Вырабатываем превосходную дикцию и правильную речь
Мы привыкли, что логопеды – это детские специалисты, которые помогают малышам научиться выговаривать звук «р», правильно произносить скороговорки и четко читать стихи. Но логопедические упражнения необходимы и взрослым. Упражнения для выработки четкой речи нужны, чтобы:
- Стать хорошим оратором, выступить с докладом или речью
- Улучшить дикцию, производить хорошее впечатление на окружающих
- Справиться с заиканием
- Решить проблему нечеткой, «невнятной» речи
- Решить проблему с произношением отдельных звуков
Улучшать дикцию особенно важно тем людям, работа которых связана с общением: диспетчерам, учителям и преподавателям, юристам, рекламным агентам, журналистам. Человек, не способный четко проговаривать слова, не сможет выступать в суде или брать интервью
Зато тот, кто обладает четкой и грамотной речью, легко сможет заинтересовать работодателя и стать душой компании.
Перед тем, как выбрать упражнения для выработки дикции, нужно определить, чего вы хотите достичь
Тем, кому важно произносить речи и производить впечатление на людей, стоит декламировать стихи, особое внимание уделяя согласным звукам – так слова будут внушительней
Если же необходимо сделать свою речь более четкой, внятной, правильно произносить звуки, нужно воспользоваться более простыми впечатлениями. Так, если проблема с произнесением согласных звуков, то можно воспользоваться следующими упражнениями:
Громко и четко произносить следующие звуки: «Пь, ть, фь, сь» и т.д. Все согласные звуки в этом упражнении – глухие.
Произносить сочетания звуков: «Пы, па, пу, пы, пыфф, пыкк» или «Ты, та, ту, тыгг, тыхх». Все согласные звуки – глухие. Начинать надо с простых сочетаний гласный + согласный и заканчивать ряд сочетанием согласный + гласный + два согласных. Можно комбинировать различные гласные и глухие согласные звуки.
Произносить звуки: «Да, ду, ды, де, дефф, дыпп». Это упражнение похоже на предыдущее, с той разницей, что звонкие согласные комбинируются с глухими
Обратите внимание, что каждое сочетание должно заканчиваться двойным глухим согласным.
Произносить слова со сложными для произношения сочетаниями согласных: «Происшествие», «взморье», «шефство».
Если проблема с произношением определенного согласного, нужно произносить слова со сложными для произношения сочетаниями выбранных звуков. Например, для «р»: «коррупция», «корреспонденция», «карбюратор» и т.д.
Читать вслух скороговорки, выбирая те, которые наиболее сложны для произношения.
Если упражнения с гласными, упражнения будут несколько другими. Проблемы с гласными встречаются гораздо реже и обычно указывают на проблемы с дыханием во время произнесения речи
Особенно важно решить проблему с гласными для людей, которые часто выступают на сцене – чтецов, певцов, ораторов, ведущих
Есть несколько общих упражнений для развития дикции. Одно из них заключается в звукоподражании. Маленьких детей не зря учат «мычать как коровка» и «пыхтеть как паровоз». Такие простые упражнения пригодятся и взрослым людям для развития дикции. Повторяющие звуки нужно говорить как можно четче.
Например, говоря «Жжжж», имитирующий жужжание мухи, нужно как можно дольше протянуть звук, не сорвав дыхание. А повторяя «Пых-пых-пых», имитирующий пыхтение паровоза, нужно четко произносить именно последний звук «х». Произнося «Му-мууу», нужно тянуть последний звук. А имитируя звук капель «кап-кап-кап-кап», нужно следить за тем, чтобы дыхание не срывалось на повторяющихся сочетаниях звуков.
Начинать надо с простых скороговорок, переходя к длинным и сложным. Желательно чередовать логопедические упражнения с чтением стихов и рассказов. Стоит записывать свою речь на диктофон, чтобы обнаружить основные проблемы и оценить успехи, достигнутые в результате систематических занятий.
Как правильно заниматься с ребенком
Существуют определенные правила занятий с детьми, которые принесут много пользы от занятий и логопедических упражнений. Если их выполнять, то процесс исправления речевых нарушений будет намного эффективнее. Но если вы будете уделять достаточно внимания малышу с самых пеленок, то формирование речевого аппарата пройдет успешно и быстро.
- Говорите медленно, чтобы ребенок мог понять вашу речь. Попробуйте использовать простые слова и обязательно в дружеском тоне. Ваш малыш может понять, что вы говорите, если поговоришь с ней лицом к лицу. Следите за глазами и говорите медленно и терпеливо. Если ребенок повторяет слова неправильно, просто аккуратно повторите слова правильно, поэтому она понимает разницу.
- Отключайте внешние раздражители во время занятий и не только. Не включайте телевизор, как только вы возвращаетесь домой или постоянно его используете, когда ваш малыш находится в комнате. Вопреки тому, что вы думаете, телевидение не считается частью деятельности логопедии. Контакт с людьми имеет решающее значение в процессе развития языка.
- Играйте с ребенком во время выполнения упражнений. Игра — хороший способ общения с ребенком, помогает создавать двигательные навыки и многое другое. Позвольте вашему малышу рассказать вам, что он делает, чем занят, что его интересует в данный момент. Игра — интересная часть ваших занятий речевой терапией.
- Когда вы кормите, купаете малыша или просто проводите вместе время, продолжайте говорить с крохой о том, что вы делаете. Если вы выходите, расскажите о том, куда вы идете с ним на простом языке. Кроха не должен испытывать дефицита общения, это улучшает степень его восприятия. Вы будете поражены количеством вещей, которые крошечный мозг может хранить и выявлять в самые подходящие моменты.
Читайте книги ребенку с самого рождения. Чтение книги с множеством красочных изображений и слов — одна из лучших речевых терапий. Вашему малышу будет интересно рассматривать книжки, картинки, будет сам придумывать истории по увиденным изображениям. Это тоже даст положительные результаты для развития связной и четкой речи.
По материалам: childage.ru
Пальчиковые игры
Среди упражнений для дикции и артикуляции больше всего деткам нравятся пальчиковые игры.
Учеными давно доказана связь между руками и мозгом человека, поэтому развитие мелкой моторики позитивно влияет на речевой аппарат.
Раскрываем все тонкости поведения при кризисе одного, трех и семи лет у ребенка.
Важно! Такие занятия способствуют речевому развитию, концентрации внимания, тренируют реакцию и расширяют эмоциональный диапазон у малыша. А еще они способствуют сближению крохи с родителями.
Чтоб достигнуть максимального эффекта:
- занимайтесь не больше 5 минут за раз;
- говорите речевки и стишки выразительно, четко, придерживайтесь дикции;
- начинайте со стишков покороче (например, «Сорока», «Апельсин»), где используется меньше жестов, постепенно переходя к более сложным упражнениям.
Виды речевых дефектов у детей
Логопеды диагностируют у детей дошкольного возраста следующие виды речевых дефектов, которые нуждаются в специальной коррекции.
- Нарушение сочленения – это расстройство речи, в котором ребенок испытывает трудности с правильными звуками. Звуки могут быть опущены или неправильно изменены в ходе речи. Ребенок может заменить звуки или добавить звуки неправильные для слов. Маленькие дети обычно проявляют проблемы сочленения, когда они учатся говорить, но они должны «вырасти из этого» к определенному возрасту. Если ошибки сохраняются за стандартным возрастом развития, который варьируется в зависимости от звука, тогда у этого ребенка есть нарушение артикуляции.
- Апраксия речи ребенка – это коммуникационное расстройство, влияющее на систему моторного программирования для производства речи. Речевое производство затруднено — особенно с секвенированием и формированием звуков. Ребенок может знать, что он хочет сказать, но есть нарушение в части мозга, которое посылает сигнал мышце для движения, необходимого для создания звука. Это приводит к проблемам с артикуляцией, а также к интонационным и говорящим стрессам и ошибкам ритма.
- Синдром хрупкой Х-хромосомы – является наследственным генетическим расстройством, которое считается наиболее распространенной причиной унаследованных умственных нарушений у мальчиков, а также развития у детей аутизма. Диагностика нарушения осуществляется чаще всего сразу после рождения ребенка, в течение первого года жизни симптомы патологии наиболее заметны.
- Заикание происходит, когда речь нарушается непроизвольными повторениями отдельных слогов или букв в словах, продлением звуков и колебаниями или паузой перед речью. Заикание может быть приобретенным, то есть оно возникает во время раннего восприятия речи или приобретается из-за травмы мозга. Никто не знает точных причин заикания у ребенка. Считается, что оно имеет генетическую основу, но прямая связь еще не найдена.
Языковые расстройства можно классифицировать тремя различными способами:- экспрессивным расстройством языка;
- восприимчивым языковым расстройством;
- выраженным-восприимчивым языковым расстройством.
Дети с выраженным языковым расстройством не имеют проблем с созданием звуков или слов, но имеют неспособность получить правильные слова и сформулировать правильные предложения. Дети с восприимчивым языковым расстройством испытывают трудности с пониманием устного и письменного языка. Наконец, дети с выраженным-восприимчивым расстройством языка проявят оба вида симптомов.
Это далеко не все имеющиеся, а только некоторые, из наиболее распространенных нарушений речи у детей. Если вы чувствуете, что у вашего ребенка расстройство речи, обратитесь к логопеду, чтобы обсудить варианты лечения.
Развитие малыша с младенчества
Первые занятия с крохой можно начинать с 8 месяцев, с самых простых заданий. По мере роста ребенка, следует учитывать динамику его речевого развития, чтобы она соответствовала возрасту.
Знаете ли вы? Во время разговора человек задействует около 100 мышц лица, груди, шеи, правильное использование которых помогает создавать нужные звуки.
Впервые на прием к этому специалисту родители приводят своих малышей в возрасте 3-х лет и старше. На этот момент мама или папа замечают, что у ребенка есть проблема с тем или иным звуком.
Однако, даже если на первый взгляд у малыша все в порядке с речью, лучше посетить врача, чтобы в этом убедиться.
Поскольку каждый организм индивидуален, и развивается своими темпами, то есть ряд так званных дефектов речи, которые логопеды относят к временным. Услышав их в речи крохи, не стоит волноваться: это пройдет с возрастом.
К ним относятся:
- смягчение звуков («лоська», а не «ложка», «кусять» вместо «кушать»);
- замена «р» в речи: «кровать» превращается у малыша в «клавать», «играть» — в «иглать»;
- нелюбовь к шипящим звукам («ж», «ш», «ч») и замена их на другие («бесать» вместо «бежать» и т.д.);
- избегание звонких звуков, а также «к», «г» («звонить» у малыша превращается в «свонить», а «капля» в «тапля»).
Важно! До 4-5 лет такие речевые «уловки» — норма, однако если со временем ребенок не избавляется от подобной привычки, стоит проконсультироваться с логопедом.
Структура грамотно построенного занятия
Логопедические упражнения для выработки четкой речи включают в себя несколько направлений:
- игры на моторику (пальчиковые);
- гимнастика для язычка, щечек, губ (артикуляционная);
- работа с дыханием;
- развитие слуха;
- подражание звукам;
- комбинирование звуков и жестов;
- увеличение словарного запаса.
Узнайте о методике раннего развития Монтессори, развивающей доске для ребенка и что делать при гиперактивности.
Заинтересуйте ребенка такой «учебой», иначе результата добиться будет сложно.
На помощь придут следующие советы:
- начните с 2-3-минутных тренировок, постепенно увеличивая их до 10-15;
- если у малыша прямо сейчас нет желания заниматься, не заставляйте;
- оптимальный темп работы — 4-5 упражнений за сеанс, однако в этом деле частота важнее длительности: сделайте лучше 3, но повторите их в течение нескольких сеансов — так у ребенка скорее выработается навык;
- не ругайте за ошибки, но хвалите за успешные попытки: исходящий от родителей позитив всегда вдохновляет кроху;
Знаете ли вы? Самый распространенный звук в мире — «А», он есть во всех языках.
- если у малыша что-то не получается, постарайтесь разобраться почему это происходит, помогите ему выполнить задание правильно;
- проводить тренировку желательно перед зеркалом, чтоб ребенок наблюдал за своими движениями;
- начните занятие с любимых упражнений маленького ученика (если такие уже есть), чтоб максимально заинтересовать его и настроить на работу.
Стихи для развития речи — скороговорки и пополнение словарного запаса
В возрасте 3-4 лет набор упражнений для дикции речи ребенка пора пополнить скороговорками и стихами.
Первые нужны для тренировки грамотности, выработки четкости речи и улучшения дикции. Для начальных уроков выбирайте скороговорки не слишком длинные, понятные малышу. Учитывая сложность упражнения, сначала следует выучить текст, затем уже тренировать скорость его произношения.
Попробуйте начать со следующих вариантов:
- На дворе трава, на траве дрова.
- У пенька опять пять опят.
- Как хорош пирожок, когда внутри — творожок.
Знаете ли вы? В Древней Греции скороговорки использовались в соревнованиях ораторов.
развитии
У детей словарный запас делится на две категории:
- пассивный (слова, что малыш понимает);
- активный (те, что употребляются им в повседневной речи).
Именно для повышения количества произносимых крохой слов и пополнения пассивного запаса используются стишки.
Отличным помощником для родителей, которые заботятся о речевых навыках своего малыша, станут тематические пособия.
В них собраны упражнения для логопедических занятий дома, подобранные опытными специалистами.
«Уроки логопеда. Игры для развития речи»
Пособие включает три раздела:
Пальчиковая гимнастика (описывает статические и динамические упражнения, а также тренировки для кистей рук).
Артикуляционная гимнастика в книге задействует сказки, стихи, специальные игровые карточки и дает задания на отработку навыков.
Отдельно представлены игры на внимание, отработку сложных звуков и слогов.
К преимуществам данного сборника следует отнести:
- авторы — опытные специалисты в сфере логопедии;
- материалы поданы в легком, красочном виде с детальными инструкциями по применению;
- все нужные упражнения собраны в одном месте;
- заниматься можно в дороге, на отдыхе, в очереди к врачу, а не только дома.
Важно! Рекомендации в пособии составлены для тренировок деток, которые не имеют отклонений в функционировании речевого аппарата. В случае наличия проблем в развитии малыша, с ним должен заниматься непосредственно логопед.
Логопедический массаж
В состав логопедии входит не только гимнастика для языка, звуковые упражнения, но и специальный вид массажа — логопедический.
Это особый метод воздействия на органы и мышцы речевого аппарата, при котором изменяется их состояние.
Его назначают деткам, когда обычной гимнастики для коррекции произношения недостаточно. В роли массажиста поначалу выступает логопед, однако со временем и родители могут проводить необходимые процедуры в домашних условиях.
Знаете ли вы? Самым громким среди растений считается кактус. От нехватки воды он начинает вибрировать, издавая звуки, которых человек не слышит. С помощью вибрации растение достает капельки воды их грунта.
Логопедический массаж делится на несколько видов:
- Классический. Проводится вручную с помощью поглаживаний, вибрации, растирания. Иногда задействованы специальные инструменты (зубные щетки, шпатели и т.д.).
- Точечный. Его задача — оказать воздействие на конкретные точки для восстановления определенной функции.
- Аппаратный массаж проводится с помощью вакуумных, вибрационных приборов.
- Самомассаж — набор упражнений для губ, зубов, языка малыша, которые он делает самостоятельно.
Когда проблема имеет место
Оценивание качества речи у детей становится актуальным тогда, когда ребенку исполняется 3 года. К этому возрасту у детей с нормальным, правильным психическим развитием словарный запас должен насчитывать уже около тысячи слов, которые кроха уже активно компонует в простые предложения. Да и сама речь должна становиться более внятной, разборчивой, понятной окружающим. Допустимо «проглатывание» некоторых звуков в словах, например, вместо «молоко» ребенок произносит «мооко» и тому подобное.
И все-таки некоторые особо сознательные родители не откладывают имеющуюся проблему в долгий ящик и спешат с малышом на консультацию к логопеду. И это правильно, ведь проблема может заключаться не только физиологическом в «проглатывании» звуков в речи, а и в слишком короткой уздечке, и в задержке речевого развития, и развитии у малыша алалии, дислалии и прочие нарушения.
Но, к счастью, нарушения в развитии речи у детей диагностируются не так часто, поэтому, если ребенку нужно поставить какие-то проблемные звуки, то логопед посоветует специальные логопедические упражнения для выработки у ребенка четкой речи, которые можно выполнять каждый день с малышом в домашних условиях.
Итак, когда ребенку нужна помощь специалиста.
- если к трем годам у ребенка речевая моторика слабо развита;
- если в речи у ребенка нечетко звучат гласные звуки;
- если в речи у ребенка нечетко звучат парные глухие и звонкие согласные звуки (допускается их незначительное смягчение);
- если речь ребенка скудна, словарный запас недостаточно велик, он предпочитает изъясняться жестами, отдельными мычащими звуками, либо заменяет некоторые слоги в словах «мычанием».
Внимание! Чтобы не упустить момент, рекомендуется придерживаться календаря посещений узкопрофильных специалистов, т.е. своевременно проходить с ребенком медосмотр, чтоб вовремя узнать о наличии проблем и своевременно начать занятия по ее устранению
Артикуляционная гимнастика
Для губ и языка также предусмотрен ряд упражнений — артикуляционная гимнастика
Язык — главный орган в системе речи, поэтому его тренировкам следует уделить особое внимание
Ознакомьтесь с правилами определения размера одежды и обуви ребенка, а также узнайте как выбрать зимнюю обувь, когда и какие делают прививки, чем полезен рибый жир для ребенка.
Родитель или логопед должны следить за правильностью выполнения — это залог будущей четкости речи.
Логопедические занятия для детей 2-3 лет следует начинать с самых простых упражнений:
- «качели» — тянемся язычком то к носу, то к подбородку;
- «хоботок» — вытягиваем губки трубочкой на 5-10 секунд;
- «часики» — двигаемся кончиком языка поочередно то к правому, то к левому уголкам рта.
Важно! С возрастом задания должны усложняться, но вариации упражнений сегодня настолько разнообразны, что обучение легко превратить в увлекательную игру с ребенком, стоит лишь проявить фантазию.
Дыхательная гимнастика
Работа над правильным дыханием, которое непосредственно задействовано в речи, начинается при чтении сказок и игрушечных вертушек. При упоминании ветра в тексте дуйте несильно на малыша, попробуйте вместе заставить работать лопасти вертушки с помощью дыхания.
Еще можно поучиться дуть на свечу, но не одним резким выдохом гасить ее, а постепенно потоком воздуха на выдохе заставлять пламя наклоняться, не допуская его затухания. Такие игры подойдут для самых маленьких.
Деткам постарше можно предложить поиграть:
- в «снежок»: распушить небольшой кусочек ватки и показать малышу, как правильно дуть на «снежинку», чтобы она парила в воздухе;
- в «собачку»: когда ей жарко, она дышит шумно, быстро, высунув язык;
- в «холодно-горячо»: учимся греть ручки своим дыханием, когда нам холодно, и остужать горячий чай, дуя на него.
Для детей 4-5 лет уже следует выбирать более сложные упражнения:
- учимся разделять дыхание ртом и носом: сначала нюхаем цветочек, а затем находим одуванчик и раздуваем его пушинки;
- изображаем море, плавно поднимая руки вверх на вдохе и опуская на выдохе;
- можно сделать бумажный кораблик и попытаться «завести» его в гавань с помощью выдохов различной амплитуды.
Знаете ли вы? Звук способен влиять на другие чувства человека. Например, из-за шума самолета еда, которая подается на борту, кажется менее соленой или сладкой, однако более хрустящей.
Игры на звукоподрожание, развитие слуха и логоритмика
Хороший слух немаловажен для формирования правильной речи. Чтоб воспроизводить звуки верно, малыш сначала должен услышать, как они звучат.
Тренировки на слух и восприятие включают в себя:
игры на дифференциацию звуков и внимание: изучаем звуки, которые издают животные, транспорт, различные виды стука, звона;
ориентирование в пространстве: малыш с завязанными глазам учится определять источник звука;
согласование слов и движений с помощью обучающих стишков.
Отдельное место в этих тренировках занимает подражание звукам. На примере кошачьего мяуканья, лая собак, мычания коров кроха привыкает к передаче звуков окружающего мира своими словами.
С взрослением ребенка появляются риски вальгусной деформации стопы, сколиоза, близорукости, задержки психического развития.
Особое внимание в развитии ребенка 3-4 лет стоит уделить логоритмике
Важно! Логопедическая ритмика сочетает движение, речь и музыку. Ее основная задача — развивать моторику, речевое дыхание и мышечный тонус
Ее основная задача — развивать моторику, речевое дыхание и мышечный тонус.
Важно! Логопедическая ритмика сочетает движение, речь и музыку. Ее основная задача — развивать моторику, речевое дыхание и мышечный тонус.. По узенькой дорожке (топчемся на месте)
По узенькой дорожке (топчемся на месте)
Шагают наши ножки (теперь высоко поднимаем колени)
По камешкам, по камешкам (переминаемся неспешно с ноги на ногу)
И в ямку… бух! (быстро садимся на пол)
Такие веселые, подвижные уроки не только тренируют память и слух крохи, но и поднимают настроение.
Проводить их желательно 2-3 раза в неделю, обязательно подобрав предварительно музыку для сопровождения.
Логоритмика отлично влияет на психику детей: легковозбудимых она успокаивает, а медлительных тихонь делает более активными.
Особенно важно заниматься, если малыш заикается, его речь слишком быстрая или чересчур медленная, при проблемах с развитием моторики
Как правильно заниматься с ребенком
Для того чтобы помочь ребенку с развитием речи, не обязательно ходить в специализированный центр или обращаться к логопеду. Множество полезных упражнений можно совершать прямо дома, создавая комфортные условия для обучения.
Возрастом ребенка до шести лет мозг активно развивается, и в этот период он особо восприимчив к обучению языку. Поэтому родители должны быть готовы помочь ребенку расширить его словарный запас, учиться выражать свои мысли четко и грамотно.
Основным видом расстройств речи в этом возрасте является заикание, когда ребенок испытывает трудности с произнесением отдельных звуков или слов. Чтобы помочь ребенку преодолеть это нарушение, рекомендуется заниматься с ним специальными упражнениями.
Одно из таких упражнений можно выполнить в игровой форме. Предложите ребенку произнести определенное слово, затем считать количество слогов в этом слове и большими шрифтами записывать его на бумаге. Постепенно увеличивайте количество слогов в словах, давая ребенку возможность тренировать свои речевые навыки. Постепенно можно перейти к звукам: предлагайте ребенку произнести слово, выделите в нем определенные звуки и попросите его произнести эти звуки отдельно. Таким образом, ребенок привыкнет внимательно слушать звуки и говорить их с четким произношением.
Для развития речи вашего ребенка также рекомендуется использование книг. Читайте детям книги, ведя по ним пальцами
Таким образом, вы поможете ребенку привлечь внимание к словам и их звучанию. Кроме того, уделяйте внимание правильному произношению звуков при чтении и повторяйте за ребенком слова, в которых есть трудности
Очень важно создать расслабленную атмосферу в комнате, где проходят логопедические занятия. Отключите телевизор и другие источники шума, чтобы ребенок мог сосредоточиться на упражнениях
Поставьте перед собой цель — помочь ребенку развить четкую и грамотную речь, и работайте с ним постоянно, чтобы достичь этой цели успешно.