Прививаем культурно-гигиенические навыки малышам второй младшей группы

Ход деятельности:

Воспитатель
: Дети, слышите кто-то скребётся в дверь. Кто это?

Ответы детей.

Воспитатель
: Чтобы узнать, кто это, надо отгадать
загадку
:

Часто
умывается
, а с водой не знается.

Дети
: Кошка.

Воспитатель
: Правильно, к нам пришла кошка Мурка.

Кошка Мурка
: Я хочу поиграть с ребятами.

Воспитатель
: Мурка, а ты ничего не забыла?

Мурка
: Ничего, всё со мной.

Дети
: Мурка забыла поздороваться.

Воспитатель
: А Мурка нам принесла очень нужную вещь, угадайте что.

Я увидел свой портрет,

Отошёл – портрета нет.

Дети
: Зеркало.

Воспитатель
: А зачем нам нужно зеркало?

Дети
: Чтобы причесаться, посмотреть на себя.

Воспитатель
: Конечно, в зеркало мы смотримся, чтобы увидеть неполадки в своём внешнем виде.

Зеркало любит чистые лица

Зеркало скажет
:
«Надо умыться»
.

Зеркало скажет
: «Где же гребёнка?

Что же она не причешет ребёнка?».

Зеркало даже темнеет от страха,

Если в него поглядится неряха.

Воспитатель
: Кто такой
«неряха»
?

Дети
: Если кто-то непричёсанный, грязный, одежда грязная.

Воспитатель
: Давайте поглядимся в зеркало и узнаем, есть ли среди нас неряхи.

Воспитатель
: Видите, дети, зеркало не темнеет от страха, значит – у нас таких нет, все аккуратно причёсаны, аккуратно одеты. Молодцы у нас дети – следят за собой.

Кошка Мурка тоже хочет посмотреться в зеркало.

Посмотрите, какая Мурка чистенькая, шёрстка приглажена.

Кошки очень чистоплотные животные. Они часто
умываются
, но без воды.

А кто знает, как
умываются кошки
?

Ответы детей.

Воспитатель
: У кошки шершавый язык, она сначала вычищает, облизывает лапки, а потом лапкой моет мордочку.

Кошка Мурка
: молодцы, дети, знаете, как
умываются кошки
, а люди тоже так
умываются
?

Дети
: Нет, люди
умываются по-другому
, им нужна вода.

Воспитатель
: Разобрались, кто как
умывается
, а теперь предлагаю вам сесть за стол, будем завтракать.

Дети
: Надо сначала вымыть руки и умыться.

Воспитатель
: А зачем нужно мыть руки?

Дети
: Чтобы вредные микробы не попали в рот, чтобы не заболеть.

Воспитатель
: Правильно, чтобы не заболеть, вы сейчас играли, трогали игрушки, книжки, различные предметы. А на них могут быть микробы, которые через руки попадают в рот и вызывают болезнь. А мы не хотим болеть, правда?

Чтобы умыться нам нужна вода и ещё…

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пениться

Руки мыть не ленится.

Дети
: Мыло.

Воспитатель
: От простой воды и мыла у микробов тают силы. А что ещё нам нужно для
умывания отгадайте
.

Воспитатель
: мягкое, пушистое,

Чистое – чистое.

О него руки вытираем

И на место убираем.

Дети
: полотенце.

Воспитатель
: Для
умывания
и мытья рук нам нужны вода, мыло, полотенце. А кто напомнит как правильно мыть руки? И кошка Мурка посмотрит, как люди
умываются и моют руки
.

Дети
: Сначала надо закатать рукава, потом смочить руки водой, намылить до пены, хорошо потереть друг о друга, смыть хорошо водой, умыть лицо и отжать руки.

Воспитатель
: Идём мыть руки.

Знаем, знаем да, да, да.

Где ты прячешься, вода.

Выходи, водица, мы пришли умыться.

У крана встаём друг за другом, не мешаем друг другу, не толкаемся.

Воспитатель
: Ладошки друг о друга трутся,

Друг друга обнимают.

Правой моем левую, левой- правую.

Мыло, мыло заюлило,

А потом запузырило.

Ты, водица, лей, лей,

Будут щёки розовей.

Чище умойся, воды не жалей.

Будут ладошки снега белей.

Воспитатель
: Кто помыл руки и умылся, тот садится за стол.

Вот видишь, Мурка, наши дети тоже очень любят чистоту.

Кошка Мурка
: Молодцы, ребята. А чем это так вкусно пахнет?

Дети
: Это каша.

Воспитатель
: Дети наши сейчас всю вкусную кашу съедят.

Кошка Мурка
: Приятного аппетита, ребята. Я очень рада была с вами познакомиться, но мне пора домой. До свидания!

Алина Евдокимова

Конспект проведения режимных моментов «Надо, надо умываться» во второй младшей группе

«Надо
, надо умываться
»

Программное содержание
: Формировать у детей простейшие навыки умывания
– правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, насухо вытираться полотенцем, вешать его на место, потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Развивать умение вести диалог с педагогом
: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Воспитывать аккуратность, культурно – гигиенические навыки.

Оборудование занятия
: предметы туалетной принадлежности (мыло, полотенце, кукла, предметы туалетной принадлежности для неё, картинки с изображением алгоритма умывания
.

Предварительная работа
: Рассматривание картины «Дети умываются
»
, беседа по ней, чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр»
, пальчиковая игра «Водичка, водичка»
, рассматривание алгоритма умывания на картинках
.

Индивидуальная работа
: закреплять умение правильно пользоваться полотенцем и вешать его на место с Артёмом М., Димой Б., Владом А.

Варианты мотивирующего начала занятия по формированию КГН

Поскольку внимание малышей четвёртого года жизни ещё очень неустойчиво при проведении занятия важно создать у них мотивацию, заинтересовать предстоящей деятельностью. Наилучший вариант при этом — задействовать любимые игрушки или известных ребятам сказочных персонажей

Например, в группу стучится почтальон (кто-то из взрослых) и приносит посылку. В ней оказывается письмо от Мойдодыра (дошкольники уже знают про него сказку). Герой сообщает малышам, что вчера во время прогулки он встретил мальчика. Она рассказал, что у них в детском саду есть кукла Маша, у которой всё личико и ручки грязные. Мойдодыр хочет, чтобы дети продемонстрировали ей, как следует умываться.

Таким образом, малыши смогут выступить в роли «учителей», что им всегда очень нравится, ведь так они чувствуют себя взрослыми и значимыми.

Мотивировать малышей можно с использованием игрушки

Другой пример такого «поучения». В гости к дошкольникам приходит Винни-пух (игрушка) Он сообщает, что долго добирался, устал и хочет подкрепиться мёдом, который принёс с собой. Медвежонок начинает есть мёд руками, перемазав всю мордочку. Задача детей — объяснить персонажу, что он поступает неправильно и научить, как нужно правильно принимать пищу.

Другой вариант мотивации — подарок. Это также можно представить в виде посылки. На этот раз её присылает какой-нибудь зверёк из леса, например, зайчик Стёпа. В коробке оказывается несколько интересных предметов: мыло, полотенце, расчёска и пр. Воспитатель рассматривает их вместе с ребятами, беседует о назначении каждой вещи, просит подобрать эпитеты (полотенце мягкое, пушистое, впитывает жидкость, мыло же ароматное, гладкое).

Всегда хорошо работает мотив подарка-сюрприза, например, коробки, в которой оказываются гигиенические принадлежности

Виды занятий по развитию КГН

Культурно-гигиенические навыки необходимо отрабатывать не только в ходе режимных моментов, в процессе игровых ситуаций, но также во время непосредственно образовательной деятельности. В основном это занятия по познанию окружающего мира. Тема их может звучать, как «Этикет за столом», «Зачем нужно умываться», «Бережное отношение к одежде», «Посуда».

Также закреплению КГН помогают занятия по развитию речи, чтению художественной литературы. Так очень полезно и эффективно рассматривание тематических картинок, беседа по ним, например, «Мама моет дочку» либо «Дошкольники моют руки». Художественная же литература — это вообще замечательное средство воспитания дошкольников. Ведь она очень близка к жизненному опыту малышей: повествует о поступках персонажей, которые ребёнок самостоятельно много раз совершал. Кроме того, в коротком произведении создаётся конкретная ситуация. И это приближает её к детскому мышлению, носящему наглядно-образный характер. У дошкольника возникает яркий эмоциональный отклик на содержание, например, стихотворения. В итоге возникает обобщение — отрыв от конкретной ситуации.

Занятие для младших дошкольников можно выстроить вокруг следующих произведений:

  1. Культура поведения за столом: русская народная сказка «Лиса и журавль», стихотворения «Вкусное каша» З. Александровой, «Кто скорее допьёт», «Маша обедает» С. Капутикян, «Обедать» Е. Благининой, «Маша и каша» Э. Мошковской.
  2. Навыки одевания, раздевания: сказка Н. Павловой «Чьи башмачки», С. Прокофьевой «Сказка про башмачки», стихотворения И. Муравейка «Я сама», З. Алксандровой «Мой Мишка».
  3. Навыки умывания, мытья рук: сказка К. Чуковского «Мойдодыр», стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», С. Капутикян «Хлюп-хлюп», Г. Лагздынь «Аккуратные зайчата, потешка «Водичка, водичка…».

КГН можно также связывать с продуктивной деятельностью. Например, предложить дошкольникам занятие «Раскрась блюдце и чашку» (готовые шаблоны), «Мыло» (самостоятельное рисование и раскрашивание).

Прививаем культурно-гигиенические навыки детям 3-4 лет во второй младшей группе

Начало закладывания основных КГН у детей 3–4 лет начинается дома, в семье. Именно родители первыми оказывают своим личным поведением пример для подражания. Но роль педагога в дошкольном образовательном учреждении также велика.

Планирование КГН во второй младшей группе: темы, задачи и формы работы

Перед началом работы во второй младшей группе воспитатель составляет план, в котором отображены месяц, НОД (непосредственно образовательная деятельность), а также подробное описание самостоятельной деятельности детей, занятий педагога с детьми и их родителями.

Занятие педагога с детьми

Задачами деятельности воспитателя станут развитие и формирование основных КГН, воспитание культуры поведения и обращения, побуждение к основным самостоятельным видам деятельности и ухода за собой.

Среди форм работы в качественном проработанном плане будут присутствовать диагностика первичных умений, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение сказок и стихотворений, игры-упражнения, показ, групповые и семейные праздники, консультации и анкетирование родителей.

Тематическое планирование будет состоять из следующих примерных разделов:

  1. Как мы кушаем за столом.
  2. Умываться любят все.
  3. Где наши вещи живут.
  4. Ведем куклу на прогулку.
  5. Как мы дружим в группе.

Важно! Для подбора тематики занятий необходимо пользоваться требованиями ФГОС дошкольного образования

Как составить проект по КГН в младшей группе

Для составления краткосрочного, или долгосрочного проекта по КНГ, необходимо поставить цель и задачи, которые нужно реализовать. Для этого сначала ставится проблема или проблемный вопрос, который будет направлять на цель. Затем прописывается возраст детей для реализации проекта и период работы. Отдельным пунктом будет стоять ожидаемый результат.

Для реализации этого проекта разрабатываются отдельно организационный, основной и заключительный этап. Все темы основного этапа могут быть расписаны по кварталам, или месяцам.

Методы и приёмы обучения, актуальные для работы в младшем дошкольном звене

Методы работы подбираются в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Для малышей четвертого года жизни актуальными станут:

  • демонстрация;
  • дидактические и сюжетно-ролевые игры;
  • наблюдение и контроль;
  • практические упражнения;
  • личный пример;
  • потешки, сказки и стихотворения, сопровождающие процесс;
  • наглядность в виде иллюстраций, презентаций и видеороликов.

Культурно-гигиенические навыки во 2 младшей группе воспитываются достаточно продолжительно. Для качественного и бережного развития воспитателю придется проявить терпение и выдержку. Если работа воспитателя в детском саду и родителей дома будет слаженной и нацеленной на один результат, то итогом станет полноценно развитая, культурная личность ребенка.

Слайд 4Ожидаемые результаты:В результате проведенной работы у дошкольников 3-4 лет должны быть

сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:
—-ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;
—-самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
—-имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
—-умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
—-ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

Ход деятельности:

Воспитатель
: Дети, слышите кто-то скребётся в дверь. Кто это?

Ответы детей.

Воспитатель
: Чтобы узнать, кто это, надо отгадать
загадку
:

Часто
умывается
, а с водой не знается.

Дети
: Кошка.

Воспитатель
: Правильно, к нам пришла кошка Мурка.

Кошка Мурка
: Я хочу поиграть с ребятами.

Воспитатель
: Мурка, а ты ничего не забыла?

Мурка
: Ничего, всё со мной.

Дети
: Мурка забыла поздороваться.

Воспитатель
: А Мурка нам принесла очень нужную вещь, угадайте что.

Я увидел свой портрет,

Отошёл – портрета нет.

Дети
: Зеркало.

Воспитатель
: А зачем нам нужно зеркало?

Дети
: Чтобы причесаться, посмотреть на себя.

Воспитатель
: Конечно, в зеркало мы смотримся, чтобы увидеть неполадки в своём внешнем виде.

Зеркало любит чистые лица

Зеркало скажет
:
«Надо умыться»
.

Зеркало скажет
: «Где же гребёнка?

Что же она не причешет ребёнка?».

Зеркало даже темнеет от страха,

Если в него поглядится неряха.

Воспитатель
: Кто такой
«неряха»
?

Дети
: Если кто-то непричёсанный, грязный, одежда грязная.

Воспитатель
: Давайте поглядимся в зеркало и узнаем, есть ли среди нас неряхи.

Воспитатель
: Видите, дети, зеркало не темнеет от страха, значит – у нас таких нет, все аккуратно причёсаны, аккуратно одеты. Молодцы у нас дети – следят за собой.

Кошка Мурка тоже хочет посмотреться в зеркало.

Посмотрите, какая Мурка чистенькая, шёрстка приглажена.

Кошки очень чистоплотные животные. Они часто
умываются
, но без воды.

А кто знает, как
умываются кошки
?

Ответы детей.

Воспитатель
: У кошки шершавый язык, она сначала вычищает, облизывает лапки, а потом лапкой моет мордочку.

Кошка Мурка
: молодцы, дети, знаете, как
умываются кошки
, а люди тоже так
умываются
?

Дети
: Нет, люди
умываются по-другому
, им нужна вода.

Воспитатель
: Разобрались, кто как
умывается
, а теперь предлагаю вам сесть за стол, будем завтракать.

Дети
: Надо сначала вымыть руки и умыться.

Воспитатель
: А зачем нужно мыть руки?

Дети
: Чтобы вредные микробы не попали в рот, чтобы не заболеть.

Воспитатель
: Правильно, чтобы не заболеть, вы сейчас играли, трогали игрушки, книжки, различные предметы. А на них могут быть микробы, которые через руки попадают в рот и вызывают болезнь. А мы не хотим болеть, правда?

Чтобы умыться нам нужна вода и ещё…

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пениться

Руки мыть не ленится.

Дети
: Мыло.

Воспитатель
: От простой воды и мыла у микробов тают силы. А что ещё нам нужно для
умывания отгадайте
.

Воспитатель
: мягкое, пушистое,

Чистое – чистое.

О него руки вытираем

И на место убираем.

Дети
: полотенце.

Воспитатель
: Для
умывания
и мытья рук нам нужны вода, мыло, полотенце. А кто напомнит как правильно мыть руки? И кошка Мурка посмотрит, как люди
умываются и моют руки
.

Дети
: Сначала надо закатать рукава, потом смочить руки водой, намылить до пены, хорошо потереть друг о друга, смыть хорошо водой, умыть лицо и отжать руки.

Воспитатель
: Идём мыть руки.

Знаем, знаем да, да, да.

Где ты прячешься, вода.

Выходи, водица, мы пришли умыться.

У крана встаём друг за другом, не мешаем друг другу, не толкаемся.

Воспитатель
: Ладошки друг о друга трутся,

Друг друга обнимают.

Правой моем левую, левой- правую.

Мыло, мыло заюлило,

А потом запузырило.

Ты, водица, лей, лей,

Будут щёки розовей.

Чище умойся, воды не жалей.

Будут ладошки снега белей.

Воспитатель
: Кто помыл руки и умылся, тот садится за стол.

Вот видишь, Мурка, наши дети тоже очень любят чистоту.

Кошка Мурка
: Молодцы, ребята. А чем это так вкусно пахнет?

Дети
: Это каша.

Воспитатель
: Дети наши сейчас всю вкусную кашу съедят.

Кошка Мурка
: Приятного аппетита, ребята. Я очень рада была с вами познакомиться, но мне пора домой. До свидания!

Составляем карточки по КГН для младшего возраста

Освоение окружающего мира, социализация ребенка реализуется в ходе НОД и режимных моментов. Формирование КГН в группе раннего возраста отражает картотека режимных моментов, что облегчает задачу педагога при составлении плана. Тематические карточки по КГН содержат название мероприятия, задачи, содержание работы.

Актуальность воспитания культуры поведения в раннем дошкольном возрасте

С предметами гигиены ребенок знакомится с рождения. Мыло, полотенце, салфеточки, платочки использует мама, ухаживая за ребенком. Чуть позже малышам начинают прививать навыки культурного поведения. В ДОУ основы культуры и гигиены осваиваются воспитанниками в ходе непрерывной образовательной деятельности.

Зажигательные песенки для детей чтобы было весело танцевать

Важно! Полученные навыки способствуют социализации, принятию малыша обществом

Как научить ребенка мыть руки

Формулировка целей для НОД в младшей группе должна включать формирование целостного процесса мытья рук.

Результат: формирование навыка личной гигиены, мытье рук.

Оборудование: игрушка — резиновый заяц.

Содержание работы: взрослый говорит: «Мы гуляли, мы играли, наши ручки замарали. Нужно ручки нам помыть, Зайку мыться научить. Давайте покажем Зайчику, как мыть ручки». Игрушку ставят рядом с умывальником. Взрослый показывает, как правильно мыть руки. Потом дети моют руки. В завершение Зайчик хвалит и благодарит детей.

Взрослым следует поощрять случаи, когда ребенок проявляет самостоятельность. Но как быть, если малыш увлекся? Многим детям нравится процесс намыливания рук, они готовы делать это каждые пять минут. Родителям и педагогам потребуется терпение и смекалка, чтобы отвлечь малыша от этого занятия.

Как научить ребенка аккуратно есть

Прием пищи малышу в ясельной группе тоже нужно осваивать, а в младшей требуется приучать воспитанников к аккуратности. Одна из задач режимных моментов в ДОУ — сформировать навыки самообслуживания в процессе приема пищи у детей 2-3 лет.

НОД «Чаепитие у Маши»

Некоторые упражнения используют и во время еды, и в ходе НОД: «Послушная ложка», «Каша — сила наша», «Чистый ротик». Задачи при этом могут меняться:

  • Формировать умение правильно держать ложку;
  • научиться аккуратно набирать кашу, пюре;
  • формировать навык пользоваться салфеткой.

Важно! Взрослый показывает на игрушках, как Мишка вытер ротик после еды. Дома мама показывает малышу, как она набирает кашу в ложку. Наглядность в процессе обучения дошкольников играет важную роль

Наглядность в процессе обучения дошкольников играет важную роль.

Как привить малышу навыки самообслуживания

Чтобы сформировать навыки самообслуживания у детей 2-3 лет, используют игровые методы, чтение художественной литературы. Потешки оказывают большую помощь: «Лейся, водица, мы пришли умыться! Капнем мыла на ладошку мы совсем-совсем немножко!»

Зима приносит такие неприятности, как насморк. Малыш должен уметь пользоваться носовым платком. Попробуйте заранее отработать на игрушках гигиенические навыки.

Какие КГН следует развивать в младшем дошкольном звене

Культурно-гигиенические навыки (КГН), прививаемые в дошкольном учреждении — это навыки поддержания чистоты тела, приёма пищи, соблюдения порядка в своём внешнем виде. Дошкольники с самого начала должны усвоить, что от соблюдения простейших правил во многом влияет на их здоровье, опрятность и красоту внешности, культурное взаимодействие с другими людьми.

Конечно, формирование КГН начинается в семье: многие заботливые родители едва ли не с рождения приучают сына или дочь к самостоятельности и аккуратности. Однако и роль воспитателя ДОУ в этом очень велика.

В период своей рабочей деятельности в детском саду я сталкивалась с такими родителями, которые всю ответственность за гигиеническое развитие своего чада перекладывали на сотрудников ДОУ. В частности, некоторые трёхлетние малыши не понимали, что такое горшок, и приходили из дома в памперсах (мама рассчитывала на то, что воспитатель и няня никуда не денутся и всему научат). Были ребята, не понимавшие в младшей группе, как самостоятельно кушать ложкой или пить из кружки (дома родители вместе с бабушками их кормили с ложечки и поили посредством бутылки).

Мудрые и заботливые родители с самых ранних лет приучают своего ребёнка к самостоятельности и самообслуживанию

За время пребывания во второй младшей группе ребята должны хорошо овладеть такими навыками:

  1. Правильно и быстро умываться, мыть руки: пользоваться мылом, тщательно вытираться полотенцем, а затем вешать его на крючок.
  2. Уметь расчёсываться.
  3. Уметь пользоваться индивидуальным носовым платком: доставать его из кармана, разворачивать и обратно сворачивать после использования, аккуратно класть обратно в карман.
  4. Уметь элементарно вести себя сидя за столом в процессе приёма пищи: правильно пользоваться ложкой (как столовой, так и чайной), вытираться салфеткой, жевать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды, не крошить хлеб на стол и на пол.
  5. Самостоятельно одеваться и расчёсываться в нужной последовательности с минимальной помощью взрослого, аккуратно снимать одежду, вешать её на стульчик или в шкафчик, выворачивать вещи на лицевую сторону, замечать неполадки в своём внешнем виде (грязь, отсутствие пуговицы на одежде и пр.) и обращаться к взрослому за помощью.

К концу учебного года воспитанники младшей группы должны овладеть рядом навыков, например, самостоятельно умывать лицо и мыть руки

Варианты мотивирующего начала занятия по формированию КГН

Поскольку внимание малышей четвёртого года жизни ещё очень неустойчиво при проведении занятия важно создать у них мотивацию, заинтересовать предстоящей деятельностью. Наилучший вариант при этом — задействовать любимые игрушки или известных ребятам сказочных персонажей

Например, в группу стучится почтальон (кто-то из взрослых) и приносит посылку

В ней оказывается письмо от Мойдодыра (дошкольники уже знают про него сказку). Герой сообщает малышам, что вчера во время прогулки он встретил мальчика. Она рассказал, что у них в детском саду есть кукла Маша, у которой всё личико и ручки грязные. Мойдодыр хочет, чтобы дети продемонстрировали ей, как следует умываться

Например, в группу стучится почтальон (кто-то из взрослых) и приносит посылку. В ней оказывается письмо от Мойдодыра (дошкольники уже знают про него сказку). Герой сообщает малышам, что вчера во время прогулки он встретил мальчика. Она рассказал, что у них в детском саду есть кукла Маша, у которой всё личико и ручки грязные. Мойдодыр хочет, чтобы дети продемонстрировали ей, как следует умываться.

Таким образом, малыши смогут выступить в роли «учителей», что им всегда очень нравится, ведь так они чувствуют себя взрослыми и значимыми.

Мотивировать малышей можно с использованием игрушки

Другой пример такого «поучения». В гости к дошкольникам приходит Винни-пух (игрушка) Он сообщает, что долго добирался, устал и хочет подкрепиться мёдом, который принёс с собой. Медвежонок начинает есть мёд руками, перемазав всю мордочку. Задача детей — объяснить персонажу, что он поступает неправильно и научить, как нужно правильно принимать пищу.

Другой вариант мотивации — подарок. Это также можно представить в виде посылки. На этот раз её присылает какой-нибудь зверёк из леса, например, зайчик Стёпа. В коробке оказывается несколько интересных предметов: мыло, полотенце, расчёска и пр. Воспитатель рассматривает их вместе с ребятами, беседует о назначении каждой вещи, просит подобрать эпитеты (полотенце мягкое, пушистое, впитывает жидкость, мыло же ароматное, гладкое).

Всегда хорошо работает мотив подарка-сюрприза, например, коробки, в которой оказываются гигиенические принадлежности

Слайд 2ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4

года) в повседневной жизни в детском саду и в семье

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.8. Учить в определенном порядке, аккуратно складывать снятую одежду.9. Учить правильно, надевать одежду и обувь.

Воспитание культуры поведения в ясельной группе ДОУ

Придя в детский сад, малыши сталкиваются со множеством новых людей: это воспитатели, няня, работники ДОУ, другие ребятишки. Научить детей правильно себя вести, проявлять доброжелательность, положительные эмоции при общении с окружающими является одной из важных задач педагога на этом этапе. Адаптация, вхождение в новые условия пройдут гораздо легче, если воспитатель в игровой, ненавязчивой форме покажет малышам, как необходимо вести себя при встрече и расставании, в различных ситуациях, которые могут возникнуть при общении со сверстниками, обучит детишек словам вежливости: «добрый день», «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста».

Не менее важным является формирование представлений о том, что окружающие люди тоже имеют свои желания, интересы, с которыми малышу нужно считаться. Ознакомление с этими сторонами социальной жизни проводится в виде дидактических игр, упражнений: «Кукла Маша пришла в детский сад», «Попроси игрушку», «Поделись игрушкой» и т. д.

Взаимодействие без конфликта- также часть общей культуры человека

Какие КГН следует развивать в младшем дошкольном звене

Культурно-гигиенические навыки (КГН), прививаемые в дошкольном учреждении — это навыки поддержания чистоты тела, приёма пищи, соблюдения порядка в своём внешнем виде. Дошкольники с самого начала должны усвоить, что от соблюдения простейших правил во многом влияет на их здоровье, опрятность и красоту внешности, культурное взаимодействие с другими людьми.

Конечно, формирование КГН начинается в семье: многие заботливые родители едва ли не с рождения приучают сына или дочь к самостоятельности и аккуратности. Однако и роль воспитателя ДОУ в этом очень велика.

В период своей рабочей деятельности в детском саду я сталкивалась с такими родителями, которые всю ответственность за гигиеническое развитие своего чада перекладывали на сотрудников ДОУ. В частности, некоторые трёхлетние малыши не понимали, что такое горшок, и приходили из дома в памперсах (мама рассчитывала на то, что воспитатель и няня никуда не денутся и всему научат). Были ребята, не понимавшие в младшей группе, как самостоятельно кушать ложкой или пить из кружки (дома родители вместе с бабушками их кормили с ложечки и поили посредством бутылки).

Мудрые и заботливые родители с самых ранних лет приучают своего ребёнка к самостоятельности и самообслуживанию

За время пребывания во второй младшей группе ребята должны хорошо овладеть такими навыками:

  1. Правильно и быстро умываться, мыть руки: пользоваться мылом, тщательно вытираться полотенцем, а затем вешать его на крючок.
  2. Уметь расчёсываться.
  3. Уметь пользоваться индивидуальным носовым платком: доставать его из кармана, разворачивать и обратно сворачивать после использования, аккуратно класть обратно в карман.
  4. Уметь элементарно вести себя сидя за столом в процессе приёма пищи: правильно пользоваться ложкой (как столовой, так и чайной), вытираться салфеткой, жевать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды, не крошить хлеб на стол и на пол.
  5. Самостоятельно одеваться и расчёсываться в нужной последовательности с минимальной помощью взрослого, аккуратно снимать одежду, вешать её на стульчик или в шкафчик, выворачивать вещи на лицевую сторону, замечать неполадки в своём внешнем виде (грязь, отсутствие пуговицы на одежде и пр.) и обращаться к взрослому за помощью.

К концу учебного года воспитанники младшей группы должны овладеть рядом навыков, например, самостоятельно умывать лицо и мыть руки

Вывод

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых. Наиболее благоприятный период для формирования культурно-гигиенических навыков — это ранний возраст. Дети способны в этом возрасте понимать, что если они регулярно будут соблюдать правила гигиены, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Поэтому задача педагога в игровой форме и с учетом возрастных особенностей развивать, формировать и закреплять культурно-гигиенические навыки детей с раннего детства.

Ребенок должен овладеть культурно-гигиеническими навыками, которые составляют важную часть общей гигиенической культуры.

Психолого-педагогическими основами овладения навыками гигиены становятся стремление к самостоятельности, инициативность, осознание положительного примера и отрицательного, стыд.

В ходе констатирующего этапа исследования мы выяснили, что, согласно наблюдению по критериям Л. С. Лазаревой, у 9 человек культурно- гигиенические навыки сформированы на низком уровне; у 8 человек — на среднем; у 8 человек — на высоком уровне. Результаты диагностической методики Г.А. Урунтаевой показали, что нормативный уровень сформированности культурно — гигиенических навыков имеют 5 детей, 17 детей имеют допустимый уровень и 3 ребенка — низкий уровень.

Нами были определены содержание, формы методы формирования у детей культурно гигиенических навыков. Содержание включило в себя культуру еды, одевания, умывания. Были использованы следующие формы работы — групповая и индивидуальная. В работе с детьми были применены такие методы, как показ, пример, объяснение нового действия, поощрения, дидактические игры.

Для формирования культурно гигиенических навыков детей были созданы следующие условия — использование русского фольклора; использование игровых приемов занятия с куклой; сотрудничество с родителями, беседа с педагогами и обслуживающим персоналом, соблюдение режима дня, индивидуально-дифференцированный подход к детям.

Все это способствовало тому, что на контрольном этапе эксперимента результаты наблюдения по критериям Л. С. Лазаревой показали, что у значительного количества детей (13 человек) культурно-гигиенические навыки сформированы на среднем уровне, у 10 детей — на высоком и у 2 детей — на низком уровне. Результаты диагностической методики Г.А. Урунтаевой показали, что после формирующей работы нормативный уровень сформиро- ванности культурно — гигиенических навыков имеют 12 детей. 12 детей имеют допустимый уровень сформированности культурно — гигиенических навыков. Низкий уровень сформированности культурно — гигиенических навыков имеют 1 ребенок.

Таким образом, доказана гипотеза о том, что формирование культурно — гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста возможно при условии:

  1. использования русского народного фольклора;
  2. применения в работе с детьми игровых приемов; сотрудничества воспитателя и родителей.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Спектр педагогических профессий в современном мире
  2. Влияние а.В. Запорожца на развитие педагогической науки и общественного дошкольного воспитания
  3. Внедрение триз технологий в учебный процесс колледжа
  4. Сущность процесса обучения детей дошкольного возраста
  5. Виды учебных планов: базисный, типовой, учебный план общеобразовательной школы
  6. Технология управления образовательным проектом по временным параметрам
  7. Социально-личностное развитие дошкольников
  8. Личность ребенка как субъект и объект воспитания
  9. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие
  10. Система воспитания царскосельского лицея
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий