Занятие по лепке в младшей группе детского сада

Знакомство с материалами для лепки

Многие дети в этом возрасте не любят новшеств. Материалы для лепки совсем не похожи ни на твердое, ни на мягкое – это абсолютно новые ощущения для малыша. Поэтому знакомство с ними должно произойти плавно и исключительно при желании ребенка. Покажите крохе, что можно делать с тестом для лепки: помните его в ладошках, отщипните кусочек, раскатайте его и попробуйте оставить на нем следы. Предложите ребенку потрогать тесто. Если ему понравятся эти ощущения, пусть малыш повторит за Вами простые действия с тестом. В случае если игры с тестом не пришлись ребенку по душе, лучше отложить занятия лепкой на некоторое время.

Лепка как тема по самообразованию для воспитателя младшей группы

В качестве темы по самообразованию лепка позволяет воспитателю изучить потребности детей, понять лучше, как развивается мелкая моторика. Преподаватель изучает влияние лепки на ребенка, может подобрать нужную тему, выработать этапный объем занятий. Воспитатель может видеть, как легче прийти к нужному результату.

Нюансы занятий лепкой с младшими дошкольниками

В ходе работы воспитатель должен ставить корректные задачи в доступной ребенку форме. Ребенок должен быть готов выполнить задачу. Не следует давить на малыша.

К сведению. Материал должен быть грамотно подобран. Темы должны даваться строго по возрасту.

Новая тема, приподнесенная с правильной мотивацией, даст ребенку ощущение забавы и зарядит энергией. Главное – понимать, что каждый ребенок индивидуален и имеет свои особенности.

Занятия по лепке в рамках образовательных проектов

Как правило, занятия по лепке получают широкое распространение в саду, поэтому они имеют запланированную программу и методику.

Цели обучения лепке в младших группах

Цели:

  • Показать ребенку его возможности.
  • Расширить познания малыша.
  • Дать мотивацию на обучение.

Лепка расширяет кругозор

Методика

Методика включает в себя:

  • Строение образов в своей памяти методом переноса его на произведение.
  • Развитие мелкой моторики игровыми методами, что улучшает подвижность руки, развивает речевые навыки.
  • Объемно-пространственное стимулирование методом показа фигур и их сечений в разрезе.
  • Развитие усидчивости методом поощрений и похвалы.

Временной план занятий

До 5 минут тратит воспитатель на то, чтобы настроить малыша на нужный лад, донести задачу занятия. Педагог объясняет образ, который должны вылепить ребята. Для этой цели можно использовать сказки, мультфильмы, книжки, задачки или загадки в доступной малышам форме. Например, если дети должны вылепить воробья, то используются источники, содержащие образные описания птицы.

В течение следующих пары минут воспитатель должен объяснить, как можно вылепить птичку. Ребенку должны быть понятны все действия, которые он должен предпринять.

Порядка 10-15 минут дается детям на саму работу, которая завершается двух-трехминутным логическим завершением.

Внимание! Следует выделить наиболее качественные работы и выделить ребят. Не следует ругать тех, у кого не совсем получилось выполнить задачу

Темы для занятий лепкой в первой младшей группе

Лепка в первой младшей группе включает в себя общеобразовательные темы, понятные каждому малышу. Например, овощи, солнышко. До декабря-января используются наипростейшие элементы, которые можно вылепить без труда. Это:

  • горошки;
  • пирожки;
  • лепешки;
  • яйца;
  • пряники;
  • косточки;
  • ягоды;
  • известные овощи.

Процесс развивает энтузиазм

Пока идет зима, до февраля актуальным будет поэкспериментировать на тему елочных игрушек и снеговика. Наступившая весна дает возможность лепить:

  • травку;
  • веточки;
  • бутончики;
  • цветочки и ягоды.

Лепка во второй младшей группе

Задача лепки немного усложняется, дети должны лепить предметы посложнее. Можно предложить вылепить транспорт, новую игрушку, деревья и предметы обихода. Героями могут стать домашние и дикие животные. В марте-апреле можно предложить вылепить композицию на тему «весна».

К сведению! Следует дать возможность свободной лепки, когда каждый ребенок решает самостоятельно, что именно он хочет лепить. Например, мальчишки с энтузиазмом вылепят космос, а девочки украшения или предметы одежды.

Анализ занятия по лепке в первой и второй группах

Эффективность используемых методов и приёмов оценивается во время проведения анализа занятия. Показательные уроки анализирует методист, а текущие — сам педагог в ходе самоанализа. Это позволяет определить пути устранения методических недочётов и наметить стратегию проведения индивидуальной работы. При этом анализ занятия осуществляется по одной схеме вне зависимости от того, кто его составляет — методист или сам воспитатель.

  1. Соответствие темы занятия той, что обозначена в календарно-тематическом плане.
  2. Прослеживание преемственных связей с темами на занятиях по другим образовательным областям. Например, тема «Солнышко» на уроке лепки соотносится с аналогичной темой на ознакомлении с окружающим миром.
  3. Грамотность составления конспекта.
  4. Уровень осуществления подготовки к занятию: наличие материалов для лепки в достаточном количестве, организация рабочих мест.
  5. Наличие и доступность для понимания наглядных материалов, а также объяснений педагога.
  6. Способы осуществления индивидуального подхода.
  7. Рациональное распределение этапов работы по времени занятия.
  8. Общий эмоциональный фон на занятии.
  9. Организация выставки готовых поделок.
  10. Оценка детских работ.

Примеры анализа занятий по лепке можно найти в публикации С. Трифоновой по уроку «Угощение ко Дню рождения», а также в самоанализе занятия на тему «Сказочная рыбка».

Лепка в работе с младшим дошкольным возрастом направлена на реализацию сразу целого комплекса образовательных задач. Главным преимуществом этого вида творчества является то, что оно очень интересно самим малышам, ведь лепка даёт возможность сразу увидеть плоды своей деятельности. К тому же работа с пластилином успокаивает и дарит массу приятных эмоций.

Лепка как тема по самообразованию воспитателя

Затрагивая все направления процесса образования в детском саду, творческий вектор, в том числе и лепка, входит в перечень тем по самообразованию педагога. Этот блок позволяет глубже изучить возможности лепки для осуществления учебно-воспитательных целей дошкольного образования, так как данный вид изодеятельности:

  • разнообразен в видах и техниках;
  • вводится в практику работы с детьми с первой младшей группы;
  • универсален для использования на уроках любых направлений образовательного процесса;
  • помогает решать целый комплекс учебно-воспитательных задач.

Схема проработки темы включает 3 уровня:

  • теоретический (выбор темы и составление перечня методической литературы по ней);
  • практический (осуществление практической деятельности на основании изученной теории);
  • отчётный или итоговый (составление фото, видео и печатных отчётов о деятельности).

Среди примерных тем по лепке можно назвать:

  1. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами лепки.
  2. Творческое рассказывание в детском саду на основе сюжетной лепки.
  3. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду: пластилинография.
  4. Развитие мелкой моторики у детей в изобразительной деятельности (лепке).
  5. Нетрадиционные материалы в лепке (тесто) как средство художественной выразительности детей.

Занятия продуктивной деятельностью требуют от педагога высокого уровня не только методической, но и практической подготовки

Методическая литература по лепке в помощь педагогу

Чтобы облегчить процесс подготовки занятий и почерпнуть интересные идеи для объёмных поделок, а также наметить план разработки темы по самообразованию, педагогу будет полезно ознакомиться со следующими пособиями:

  1. Алексахин Н. Учимся лепить и расписывать. // Дошкольное воспитание. 1994, № 9. С. 23–27.
  2. Антипова М. А. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. — Ростов н/Д: Владис, 2008.
  3. Вайнерман С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. — М.: Педагогика, 2002.
  4. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий. — М.: Скрипторий, 2008.
  5. Грибовская А. А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2–7 лет. — М.: Сфера, 2010.
  6. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. — М.: Скрипторий, 2003.
  7. Коссаковская Е. А. Лепка в детском саду. — М.: Учпедгиз, 1961.
  8. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. — М.: Карапуз, 2004.
  9. Лыкова И. А. Пластилиновый ёжик. Азбука лепки. — М.: Карапуз, 2005.
  10. Полозова Е. В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. — Воронеж: 2009.
  11. Халезова Н. Б. Лепка в детском саду. — М.: Просвещение, 1986.
  12. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. — М.: Титул, 2003.
  13. Шницкая И. О. Аппликация из пластилина. — М.: Феникс, 2008.

Лепка в системе образовательного процесса ДОУ занимает важное место, так как позволяет реализовывать ключевые цели работы с детьми. А при этом ещё и очень нравится самим дошкольникам

Создание пластичных объёмных фигурок приобщает их к таинству создания игрушек, а значит, погружает в мир фантазии, сказки и даёт возможность почувствовать себя настоящими волшебниками.

Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет

Итоговое занятие по лепке для детей раннего возраста «Угощение для кукол»
Итоговое занятие по лепке для детей раннего возраста «Угощение для кукол» Цель: Выявить знания, умения и навыки детей отщипывать пластилин, скатывать комки между ладонями прямыми и круговыми движениями, расплющивать шар, соединять пластилин при скатывании прямыми движениями…

Речевая игра «Змейка». Лепка с использованием фасоли с детьми 1,5–4 лет
Речевая игра «Змейка» с использованием лепки с фасоли с детьми (от 1,5-4 лет) Вид: познавательно- речевой. Образовательное направление – художественно- эстетическое (лепка с использованием фасоли) , речевое, познавательное, физическое, социально – коммуникативное. Методы:…

Идеи простых игр и поделок для детей 1-2 лет

  • Отщипываем кусочки;
  • Катаем колобок и колбаску;
  • Мнем тесто в ладошках;
  • Разминаем и раскатываем;
  • Смешиваем разные цвета;
  • Прячем в тесто мелкие предметы (например, крупу);
  • Ищем клад, спрятанный в тесте;
  • Пластилиновые заплатки. Заранее распечатайте картинку-шаблон и предложите ребенку заполнить пластилином пробелы на ней.

Оставляем следы. Так как мелкая моторика детей 1-2 лет развита еще недостаточно, чтобы лепить мелкие детали из пластилина, в ход идут различные приспособления для лепки. Это могут быть специальные штампы, которые оставляют фигурные отпечатки, или любые подручные средства (например, маленькие формочки, посуда, палочки). Проследите, чтобы ребенку было удобно держать это приспособление, выбирайте штампы с ручкой. Также малышу будет интересно оставлять на тесте отпечатки своих пальчиков или следы животных (для этого хорошо подойдут пластиковые фигурки).

Втыкаем в тесто различные предметы (шпажки, трубочки, делали лего, макароны и т.д.).

Подробнее о том, как научить малыша простым приемам лепки, смотрите на видео:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий