Логико-гносеологический аспект интерпретации знания

Содержание учения о познании

Центральные позиции в гносеологии отданы субъекту и объекту изучения окружающего мира, чувственному и рациональному познанию.

  • Субъект познания — наделенный сознанием человек или общество.
  • Объект познания — та часть внешнего мира, на которую направлена познавательная активность субъекта. Обычно противостоит сознанию и внутреннему миру субъекта. 

Теоретики различают два главных способа исследования мира.

  • При чувственном варианте знания получают посредством зрения, слуха, осязания, обоняния. Ощущения, восприятия, представления — все это моменты чувственно-практической деятельности.
  • В рациональном познании работают другие приемы и инструменты — умозаключения, понятия, суждения, теории, гипотезы, методы.

Понятие гносеологии

Определение 1

Гносеология (теория познания) – это один из разделов философии, в котором идет изучение таких проблем, как природа и сущность познания, содержание познания, форма познания, методы познания, истина, ее условия и критерии, формы существования и развития знаний.

Определение 2

Познание в философии – это процесс получения человеком информации об окружающем мире, его законах и устройстве.

Каждая названная выше проблема имеет свое собственное содержание. Например, природа и сущность познания состоит из таких вопросов, как предмет познания, соотношение субъектов и объектов познания, соотношение знания и сознания.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Содержание познания занимается изучением диалектики познания – чувственного и рационального, переход от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д., единство конкретного и абстрактного, детерминация процесса познания социокультурными факторами.

Форма познания – логическая структура мышления, соотношение логических законов с логической правильностью мышления, категориальная структура мышления, познание и язык.

Методы познания – это соотношения метода с теорией, метода с методологией, классификация методов по степени субординации и координации.

Истина, с ее условиями и критериями представлена соотношением истины со знанием, соотношением абсолютной и относительной истины, конкретность и многообразие истины, ее критерии.

Формы существования и развития знания – научные факты, сущность проблемы и гипотезы, принципы доказательства и сущность теории.

Всеми названными выше аспектами занимается философия. Это можно объяснить тем, что именно в философии происходит анализ тотальности вещей, реальности в любом ее моменте без изъятия:

  • материального мира;
  • идеальных феноменов;
  • воображаемых объектов.

Философией выработаны различные средства, принципы и методы. Частная наука не может этого сделать в связи с ограниченностью своего предмета и системы знаний. Философия же при анализе других наук базируется на разных философских разделах:

  • онтологии;
  • диалектике;
  • формальной логике;
  • антропологии;
  • этики;
  • культурологии и пр.

Необходимо отметить, что гносеологические проблемы формировались при развитии потребностей науки и общества. Само по себе познание и его изучение представляет не нечто вечно неизменное, данное раз и навсегда, а является развивающимся по определенным критериям событием. Гносеология имеет свою уникальную длительную историю, которая уходит своими корнями в античную философию.

В античной философии, особенно в греческой, были поставлены глубокие идеи, касающиеся соотношения объекта с субъектом, истины и заблуждений, конкретность истины, диалектику познавательного процесса, объекта познания и структуры мышления человека.

Предмет учения

Предмет изучения гносеологии — научное знание. Параллельно с основным вопросом, она изучает специфику научного знания, его отличие от обыденного знания, особенности видов познавательной деятельности, их взаимосвязь.

Гносеология занимается сравнением видов изучения с целью выявления оптимального способа взаимодействия с окружающим миром. Само познание — не цель, а средство изучения, поэтому, специфика видов изучения мира для науки неинтересна. Гораздо важнее, возможности и средства, которые она использует.

Будучи самостоятельной дисциплиной, гносеология остается тесно связанной с онтологией. Мировоззрение формируется на основе усвоенных жизненных устоев, изучением которых занимается онтология. Учение о бытии было бы невозможным без комплексного подхода, использования многочисленных методов изучения реальности.

Что такое гносеология

В современных источниках термин употребляется в двух значениях.

Гносеология — учение о механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека о «знании вообще», независимо от его конкретных форм и видов.

Гносеология — раздел философии. Главная задача дисциплины — изучение возможностей познания мира человеком, структуры познавательной деятельности, критериев истинности и достоверности знания, его природу и границы.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Термин «гносеология» образован от греческих слов: γνω̃σις — знание и λόγος — учение.

Философы, внесшие вклад в развитие учения

У каждой отдельной эпохи были свои яркие представители гносеологии:

  1. Античный период. Парменид один из первых задавался вопросами познания. Он разграничил истину и мнение, назвав истину неизменной, непротиворечивой и вневременной. Авторство одного из первых методов познания — майевтики, принадлежит Сократу. Аристотель разработал основные принципы рационализма и аналитику в качестве одного из методов познания.
  2. Средневековая эпоха. В этот период, изучением познания занимаются схоласты. Философ Ориген выдвигает теорию о трехуровневом понимании.
  3. Новоевропейский период. Научный подход становится основным методом познания. Рационалисты, в лице Декарта и Лейбница, конфликтуют с эмпириками — Локком, Юмом, Бэконом. Они выдвигают противоположные методы — дедукцию и опыт. Дедуктивный подход опирается на логические умозаключения на основе наблюдений, а опыт основывается на личном восприятии.
  4. Немецкая классическая философия. Возможность познания мира ставится под сомнение. Кант задается вопросом о предпосылках знания. Гегель апеллирует к логике, как единственному методу познания. Остальные виды познавательных способностей он представляет, как недоразвившиеся методы мышления.
  5. Классическое неокантианство. Благодаря неокантианству, гносеология обретает статус самостоятельной науки. Представители различных ответвлений этой школы сходились во мнении, что гносеология — это учение о знании и границах познания. Определение гносеологии было сформулировано русским философом — Введенским.
  6. Марксизм. Энгельс выделяет учение о мышлении в отдельную отрасль философии, которое базируется на формальной логике. Все остальные сферы науки опираются на анализ истории и культуры.

В современной философии сформировались 2 пути развития методов получения информации. Первый основывается на иррациональных способах познания, второй — на абстрактной структуре знания и социальных предпосылках. Наибольшее влияние на становление современной формы учения оказала социология.

Логика как наука о правильном мышлении

Мышление — это главная отличительная черта, выделяющая человека из семейства животных, находящихся на высшем уровне развития. В то же время это очень сложное социально-психологическое образование, сформировавшееся у человека в процессе эволюции животных, а также труда и взаимодействия (общения) представителей человеческого рода.

Мышление как феномен, выражающий функционирование человеческого сознания, осуществляющего познание объективного мира на теоретическом уровне, является традиционным объектом философствования и существует в этом качестве с момента возникновения философии как таковой. Признание мысли как особой формы познавательной деятельности человека берет свое начало в очень ранних философских концепциях и привело к ее выделению из общей совокупности психических процессов.

Уже в античной философии происходит отделение мышления от чувственного познания. Парменид и Гераклит различали мысль как выражение здравого смысла и истину как постижение универсальных законов Вселенной, не зависящих от человеческой индивидуальности. Демокрит утверждал, что истинная атомарная структура вещей может быть постигнута только с помощью мысли.

Сократ в контексте «познай самого себя» пришел к выводу, что мысль — это средство, позволяющее человеку перейти от смутного и неопределенного восприятия действительности к твердому и надежному знанию. Рассуждая о том, что истина обретается через диалог между людьми, Сократ утвердил идею о том, что мышление напрямую связано с общением.

Анаксагор попытался концептуализировать мысль, рассматривая ее как субстанцию. Эта идея субстанциональности была продолжена Платоном, который разделил мир на умственный и нравственный. По Р. Декарту, мир состоит из двух субстанций: мысли и материи.

Аристотель был первым, кто обратился к мысли с позиции ее формализации. Так возникли его аналитика, тематика и метафизика.

После Аристотеля стало возможным говорить о правильном и неправильном мышлении и о самом правильном и неправильном мышлении. До Аристотеля можно было объявить правильным или неправильным только результат мышления или вывод и противопоставить ему другой результат или вывод. В дальнейшем проблемы правильного и неправильного рассуждения, а также аргументации нашли отражение в процессах изобретения новых форм доказательства, в построении других, неаристотелевских логик, например, в создании новых наук Галилеем, в написании «Нового Органона» Бэконом, в обосновании методов исследования Декартом, в критических размышлениях Кантом, в формулировании индуктивной, диалектической, математической и других видов логик.

Наконец, в философии возникла необходимость представить мысль как объект исследования, сформулировать принципиально новый взгляд на мысль с точки зрения «метаразума». В этом контексте мышление рассматривалось как направленный процесс обработки сигналов и информации в когнитивной, то есть кодированной, семантической системе живых существ. По содержанию мышление отождествляется с серией актов манипулирования знаками и образами, которые подчиняются определенной внутренней логике и стратегии и приводят к генерации новых идеальных образов и знаковых структур.

Мышление — высшая форма активного отражения объективной действительности, заключающаяся в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании существенных связей и отношений предметов и явлений, творческом создании новых идей, прогнозировании событий и действий через абстрактный процесс оперирования знаками и образами, подчиняющимися определенной логической стратегии.

Биологическим субстратом мышления является высокий уровень развития мозга, исторически возникший в процессе становления человека, человеческого общества, материальной и духовной культуры. Мышление, выходящее за пределы ощущения и восприятия, всегда остается неотделимым от чувственного отражения действительности.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Движение как единство изменчивости и устойчивости — Концепция движения. Взаимосвязь между материей и движением
  2. Понятие в философии
  3. Ремесленные знания и специфика их трансляции
  4. Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер и его философия
  5. Человек, общество и государство у Платона
  6. Русская эстетика 19 века
  7. Неклассическая современная философия
  8. Мартин Хайдеггер, немецкий философ
  9. Реформация и гуманизм
  10. Активность познавательного субъекта

История учения

Происхождение учения идет с античности. Греческие философы первыми начали развивать теории о конкретности истины и заблуждении, диалектике процесса познания и структуре человеческого мышления.

Вклад в развитие учения сделали философы Нового времени (XVII-XVIII веков). Фрэнсис Бэкон  полагал, что науки, изучающие мышление  содержат в себе «умственные орудия», которые дают разуму указания или предостерегают его от заблуждений («идолов»). Рене Декарт был убежден в беспредельности человеческого разума, который может достигнуть полной достоверности во всех областях, при условии строгого соблюдения правил — истинного метода.

Классики немецкой философии также внесли свой вклад в теорию познания.  

Автор термина Иммануил Кант связал вопросы теории познания (объект и субъект) с исследованием исторических форм деятельности людей: объект существует в формах деятельности субъекта. Основной вопрос гносеологии  об источниках и границах познания Кант решает исследованием трех его основных способностей: разума, рассудка, чувственности. 

Гегель в рассмотрение гносеологических вопросов включил практику, как ключевую категорию диалектической логики.

Людвиг Фейербах в качестве первоисточника знания считал опыт.

Особенности учения

Становление этого раздела философии началось в эпоху античности. Тогда, учение о познании занималось только рассмотрением предметов — их вида, функций, и возможности трансформировать полученную информацию в знание. В Средневековье, гносеология постепенно стала развиваться, и превратилась в учение о жизни, приближенное к классическому пониманию познания.

В XVII веке, ключевым вопросом философии становится необходимость точного способа отделения истины от заблуждения. Два развивающихся течения: реализм и эмпиризм противопоставляются друг другу, но ни одно из них не становится основным. В XIX веке, развитие гносеологии зависит от Канта. Задача философа — выявление субъекта как основы познавательного процесса. Натурфилософия, будучи основным на момент ответвлением философии, претерпела значительные изменения. Естественные науки стали развиваться гораздо быстрее, и метафизическое познание отошло в прошлое. Центром философского исследования стала жизнь и ее проявления.

Развитие науки было неравномерным. Ученые пришли к выводу, что это обусловлено личностью самого ученого, а не отсутствием необходимых ресурсов

Важно организовать условия, в которых возможно изучать окружающий мир, и постоянно обновлять доступные способы, а также, методы получения и сохранения знания

В XXI веке, важно изучение проблем науки, взаимоотношений научной деятельности и ученых. Исследования направлены на поиск источника знания, ситуации, в которых оно формируется

Задачей науки становится обретение новых знаний, расширение познавательных способностей.

Гносеология не развивается в отрыве от других дисциплин. Они помогают в изучении взаимоотношения человека и мира. Благодаря влиянию гуманитарных наук, стало понятно, что фундаментальные подходы нуждаются в пересмотре, поскольку они ограничивают возможности науки. Совместные исследования позволили выявить отличия методов, применяемых в естественных науках, от гуманитарной сферы, и предложить новые пути развития.

Основные категории учения

Познание

Познание — процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, в результате чего появляется новое знание о мире.

Философия обобщает и изучает способы и методы познания, используемые различными науками. Анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза и теория, наблюдение и эксперимент, аналогия и моделирование, историческое и логическое, верификация и парадигма.  

Есть несколько подходов к проблеме познаваемости окружающего мира:

  • Скептицизм отражает сомнение в существовании надежного критерия истины.
  • Агностицизм отрицает возможность познания объективного мира и достижимость истины, ограничивает роль науки познанием явлений.
  • Конвенционализм утверждает, что научные теории и понятия — продукт соглашения между учеными, а научные законы — условности.
  • Гносеологический оптимизм предполагает, что мир материальных систем познаваем и не ограничивается познанием чувственно воспринимаемыми свойствами и отношениями.

Действительность

Действительность — это окружающий человека мир: социальный мир и общество, как часть действительности, духовный мир человека с его мыслями и чувствами.

В отличие от реальности, действительность включает в себе также всё идеальное, которое приняло вещественный, материальный характер в виде различных продуктов человеческой деятельности — мира техники, общепринятого знания, морали, государства, права. 

Мышление

Мышление — это целенаправленное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей.

Процесс мышления развивается и происходит в таких формах, как: 

  • Понятия. Отражение свойств, связи и отношений явлений. Выделение общего у предметов одного класса.
  • Суждения. Формулирование мысли в виде повествовательного утвердительного или отрицательного предложения. Могут служить либо истиной, либо ложью.
  • Умозаключения. Познание внешнего мира в позиции абстрактного мышления. Некое умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм, которые совпадают с законами логики.

Сознание

Сознание — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события.

Споры о сущности сознания и возможности его познания философы ведут с древности.

Идеализм считает первичным сознание. Материализм утверждает, что и исторически, и гносеологически первична материя, а сознание лишь производное от материи.

Дуализм однозначно за то, что сознание и материя независимы друг от друга.

Резюмируя, сознание — это высшая, связанная с речью функция мозга, которая свойственна лишь человеку. Оно заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Сознание дает человеку способность конструировать теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира, разрабатывать прогнозы развития природных и социальных процессов, вести преобразовательную целеполагающую деятельность.

Истина

Цель любого познания — найти истину о предмете, явлении или процессе.

Истина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной, если она соответствует предмету.

Соответствие знаний действительности и есть истина, заблуждение, соответственно, знание, которое не соответствует действительному объекту. Принято рассматривать несколько разновидностей истины.

Логика

После пребывания в своей инаковости, которая есть природа, абсолютная идея воплощает себя в духе, который Гегель характеризует как третью, высшую и последнюю ступень в развитии абсолютной идеи, когда она «аннулирует» предыдущую ступень своей природной «инаковости». Дух — это Идея возвращения Абсолюта к самому себе.

В процессе самопознания и саморазвития абсолютной идеи дух проявляет себя как субъективный, объективный и абсолютный дух.

Субъективный разум — это этап формирования индивидуального сознания. Философия субъективного разума рассматривает человеческую душу и сознание во всех его аспектах. Когда субъективный ум достигает зрелости, он выходит за пределы индивидуального существования, то есть становится объективированным.

Объективный дух воплощается в формах общественного бытия человека, к которым относятся право, мораль, семья, гражданское общество и государство.

Абсолютный дух — это форма реального существования абсолютной идеи. Под абсолютным духом Гегель понимает всю духовную деятельность человечества на протяжении тысячелетий всемирно-исторического развития. Согласно Гегелю, существуют три формы постижения абсолютного духа: искусство, религия и философия. Искусство выражает его в чувственных образах, религия — в «представлениях», а философия — в понятиях.

Гегель убежден, что вся история философии — это последовательное раскрытие содержания абсолютной Идеи. Определяя философию как эпоху, проходящую в мышлении, Гегель считал, что не существует ложных философских систем, а есть лишь более или менее адекватные концепции абсолютного Духа. Гегель считал свою философскую систему высшей формой философского знания, поскольку в ней абсолютная Идея завершает свое самопознание и достигает абсолютной истины.

Диалектический метод. Система Гегеля — это философская теория развития: она разрабатывается и излагается на основе последовательно проведенного диалектического метода.

Идея развития не была индивидуальным открытием Гегеля, она сформировалась в естественных науках (биологии, космогонии, геологии), в философии его предшественников, в отличие от которых Гегель не просто излагал ту или иную диалектическую идею, а разрабатывал систему идеалистической диалектики.

Наиболее полно диалектика Гегеля представлена в его работе «Наука логики».

Типы гносеологии

Исторически в дисциплине сложилось множество направлений.

  • Эмпиризм признает в качестве единственного источника достоверных знаний чувственный опыт человека. Основатель методологического эмпиризма — Ф. Бэкон, гносеологического эмпиризма — Д. Локк. Концепции придерживались Т. Гоббс, Д. Беркли, Д. Юм, Д. Милль. Элементы эмпиризма встречаются в позитивизме и неопозитивизме, как часто называют логический эмпиризм. Именно на последнее направление опирается современная физика.
  • Рационализм в качестве основы познания и поведения людей ставит разум. Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц исходили из идеи естественного порядка, пронизывающей мир причинной цепи. Рационализм служил философским источником идеологии Просвещения. Кант пытался преодолеть противоположность эмпиризма и рационализма, а Шеллинг и Гегель частично возвратились к объективному рационализму. Согласно рационализму, научное, объективное знание достижимо только посредством разума. Такие направления, как исторический материализм, прагматизм, марксизм, неореализм строятся на позициях рационализма.
  • Сенсуализм, как и эмпиризм, главным в познании считает чувственное. Но именно чувственные восприятия, ощущения и представления. В античной философии представителями этого направления были киренаики и эпикурейцы. Д.Локк утверждал: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». И его принцип разделяли французские просветители П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро, немецкий материалист Л.Фейербах.
  • Сходную позицию с сенсуализмом занимали последователи эмпириокритицизма.

Разделы науки

Отдельные разделы гносеологии изучают 2 подхода и метода изучения. Они базируются на противоположных взглядах и противопоставляются друг другу.

Гносеологический оптимизм

Приверженцы этого подхода полагают, что все мировые процессы доступны изучению и осознанию. Даже если современная наука не способна объяснить отдельные явления, в будущем это будет возможно. Эта позиция принципиальна для материалистов и, частично, идеалистов. Для них процесс познания — это отражение реального мира в сознании, но эта способность человека имеет свои ограничения.

Теория базируется на принципе непрерывности — увеличение числа знания углубляет и изменяет сознание. Для изучения одинаково важны и интересны явления и предметы. При этом, между ними нет разницы, но изученное и неизученное отличаются. Источник познания объективен, и существует вне человека, он не зависит от действий ученых.

Задача оптимистического подхода — стирание границ познаваемого, и увеличение инструментальных возможностей изучения мира.

Гносеологический пессимизм

Для пессимистов, возможность изучения мира остается сомнительной. По их мнению, способности человеческого разума ограничены, и всегда будут оставаться вопросы, на которые у ученых не будет ответов. В пессимистическом подходе выделяют 2 разновидности:

  1. Скептицизм. В философии, он применяется как особый метод получения информации. Он подвергает сомнению саму возможность отличать объективную реальность от вымысла.
  2. Агностицизм. Оформился в самостоятельное течение, благодаря Канту. Внешний мир — источник познания, его сущность человек изучить не может, поскольку она выше его понимания. Всякий предмет — закрытая область познания, и познать его можно лишь частично с помощью органов чувств. Результат изучения — опыт ощущений.

В XX веке, из агностицизма развилась новая концепция — конвенционализм. Она стала своеобразной формой договора между учеными. Согласно ему, научные теории — это не объективное отражение мировых процессов, а результат соглашения между учеными разных стран мира.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий