Как подготовить и провести занятие по конструированию в детском саду

Поделки для младших ребят


Детям трехлетнего возраста лучше начинать конструирование бумажных поделок с легких задач, например, с изготовления зайчат. Некоторые малыши, которым уже исполнилось три года, уже владеют навыками вырезания простых фигурок из бумаги и картона. Чтобы создать поделки из бумажных полосок для детей, достаточно просто вырезать их из бумаги. Для облегчения задачи контуры чертятся карандашом. Конструирование головы зайчонка производится путем склеивания в кольцо бумажной полоски. Ушки из двух частей тоже приклеиваются к голове. Лапки крепятся с двух сторон к туловищу. Перед этим на полосах вырезаются отверстия. Завершающим этапом является крепление головы и рисование глаз на ней. Готовых зайчат помещают на зеленую бумагу.

Чтобы получить гусеницу, нужно кольца соединить между собой с помощью клея. Поделка украшается вырезанными из бумаги глазками и рожками. Эти детали дополнительно прикрепляются к голове. Насекомое нужно поместить на лист бумаги зелёного цвета. Чтобы создать имитацию съеденных листочков, нужно проколоть на «полянке» дырочки. Для этого удобней всего использовать дырокол.

Для производства птички также понадобятся полосы, имеющие одинаковую ширину и разную длину. Для этого понадобится бумага разных цветов. Все заготовки склеиваются кольцами. Они должны иметь разный диаметр. Колечки вставляются друг в друга и склеиваются. Голова конструируется из заготовки короткого размера и собирается в кольцо.

Каркасное конструирование

Также существует еще один тип — каркасное конструирование.

Его предложил Н.Н. Поддьяков. Дети сначала знакомятся с устройством основного каркаса, являющегося центральным звеном поделки. Далее педагог начинает демонстрировать изменения этого каркаса, что приводит к изменением всей модели.

Так дети начинают понимать принципы строения конструкции и приобретают навык по определению особенностей конструкции, опираясь на ее каркас.

При этом, рассматривая каркас, дошкольники мысленно придумывают, как можно закончить его, добавляя к нему те или иные детали.

Поэтому мы считаем, что каркасное конструирование очень хорошо помогает формировать детское воображение, обогащая используемые детьми методы конструирования. Также это формирует образное мышление детей.

Работа, основанная на замысле, расширяет возможности детей. Дети проявляют свои творческие способности более самостоятельно: они самостоятельно принимают решение, что и каким образом конструировать.

Разновидности проектов из бумаги

Изображение от

Бумага – универсальный материал, из которого можно создавать самые разные поделки. Причем с этим материалом справится даже трехлетний карапуз, главное – правильно подобрать технику, наиболее подходящую для пока еще непослушных ручек малыша. 

Поделка из бумаги может быть плоскостной (когда основой становится плотная бумага или картон), объемной (например, бумажная скульптура, изготовленная из папье-маше, или поделки, собранные из полосок бумаги) или выполненной в технике оригами. Разновидностей проектов из бумаги, как и техник их создания, очень много – оригами и киригами, поделки из конусов и цилиндров, из полосок бумаги, складывание и скручивание, скатывание и форматное конструирование и т. д. Предлагаем познакомиться с некоторыми из них более подробно. 

Обрывная аппликация

Этот интересный вид бумажного конструирования развивает мелкую моторику детских ручек, творческое мышление и рекомендуется для малышей, начиная с трехлетнего возраста. У каждой поделки есть основа – из картона или плотной бумаги, на которой и создается художественное творение. От цветной бумаги пальцами отрываются кусочки и наклеиваются на контуры изображения, подготовленные воспитателем. Получается объемная картинка, чем-то схожая с мозаикой. Таким способом можно «вырезать» без ножниц крупные детали – например, крону деревьев или морскую волну. Техника делает изображение фактурным. 

Мозаика

В таком виде аппликации изображение складывается из отдельных цветных кусочков, которые аккуратно подогнаны друг к другу. Мозаика может быть с просветами или без них, сплошной (когда разноцветными детальками заклеивается все изображение) или контурной (когда кусочки мозаики приклеиваются только по контуру). Есть и такие разновидности мозаики, как сюжетная, предметная, декоративная. Используя эту технику, можно оформить, например, закладку для книг или поздравительную открытку.

Торцевание

Еще одна простая в исполнении и необычная техника, которая позволяет создавать эффектные объемные картины, открытки, панно. Для изготовления поделки понадобятся: основа из плотной бумаги или картона, на которой нарисованы контуры будущей картины, много-много квадратиков из мягкой гофрированной бумаги (или обычных салфеток), клей и торцовочный инструмент (это может быть карандаш, стержень или палочка), а еще – терпение и аккуратность, ведь предстоит не один раз сформировать при помощи карандаша торцовки (отдельные элементы будущей композиции) и приклеить их к основе. С таким видом конструирования рекомендуют знакомить детей не ранее средней группы. 

Квиллинг

Такой вид бумагопластики подойдет для более продвинутых пользователей – из старшей и подготовительной группы. Суть техники квиллинга в следующем: из полосок цветной бумаги (шириной от 3 до 15 мм) при помощи зубочистки скручиваются тугие спиральки-колечки, которые затем используются для формирования различных объемных узоров. Кончики бумаги фиксируются клеем. 

Овладеть искусством бумажного конструирования, разобраться в том, как правильно организовывать и проводить развивающие занятия в детском дошкольном учреждении, чтобы они получались максимально увлекательными и полезными, вы можете на одном из онлайн-курсов в нашей Академии. Дистанционное обучение – оптимальный формат, который делает доступным и повышение квалификации, и профессиональную переподготовку, и освоение новой сферы деятельности. 

Цели обучения конструированию и задачи, которые решают такие занятия

на Freepik

Занятия по конструированию из бумаги включаются в учебно-воспитательный процесс для реализации сразу нескольких целей, а именно – образовательных, воспитательных, развивающих. В чем же состоят эти цели:

  1. Образовательные. В процессе увлекательной игры пополнить детский багаж знаний новыми словами, понятиями – познакомить с названиями тех объектов, которые приходится сооружать, с геометрическими фигурами и телами, с инструментами и материалами, помочь освоить техники работы и запомнить технические термины. 

  2. Воспитательные. В процессе создания чего-то нового собственными руками пробудить интерес к самостоятельному или коллективному творчеству, воспитывать аккуратность, любознательность, тягу к исследованиям, научить не только работать, но и доводить начатое до завершения. 

  3. Развивающие. Конструирование должно способствовать развитию внимания, навыков концентрации, пространственного и логического мышления, умения анализировать, творческих способностей, навыков делать что-то самостоятельно и вместе с кем-то (коллективно). 

Еще одной целью обучения конструированию из бумаги является формирование у детей интереса к техническому творчеству. 

Достижению всех этих целей способствует решение таких задач:

  • познакомить с изобретательством (техническим, художественным);

  • развить базовые навыки технического моделирования;

  • сформировать начальные умения технического, инженерного мышления;

  • научить пользоваться разными инструментами, работать с разными материалами при изготовлении конструкций разного уровня сложности;

  • привить ответственное отношение к своей работе;

  • воспитать аккуратность;

  • обучить технологиям и приемам работы с разными видами бумаги;

  • воспитывать у дошкольников интерес к техническому творчеству;

  • познакомить с элементарными правилами безопасности в работе с инструментами;

  • развить логическое, образное, конструктивное мышление;

  • сформировать умение выстраивать коммуникации со сверстниками и взрослыми;

  • научить проявлять инициативу, работать самостоятельно и многое другое. 

Этапы конструктивной деятельности

Какой бы объект ни задумал построить дошкольник, нужны определенные знания и навыки. Даже при строительстве самой обычной башни из кубиков и цилиндров, нужно заботиться о ее устойчивости

А для этого в основании важно расположить самую объемную деталь. Поэтому конструктивная деятельность протекает в несколько этапов:

  1. Обследование возможного структурного материала: форма, размеры, характерные особенности, какие функции может выполнять (кубик – устойчив, все стороны равны, может служить основой; конус – годится для завершения постройки, можно использовать как деталь забора и пр.)
  2. Определение основных составляющих объекта, обозначение формы и пространственных размеров (Создаем машину для игры: в кабине будет сидеть только водитель, а в кузове по два человека у бортика справа и слева).
  3. Конструктивные действия: последовательное сооружение модели (выкладывание ряда кубиков в качестве контура кузова, сборка стенки из деталей LEGO, соединение пластин для моста и т.д.)
  4. Целостное восприятие полученного результата и соотнесение с начальным замыслом.
  5. Исправления и дополнения конструкции, если обнаружено несоответствие с задумкой.

Перечисленные этапы наблюдаются и в создании простейших построек малышами, и в конструировании сложных моделей старшими дошкольниками. Уже в 4 года ребенок, удивляя родителей, способен провести первичный анализ, что мостик состоит из кирпичика, еще кирпичика и пластины.

Пятилетние дети внимательны к форме и размерам деталей. Они приобретают навыки анализа и не только расскажут, что за конструкция, из каких деталей состоит, но и могут предложить усовершенствовать постройку.

В 6-7 лет дети довольно полно анализируют структуру модели, выделяют основные и вспомогательные части, учитывают особенные качества деталей (устойчивость, длину, гибкость и пр.), планируют последовательность создания конструкции.

Польза конструирования

Эта деятельность довольно сложная, особенно для детей. Конструирование это поиск новизны в способах построения и соединения деталей. И результат зависит от уровня развития мышления и восприятия. Поэтому чем меньше ребенок, тем труднее сделать все правильно. Но в итоге, ребенок получает новые знания и развивается.

Чем полезно конструирование? Эта деятельность помогает:

развивать мелкую моторику;
изучать текстуру и форму предмета на практике;
обогащать речь новыми понятиями;
вырабатывать технические навыки в процессе реализации задачи;
развивать логическое и образное мышление, воображение и фантазию, концентрацию и внимание;
воспитать трудолюбие, желание завершать начатое, интерес к творчеству.

Дети, кроме обучения конструированию, учатся работать самостоятельно и в группе, помогать друг другу, проявлять инициативу и упорство, стремятся к достижению цели. Ребята учатся работать аккуратно, внимательно слушать преподавателя, выполнять его инструкции. И, конечно, самое главное — детям интересно конструировать. Занятия всегда проходят в игровой форме, а ведь игра — основной вид деятельности ребенка. Поэтому малыши легко усваивают новую информацию и быстро учатся.

Работа с чертежами

Работа с чертежами подробно описана В.В. Холмовским.

Он считает, что эта деятельность несет моделирующие свойства, что позволяет ребенку из отдельных строительных деталей воссоздавать внешние свойства определенных предметов и наделять их функциональными особенностями, присущими в реальности. Это позволяет ребенку учиться наглядному моделированию.

Для этого нужно учить детей строить сначала простые чертежи и схемы, которые бы демонстрировали особенности будущей постройки. И только после этого нужно приступать к обучению конструировании по чертежу.

Как результат, дошкольники научатся образно мыслить и расширят свои способности узнавать что-то новое.

Диагностика занятия по конструированию

Результативность занятий по конструированию можно оценить, выполнив диагностику наличия у детей определённых навыков и умений, их заметный рост и развитие за оцениваемый период. Целый блок таких навыков обычно и называют конструкторскими умениями

Уметь определять эти аспекты важно, так как с самого начала работы с группой диагностика позволяет увидеть степень готовности ребёнка к восприятию той или иной техники работы, к взаимодействию с определённым уровнем сложности задач

При диагностике желательно не торопиться «наклеивать ярлык» на ребёнка, рекомендуется понаблюдать его действия в течение 1–2 занятий, поработать с ним индивидуально и выяснить причины его поведения (ребёнок болен, не выспался и рассеян, ребёнок из билингвальной семьи и имеет языковой барьер в понимании педагога, боится шумной компании в группе и стесняется и т. д.).

Оценка навыков конструирования ребёнка требует внимательного наблюдения за ним в течение двух–трёх занятий

При необходимости стоит проконсультироваться с другими педагогами, психологом, тактично поговорить с родителями и узнать, как малыш ведёт себя дома, как проводит досуг, кто с ним занимается и играет, во что именно

Обладая терпением и доброжелательным вниманием к ребёнку, учитывая его особенности, воспитатель сможет улучшить выявленные показатели в процессе дальнейших занятий

Таблица: диагностика занятия с конкретными примерами

Исследуемые навыкиПримеры
Умение узнать, определить и выделить объект конструирования среди иных объектов (умение видеть существенное и понимать связанные с этим понятия)Ребёнок опознал или не опознал на показываемой картинке и в предлагаемой объёмной модели понятия «машина», «автомобиль», затруднился дать объекту описание своими словами или без труда справился с поставленной задачей.
Умение работать по шаблону, осознанно повторять предлагаемые действияРебёнок смог или не смог собрать простой объект (пешеходный переход) из нескольких деталей, несмотря на предварительный показ и понимание объекта.
Умение собрать объект из предложенных частей (синтез от частного к общему) или построить объект при помощи рисунка, схемыРебёнок смог или не смог собрать светофор из кубиков, несмотря на наличие простого понятного рисунка, небольшое число деталей и посильность операций для других детей его возраста.
Умение расчленять объект на составные части, выделять основные части и второстепенные (умение анализировать)Ребёнок опознал или не опознал в объектах «паровоз» и «машинка» использование схожего элемента, одинакового в предлагаемом конструкторе (колесо), выделил или не выделил колесо как нечто общее в двух объектах, определил или не определил общие свойства этих объектов (у них есть колёса, они едут, они транспортные средства).
Умение видоизменить и преобразовать объект или его компоненты по заданным параметрамВ работе с оригами ребёнок затруднился выполнить простую инструкцию–подсказку: «сверни лист пополам, отогни уголок налево» или без труда справился с задачей.
Умение из преобразованного или видоизменённого объекта (или его отдельных частей) собрать новыйРебёнок смог или не смог собрать здание свободной конструкции из имеющихся деталей строительного конструктора, ранее использовавшихся для объекта «забор».

Занятия по конструированию в детском саду являются одним из универсальных способов развития и обучения ребёнка новым навыкам в игровой форме. Необходимо помнить, что работа с детьми помимо соблюдения стандартов образования всегда требует и непосредственного человеческого внимания воспитателя. В своём стремлении дать детям как можно больше знаний нельзя забывать и об индивидуальном подходе к каждому ребёнку в группе.

Конструирование как средство развития творческих способностей

Очевидно, что конструктивная деятельность способствует развитию мыслительных операций, заставляя дошкольника анализировать, сравнивать, синтезировать разрозненные части в целое. Не менее полезен этот вид деятельности для развития творческих способностей ребенка.

Для того чтобы создать модель, прежде всего, необходимо ее представить в воображении. Сначала это будет довольно  схематичный образ. По мере воплощения он будет дополняться деталями.

Чем старше дошкольник, тем больше новшеств появляется в конструкции. Уже недостаточно соорудить просто мост. Старшие дети обязательно уточнят его назначение – автомобильный, железнодорожный, разводной… При этом добавят какие-то опознавательные символические знаки.

Выбор элементов для конструкции, усовершенствование составляющих, нахождение новых способов построения, открытие новых свойств применяемых ранее материалов, создание новых комбинаций — широкое поле для творческой деятельности  и развития творческих способностей дошкольника.

Ход

Столы разделены на три группы («цеха по производству игрушек»), за каждым столом будет работать одна из трех подгрупп.

За первым столом расположен следующий материал:

  • цветная бумага на выбор детей;
  • ножницы на каждого;
  • тарелочки для обрезков;
  • фломастеры;
  • схема изготовления рыбки в технике оригами на мольберте («цех по производству игрушек из бумаги»).

За вторым столом:

  • скорлупа от грецкого ореха;
  • семена клена;
  • пластилин для скрепления деталей;
  • бусинки для глаз;
  • для украшения поделки («цех по производству игрушек из природного материала»).

За третьим столом:

  • капсулы от киндер сюрприза;
  • разноцветные обрезки фетра;
  • пластилин;
  • бисер;
  • бусинки («цех по производству игрушек из бросового материала»).

На центральном столе — аквариум, накрытый скатертью («экспериментальная лаборатория»).

Организационный момент

Дети встают в круг, воспитатель обращает внимание детей на то, что вчера вечером по электронной почте было получено письмо от Татьяны Алексеевны. Зачитывается письмо:. Зачитывается письмо:

Зачитывается письмо:

— Что же делать, ребята? (Поможем!)

— Я так и думала, что вы у меня добрые, отзывчивые ребята, готовые помочь малышам. Я приготовила для вас разнообразный материал для изготовления рыбок. Посмотрите, наша группа сегодня превратится в небольшую фабрику игрушек. Вы не против, если я буду директором фабрики?

Всего на фабрике будет работать три цеха:

  • цех по производству бумажных игрушек;
  • цех по производству игрушек из природного материала;
  • цех по производству игрушек из бросового материала.

В каждом цехе есть начальник цеха. Вы не будете против, если в первом цехе начальником будет Богдан (на груди красная эмблема), во втором — Дима (зеленая эмблема), в третьем — Маргарита (желтая эмблема). Прошу начальников цехов занять свои рабочие места.

Дети разбиваются на подгруппы путем выбора жетончиков соответствующих цветов: красных, зеленых, желтых.

Далее идет рассматривание строения рыбы по иллюстрации (форма тела, голова, плавники, хвост, глаза, рот, чешуя).

Первая группа выполняет рыбку в технике оригами в соответствии со схемой.

Вторая группа изготавливает рыбку из природного материала по образцу.

Третья группа выполняет работу из бросового материала по своему замыслу.

Идет работа в группах, воспитатель обращает внимание на осанку детей, технику безопасности, индивидуально работает с теми детьми, которым нужна помощь, обращает внимание на работу «начальников цехов», отмечает дружную, слаженную работу в каждой группе («цехе»). Проводится физкультминутка — «производственная гимнастика» — игра на внимание «Рыбы, птицы, звери». Проводится физкультминутка — «производственная гимнастика» — игра на внимание «Рыбы, птицы, звери»

Воспитатель обращает внимание на темп работы, просит заканчивать выполнение игрушек

Проводится физкультминутка — «производственная гимнастика» — игра на внимание «Рыбы, птицы, звери». Воспитатель обращает внимание на темп работы, просит заканчивать выполнение игрушек. Воспитатель обращает внимание на темп работы, просит заканчивать выполнение игрушек

— Ребята, не помню, сказала ли я вам, что в письме есть одно условие: игрушки не должны тонуть в воде

Воспитатель обращает внимание на темп работы, просит заканчивать выполнение игрушек. — Ребята, не помню, сказала ли я вам, что в письме есть одно условие: игрушки не должны тонуть в воде. Что же делать? (предположения детей)

Что же делать? (предположения детей)

— Ребята, не помню, сказала ли я вам, что в письме есть одно условие: игрушки не должны тонуть в воде. Что же делать? (предположения детей).

— А как вы думаете, где на фабриках и заводах проводят опыты? (в лаборатории).

— Да, действительно, лаборатория — это такое место, где проводят какие-то испытания, исследования, опыты. И мы сейчас с вами откроем свою исследовательскую лабораторию и проведем опыт — тонут ли ваши игрушки воде. Подумайте, обсудите в группах, кто из вашего цеха пойдет в лабораторию с готовым изделием (открывается аквариум, детям, которые проводят опыты, надеваются белые халаты).

Проводятся опыты, делаются выводы. (Бумажная рыбка тонет, потому что при намокании бумага становится тяжелее воды. Рыбка из скорлупы грецкого ореха не тонет, т. к. этот материал легче воды, но если детали скреплены между собой не плотно, то внутрь рыбки попадает вода и она постепенно погружается на дно. Рыбка из киндер сюрприза не тонет, потому что пластмасса легче воды.)

— Итак, испытания прошли рыбки из скорлупы от грецкого ореха и рыбки из капсул от киндер сюрприза. Что же делать с бумажными рыбками? (предположения детей: можно оставить себе, подарить другу, тоже отдать малышам, чтобы они наклеили их в бумажный аквариум…).

Конструирование из бумаги: типы и формы

на Freepik

Итак, конструирование (от латинского constructio) представляет собой составление, соединение, сложение отдельных деталей, элементов, частей и построение из них какой-то новой структуры (конструкции) – поделки. Есть множество типов и форм конструирования:

  • техническое (в качестве строительного материала могут использоваться детали конструктора, деревянные кубки и т. п.);

  • художественное (его результатом становятся художественные изделия – аппликации, инсталляции, барельефы и т. д., а основой служат, например, бумага и различные природные материалы);

  • создание поделки по образцу (ребята наблюдают, как все делает учитель, затем повторяют те же действия самостоятельно);

  • конструирование по модели (у дошкольников есть готовое изделие, им нужно соорудить что-то подобное, но без пошаговых инструкций);

  • построение конструкции по условиям (ни образца, ни модели нет, но есть определенные исходные данные: например, построить возле домика гараж, оборудовать подъездную дорожку, ворота, учесть размеры машинки);

  • работа с использованием схем и чертежей (ребята учатся читать схемы, понимать пропорции, оценивать масштаб);

  • конструирование по замыслу (дети сами придумывают объект и реализуют свой замысел);

  • тематическое конструирование (дошкольникам предлагают тему работы – например, транспорт или здания, – дальше ребята действуют самостоятельно);

  • модульное или каркасное конструирование (этот вариант подходит продвинутым пользователям конструкторов). 

Какой тип конструирования выбрать, как организовать занятия – решает педагог, учитывая при этом возрастные особенности подопечных, состав группы (количество мальчиков и девочек в коллективе), интересы ребят и требования учебной программы. 

Ход деятельности

Организационный момент

Воспитатель: — Ребята, знаете ли вы как и кем построен наш детский сад? Ответы детей. ( Строители, используя инструменты его построили.)

— А вы хотели бы сами стать строителями и построить детский садик? Ответы детей. (Да. Нет.)

Если кто-то из детей дал отрицательный ответ, необходимо переубедить его:

— Дети, вы можете в будущем построить свой детский сад или магазин, или дом и т.д Нужно только этому научиться. Начнем учиться прямо сейчас? Ответы детей.

— Ребята, для того чтобы наше строительство было успешным, нужно работать в группе( бригадой) . Вы должны друг другу помогать, подсказывать, уметь вместе рассуждать.

Детей необходимо разделить на 4 группы( бригады).

Основной этап

А) Рассматривание фотографии детского сада. Беседа- рассказ «Одежда для садика».

Воспитатель: — Ребята, посмотрите внимательно на фотографию нашего детского сада. Скажите, по размеру наш сад большой или маленький? Ответы детей.

— А какой формы наш детский сад?( прямоугольное здание, треугольная крыша и квадратные окна)

— Чем огорожен сад? (Забор прямоугольный).

— Какие вы молодцы! Давайте попробуем изобразить сад в виде схемы. Для этого вам нужно внимательно слушать меня .

Б) Физ. Минутка «Мы – строители»

— Утром рано мы проснулись и легонько потянулись ( приподняться на носки, руки вверх) — Мы строителей отряд, идем строить детский сад ( шагаем ногами, руки на поясе) — Сами выбрали мы место( становятся в круг), будет очень интересно( взялись за руки) — Сад высокий ( подняли руки вверх) или низкий (опускаем руки до пола, наклоняемся) ? — А широкий (расходимся, взявшись за руки) или узкий ( сходимся в центре круга) ? — Все решили, молодцы (кивок головой) ! — Все на стройку! Удальцы! ( Ребята садятся за столы)

В) Составление схемы.

Воспитатель:

— Для того, чтобы построить здание, необходимо нарисовать его схему. Возьмите в руки простые карандаши.

— Нарисуйте горизонтально в верхней части листа 4 прямоугольника вытянутой формы . ( воспитатель рисует вместе с детьми на доске)

— Изобразите на нижней части листа 4 прямоугольника вытянутой формы горизонтально.

— Нарисуйте в правой части листа 2 прямоугольника вертикально.

— Изобразите в левой части листа 2 прямоугольника вертикально.

— В центре «огражднения», изображенного вами нарисуйте 4 квадрата.

— На каждом квадрате изобразите треугольники.

Конспект ОД с детьми 7-ого года жизни по конструированию

— Вот вы и нарисовали схему детского сада.

г) Физ. Минутка « Отдых для строителя»

Чтоб головка не болела, Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой) А теперь руками крутим – И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу, В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)

Повороты вправо – влево, Наклоняемся легко,

Достаем руками пол. (наклоны вперед) Потянули плечи, спинки А теперь конец разминке. (дети садятся на места) .

Д) Построение детского сада.


Конспект ОД с детьми 7-ого года жизни по конструированию

Заключительный этап. Рефлексия

Воспитатель: — Как вы считаете, строители, получилось у вас строительство детского сада? Ответы детей.

— Давайте сравним наши постройки со схемой.

Группы детей рассматривают свои работы и обсуждают их вместе с воспитателем.

— Ребята, вы оказались отличными строителями. Предлагаю сделать фото на память.

Теоретические аспекты обучения

Конструирование из бумаги (бумагопластика) — вид деятельности дошкольников, который предполагает:

  • составление плана действий;
  • выбор материала для поделки;
  • выполнение манипуляций в выбранной технике.

В детском саду дети конструируют поделки на занятиях, организованных воспитателем в игровой форме.

Цели занятий

Перед планированием занятия педагог должен поставить цель, которую он хочет достичь. Она реализуется через несколько задач.

Образовательные задачи:

  • знакомить со свойствами различных видов бумаги (классической, бархатной, голографической, крепированной);
  • формировать умение вырезать нужные детали для поделки и называть их (квадрат, круг и т.д.);
  • уточнять представления о цветах и их названиях;
  • учить делать объемные формы из бумажных заготовок путем их сгибания, сминания, скручивания или разрывания;
  • побуждать создавать изделия по замыслу (самостоятельно выбирать тему и материал для поделки);
  • учить объединять элементы в композицию (например, дороги и дома — это улица).

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать мелкую моторику, мышление, внимание и память;
совершенствовать зрительное и тактильное восприятие;
формировать умение анализировать созданные поделки и на основе этого планировать свои дальнейшие действия;
развивать воображение.

Воспитательные задачи:

  • вырабатывать умение поддерживать порядок на рабочем месте и складывать инструменты на свое место после окончания работы;
  • воспитывать доброту, любовь к природе и др. (в зависимости от поделки).

Разновидности конструирования из бумаги

Бумагопластика делится на 2 вида:

  • оригами — складывание фигурок путем сгибания бумаги;
  • объемное бумажно-картонное моделирование, предполагающее использование ножниц и клея.

Формы конструирования

Выделяют 7 форм организации конструктивной деятельности:

  1. Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фреблем. Образцом выступают действия воспитателя. Дети повторяют показанное, усваивая новые техники работы с различными материалами.
  2. Конструирование по модели, предложенное А. Н. Миреновым. Вместо образца на занятиях используется модель — готовая поделка. Способ создания изделия не показывается. Воспитанники должны сами воссоздать модель. Эта форма организации деятельности используется при работе с детьми 5-6 лет и старше. Она помогает активизировать мышление дошкольников, т.к. им надо мысленно разобрать изделие на составляющие и воспроизвести неизвестный им порядок действий.
  3. Конструирование по условиям, разработанное Н. Н. Поддьяковым. Он предложил не давать детям готовых образцов и способов решения задачи. Основные условия должны носить проблемный характер. Например, учащимся предлагается сделать из бумаги предмет, который можно подарить маме на 8 марта. Этот метод позволяет развивать мышление и воображение. Он используется, если дети уже делали заданные объекты или анализировали похожие по структуре изделия.
  4. Конструирование по чертежам и наглядным схемам. Авторы методики — С. Леон Лоренсо и В. В. Холмовская. При работе с дошкольниками используют шаблоны. Дети учатся применять чертежи как способ познания предмета и способов его создания.
  5. Конструирование по замыслу. Для воспитанников детского сада эта деятельность сложна. Чтобы они мыслили творчески, педагог должен сформировать у детей представление о создаваемых предметах, умение повторять за педагогом действия и искать новые способы создания поделок. Только после того как дошкольники усвоят существующие способы моделирования из бумаги, они смогут творчески использовать полученные знания.
  6. Конструирование по теме. Эта форма близка к изготовлению поделок по замыслу. Разница в том, что воспитатель ограничивает замысел темой. Например, педагог предлагает детям создать любую поделку на тему «Осень».
  7. Каркасное конструирование, предложенное Н. Н. Поддьяковым. Этот метод редко используется при работе с дошкольниками. Воспитатель показывает каркас из любого материала, а затем делает то, что изменяет конструкцию. Дети при таком обучении усваивают не только строение каркаса, но и способы его изменения.

Мотивация для детей

Чтобы дошкольникам было интересно, можно превратить занятие в игру: принести игрушку (героя) и предложить детям сделать для него дом или подарок.

Организация рабочего места, техника безопасности

Перед началом конструирования из бумаги с детьми, стоит убедиться, что рабочее место организованно верно. Проверьте, наличие на детском столе всех нужных инструментов: ножницы, цветная бумага, клей-карандаш, или клей ПВА с кисточкой, карандаш простой, белый лист-основание, или лист плотного картона.

Внимание!

  • ножницы для работы с бумагой должны быть с округлыми концами;
  • для маленьких детей стоит выбирать небольшие ножницы с удобными ушками под пальцы;
  • если вы планируете работать с клеем ПВА, приготовьте под него небольшую емкость и специальную кисть, так ребенку будет удобней распределять клей по поверхности изделия;
  • не используйте в работе материалы, оставляющие цветной след на руках, или обладающие специфическим запахом! Не рискуйте здоровьем вашего малыша.

Перед началом занятия убедитесь, что рабочая поверхность достаточно освещена, приготовьте для ребенка фартук и нарукавники. Так вы защитите одежду от клея или от нечаянного “прорезывания”.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий