Как обучить ребенка ментальной математике самостоятельно

Что дает ребенку ментальная арифметика и с какого возраста стоит заниматься?

Можно ли научиться ментальной арифметике ребенку? Как показала практика, оптимальный возраст для занятий ментальной арифметикой — от 5 до 16 лет. Регулярные занятия позволят детям:

  • развить навыки вычислений в уме;
  • научиться концентрации, усидчивости;
  • натренировать воображение, образное мышление;
  • улучшить память, в том числе — фотографическую;
  • проявить лидерские качества;
  • получить навыки работы в группе.

Таким образом, ментальная арифметика не зациклена только на обучении счету — эта методика помогает всесторонне развить ребенка. А в дальнейшем она станет базисом как для любой другой программы развития или подготовки, так и для хобби — приобретенные навыки пригодятся в течение всей жизни: как в учебе, так и в работе.

Ментальная арифметика – что это такое простыми словами?

Тысячи лет назад в Азии начало зарождаться уникальное искусство быстрого счета. 

Ментальная арифметика – это методика обучения быстрому (почти мгновенному!) счету. Она подходит для развития детей 4 – 12 иногда 16 лет. В основе программы лежит система арифметических действий с помощью специальных китайских и японских счет – абакуса и соробана.

По сути ее корни в Древнем Китае. Ведь именно там детки учатся считать по этой методике в начальных классах. И поскольку китайцы часто занимают первые места на международных олимпиадах по математике, возникает вполне логичный вопрос: неужели система и вправду волшебная?

В настоящее время 52 страны мира используют это искусство в процессе обучения детей.

Кому подходит эта методика обучения?

Обучение ментальной арифметике — мыслительный процесс, предполагающий интенсивное наращивание нейронных связей. Поэтому обучаться данной технике рекомендуется детям от 4 до 12 иногда 16 лет, то есть в период активного формирования клеток мозга. После 16 лет процесс освоения займет больше времени.

Дети, которые не интересуются точными науками или неуверенно чувствуют себя, решая примеры по математике, найдут в занятиях ментальной арифметикой творческое начало, которое поможет им заинтересоваться учебой и проявить себя. Специфическое умение считать в уме необычным способом придает уверенности и смелости, чтобы справляться с трудностями в учебе.

А еще активное развитие мышления поможет ребенку повысить успеваемость в школе и стать усидчивее.

Несмотря на долгий период обучения, который занимает около двух лет, первые результаты начнут проявляться через 2-3 месяца обучения. Рекомендуется начинать занятия в раннем возрасте.

Польза ментальной арифметики для ребенка

1. Укрепление межполушарных связей

Ассиметричные вычисления позволяют задействовать все участки мозга, а также стимулирует их работу. Это происходит с помощью использования при счете большого и указательного пальцев на правой руке и среднего и указательного на левой.

2. Развитие мелкой моторики

На первых этапах обучения дети используют счеты. Для успешной и быстрой работы ребенок со временем привыкает перебирать костяшки на спицах все быстрее. Это способствует увеличению точности движений пальцев и кистей рук.

3. Тренировка памяти

Вычислительные процессы в уме развивают память ребенка. Чем выше уровень мастерства устного счета, тем лучше будет развита способность запоминать большие числа.

4. Ускорение мыслительных процессов

Частые устные вычисления оказывают положительное влияние на способность быстро и грамотно мыслить. В дальнейшей жизни это умение поможет ребенку незамедлительно реагировать на различные ситуации и находить рациональные пути решения.

Применение в повседневной жизни

– Счет без калькулятора

Основное преимущество владения быстрым счетом. Всю последующую жизнь человек сможет проводить в уме различные вычисления. Это будет экономить время и вызывать восхищение окружающих.

– Уверенность в себе

Развитие умственных способностей в детском возрасте способствует уверенности в себе. Ребенок привыкает к мысли, что любая задача должна иметь решение. С такой жизненной позицией человек менее склонен к пессимизму.

– Творческий подход

Ментальная арифметика предполагает развитие воображения. В будущем дети смогут активно применять свое нестандартное мышление в повседневной жизни.

Плюсы методики

  1. Развитие мышления и мелкой моторики
    Работа со счетами — это еще и тренировка движений пальцев, которая развивает их ловкость и цепкость.

  2. Умение быстро считать в уме
    Практическую пользу это умение приносит и в учебе, и в жизни.

  3. Улучшение памяти
    Ребенку, осваивающему ментальную арифметику, будет значительно легче запоминать большие объемы информации по всем предметам.

  4. Повышение интереса к учебе
    Незаурядный метод вычислений и множество интересных фактов помогут ребенку понять, как много полезного и увлекательного можно найти на уроках в школе.

  5. Высокая концентрация внимания
    Занятия ментальной арифметикой требуют особого сосредоточения, и это умение остается с ребенком и на уроках в школе, и в момент выполнения домашних заданий.

Минусы методики

Ребенок спешит и допускает ошибки в решении
В период обучения ребенок с азартом «скачет» по цифрам и стремится сделать все как можно быстрее. Иногда он забывает вдуматься и поэтому ошибается. Тренировки уберут этот эффект со временем, когда ребенок привыкнет.

Ребенка можно перегрузить столь интенсивными занятиями
Освоение ментальной арифметики — это интеллектуальный труд

Важно соблюдать правильный режим и не заставлять ребенка заниматься слишком много, ведь он может устать и физически, и морально, а значит, потерять интерес.

Можно ли учиться ментальной арифметике самостоятельно в домашних условиях?

При желании и некоторой подготовке ментальной арифметике для детей можно научиться дома.

У детей должен быть наставник, уже освоивший профессиональный курс обучения ментальной арифметике. Все участники процесса должны хотеть регулярно и продуктивно заниматься.

В теории все складывается. Но на практике выявляются моменты, существенно снижающие результативность занятий:

  • дети не воспринимают родственников в качестве педагогов;
  • домашняя обстановка не способствует продуктивности, всегда найдутся отвлекающие факторы: любимый кот, недостроенный конструктор и т. п. В обстановке групповых занятий на курсах это исключено;
  • родителям может не хватить терпения, чтобы добиться закрепления того или иного навыка. Проявление раздражительности сказывается негативно;
  • искажение упражнений наносит вред. У обычных людей, осваивавших методику самостоятельно, без профессионального руководителя, не может быть уверенности в ее доскональном знании.

Обучение в специализированных центрах предполагает также домашнюю подготовку. В рамках программ занятий школьников, дошкольников, подростков создана онлайн-платформа. Задания разбиты на уровни, соответствуют возрасту, разработана система поощрений за успехи, например, просмотр в конце мультфильма. Это хорошая мотивация для ежедневных домашних тренировок.

Что нужно для домашних занятий?

Учитывая дороговизну обучения на специальных курсах, многие родители пробуют освоить прогрессивный метод быстрого счета в домашних условиях. Это вполне реально, но, прежде чем начинать, нужно продумать, какие материалы потребуются для занятий.

Полный комплект учебных пособий для освоения азов ментальной арифметики может включать:

  • сам абакус;
  • комплект учебников;
  • комплект рабочих тетрадей;
  • набор флеш-карт, на которых изображены комбинации костяшек на счетах, соответствующие определенным цифрам;
  • ментальная карта — абакус, нарисованный в натуральную величину на плотной бумаге и служащий переходным звеном между настоящими счетами и воображаемыми;
  • обучающее видео, которое можно найти в интернете бесплатно или купить в комплекте с остальными материалами.

  • самим нарисовать флеш-карты и ментальную карту или вообще обойтись без них;
  • распечатать из интернета зеркальные раскраски для тренировки периферического зрения и синхронизации полушарий мозга;
  • выстроить идеальную систему заданий для конкретного ребенка и корректировать ее в зависимости от его потребностей, пересмотрев несколько видеоуроков из разных источников.

В учебниках и рабочих тетрадях нет никакой секретной информации: там всего лишь систематизированы элементарные принципы расположения бусин на спицах абакуса и приведены задания для закрепления каждого из них. Все это сопровождается яркими картинками, чтобы деткам было веселее учиться. Взрослый в состоянии во всем этом разобраться самостоятельно и организовать для своего ребенка индивидуальный курс, главное — соблюдать регулярность занятий. В специальных кружках дети занимаются обычно по два часа 1 раз в неделю, а дома длительность уроков может быть меньше, но устраивать их можно чаще, определив для этого конкретные дни и удобное время.

Взвесив все за и против знакомства ребенка с ментальной арифметикой, можно прийти к выводу, что попробовать, несомненно, стоит. Подобные упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, причем необязательно доводить скорость устного счета до рекордных показателей. Даже кратковременные, но систематические занятия на абакусе положительно повлияют на работу мозга.

Ментальная арифметика: что это такое

Что такое ментальная арифметика и как она помогает развивать мыслительные способности и творческое начало у детей с раннего возраста? Основное обучение начинается с 4 лет и продолжается до 16 лет. В Российской федерации метод только начал своё распространение и постепенно становится всё более популярным. Главная цель – научить детей рационально использовать возможности, как левого, так и правого полушария мозга.

Любые задатки, которые генетически заложены в маленьком человеке, благодаря этому обучению, получают активное развитие

Ментальная арифметика берёт своё начало в древней Японии, где уже тогда с помощью абакуса, специальных счётов, дети могли улучшать свою память, производить в уме сложные расчёты, тренировать внимание и концентрацию

Дело в том, что в отличие от такого, хорошо известного приспособления, как калькулятор, который может только тормозить мозговую деятельность, абакус или сорбана, наоборот, повышает умственное развитие.

Следует подробнее разобраться с таким понятием, как ментальная арифметика, что это такое по сравнению с математикой, изучающейся в школьной программе, как проходят занятия и можно ли проводить их дома.

Поскольку речь идёт о воспитании и обучении ребёнка, родителям важно знать, в чём состоит польза специальной программы. Овладев базовыми знаниями древней дисциплины, ребёнок получит следующие преимущества:

Овладев базовыми знаниями древней дисциплины, ребёнок получит следующие преимущества:

  • Вследствие развития воображения и интуиции, научится мыслить нестандартно, что поможет ему в будущей работе, бизнесе, просто в сложных житейских ситуациях. Простые упражнения сделают ум более гибким, креативным, предприимчивым, остроумным.
  • Всегда будет рассуждать логически и, в то же время, не шаблонно, смекалка и находчивость поможет чувствовать себя уверенно в условиях взрослой жизни.
  • Помимо математических знаний, разовьёт в себе другие творческие способности и сможет сделать правильный выбор, когда придёт время осваивать избранную профессию.
  • Сможет с лёгкостью изучать любые школьные дисциплины, благодаря быстрому запоминанию и умению проникать в суть любого явления.

Кроме обучения, в процессе занятий дети учатся правильно общаться. Развитие социальности даёт возможность активно и плодотворно работать, быть адаптированным в современном обществе, чувствовать себя нужным и значимым для других, одновременно помогая более слабым. Остроумный общительный человек успешен на работе, способен создать хорошую семью, принести пользу своему государству.

Исходя из всех перечисленных достоинств, ребёнку чрезвычайно полезно познать азы ментальной арифметики. Это необходимо не только для повышения успеваемости, что при прохождении развивающей программы вполне закономерно, но для того, чтобы пробудить у него интерес к познанию окружающего мира. Одновременно с этим дети учатся усидчивости, трудолюбию, ответственности за свои дела и поступки.

Книги по ментальной арифметике

Обойтись без пособий и решебников для домашнего обучения ментальной арифметике просто невозможно, даже 1 уровень пройти не получится. . Приведем небольшой список самых популярных и доступных для понимания учебников. Используйте их как самоучитель, сборник примеров и домашних заданий.

«Матемагия. Секреты ментальной математики». А. Бенжамин

Раскрывает секреты ментальной арифметики. После ее прочтения родителю будут доступны многие методы работы с ребенком дома. Автор рассказывает о математических трюках, способах молниеносно решить сложнейшие задачи устно.

В процессе усвоения материала у ребенка улучшается память, внимание. По итогам курса обучения школьник научится извлекать квадратный корень, переводить кубические величины в квадратные и наоборот без калькулятора, в уме

Блокнот-тренажер «Не ментальная арифметика». Ш. Ахмадуллин

Автор обещает научить детей быстрому устному счету за 21 день. В сборник включены теоретическая информация, упражнения для пробных занятий, задания высшего уровня. Можно использовать в детском саду, школе. Книга предназначена для детей от 7 до 11 лет.

По отзывам родителей, блокнот заинтересовывает детей с первого занятия. Игра постепенно переходит в серьезную работу. Ребенок чувствует уверенность на уроках математики, повышается самооценка, успеваемость.

«Ментальная арифметика. Знакомство». Р. Багаутдинов, Р. Ганиев

Изучать ментальный счет по данному пособию можно с 5 лет. Этапный метод подготовки к развитию навыка решения задач на пальцах включает в себя теорию, простые упражнения, задачи повышенной сложности.

В книге огромное количество фотографий, изображений формул для вычитания, сложения многозначных цифр. Ребенок воспринимает информацию на слух, зрительно. Дети научатся считать с помощью ментальной карты за 1–2 месяца.

«Ментальная арифметика. Учебник для преподавателей и родителей»

Издается компанией «Анаста». В комплект входят четыре книги: учебник, «Методика для занятий с детьми», два решебника. Приобретать методическую литературу нужно в комплекте. К учебникам прилагаются флеш-карты для тренировки памяти, внимания.

Дидактический сборник используется на занятиях с детьми от 4 лет. Издатели гарантируют быстрое запоминание материала благодаря большому количеству интересных занятий, упражнений, психологической составляющей метода обучения.

«Ментальная арифметика. Сложение и вычитание». С. Эрташ

Это рабочий тренажер по ментальной арифметике и дидактический сборник в одном флаконе. Задачник помогает понять принципы преподавания быстрого счета в домашних условиях, в центрах «Менар», содержит доступную информацию для детей и родителей.

Математический гений быстро перейдет от низкого уровня к сложному благодаря играм, схемам, формулам, интересным задачам. Автор предлагает несколько способов сложения и вычитания: традиционный — на математическом приборе , комбинированный, на пальцах (устный). Учебник предназначен для детей 4–6 лет.

Ментальная арифметика – это лишь один из методов развития ребенка раннего возраста. Использовать домашний тип обучения нужно в том случае, если вы уверены в своих силах, есть много свободного времени. В противном случае доверьте малыша специалистам, домашние задания готовьте вместе.

После успешного усвоения основ быстрого счета, автоматизации движения пальцами продолжайте самообучение дома. Делайте это регулярно, чтобы не потерять навык работы с ментальной картой.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Главные полезные свойства ментальной арифметики

Несмотря на то, что многим сам процесс обучения может показаться достаточно простым по своей смысловой сути, он дает реальные и заметные результаты. Перечислим только наиболее значимые и заметные из них.

Выраженное развитие способностей к творчеству

Многие ученые и педагоги сходятся во мнении о том, что школьные предметы направлены в своей основной массе на развитие левого полушария. Правое остается без нагрузки, а для формирования гармоничной личности этого недостаточно. Когда начинают проводиться занятия по ментальной арифметике, в работу втягиваются оба полушария. Более того, они начинают работать в синергии – это наиболее значимое требование для развития способности работать в режиме многозадачности. Это позволяет дать заметный толчок развитию интеллекта человека.

Улучшение понимания математики

С каждым годом количество людей, которые относят себя к «гуманитариям», растет. Но во многих случаях такое положение оказывается связано с плохим преподаванием школьной программы математики или неспособностью ребенка быстро ее освоить. Понимать цифры с ментальной арифметикой становится значительно проще. Одна из важных особенностей преподавания – уход от скучного зубрения в область геймификации, работы с логикой

Важно, что человек начинает понимать доступность математики, больше не смотрит на нее как на что-то за гранью его понимания

Повышение концентрации внимания

Это именно то, чего не хватает многим детям в мире, заполненном гигантским потоком информации. Ментальный счет заставляет постоянно концентрироваться и постепенно прививает привычку делать это. Без умения сосредотачиваться, не обойтись и при использовании абакуса. Большой вклад также вносят различные упражнения с использованием флеш-карт и других типов инструментов.

Развитие визуально-пространственного мышления

Программа обучения ментальному счету построена на спользовании, как умственных вычислений, так и общих правил, многочисленных образов. При этом использование абакуса спасает от сильного усложнения процесса, делает его действительно интересным для ребенка. Параллельно активно улучшается и способность к пространственному мышлению. В будущем, умение моделировать различные параметры в уме сильно пригодится человеку для того, чтобы справляться с геометрией, черчением и даже диктантами. У ребенка возникает уверенность в своих силах, а уровень стресса становится меньше.

Тренировка памяти

Еще один положительный результат – активная тренировка памяти. Тренируется не только кратковременная, но и долговременная память, значительно улучшается процесс зрительного запоминания. Это дает ребенку больше преимуществ, как в школьных занятиях, так и в жизни.

Развитие способности быстро ориентироваться

Многие люди в резюме заявляют о своей устойчивости и умении работать в режиме многозадачности. Но мало кто, в действительности, на это способен. Умение выполнять сразу несколько действий без потери качества – залог успешности. Ребенку будет намного проще ориентироваться, он сможет реализовать весь свой скрытый потенциал. Также уменьшается и уровень стресса, который часто приводит к проблемам с успеваемостью.

Пробуждение интереса к обучению

Для многих детей школа становится настоящим бременем, потому что они с детства приучаются думать о ней как о чем-то скучном, постоянно связанном исключительно с процессом зубрения, повторения одних и тех же цикличных действий. Но использование дополнительной подготовки на занятиях по ментальной арифметике заметно меняет ситуацию. Ребенок начинает понимать, что обучение действительно может быть интересным, если его построить правильно. При этом многие начинают сами понимать методы, при помощи которых учебу можно сделать значительно более интересной и насыщенной.

Ментальная арифметика – что это и зачем она детям

Ментальная арифметика – это система быстрого устного счета, которая позволяет производить операции даже с большими числами за считанные секунды. Чтобы научиться быстро считать в уме, нужно освоить вычисления на специальных счетах – абакусе, последовательно закрепить эти навыки, доведя их до автоматизма. Позже, когда этот этап будет пройден, можно переходить и к устному счету. Теперь нужно научиться представлять абакус в своем воображении и привыкнуть считать уже на нем. Передвигая косточки воображаемых счетов, удается быстро и уверенно считать в уме.

Но устные вычисления – это не единственное преимущество данной техники. Также она благоприятно сказывается на самых разных умственных способностях человека: развивает логическое и творческое мышление, улучшает память, концентрацию внимания, повышает скорость реакции и тренирует мелкую моторику рук. Такого эффекта удается добиться благодаря особенностям ментального счета, который задействует сразу два полушария мозга: левое – логико-аналитическое, и правое, отвечающее за воображение и творческий потенциал. Это дает разностороннюю нагрузку на интеллект, развивая его.

Ментальная арифметика является отличным помощником в учебе, а также позволяет ребенку лучше подготовиться к школе заранее. Именно поэтому родители так интересуются этой техникой и хотят, чтобы их дети ее освоили. Но с какого возраста ментальная арифметика доступна для детей – с 4, 5 или с 6 лет? Поговорим о том, что ребенок должен уметь, чтобы начать заниматься, и о возрасте, когда можно приступать к тренировкам.

Можно ли заниматься ментальной арифметикой дома?

Обучать ребенка счету на абакусе не обязательно в
специализированных центрах. Если родители мобильны, готовы тратить время и силы
на самообразование и развитие детей, то домашние занятия по ментальной
арифметике станут не только хобби, но и семейным видом общения через своеобразную
игру.

Плюсы методики

  • Развитие мышления и мелкой моторики.
  • Работа со счетами — это еще и тренировка движений пальцев, которая развивает их ловкость и цепкость.
  • Умение быстро считать в уме.
  • Это умение положительно отразится на учебе, и пригодится в жизни.
  • Улучшение памяти.
  • Ребенку, осваивающему ментальную арифметику, будет значительно легче запоминать большие объемы информации по всем предметам.
  • Повышение интереса к учебе.
  • Незаурядный метод вычислений и множество интересных фактов помогут ребенку понять, как много полезного и увлекательного можно найти на уроках в школе.
  • Высокая концентрация внимания.
  • Занятия ментальной арифметикой требуют внимательности и сосредоточения, и это умение остается с ребенком и на уроках в школе, и в момент выполнения домашних заданий.

Минусы методики

  • Ребенок спешит и допускает ошибки в решении.
  • В период обучения ребенок с азартом «скачет» по цифрам, торопиться, чтобы сделать все как можно быстрее. Иногда дети не вдумаются и допускают ошибки. Регулярные занятия помогут устранить этот эффект, когда ребенок привыкнет к таким тренировкам.
  • Ребенка можно перегрузить столь интенсивными занятиями.

Освоение ментальной арифметики — это интеллектуальный труд.
Важно соблюдать правильный режим и не допускать переутомления. Не стоит заставлять
ребенка заниматься слишком много, ведь он может устать и физически, и морально,
а в дальнейшем интерес к обучению пропадет

Что нужно для занятий с ребёнком в домашних условиях

Первым делом, конечно — купить абакус. После того, как инструмент приобретён, необходимо сделать с ребёнком несколько пробных занятий разной длины, это поможет подобрать оптимальный темп с учётом особенностей характера и развития. Кому – то подойдет длинное занятие на полчаса или час, для других придётся разбивать на серию более мелких по 15 или 20 минут.

Для начала стоит сформировать учебный план. ️ Помогут в этом обучающие пособия и курсы. Отличным решением будет приобретение специальной учительской тетради, однако, если такой не попалось, достаточно воспользоваться уже имеющимися уроками.

Обучение лучше проводить в строго отведённое время. но при этом — добавлять мелкие задачки в течении дня.

Но стоит помнить, что излишне простые задачи не окажут должного эффекта.

Придумайте систему вознаграждений и превратите процесс обучения в игру. Дополнительное время игры на компьютере или поход в кино, фильм, который выбрал ребёнок, будут для него явно важнее, чем абстрактные нули и единицы. Помните. что награда должна быть соразмерной (конфета за один пример, поход в кино за дополнительный час занятий), и не слишком частой, скорее как дополнительное удовольствие от решения задачи, а не основная причина заниматься.

Поговорим о дельфинах

При дрессировке дельфинов, используется система наград: прыгнул — получил рыбу. ️ Однако, некоторые особи слишком упрямы или ленивы, в таком случае дрессировщики могут использовать метод “беспричинной награды”, давая рыбу просто так. Удивительно, но это работает.

При неудачном решении задачи или ввиду усталости после дня в школе, ребёнок может плохо справляться, что будет его злить и расстраивать. Если в неудаче нет вины ребёнка, наградите его просто так (лучше — в меньшем объёме). Это поможет не закреплять негативных ассоциаций и скажется на дальнейшем обучении.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий