Рекомендации родителям
Кроме занятий с логопедом, с малышом для закрепления навыков нужно заниматься дома. Но все должно проводиться в игровой форме. Для улучшения состояния общей моторики играйте с малышом в спортивные подвижные игры, объясняя их правила. Приучайте малыша помогать вам в выполнении домашних дел, при этом взрослые должны оречевлять свои действия.
Читайте вместе, задавайте вопросы по прочитанному. Обыгрывайте с малышом различные ситуации. Играйте в развивающие игры («Найти лишний предмет», «Расположить картинки по порядку» и т. д.). Во время прогулок рассказывайте о том, что окружает малыша.
Родители должны поощрять малыша к общению и взаимодействию с окружающими. Необходимо хвалить ребенка за любое достижение – тогда у него появится еще больший стимул стараться на занятиях. Все логопедические упражнения в младшем дошкольном возрасте должны сопровождаться наглядным материалом и проводиться в игровой форме.
Как помочь ребенку
Если ребенок не говорит в 3 года, нельзя списывать проблему на его “лень” или нежелание общаться. Малыша необходимо показать неврологу, отоларингологу, детскому психиатру.
Как научить ребенка говорить в 3 года? Для этого ему потребуется не только медикаментозная терапия, но и коррекционные занятия с дефектологом, психологом, логопедом. Только комплексный подход поможет ускорить речевое развитие малыша.
Родителям следует как можно больше общаться с ребенком, стимулировать его к проговариванию слов и фраз, читать детские книжки, развивать мелкую моторику рук, выполнять рекомендации невролога и дефектолога.
Что ждет малыша у логопеда?
Несовершенство речевого аппарата – основная причина трудностей при произношении звуков дошкольниками. Один из инструментов для решения этой проблемы – артикуляционная гимнастика.
Специалист может предложить детишкам немало веселых упражнений, которые они без капризов повторяют перед зеркалом:
- «Ротик-бегемотик» — малыш сначала должен раскрыть ротик как можно шире (как бегемотик), а потом закрыть его.
- «Зубочист» — нужно широко улыбнуться и приоткрыть рот, а затем языком провести по верхним и нижним зубам, тщательно «очищая» их.
- «Чашечка» — улыбнуться, широко открыть рот, высунуть язычок и придать ему форму чашки, приподняв края.
- «Слоненок» — с усилием вытянуть губы трубочкой (челюсти при этом сомкнуты).
- «Покрасим потолок» — широко улыбнуться, приоткрыть ротик и языком погладить нёбо, будто закрашивая его кистью.
Гимнастика для губ и языка дошколятам нравится, но на таких занятиях они быстро устают. После «гимнастических трюков» логопед предлагает перейти к разговорам.
Используются игры описательного характера. Пример: из шляпы, мешочка или короба логопед достает фигурку и просит назвать ее. Затем спрашивает о свойствах предмета (журавлик бумажный, белый, шуршащий, легкий). Если описание дается ребенку легко, игру усложняют: педагог просит его нащупать игрушку в мешке и рассказать, какая она на ощупь.
В кабинете логопеда можно найти такие вспомогательные пособия:
- для дыхательных упражнений – дудочки, яркие вертушки, свистульки;
- для развития мелкой моторики – тактильные мешочки, игрушки, которые надеваются на пальчики, тренажеры-шнуровки, наборы мелких предметов со щипчиками и т. д.
Можно купить или сделать такие вещицы и для использования дома.
Секреты успешных логопедических игр
Начинать нужно с малого. Первоочередная задача – это формирование подражательной речевой деятельности. Ваша речь должна быть простой, ясной, действия четкими и понятными. Взрослому необходимо быть максимально активным и уметь вести за собой ребенка.
Занятие должно быть простым и коротким (не более 10 минут)
Важно не перегружать кроху.
Не забывайте о смене деятельности. Желательно в запасе иметь несколько игр
Интерес ребенка – гарант успеха
Не будет интереса – не будет и эффекта.
Занятие должно быть наглядно-практическим, чтобы ребенок четко видел и понимал, что происходит и принимал в процессе активное участие.
Хвалите и поддерживайте малыша, создавайте атмосферу позитива и доброжелательности. Это поможет ему расслабиться, почувствовать уверенность, побороть стеснение и страх.
Повторение – мать учения. Повторяйте одни и те же игры и слова вновь и вновь. Не торопите события.
Этапы:
1. Учим ребенка повторять отельные элементарные движения (похлопать/потопать/попрыгать/покружиться).Пример упражнения:
По узенькой дорожке (ходим на месте)
Шагают наши ножки (высоко поднимаем ноги)
Топ – топ, топ – топ (топаем ногами попеременно)
2. Учим ребенка последовательно выполнять разнообразные движения (бегать, поднимать и опускать руки, махать руками, присаживаться, выполнять пальчиковую гимнастику и пр.).Пример упражнения:
Вот летали птички, птички-невелички.
Все летали, все летали – крыльями махали (ребенок бегает и машет руками).
На дорожку сели, зернышек поели.
Клю-клю-клю-клю – как я зернышки люблю!
(ребенок присаживается и пальчиком стучит по ладошке)
Перышки почистим, чтобы были чище.
Вот так и вот так, чтобы были чище!
(ребенок хаотично пощипывает себя)
Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.
Прыг-скок, прыг-скок – прыгаем по веткам.
(ребенок прыгает)
А собачка прибежала и всех пташек распугала.
(ребенок убегает, размахивая руками)
3. Учим взаимодействовать с игрушками и выполнять набор действий (умыть куклу, усадить за стол, покормить).Пример упражнения в стихах:
Кукла Маша хочет кушать,
Кукла Маша просит грушу.
Машу нужно нам умыть
И за столик посадить.
Личико умоем Маше,
Маша нам «спасибо» скажет.
Кушай, Маша, грушу – НА,
Очень вкусная она.
(сначала выполняем все действия сами, демонстрируя их ребенку, затем просим выполнить самостоятельно, просим повторить слово «на»).
Этапы:1
Учим воспроизводить отдельные звуки: «Ааааа»
Обратите внимание на то, что «Аааа» в каждом отдельном случае произносится по-разному. Продемонстрируйте это малышу при помощи интонации
«Уууууу» «Ооооо»
Примеры упражнений:
Самолетик загудел: уууу,
Самолетик полетел: уууу (ребенок повторяет «уууу»)
Он летел-летел, кружился –
На полянку приземлялся (ребенок присаживается).
«Кто к нам пришел
Это волк» Как волк воет? Ууууууу! Ляля испугалась волка, ляля плачет: «Аааааа». Как ляля плачет? Давай ее пожалеем: «Не плачь, ляля». Давай поругаем волка: «Но-но-но, волк, не пугай лялю» (грозим пальчиком).
2. Учим подражать голосам животным (му, бе, ме, ав-ав, мяу), музыкальным инструментам (бам, бом, динь-нинь, ду-ду), учим изображать звуки транспорта (ту-ту, би-би), побуждаем называть отдельные слоги
Примеры упражнений:
Накройте стул покрывалом, соорудите домик и ожидайте гостей.
«Тук-тук-тук. Кто там? Это кто к нам пришел? Это ослик. Как ослик делает? Иа-Иа. Заходи, ослик, к нам в домик. Ой, еще кто-то пришел. Это кто? Собача. Как собачка делает? Ав-ав» и т.д.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную.
Труба точеная,
Позолочённая.
Утром он в трубу трубит,
К ночи сказки говорит.
Собираются зверьки
Ворона послушать,
Прянички покушать.
(ребенок изображает игру на дудке и дудит).
3. Создаем игровые ситуации, в которых он будет употреблять простые слова типа «ляля», «киса», «зая», «пока», а также слова-глаголы «дай», «на», «стой», «иди», «лови», «кати», «держи», «бросай» и пр.не купаться, а «купи-купи», не кушать, а «ням-ням», не ходить, а «топ-топ
Пример упражнения:
Топ-топ-топ. Кто это в гости к нам идет? Киса. Давай скажем: «Привет, киса». Где у кисы глазки, где носик, где ушки, где хвостик? Давай угостим кису сосиской. Положи сосиску на тарелочку. Скажи: «На, киса, кушай». Кисе пора домой. Давай скажем ей: «Пока, киса».
Логоритмика
Дело в том, что у подвижных и хорошо скоординированных малышей речевые навыки могут появляться несколько раньше, чем у их более спокойных сверстников. Более того, замечено, что у детей с нарушениями речи наблюдаются и неполадки в работе крупной моторики: нечеткость и неорганизованность движений, недостаточное чувство ритма и координации. Таким детям на помощь приходит логоритмика.
Учеными доказано, что точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений органов речи — губ, языка и нижней челюсти. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.
Мы подобрали для вас несколько примеров несложных логоритмических упражнений, которые больше похожи на игру, не требуют помощи специалистов и могут выполняться в любую свободную минуту.
Деревцо
Дует ветер нам в лицо —
(махать руками ладошками к себе)
Закачалось деревцо.
(Руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону.)
Ветерок все тише, тише —
(плавно опустить руки)
Деревцо все выше, выше.
(Поднять руки и тянуться вверх.)
Физкульт-привет
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
(имитировать умывание)
Полотенцем растирались.
(Имитировать растирание спины полотенцем.)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
(Имитировать движения, указанные в тексте.)
Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям — физкульт-привет!
(Резко поднять руки вверх.)
Бабочка
Спал цветок
(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени и обхватив колени руками)
И вдруг проснулся.
(Поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела.)
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
(Выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад — «вырастают крылья».)
Солнце утром лишь проснется —
Бабочка кружит и вьется.
(«Летать», имитируя движения бабочки.)
Водичка
Водичка, водичка,
(двумя руками по очереди показывать, как сверху льется водичка)
Умой мое личико,
(ладошками имитировать умывание)
Чтобы глазки блестели,
(дотрагиваться до глазок по очереди)
Чтобы щечки краснели,
(тереть щечки)
Улыбался роток
(улыбаться, гладить руками ротик)
И кусался зубок.
(Стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик.)
Кулачок
Как сожму я кулачок
(сжать руки в кулачки)
Да поставлю на бочок.
(Поставить кулачки большими пальцами вверх.)
Разожму ладошку,
(распрямить кисть)
Положу на ножку.
(Положить руку на колено ладонью вверх.)
Тук-тук
– Тук-тук-тук.
(Три удара кулаками друг о друга.)
– Да-да-да.
(Три хлопка в ладоши.)
– Можно к вам?
(Три удара кулаками друг о друга.)
– Рад всегда!
(Три хлопка в ладоши.)
Зайчики
Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)
На лесной опушке.
(Разводить руками перед собой, описывая окружность.)
Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)
В серенькой избушке.
(Сложить руки над головой в форме домика.)
Мыли свои ушки,
(проводить руками по воображаемым ушкам)
Мыли свои лапочки.
(Имитировать мытье рук.)
Наряжались зайчики,
(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)
Надевали тапочки.
(Руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ногу.)
Снег
Как на горке снег, снег,
(показывать руками горку)
Снег, снег, снег, снег.
(Двигать руками, перебирая пальцами.)
И под горкой снег, снег,
(показывать руками «под горкой»)
Снег, снег, снег, снег.
(Двигать руками, перебирая пальцами.)
А под снегом спит медведь.
(Сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя.)
Тише, тише, не шуметь!
(Пальчик ко рту, грозить пальчиком.)
Почему так важны правильное развитие речи и ранняя коррекция нарушений
Правильное развитие и ранняя коррекция речи (в случае каких-либо отклонений) чрезвычайно важны: речевые нарушения приводят к трудностям в обучении письму и чтению; помимо этого, они, как правило, ведут к возникновению комплексов у ребенка, мешают его социализации. Поэтому при любых подозрениях на наличие тех или иных особенностей речевого развития у малыша лучше обратиться к специалистам (логопеду, неврологу, дефектологу, психологу).
Вне зависимости от заключения специалистов в случае речевых нарушений, вне зависимости от того, есть ли речевые нарушения или они отсутствуют, вы можете помогать своему ребенку осваивать родную речь, учить его правильному произношению, построению фраз и оформлению мыслей.
Воспользуйтесь нашими советами, сделайте упражнения практикой ежедневного общения и совместных игр с ребенком — внесите вклад в его будущее!
Приятных вам занятий!
Обучающие «гостевые» игры с несколькими предметами
Игра «Прятки». Цель — понимание и активное использование в речи предлогов места «на», «в», «под», «над», «у/около». Расставьте на столе предметы детской мебели. «Вот у нас комната, в которой живет девочка Лиза. Назови все предметы у Лизы в комнате. Каким словом можно назвать все эти предметы? – Мебель. – В гости к Лизе пришли ее друзья – лягушата, утята, медвежата. Начали они в прятки играть. Лягушата запрыгнули на стол. Медвежата залезли под кровать. Утята спрятались за креслом. Пошла Лиза искать зверушек. На софе нет, под стулом нет. Кто поможет Лизе отыскать друзей-малышей? Где медвежата? Где утята?» Игра может повторяться несколько раз. Игрушки-зверушки могут меняться.
Игра «Просьбы и поручения». Цель — развить навыки построения повелительного наклонения. В гостях у Лизы Кошка и Зайчик. Если хочешь, чтобы Зайчик что-то сделал, попроси его об этом. «Зайчик, попрыгай!», «Кошка, потанцуй!», «Кошка, ляг на диван!», «Зайчик, спрячься!» Побуждайте крошку использовать префиксы для образования глаголов, обозначающих различные действия: прыгни – запрыгни – спрыгни – перепрыгни, отойди – уйди – зайди – подойди.
Занятия должны быть ежедневными. Начинайте с 15 минут и постепенно доводите время до нормального школьного урока длительностью 40 минут. Следите, чтобы ребенок понимал, о чем идет речь, а не автоматически повторял услышанное. Замечательно, если подобные игры малыш будет практиковать не только дома, но и со своими ровесниками. Вполне осуществима задача научить ребенка 3 лет хорошо разговаривать, если вы не отступаете, не пасуете перед трудностями и верите в то, что делаете (рекомендуем прочитать: как научить ребенка правильно и слитно читать слоги?).
Развивающие описательные игры
Игра «Опиши предмет: какой он?», цель — научить ребенка описывать характерные признаки предмета. Мама вытаскивает из коробки предмет. Ребенок его описывает по известным ему параметрам (какой?): «Это яблоко. Оно красное, круглое, сочное, хрустящее».
Игра «Кто так говорит?», цель — различать по звуку и подражать голосам животных, сопоставлять голоса и названия взрослых животных и детенышей. Для игры нужны фигурки зверушек и их детенышей: козочка и козленок, кошка и котенок, собака и щенок и т.д. В дом малыша прибыли на автобусе или на машине гости. Все они хотят поиграть с ним. Кто говорит гав-гав? – Собака. – А кто гавкает тоненьким голоском? – Щенок. – У собаки-мамы есть детеныш. Как он говорит? – Гав-гав.
Игра «Кто это и что это? Что может делать?», цель — называть предметы, их особенности и возможные действия. Прежде всего, малыш должен правильно ответить «Что это?» или «Кто это?». Следующий вопрос – «какой?» – предполагает ответ о признаках предмета. Вопросы «что он делает?» и «что с ним делают?» описывает те действия, которые он может совершать, и то, что с ним может сделать человек. Все эти действия должны подразумевать возможные перемещения игрушек.
Игра «Угадай предмет», цель — научить ребенка определять предмет по его признакам и действиям. Показать ребенку несколько игрушек, назвать их и дать описание. «Это утка. Она говорит «кря-кря». Утка плавает». Потом описать игрушку, и ребенок должен угадать, о ком идет речь.
Как работают специалисты: упражнения, игры, пособия
Одна из наиболее очевидных причин неправильного произношения маленькими детьми звуков — несовершенство их речевого аппарата. Эту проблему помогает решить логопедическая гимнастика.
Существует множество забавных упражнений, которые дети с удовольствием выполняют перед зеркалом, повторяя за логопедом.
- «Окошко» — самое простое упражнение, в котором малыш сначала должен разинуть рот как можно шире («жарко, открываем окошко!»), а потом закрыть его («холодно!»).
- «Чистим зубы» — ребенку нужно улыбнуться и в таком состоянии приоткрыть рот, после чего языком пройтись по верхним и нижним зубам, как будто зубной щеткой.
- «Чашка» — снова открыть рот в улыбке, высунуть язык подальше и придать ему форму чаши, приподняв кончик и края.
- «Дудочка» — старательно вытянуть губы, как будто с намерением посвистеть, зубы при этом сжаты.
- «Красим потолок» — улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка поводить по небу, словно закрашивая его кисточкой.
Такая гимнастика для языка нравится детям, но быстро их утомляет. На следующем этапе занятия можно перейти непосредственно к устной речи. В этом помогут различные игры описательного характера. Например, из мешка или из коробки педагог достает какой-то предмет, игрушку и просит ребенка назвать ее. Потом спрашивает о свойствах и признаках предмета, подталкивая малыша к его описанию (мячик круглый, зеленый, маленький, прыгучий). В случае успеха можно усложнить игру: попросить ребенка сунуть руку в мешок с игрушкой и попытаться рассказать, какая она на ощупь.
В качестве учебных пособий выступают дудочки и вертушки для дыхательных упражнений, пальчиковые игрушки и тренажеры, наборы со щипчиками для захвата мелких деталей, тактильные мешочки и дощечки — для профессиональных логопедов выбор очень большой. Можно приобрести такие вещи и для домашнего использования, а можно обойтись подручными средствами.
Рассмотрим более серьёзные изменения
К сожалению, есть ребятишки, у которых задержка не только звукового произношения, но психического характера. Этот вид носит название задержка психического развития или ЗПР. Само собой, разумеется, что такие человечки либо неправильно говорят, либо не говорят совсем.
Виновником тому может быть внутриутробное развитие. Когда на этапе беременности мама находилась в постоянном стрессе. Самой трудноизлечимой причиной является поражение клеток головного мозга.
Медикаментами можно поправить ситуацию, компенсируя работу организма участием здоровых клеток. Очень сложно, требует силы воли от родителей. Но имеется риск приобретённого ЗПР. Как правило, это неблагополучные семьи, где на глазах чада происходят выяснения отношений.
Самый лучший тест на выявление данного осложнения ― наблюдение за общим развитием. К 2-м годам непоседа должен уметь просовывать геометрические фигуры в подходящие отверстия, различать части тела, цвета. К 3-м ― умение говорить. Если Вы заподозрили серьёзную задержку и отклонения, обратиться надо к психоневрологу. Он сможет определить диагноз. Кроме того, поможет дефектолог.
Как работают специалисты: упражнения, игры, пособия
Одна из наиболее очевидных причин неправильного произношения маленькими детьми звуков — несовершенство их речевого аппарата. Эту проблему помогает решить логопедическая гимнастика.
Существует множество забавных упражнений, которые дети с удовольствием выполняют перед зеркалом, повторяя за логопедом.
- «Окошко» — самое простое упражнение, в котором малыш сначала должен разинуть рот как можно шире («жарко, открываем окошко!»), а потом закрыть его («холодно!»).
- «Чистим зубы» — ребенку нужно улыбнуться и в таком состоянии приоткрыть рот, после чего языком пройтись по верхним и нижним зубам, как будто зубной щеткой.
- «Чашка» — снова открыть рот в улыбке, высунуть язык подальше и придать ему форму чаши, приподняв кончик и края.
- «Дудочка» — старательно вытянуть губы, как будто с намерением посвистеть, зубы при этом сжаты.
- «Красим потолок» — улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка поводить по небу, словно закрашивая его кисточкой.
Такая гимнастика для языка нравится детям, но быстро их утомляет. На следующем этапе занятия можно перейти непосредственно к устной речи. В этом помогут различные игры описательного характера. Например, из мешка или из коробки педагог достает какой-то предмет, игрушку и просит ребенка назвать ее. Потом спрашивает о свойствах и признаках предмета, подталкивая малыша к его описанию (мячик круглый, зеленый, маленький, прыгучий). В случае успеха можно усложнить игру: попросить ребенка сунуть руку в мешок с игрушкой и попытаться рассказать, какая она на ощупь.
В качестве учебных пособий выступают дудочки и вертушки для дыхательных упражнений, пальчиковые игрушки и тренажеры, наборы со щипчиками для захвата мелких деталей, тактильные мешочки и дощечки — для профессиональных логопедов выбор очень большой. Можно приобрести такие вещи и для домашнего использования, а можно обойтись подручными средствами.
Анализ логопедического занятия
Анализ занятия выявляет эффективность организаторских способностей логопеда. При обнаружении недочётов в подготовке или проведении занятия намечаются коррективы в методической деятельности педагога.
Оценивать составляющие занятия можно при помощи балльной системы. Для этого заполняется технологическая карта.
Бланки самоанализа заполняются самим логопедом и хранятся в методической папке специалиста
Таблица: фрагменты анализа логопедического занятия
Составляющая занятия | Анализ |
Мотивация воспитанников | Принцип мотивации к учению достигался через методы:
|
Дидактические цели | Реализованы. Дети, учитывая их индивидуальные особенности, справились. Во время занятия у детей упражнялись и развивались различные психические процессы, а также развитие зрительного внимания (пространственно-временные представления, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логического мышления). |
Коррекционно-развивающие упражнения | Были включены задания, предполагающие самостоятельную обработку информации, дозирована поэтапная помощь педагога, перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание. Принципы развития и коррекции высших психических функций представляло собой:
|
Источник |
Грамотная и красивая речь является показателем развития интеллектуальных способностей. Случается, что ребёнок испытывает трудности в произнесении отдельных звуков или при построении фраз. Своевременное диагностирование речевых дефектов и занятия со специалистом помогут избежать серьёзных проблем в дальнейшем.
Упражнения
Данный комплекс логопедических упражнений для детей 4 5 лет включает не только речевые игры, но и специальные гимнастики для рук и органов речи. Мелкая моторика способствует стимулированию центра речи в головном мозгу, поэтому регулярные упражнения для пальцев необходимы каждому дошкольнику. Артикуляционная гимнастика совершенствуют главный орган речи — язык и умение ребенка им управлять. Это положительно сказывается на способности произносить все, даже самые сложные, звуки.
Пальчиковая гимнастика
Каждая серия упражнений повторяется 8-10 раз
Загорелись огоньки
Ритмично открываем и закрываем пальцы на каждой ладошке, вместе и поочередно.
Вкусные блинчики
Кладем руки на стол, чередуя ладошку и тыльную сторону. Правая касается поверхности столешницы ладонью, левая — тыльной стороной. Затем положение рук меняется.
На речке
Руками изображаем волны, плавно поводя ладонями сверху вниз — это речка. Затем на воде появляется лодка – ладони прижаты друг к другу, пароход – большие пальцы подняты и соединены. А потом и рыбки приплыли — ладошки вместе, большие пальцы прижаты, кисти двигаются из стороны в сторону.
Как растут деревья
Ладошки поднимаем, пальчики раскрываем сильно — выросли ветки. Опускаем ладошки вниз и тоже разводим пальцы в стороны — это корни. Встряхнули ладошки — листочки полетели.
Артикуляционная гимнастика
Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.
Веселые квакушки
Широко улыбаемся, зубки сомкнуты и стоят ровным «заборчиком». Сохраняем улыбку 10 секунд.
Шаловливый слоненок
Вытягиваем губы вперед и делаем вид, что набираем «хоботком» воду.
Хитрый питон
Улыбаемся, высовываем изо рта язычок, вытягиваем его, прячем назад.
Быстрая лошадка
Широко открываем ротик, улыбаемся, цокаем язычком
Обращаем внимание на то, что нижние зубки не двигаются, «скачет» только язык!
Гребешок
Улыбнуться, показать зубки. Высунуть язычок, зажать его между зубами и «протащить» обратно.
Бабушкины ходики
Открываем ротик, улыбаемся, затем дотягиваемся язычком до уголков губ – левого и правого.
Воздушные шарики
«Надуваем» и «сдуваем» то одну щеку, то другую, затем – обе сразу.
Игры для развития фонематического слуха
Что звучит?
Соберите в мешочек предметы, издающие звук (горох в баночке, лист бумаги, фольга и другие). Доставайте по одному и просите ребенка угадать, что звучит.
Слова-вагончики
Нужно вспомнить как можно больше названий (игрушек, животных, инструментов и других) на каждый звук, слово должно начинаться или заканчиваться на него. Пример:для звука В — ватрушка, варенье, вареники, вобла, вафли и др.
Маленькие поэты
Придумывать рифмы к слову (мошка — ложка и т.д)
Регулярные логопедические занятия имеют огромное значение для дошкольников Особенно, если проводить их не только в детском саду, но и дома . Педагоги и родители помогают детям успешнее пройти ступеньки речевого развития, быстрее научиться читать, освоить нюансы родного языка. Это та база, которая помогает не только успешнее освоить программу обучения в детском саду, но и отлично учиться затем в школе.
https://youtube.com/watch?v=BHSRn0_Rcos
Тесты на определение патологий
Врачи неустанно повторяют, что каждый ребенок индивидуален. И если дитятко не говорит множество слов ближе к двум годам, это далеко не повод беспокоиться. Конечно, невольно сравниваешь с теми, кто уже в 2 годика вовсю бормочет. Но для чего?
Я отвечу, чтобы поволноваться. Надо просто выставить максимально возможные рубежи, когда карапуз начинает делать что-то новое. Что касается нарушения речи, пожалуй, если до 3 лет дитя не связывает 2 слов, это повод поволноваться. Но наряду с этим, Вы должны замечать другие недочёты
Отзывается ли он на своё имя, обращает внимание на новые игрушки, как контактирует с другими детками. Давайте пройдёмся немного по списку:
Попросите изобразить на листе бумаги круг. К 4 годам он должен рисовать подобие этой геометрической фигуры
Если этого не получается или он не понимает, чего от него хотят, это повод забеспокоиться.
Обратите внимание, может ли кроха преодолевать ступеньки. Забираться и спускаться малютка должен уметь.
Собирает ли башенку хотя бы из простых кубиков?
Пройдя трёхлетний рубеж, карапуз должен общаться хотя бы коротенькими фразками
Например: «Мама, пойдём!». Конечно, есть детишки, которые уже строят предложения. Но минимум, что он должен уметь ― произносить простейшие фразы.
Не интересуется новыми играми, когда Вы предлагаете поучаствовать.
Речевые нормы
Понять, насколько своевременно развивается речь ребенка в этом возрасте, можно, опираясь на следующие ориентиры.
- Основное качество речи ребенка 4–5 лет – умение говорить связно и последовательно.
- Малыш употребляет слова соотносимо с их значением.
- В его речи присутствуют прилагательные, местоимения, предлоги, в том числе сложные (из-за, из-под), наречия.
- Он умеет управлять силой и темпом голоса – говорить тише, громче, шепотом, медленнее, быстрее.
- Обычная речь имеет правильный средний темп.
- Дошкольник в состоянии достаточно полно описать предмет, игрушку, картинку.
- Рассказывая стихотворение, ребенок активно использует интонацию.
- Выговаривает практически все звуки. Проблемы могут возникать только с и , иногда продолжают «западать» свистящие и шипящие.
- Словарный запас в этом возрасте составляет примерно 3–4 тысячи слов, среди которых все больше прилагательных, обозначающих качества предметов, цвета и оттенки; появляются собирательные существительные.
- Ребенок может начать рифмовать слова, придумывая для рифмы самые невообразимые конструкции («огненок» – искра, «никовойный» – ничей).
- Предложения малыш в состоянии формулировать не только простые, но и сложные («я надеваю шапку, потому что сейчас зима»; «мне 4 года, а сестричке уже 7 лет»).
- Допустимы некоторые грамматические ошибки: неверное согласование слов по родам и числам, неправильные окончания глаголов.
Важные дополнения
Будет здорово, если вы решите вести дневник, в котором станете фиксировать как достигнутые успехи, так и затруднения, с которыми столкнулись во время занятий. Ваши записи помогут увидеть динамику развития, оценить достижения и воочию увидеть прогресс. Помимо занятий с речью, развивайте навыки детей в кропотливой работе с мелкими предметами – это оказывает благотворное влияние на мышление и коммуникативные способности
Обратите внимание на следующие рекомендации:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как исправить общее недоразвитие речи 1 уровня?
- Безоговорочное «да» мелкой моторике. Пусть малыш откручивает крышку и переливает воду из банки в стакан. Занятия лепкой несут неоспоримую пользу. Учите его правильно держать ложку и карандаш. Пусть предметы будут круглыми или ребристыми, шершавыми или гладкими. Обобщайте предметы по форме, назначению, цвету и др. «Стакан и кружка – из них пьют» или «Ложка и вилка – ими кушают».
- Решительное «нет» телевизору. Каких-то 15-20 минут, чтобы посмотреть мультфильмы, вполне достаточно для детей этого возраста. Найдите альтернативу! Увлеките его обучающими играми и игрушками, способствующими речевому развитию ребенка. Пусть кубики и конструкторы войдут в его жизнь. Ни к чему малышу и электронные игры.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие существуют артикуляционные упражнения для детей?
Развитие малыша и его темп на 90% зависит от усилий, предпринятых родителями. Лучше не оставлять малыша надолго одного с игрушками, а включаться в процесс, придумывать вместе с ребенком новые игры.
Нормы речевого онтогенеза в возрасте 3-4 лет
В этот период ребенок должен говорить развернутыми фразами и простыми предложениями. Он должен правильно произносить свистящие и шипящие группы звуков, сонорные являются исключением, потому что у них сложная артикуляция. В речи появляются двух- и трехсложные слова.
В 3-4-летнем возрасте словарный запас резко возрастает. В экспрессивном словаре к четырем годам должно быть около 2 000 слов. Трехлетний малыш объединяет предметы по общему признаку, называет их одним словом. К четырем годам он понимает сложные предложения вне определенной ситуации. Ему нравится слушать сказки и рассказы, ребенок понимает смысл услышанного текста.
Дошкольник 3-4 лет начинает овладевать простыми грамматическими категориями, согласовывает слова во фразах и предложениях. В речи чаще появляются местоимения и числительные. Он все больше задает вопросов взрослым, сам дает развернутые ответы. Высказывает свое мнение, делится впечатлениями.