Введение
Формирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается с первых лет жизни ребенка. Познавая окружающий мир предметов, ребенок учится точно и расчленено их воспринимать, действовать ими, узнает о разнообразии их свойств и отношений — о цвете, форме, величине. Малыш эмоционально откликается на яркую игрушку, картинку, цветовое пятно; взяв в руки игрушку, обследует её форму.
У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию. Они влияют на формирование нравственных чувств.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем многообразии.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Методика обучения детей навыкам лепки строится с учетом определенных условий:
- — творческая деятельность приобретает широкое воспитательное значение, если она имеет место не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в условиях семьи;
- — в дошкольном возрасте процесс обучения навыкам, умениям связан с формированием предпосылок творчества, художественно — образного начала, с обогащением у детей представлений об окружающем;
- — дети успешно овладевают способами самостоятельных действий, самостоятельно выбирают художественные средства при передаче образа, если учебные и творческие задания даются в определенной системе.
Принципы построения рабочей программы по лепке должны исходить из задач обучения В изобразительной деятельности основной задачей и обучения, и воспитания является развитие творческих способностей детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности.
Приемы обучения, используемые педагогом, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным.
Целью курсовой работы является выявление условий формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и определение способов их развития в процессе занятий по лепке.
Задачи:
- — изучить этапы формирования творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- — проанализировать особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе приобщения к искусству;
- — определить значение занятий по лепке для развития творческих способностей детей;
- — рассмотреть формы, методы и приемы обучения детей лепке;
- — разработать практические занятия по лепке со старшими дошкольниками.
Методы исследования: анализ научно-теоретической литературы, учебно-образовательных программ.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей на занятиях по лепке.
Предмет исследования: условия, обеспечивающие успешность развития творческих способностей на занятиях по лепке.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Как лепить
Обзаведясь пластилином и всем необходим, нередко возникает вопрос, как сделать из пластилина что-то определенное.
Например, девочки очень любят играть с куклами, а с помощью пластилина и спичек можно слепить множество разнообразных угощений. После приобретения некоторых навыков малыши смогут создавать не только простые, но и сложные фигуры.
Например, батон – скатать материал в колбаску, придать ей овальную форму и посередине сделать несколько надавливаний боковой частью спички – получатся надрезы. Скатывая материал в маленькие шарики, и соединяя их в гроздь, получится виноград, а в маленькие «колбаски» — спагетти. Фантазия малышей и их родителей в этом направлении неиссякаемая.
Ежик
Из спичек и пластилина можно сделать симпатичного ежика. Это по силе и старшим детям, которые ходят в 3-4 касс, и помладше (дошкольникам). Для того чтобы получился ежик из пластилина нужно сначала скатать материал в шар, затем приплюснуть его снизу. Спички будут играть роль иголок, они равномерно распределяются по верхней части будущего животного. С одной стороны, там, где будет мордочка, край можно немножко вытянуть – сделать нос, глаза, рот. При желании можно сделать ножки – 4 маленьких шарика.
и других фигурок из пластилина
Маленьких детей гораздо проще вовлечь в выполнение более лёгкого задания. Если начать с лепки замысловатых фигурок, то у ребёнка скорее всего не получится создать красивую пластилиновую игрушку и он может потерять интерес к данному виду творчества.
Кот
Как сделать из пластилина животных, и каких? Ни для кого не секрет что каждый ребенок, независимо от того ходит он в садик, 5 или 1 класс, знает кто такие коты и собаки. Поэтому их и можно начать делать. Котики из пластилина делаются несложно. Для этого понадобится скатать шар, немного приплюснуть его так, чтобы получился овал – это будет туловище кота. На него крепится шар поменьше – голова.
Леопард
Из того же котика может получиться леопард. Как сделать из пластилина леопарда? Начинать делать его следует точно так же, как и кота. Но уши делаются не в форме треугольников, а немного закругленной формы (это хорошо видно на фото). Отличительной чертой леопарда являются пятна на его теле. Для того чтобы их сделать, нужно скатать несколько маленьких шариков и налепить их на леопарда так, чтобы они немного распластались на его теле.
Вообще, лепка из пластилина не только раскрывает творческие способности, но и улучшает мелкую моторику, развивает воображение и обладает успокаивающим эффектом.
Гусеница
Еще один простой вариант – это гусеница из пластилина для детей. Ее тело состоит из небольших шаров, которые соединены между собой с помощью небольших частичек пластилина или спичками.
туловище (как на картинке) или
Смешарики
Дети, которые ходят в школу, например, во 2 класс, лепят уже более осознанно. Поэтому с малышами старше 5 лет родители могут дать волю фантазии и предложить им сделать что-то сложное. Например, героя любимого мультика. Многие дети любят смотреть «Смешариков», поэтому вряд ли откажутся от того, чтобы у них появился пластилиновый Крош или Лосяш. К тому же и делать их совсем несложно. Малышам нравится создавать любимых героев, поэтому они с удовольствием занимаются лепкой из пластилина.
Нужно слепитьглаза – раскатать
Лепить из пластилина с детьми – это увлекательное занятие и прекрасная возможность провести время с пользой, создавая красивые фигуры. Зная как слепить того или иного животного и прочие фигуры можно усовершенствовать знания детей, развивать их воображение и творческий потенциал. А если речь идет о детях дошкольного возраста, но еще и заниматься подготовкой их к письму, развивая мелкую моторику рук.
В этой статье показана лишь малая часть того, что могут делать из пластилина дети. На самом деле этот пластичный материал позволяет воплотить бесконечное количество детских фантазий.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Спортсмен
Давайте рассмотрим технологию изготовления поделки для мальчишек. Как сделать из пластилиновой массы футболиста? Как его слепить? Не стоит паниковать, если ребенок поставил перед вами такую задачу. Ознакомившись с нашим уроком, вы без труда выполните задание вместе
Не важно, фанатом какой команды является ваш сын, цвет формы может изменить по своему усмотрению. Покажем на примере синей атрибутики.
- Из голубого бруса создаем овальный ком. Деформируя его пальцами, пытаемся придать силуэт туловища.
- Из треугольника получаются шорты. Стеком нужно разрезать посередине, чтобы показать штанины.
- К плечам присоединяем короткие рукава.
- Из телесных шариков раскатываем руки. Проводим полоски пальцев. Прикрепляем их к телу.
- Добавив беленькие полосы по торцевым частям спортивного костюма.
- Переходим к голове. Заостряем овал внизу для подбородка. Крепим нос, глаза, брови, рот, уши. Можно показать небритую щетину черными штрихами. Мастерим волосы.
- Осталось соорудить ноги и белые гольфы. Завершат изделие черные кеды. Можно дополнить композицию футбольным мячом. Каждый мальчишка будет в восторге от такого полезного занятия.
Ход занятия:
Воспитатель: » Ребята, сегодня мы с вами будем лепить кого- то из диких животных. А кого, именно, вы догадаетесь, если отгадаете мою загадку.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут её. (лиса).
Вот лисичку мы сегодня и будем лепить! (показать образец):
Давайте внимательно рассмотрим ее и расскажем о ней.
— Назовите сначала все крупные части (туловище, ноги, голова, хвост).
— На что похоже туловище? (на дугу). Какое оно? (удлиненное, овальное). А ноги какие? (одинаковые).
— На голове у лисы что есть? (мордочка вытянутая, уши треугольной формы).
— А какой хвост у лисы? (ответы детей).
— Да, хвост пушистый и большой.
— Сейчас мы с вами поговорим о том, как будем лепить лису, какие приемы использовать.
— Ребята, вы сказали, что туловище похоже на дугу, значит, из какой формы мы вылепим ее? (из столбика).
— Раз туловище овальное и удлиненное, каким способом вы будете его лепить? (раскатывать между ладонями, концы с обеих сторон сгибать дугой).
— Ноги у лисы одинаковые, чем вы будете их разрезать? (стекой пополам).
— Разрежьте концы и раздвиньте вот так. У вас получится вот такая форма-туловище с ногами (показываю готовую форму).
— Но ногам надо придать правильную форму, поэтому я расскажу, как буду обрабатывать заготовки всеми пальцами, чтобы ноги получились одинаковые, гладкие. Лапки я тоже загибаю тремя пальцами (показываю на одной ноге).
— Какой способ вы будете применять при раскатывании головы? (круговое раскатывание между ладонями).
— Давайте вместе покажем в воздухе, как мы будем вытягивать мордочку (показываем).
Воспитатель берет готовый образец вытянутой мордочки и показывает, как лепить ушки.
— Ушки прищипываю двумя пальчиками. Похожи на треугольные? (нет).
— Поэтому я с двух сторон двумя пальцами придаю им треугольную форму.
— Хвост вы самостоятельно вылепите прямым способом.
— Ребята, чтобы все части крепко держались на туловище, о чем надо не забывать? (примазывать части со всех сторон).
Физкультминутка
Утром лисонька проснулась, (дети выполняют движения по тексту)
Лапкой правой потянулась,
Лапкой левой потянулась
Солнцу нежно улыбнулась.
В кулачок все пальцы сжала
Растирать себе лапки стала.
Ручки, лапки и бока-
Вот какая красота!
А потом ладошкой похлопала
Себя немножко.
Ну, красавица лиса- (руки на пояс — повороты влево, вправо)
До чего же хороша!
3. Работа детей (музыкальный фон).
В ходе работы наблюдаю за детьми, общих замечаний не делаю. Иногда оказываю небольшую помощь детской рукой или на своем образце
Обращаю внимание на характерные особенности лисы
4. Анализ
Дети приводят в порядок свои рабочие места.
Что слепить
Перед началом урока каждый родитель задумывается над тем, что можно сделать из пластилина. Немного пофантазируйте, вообразите себя ребенком, подумайте, что больше всего заинтересует вашего сыночка или дочку. Детские поделки могут подразумевать использование множества дополнительных материалов, к которым относят: цветы, листочки, желуди, шишки, а также каштаны.
Идеи того, что можно слепить из пластилина:
- Животные и птицы. Интересные и забавные ежики, зайчики, черепашки вызовут восторг у карапуза. К тому же, такие поделки из пластилина для детей изготавливаются очень быстро и просто.
- Тематические фигурки. Несомненно, для каждого малыша Новый год является особенным, долгожданным событием, ведь он ассоциируется с игрушками и разнообразными подарками. Простые поделки из пластилина в виде елочной игрушки, снеговика и, собственно, самой елочки поднимут настроение в преддверии праздника.
- Цветы. Завораживающие композиции, сделанные с ребенком, будут выглядеть будто живые. В зависимости от возраста крохи можно изготавливать цветы как с минимальным количеством деталей, так и более сложные объемные композиции.
- Деревья. Освоив легкие поделки из пластилина, можно перейти к более сложным фигуркам. Конечно же, самостоятельно слепить дерево малыш не сможет, потребуется помощь взрослого. Но проделав несколько шагов в создании поделки, ребенок сможет с легкостью завершить начатое дело.
- Овощи фрукты, конфеты. Даже начинающие мастера смогут освоить процесс создания миниатюр любимых лакомств. Подберите необходимые цвета пластилина, затем можно смело приступать к творчеству.
Неправда ли, забавно и интересно делать поделки из пластилина своими руками? Приступим к этому увлекательному занятию прямо сейчас. Приготовьте пластилин, стеку, картон и некоторые подручные материалы и можно начинать работу. Мы научим вас как слепить из цветного пластилина самые разнообразные поделки, такое занятие для малышей будет занимательным, вызовет массу позитивных эмоций. Ну что, к делу?
Архивы
- Сентябрь 2022 (1)
- Ноябрь 2020 (2)
- Октябрь 2020 (1)
- Май 2020 (1)
- Апрель 2020 (3)
- Март 2020 (2)
- Январь 2020 (2)
- Сентябрь 2019 (1)
- Апрель 2019 (1)
- Февраль 2019 (1)
- Январь 2019 (1)
- Сентябрь 2018 (10)
- Август 2018 (1)
- Июль 2018 (1)
- Апрель 2018 (1)
- Март 2018 (28)
- Февраль 2018 (7)
- Январь 2018 (14)
- Декабрь 2017 (6)
- Август 2017 (3)
- Июль 2017 (1)
- Июнь 2017 (1)
- Май 2017 (1)
- Январь 2017 (21)
- Декабрь 2016 (16)
- Ноябрь 2016 (20)
- Октябрь 2016 (1)
- Сентябрь 2016 (14)
- Июль 2016 (20)
- Июнь 2016 (30)
- Май 2016 (6)
- Апрель 2016 (13)
- Январь 2016 (12)
- Декабрь 2015 (11)
- Ноябрь 2015 (8)
- Октябрь 2015 (4)
- Сентябрь 2015 (8)
- Август 2015 (1)
- Июль 2015 (4)
- Июнь 2015 (7)
- Май 2015 (21)
- Апрель 2015 (2)
- Март 2015 (4)
- Февраль 2015 (3)
- Январь 2015 (24)
- Декабрь 2014 (31)
- Ноябрь 2014 (30)
- Октябрь 2014 (31)
- Сентябрь 2014 (30)
- Август 2014 (31)
- Июль 2014 (31)
- Июнь 2014 (30)
- Май 2014 (31)
- Апрель 2014 (30)
- Март 2014 (31)
- Февраль 2014 (28)
- Январь 2014 (31)
- Декабрь 2013 (31)
- Ноябрь 2013 (30)
- Октябрь 2013 (31)
- Сентябрь 2013 (30)
- Август 2013 (31)
- Июль 2013 (31)
- Июнь 2013 (30)
- Май 2013 (31)
- Апрель 2013 (30)
- Март 2013 (32)
- Февраль 2013 (28)
- Январь 2013 (31)
- Декабрь 2012 (33)
- Ноябрь 2012 (30)
- Октябрь 2012 (31)
- Сентябрь 2012 (35)
- Август 2012 (31)
- Июль 2012 (58)
- Июнь 2012 (30)
- Май 2012 (33)
- Апрель 2012 (34)
- Март 2012 (59)
- Февраль 2012 (30)
- Январь 2012 (32)
- Декабрь 2011 (17)
Несколько полезных советов перед занятием по лепке
Часто мамам кажется, что с годовалым малышом лепить еще рано, т.к. ребенок с большой вероятностью захочет испробовать пластилин на вкус. Однако даже если ребенок предпримет попытки его отведать, не отказывайтесь сразу же от ваших уроков творчества! Постарайтесь продемонстрировать малышу, на что способен пластилин, покажите, сколько всего необычного можно из него сделать. Даже если ребенок будет упорно продолжать «пробовать» массу для лепки, то первое время лепите из теста домашнего приготовления. Во-первых, ничего страшного не произойдет, если малыш его попробует, так как оно абсолютно натуральное, во-вторых, после нескольких дегустаций ребенок, скорее всего, откажется от этого занятия, т.к. тесто очень соленое на вкус.
Все поделки в этой статье можно сделать как из пластилина, так и из теста (магазинного, типа «Play Doh» или домашнего). Единственное, стоит заметить, что когда вы будете делать налепы на бумагу, пластилин будет значительно лучше прилипать к бумаге, чем тесто. Если вы все-таки работаете с пластилином, то выбирайте для занятий наиболее мягкий пластилин, чтобы малыш не разочаровался после первых же своих попыток полепить.
Всегда помните, что творческие занятия должны длиться не более 5-10 минут. Не удерживайте и не заставляйте ребенка лепить пластилином, если он этого не хочет или капризничает. Даже незначительное давление на малыша приведет к тому, что он в конце концов потеряет к творчеству всякий интерес. Поэтому, если ребенок отказывается лепить, просто предложите ему это занятие через какое-то время (через день, неделю, а может и через месяц), главное не заставляйте!
Комплекс 3. От 4 до 6 месяцев. Нормализуем тонус
Занятия с ребенком 4 – 6 месяцев направлены на развитие точности и ритмичности движений ног, ловкости кисти для удержания предметов и окончательной нормализации мышечного тонуса нижних конечностей.
- Массаж рук: поглаживание (3 – 4 раза); кольцевые растирания (3 – 4 раза); поглаживание (2 – 3 раза);
- Скрещивание рук (6 – 8 раз);
- Массаж ног: поглаживание (2 – 3 раза); кольцевые растирания (3 – 4 раза); продольное разминание или валяние (по 2 – 3 раза); поглаживание (2 – 3 раза);
- «Скользящие шаги» (5 – 6 раз);
- Разгибание и сгибание ног (5 – 6 раз);
- Повороты на живот (2 – 3 раза в каждую сторону);
- Массаж ягодиц и спины: поглаживание по всей поверхности (2 – 3 раза); растирание или пиление по всей поверхности (2 – 3 раза); поглаживание по всей поверхности (2 – 3 раза); разминание длинных мышц спины (5 – 6 раз); разминание мышц ягодиц (5 – 6 раз); пощипывание или поколачивание ягодичных мышц; поглаживание (2 – 3 раза);
- «Парение» на животе (1 раз в течение нескольких секунд);
- Массаж живота: поглаживания (встречное, круговое и косых мышц живота — 2 – 3 раза); растирание кончиками пальцев по всей поверхности (2 – 3 раза); пиление прямых мышц живота (2 – 3 раза); пощипывание пупочной области; все приемы поглаживания (2 – 3 раза);
- Приседание с прогибом позвоночника (1 раз);
- Рефлекторные упражнения и массаж стоп: поглаживание (2 – 3 раза); растирание (5 – 6 раз); поколачивание; поглаживание (2 – 3 раза); разгибание и сгибание стоп (5 – 6 раз);
- Подтанцовывание;
- Массаж груди: поглаживание (2 – 3 раза); вибрация (3 – 4 раза); поглаживание (2 – 3 раза);
- «Парение» на спине;
- Круговые движения руками или упражнение «бокс» (5 – 6 раз);
- Ползание.
Как и чем занять неусидчивого ребенка
Самое трудное в работе — это усадить маленького бунтаря за занятие
Для того, чтобы гиперактивный малыш наконец заметил вас и согласился на лепку, следует принять во внимание несколько фактов и советов:
- В идеале вы должны быть для ребенка авторитетом и ассоциацией с хорошими развлечениями. Не надейтесь принудить чадо к творчеству — заинтересуйте его.
- Станьте для него примером: слепите сами что-нибудь, покажите ему и предложите сотворить что-то новое вместе.
- Не пытайтесь заставить ребенка творить что-то сложное — для неусидчивого ребенка подойдут простые поделки:
Пальма
Для работы вам понадобятся пластилин и картон. Предложите ребенку слепить пальму, расскажите, какие вкусные фрукты растут на ней, а по выполнению подарите за выполненную работу спелый банан. Из коричневого материала скрутите несколько шариков и чуть придавите на картоне, накладывая на одну треть друг на друга. Из зеленого — толстые жгутики, прикрепите их к верхушке ствола. Можно взять немного желтого пластилина и скатать маленькие бананчики-колбаски. Готово! Вместо плоского варианта можно сделать и объемный вариант, тогда понадобятся зубочистки, а все части не надо будет придавливать.
Зайчики
Для исполнения понадобится всего лишь один цвет и зубочистка. Скатайте чуть вытянутые шарики наподобие картошки, сделайте маленькие лепестки-ушки, чуть придавите их зубочисткой, создавая впадинку в ухе, и прикрепите к телу. Сделайте две точки — глазки, и крестик — рот. Милые зайки готовы.
Поделки на основе жгутиков
Скручивая из тонких колбасок “рулетики”, можно создать множество красивых и интересных поделок. Выясните у ребенка, что именно он хотел бы сделать и вместе пробуйте создать это. Необязательно ориентироваться на картинки из интернета, пусть творение станет лично вашим.
Пластилинография для детей — шаблоны
Вне зависимости от возрастной группы для комфортной работы с пластилином дети нуждаются в наличии шаблонного контурного изображения. Если старший дошкольник при наличии хотя бы минимальных художественных способностей может изобразить эскиз самостоятельно, то для младших воспитанников шаблоны делает педагог.
Шаблон — это контурное или силуэтное изображение объекта. Оно переносится на основу, затем заполняется пластилином.
Эскизы бывают разными по степени сложности: от примитивных предметных картинок с малым количеством крупных деталей, до многоэлементных сюжетных композиций, с работой над которыми справятся только старшие дошкольники и школьники начальных классов
То есть важно учитывать соответствие сложности шаблона возрастной категории ребенка
Шаблоны существенно упрощают работу над рисунком. Ведь младшим дошколятам еще сложно самостоятельно нафантазировать, а затем воплотить композицию. А старшим дошкольникам тяжело, не имея перед глазами контура, правильно создать очертания изображаемых объектов.
На групповых занятиях педагоги предпочитают раздавать воспитанникам одинаковые эскизы. В этом случае дети не конфликтуют из-за того, у кого рисунок интереснее и проще. Но даже при раздаче одинаковых эскизов результат всегда получается разнообразным, ведь каждый ребенок воображает композицию по-своему. Например, если раздать детям шаблоны новогодней елки, то каждый ребенок будет использовать нравящиеся ему цвета пластилина для окрашивания елочных игрушек.
Лепка для малышей: зачем нужна лепка малышам?
Лепка – вид изобразительной деятельности ребенка
Занятия с пластилином, тестом, массой обогащают сенсорный опыт малыша, развивают мелкую моторику пальчиков рук, учат доводить дело до результата, позволяют развивать речь ребенка, внимание, мышление, воображение
В лепке как виде продуктивной деятельности (то есть деятельности, в результате которой получается готовый продукт – вылепленное изделие) развивает умение ребенка планировать свои действия.
Лепка учит малыша анализировать, развивает восприятие, ведь чтобы отобразить в лепке любой предмет, нужно выделить его главные части, их признаки (цвет, размер, форму, пропорции, расположение в пространстве).
Также в лепке мы уточняем и закрепляем представления ребенка о предметах окружающего мира.
В лепке малыш старается соотнести особенности предмета с особенностями материала (теста для лепки или пластилина), это ведет к запоминанию сенсорных эталонов (цвет – желтый, красный, зеленый, синий и другие, размер – маленький, большой, форма – круглый, овальный, треугольный, длинный – короткий, широкий — узкий).
Очень важно: игры — занятия лепкой легче для ребенка, чем занятия рисования, так как именно в лепке ребенок начинает чувствовать каждое движение своего пальчика (например, когда вдавливают в глину или в массу для лепки мелкие предметы, отрывают от куска глины маленькие кусочки) и движения своих кистей рук (когда, например, сплющивают шарик в лепешку, когда раскатывают колбаску или шарик). Именно поэтому занятия изобразительной деятельностью лучше всего начать именно с лепки, а чуть позже начать и рисовать с малышом. Также в лепке ребенок легко чувствует форму предмета (ему легче понять, что мячик круглый, это шар именно в лепке, в которой он сам этот шар скатывает, а не плоскостном изображении в рисовании)
Лепка подготовит ручку ребенка к более сложным движениям – владению карандашом и кисточкой в рисовании
Лепка подготовит ручку ребенка к более сложным движениям – владению карандашом и кисточкой в рисовании.
Как научить ребенка лепить?
Самое худшее, с точки зрения педагогики, что можно сделать с пластилином или глиной – просто дать в руки ребенку без всяких объяснений, надеясь, что он догадается, что с этим делать. Но так часто поступают родители, удивляясь потом, что дети ничего не лепят, а просто размазывают массу по всем доступным местам.
Другие малыши вообще отказываются брать в руки массу, возможно, вид не внушает доверия или просто они боятся всего нового, бывает и такое. Все это нормально и вполне оправданно отсутствием опыта. Не показав, что можно сделать из пластилина, вы обрекаете ребенка на то, что он разлюбит этот вид творчества, не успев толком понять его смысл и огромный потенциал.
Занятие по лепке у самых маленьких воспитанников проходит в несколько этапов
Самое важное – правильно познакомить деток с глиной или пластилином
Если есть возможность у воспитателя, лучше вводные занятия по изучению материала проводить с небольшими группами по 5-6 человек. Вы, родители, просто усаживаете малыша за столик, обустроив рабочее место: хорошо закрепленная дощечка для лепки, влажные салфетки и, собственно, кусок пластилина
Не стоит показывать всю коробку, поскольку малыш сразу начнет отвлекаться на яркие куски, и вы не сможете завладеть его вниманием
Берем кусок пластилина или глины и показываем ребятам, рассказывая при этом, что это, какой это мягкий материал. Показываем, что его можно мять, от него можно отрывать кусочки и обратно прикреплять, и что его можно раскатывать. Говорим – сейчас я сделаю палочку – и начинаем раскатывать кусок пластилина по дощечке ладонью. Показываем палочку и даем ребенку в руки, предлагаю тоже покатать ее ладошкой по дощечке.
Мы уже показали первый прием работы с пластилином – раскатывание и формирование колбаски. К слову, дети в этом возрасте не могут хорошо работать двумя ручками, поэтому следует показать, как раскатывать одной ладошкой.
Сила давления может быть либо слишком слабой, либо чересчур сильной, нужно помочь ребенку определить правильную силу давления, положив свою ладонь поверх ручки малыша и покатав заготовку вместе.
Потом стоит показать детям, что из палочки-колбаски можно сделать кольцо. Скрепляем два конца палочки, комментируя все свои действия. Малыши рассматривают ваше кольцо, а потом пытаются сделать свое кольцо, скатав сначала палочку, потом скрепив два конца вместе.
Конспект по лепке в 1 младшей группе «Вводное занятие» обычно предусматривает только эту операцию с пластилином, но если вы видите, что ваш ребенок увлекся, можно показать ему, как сделать пирамидку. Сначала палочку, которая послужит стержнем, ее можно закрепить прямо на дощечке, затем делаем 2-3 колечка и насаживаем на палочку.
Стоит перед работой показать детали пирамидки «вживую» – разобрать ее, отдельно палочку, отдельно колечки и попробовать слепить такие же детали.
Методическая литература по ФГОС рекомендует лепить после палочки шарик, научиться сплющивать его и из палочки и блинчика сделать грибочек. Но это не принципиально, лепите с ребенком пирамидку или гриб, но не стоит сразу пытаться сделать что-то сложное
И также важно вовремя остановить малыша, переключить его внимание, если он начинает отвлекаться, ломать поделку, шалить. Лучше перенесите занятие на следующий день или по желанию малыша на несколько дней
Конечно, мы, воспитатели, фактически, ни шагу не делаем, не написав конспект НОД, но это не значит, что наша деятельность чисто формальная. Поверьте, есть методика обучения и она реально действенная, поэтому не грех и родителям, которые занимаются с детками дома, послушать рекомендации о том, как правильно провести занятие (лепка 1 младшая группа).
Детям нравится лепить разные предметы, если они заранее знают, как их применять в игре. Вот, например, слепив несколько тех же палочек, можно сделать забор вокруг домика. Приготовим домик из картона на подставке и покажем, как сделать забор из палочек. Это покажет малышам, каковы возможности для творчества у пластилина.
Хранение поделок из пластилина
В каждую пластилиновую фигурку ребенок вложил часть души, поэтому просто взять и выбросить поделку, пусть далекую от совершенства, нельзя. К детскому творчеству нужно относиться уважительно — пренебрежение взрослых очень ранит юных мастеров.
Конечно, хранить абсолютно все поделки не получится. Поэтому сразу договоритесь с ребенком, что почетного места на полке шкафа будут удостоены только лучшие работы, а все остальные будут снова превращены в массу для лепки. По мере заполнения «хранилища» можно раздаривать часть экспонатов родным и близким, оставляя только неприкосновенный запас — фигурки, которые особенно дороги малышу.
Вскоре станет понятно, что «золотой фонд» собирает очень много пыли и нуждается защите. Доступные методы консервации поделок из пластилина:
- Пластиковые контейнеры. Большие удобные емкости с прозрачными стенками идеально подойдут для хранения фигурок из пластилина: обеспечат хороший обзор, уберегут от запыления;
- Лакировка. Если поделка предназначена для активной игры, ее можно покрыть лаком для волос — затвердев, он придаст жесткость фигурке. Аналогичный вариант и более прочный — лак для ногтей;
- Фото. Альбом с фотографиями поделок из пластилина и их автора в процессе творения будет радовать всю семью долгие годы. В цифровом формате поделки проживут долгую счастливую жизнь, а родители получат возможность постепенно избавиться от потерявших презентабельный вид изделий. Такое расставание наименее болезненно для детей, ведь результат их стараний оценили и увековечили.