Личность как предмет воспитания

Введение, Актуальность.

Для определения возможностей воспитания личности в процессе модернизации системы образования, необходимо проанализировать современное состояние практики воспитания, а также различных концепций и научных идей. Основой изменений в воспитании могут быть как современные теории, так и накопленные в истории педагогике выводы.

Цель : изучение понятия, структуры личности и влияние воспитательного процесса на неё.

Задачи:

— изучить сущностную характеристику и структуру личности;

— проанализировать процесс формирования, развития и воспитания личности;

Для рассмотрения данной темы применялись следующие методы: дескриптивный, аксиоматический, метод деконструкции, изучение теоретического текста , с равнительный анализ, системный анализ , комплексный анализ и другие.

Реферат состоит из введения, трех пунктов основной части, заключения, списка литературных источников.

В качестве теоретической основы были использованы труды А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского,

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ ЛИЧНОСТИ И ВОСПИТАНИЯ

Понятие «личность» используется в различных науках.

Человек не рождается личностью, тем не менее, процесс его физического развития с первых минут жизни непосредственно связан с формированием качеств и свойств социального (общественного) характера.

«Ребенок не готовое существо, но развивающийся организм, и, следовательно, его поведение складывается не только под исключительным влиянием систематического воздействия среды, но еще в зависимости от некоторых циклов или периодов в развитии самого детского организма, определяющих в свою очередь отношение человека к среде» — так считает выдающийся ученый Л.С. Выготский. (9, с.201).

9 стр., 4069 слов

Психологические свойства личности военнослужащих, их развитие …

… . Изучить процесс развития свойств личности военнослужащего. Актуальность работы личность военнослужащий военная служба Глава 1. Психологические свойства личности военнослужащего 1.1 Психологические свойства личности военнослужащего и их характеристика Под психическими свойствами личности понимаются устойчивые психические явления, …

Прежде всего, рассмотрим основные понятия темы.

Личность – это понятие в европейских языках обозначается словами, происходящими от латинского persona: person (англ.), die Person (нем.), personne (франц.), persona (итал.).

В классической латыни это слово обозначало прежде всего «маску» (ср. рус. «личина») – слепок с лица предка, ритуальную маску и театральную. Понятие «персона» усложняется у стоиков: Сенека различает четыре «личины», которые носит человек: он обладает признаками человеческого рода, относится к определенному типу характера, живет в конкретной среде в определенных обстоятельствах и избирает некую профессию или же образ жизни. Ношению личины Сенека противопоставляет стремление к «собственной природе». Другой представитель поздней Стои, Марк Аврелий, призывает каждого создать свою собственную персону (13).

Большой энциклопедический словарь дает следующее определение личности: 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности ( ) .

Авторы Большого психологического словаря Мещеряков Б., Зинченко В. личность рассматривают как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях личность — это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества (4).

личность –

воспитание

воспитание

Таким образом,

Далее предстоит выяснить значение педагогического воздействия в процессе воспитания на ребенка и роль самого воспитуемого в формировании и развитии своей личности.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

На формирование личности человека влияют

Среда и воспитание — это

Издавна ведутся дискуссии среди философов, психологов и педагогов о приоритетном значении и соотношении биологических и социальных факторов в развитии личности человека.

Л.С. Выготский считает, что формирование личности ребенка идет по двум основным линиям: одна линия, «тесно связанная с процессами общеорганического роста и созревания ребенка», другая – «линия культурного совершенствования психологических функций, выработки новых способов мышления, овладения культурными средствами поведения» (11, с.190).

4 стр., 1738 слов

Роль воспитателя в развитии личности ребенка

… с другом своими мыслями и чувствами. Взаимопонимание и контакт педагога и детей во многом определяют успешный результат в формировании личности. У чуткого, любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, … уверенность, почувствовать себя легче и добрее, научить постоянно дарить людям улыбку. Чувство самоуважения и уверенности в себе и своих силах позволит детям активнее включаться в любой …

В то же время он отмечает, что «развитие не создает чего-либо нового сверх и помимо того, что заключено как возможность в естественном развитии поведения ребенка. Культура вообще не создает ничего нового сверх того, что дано природой, но она видоизменяет природу сообразно целям человека». (11, с.193).

Мнение современных ученых схоже с мнением классика:

По мнению А.Г. Асмолова, социальные качества человека как «элемента» общества принципиально отличаются от его природных качеств, поэтому не стоит «… пытаться понять природу личности исходя либо из биологической натуры индивида, скрытой под поверхностью его кожи, либо из субъективных проявлений, замкнутых в круге сознания человека» (1, с.37).

ЧИСТОВИК по педагогике.docx

Российский государственный социальный университет

филиал РГСУ в г. Минске

Кафедра социальной работы

Контрольная работа

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ……………………..5

ГЛАВА 2 . Процесс развития личности и его факторы………………….11

2.1. Теории развития личности………………………………… ………….11

2.2. Факторы развития личности………………………………… ………..13

2.3. Роль воспитания в саморазвитии личности………………………….16

Как в древности, так и сейчас центральной фигурой в педагогике является личность человека на разных возрастных этапах. Рождается человек как биологическое существо, а личностью становится в процессе всей жизни, т.е. личность это приобретенное качество. Однако процесс развития личности может быть положительным или отрицательным. И поэтому для правильного направления развития человека в педагогике существует процесс воспитания.

Понимание человека как личности объясняет наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, которое отличается от всех иных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. И процесс воспитания происходит только в этом человеческом социуме с участием других людей. В доказательство этому можно привести известные случаи жизни детей выросших в среде животных, так называемых дети – маугли. Они, будучи лишенными, человеческого общения росли в звериных стаях и полностью утрачивали свое человеческое обличие, но не в физическом смысле, а в умственном, моральном, этическом, то есть всеобщих, присущих только людям качеств и способностей. В будущем эти дети не могли жить в человеческом обществе, т. к. в свое время они не получили тот ценный опыт общения с другими людьми, на пример: с родителями, со сверстниками и т.д.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ

Личность (центральное понятие для человековедческих наук) – это человек как носитель сознания, социальных ролей, участник общественных процессов, как существо общественное и формирующееся в совместной с другими деятельности и общении. Личность – особое системное качество человека, которое приобретается при жизни среди людей. Личностью можно стать среди других людей. Личность – системное состояние, включающее в себя биологические пласты и социальные образования на их основе .

Эта роль определяется личными достоинствами человека, обозначающими его место, роль в обществе, общественную зрелость. Также личность — это социальная характеристика и оценка человека. В социологии личность оценивается преимущественно по социально-демографическим данным, социальным ролям. В этике личность — носитель нравственных ценностей, чувства долга и ответственности, обладающий совестью и достоинством. В юриспруденции личность — дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий юридическую ответственность за поступки. Личность в психологии системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей. В этих ипостасях каждый человек предстает как член цивилизованного общества, как гражданин, представитель определенной социальной группы, как созидатель, но у разных людей эти характеристики индивидуализированы. Стать высокоразвитой личностью — значит качественно развить у себя ее неотъемлемые свойства, занять достойное место в жизни, в обществе, реализовать личные возможности .

Таким образом, какие бы науки не занимались проблемой изучения личности, они ставят на первое место человека как общественного существа, его индивидуальность и неповторимость. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается именно общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий