Сущность и структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность / Сущность и структура педагогической деятельности
1. Гностический компонент (от греч. гнозис—познание) относится к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также о самопознании (собственной личности и деятельности).
2. Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.
3. Конструктивный компонент — это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий).
4. Коммуникативный компонент — это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися. Акцент ставится на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и образовательных) целей.
5. Организаторский компонент — это система умений педагога
организовать
собственную деятельность, а также активность учащихся.
Необходимо подчеркнуть, что все компоненты данной модели часто описываются через систему соответствующих умений учителя. Представленные компоненты не только взаимосвязаны, но и в значительной степени пересекаются. Так, например, продумывая построение и ход урока, преподаватель обязательно должен иметь в виду и то, с какого занятия придут на этот урок его ученики (скажем, после физкультуры школьникам обычно трудно успокоиться и сосредоточиться). Необходимо учитывать и характер и личные проблемы каждого из них (ведь не стоит вызывать к доске ребенка, расстроенного домашними неприятностями, а басня, пополам с хохотом прочитанная самым смешливым из класса, может сорвать урок). Так связаны между собой гностический и организаторский компоненты. По мнению В. И. Гинецинского, который также предлагает модель системного характера, в педагогической деятельности можно выделить четыре функциональных компонента: презентативный, инсентивный, корректирующий и диагностирующий.
1. Презентативная функция состоит в изложении учащимся содержания материала. Выделение этой функции основано на абстрагировании от конкретных форм обучения. Она ориентирована на сам факт изложения учебного материала.
2. Инсентивная функция заключается в том, чтобы вызвать у учащихся интерес к усвоению информации. Ее реализация связана с постановкой вопросов, оценкой ответов.
3. Корректирующая функция связана с исправлением и сопоставлением результатов деятельности самих учащихся.
4. Диагностирующая функция обеспечивает обратную связь.
Преобладание той или иной функции в деятельности преподавателя указывает на то, что активность учащихся имеет определенный вид, поскольку реализуется определенный метод обучения. Например, ведущему положению инсентивной функции обычно сопутствует применение проблемного метода. Оригинальная концепция деятельности учителя разработана в работах А. К. Марковой. В структуре труда учителя она выделяет следующие составляющие: 1) профессиональные, психологические и педагогические знания; 2) профессиональные педагогические умения; 3) профессиональные психологические позиции и установки учителя; 4) личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями. В рамках концепции А. К. Маркова (1993) выявляет и описывает десять групп педагогических умений. Рассмотрим вкратце содержание данной модели.
Первая группа включает в себя следующий ряд педагогических умений. Преподаватель должен уметь:
• увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать ее в виде педагогических задач, при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного участника учебно-воспитательного процесса; изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию;
• конкретизировать педагогические задачи, принимать оптимальное решение в любой создавшейся ситуации, предвидеть близкие и отдаленные результаты решения подобных задач.
Вторую группу педагогических умений составляют:
• работа с содержанием учебного материала;
• способность к педагогическому истолкованию информации;
• формирование у школьников учебных и социальных умений и навыков, осуществление межпредметных связей;
Перейти на страницу: 2
Структура педагогической деятельности
Выделяют три компонента педагогической деятельности:
- конструктивный;
- организаторский;
- коммуникативный.
Конструктивный компонент. В работе учителя большое место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработка для изложения учащимся. Вся эта работа в итоге выливается в подробный конспект урока. Поиск путей активизации и интенсификации процесса обучения также неотъемлемая часть конструктивной деятельности.Организаторский компонент
Важное место в структуре педагогической деятельности занимает организаторская деятельность, составляющей единое целое с конструктивной. Все, что планирует учитель провести в течение урока, должно сочетаться с его умением организовать весь учебно-воспитательный процесс
Только в этом случае ученики будут вооружаться знаниями. Организаторский компонент включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке; организация деятельности детей; постоянная активизация их познавательной сферы. Если учитель проявляет мастерство лишь в одном аспекте организаторской деятельности, например, хорошо организовал изложение (умело подобрал учебный материал, словесную, предметную наглядность), но не привлек детей к активной мыслительной деятельности, то урок может носить только развлекательный характер, а полноценного усвоения знаний не будет. Это же относится и к остальным направлениям организаторского компонента структуры.Коммуникативный компонент. Он включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. Выделяют пять типов эмоциональных отношений учителей к учащимся: эмоционально-положительный активный, эмоционально-положительный пассивный, эмоционально-отрицательный активный, эмоционально-отрицательный пассивный, неуравновешенный. Оказывается, что взаимоотношения детей в классе в большинстве случаев соответствует тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя. Так, у учителя эмоционально-неуравновешенного, который то подозрителен и отрицательно настроен к ученикам, то сентиментален и необоснованно поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношении друг к другу. Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всем педагогическом процессе. Осуществление индивидуального подхода, как одной из сторон коммуникативной деятельности человека, также определяет успех его работы. Учитель должен заметить и учесть особенности школьника, которые мешают или помогают ему, и соответственно реагировать на них. Так, медлительность ученика, связанная с его темпераментом, требует терпения и такта учителя. Надо помнить, что именно коммуникативные компоненты деятельности учителя в большинстве случаев являются причиной отклонений в результатах обучения. А.И. Щербаков, кроме изложенных компонентов, выделяет психологические функции педагогической деятельности. Это информационная функция (владение материалом и искусством его подачи); развивающая (управление развитием личности школьника в целом); ориентационная (направленность личности, ее мотивы, идеалы); мобилизационная (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности); исследовательская (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мастерство).
Профессиональный потенциал педагога
Значение имеют не изолированные качества педагога, а их целостная система. Системный характер учительского мастерства отражается в понятии “профессиональный потенциал педагога”, объединяющем в себе многие разноплановые и разноуровневые аспекты подготовки и деятельности учителя.
Профессиональный потенциал – это:
– главная характеристика педагога, включающая в себя совокупность объединенных в систему естественных и приобретенных качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности на заданном уровне;
– скорректированная на цель способность педагога ее реализовать: при этом речь идет о соотношении намерений и достижений;
– база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запроектированных результатов.
Профессиональный потенциал определяется как система естественных и приобретенных в процессе профессиональной подготовки качеств:
ППП = Пнеп + Пчип + Пдсп + Пдпд, где ППП – профессиональный потенциал педагога; Пнеп – неизменяемая часть потенциала, обусловленная общими врожденными способностями личности;
Пчип – частично изменяемая (прогрессивная) часть потенциала, обусловленная естественными специальными способностями личности, развитием последних в процессе профессиональной подготовки и практической деятельности;
Пдсп – компонент потенциала, добавляемый специальной подготовкой в вузе (специальный);
Пдпд – часть потенциала, приобретаемая в процессе практической деятельности педагога.
Система ППП содержит структурные части, под которыми понимаются крупные направления (аспекты) подготовки учителей и их профессиональной деятельности.
Общая структура понятия “профессиональный потенциал” многоплановая.
С одной стороны, ППП содержит в себе соотношение ориентации как наклонности к педагогической деятельности и действительной ситуации деятельности. При таком подходе подчеркивается значение приобретенной и естественной способности к занятиям педагогической деятельностью.
С другой стороны, ППП отражает отношение педагога к профессиональной деятельности. Это значит, что одних лишь способностей, даже когда они есть, мало для качественного выполнения профессиональных обязанностей.
С третьей стороны, ППП трактуется как возможность выполнять свой труд на уровне требований педагогической профессии, в сочетании с индивидуальным пониманием сущности педагогического процесса – стилем учебно-воспитательной деятельности.
С четвертой стороны, ППП – это концентрирование приобретенных качеств, т. е. система приобретенных в процессе подготовки знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности.
Общими структурными компонентами педагогического профессионального потенциала является интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный, операционный, творческий.
Культурный, гуманистический, деятельностный компоненты рассматриваются как общие условия, в которых протекает профессиональная деятельность.
Близким по отношению к ППП общим понятием является педагогический профессионализм, который означает способность рассчитывать течение педагогических процессов, предвидеть их последствия, при этом опираясь на знание общих обстоятельств, условий и конкретных причин.
Профессионально-педагогическая деятельность, ее структура
В отличие от принятого
в психологии понимания деятельности
как многоуровневой системы, компонентами
которой являются цель, мотивы, действия
и результат, применительно к
педагогической деятельности преобладает
подход выделения ее компонентов
как относительно самостоятельных
функциональных видов деятельности
педагога.
Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической
деятельности три взаимосвязанных компонента:
конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Для успешного осуществления этих функциональных
видов педагогической деятельности необходимы
соответствующие способности, проявляющиеся
в умениях.
Конструктивная
деятельность, в свою очередь, распадается
на конструктивно-содержательную (отбор
и композиция учебного материала, планирование
и построение педагогического процесса),
конструктивно-оперативную (планирование
своих действий и действий учащихся) и
конструктивно-материальную (проектирование
учебно-материальной базы педагогического
процесса). Организаторская
деятельность предполагает выполнение
системы действий, направленных на включение
учащихся в различные виды деятельности,
создание коллектива и организацию совместной
деятельности.
Коммуникативная
деятельность направлена на установление
педагогически целесообразных отношений
педагога с воспитанниками, другими педагогами
школы, представителями общественности,
родителями.
Однако названные компоненты, с одной
стороны, в равной мере могут быть отнесены
не только к педагогической, но и почти
к любой другой деятельности, а с другой
— они не раскрывают с достаточной полнотой
все стороны и области педагогической
деятельности.
А. И. Щербаков относит конструктивный,
организаторский и исследовательский
компоненты (функции) к общетрудовым,
т.е. проявляющимся в любой деятельности.
Но он конкретизирует функцию учителя
на этапе реализации педагогического
процесса, представив организаторский
компонент педагогической деятельности
как единство информационной, развивающей,
ориентационной и мобилизационной
функций
Особо следует обратить
внимание на исследовательскую функцию,
хотя она и относится к общетрудовым. Реализация исследовательской функции
требует от учителя научного подхода
к педагогическим явлениям, владения
умениями эвристического поиска и методами
научно-педагогического исследования,
в том числе анализа собственного
опыта и опыта других учителей.
Конструктивный компонент педагогической
деятельности может быть представлен
как внутренне взаимосвязанные аналитическая,
прогностическая и проективная функции
Углубленное изучение содержания
коммуникативной функции позволяет
определить ее также через взаимосвязанные
перцептивную, собственно коммуникативную
и коммуникативно-операциональную
функции. Перцептивная функция связана
с проникновением во внутренний мир
человека, собственно коммуникативная
— направлена на установление педагогически
целесообразных отношений, а коммуникативно-операциональная
— предполагает активное использование
средств педагогической техники.
Эффективность педагогического процесса
обусловлена наличием постоянной обратной
связи. Она позволяет учителю своевременно
получать информацию о соответствии полученных
результатов планировавшимся задачам.
В силу этого в структуре педагогической
деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный
(рефлексивный) компонент.
Все компоненты, или функциональные
виды, деятельности проявляются в
работе педагога любой специальности.
Их осуществление предполагает владение
педагогом специальными умениями.
Психологические особенности педагогического коллектива
А.С. Макаренко писал: “… я не представлял и не представляю, можно ли воспитать… детский коллектив, если не будет коллектива педагогов”. Педагогический коллектив имеет определенную организационную структуру. Структура определяет отношения взаимной зависимости, взаимного контроля членов коллектива. В рамках этой структуры работает педагогический совет, методические объединения учителей-предметников и классных руководителей, администрация школы. В педагогическом коллективе существует определенное разделение труда и кооперация в процессе его. Разделение и кооперация труда требует от учителя владения навыками сотрудничества, в первую очередь умения совместно добывать необходимую информацию, обсуждать проблемы, выслушать, понять точку зрения коллеги, принять ее, дополнить или аргументированно отклонить. Эти, и многие другие умения и навыки делового сотрудничества приобретает учитель в педагогическом коллективе.Взаимоотношения учителей в педагогическом коллективе определяются и опосредуются целями и содержанием их деятельности. Отношения, которые складываются между учителями можно условно назвать официальными и неофициальными. Первая – общая система межличностных нравственно-психологических отношений, охватывающая весь педагогический коллектив. Вторая – сеть избирательных отношений, основанная на взаимных симпатиях между отдельными учителями. Успешность деятельности педагогического коллектива оценивается пятью критериями: обученность школьников, их воспитанность, способность педагогического коллектива оперативно решать возникающие задачи, профессиональная квалификация и личностное самосовершенствование педагогов.
Эффективность деятельности педагогического коллектива зависит от морально-психологического климата в нем. От него зависит самочувствие учителя в школе, его стремление к полной самоотдаче в педагогической деятельности. Климат коллектива в немалой степени определяет и меру творчества каждого учителя. Климат педагогического коллектива зависит от ряда обстоятельств: стиля руководства администрации школы, условий труда, социально-психологической совместимости учителей – членов коллектива; социально-психологических установок, реализуемых учителем, администрацией школы. Благоприятный климат предполагает наличие в коллективе радости труда, оптимизма, радости общения, доверия, чувства локтя, чувства защищенности, бодрости. Педагогический коллектив, который объединен не только общей целью, но и узами дружбы, взаимного уважения и симпатий, становится могущественным воспитателем детского коллектива.
Коммуникативный компонент педагогической деятельности
Определение 4
Коммуникативный компонент педагогической деятельности – это один из важнейших факторов успешной профессиональной деятельности педагога.
От коммуникативного компонента педагогической деятельности зависит, как именно сложатся его взаимоотношения с учащимися и в целом успешность всей его профессиональной деятельности.
Представление о том, как педагог будет относиться к учащимся, формируется у них намного раньше, чем педагог начинает с ними взаимодействовать. Первое представление дети получают, оценивая внешний вид педагога, его позу, манеру общения и т.п.
Для того, чтобы коммуникативная деятельность педагога была успешной, ему необходимо учитывать потребности каждого возрастного периода.
Например, учащиеся среднего звена требуют от педагога конкретного и точного объяснения учебного материала, сопровождающегося интересными и яркими примерами. Учащиеся старшего школьного возраста уже имеют сформировавшееся представление о том, каким должен быть процесс обучения
Им важно, чтобы педагог любил свой предмет, вкладывал в его преподавание «душу». Для детей младшего школьного возраста важна личность педагога, они наделяют его ореолом романтики, считают всезнающим и всё умеющим человеком
Однако, вне зависимости от возраста, учащиеся особенно чувствительны к тому, как педагог их слушает, сколько внимания и терпения уделяет отвечающему. Они любят и ценят внимательных, выдержанных учителей.
Таким образом, каждый из компонентов структуры педагогической деятельности связан с другими, и требует от учителя большего или меньшего внимания в зависимости от уровня подготовленности и мастерства.
Структура преподавательской работы
Как и в любом другом виде деятельности в профессии учителя также существует определенная конфигурация. Структура педагогической деятельности представлена таким образом:
- Мотивация.
- Предмет педагогической деятельности.
- Педагогические средства и методы достижения поставленных целей.
- Продукт и итог деятельности педагога.
Одно из ключевых мест занимает мотивация. Это относится не только к педагогической, но и к любой другой деятельности в целом. Таким образом, мотивы могут определяться в рамках одной из основных групп:
- Долженствование.
- Заинтересованность и увлеченность педагога профильным предметом.
- Тяга к общению с обучающимися.
Исходя из вышеперечисленных мотивационных групп, выделяют педагогические модели:
- С преобладанием чувства долга.
- Доминирование интереса к профильному предмету.
- С высокой степенью заинтересованности в общении с учениками.
- Без преобладающей мотивации.
Преподаватели, относящиеся к последней группе, как правило, имеют более высокую квалификацию и пользуются авторитетом среди учеников и преподавательского состава.
Стимулирующими факторами для педагога в его деятельности также являются:
- Материальная сторона.
- Стремление к самоутверждению.
- Личностная самореализация.
- Профессиональные мотивы.
В преподавательской работе педагог также использует определенные средства, позволяющие построить процесс передачи знаний к ученикам должным образом. К таким средствам относятся:
Среди других способов передачи знаний от ученика к учителю можно отметить объяснение, показ, совместную работу, тренинги, практические занятия и прочее.
Таким образом, педагогическая деятельность и ее структура, кратко определяется умением эффективно выстроить рабочий процесс с использованием накопленных знаний, доступных методов и техник преподавания с учетом личностных и мотивационных характеристик педагога.
Продукт педагогической деятельности – сформированный у обучающегося личный опыт, представленный совокупностью нескольких компонентов. Оценка продукта педагогической деятельности происходит на основе выполнения учебно-контрольных действий, экзаменов, зачетов.
Итогом педагогической деятельности выступает уровень развития ученика, личностное и интеллектуальное совершенствование, становление как субъекта учебной деятельности.
Наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев). Состоит из: 1) науки об образовании 2) искусства воспитательной практики по формированию и развитию личности.
Объект
– явления действительности, которые обусловливают
развитие человеческого индивида в процессе
целенаправленной деятельности общества.
Объект педагогикиПредмет
– образование (= реальный целостный педагогический
процесс, целенаправленно организуемый
в специальных социальных институтах
(семье, образовательных и культурно-воспитател ных
учреждениях)) и воспитание. Предмет педагогики личностиобученияобразованияФункции 1)
Теоретическая – 3 уровня:–
описательный (объяснительный) = –
диагностический
=
прогностический = 2)
Технологическая – 3 уровня:–
проективный =–
преобразовательный =–
рефлексивный =Задачи: –
формирование воспитательной среды,–
организация деятельности воспитанников,–
создание воспитательного коллектива,–
развитие индивидуальности личности. Образование
как общественное явление и педагогический
процесс. Основные тенденции
развития образования в современном мире.Непрерывность
образованияГуманитаризацияДемократизацияИнтеграция
образованияЛогика
и этапы целостного педагогического процесса.
Соотношение воспитания и обучения в целостном
педагогическом процессе.
Процесс обученияцелостное явлениеЦелостный
педагогический процесс: Критериями
эффективности целостного педагогического
процесса являются: следующие компонентыЦелевой
компонентСтимулирующе-мотивац онный
компонентСодержательный
компонент Операционно-действенны
компонентКонтрольно-регулиров чный
компонентОценочно-результатив ый
компонентдва взаимосвязанных
элемента: Обучение
сотворчества учителя и ученика
творческое взаимообогащениеличностного
языкового статуса Связь
педагогики с другими науками. Взаимосвязь
педагогической науки и практики.с философиейкоторая выполняет
методологическую функцию в педагогикеПедагогика разрабатывает пути
и средства формирования мировоззрения
человека.с
психологиейПсихология
и психодиагностика являются важнейшими
источниками научного обоснования образовательного
процессаПедагогика обосновывает
методику психического развития педагогическими
средствами– с
биологиейпринцип природосообразности
обучения и воспитанияСоотношение
природных и социальных факторов развития
человека, индивидуализация образовательного
процесса – одна из центральных для педагогики.– с
антропологией
материал о многомерности и многоликости
человекаПедагогика разрабатывает
способы комплексного подхода в воспитании
и обучении человека.– с
медицинойпоявление
коррекционной педагогики как специальной
отрасли педагогического знания.) сурдопедагогика
2) тифлопедагогика3) олигофренопедагогика
4) логопедия– с
экономикой– с
социологией– с
политологией– с
различными гуманитар. и естеств науками
– с информатикойс
культурологией.Понятие
методологии педагогической науки. Методологическая
культура педагога.Методология – учение
о принципах построения, формах и способах
научно-познавательн й деятельности.Методология педагогики система знаний об основаниях и структуре
педагогической теории, о принципах подхода
и способах добывания педагогических
знаний, деятельность по получению таких
знаний и обоснование исследовательской
работы.Структура
методологического знания1) Философский2) Общенаучная
методология3) Конкретно-научная
методология
в педагогике
4) ТехнологическийМетоды
педагогического исследования– это
сами способы изучения педагогических
явлений, получения научной информации
о них с целью установления закономерных
связей, отношений и построения научных
теорий.Методы
педагогического исследования– теоретические– эмпирические
психологические методы
социологические методыМетодика
исследованияНаучное
исследование в педагогике, его основные
параметры и критерии.Методы
исследованийЛогика
и методы педагогического исследования.Педагогическое
наблюдениеИзучение
опытаПедагогическое
тестированиеМетоды
математической статистикиСистема
образования в России.Система
образованияОбщеобразовательные
учреждения К профессиональным
образовательным учреждениямК высшим
учебным заведениямПослевузовское
образованиеучреждения дополнительного
образованияУчебная
программаУправление
как функция сложных систем; управление
(менеджмент) как деятельность, процесс.
Элементы педагогического менеджмента
как системы.Государственно-общест енный
характер управления образованием. Структура
системы государственно-общест енного
управления образованием в РФ. Компетенция
государственных органов управления образованием.Основные
функции педагогического управления.
Проблемы педагогического общения
Педагогическое общение – это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила, законы, но ученики у которого перегружены, скованы, имеют заниженную самооценку. В этом смысле педагогическое общение важнее педагогической технологии. Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:
- взаимообмен информацией между учителем и учащимися;
- взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;
- мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;
- взаимодействие и организация совместной деятельности;
- разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся;
- взаимная удовлетворенность участников общения.
Такой широкий спектр задач требует оптимизации педагогического общения – по задачам, по средствам, по результату.Взаимодействие учителя с учащимися – один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Учитель, в принципе, достаточно подготовлен к организации и поддержанию взаимоотношений с учащимися. Однако на практике взаимоотношения учителя с учащимися складываются не всегда оптимально. Во многом это зависит от стиля руководства педагога (т.е. от характерной манеры и способов выполнения воспитателем тех функций, из которых складывается его взаимодействие с учащимися).Стиль руководства. Охарактеризуем пять наиболее часто встречающихся у учителей стилей руководства учащимися. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение в конечном счете всегда принимает учитель в соответствии со своими установками. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию “первого среди равных”. Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель. При игнорирующем стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства. Стиль руководства накладывает отпечаток на всю систему взаимоотношений учителя с учащимися: на то, как воспринимает учитель своих учеников, как часто его конфликты с учащимися и т.д. Складывающиеся взаимоотношения учителей с учащимися зависят также от того, насколько педагоги учитывают возрастные особенности школьников, в частности свойственное подросткам и юношам стремление к взрослости. Уважение воспитателем личности школьника является обязательным психологическим условием возникновения доверительных взаимоотношений учащихся с учителями. В противном случае возникают конфликты учащихся с учителями. Наблюдается “возрастное своеобразие” в протекании конфликтов. В начальных классах они проявляются как недовольство ученика учителем. У подростков нередки открытые столкновения с учителем. В старших классах конфликт может принять форму скрытого состояния неудовлетворенности у ученика, упорного несогласия с действиями (точкой зрения) учителя.) Стиль руководства учителя формируется под влиянием субъективных и объективных факторов. Под субъективными факторами понимают характерологические особенности личности учителя. К объективным факторам относят стиль руководства администрации школы, характер взаимодействия в учительском коллективе и ряд других факторов.
Элементы педагогической деятельности
Организаторский, конструктивный и коммуникативный компоненты – основа педагогической деятельности.
Конструктивный компонент выступает в качестве основного преподавательского инструмента. Его проявление наблюдается в процессе составления и проектирования учебного плана, создания материалов для последующего применения на практике. Деятельность педагога в рамках конструктивной работы ведется с опорой на преподавательский план, программу обучения, учебную и методическую литературу. Данный элемент включает в себя планирование содержания программы обучения, системы и порядка собственных действий обучающихся.
Прямую связь с конструктивным имеет организаторский компонент. Вся педагогическая деятельность неразрывно связана с рядом определенных действий, носящих организаторский характер. Основными типами таких действий являются:
- Организация изложения.
- Организация поведения и действий в рамках конкретной деятельности.
- Организация работы учащихся.
Умелое сочетание данных направлений позволяет педагогу максимально эффективно выстраивать рабочий процесс и вести педагогическую деятельность соответственно установленным нормам.
Элемент коммуникативности в работе педагога обеспечивает точность, конкретность пояснений, доступность изложения понятий. Применение сравнительного анализа позволяет создать благоприятную атмосферу для запоминания материала учениками. В целом коммуникативная деятельность создает необходимое отношение обучающегося к предмету и способствует его правильному восприятию через педагога.
Детальное рассмотрение профессиональных компонентов требует изучения структуры и функций педагогической деятельности, а также позволяет подойти к решению некоторых, возникающих в процессе преподавания, проблем, а именно:
- Развитие творческого потенциала педагога и умение преодолевать профессиональные стереотипы.
- Уровень профессионализма преподавателя.
- Психологическая подготовка и стрессоустойчивость.
- Степень подготовки педагога к реализации системы развивающего преподавания.
- Повышение квалификации учителя и многие другие.