Чем отличается кризис трех лет от обычных капризов?

НАШ РЕЦЕПТ ПРОХОЖДЕНИЯ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ

  1. Следить за утомляемостью малыша и стараться уложить его до того, как случилось переутомление.
  2. Всячески поощрять проявления самостоятельности, даже если это трудно, неудобно или мы опасаемся этого.
  3. Расширять зону ответственности и показывать значимость тех дел, которые делает Денис, помогая нам.
  4. Быть более внимательными к просьбам ребенка, но твердыми если решили, что то, о чем просит ребенок невозможно реализовать.
  5. Сократить количество слов «нет» в своем лексиконе. Для малыша в возрасте 2-3 лет, переживающего возрастной кризис 3 лет, слово «нет» является катализатором, спусковым крючком, запускающим бурю протеста. Лучше использовать выражение «Да, но…» Например, пора кушать, а Денис всячески сопротивляется. И хочет играть. Вместо того, чтобы сказать «нет», я предпочитаю сказать «да, но сначала нам нужно покушать, смотри какие рыбки плавают в тарелке — давай их поймаем?» Или же надо идти гулять с собакой. Об отношениях нашего сыночка и нашей собаки написана отдельная статья, почитайте, тогда поймете насколько важна для Дениски такая прогулка. Он хочет пойти гулять, но на мое предложение категорически говорит «нет», включая негативизм. Я говорю — «хорошо, тогда мы идем без тебя». Тут же бежит со своей одеждой — «мама, одень меня».
  6. Если уж, истерика началась – запастись терпением и ждать, пока ребенок успокоится сам.
  7. После окончания истерики обнять, приласкать и напомнить о том, что мы очень любим нашего малыша и понимаем, что ему сейчас трудно.

И самый главный момент – понимать, что никакое плохое поведение не делает ребенка плохим!

Он хороший и любимый, даже если какие-то моменты в его поведении нас не устраивают!

Не знаю, насколько наш рецепт может быть универсальным и сможет помочь кому-то из Вас, дорогие читатели, мы с мужем после некоторой растерянности и напряжения нашли свою манеру поведения, и обстановка в семье снова вошла в русло любви и более-менее спокойствия.

Нам будет очень интересно!

Я же со своей стороны обещаю поделиться нашим опытом и результатами прохождения этого важнейшего в жизни ребенка и становлении ЧЕЛОВЕКА этапа.

Разумеется, после того, как он пройдет!

Поделюсь своими мыслями и планами на ближайшее время. Очень хочется раскрыть и привлечь Вас к обсуждению следующих тем:

  • Шаги в самостоятельность. Эта тема стоит того, чтобы написать о ней отдельно. Как можно научить человека плавать. Как минимум 2 варианта. 1. Бросить в воду — выплывет, значит, научился, утонет – не судьба. 2. Держать на руках на мелководье, потом отпустить и быть рядом, а потом отойти в сторону и пусть плавает сам. Так и с детской самостоятельностью. Например, отправили в садик – пусть учиться общаться сам или находитесь рядом, объясняете, показываете, потом отходите в сторонку, наблюдаете и иногда корректируете, а потом спокойно отходите совсем и просто интересуетесь делами. На самом деле в психологии был открыт закон, который объясняет, почему одни дети становятся самостоятельными безболезненно и с удовольствием, а другие нет. И что нужно делать родителям, чтобы мягко и эффективно помочь ребенку стать самостоятельной личностью.
  • Как вести себя в песочнице? Очень часто родители остаются в стороне или не знают, что делать в случае возникновения конфликтных ситуаций между детьми на детской площадке. Стоит ли делиться игрушками, нужно ли вмешиваться в спор между детьми, как вести себя, если Ваш ребенок неправ или, наоборот, его обидели? Я долго думала, присматривалась к поведению детей и, в частности, нашего сыночка и сформировала для себя некий универсальный алгоритм, который и применяю на детской площадке. Поговорим о социализации ребенка и как ему помочь.
  • Ярлыки и прочие «недобрые» слова в адрес ребенка при желании воспитать и сделать его «хорошим» человеком. Опять же исходя из наблюдений на детских площадках, в поликлинике, магазинах и других местах встреч с родителями других детей и наблюдением за их общением с детьми, напишу свое видение таких привычных слов, бросаемых детям как «жадина», «горе ты мое луковое», «ты как всегда копаешься» и т.д. Честно, очень хочется иногда вмешаться, но я этого не делаю. А на блоге имею полное право высказаться и возможно кто-то, прочитав, переосмыслит свою манеру и изменит ее. А кто-то, возможно, поделится своим опытом или, наоборот, разнесет в пух и прах мои доводы.

С уважением к Вам, Маргарита Мамаева

P.S. А чтобы не пропустить выход очередной статьи, подстрахуйтесь и подпишитесь на обновления блога

Кризис трех лет. Просто пережить

Кризис трех лет связан именно с тем, что ребенок проявляет негативизм. Он может постоянно не слушаться родителей. В этот период ребенок проходит определенный период в развитии психики, чтобы стать личностью, и он просто обязан сказать: «Я не буду это делать, я не хочу делать то, что мне предлагают», «Я не хочу надевать резиновые сапоги», «Я не хочу это есть, я не буду это есть», «Я не пойду гулять».

Важно понимать, что это нормально. Нужно просто переждать этот период

Обычно кризис трех лет длится около года, по классике — от 2,5 до 3,5 лет. В этом интервале ребенок таким будет, и это нормально. Что бы вы ему ни предлагали, он скажет «не буду». Тут вопрос в том, что не нужно с этим воевать, не нужно ребенка наказывать, нужно просто договариваться с ним. Например, на слова «я не пойду гулять» можно отреагировать наоборот: «Мы не пойдем гулять», и ребенок снова возразит: «Мы пойдем гулять».

Психолог Людмила Петрановская часто, затрагивая тему кризиса трех лет, объясняет родителям, что ребенок не манипулирует родителями — он для этого слишком мал, он просто обнаруживает в себе личность.

ДЕСПОТИЗМ

Наиболее часто деспотизм можно встретить в семьях с единственным ребенком, но это не обязательно. Ребенок изо всех сил пытается заставить родителей делать так, как надо ему, пытаясь проявлять власть над окружающими.

В семьях с несколькими детьми деспотизм может проявиться как ревность, при этом ребенок кричит, замахивается, толкает, отбирает игрушки и вещи и так далее.

СОВЕТ: старайтесь не поддаваться на манипуляции, при этом побольше времени проводите с малышом. Он обязательно должен понять, что Вашего внимания можно добиться и без скандалов, слез и капризов.

Родительские тактика и стратегия при кризисе 3-х лет

Конечно, вам проще самой быстренько умыть, причесать и одеть ребенка, сунуть в рот ему ложку каши. Вы торопитесь, а ребенок этого не понимает – ведь эти действия он может сделать сам. Поэтому отныне, если мы хотим воспитать самостоятельную личность, вам придется перераспределить время и начинать собираться на прогулку, в садик заранее. Смените стиль общения с ребенком, старайтесь не приказывать и принуждать, а сотрудничать и предоставлять выбор: «Помоги мне перейти дорогу, я так боюсь машин», «Какую кофточку оденем на прогулку красную или черную», «Ты будешь кушать суп или кашу». Возможно, такие приемы помогут утихомирить бунтарский дух ребенка. Если малыш демонстративно раскричался в магазине, требуя игрушку, скажите свое твердое «Нет» и отвернитесь. Старайтесь сохранить спокойствие, хотя это весьма будет трудно сделать под осуждающие взгляды окружающих. После, как он немного успокоится, подскажите ему альтернативу «Ты хотел мишку, а давай мы купим карандаши и дома нарисуем большого медведя». А уже после того как малыш успокоится, проговорите собственные чувства по поводу случившегося «меня огорчило очень …..», но ни в коем случае не оценивайте ребенка «ты плохой», «твое поведение отвратительно…». В свою очередь это научит ребенка в последующем проговаривать свои чувства. Кризис 3-х лет – переломный момент в становлении личности ребенка. Это трудный период не только для вас, но и для самого ребенка, недаром этот период называют «возрастом строптивости».

Кризис семи лет. Принять новую личность

Второй важный (и сложный для родителей) период — это кризис семи лет. В этот момент родители часто жалуются на непослушание ребенка, но механизм его поведения меняется. Где-то между 6,5 до 7,5 годами на сцене снова появляется совершенно новая личность. Этот кризис нужен для того, чтобы ребенок мог превратиться из мыслящего по-детски человека в того, кто мыслит по канонам взрослого.

Именно в этот период родители часто замечают, что ребенок стал упрямым, перестал чем-то делиться, весь в своих переживаниях. «Я спрашиваю, что было в саду или первом классе, а он молчит или говорит: „А тебе какое дело?“» — жалуются родители.

Этот период на самом деле очень важен и говорит о том, что проявляется индивидуальность ребенка. Он становится маленьким взрослым и часто оценивает: «А нужно ли это говорить человеку или на меня странно посмотрят? А нужно ли делиться с кем-то своими переживаниями?». То есть он уже сам пытается принимать взвешенные решения.

Можно даже сравнить, как себя ведут дошкольники, вошедшие в кризис семи лет и еще не столкнувшиеся с ним. Те, кого кризис еще не коснулся, ведут себя более непосредственно, слушаются родителей, все откровенно о себе рассказывают. Те, кто вступил в возрастной кризис, проявляют норов. И это тоже нормально.

Мнение доктора Комаровского

Надо заметить, что не все специалисты придерживаются такого подхода. Например, российский психолог Е. Комаровский, отвечая на вопрос, что делать, если ребенок ведет себя плохо, рекомендует не потакать детским крикам, чтобы не приучать детей к манипулированию.

Он подчеркивает, что даже непослушных детей бить нельзя, при этом перечисляет более мягкие варианты наказаний за плохое поведение: поставить в угол, лишить сладкого.

Как вам статья?
Полезно, практично 62.5%

Нормально 25%

Есть что улучшить 12.5%
Проголосовало: 16

Это отличается от европейской практики, в которой распространен метод не наказаний, а естественных последствий, причем начиная с более старшего возраста.

С другой стороны, по мнению Комаровского, необходимо учить проговаривать эмоции словами, не нанося вред окружающим, и с последним утверждением нельзя не согласиться.

№1: Не требуйте от себя слишком многого

Очень много лет родители растили детей, не очень понимая, как на них отражаются действия, поступки, их эмоциональное состояние: ребенок и ребенок, куда он денется, вырастет! С развитием психологии, психиатрии стало выясняться, что на самом деле то, как родители строят отношения с детьми, на детях очень сильно отражается. Это знание в свое время очень впечатлило человечество…

В результате родители все время боятся что-то сказать не так, травмировать детей, недолюбить, недопонять, недопринять. Это состояние я бы назвала «родительский невроз» – состояние, когда родитель думает о ребенке, о проблемах с ребенком, о его поведении, развитии и т.д

гораздо больше, чем о себе самом, о своих интересах и потребностях: «А достаточно ли я принимаю своего ребенка? Не задалбываю ли я его своим вниманием? От того, что я сейчас посидела в фейсбуке, у него не развилась депривация? То, что я завязала ему шарф, не было ли это гиперопекой?»…

Любая тревога, любое чувство вины – это всегда оборотная сторона фантазии о своем всемогуществе: представления, что, если мы будем мудрыми, терпеливыми, «просветленными» родителями, такими, чтоб комар носа не подточил, тогда гарантированно ребенок вырастет гармоничным, смелым, развитым, добрым и любящим.

Но теория привязанности – не про эльфов. Она отрабатывалась не на эльфоподобных, у наших предков она была такая же, как у нас! Не надо ломать и переделывать себя. Вы с ребенком своим живете, вы его растите, вы его знаете, вы его любите, он рядом. В самом главном все уже хорошо. С остальным разберетесь, так или иначе.

Что такое кризис 3 лет?

Ребенок взрослеет, психика развивается, внутри происходят изменения, с которыми самостоятельно он справиться не может.

Часто взрослые люди не могут держать себя в руках, проявляя ярость, агрессию. Тогда что говорить о ребенке: психика, взгляды на жизнь и понимание её принципов в маленькой голове еще не сформировались.

У одних детей кризис проходит без ярко выраженных симптомов, другие проявляют чрезмерную агрессию, непослушание и бунт.

Почему наступает кризис трех лет у ребенка, каковы причины:

Самая главная причина – взросление маленького члена семьи;

Хотя он – все еще беззащитная кроха, самому себе ребенок таким не кажется.

Самостоятельность проступает со всех сторон: малыш хочет сам одеваться, сам переходить через дорогу, не держась за родительскую руку, играть, как ему нравится и т.д.

Воспитание.

Чрезмерная опека, постоянные ограничения, не предоставление самостоятельности в пределах его развития, вызывают бурю негодования у подросшего малыша.

Но сам кризис не имеет четких границ, может начаться и намного раньше – в 2,5 года или чуть позже, в 3,2 года.

«Сколько длится кризис 3 лет у ребенка?» – встает логичный вопрос. Тут все зависит от:

  1. родителей, согласованности их действий;
  2. от характера ребенка (некоторые дети могут более ярко проживать этот период. Читайте, к примеру, статью Ребенок-холерик>>>);
  3. выбранной методики воспитания;
  4. какие усилия прикладывают близкие, чтобы помочь маленькому человечку.

Как правило, родителей интересует вопрос: «Когда заканчивается кризис 3 лет у ребенка?».

При правильно выбранной методике поведения «равновесие любви и требовательности», этот период негативизима и сопротивления длится не более 1-2 месяцев.

Меня очень расстраивает, что некоторые  психологи говорят о сроке в 1-2 года. Это тогда не кризис, а непроходящая проблема воспитания.

Чтобы научиться правильно общаться с подрастающим ребенком и умело преодолевать спорные моменты воспитания, смотрите интернет-курс Послушание без криков и угроз>>>

Ошибки родителей в общении и поведении с детьми

  • Постоянно ругать ребенка. Делать это в кризисе легко, но хвалить его за успехи и хорошее поведение необходимо;
  • Хотеть невозможного. Неразумно всерьез требовать, чтобы трехлетка радостно бежал в детский сад или спокойно сидел в самолете на протяжении нескольких часов;
  • Ограничивать самостоятельность. Даже если ребенок сделает то, что хочет, медленно и плохо, это станет для него отличным уроком;
  • Постоянно критиковать за неудачи, особенно в том, чего малыш пытается добиться сам;
  • Всегда настаивать на своем — это только тренирует упрямство ребенка;
  • Проявлять насилие. Любого ребенка можно «сломать» и добиться от него полного послушания, но это губительно скажется на его развитии;
  • Постоянно менять правила и требования, противоречить друг другу в вопросах воспитания;
  • Использовать сложные термины и категории — например, взывать к совести или чести трехлетки;
  • Задабривать и подкупать ребенка, чтобы отвлечь его от истерики.

Кризис 3 лет может стать настоящим испытанием для ребенка и родителей, но он обязательно закончится. И неожиданно для самих себя вы обнаружите, что маленький бунтарь стал спокойным и рассудительным, знает правила дорожного движения и умеет считать до ста. Наступает прекрасный период, когда общаться с подросшим малышом становится легко и очень интересно.

Список использованной литературы

  1. Грэй Джон. Дети с небес. Искусство позитивного воспитания. Москва: Издательство «София», 2007. — 384 с.
  2. Кволс Кэтрин. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания. Санкт-Петербург: Издательство «Весь», 2005. — 288 с.
  3. Сосорева Е. П. 20 сложных ситуаций с детьми от 2 до 7 лет. Проверенные алгоритмы для родителей: как вести себя… Москва: Издательство «АСТ», 2011. — 224 с.

Не давайте ребенку «накачивать мышцу» упрямства

Одна из задач для родителей в период кризиса 3 лет — как своим поведением не усугубить и не закрепить протестное и негативистическое поведение ребенка.

Постарайтесь не забывать даже в то время, когда поведение ребенка можно выносить с трудом: в те минуты, когда вы всерьез, на одном уровне спорите с малышом, его упрямство усиливается. Как занимающиеся в спортивном клубе на снарядах накачивают мышцы, так и ребенок в момент стычек «накачивает мышцу упрямства», а его снаряд — вы. Если с ребенком в кризисе начать всерьез, на одном уровне спорить — он только укрепит упрямство и волю к сопротивлению.

Итак, чем меньше вам удастся впадать в негативные эмоциональные состояния, тем лучше будет для ребенка и ваших отношений. Если особенности вашего темперамента или биографии делают вас человеком вспыльчивым и громким, старайтесь не обращать собственные эмоциональные вспышки на ребенка.

Психологическая картина кризиса трёх лет

Кризис трёх лет не имеет чётких границ начала и окончания. Примерные временные рамки появления симптомов — это 2-3,5 года. О приближение кризиса может рассказать острая заинтересованность ребёнка самим собой. Он рассматривает себя в зеркале, наблюдает за своей тенью, озадачиваться внешним видом и тем, как выглядит в глазах других людей. В этот период многие дети начинают остро реагировать на неудачу: швыряют игрушки и предметы, бьют себя и близких взрослых.

Кризис трёх лет часто проявляется в демонстративном поведении ребенка. Недовольство он выражает истериками и капризами. Такая реакция может быть на любое ранее привычное действие родителей. На все вопросы и предложения взрослого у малыша один ответ – «нет!». Однако такое поведение ребёнка считается нормой для данного возраста. И это необходимо понять и принять.

Для кризиса трёх лет характерна чёткая специфическая симптоматика, которая называется «семизвездием кризиса трёх лет», поскольку эти симптомы проявляются ярко и в совокупности.

Негативизм

Негативизим – наиболее очевидный симптом данного кризиса. Это реакция не на содержание предложения, а на то, что оно идёт от взрослого. Особенно если это предложение сделано в авторитарном тоне. Ребёнок специально не выполняет просьбы родителей. Он стремиться сделать всё наоборот, наперекор взрослому, даже вопреки своим желаниям.

Упрямство

Упрямство проявляется в настаивании ребёнка на своём. Переубедить его невозможно. Он так решил и других вариантов он не приемлет.

Строптивость

Выражается в недовольстве всем, что предлагают ему взрослые, с чем ребёнок имел дело раньше. Это реакция не на конкретного человека, а в целом непринятие сложившихся правил поведения в семье, режима дня и прочих условий.

Своеволие

Заключается в стремлении к самостоятельности. Психологи часто называют этот этап в развитии кризисом «Я сам!». Ребёнок хочет сам решать, куда ему идти, что есть на обед, когда укладываться спать, в какую игру поиграть. Это стремление он подкрепляет словесно. Самая популярная фраза этого возраста: «Я сам!». Сама по себе тенденция к самостоятельности – признак адекватного возрасту развития. Таким образом ребёнок проверяет свои возможности, удовлетворяет потребность в познании.

Протест-бунт

Проявляется в виде частых ссор с родителями. Ребёнок возражает против всего, что ему говорят взрослые. Малыш хочет, чтобы его желания и мнение воспринимали всерьёз. Если этого нет, начинается конфликт, который может быть спровоцирован абсолютно любой ситуацией.

Обесценивание

Обесценивание, как симптом кризиса, выражается в речи ребёнка и его действиях по отношению к значимым взрослым и любимым вещам. Все, что было интересно и дорого ребёнку раньше, в этот период жизни теряет свою значимость и ценность. В лексиконе малыша могут появиться ругательные слова, которыми он начинает обзывать родителей. Некоторые малыши проявляют физическую агрессию к маме или папе, отказываются от любимых игрушек или ломают их.

Деспотизм

Малыш считает себя в семье самым главным и стремится полностью управлять родителями. Он добивается выполнения своих требований любыми способами. Если мама занята домашними делами, она должна всё бросить и просто сидеть рядом

Если она не выполняет требований малыша, он пускает в ход весь свой арсенал: начинает хныкать, вредничать, разбрасывать вещи по дому, то есть делать всё, чтобы привлечь внимание матери. В семьях, где несколько детей, этот симптом называется симптомом ревности, который проявляется капризами, агрессией, направленной на брата (сестру) и родителей

Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей

Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам

Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей. Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам.

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

  • тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
  • в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.

Различают три степени олигофрении:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20. 

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

Основные проявления и причины кризиса трех лет

В своей работе «Кризис трех лет» Л.С. Выготский описал «семизвездье симптомов», которое свидетельствует о наступлении кризиса трех лет.

Первыйизних—негативизм. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили, причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка. Например, ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять! Гулять!».

При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Он может настаивать, что сыр — это масло, что синее — это зеленое, что лев — это собака и пр. Но как только взрослый соглашается с ним, его «мнение» резко меняется на противоположное. Ребенок, действующий и говорящий вопреки взрослому, действует и говорит вопреки своим собственным ощущениям. Здесь поведение ребенка не только не зависит от воспринимаемых обстоятельств, но противоречит очевидности. Но это поведение вызвано не предметной ситуацией, а отношением к человеку. Ребенок действует наперекор своим желаниям и наперекор очевидности, чтобы выразить свое отношение другому.

Второйсимптомкризисатрехлет—упрямство, которое следует отличать от настойчивости. Например, если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство. Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, — это уже проявления упрямства. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него. Здесь опять же можно видеть прямо.

Третийсимптомэтоговозраста—строптивость. Этот симптом является центральным для кризиса трех лет, поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и пр. Он «бунтует» против всего, с чем имел дело раньше.

Четвертыйсимптом—своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.

Пятыйсимптом—протест-бунт. Поведение ребенка приобретает вид протеста, словно ребенок находится в состоянии войны с окружающими. Ссоры и конфликты становятся привычным делом.

Шестойсимптом—обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что раньше было привычно, интересно, дорого. Могут обесцениваться нормы поведения (ребенок вдруг начинает грубить и ругаться), старые привязанности к вещам (ребенок может сломать недавно любимую игрушку), и т.п. Такие явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Седьмойсимптом—деспотизм. Еще недавно ласковый, малыш в возрасте трех лет нередко превращается в самого настоящего семейного деспота. Он диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным. В случае, если в семье есть еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности. Ведь с точки зрения трехлетнего карапуза, его братья или сестры вообще не имеют в семье никаких прав. В общем, симптомы, взятые вместе, производят впечатление эмансипации ребенка: как будто раньше взрослые водили его за руку, а теперь у него появилась тенденция ходить самостоятельно.

Смирнова Е.О. считает, что последние три симптома (бунт, обесценивание и деспотизм) встречаются реже и имеют второстепенное значение.

По мнению психологов, причинамивозникновениякризисатрехлет являются:

— объективное возрастное развитие ребенка с переходом на новую, более высокую ступень психологического развития;

— при тенденции ребенка к самостоятельности взрослый сохраняет старый тип отношений и не перестраивает свое поведение, тем самым ограничивает активность ребенка;

— протест ребенка, переросшего те формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Нормальный, правильно развивающийся ребенок противится прежним отношениям.

Какой хороший я!

Трудности общения нередко возникают у малышей, выросших в «ежовых рукавицах». Таких детей часто ругают и мало хвалят. С самого раннего детства они должны (понимать, делать, знать, уметь – нужное подчеркнуть). Эти требования почти всегда завышены, и в результате ребенок уходит в себя, ведь только наедине с самим собой он не слышит постоянных окриков и не получает очередного подтверждения в своей неуспешности. А как человек оценивает себя, так его воспринимают и в обществе. Чем выше уровень тревожности и чем ниже самооценка, тем меньше принимают ребенка в детской компании. На любое предложение что-то сделать, у такого ребенка готов ответ: «Не могу!». На самом деле «не могу» означает «мне нужна твоя помощь».

Стратегия и тактика ваших действий

  • Не стесняйтесь как можно чаще хвалить ребенка. Особенно, в обществе.
  • Прежде, чем вы дадите малышу какое-нибудь задание, дайте сначала задание такого же типа, но заведомо легкое, с которым он совершенно точно справится. Отметьте, как здорово ребенок его выполнил! Следующий этап – чуть более сложная задача и обязательно с вашей поддержкой: «Я знаю, ты обязательно справишься. Подумай еще немного, как это лучше сделать».
  • Чтобы проявить инициативу в игре, нужно уметь играть, знать, как это делается. Научите сына или дочку новым играм, а в старых покажите какой-нибудь новый поворот сюжета, необычный ход и т.д. Его успешность среди сверстников непременно повысится!

Пути выхода из кризиса

Конфликты возникают в разных сферах жизни, и человек, не умеющий преодолевать их, находит другие способы сохранить душевный комфорт. С вызывающим раздражение мужем можно развестись или жить отдельно в гостевом браке и встречаться в периоды хорошего настроения, с неприятными знакомыми можно перестать общаться. А что делать, если отношения с собственным ребенком стали совершенно невыносимыми?

Родители находят разные методы преодолеть сложную ситуацию:

  • не спорят, становятся рабами своего чадушки;
  • силовыми методами настаивают на своем;
  • сводят к минимуму общение с ребенком: отдают в круглосуточный детский сад, нанимают няню с проживанием или отправляют то к одной, то к другой бабушке;
  • стараются понять причины происходящего и ищут компромисс с малышом.

Самым мудрым будет последнее решение. Перекладывать свои проблемы на других, во-первых, неэтично: сами решили родить малыша, вам и отвечать за его упрямство, истерики и своеволие. Во-вторых, ребенку нужны мама и папа. Бабушки, няни, воспитатели могут присмотреть за ним некоторое время, но нормально сформироваться личность может только с родителями. Потакать всем капризам тоже нельзя. Даже если у вас есть деньги на исполнение любых прихотей ребенка, ему когда-нибудь придется учиться ограничивать свои желания. В школе и во взрослой жизни человеку, не умеющему считаться с другими, будет очень трудно, подумайте о будущем своего малыша. Силовые методы приведут к психическому слому, ребенок вырастет или затравленным, закомплексованным, безвольным или озлобленным на весь мир.

Если вы решили создать семейную атмосферу, комфортную для всех, в первую очередь твердо усвойте: малыш не хочет причинить зло ни себе, ни вам. Ребенку неприятно, когда мама плачет, бабушка не желает с ним разговаривать. Не хочет он ни замерзнуть на улице без куртки, ни страдать от голода. Кризис и признаки его проявления обусловлены тем, что трехлетке нужно исследовать мир, который теперь существует отдельно от него. А как? Только путем проб и ошибок, вот малыш и отвергает все, что раньше окружало его, чтобы проверить, что из этого выйдет. Он хочет научиться жить в новом состоянии, самому решать, когда нужно поступать по-своему, а когда лучше прислушаться к советам старших.

Прислушайтесь к специалистам

Кризис трех  лет – настолько серьезный период в развитии малыша, что ему посвятили множество научных работ и психологи, и педагоги. В своих публикациях специалисты исследуют причины и ищут наиболее безболезненные способы преодолеть опасный рубеж. Родителям нужно вовремя заметить приближение перехода на новый этап становления личности, не перепутать его с обычными капризами или болезненным состоянием ребенка.

В помощь мамам и папам Л.С. Выготский описал 7 симптомов детского кризиса, которые так и названы – «семизвездие».

  1. Негативизм. Малыш отказывается выполнять просьбы взрослых, сам решает, чьи требования можно игнорировать, а кого нужно слушаться. Часто негативизм как симптом кризиса трех лет направлен только на близких людей, а с посторонними ребенок ведет себя хорошо. Мама никак не может увести трехлетку с детской площадки. Незнакомый прохожий говорит: «Ты почему не слушаешься? Быстро беги домой!» – и ребенок сразу слезает с карусели.
  2. Упрямство. Ребенок настаивает на своем и не перестает упрямиться, даже если понимает, что ему это невыгодно. Сын просит у мамы купить ему пластмассовую машинку. Женщина говорит, что эта игрушка неинтересная и показывает управляемый танк. Мальчик тоже понимает, что ему больше нравится танк, но упрямо требует уже ненужный автомобиль.
  3. Обесценивание. Ребенок ломает любимые игрушки, отказывается заниматься делом, от которого его прежде было невозможно оторвать. Бабушка поднимает с пола плюшевую игрушку и говорит, что зайчик плачет, ему жестко и холодно. Раньше малыш и спал, и ел с мягким другом, а сейчас выхватывает его и бросает в мусорное ведро.
  4. Строптивость. Малыш отвергает установленные правила семейной жизни и распорядка. Если все садятся за стол, он отказывается есть, даже когда голоден. Семья пообедала и собирается на прогулку, а он начинает кричать, что хочет кушать.
  5. Своеволие. Ребенок хочет все делать сам. Мама советует ему, что мелкие предметы удобно переносить в коробке или корзинке, но малыш упрямо хватает горсть деталей конструктора, несет в руках, по дороге все рассыпает.
  6. Протест-бунт. Ребенок начинает ссориться с взрослыми совершенно без повода. Посреди игры он может заявить маме: «Ты плохая, я тебя не люблю!».
  7. Деспотизм. Малыш становится настоящим диктатором, он хочет, чтобы все в семье происходило только по его желанию, родители подчинялись его требованиям. Мама говорит, что ей нужно срочно сделать очень важный звонок, она быстро закончит и прочитает ребенку сказку. Маленький тиран выхватывает из ее рук телефон и забрасывает его под кровать.

Кандидат психологических наук  В. А. Ильин рассматривает кризис трех лет с психосоциальной точки зрения. В этом возрасте малышу приходится контактировать и с взрослыми, и с другими детьми. Переходный период имеет большое значение для формирования умения общаться.

По Ильину, такой резкий перелом в поведении обусловлен 3 факторами.

  1. В развитии личности малыша начинается новый, очень важный этап.
  2. Взаимоотношения между ребенком и взрослыми резко становятся более разнообразными и сложными. То же самое происходит при его общении с другими детьми.
  3. Раньше дети воспитывались в семье, общаться в коллективе сверстников они начинали в школьном возрасте. Сейчас большинство малышей около 3 лет поступают в детские учреждения, где нужно уметь находить контакт не с 2-3 друзьями, а с целой группой.

Л. А. Петрановская рассматривает возрастной кризис 3 лет с точки зрения теории привязанности. С самого рождения малыш считал себя и родителей единым целым, и вдруг оказалось, что его и мамины желания могут быть абсолютно разными. Ребенок в ужасе, он всей душой любит родных людей – и одновременно стремится к проявлению самостоятельности. Сейчас только от взрослых зависит, сохранится ли крепкая привязанность между родителями и ребенком. Если мамина и папина позиция окажется правильной, теплые чувства не остынут и помогут выйти из любого конфликта. Если взрослые уподобятся трехлетке и начнут войну с ним, ребенок начнет бунтовать, стараясь взять на себя роль главы семьи. Ему не нужен этот тяжелый груз, маленький человечек хочет ощущать опеку родителей, но отношения между ними должны перейти на новый уровень.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий