Методика «10 слов Лурия»: для дошкольников

Дополнительные уточнения

В тех случаях, когда испытуемым называются дополнительные слова, проверяющий должен отметить их рядом с имеющимися крестиками. Если происходят повторения, то каждый новый раз нужно ставить ещё одну пометку.

Бывает так, что при проведении исследования ребёнок пытается что-либо рассказывать или комментировать. В таких случаях нужно объяснить ему, что этого сейчас делать не нужно

На самом деле отвлекающие внимание разговоры методика «10 слов» (Лурия) запрещает

По истечении 5-разового повторения экспериментатор начинает заниматься другими тестами. Но через 50-60 минут возвращается к запоминаемому ряду и просит рассказать его ещё раз. Но прочитывания уже использованных 10 слов методика на память больше не предполагает. Именно эти повторения теперь следует отметить кружочками, чтобы избежать возможных ошибок.

Заучивание 10 слов

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психи­ческими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке». Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша. «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкция для взрослых. «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке». «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, – и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. По рядок слов не важен». Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Тестовый материал

Примеры набора слов: Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

Интерпретация результатов

На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладыва­ется число повторений, по вертикали — число правильно вос­произведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов. Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти. Больные разных нозологических групп проявляют специфику в выполнении данного задания: — при черепно-мозговой травме или нейроинфекции больные воспроизводят и запоминают первые и последние слова; при этом, объем запоминаемого материала от повторения к повторению не увеличивается; — при неврозах запоминание замедленное, больным требу­ется большее число повторений (по сравнению со здоровыми) для запоминания полного объема материала; график запомина­ния имеет зигзагообразный характер и в объеме запоминаемо­го материала от повторения к повторению проявляется тенден­ция к истощаемости, что свидетельствует о неустойчивости

Болезни детей, о которых свидетельствует кривая

На основании результатов теста для интерпретации его результатов составляется таблица и строится графика кривой запоминания. По этим данным можно судить о состоянии памяти дошкольника и о наличии у него каких-либо заболеваний.

Таблица с примерным перечнем слов для тестирования.

После окончания тестирования нужно посчитать количество правильных ответов, при каждом из повторений, и обозначить их какой-либо буквой.

В научной среде существует мнение, что диапазон кратковременной памяти взрослого человека составляет, от 5 до 9 единиц. У детей же в школьном возрасте примерный объем кратковременной памяти равен его возрасту жизни. Поэтому можно рассмотреть следующий вариант перевода показателей тестирования кратковременной памяти в стандартные показатели по десятибалльной шкале.

  1. Высокий показатель 10 баллов, объем памяти равен приблизительно 7-8 единиц.
  2. Высокий показатель 8-9 баллов, объем памяти равен приблизительно 5-6 единиц.
  3. Средний показатель 4 балла, объем памяти равен приблизительно 3-4 единицы.
  4. Низкий показатель 2 балла, объем памяти равен приблизительно 1-2 единицы.
  5. Очень низкий показатель 0 баллов, объем памяти равен 0 единиц.

Необходимо нарисовать систему координат, в которой по оси «игрек» мы отмечаем количество повторений, а по оси «икс» отмечаем посчитанное ранее число правильных ответов.

Дети с проблемами памяти. Показывают наоборот худший результат от раза к разу, количество запомнившихся им слов уменьшается, присутствует большое количество слов не по тексту задания, это свидетельствует о том, что у ребенка имеется расстройство сознания, невнимательность, рассеянность.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Количественный анализ можно рассчитать по следующей формуле.

  1. Сосчитать результат правильно повторенных слов после каждого тестирования – Sn, где n – порядковый номер тестирования
  2. Сосчитать показатель продуктивности запоминания – среднее значение правильно воспроизведенных слов можно по этой формуле:S cp = (S1 S2 S3 S4 S5) / 5

Показатель продуктивности запоминания будет указывать о наличии или отсутствии проблем с состоянием здоровья.

Кривая запоминания указывает на ярко выраженную утомляемость, перегруженность сознания, ослабленное внимание

  • Повышение кривой на графике с каждым новым повторением говорит о том, что ребенок развивается нормально, примерно уже к третьему повторению нормально развитый ребенок должен повторить примерно 8-10 слов из предложенного ему списка.
  • Понижение кривой при каждом повторении свидетельствует о том, что испытуемый страдает забывчивостью и невнимательностью.
  • Зигзагообразный вариант кривой, показывает на наличие неустойчивости внимания.
  • График в форме плато, свидетельство эмоциональной вялости испытуемого, безразличия к происходящему процессу.
  • Прямой не меняющийся график, свидетельство эмоциональной пассивности, отрешенности испытуемого.

Свидетельством черепно-мозговой травмы — механического повреждения костей головного мозга и его мягких тканей, сосудов, мозговых оболочек или нейроинфекции – поражения бактериями, вирусами всей нервной системы или отдельных ее отделов, служит наличие графика формы плато, испытуемые чаще запоминают слова в начале и конце теста, объем запомнившихся слов остается на начальном уровне и не меняется.

Свидетельством неврозов — а именно расстройством психики, переходящим в затяжной характер, обусловленным снижением умственной и физической активности, а так же истерическим поведением является зигзагообразный график, медленное запоминание при котором, количество раз правильных повторений постепенно снижается. Проявляется неустойчивость внимания иногда и раздражительность от невозможности воспроизведения предыдущих слов.

Методика «10 слов Лурия», это настоящая находка для современных родителей и учителей для быстрой, эффективной, профессиональной проверки памяти ребенка, его эмоционального состояния. Данная методика не только поможет проверить внимательность и память, но и выявить на ранних стадиях возможные нарушения и отклонения в физиологическом развитии и принять необходимый комплекс мер по восстановлению и лечению функций головного мозга и нарушенных функций нервной системы.

Начало исследования

Перед тем как приступить к тестированию, экспериментатор записывает в одну строку 10 слов. Методика предполагает использование простых наименований, не вызывающих между собой явных ассоциаций. Чаще всего каждый проверяющий использует какой-либо один словесный ряд. Но если тестирование проводится в группе детей, то нужно подготовить несколько таких цепочек, так как испытуемые могут начать делать друг другу подсказки

Очень важно в этом эксперименте произносить слова чётко, а также неукоснительно придерживаться инструкции

Сначала нужно сказать ребёнку подобную фразу: «Я прочитаю 10 слов. Их нужно внимательно слушать. Когда закончу чтение, тебе нужно перечислить те слова, которые помнишь. Говорить их можно в любой последовательности. Ясно?». Медленно и хорошо проговаривая, экспериментатор читает слова. Когда ребёнок их повторяет, то в протоколе методики, которую предложил А.Р. Лурия, нужно выставлять крестики.

После этого следует очередная часть работы. Нужно сказать: «Я прочитаю те же слова, что и в первый раз. А тебе нужно повторить те из них, которые ты уже называл(а) и остальные, что тогда пропустил(а)». Затем экспериментатор так же, как и в первый раз, отмечает крестиками слова, которые назвал ребёнок.

Потом нужно сделать несколько повторений этой же процедуры. Объяснения больше не нужны, так как экспериментатору достаточно сказать следующее: «Ещё раз».

В чём заключается методика

В исследовании применяются простые односложные или двусложные, частотные, но абсолютно разные по смыслу 10 слов. Методика предполагает их использование в единственном числе и именительном падеже. Обычно количество их повторений может достигать пяти, хотя бывает, что нужно повторять слова до совершенного запоминания. Для наглядности результатов после проведения исследования строят кривую.

При этом проводится изучение таких характеристик:

  • объём слухоречевого запоминания;
  • особенности мнестической деятельности;
  • скорость запоминания слов в предоставленном количестве;
  • объём воспроизведения через промежуток времени;
  • особенности слухового восприятия.

Вникание в суть

Немецкий психолог Герман Эббингауз составил «кривую забывания», демонстрирующую, как долго в памяти человека может храниться новая информация.

Так, механическое заучивание (или зазубривание) материала без вникания в его смысл приводит к тому, что через час Вы будете помнить около 60% новой информации, спустя 10 часов – 35%, а через 6 дней из глубин Вашей памяти Вы извлечете не более 20% выученного материала.

А вот осмысленная информация откладывается в так называемой долговременной памяти, а, следовательно, и помнится намного дольше, особенно если периодически ее повторять. Кроме того, вникнув в суть изучаемого материала, Вы запомните его в 9 раз быстрее.

Составление таблицы и построение графика кривой запоминания

На основании результатов теста для интерпретации его результатов составляется таблица и строится графика кривой запоминания. По этим данным можно судить о состоянии памяти дошкольника и о наличии у него каких-либо заболеваний.

Таблица с примерным перечнем слов для тестирования.

В научной среде существует мнение, что диапазон кратковременной памяти взрослого человека составляет, от 5 до 9 единиц. У детей же в школьном возрасте примерный объем кратковременной памяти равен его возрасту жизни. Поэтому можно рассмотреть следующий вариант перевода показателей тестирования кратковременной памяти в стандартные показатели по десятибалльной шкале.

  1. Высокий показатель 10 баллов, объем памяти равен приблизительно 7-8 единиц.
  2. Высокий показатель 8-9 баллов, объем памяти равен приблизительно 5-6 единиц.
  3. Средний показатель 4 балла, объем памяти равен приблизительно 3-4 единицы.
  4. Низкий показатель 2 балла, объем памяти равен приблизительно 1-2 единицы.
  5. Очень низкий показатель 0 баллов, объем памяти равен 0 единиц.

Построение кривой запоминания

Необходимо нарисовать систему координат, в которой по оси «игрек» мы отмечаем количество повторений, а по оси «икс» отмечаем посчитанное ранее число правильных ответов.

По форме кривой можно определить особенности развития и запоминания ребенка, у здоровых детей с каждым разом увеличивается число правильных ответов, и концу пятого повторения ребенок почти безошибочно повторяет все слова.

Дети с проблемами памяти. Показывают наоборот худший результат от раза к разу, количество запомнившихся им слов уменьшается, присутствует большое количество слов не по тексту задания, это свидетельствует о том, что у ребенка имеется расстройство сознания, невнимательность, рассеянность.

Количественный анализ можно рассчитать по следующей формуле.

  1. Сосчитать результат правильно повторенных слов после каждого тестирования – Sn, где n – порядковый номер тестирования
  2. Сосчитать показатель продуктивности запоминания – среднее значение правильно воспроизведенных слов можно по этой формуле:S cp = (S1 + S2 + S3 + S4 + S5) / 5

Показатель продуктивности запоминания будет указывать о наличии или отсутствии проблем с состоянием здоровья.

Характеристика методики А.Р. Лурии

Оценивать состояние памяти с помощью многократного воспроизведения 10 коротких слов, ничем не связанных между собой, предложил основоположник отечественной нейропсихологии, сотрудник Льва Семёновича Выготского Александр Романович Лурия. Целью диагностики автор определил исследование следующих процессов:

  • запоминания информации для последующей репродукции;
  • восприятия знаний для анализа и выстраивания причинно-следственных связей с уже имеющимися;
  • воспроизведения услышанного.

Кроме этого, тест позволяет сделать выводы о таких особенностях:

  • степени утомляемости испытуемого;
  • уровне активности внимания на разных этапах работы.

Методика предназначена для тестирования детей старше 5 лет.

Характеристика методики А.Р. Лурии

Оценивать состояние памяти с помощью многократного воспроизведения 10 коротких слов, ничем не связанных между собой, предложил основоположник отечественной нейропсихологии, сотрудник Льва Семёновича Выготского Александр Романович Лурия. Целью диагностики автор определил исследование следующих процессов:

  • запоминания информации для последующей репродукции;
  • восприятия знаний для анализа и выстраивания причинно-следственных связей с уже имеющимися;
  • воспроизведения услышанного.

Кроме этого, тест позволяет сделать выводы о таких особенностях:

  • степени утомляемости испытуемого;
  • уровне активности внимания на разных этапах работы.

Методика предназначена для тестирования детей старше 5 лет.

Тест Лурии позволяет понять, нужно ли помочь ребёнку развить память и внимание, что важно для запоминания больших объёмов информации в школе

Архивы

  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Ноябрь 2017
  • Октябрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Июль 2015
  • Июнь 2015
  • Май 2015
  • Апрель 2015
  • Март 2015
  • Февраль 2015
  • Январь 2015
  • Декабрь 2014
  • Ноябрь 2014
  • Октябрь 2014
  • Сентябрь 2014
  • Август 2014
  • Июль 2014
  • Январь 2014
  • Декабрь 2013
  • Ноябрь 2013
  • Август 2013
  • Июль 2013
  • Июнь 2013
  • Январь 2013
  • Декабрь 2012
  • Ноябрь 2012
  • Октябрь 2012
  • Июнь 2012
  • Май 2012
  • Апрель 2012
  • Март 2012
  • Февраль 2012
  • Январь 2012
  • Декабрь 2011
  • Ноябрь 2011
  • Октябрь 2011
  • Сентябрь 2011
  • Август 2011
  • Май 2011
  • Апрель 2011
  • Март 2011
  • Февраль 2011
  • Январь 2011
  • Декабрь 2010
  • Ноябрь 2010
  • Октябрь 2010
  • Сентябрь 2010
  • Август 2010
  • Июнь 2010
  • Май 2010
  • Апрель 2010
  • Март 2010
  • Февраль 2010

Главные условия для успешного запоминания

Искусство легко сохранять в памяти любую информацию — не врожденный дар

Внимание, повторение и ассоциация – три фактора, влияющих на эффективность запоминания

Для формирования памяти изучайте материал с особым вниманием

При освоении какой-либо науки важно соблюдать правило плавного перехода от старого к новому

Здесь срабатывает эффект снежного кома: при недостаточно освоенном предыдущем знании человек не может с надлежащим вниманием воспринимать новую информацию. Здесь срабатывает эффект снежного кома: при недостаточно освоенном предыдущем знании человек не может с надлежащим вниманием воспринимать новую информацию. Здесь срабатывает эффект снежного кома: при недостаточно освоенном предыдущем знании человек не может с надлежащим вниманием воспринимать новую информацию

Известно, что повторение материала оставляет глубокий отпечаток в памяти

Здесь срабатывает эффект снежного кома: при недостаточно освоенном предыдущем знании человек не может с надлежащим вниманием воспринимать новую информацию. Известно, что повторение материала оставляет глубокий отпечаток в памяти. Однако механическое запоминание без осмысления будет бесполезным, поскольку такая информация вскоре забудется

Также необходимо периодически повторять изученный материал для закрепления знаний в памяти. Учтите, что повторение через большие интервалы времени бесполезно, поэтому нужно возвращаться к материалу спустя короткий промежуток времени

Однако механическое запоминание без осмысления будет бесполезным, поскольку такая информация вскоре забудется. Также необходимо периодически повторять изученный материал для закрепления знаний в памяти. Учтите, что повторение через большие интервалы времени бесполезно, поэтому нужно возвращаться к материалу спустя короткий промежуток времени

Известно, что повторение материала оставляет глубокий отпечаток в памяти. Однако механическое запоминание без осмысления будет бесполезным, поскольку такая информация вскоре забудется. Также необходимо периодически повторять изученный материал для закрепления знаний в памяти. Учтите, что повторение через большие интервалы времени бесполезно, поэтому нужно возвращаться к материалу спустя короткий промежуток времени.

Секрет безупречной памяти состоит в том, чтобы создавать разнообразные и бесчисленные ассоциации с запоминаемой информацией. Учебный материал, который осваивается постепенно, связанный ассоциациями с другими явлениями и не раз подвергавшийся обсуждению, с легкостью воссоздается и сохраняется на длительное время в памяти.

Еще одно практическое правило: то, что изучается медленно, сохраняется в памяти долго. И, соответственно, то, что штудируется быстро, стремительно удаляется из сознания. Очевидный пример — студенты перед экзаменами заучивают билеты, а после экзамена скоро забывают материал

Время, отведенное для заучивания важно, так как осваиваемые знания успевают вступить в ассоциативные связи, и этим определяется их длительное нахождение в сознании

Методика «10 слов Лурия»: для дошкольников

От качества нашей памяти зависит многое. Дети лучше запоминают стихи, учатся в школе, у них лучше развивается мышление, логика, т.к. они могут больше информации удерживать в памяти. Начать развивать память никогда не поздно, главное вовремя определить ее уровень. Тренировка и определение качества памяти ребенка (а ее насчитывается несколько видов), осуществляется с помощью специальных тестов. Одной из таких методик является методика «10 слов Лурия». Что она собой представляет, как проходит тестирование, как интерпретируются результаты теста и многое другое в материалах этой статьи.

Данную методику разработал выдающийся психолог основатель нейропсихологии Александр Романович Лурия. Методика «10 слов» направлена на оценку состояния слуховой памяти и ее основных характеристик:

  • Восприимчивости ребенка;
  • Его утомляемости;
  • Запоминания ребенком текстов;
  • Последующего его воспроизведения.

Методика позволяет определять состояние нервно-психически больных детей, оценивает успешность применяемых методов и лекарственных препаратов для лечения этих заболеваний, прослеживая динамику выздоровления или наоборот ухудшения состояния.

Методика «10 слов» заключается в том что, испытуемому пациенту в нашем случае это ребенок дошкольного возраста, предлагается прослушать перечень из 10 абсолютно не взаимосвязанных между собой слов.

Характерной особенностью является то, что эти слова должны быть односложными, употребляющимися в речи испытуемого и понятными для него. Это необходимо для того чтобы, у ребенка не возникало ни каких ассоциаций и не было желания поинтересоваться у взрослого о значении данного слова.

В помещении, где проводиться тестирование не должно быть никаких отвлекающих предметов, посторонних людей или животных, на которых ребенок мог бы сконцентрировать свое внимание. Ребенка спрашивают о его самочувствии и просят занять удобную для него позу сидя за письменным столом. Для проведения исследования тестируемому ребенку говорят: «Сейчас мы проверим твою память, я произнесу тебе слова, а ты повторишь их в любом порядке, в каком запомнил»

После экспериментатор говорит четко, не запинаясь, ребенку слова в именительном падеже, только имена существительные

Для проведения исследования тестируемому ребенку говорят: «Сейчас мы проверим твою память, я произнесу тебе слова, а ты повторишь их в любом порядке, в каком запомнил». После экспериментатор говорит четко, не запинаясь, ребенку слова в именительном падеже, только имена существительные.

Далее просим испытуемого повторить те слова, которые он запомнил, и отмечаем их галочкой в таблице. После говорим ребенку еще раз о том, что: « Сейчас я назову тебе еще раз эти же слова, а ты мне их снова повторишь, те слова, которые уже говорил, и новые которые запомнишь в любом порядке».

Зачитываем еще раз список слов и отмечаем во второй графе таблицы те слова, которые испытуемый называет. При этом если ребенок горит слова, которых не было в списке теста, мы их так же записываем в таблицу ответов в специальной графе. После чего исследуемый материал предлагается повторить ребенку еще 5-6 раз до полного его запоминания. Экспериментатор для проверки ребенка, горит только: «Еще раз» и ребенок должен начать перечисление запомнившихся ему слов. Каждый ответ фиксируется в таблице.

После проведения первой части тестирования, экспериментатор сообщает испытуемому о том, что: «Через час, повторишь мне эти слова еще раз». И дает ребенку время на отдых, он может поиграть в пассивные игры, почитать книгу, посмотреть в окно.

По истечении 60 минут, экспериментатор просит повторить еще раз слова. Испытуемый без предварительного прочтения списка слов, повторяет запомнившиеся ему слова, в любом порядке. Экспериментатор отмечает в таблице все слова, которые произносит ребенок кружочками.

Заболевания детей, о которых свидетельствует кривая

Умственно отсталым детям свойственно называть малое количество слов. Бывает, что ребёнок произносит лишнее слово. А потом застревает на этой ошибке, вновь повторяя её. Подобные моменты при тестировании демонстрируют дети с органическими заболеваниями мозга. Кроме того, в состоянии расторможенности испытуемые называют много лишних слов.

Также график кривой может свидетельствовать о сильной утомляемости и слабом активном внимании. То есть при повторении ребёнок называет 8-9 слов, а дальше – всё меньшее их количество. Это указывает на рассеянность и забывчивость в жизни, вызываемую преходящей астенией. Кривая может не иметь резкого наклона, а выглядеть зигзагообразно, что говорит о неустойчивости и колебаниях во внимании.

Как свидетельствует методика, запоминание 10 слов в редких случаях сводится к тому, что испытуемые начинают произносить один и тот же неполный ряд. Стабилизация подобного рода говорит об отсутствии интереса в улучшении результата, об эмоциональной вялости. Низко расположенная прямая свидетельствует о слабоумии и безразличии при паралитических синдромах.

Количество слов, перечисляемых испытуемым через час после последнего повторения, говорит о его памяти в буквальном смысле. Поэтому используя различные, но однотипные по сложности словесные цепочки, можно повторять это исследование, чтобы увидеть действенность лечения, оценить течение заболевания.

Методика 10 слов для взрослых интерпретация. Заучивание 10 слов Лурия | Методическая разработка:

«Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке». Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша. «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкция для взрослых. «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке». «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, – и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. По рядок слов не важен». Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Тестовый материал

Примеры набора слов: Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

Слова для запоминания

Лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед

Тень, волк, шар, дым, круг, луч, роза, жук, шуба, мост

Зонт, кит, рубль, усы, боль, крот, ложь, куб, ром, еж

Интерпретация результатов

На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов. Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти. Больные разных нозологических групп проявляют специфику в выполнении данного задания: — при черепно-мозговой травме или нейроинфекции больные воспроизводят и запоминают первые и последние слова; при этом, объем запоминаемого материала от повторения к повторению не увеличивается; — при неврозах запоминание замедленное, больным требуется большее число повторений (по сравнению со здоровыми) для запоминания полного объема материала; график запоминания имеет зигзагообразный характер и в объеме запоминаемого материала от повторения к повторению проявляется тенденция к истощаемости, что свидетельствует о неустойчивости и колебаниях внимания.

Проведение тестирования

Тестирование методикой «10 слов Лурия» для дошкольников является эффективным способом оценки развития речевых и когнитивных навыков у детей. Данный тест позволяет выявить уровень развития мышления и способности детей к аналитическому и абстрактному мышлению.

Для проведения тестирования необходимо подготовить специальные карточки с изображениями предметов, животных и людей. Количество карточек может варьироваться, но обычно используется около 20-30 различных изображений.

Детям показывают поочередно каждую карточку и просят назвать изображенный предмет или сказать, чем он отличается от других предметов

Важно учесть, что детям может потребоваться время для обдумывания ответа, поэтому нужно дать им достаточно времени

Оценка проводится по следующей системе: дети, называющие 7-10 слов, считаются высоко развитыми; 4-6 слов — средне развитыми; 0-3 слова — слабо развитыми.

Для более точной оценки можно воспользоваться таблицей, где указаны возрастные нормы развития речи и мышления у детей. На основе полученных результатов можно делать выводы о достаточности развития речевых и когнитивных способностей у каждого ребенка.

Проведение тестирования по методике «10 слов Лурия» необходимо осуществлять под руководством специалистов, таких как психологи или логопеды. Они имеют опыт в общении с детьми и способны правильно провести процедуру тестирования, а также интерпретировать полученные результаты.

Основы нейропсихического анализа Лурии

Согласно концепции Лурии о функциональных блоках мозга, структура этого органа представлена следующим образом:

  • энергетический блок, отвечающий за регуляцию, поддержание тонуса и бодрствование;
  • операционный блок, отвечающий за органы чувств;
  • блок программирования психических процессов.

Задача энергетического блока – обработка информации интероцептивного характера, то есть той, что поступает в мозг от внутренних органов.  Главная функция этого блока – обеспечение примитивных механизмов, поддерживающих организм в тонусе и режиме бодрствования. Благодаря работе энергетического блока происходит активация организма

Если его работа нарушается, то человек становится вялым, истощенным, ухудшается его память, внимание, теряется равновесие эмоционального состояния

Операциональный блок принимает, перерабатывает и хранит экстероцептивную информацию – ту, которая поступает из внешней среды. То есть, он тесно связан с органами чувств. Затылочная часть головного мозга отвечает за зрение, теменная – за осязание, височная – за слуховые сигналы. Соответственно, от локации повреждения зависит то, в каких органах чувств будет сбой.

Блок программирования психических процессов располагается в лобных долях головного мозга. Он работает на основе целей и замыслов, четко поставленных сознанием. Когда происходит поражение данного участка, страдают двигательные навыки и деятельность, основанная на целеполагании. Движения теряют плавность, человек не может ставить цели, строить планы, находить решения и средства для реализации задач.

Все три блока тесно взаимосвязаны, и только при совместной их работе обеспечивается нормальное психическое поведение. Однако советский ученый доказал, что многие нарушения работы головного мозга можно устранить путем усиленного развития неповрежденных участков. Яркий пример можно привести со времен войны. Первым пациентом Лурии стал Лев Засецкий, получивший серьезное ранение в голову, в результате которого он перестал читать, потерял память и ориентацию в пространстве. Исследования показали, что у пациента не поражен участок головного мозга, отвечающий за письмо. На этом и был сделан упор. Засецкий исписал тысячи листов прежде, чем смог вернуться к нормальной жизни. Развивая письменный навык, он смог частично восстановить работу других отделов мозга. В результате ему даже отказали в постановке первой группы инвалидности после выздоровления.

Слайд 9Заключение по результатам психодиагностического обследования учащегося 3 А класса МБОУ

СОШ № 3
 
Ф.И.О.: Г. Д. Д.
Дата рождения: 25.07.2007
Возраст: 9

лет 6 месяцев
Дата проведения диагностики: 27.12.16, 16.01-18.01.17
Запрос поступил от родителя: у мальчика снизилась мотивация учения.
Цель диагностики: выявление особенностей познавательной, мотивационной и личностной сфер.
 
Общие сведения.
В сентябре Д. получил травму правой (ведущей) руки, после месяца щадящего режима (не писал, меньше спрашивали, ограничения в двигательной активности и т.д.) мама отмечает нежелание ребёнка учится, снижение познавательного интереса, считает такое поведение последствием травмы

Мальчик воспитывается в полной семье, ребёнку уделяется большое внимание со стороны мамы, родители демонстрируют повышенные ожидания в отношении учебных успехов ребёнка, так как старшая девочка (проживает отдельно) была очень успешна в обучении и сама мама была отличницей. Педагог отмечает неуверенность, признаки тревожного поведения у учащегося, а также ожидание знаков одобрения как «сигнал» к выполнению/продолжению работы

Базовый уровень Д. усваивает на среднем уровне, в 1-2 классе был постарательнее, но особыми учебными успехами не выделялся. Нарушений в поведении нет.
 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий