Польза математических занятий для малышей и дошкольников
Математика способна комплексно развивать навыки детей, которые необходимы для дальнейшего применения в учебе. В первую очередь, математические задания для малышей развивают логическое и аналитическое мышление, что позволит ребенку научиться принимать рациональные решения. Навыки счета и изучения базовых фигур ребенок раннего возраста будет применять в жизни практически ежедневно, поэтому печатные игры по математике полезны для применения знаний на практике уже в раннем возрасте.
Подарки Санты
Новогодние пазлы
Адвент календарь
Развивающие математические задания также помогут развить и другие навыки детей, например, мелкую моторику, творческое мышление или речь:
- большинство математических игр для детей содержит мелкие детали, при работе с которыми малыши разовьют мелкую моторику пальцев (прикреплять прищепки, вырезать, перемещать, искать элементы среди множества и т.д.);
- после освоения навыков счета в пределах до 10 или 20 ребенок сможет строить предложения с указанием количества объектов, тренируя речевой аппарат;
- дидактические материалы по математике помогут углубить знаний детей на основные лексические темы во время игр;
- математические прописи, раскраски с цифрами или рабочие листы потренируют графомоторные навыки дошкольников и дадут положительный результат в подготовке ребенка к школе.
Математические игры-лабиринты
Математические игры-лабиринты могут представлять собой таблицу или рисунок, на который нанесены запутанные пути. На них имеется точка старта и финиша. Суть игры — «добраться» от одной точки к другой, выполняя определенные задания и получая определенный результат. При этом вид заданий зависит от уровня сложности лабиринта.
Математические игры-лабиринты
Самые легкие лабиринты имеют задания: соединить числа в порядке возрастания (обычно от 1 до 10) или наоборот – в порядке убывания и, тем самым, пройти лабиринт. Те, которые посложнее, основаны на нахождении ребенком последовательности четных или нечетных чисел.
Самые сложные лабиринты имеют математические примеры, основанные на сложении, вычитании, а иногда даже на умножении или делении чисел, решая которые, ребенок получает результат, позволяющий найти правильный путь и «дойти» до финиша.
Роль и цели математических игр
Очевидно, что с самого рождения ребенку необходимо развивать все мышцы. Но не только они требуют внимания. Ум также нуждается в постоянных тренировках. Ведь человек, который способен мыслить логически, легко справляется с решением всех жизненных задач. Он способен быстрее принимать решения, находить выход из сложных ситуаций, более мобилен и оперативен.
Математика в ДОУ
Роль дидактических игр в математическом развитии дошкольников велика. Именно через них и начинается познание математики, как науки, и увлечение ею.
Чтобы развивать логическое мышление и математические способности (а одно тесно связано с другим), необходимо использовать специальные игры. Только так можно привить интерес к математике.
Основные цели изучения математики в игре для дошкольников:
- развитие логического мышления;
- развитие самостоятельности и способности решать задачи без помощи взрослых;
- формирование интереса к творческой и познавательной активности;
- накопление логико-математического опыта;
- знакомство с основными математическими понятиями с самого младшего дошкольного возраста;
- знакомство с элементарными действиями:сложение, вычитание, счет и т. д.
Важно! Нельзя прекращать использовать дидактические игры в среднем и старшем дошкольном возрасте. Для полноценного развития математических способностей необходимо тренировать детей из года в год
Как привлечь детей к развивающим математическим заданиям и играм?
Не каждый ребенок в раннем возрасте проявляет усидчивость и может концентрировать внимание на чем-то одном. Зачастую дети слишком активные, поэтому привлечь их к обучению довольно трудно
Поэтому следует превратить каждое занятие в игру, где есть правила и цель. Лучше всего, чтобы ребенок воспринимал обучение как игру, и просто веселился.
Новогоднее печенье
Посчитай снежинки
Укрась ёлку
Дидактические игры со съемными элементами больше всего нравятся малышам, ведь намного интереснее помочь зайчику сложить морковку в корзинку, чем посчитать количество морковки в ряду на листе. Распечатайте развивающие математические игры для детей, вырежьте элементы и заламинируйте их для многократного использования, чтобы заинтересовать малыша дома или в детском саду красочными обучающими заданиями.
Покажите детям практическое использование математических навыков в жизни
Даже в раннем дошкольном возрасте необходимо помочь ребенку понять важность обучения и получения базовых знаний
Посчитай предметы
Пчелиные соты
Лягушки на болоте
Выбирайте только те развивающие игры и задания, которые понравятся вашему ребенку. На нашем сайте вы можете найти дидактические материалы на разные темы для всех возрастов, поэтому тщательно выбирайте и распечатывайте то, что точно понравится вашему малышу
Правильно выбранная тема привлечет внимание ребенка к заданию, поэтому ему будет интересен процесс обучения и знакомство с миром математики
1
…
Что изменилось?
Игра, которая подходит для детей любого возраста, а при достаточном усложнении интересна и взрослым. На пустой стол выкладываются различные предметы. Нам подойдёт, что угодно: ложки, вилки, яблоки, картинки, игрушки, канцелярские принадлежности, заколки и даже книги. После этого мы просим ребёнка внимательно изучить предметы и закрыть глаза. Пока ребёнок не смотрит, мы убираем какой-то предмет, что-то переставляем или меняем предмет на другой. Потом просим малыша открыть глаза и сказать, что изменилось. Играя впервые, ребёнок не будет знать, что от него требуется и, скорее всего, не сможет дать правильный ответ, но впоследствии он начнёт запоминать и количество предметов, и их расположение, и характеристики
Тренирует умение считать, развивает внимание, кратковременную память и логическое мышление
Организация деятельности детей с интерактивной доской
В 5-7 лет у ребенка дошкольного возраста происходит развитие логического мышления. Логические приемы умственных действий — сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование — в литературе также называют логическими приемами мышления. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Формированию у ребенка математических способностей благоприятствует использование разнообразных дидактических игр, ведь игра — основной вид деятельности в дошкольном возрасте. Интересно поданное задание — игра. Все способности ребенка 5-7 лет, в том числе математические, совершенствуются в ходе игровой деятельности.
Использование интерактивных дидактических игр является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации образовательной деятельности детей дошкольного возраста, способствует развития наблюдательности, умения рассуждать, делать выводы и создает благоприятный эмоциональный фон, позволяет реализовать принцип обучения в деятельности.
Представленные интерактивные дидактические игры являются авторскими.
Интерактивные дидактические игры состоят из игровых заданий, направленных на развитие у дошкольников математических способностей, таких как:
- умение выделять главное, обобщать, обосновывать, рассуждать, делать выводы;
- математическая память;
- умение представлять предмет в пространстве;
- представление о форме, количестве;
- умение к оперированию знаковой и числовой символикой.
Интерактивные дидактические игры могут быть использованы, как на этапе изучения нового материала, так и на этапе закрепления. Игры могут использоваться в непрерывной образовательной деятельности, для проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми 5-7 лет, а также для проведения индивидуальной диагностики развития математических способностей ребенка.
Интерактивные дидактические игры включают как простые задания, так и более сложные. Привлекательный дизайн, включающий цветные иллюстрации, анимацию, различные звуки помогают создавать игровую атмосферу и вовлекать детей в игровую деятельность, способствующую развитию математических способностей.
В интерактивных дидактических играх имеются похвальные мотивационные элементы: поощрение, благодарность от персонажа за выполненное задание, звуковой сигнал, которые способствуют поддержанию интереса ребенка на протяжении игры.
Проведение игрового занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе
Очень интересны занятия в подготовительной группе, полностью построенные в игровой форме, — часто в виде сказки либо путешествия в вымышленную страну.
Мотивирующее начало
В игровом математическом занятии очень важно организовать увлекательное начало, которое заинтригует дошкольников и вызовет желание заниматься познавательной деятельностью. Цель педагога — удивить детей
Например, педагог показывает ребятам конверт, который прислала сама Королева Математика (конверт украшен геометрическими фигурами и цифрами). Она сообщает, что в царство математики проник хулиган-двоечник и натворил много плохих дел: поломал геометрические фигуры, испортил узоры из счётных палочек, а задачки решил с ошибками. Королева просит ребят всё исправить и навести порядок.
Королева Математика просит ребят о помощи
Другой вариант мотивации — Незнайка сломал ключ от Цветочного города и теперь не может попасть туда. Чтобы найти новый ключ, ему нужно преодолеть ряд испытаний. Дошкольники помогают ему это сделать.
В начале занятия воспитатель может предложить детям отправиться в путешествие, но сначала необходимо проверить их знания: назвать время года, месяц и день недели. Ну а чтобы самолёт заработал, нужно включить кнопке на пульте управления: предлагается карточка с цифрами, на которой нужно последовательно обвести числа (например, число, которое на 1 меньше, чем 8 и т.д.).
Педагог может предложить дошкольникам превратиться в космонавтов. Вначале предлагается загадка про планету Земля, дети вспоминают названия и других планет. Дети выкладывают из геометрических фигур космический корабль, а воспитатель назначает специалистов — пилота, радиста, связиста и пр.
Загадки, шуточные задачи, занимательные вопросы
Такие задания, как правило, вызывают наибольший интерес у детей. В эту категорию входят как веселые, простые задания, так и дидактические игры на состав числа для дошкольников.
Примеры:
- «Продолжите фразу: если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа…» (вышел позже Саши).
- «Отгадайте загадку в стихах:
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще второй
И уселся, как герой. Сколько стало щенят?».
«У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?»
Задача-шутка
Значение подобных упражнений: дети приобщаются к активной умственной деятельности, осваивают необходимые навыки счета. Благодаря таким заданиям незаметно, в несерьезной форме формируются навыки счета.
Важно! Все игры и задания должны быть подобраны с учетом возрастной группы воспитанников. Маленькие дети не смогут справиться со сложными заданиями, что может привести к потере интереса к предмету и даже снижению самооценки
Старшие, напротив, не захотят думать над слишком легкими заданиями. Они будут им просто не интересны. В результате этого может сложиться неверное представление о математике — малыши будут считать ее слишком сложной, старшие дети — легкой.
Все виды дидактических игр по математике способствуют развитию интереса к цифрам, задачкам и счету у детей, начиная с самого раннего возраста. С навыками математического и логического мышления адаптация ребенка в школе проходит гораздо быстрее. В процессе изучения дети учатся рассуждать, анализировать и обобщать полученную информацию.
Математические игры на восприятие и тренировку памяти
Самой популярной игрой является «Путаница». Она подходит для дошкольников всех возрастных групп. Смысл ее заключается в следующем: на столе в случайном порядке выкладываются карточки с числами от 1 до 9. Ребенок должен расположить их в порядке возрастания или же, наоборот, убывания. Для самых маленьких можно использовать два-три числа, постепенно увеличивая количество карточек.
«Хлопаем в ладоши». Очень простая и интересная игра. Воспитатель называет любое число, а ребенок должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько единиц в этом числе.
«Не зевай!». Перед ребенком на столе разложены карточки с числами, которые легко изготовить самостоятельно. Воспитатель рассказывает сказку, в которой фигурируют различные числа. Как только прозвучит какое-либо из них, дети должны быстро поднять соответствующую карточку.
Числа по порядку
Большую роль для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность имеют и современные интерактивные задания. Они должны подбираться с учетом ФГОС и соответствовать возрастной категории воспитанников.
Интерактивные занятия
Занятия для 3−4 лет
Детей младшей группы детского сада знакомят с основными геометрическими фигурами и двухзначными числами. Для этого используют яркие шаблоны, красочные изображения. Примеры стандартных игр для такого возраста:
- геометрическое лото;
- математические пазлы;
- построение рисунков.
Для игры «Геометрическое лото» понадобятся карточки с изображениями разных геометрических фигур — круга, овала, квадрата, треугольника и прямоугольника, а также рисунки разных овощей и фруктов. Сначала воспитатель или родители рассматривают с детьми подготовленный материал. Затем карточки с предметами раздают поровну всем детям, а рисунки фигур раскладывают на общем столе.
Дошкольник должен подобрать к своему материалу те изображения, которые повторяют форму овощей и фруктов. То есть если у малыша оказались на руках рисунки дыни, яблока и банана, то он выбирает карточки с овалом, кругом и прямоугольником соответственно. В конце занятия можно выбрать победителя, который без ошибок расставил все предметы по их формам.
Для пазлов в детской математике нужно подобрать изображения, которые разрезают на 5−7 горизонтальных или вертикальных полосок. На каждой детали расставляют цифры по порядку так, чтобы при их складывании получилась цельная картинка. Каждому малышу раздают полоски одного рисунка и просят сложить его. Ребёнок уже знает счёт до десяти, поэтому должен правильно расставить детали. Игру стоит провести в виде соревнования на время. Первому, кто верно составит свой рисунок, полагается небольшой приз — конфета или яблоко.
Дети, которые уже знакомы с геометрическими фигурами, цифрами и разными цветами, могут поиграть в построение рисунков. Мама или воспитатель подготавливают вырезки разных форм — круглые, квадратные и треугольные. Достаточно раздать каждому малышу по 5−6 деталей всех фигур. Затем дети получают задание: необходимо выложить из вырезок определённую картинку — дом, автомобиль, дерево, предмет одежды или кухонный инвентарь. При этом дошкольники используют одинаковое количество фигур. В подобных играх нет победителей, достаточно вывесить полученные рисунки на доске творчества или показать родителям малышей.
Математические игры-фокусы
Существует огромное количество различных математических фокусов для детей. Чаще всего, суть этих фокусов заключается в отгадывании задуманного числа или, в ходе проведенных математических операций с числом, угадывания окончательного результата.
Один из таких фокусов имеет название «Отгадаю 3 числа».
Для его осуществления ребенок должен загадать 3 рядом стоящих числа, в промежутке от 1 до 10 и назвать их сумму. Отгадывающему необходимо полученную сумму разделить на 3, что и будет средним числом, а два соседних числа найти не составит сложности. Допустим, ребенок загадал, числа 2, 3, 4. Он назвал их сумму = 9. Значит, среднее число будет равно 9:3=3, а два соседних – 2 и 4.
Другой фокус называется «Волшебная девятка».
Ребенку необходимо загадать любую число от 2 до 9 и умножить его на 9 и первую или вторую цифру (следует уточнить) полученного результата сказать отгадывающему. Затем отгадывающий должен отнять 9 от сказанного числа. Полученная цифра и будет недостающей в числе. А теперь это число следует разделить на 9 и полученная цифра будет загаданной. Например, ребенок загадал 2. Далее он умножил 2 на 9 и получил 18. Затем он сказал первую цифру этого числа, т.е. 1. После этого отгадывающий отнимает 9-1=8 и полученную цифру совмещает со сказанной, следовательно, получает 18. Затем делит 18 на 9 и результат деления окажется загаданным числом.
Еще один фокус, под названием «Отгадывание числа».
Для этого фокуса отгадывающему необходимо написать на листочке цифру 4 и, не показывая ребенку, перевернуть листок и положить перед ним. Ребенок должен загадать число от 1 до 10. Потом это число удвоить. К полученному результату ребенку необходимо прибавить 8. После этого он должен разделить все на 2 и от результата деления отнять задуманное число. В итоге у ребенка получается 4 и после того как он сказал это число, отгадывающий переворачивает листок, на котором написано 4. Удивлению ребенка не будет предела. Допустим, ребенок загадал 3. Он умножил ее на 2 и получил 6. После этого прибавил 8 к 6, результатом чего стало число 14. Затем он поделил число на 2 и отнял загаданное число. Соответственно получил заветную четверку.
Дидактические игры своими руками
Чтобы усилить познавательный интерес воспитанников, педагоги стараются привлечь их внимание всеми возможными способами. Для достижения этой цели многие родители и воспитатели разрабатывают пособия по математике для дошкольников своими руками
Чтобы изготовить их, можно использовать любой подручный материал:
- ткань, нитки, пуговицы;
- природные материалы;
- канцтовары;
- воображение, ему придается особое значение в творческом процессе.
Пособия своими руками
Примерами могут послужить следующие игры:
- «Найди лишнее». Игра проводится с целью анализа геометрических фигур, умению их сравнивать и находить лишнее. Детям предлагается проанализировать ряды геометрических фигур, вырезанных из картона или другого материала, и найти в нем ошибку. Она может заключаться, например, в нахождении треугольника среди кругов или отличии фигуры по цвету от других.
- «Кто соседи». Для этой игры требуется всего один дополнительный предмет — мяч. С его помощью совершенствуется навык называть соседей числа. Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч и называет случайное число. Ребенок должен поймать мяч и назвать его соседей.
- «Сбор урожая». Целью этой игры является развитие навыка сравнения предметов по размеру. Перед детьми ставятся две корзины. В одну из них нужно положить крупные фрукты и овощи, во вторую — мелкие.
Посчитай углы
Любой ребёнок знает, что такое угол, но это не только место уединения в детском саду, но и одна из основных характеристик фигур. Игра заключается в том, что группе детей раздают различные фигуры, и малыши должны как можно быстрее написать на бумаге число, соответствующее количеству углов в их фигуре, и поднять листок вверх. Последний, кто продемонстрирует ответ, выполняет какое-нибудь простое действие, связанное с вычислениями, которое загадают ему остальные участники игры. Например, подпрыгнуть столько раз, сколько углов выпало вашему соседу слева, или рассказать столько стихов, сколько углов у фигуры соседа справа. Для старшего возраста данная игра тоже отлично подходит. Только пишется не число по количеству углов, а результат его умножения на два, три, четыре, восемь. Так можно очень быстро выучить таблицу умножения, особенно если часто проигрываешь, ведь друзья наверняка будут очень изобретательны при подборе наказания.
Описание интерактивных дидактических игр
1. «Бусы для Мальвины»
Цель: закреплять знание геометрических фигур, умение видеть и составлять ряд закономерно чередующихся фигур; развивать мыслительные операции — анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать логическое мышление, память, воображение, зрительное внимание. Игра создана при помощи инструментов «Фигура», «Заливка», вставки мультимедиа, а также дополнительного инструмента программы «Телеграфная лента», в котором указывается текст телеграммы, цвет, размещение на экране
Игра создана при помощи инструментов «Фигура», «Заливка», вставки мультимедиа, а также дополнительного инструмента программы «Телеграфная лента», в котором указывается текст телеграммы, цвет, размещение на экране.
Ход игры:
Педагогом может быть предложена игровая ситуация: «Ребята, у Мальвины случилась неприятность — рассыпались ее любимые бусы, давайте поможем Мальвине».
На экране образец цепочки из бусин (геометрических фигур) и рассыпавшимися…
Надоедливый комарик
Игра напоминает знаменитую «муху», но избавиться от комара обычно хочется намного сильнее. Рисуется два игровых поля, 5 на 5 клеток. Одно поле оставляет у себя ребёнок, другое использует взрослый. На своём поле ребёнок рисует на пяти любых клетках «москитные сетки», встречая на пути которые, «комар» должен поменять направление движения. Передвижение «комара» обозначается точкой, которая изначально ставится в верхнем левом углу. Взрослый не знает, где расположены «москитные сетки», и даёт команды, куда лететь «комару»: вниз, вверх, налево, направо. Задача взрослого довести комара до правого нижнего угла, после чего он сможет покинуть игровое поле. Ребёнок же должен правильно следовать инструкциям взрослого по передвижению «комара» и, планируя стратегию, так расставлять «москитные сетки», чтобы на выход с игрового поля у «комара» ушло как можно больше ходов. Игра напоминает и «морской бой». Для детей постарше можно также использовать координаты для изменения положения «комара», расширять игровое поле и увеличивать количество «москитных сеток».
Умножение на пальцах
Умение умножать числа на пальцах – способность, которая сильно поможет ребенку в решении математических примеров. Благодаря такой способности ребенку не потребуется использовать калькулятор или запоминать всю таблицу умножения. При этом, использование этого метода, позволит существенно увеличить скорость и облегчить процесс решения математических заданий. Существует несколько способов умножения на пальцах, но самые распространенные – умножение на 6, 7, 8, 9 и 10.
Умножение на 6, 7, 8, 9 и 10 осуществляется пальцами двух рук.
Для начала необходимо развернуть кисти так, чтобы обе ладони смотрели на тело, а пальцы были поставлены друг напротив друга. Затем каждому пальцу следует присвоить цифру. Мизинцы будут равны 6, безымянные пальцы равны 7, средние пальцы – 8, указательные пальцы – 9, а большие равны 10. Далее необходимо соприкоснуться теми пальцами, значение которых соответствует нужным числам.
При этом необходимо помнить, что пальцы левой руки соответствуют числам, стоящим слева от знака умножения, а правой – стоящим справа. Т.е., для того чтобы умножить 8 на 6 ребенку необходимо средним пальцем левой руки соприкоснуться с мизинцем правой.
После этого необходимо сложить соприкоснувшиеся пальцы и пальцы оказавшиеся под ними. При этом один палец равен 10. То есть из примера 8*6: в этом случае соприкасаются два пальца и еще два находятся под ними. В сумме получается 4. А так как один палец = 10, то 4 равны 40. Потом необходимо сложить оставшиеся пальцы сначала на одной руке, затем на другой и после этого их перемножить. Т.е. при умножении 8 на 6 на левой руке остаются 2 пальца, на правой – 4, а при перемножении (2*4) получается 8. И последнее, что необходимо сделать – это сложить два числа и получить ответ. Т.е. по примеру 8*6: ребенку необходимо к 40 прибавить 8 и получить результат 48.
Умножение на пальцах
Есть еще один способ для умножения на 9, который основан на магических свойствах этого числа.
Для этого способа необходимо, чтобы ребенок положил руки перед собой ладонями вверх. Далее следует пронумеровать пальцы от 1 до 10 слева на право. После этого нужно загнуть палец, число которого соответствует тому, которое необходимо умножить на 9.
Т.е. если необходимо умножить 4*9, то ребенку нужно загнуть безымянный палец левой руки. Затем следует посчитать пальцы, оставшиеся по левую и правую сторону от загнутого пальца. Они и будут являться левой и правой частью числа. Т.е. по примеру 4*9: с левой стороны получается 3 пальца, с правой – 6, объединив эти два числа, ребенок получает 36 – правильный результат решения примера.
Больше или меньше
Всё познаётся в сравнении. Особенно математические понятия. В этой игре ведущий загадывает число, а второй участник должен угадать его с помощью вопросов больше оно или меньше того, что названо. Например, загадано число 25. Ребёнок начинает угадывать, говорит число 11, ведущий отвечает, что загаданное число больше, потом ребёнок делает предположение 30, на что получает ответ, что наше число меньше. Таким образом, получается определённый диапазон, который постепенно сужается, приводя к правильному ответу. Для начала можно брать числа до десяти и показывать, как они расположены на числовой оси.
Картотека дидактических игр по математике для дошкольников
“Опиши узор”
Цель: тренировка ориентирования в пространстве, совершенствование коммуникативных навыков.
Ход игры. У каждого дошкольника рисунок с изображением ковра. Воспитанникам требуется описать положение частей узора на рисунке: с левой стороны, с правой, вверху или внизу.
“Реши пример”
Цель: тренировка выполнения действий сложения и вычитания в пределах десяти.
Ход игры. Воспитатель кидает мячик дошкольнику и называет пример. Воспитанник, поймав его, отвечает и возвращает мячик. Далее педагог кидает мячик следующему.
“Найди ошибку”
Цель: анализ геометрических фигур, сравнение и нахождение лишнего.
Ход игры. Дошкольнику предлагается проанализировать ряды геометрических фигур и указать на ошибку, предложив вариант исправления с пояснением. Ошибкой может быть круг в ряду квадратов, или фигура красного цвета среди желтых.
“Покажи”
Цель: совершенствование умения узнавать геометрическую фигуру по заданному критерию.
Ход игры. Перед дошкольником разложены в случайном порядке несколько фигур, различающихся цветом, формой и величиной. Педагог предлагает определить фигуру по названному критерию: маленький квадрат, большой красный круг и т.д.
“Одно свойство”
Цель: закрепление знаний о свойствах геометрических фигур, развитие умения характеризовать и выделять фигуры по их признакам.
Ход игры: играющим необходимо предоставить по одинаковому комплекту геометрических фигур. Один из играющих выкладывает на стол одну из них. Задача второго выбрать из своего комплекта фигуру, отличающуюся от выложенной предыдущим игроком только одним каким-либо признаком. Например, если первая выложенная фигура – большой красный круг, то следующей можно выкладывать большой красный квадрат или большой синий круг, или маленький красный круг. Игру следует строить по принципу игры в домино.
“Кто соседи”
Цель: совершенствование умения называть соседей числа.
Ход игры. Участники становятся в круг. Воспитатель кидает мяч и называет случайное число. Ребенок, поймав мяч, называет соседей этого числа. После этого мяч бросается следующему участнику.
“Соберем урожай”
Цель: тренировка навыка сравнения предметов по размеру.
Ход игры. Педагог советует детям собрать урожай в разные корзины – в одну корзину большие овощи и фрукты, в другую – маленькие.
“Магазин и геометрия”
Цель: тренировка в распознавании основных геометрических фигур, совершенствование коммуникативных качеств.
Ход игры. На столе располагаются предметы различной формы, выставленные на «продажу». Каждый воспитанник – покупатель получает карточку – чек, на которой нарисована фигура: круг, треугольник, квадрат или прямоугольник. Он может приобрести любую вещь при условии, что форма товара соответствует рисунку на карточке. Безошибочно сделав выбор и доказав его ребенок получает покупку.
Дидактические игры по математике
Дидактические игры по математике в детском саду: цели и задачи
Дидактические игры проводятся с целью повышения уровня информированности ребенка об окружающем мире. Они вырабатывают наблюдательность, учат фиксировать и находить отличия между предметами, сравнивая их по разным характеристикам. В ходе игрового процесса дети учатся находить элементарные причинно – следственные связи.
Дидактические игры по математике в ДОУ могут быть самыми разными, их выбор зависит от поставленной цели:
- Использование в играх цифр и чисел способствует ознакомлению с понятием счета, историей возникновения цифр, совершенствованию умений счета и сравнения.
Эти дидактические игры по математике для дошкольников содействуют:
- совершенствованию навыка самостоятельно использовать однозначные числа;
- воспитанию внимательности, памяти, мышления;
- освоению способа распределения натуральных чисел, совершенствованию навыка счета.
- Игры, составленные с целью изучения времени приобщают ребят к знакомству с днями недели, названиями месяцев, учат запоминать их положение в календаре.
- Игры на развитие ориентации позволяют воспитанникам научиться фиксировать и излагать собственную позицию на местности, определять и называть местоположение какого-либо предмета относительно другого. При достигнутой воспитательной задаче дошкольники умеют применять слова для названия расположения предметов.
- Игры с фигурами применяют с целью укрепления знаний о форме разнообразных геометрических фигур, совершенствования навыка их поиска в располагающихся рядом вещах. Такие игры благоприятствуют воспитанию внимания и формированию творческой фантазии у дошкольников.
- Дидактические математические игры, развивающие логическое мышление, изначально предназначены для формирования компонентов научного мышления: высказывание суждений, приведение доводов, подведение итога. Также они помогают развивать креативность и нестандартное мышление.
Развитие 5-летних дошкольников
Немного отличаются математические игры для детей 5−6 лет. Они становятся более сложными, направленными на подготовку к школе. В детском саду используют такие задания:
- игры с палочками и спичками;
- подсчёт фигур;
- занятия с домиками.
Интереснее проводить это занятие на время. Сначала все дошкольники складывают одинаковые предметы, победителя награждают. Затем можно дать малышам возможность проявить фантазию и создать свои дом или машину из палочек. На втором этапе занятия воспитатель самостоятельно раскладывает какую-либо фигуру, затем убирает из неё несколько спичек, создавая другой предмет. Дети наблюдают за этим процессом и стараются повторить его без подсказок.
Развить внимательность и память можно с помощью задания «Подсчёт фигур». Дошкольники получают изображения сложной геометрической конструкции, которая состоит из множества разных деталей. За определённый промежуток времени им необходимо подсчитать, сколько на рисунке спрятано треугольников, квадратов и прямоугольников. После того как все дети выполнят это задание, воспитатель озвучивает правильные ответы и показывает детям эти фигуры на рисунке.
Занятия с домиками развивают логическое мышление и способность считать в уме. Малыши получают изображения многоэтажных домов с большим количеством окон — квартир. Педагог ставит условие: в каждом жилище может поселиться семья из трёх человек. Детям нужно сосчитать количество квартир в домах, а затем число всех жильцов.
Затем задание меняют. На рисунках изображены разные здания, дошкольникам предлагают провести расчёты того, сколько квартирантов нужно выселить из большого дома так, чтобы уравнять их с количеством жильцов в самом маленьком сооружении. Все вычисления лучше проводить в уме. Но если кому-либо из детей сложно самостоятельно подсчитать, то они могут записывать полученные числа. С помощью этого задания малыши научатся вычитать и складывать, умножать цифры.
Шуточные вопросы
Самая важная часть подготовки — это математические вопросы и загадки. Этот этап позволит детям лучше воспринимать задачи на слух и уметь анализировать услышанную информацию. Обычно все вопросы имеют небольшой подвох:
- сколько будет весить аист, стоя на двух ногах, если стоя на одной его масса составляет 4 кг;
- что тяжелее — килограмм железа или ваты;
- за столом сидели муж с женой, тёща с зятем, свекровь с невесткой и сваты, сколько всего человек находилось в комнате.
Подобные шуточные вопросы поднимают настроение и создают приятное впечатление о математических науках. Их используют в середине занятий для отдыха и отвлечения внимания. У каждого задания есть скрытый смысл, для его решения нужно проявить смекалку и находчивость, обладать чувством юмора.
В таких загадках обязательно есть цифры и некоторые арифметические действия. Содержание вопросов непривычное для детей, ведь основные условия скрыты под второстепенными. Найти ответ дошкольник может не сразу, но подсказывать не нужно. Он должен самостоятельно разобрать задание, в противном случае малыш потеряет интерес к математическим урокам.
Развивать способности к работе с числами детям помогают родители и воспитатели в детском саду, применяя игры и интересные задания. Но есть некоторые самоучки, способные быстро освоить математические формулы и параметры. Такие детки знакомятся с арифметикой и зачатками геометрии самостоятельно с помощью специальной литературы.
Математические игры своими руками
Необязательно идти в магазин, чтобы купить для ребенка какую-то математическую игру, ведь ее всегда можно сделать самому. Существует множество различных идей для создания таких игр собственными руками. Самым распространенным вариантом являются игры на соотнесение количества объектов и их числа.
Математические игры своими руками
К примеру, рисуются, а затем вырезаются 10 грибов: отдельно шляпки (желательно красного цвета), отдельно ножки. На шляпки наклеивают белые пятнышки, количество которых равно ее порядковому номеру. На ножках пишут числа от 1 до 10. Все части грибов перемешивают. Задача ребенка совместить шляпку гриба с ножкой, число на которой равно количеству пятнышек на шляпке. Эта игра развивает у ребенка умение совмещать число и количество.
Есть игры посложнее. В них ребенок должен решить математические примеры и, в зависимости от полученного результата, суметь отсортировать предметы. Вот пример такой игры.
Из цветной бумаги необходимо вырезать силуэты 8-ми яблок (или других предметов) и 4-х корзинок. Затем на яблоки наклеить простые математические примеры вида 2+2, 4+1, 7-1 и т.п. при этом желательно, чтобы два разных примера имели один ответ. На каждой корзинке следует написать одно число – результат решения этих заданий. Все яблоки необходимо перемешать.
Математические игры
Теперь задача ребенка решить примеры, наклеенные на яблоках, и, используя полученный результат, разложить яблоки по корзинам.
Таким образом, ребенок, играя в эту игру, развивает у себя быстроту решения математических задач и способность по условию сортировать предметы.
Виды заданий по математике
Детей дошкольного возраста разделяют на три возрастные группы: младший (3-4 года), средний (4-5 лет), старший (5-6 лет). Бывает, что выделяют еще одну группу — подготовительную — туда входят дети 6-7 лет. Именно в соответствии с возрастной категорией необходимо подбирать дидактические игры для юных математиков.
Дидактические мероприятия подразделяются на следующие:
- игры;
- загадки;
- задачи-шутки;
- головоломки;
- работа с геометрическим материалом.
Важно! Не стоит заниматься дидактическими играми по математике слишком долго. Особенно это касается младших дошкольников
Изначально достаточно проводить такие занятия по 5 минут в день.