Как сделать лэпбук на тему «Зима» для дошкольников

Как изготовить лэпбук своими руками

Когда всё продумано и собрано, приступают к непосредственному изготовлению пособия. Чтобы изготовить настоящую интерактивную папку, которой удобно пользоваться, нужно учесть два требования:

  • Безопасность. Основные материалы и отделка должны быть полностью безопасны и разрешены к применению в работе с детьми. К примеру, если вы скрепляете части лэпбука скобами степлера, лучше «накрыть» скобу сверху декоративным элементом или полоской самоклеящейся бумаги, чтобы скоба не выпала и не поранила детей.
  • Прочность. Для использования дома подойдёт и папка из бумаги, с бумажными конвертиками и книжечками. Но если это пособие предназначено для детского сада, где папку ежедневно рассматривают, играют с нею много детей, необходимо позаботиться о дополнительной защите всех элементов. И основу, и кармашки лучше «заламинировать» прозрачной плёнкой для учебников, то же касается карточек, картинок, карманов и прочего. Маленькие картинки можно с двух сторон обклеить широким скотчем. Да и вместо обычной бумаги стоит взять ватман или картон.

Алгоритм изготовления лэпбука несложен:

  1. Запасаемся необходимыми материалами для основы и деталей. Это плотная бумага, ватман и картон. Пригодятся также клей, степлер, скотч, простой карандаш, ножницы.
  2. Изготавливаем выкройку нашего лэпбука согласно макету и раскладываем на столе.
  3. Скрепляем части папки удобным нам способом, позаботившись о дополнительной защите сгибов от растрескивания и надрывов.
  4. Раскладываем на готовой основе все интерактивные элементы помечаем места их расположения карандашом, снимаем. Крепим поочерёдно, используя клей, двухсторонний скотч. Для вращающихся кругов подойдёт и крепление на маленькую катушку либо пуговицу, кнопку. Чтобы карманы не плотно прилегали к фону, а были чуть объёмнее, подклеиваем под них полоски из гофрокартона.
  5. Наполняем лэпбук интересным содержанием (игры, рисунки, раскраски, фотографии, короткие тексты согласно теме).
  6. Применяем своё творение с пользой и удовольствием.

Следует дать детям как можно больше участия в изготовлении лэпбука. Дошкольники не справятся только со сборкой основы, остальное им вполне по силам при содействии взрослых. Ещё одно, главное правило лэпбуков: они не должны пылиться на полках «для красоты», их назначение — служить развитию малышей, быть рядом с детьми, радовать из своими возможностями.

Видео: как изготовить лэпбук самостоятельно

Однажды решив сделать лэпбук для своего ребёнка или детишек группы, вы не остановитесь на достигнутом. Достоинства «наколенной книги» велики, а польза для малышей огромна, поэтому вскоре вам захочется воплотить новые задумки и изготовить папку по новой, увлекательной теме.

Виды

Существует огромное количество разных лэпбуков. Их принято делить на такие группы:

  1. Энциклопедические. Самый простой тип мини папки. Вся нужная информация находится в энциклопедии. Основная задача грамотно ее распределить. Достаточно разместить 5-6 интерактивных задач на определенную тему (вода, космос, животное и т.д.). Подобные занятия подходят для детей школьного возраста.
  2. Сюжетные. Создаются по мотивам любимых книг или мультиков. Часто после просмотра мультфильма ребенку хочется проиграть сюжет снова и снова, а смотреть уже не интересно. Предложите ему создать свой собственный «мир» с любимыми героями. Также для обучения используют музыкальные папки с элементами театра.
  3. Тематические. Предполагают внедрение в занятие различные обучающие предметы с элементами игры. Подходят для детей средней и подготовительной групп детского сада. С их помощью можно изучать:
  • Времена года (осень, зима, лето, весна).
  • Животных.
  • Овощи и фрукты.
  • Конституцию человека.
  • Профессии.
  • Природу.
  • Часы и т.д.

Воспитатели часто разрабатывают лэпбуки по сказкам, чтобы развивать речь ребенка.

4. Школьные. В них присутствует разделение по предметам (математика, русский язык, экология, по пожарной безопасности, по безопасности жизни,физика, химия). Для каждой дисциплины можно подобрать конкретную тему для обучения ребенка.

5. Поздравительные. Такие папки используют в качестве подарка к празднику (новый Год, День Рождение, Пасха). Создавайте праздничную мини книжку вместе с крохой. Пусть он руководит процессом и вносит свои пожелания.

Еще можно предложить малышу создать автобиографическую историю с помощью лэпбука. Такие наколенные книги обычно изготавливает ребенок самостоятельно. На основу крепятся фотографии, картинки с пожеланиями на будущее, мечты, цели и т.д.

Как сделать Lapbook своими руками

Для этого понадобятся такие материалы:

  1. листы картона (для заготовки основы);

  2. бумага (белая, цветная, для квиллинга, раскраски и т. д.);

  3. карандаши, цветные ручки, маркеры для подписи и раскраски;

  4. ножницы (обычные и фигурные);

  5. клей ПВА, скотч, степлер;

  6. декоративные элементы (наклейки, фотографии, рисунки, пуговицы и тому подобное).

Этапы создания поделки:

  1. Выбор темы. Тематика лэпбука может быть как общей, так и узкой: посвящена определенным выдающимся событиям, литературному произведению, теме недели и тому подобное. На уроках географии можно сделать лэпбук на тему «Эпоха Великих географических открытий» или посвятить отдельному путешественнику, например, Марко Поло и тому подобное.

  2. Составление плана. Перед тем, как переходить к созданию проекта, надо предварительно спланировать что именно должно быть в лэпбуке. Ведь это не просто книжка с рисунками. Ее содержание должно творчески раскрывать тему.

  3. Создание макета. Чтобы содержание будущего лэпбука было четко разложено по полкам, в каком порядке и где именно будут размещены составляющие проекта.

  4. Подготовка составляющих. Чем больше составляющих самоделки, тем она интереснее. Так, для материалов можно заготовить специальные фигурные конвертики, 3D-открытки, пазлы, кармашки – книжки или гармошки, выдвижные или вращающие детали, дверцы или окошки, блокнотики с чистыми листами для заметок и тому подобное.

  5. Сочетание основы и составляющих. Создать идею – половина дела, ведь конечный результат зависит не только от качества подобранного материала, но и от аккуратности оформления. Поэтому при создании лэпбука надо приложить усилия, чтобы нарисовать и приклеить все составляющие аккуратно.

Как показывает практика зарубежных школ, лэпбукинг – эффективный образовательный метод, который позволяет развивать разностороннюю творческую личность. Ведь не зря его широко используют в учебных заведениях Италии, Франции, США, Великобритании.

Создание лэпбука – чрезвычайно интересное и увлекательное занятие, которое нравится и детям, и родителям.

Лэпбук как оригинальное инновационное пособие, красивое и полезное

Автором пособия считают американку Тэмми Дюби. Она придумала наполнить небольшую папку разнообразными картинками, кармашками, стишками и бумажными поделками для закрепления и сохранения информации, которую освоила со своими детьми. Фото первых лэпбуков попало в интернет и это пособие стало достоянием всех неравнодушных родителей, воспитателей и учителей. Лэпбукинг (изготовление лэпбуков) признан инновационной технологией, имеющей множество достоинств.

Само название пособия переводят с английского то как «наколенная книга», то как «складная книга», причём оба варианта совершенно справедливы. Лэпбуки имеют небольшие размеры (обычно формата А4 в сложенном виде) и ребёнку удобно рассматривать их, держа на коленях. Кроме того, эти чудо-книжки полны загадок и секретов, они раскладываются и имеют множество кармашков, вкладышей, блокнотов, которые в свою очередь раскрываются, что очень по вкусу маленьким исследователям и любителям тайн.

Изучение лэпбука начинается с рассматривания всех спрятанных в нём богатств

Какие игровые элементы включают в макет и почему

Лэпбуки для дошкольников отличаются большим (по сравнению со школьным) наличием игровых элементов. Это вращающиеся круги, открывающиеся окошки, движущиеся детали и фигурки. Первое впечатление от лэпбука обычно и у детей, и у взрослых: это забава, развлечение. Но так и должно быть, ведь дети дошкольного возраста познают мир играя. Первые два-три занятия с лэпбуком обязательно будут посвящены изучению его замечательных свойств и возможностей как игрушки, и лишь после этого малыши будут способны постигать содержащиеся в нём полезные сведения

Торопить детей не стоит, непроизвольная память и внимание у них очень развиты, и незаметно для себя, манипулируя с кармашками, кругами и картинками, они усвоят достаточно обширную долю информации

Именно благодаря таким необычным элементам лэпбуки очень нравятся малышам

Преимущества для дошкольников и педагогов

Следует отметить две существенных особенности лэпбука:

Обычно титульный лист папки уже сообщает о её теме

Цели использования лэпбуков также очень разноплановые. Это и закрепление всего, что дети узнали в ходе осуществления проекта, и обучение сбору и систематизации информации, и развитие творчества и креативности, и воспитание бережного отношения к продукту, изготовленного коллективно, уважения к общему труду. Одной из важнейших задач пособия считают стимуляцию у детей познавательной активности, стремления узнавать и запоминать новое, а в старшем дошкольном возрасте — пробуждения желания учиться.

Как сделать своими руками

Создание интерактивной книжки для малыша происходит в несколько этапов:

  1. Выбор темы. Направление может быть с учётом знаний и пожеланий ребенка.
  2. Когда с темой определились, напишите подробный план. Он необходим для четкого понимания структуры учебного пособия. Каждый элемент должен раскрывать свою под тему. Если приспособление изготавливаете вместе с крохой можно задать ему 3 вопроса, определяющих наполнение:
  • Что ты знаешь об этом?
  • Какую информацию хотел бы еще узнать?
  • Что нужно сделать для получения знаний?

3. Делайте макет. Материалы для создания, которые могут пригодиться:

Готовые шаблоны или сделанные собственноручно. Чтобы изготовить самостоятельно, воспользуйтесь принтером и программами на компьютере. Лучше применять цветную распечатку, чтобы лэпбук был красочным.

  • Плотная бумага (формат А3). Лист загибают, делая две открывающиеся створки.
  • Ножницы.
  • Клей-карандаш.
  • Цветные фломастеры и карандаши.
  • Картинки для декора.
  • Цветная бумага.

После думаем, как расположить интерактивные задачки на основе. Для этого на простом листе рисуем примерный макет.

4. Формы на макете могут быть различными (картинки, фото, тексты, загадки, стишки, игры). Фантазируйте вместе с малышом.

5. Делайте кармашки. Они могут быть в виде:

  • Конвертов.
  • Мини книжек.
  • Гармошек.
  • Вращающихся кружков.
  • Карточек.

После размещайте изготовленные элементы на основу и занимайтесь с малышом, решая интересные задачи.

Мастер-класс «Овощи и фрукты»

Наиболее подходящий вариант Лэпбука для детей дошкольного возраста и практически бесплатный, если имеется цветной принтер.

Что нужно:

  • Чертежная бумага А3.
  • Клей-карандаш.
  • Цветная или декоративная бумага (не плотная).
  • Ножницы.
  • Фломастеры.
  • Скотч.

Изготовление:

  1. Подбираем необходимые картинки с овощами и фруктами в интернете.
  2. В данном лэпбуке представлено 5 интерактивных задач:
  • Сопоставление. Ребенку нужно отыскать и приложить карточку к определенному овощу или фрукту.
  • Поиск. Предлагают найти подходящую тень для каждого овоща.
  • Развитие памяти. Малыша просят вспомнить, какие продукты обычно кладут в суп, а какие не подходят для его приготовления.
  • Образное мышление. Крохе необходимо подумать, какой фрукт соответствует соку в стакане.
  • Закрепление. В качестве повторения пройденного ребенку читают (если он еще не умеет) стихотворения о выученном фрукте или овоще.

Кармашки для лэпбука

3. Создаем кармашки. Можно купить готовые конвертики и прикрепить их на основу или изготовить из цветной бумаги:

4. Распечатанный материал вырезайте и клейте на картонную бумагу. Карточки для манипуляций можно обклеить скотчем или заламинировать. Они так прослужат дольше. 

Необязательно выполнять сразу все имеющиеся задания в наколенной книге. Переходите к выполнению постепенно, усваивая материал. Перед следующим заданием повторяйте пройденные этапы.

РАСКРАСЬ-КА

Раскраска зима – это большая коллекция картин с пейзажами самого холодного времени года. Здесь показана зимняя природа, спящая под слоем белого снега, сильная вьюга и даже обильный снегопад. Разукрашка содержит самые узнаваемые символы зимы – снежинки, новогоднюю ёлку, сосульки, домик в зимнем лесу и деревья с белоснежными кронами. Также детки найдут изображения с традиционными играми для данного сезона: катание на санках, лыжах; лепка снеговика; бросание снежков и прочие забавы. Раскраска морозная зима погрузит в волшебный мир, в котором обязательно случится маленькое чудо, научит правильному подбору цветовых сочетаний и позволит детям развить и закрепить навыки рисования.

В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.

Декабрь – шапка зимы

Январь – году начало, зиме – середина.

Январь – макушка зимы.

Месяц январь – зимы государь.

С января солнце на лето поворачивает, а зима на мороз.

Движущиеся элементы и модули

Неподдельный интерес малышей вызывают движущиеся части лэпбука: круги, открывающиеся окошки, стрелки, фигурки животных, сказочных персонажей. Их можно нарисовать или изготовить в технике аппликации вместе с детьми во время занятий или свободной деятельности.

Сделать круг с окошком тоже несложно, для этого необходимо:

  1. Подготовить два одинаковых круга из плотной бумаги или картона.
  2. Верхний разбить на нужное количество секторов и вырезать один сектор, оставив в центре место для крепления.
  3. Нижний круг разделить на такое же количество секторов и разместить в каждом секторе картинку по теме лэпбука.
  4. Скрепить два круга в центре так, чтобы верхний вращался.

При творческом подходе вращающиеся круги можно изготовить не только из бумаги

Фотогалерея: шаблоны кругов для лэпбука


Круг из 4 секторов подойдёт для закрепления времён года и частей суток


Этот круг пригодится для игр с выбором из пяти предметов

Разделённый на 6 частей круг применяют в старшей группе, где дети могут удерживать внимание на большем количестве объектов


Такие круги необходимы для закрепления дней недели и состава числа в пределах семи

Дидактическое наглядное пособие Лепбук «Зима»

Лэпбук — это наглядно — практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы. Лэпбук отвечает требованиям к предметно — развивающей среде:

Информативен, полифункционален, способствует развитию творчества, обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщает его к миру искусства. Структура и содержание доступно детям раннего возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность участников педагогического процесса.

Цель создания лэпбука: расширить и обобщить знания детей о зиме, развивать познавательную активность, наблюдательность, творческое мышление, память; воспитывать самостоятельность, любовь к природе.

Задачи:

Образовательные:

— уточнять и закреплять знания дошкольников о сезонных изменениях в природе;

Развивающие:

— развивать мышление, связную речь, внимание, память, восприятие, творческое воображение, наблюдательность. Воспитательные:

Воспитательные:

— воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу, чувство доброжелательности, отзывчивости;

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Описание: данная методическая разработка предназначена, детям раннего возраста.

Лэпбук «Зима» имеет разделы: «Отгадай загадку», «Собери картинку», «Зимние забавы», «Зима. Признаки зимы», «Зимние явления природы», «Найди пару рукавичке», «Одень Катю и Колю на прогулку».

В результате у детей развиваются универсальные умения, такие как:

  • искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
  • самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
  • принимать собственные решения, опираясь на свои представления и умения, делать выбор;
  • использовать устную речь, выражать свои мысли, отношение, желания.

Для детей это яркая, интересная книга, им хочется её рассматривать и изучать. Лэпбук побуждает к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, ЛЭПБУК – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной, совместной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной образовательной программой дошкольного учреждения.

Может быть использован при реализации областей, обеспечивая их интеграцию.

Лэпбук «Снеговик»

Про снеговиков я сделала уже много разных интересных заданий: тематический комплект, шнуровки, судоку, но такого еще не было! Рада представить вашему вниманию папку или лэпбук «Снеговик». Все рисунки и задания придуманы и нарисованы мной лично, поэтому такого вы точно нигде не найдете! Задания развивают логику, мелкую моторику, память, закрепляют умение читать. Расположены они так, что ребенок сможет доставать, перекладывать, складывать все по своему усмотрению. А открывающиеся и закрывающиеся кармашки порадуют ребенка не только при работе с папкой, но и при повторении пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет все, рассматривая сделанные своими руками задания.

Задания начинаются уже с обложки. Вместе с ребенком сделайте аппликацию снеговика и букв названия.

3D панорама «Снеговики». Панорама открывается и закрывается, а снеговички стоят на разных уровнях.

Карточки «Выложи последовательность» очень полезное задание, ведь для того, чтобы его выполнить, ребенок совершает значительную работу — сначала анализирует каждую картинку и после этого выстраивает череду событий.

Карточки для игры «Одень шапочку снеговичку». Предложите ребенку правильно подобрать шапочку каждому снеговичку. Задание на развитие внимательности.

Круг с буквами «Снеговик». Игра заключается в том, что ребенок вращает нос-морковку и показывает буквы, слоги или слова, в зависимости от подготовки ребенка. Не смотря на простоту, ребенку игра очень понравится!

Получившиеся слова ребенок записывает в блокнот «Снеговички».

«Геометрические снеговички». Все детали снеговичков ребенок должен не только разделить на геометрические фигуры, но правильно вклеить в блокнот-раскладушку в папке.

Пазл «Игры снеговичков». Сбор пазла развивает логическое и пространственное мышление. Несмотря на то, что на всей картинке только снеговички, каждый из них отличается одеждой и действием.

Лото «Снеговички». Ведущий берет маленькую карточку и называет, что изображено, например: красный шарф, фиолетовое ведро, бирюзовая шапочка или жёлтый колпачок. Тот игрок, кто первый выкрикнул «У меня», тот и берет карточку себе.

Вы можете приобрести страницы заготовки и методические рекомендации с инструкций по сборке лэпбука всего

за 250 рублей

Лэпбук школьный: готовимся к контрольной!

Лэпбук — это творческий способ подготовки к контрольной работе, который помогает визуализировать и систематизировать информацию. Он сочетает в себе элементы блокнота и скрапбукинга, позволяя ученикам активно вовлекаться в учебный процесс и улучшать усваиваемость материала.

Список материалов:

  1. Толстая цветная бумага или картон
  2. Цветные карандаши, фломастеры, или гелевые ручки
  3. Ножницы, клей, линейка
  4. Наклейки, высечки или другие декоративные элементы
  5. Закладки или ленточки
  6. Разделители
  7. Интерактивные элементы (например, скрытые кармашки или раздвижные вкладки)

Подготовьте материалы и рабочую область. Убедитесь, что у вас есть все необходимые материалы, и выберите удобное место для работы. Размышлите о теме контрольной работы и определите основные секции, которые вы хотите включить в лэпбук. Можно использовать разделители для ясного разграничения секций. Используйте толстую цветную бумагу или картон для создания карточек или страниц лэпбука. Их количество зависит от количества секций, которые вы решили включить.

Используйте карандаши, фломастеры или гелевые ручки, чтобы оформить каждую карточку или страницу. Нарисуйте заголовки, выделите ключевые слова, добавьте иллюстрации или диаграммы, чтобы помочь вам запомнить и визуализировать информацию. Разнообразьте свой лэпбук, добавив интерактивные элементы. Создайте скрытые кармашки, раздвижные вкладки или откидные заголовки, чтобы добавить в лэпбук элементы игры и визуализации.

Используйте наклейки, высечки или другие декоративные элементы, чтобы придать вашему лэпбуку индивидуальность и привлекательность. Чтобы легко находить нужные страницы, добавьте закладки или приклейте ленточки к краю лэпбука. При планировании лэпбука старайтесь делать его максимально интерактивным и визуальным. Используйте яркие цвета, добавьте элементы игры и скрытые сюрпризы, чтобы учебный процесс стал более увлекательным.

Методическая основа составления лэпбука «Времена года»

Лэпбук — продукт коллективного труда. Младшие дошколята клеят картинки, их родители ищут материалы, а педагог систематизирует все наработки и выбирает варианты их размещения. Участие старших дошколят заключается в поиске информации по теме, а также в активном обсуждении и создании формы пособия.

С лэпбуком может одновременно работать несколько человек

Форма организации материалов лэпбука «Времена года»

Чтобы пособие привлекало внимание, оно должно быть ярким, красочным и содержательным. И поскольку форма является очень важным моментом создания лэпбука, к её выбору нужно подойти тщательно. Для темы «Времена года» подходящими вариантами будут:

Для темы «Времена года» подходящими вариантами будут:

  • передвижка в виде папки с разворотами, четыре времени года — четыре разворота, для малышей можно сделать с двумя, расположив материалы парно по двум сезонам на одном развороте;
  • папка-календарь, где каждый лист посвящён времени года;
  • «гармошка», развороты которой соответствуют определённому времени года (для малышей такой вариант организации не рекомендуется — дети будут путаться в страницах, открывая и закрывая их).

Важные нюансы выбора способа и формата организации материалов

Общепринятым способом организовать содержимое пособия являются кармашки (открытая форма удобна для малышей) и конверты (закрытый вариант нравится детям постарше).

Передний край кармашка нужно вырезать полукругом, чтобы детям было удобно доставать материалы

Материалы также могут размещаться:

  • в книжках-гармошках, к примеру, загадки, народные приметы по сезонам;
  • на выдвижной ленте, продвигая которую в окошке дети видят один из признаков того или иного времени года;
  • в конвертах необычных силуэтов, например, для блока о зиме это может быть снежинка, для осенней части — гриб, для весенней — лист, для летнего раздела — мячик;
  • на вращающейся рулетке, к примеру, на её сегментах можно разместить картинки с одеждой, которую люди носят в разное время года.

Все картинки и тексты пособия лучше всего оформить на картонных заламинированных карточках.

Среди возможных форматов презентации материалов для пособия «Времена года» подойдут:

  • картинки (для иллюстрации текстов или в качестве основы для описания);
  • разрезные картинки (для детей 1,5–4 лет — на 4–6 деталей, для ребят 4–5 лет — на 8–10 элементов, а для старших дошколят — на 16–20);
  • игры, суть которых изложена на карточке;
  • стихотворения;
  • загадки;
  • интересные народные приметы, пословицы и поговорки (обычно эти материалы включаются в пособия для среднего и старшего дошкольного возраста);
  • раскраски;
  • записи видео- и аудиоматериалов на CD (например, циклы «Времена года» Чайковского и/или Вивальди).

Что такое лэпбук?

Лэпбук – это новейшее изобретение для развития ребенка. В переводе с английского языка означает «наколенная книга». Приспособление активно внедряют в учебный процесс для дошкольников и младших школьников.

Кроме того, лэпбук очень прост в изготовлении и подходит для игр в домашних условиях. Такая самодельная мини книжечка позволяет малышу быстрее усваивать необходимый материал, закрепляя полученные навыки с помощью перекладываний, сопоставлений или поиска различных деталей.

История возникновения

Впервые подобную папку внедрила в занятия писательница из Вирджинии Темми Дюби. Она использовала мини книгу, чтобы систематизировать учебный материал для своих детей. Лэпбук отличается маленьким размером и большой вместительностью.

Автор изобретения усовершенствовала опыт Дины Зайк, которая применяла сложенные листы бумаги с интерактивными задачами для обучения детей. Темми поместила в одну папку различные тематические игры, чем сделала процесс изучения материала более увлекательным.

Для чего нужен

Такой способ занятия используется для:

  • Организации познавательной деятельности ребенка.
  • Взаимодействия взрослых и детей.
  • Развития внимания.
  • Формирования усидчивости.
  • Активизации мыслительного процесса.
  • Развития творческих способностей, воображения.
  • Приучения малыша к коллективным упражнениям.
  • Формирования правильного произношения и письма.

Достоинства использования наколенных книг:

  • Помощь в систематизации полученных навыков.
  • Удобный метод для повторения пройденного материала и лучшего запоминания благодаря ассоциативному мышлению.
  • Ребенок обучается самостоятельно проводить анализ в игровой форме.
  • Наколенная книга подходит для упражнений в детских садах, школах и в домашней обстановке.
  • Возможность изготавливать различные тематические наполнения внутри папки, подбирая материал с ориентиром на способности и ранее полученные умения малыша (индивидуальный подход).

Еще одно важное преимущество – простота и быстрота выполнения лэпбука. Некоторые виды интерактивных упражнений способен сделать даже ребенок без особых затрат времени

Мини книгу можно изготовить коллективным трудом или самостоятельно.

Виды

Существует огромное количество разных лэпбуков. Их принято делить на такие группы:

  1. Энциклопедические. Самый простой тип мини папки. Вся нужная информация находится в энциклопедии. Основная задача грамотно ее распределить. Достаточно разместить 5-6 интерактивных задач на определенную тему (вода, космос, животное и т.д.). Подобные занятия подходят для детей школьного возраста.
  2. Сюжетные. Создаются по мотивам любимых книг или мультиков. Часто после просмотра мультфильма ребенку хочется проиграть сюжет снова и снова, а смотреть уже не интересно. Предложите ему создать свой собственный «мир» с любимыми героями. Также для обучения используют музыкальные папки с элементами театра.
  3. Тематические.Предполагают внедрение в занятие различные обучающие предметы с элементами игры. Подходят для детей средней и подготовительной групп детского сада. С их помощью можно изучать:
  • Времена года (осень, зима, лето, весна).
  • Животных.
  • Овощи и фрукты.
  • Конституцию человека.
  • Профессии.
  • Природу.
  • Часы и т.д.

Воспитатели часто разрабатывают лэпбуки по сказкам, чтобы развивать речь ребенка.

Школьные

В них присутствует разделение по предметам (математика, русский язык, экология, по пожарной безопасности, по безопасности жизни,физика, химия). Для каждой дисциплины можно подобрать конкретную тему для обучения ребенка.

Поздравительные

Такие папки используют в качестве подарка к празднику (новый Год, День Рождение, Пасха). Создавайте праздничную мини книжку вместе с крохой. Пусть он руководит процессом и вносит свои пожелания.

Еще можно предложить малышу создать автобиографическую историю с помощью лэпбука. Такие наколенные книги обычно изготавливает ребенок самостоятельно. На основу крепятся фотографии, картинки с пожеланиями на будущее, мечты, цели и т.д.

Как пользоваться лэпбуком

Пособие предназначено как для групповой работы, так и для индивидуальной. Ребёнок может работать с материалами самостоятельно или со взрослым. Универсальность лэпбука заключается ещё и в том, что его можно использовать на всех этапах работы с темой: для ознакомления с четырьмя временами года (по мультфильмам, картинкам, стихотворениям и пр.), для отработки имеющихся знаний (в играх, при составлении описаний картинок) и для закрепления изученного (в разгадывании ребусов, раскрасках, прохождении лабиринтов).

Что касается методических возможностей пособия на занятиях, то на основе лэпбука можно полностью прописывать сценарий НОД:

  • для актуализации знаний использовать загадки, стихотворения;
  • для реализации основного этапа занятия — игры, беседы на основе картинок, видеоматериалы;
  • для закрепления изученного — разгадывание ребусов, картинки для раскрашивания.

Белым пледом лес укрыт, И медведь в берлоге спит

Белым пледом лес укрыт,И медведь в берлоге спит.Снег, как белая кайма.Кто хозяйничал? (зима)

Во дворе замерзли лужи,Целый день поземка кружит,Стали белыми дома.Это к нам пришла. (Зима)

Вот какие чудеса:Стали белыми леса,Берега озер и рек.Что случилось? Выпал. (снег)

Что за чудо-покрывало?Ночью все вдруг белым стало.Не видать дорог и рек —Их укрыл пушистый. (снег)

С неба звездочки летятИ на солнышке блестят.Точно в танце балеринки,Кружатся зимой. (снежинки)

Кто-то тучу, как перину,Разорвал наполовинуВниз посыпались пушинки —Серебристые. (снежинки)

Разукрасил чародейОкна все в домах людей.Чьи узоры? — Вот вопрос.Их нарисовал. (мороз)

Подышал он на окно —Вмиг покрылось льдом оно.Даже веточки березИнеем укрыл. (мороз)

Методическая разработка «Лэпбук «Зима» (из опыта работы)

Библиографическое описание:

Симон, С. Н. Методическая разработка «Лэпбук «Зима» (из опыта работы) / С. Н. Симон, Н. Н. Бушмакина, Е. А. Мельникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (39). — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/6027/ (дата обращения: 03.01.2022). 

В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог. Результатом такого поиска может стать тематическая папка или лэпбук.

Лэпбук — сравнительно новое средство обучения, представляет собой одну из разновидностей метода проектов. Лэпбук (lapbook) — в дословном переводе с английского значит «наколенная папка» (lap — колени, book — книга, или как его еще называют тематическая папка). Это небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий