. (Таблицы даны в
уменьшенном виде.)
Модификация
таблиц Шульте (буквенный вариант).
Анализ результатов: Сравнивается
время работы по каждой из таблиц. Норма — 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма
— 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.
Методика
изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона —
Рузера).
Инструкция: Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки
по образцу.
Анализ результатов: Фиксируется
количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.
Оценка: Высокий уровень устойчивости
внимания — 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень устойчивости
внимания — 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания
— 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и
устойчивости внимания — 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками.
1.Бочкарева Т.И
Внимание младшего школьника
/Т.И. Бочкарёва. — М., 1960. 2.Выготский Л.С
Развитие высших форм внимания в
детском возрасте, — / Л.С. Выгодский. — М., 1976;
2.Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в
детском возрасте, — / Л.С. Выгодский. — М., 1976;
Как проводить тест
«Метод Бурдона» позволяет проводить исследование концентрации внимания сразу у нескольких детей одновременно. Для тестирования потребуется секундомер и специально распечатанные бланки. Работу проводят, в основном, в первой половине дня. В это время любой человек отличается высокой работоспособностью.
Детям раздаются листы с заданием и карандаши. Чернила в стержне шариковой ручки могут закончиться очень неожиданно, или она перестанет писать, что собьет с толку ребенка. Далее, все испытуемые пишут свои имена и фамилии на обратной стороне, а также дату и время начала исследования.
Взрослый дает четкую инструкцию, например, «Сейчас мы проверим насколько вы внимательные. Постарайтесь выполнить это задание очень хорошо. На листке есть несколько фигурок, по моей команде, внимательно просматривайте ряды слева на право, и зачеркивайте все кружки наискосок, а квадраты горизонтальной чертой. Когда я скажу слово «Стоп», то проведите вертикальную линию там, где остановился ваш карандаш. По моей команде продолжайте зачеркивать фигурки снова. Работайте как можно быстрее, но очень аккуратно и внимательно».
Если возникают вопросы, нужно объяснить их сразу, чтобы задание было понятным абсолютно всем детям
Очень важно чтобы они были заинтересованы в выполнении теста. Чтобы у детей не возникало ощущение испытуемых. Иначе ребенок может растеряется и не справиться с заданием
Количество ошибок обычно начинает возрастать в последних строчках, тут важно будет сказать детям, что осталось работать еще немного, всего минуту
Иначе ребенок может растеряется и не справиться с заданием
Количество ошибок обычно начинает возрастать в последних строчках, тут важно будет сказать детям, что осталось работать еще немного, всего минуту
Преимущества использования корректурной пробы
Корректурная проба является важным инструментом для оценки уровня развития дошкольников и выявления возможных проблем в их развитии. Ее использование позволяет получить ценную информацию о навыках и недостатках ребенка в различных областях, таких как письмо, чтение, математика и моторика.
Вот некоторые из основных преимуществ использования корректурной пробы:
1. Оценка уровня развития
Корректурная проба позволяет оценить уровень развития дошкольника и на основе полученных результатов понять, на каком этапе развития находится каждый ребенок. Это помогает педагогам и родителям понять, какие области требуют дополнительной поддержки и развития.
2. Выявление проблем и задержек в развитии
Использование корректурной пробы позволяет выявить возможные проблемы и задержки в развитии дошкольников, которые могут быть связаны с психомоторным развитием, зрительным восприятием, концентрацией внимания и другими аспектами. Раннее обнаружение таких проблем позволяет своевременно принять меры для их исправления.
3. Планирование индивидуальной работы
На основе результатов корректурной пробы педагоги могут планировать индивидуальную работу с каждым ребенком, учитывая его особенности и потребности. Это позволяет развивать у них навыки и компетенции, а также помогает в поиске эффективных методов обучения и взаимодействия.
4. Контроль прогресса
Корректурная проба также используется для контроля прогресса обучения и развития дошкольников. Регулярное проведение проб может помочь отслеживать изменения и улучшения в навыках и умениях ребенка со временем. Это позволяет оценить эффективность применяемых методов и корректировать дальнейшую работу.
5. Развитие самооценки и мотивации
Через использование корректурной пробы дети получают обратную связь о своих достижениях и прогрессе. Это способствует развитию их самооценки и мотивации к дальнейшему усовершенствованию. Ребенок видит, что его усилия приносят результаты, и это мотивирует его к дальнейшему развитию и самосовершенствованию.
В целом, корректурная проба имеет значительные преимущества в оценке и развитии дошкольников. Ее использование помогает выявить возможные проблемы в развитии, планировать индивидуальную работу с ребенком, контролировать прогресс и развивать его самооценку и мотивацию.
Используемые методики и инструменты для корректурной пробы для дошкольников
Одна из самых распространенных методик – это использование разного рода игровых заданий и упражнений, которые привлекают внимание и интерес детей. Например, в заданиях могут быть представлены картинки, головоломки, раскраски и другие игровые элементы
Для оценки речи и письма часто используются специальные таблицы или карточки с изображениями слов и букв. Детям предлагается прочитать или написать нужные слова, что позволяет оценить их навыки и уровень речевого и письменного развития.
С помощью карточек с различными изображениями или предметами можно также проверить способности детей к классификации, сравнению и анализу. Они могут сортировать предметы по цвету, форме, размеру или другим характеристикам.
Также в процессе корректурной пробы часто применяются компьютерные программы и онлайн-ресурсы, специально разработанные для оценки детского развития. Они позволяют проводить тестирование, записывать результаты и анализировать их с помощью специальных алгоритмов.
Используемые методики и инструменты для корректурной пробы для дошкольников разнообразны и помогают адаптировать процесс оценки под каждого ребенка
Важно выбирать такие инструменты, которые позволяют детям развиваться и вносить позитивные изменения в свою жизнь
Тест корректурная проба для младших школьников. Корректурные пробы
Феноменов занимает особое положение. Оно включено во все остальные психологические процессы, выступает как их необходимый элемент, отделить его от них, выделить и изучить в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Если мы пытаемся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает.
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Оно не имеет своего собственного содержания и является составной частью других психических процессов: ощущения и восприятия, представления памяти, мышления, воображения, эмоций и чувств, проявления воли
В практических, в частности, двигательных действиях людей, в их поведенческих актах (поступках) внимание обеспечивает ясность отражения действительности. А это одно из необходимых условий успешности любой деятельности.
Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное.
Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки. Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма
Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой.
Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности. При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменяющихся условий
Непроизвольное внимание возникает без предварительной постановки цели – как реакция на сильный звук, яркий свет, новизну предмета. Предметом непроизвольного внимания становится любой неожиданный раздражитель. При всех неожиданностях внимание сосредоточивается на короткий срок. Но произвольное внимание может удерживаться и длительно в тех случаях, когда восприятие предмета, даже мысль о нем, вызывает живой интерес, окрашивается положительными эмоциями удовольствия, удивления, восхищения и др. Так может приковать внимание учащихся преподаватель, интересно, эмоционально проводящий урок. Это говорит о том, что непроизвольное внимание может быть вызвано специально, с целью достижения положительного результата деятельности, в данном случае урока. Следовательно, внимание является не только фактором, ограничивающим психическую деятельность, но и само может регулироваться извне, в частности, в педагогическом процессе. Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредоточивает сознание на каком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия. Все три вида внимания (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное) – это динамичные процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим.
Свойствами внимания выступают особенности проявления. К ним относятся: объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания.
Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и воспроизводимого материала. Его можно увеличить путем упражнения или устанавливая смысловые связи между воспринимаемыми предметами (например, объединяя буквы в слова).
Концентрация внимания – свойство, выражающееся в полной поглощенности предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека. При наличии такой сосредоточенности человек становится высоко помехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в которые он погружен.
Устойчивость внимания – способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряе
Консультация (1 класс) на тему: Косультация для родителей : «Корректурные пробы для обследования уровня внимания младшего школьника»
Интересный способ определения того, насколько ваш ребенок внимателен.Корректурная проба — это метод исследования, который позволяет оценить переключаемость, распределение, устойчивость и концентрацию внимания.
Обследование проводится с детьми с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст с крупными буквами вместо бланков).
Ребенок просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки .
Это могут быть буквы, цифры, рисунки-миниатюры, геометрические фигуры. Ребенок должен найти определенный знак и его выделить согласно инструкции — зачеркнуть, подчеркнуть, обвести, поставить внутри фигуры определенный знак. Как именно выделить знак, и какой это должен быть знак задаётся в инструкции.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле:
К = С2 / П, где
С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
A = S / t, где
А – темп выполнения,S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,t – время выполнения.По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:
С = (So / S) * 100, где
So – количество ошибочно проработанных строк,S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Источники :Корректурная проба (Тест Бурдона) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.107-111.
Найди и подчеркни все буквы- е.
Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке. Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце.
Счастливое родительство — счастливые дети: Корректурная проба детский вариант
Как видит испоьзование корректурнй пробы логопед — читайте в статье Поповой С.С.
Постепенно задания усложняются: нужно дорисовать… (рыбкам хвосты, улиткам ракушку)
Детям от 3 лет даю уже усложнённые задания.
Для тренировки переключения внимания и устойчивости, стоит пременить задания с 2 задачами: отметить все шары точкой, а звёздочки — чёрточкой.
Собрать морковку и помидоры/грибы
При этом морковь подчеркнуть , а помидоры/грибы зачеркнуть вертикальной чёрточкой (да, дети 3 лет справляются с этим заданием, если с ними работать изначально над принятием инструкции и умением сосредотачивать своё внимание)
детям после 4 лет подойдут такие варианты корректурной пробы:
Что важно: учить ребёнка постепенно отмечать разными способами одновременно заданные предметы по строчкам. Не разрешайте ребёнку перескакивать с одной строки на вторую, отмечая сначала только грибочки (триугольники, флажки), потом только следующую фигуру
Показания к проведению у детей
Процедуру проводят в специализированных медицинских центрах. Кожные пробы на аллергены у детей делаются под контролем врачей, потому что иногда во время процедуры возникают осложнения и пациенту может понадобиться незамедлительная помощь специалистов. Есть 3 причины для проведения аллергопроб:
- Если у ребенка есть подозрение на пищевую аллергию. Тогда необходимо сделать анализ, чтобы выявить аллерген и определить потенциально аллергенные продукты.
- Если у него был анафилактический шок.
- Если у ребенка возникла реакция на вакцину и надо подтвердить ее аллергическую природу.
Полученные данные используются не только для постановки точного диагноза, но и для определения тех групп аллергенов, которых родителям не стоит опасаться.
Как проводить тест
Корректурная проба представляет собой задание для дошкольника, расположенное на листе бумаги. Время выполнения задания составляет около 2 минут. Всего в задании находятся 30 фигурок – 15 слева и 15 справа. Детям предлагается зачеркнуть только те фигуры, которые соответствуют предлагаемому образцу, и просмотренные после истечения 30 секунд сразу зачеркивать.
Чтобы провести тест, нужно дать ребенку лист с заданием и объяснить правила. Ребенка усаживают за стол в удобном для него положении, обеспечивая мягкое освещение. Родители или педагоги могут также сами показывать фигурки и объяснять нужное действие.
Дети младших возрастных групп могут начинать тестирование с корректурной пробы, только постепенно переходя к заданию самостоятельно. Также, перед началом теста можно провести несложный упражнение на разминку, изображая и объясняя простые фигуры.
Результаты теста могут быть разные для каждого ребенка
Если он с удовольствием и внимательно выполняет задание, то его результаты будут лучше, чем у ребенка, проявляющего неактивность или невнимание. На это обращают внимание и родители, и педагоги, чтобы оценить, насколько ребенок успешно выполняет задание и внимателен к деталям
Также будет видно, насколько ребенок недооценил свои возможности и сделал ошибки.