Конфликты в детском коллективе

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Конфликт «Учитель — ученик»

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку

Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.
При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.Пример
 

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.
После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Профилактика межличностных конфликтов в старшем подростковом возрасте

В старшем подростковом возрасте профилактика межличностных конфликтов временных групп состоит в организации актуальной функциональности для действующих на данный момент времени объектов социального взаимодействия. Она исключает или сводит к минимуму допустимое число межличностных конфликтов во временных группах.

Профилактика межличностных конфликтов должна иметь дело даже с ещё не возникнувшими, но вероятными конфликтами. Она предполагает их прогнозирование при непрерывном информационном и аналитическом сопровождении. Поскольку нельзя говорить об объективном отображении конфликта, такая работа характеризуется индивидуальностью.

Работа в сфере решения конфликтов направлена на формирование интеллектуальной и коммуникативной культуры. Ее цель состоит в формировании специальных технологий сотрудничества людей во временных группах, которые минимизируют возможность появления (деструктивного формирования) противоречий.

Предотвращение межличностных конфликтов — это более простой процесс, чем их разрешение

Профилактика, таким образом, считается не менее важной, чем способность конструктивного их регулирования. Для нее не нужны большие затраты сил, средств и времени

Тем не менее, она предупреждает деструктивные последствия, включающие любой неразрешенный конфликт.

Проявления конфликта среди участников команды

В детском коллективе проявления агрессии к другим участникам не слишком отличается от проявлений в коллективе взрослых людей.

Прямая и косвенная агрессия к отдельному лицу

Прямая агрессия — ситуация, в которой дети открыто проявляют неприязнь и высказывают свои претензии другим игрокам. Косвенная агрессия заключается в негативных шутках и сплетнях. В этом случае претензии не высказываются, а значит результат конфликта не может быть положительным.

Проявление конфликта делятся на несколько видов:

  • Физическое. Заключается в физической агрессии. Если команда задействована в активном виде спорта, игроки могут проявлять агрессию в виде «случайных» толчков или других видов физических контактов. В этот вид проявления агрессии входят также намеренное причинении физического вреда.
  • Вербальное. Подразумевает словесную агрессию, появление обидных кличек, обзывательств и оскорблений. Сюда входит грубое высказывание претензий и недовольств, а также распространение слухов.
  • Психологическое. Заключается в угрозах и психологическом давлении.
  • Социальное. Может быть скрытым и подразумевает социальную изоляцию игрока. С ребенком перестают общаться и зачастую игнорируют.

Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе

Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям в жизни. Небольшие ссоры и стычки можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), момент взаимодействия с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты. Все взрослые знают, что дети ссорятся, и в основном из-за игрушек. Будучи собственниками по своей природе, дети с трудом расстаются с любимой игрушкой или вещью. Прежде чем у них разовьется эмпатия, великодушие, они должны установить для себя пределы безопасности: постоянство окружения близкими взрослыми, свое место в доме, отношения с людьми, со своими игрушками. Покушение на игрушку, которую ребенок считает своей, является покушением на его безопасность, на его личностное пространство.

Взрослые, часто сами лишенные способности делиться чем-то с другими, постоянно требуют этого от детей

Осознание взрослыми права ребенка на собственность очень важно, так как оно снимает многие ненужные переживания и заставляет задуматься о том, чтобы дать детям средства для разрешения конфликтов, вместо того, чтобы называть ребенка жадиной, плохим мальчиком или девочкой и т. п.Нравоучения о справедливости, угрозы, внушение чувства вины ни к чему хорошему не приводят

Задача взрослых (родителей, воспитателей) состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера. Поэтому главная задача взрослых — помочь детям увидеть в каждом человека, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из сложной ситуации, предлагая им варианты решения конфликта. Наблюдения за детьми в конфликтной ситуации свидетельствуют о том, что часто ее участники по-разному решают возникшие проблемы. Одни пытаются разрешить спор силовыми способами для достижения своих целей, другие же, владеющие коммуникативными методами, улаживают свои споры и разногласия более мирным ненасильственным способом.

7 стр., 3354 слов

Понятие конфликтной ситуации. Условия перерастания конфликтной …

… взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Любому конфликту предшествует спорная ситуация, однако далеко не всякая спорная ситуация ведет к конфликту . Для перерастания имеющегося противоречия в конфликтную ситуацию необходимы: значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия; препятствие …

Силовой способ разрешения конфликта используют у которых наблюдаются трудности в общении, непонимании друг друга, отсутствие доверия, агрессивность, которая дает различные ответные реакции противостоящей стороны. Чаще всего доминируют силовые методы воздействия на партнера у детей с признаками агрессии, с нарушениями в эмоционально-личностной сфере. Проба силовых методов проявляется у них не только в попытке настоять на своем, уговорить, доказать приоритет своей позиции, но и в жестком давлении, угрозах, шантаже, а иногда и в применении физического насилия.

Дети, предпочитающие разрешать конфликты конструктивным способом, более общительны, и у них, как правило, устанавливаются благополучные взаимоотношения со сверстниками. Они понимают суть ненасильственного разрешения конфликта, которая состоит в том, чтобы найти путь, который приведет к «выигрышу» обоих участников конфликта, и помают, что вместо двусторонней борьбы лучше сообща анализировать проблему и стараться достичь согласие, которое обогащает отношения.

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми могут быть сведены к следующему:

1. Признать существование конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей, методов у участников конфликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним проявлениям, так как в конфликтной ситуации дети очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте.

2. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что — нет. На этом этапе вырабатываются подходы к проблемной ситуации, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

3. После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно перенести разбор конфликта на более подходящее время и определить необходимость участия в разборе конфликта посредника (старшего воспитателя, психолога, родителя).

4. Разработать варианты решений конфликтной ситуации методы воспитательных воздействий.

5. Деструктивное разрешение конфликта ( силовое разрешение проблемы) может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов, и уже с участием взрослых.

Какие виды конфликта бывают в школе

Конфликтовать могут не только школьники. Иногда в разборки оказываются втянуты учителя и даже родители. Рассмотрим каждый вариант.

Конфликт между учениками

Социальное неравенство, оценки, невзаимная любовь — причины для конфликта «ученик-ученик» могут быть разные. Если школьник в конфликте с одноклассниками, можно разрешить проблему радикально. Например, перевести его в другой класс или даже другую школу. Но это не поможет ему научиться разрешать конфликты и ребёнок не поймёт, как вести себя в таких ситуациях. 

Узнайте, как он общается с одноклассниками, есть ли между ними недопонимание, ссоры. Иногда причины могут быть глубже, чем кажется на первый взгляд. Например: в классе обижаются на ребёнка, потому что он отказывается давать списывать. Самое простое — сказать, что это проблемы одноклассников, и списывать плохо. Но если копнуть глубже, может выясниться, что раньше школьник давал списывать, а потом резко стал отказываться. Вот и причина для обид.

Конфликт между учеником и учителем

В таком конфликте может быть как профессиональная, так и личная основа. Первый вариант — если школьник не согласен с оценками, а второй — личная неприязнь ученика к преподавателю. Стоит заметить, что второй случай может работать и в обратную сторону, — у учителя есть неприязнь к школьнику и он намеренно занижает оценки.

Этот конфликт необходимо решать вместе с преподавателем. Именно он должен пойти на встречу ученику и решить проблему компромиссом. Однако это не означает, что теперь школьнику будут ставить только отлично. Но учитель может найти способ, который замотивирует ребёнка на учёбу и поможет ему подтянуть знания.

Конфликт между родителем и учителем

Этот конфликт в основном вытекает из предыдущего. Родители школьника не пытаются решить проблему между ребёнком и учителем, а начинают самостоятельно «бороться» с преподавателем.

Однако таких моментов может и не быть, если взрослые спокойно разрешат все разногласия и вместе найдут пути решения конфликта. Потому что цель у них одна — научить и воспитать детей.

Конфликт между родителем и родителем

Один из самых распространённых вариантов конфликта. Один родитель считает, что можно заслужить хорошее отношение к ребёнку через дорогие подарки учителю, а для второго — это взятка. В таких ситуациях очень сложно прийти к единому решению.

Сегодня таких споров появляется всё больше, особенно в родительских чатах. Когда родители, вместо обсуждения на очных собраниях, начинают решать свои вопросы в переписке. Однако это также может стать и возможностью разрешения конфликта. Например, можно установить правило решать важные вопросы в чате общим голосованием, или наоборот, только при очных встречах.

Что делать тренеру при конфликте в команде

Тренер — это человек, который при верном руководстве обладает авторитетом среди детей и может влиять на игроков. Однако не во всех случаях необходимо вмешиваться в детский конфликт. В таком возрасте ребенок должен научиться идти навстречу оппоненту в споре и самому находить компромисс в разногласиях со сверстниками.

Если же конфликты систематически повторяются и принимают физическое проявление, тренеру необходимо вмешаться. Среди советов по борьбе с конфликтами стоит выделить основные:

  • Главную роль в разрешении разногласий играет мнение всех сторон конфликта. Тренер должен поочередно выслушать игроков, задав им необходимые для понимания ситуации вопросы.
  • Тренер обязан быть эмоционально сдержанным, чтобы трезво и объективно смотреть на конфликтную ситуацию.
  • В случае, если конфликт находится в самом разгаре, и обе его стороны эмоционально нестабильны, тренеру необходимо временно разделить конфликтующих игроков. Разъяснение конфликта стоит продолжить только после того, как эмоции детей поутихнут.
  • Если тренер замечает травлю в отношении конкретного игрока, он должен вмешаться независимо от продолжительности конфликта.
  • Для предотвращения конфликтов наставнику нужно все время внимательно наблюдать за своей командой не только во время игр и тренировок, но и в остальное время. Зачастую проявление агрессии имеет место тогда, когда тренера нет рядом.
  • Тренеру стоит внимательно следить за тем, как дети общаются между собой. Уважительное отношение — это обязательный компонент спортивной команды.
  • Тренер должен близко сотрудничать с родителями своих игроков. При любом проявлении агрессии необходимо их проинформировать. Лучшим вариантом является систематическая организация родительских собраний, на которых будут отсутствовать дети.

Конфликты в детской спортивной команде происходят регулярно, однако при правильном подходе со стороны игроков и тренера они приобретут созидательный характер и послужат на благо эффективности команды и повышению мотивации детей.

Методы обучения конструктивному разрешению конфликтов

Все исследователи игры отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребенок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, и именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться. Игра приобретает вид искусственной конструкции противоречий реальной жизни и является культурно представленным, зафиксированным (неоднократно описанным) и передаваемым «по наследству» способом разрешения конфликтов. Она имеет преимущества в разрешении представленного в ней конфликта за счет его концентрации во времени и пространстве.

Предполагается, что сюжет игры ребенок выбирает в зависимости от того противоречия, которое требует разрешения и может быть разрешено в данных условиях. По установлению игровых предпочтений, определенных правил есть основания предполагать содержание не только определенных конфликтов, но и тот ресурс разрешения, дефицит которого снимается в конкретных играх. Практика проведения игр и тренингов показывает, что ядром напряженных взаимоотношений, которые требуют поиска специальных средств понимания и объединения в решении возникшей проблемы, является специально сконструированный конфликт, в котором сталкиваются различные позиции в попытках преобразования объекта изменения. Особенностью таких игр является, прежде всего, то, что они предназначены для решения задач создания ресурсов для развития мышления и деятельности. Специальные игровые конструкции, которые применяются для обучения и решения проблем, могут способствовать становлению конфликтной компетентности в дошкольном возрасте.

В качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций используются:

• сюжетно-ролевые игры (с наличием проблемной ситуации);

• имитационные игры (имитирующие в «чистом виде» какой-либо «человеческий» процесс);

• интерактивные игры (игры на взаимодействие);

• социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);

• обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

• психогимнастика;

• чтение и обсуждение художественных произведений;

9 стр., 4145 слов

Разрешения конфликтов: дети — взрослые

… очередь порождает преступность, наркоманию и другие формы девиантного поведения среди подростков.   Разрешения конфликтов: дети — взрослые Во взаимоотношениях взрослых друг с другом общество устанавливает, как мож­но … негативных по­следствиях действий партнера: угроза жалоб («а я расскажу»), угроза разрушения игры («я с вами не буду играть»), угроза разрыва отноше­ний в целом …

• просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;

• дискуссии.

Главная цель проведения занятий, в которых дети сталкиваются с проблемными ситуациями, — это:

• обеспечить ребенку возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, сказок, мультфильмов;

• упражнять его в применении ценных этических норм взаимоотношений;

• научить использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов;

• проявить миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником;

• принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации;

• принимать ответственность за свои чувства на самих себя.

Важность раннего и профессионального вмешательства в конфликты детей в детском коллективе.

Важность раннего и профессионального вмешательства в конфликты детей в детском коллективе

Конфликты между детьми в детском коллективе являются естественной частью их социализации. Однако, если эти конфликты не решаются своевременно и адекватно, они могут иметь негативные последствия для развития детей

В данной статье рассматривается важность раннего и профессионального вмешательства в такие конфликты

Почему раннее вмешательство важно?

1. Раннее вмешательство позволяет предотвратить накопление негативного опыта. Когда конфликты урегулируются сразу же после возникновения, дети не накапливают обиды и неприятные эмоции, что способствует сохранению их эмоционального благополучия.

2. Раннее вмешательство помогает установить нормы и правила поведения в детском коллективе. Профессиональные взрослые могут привлечь детей к диалогу и вмешаться в конфликт с позиции авторитета, тем самым помогая детям осознать, что некоторые формы поведения недопустимы.

3. Раннее вмешательство позволяет заниматься превентивной работой. Профессионалы могут проводить тренинги, мастер-классы и игры, направленные на развитие социальных навыков и умений детей, что помогает предотвратить возникновение конфликтов.

Профессиональное вмешательство

1. Профессионалы, работающие с детскими коллективами, обладают опытом и знаниями в сфере педагогики и психологии, что позволяет им эффективно реагировать на конфликтные ситуации.

2. Профессионалы предоставляют детям нейтральный посредник, способствуя конструктивному разрешению конфликтов. Они учат детей слушать и понимать друг друга, находить компромиссы и решать проблемы мирным путем.

3. Профессионалы могут проводить индивидуальные и групповые консультации с детьми, а также с их родителями, чтобы объяснить причины конфликтов и предложить рекомендации по их урегулированию.

Заключение

Раннее и профессиональное вмешательство в конфликты детей в детском коллективе имеет важное значение для их полноценного развития. Это помогает детям учиться эффективно взаимодействовать друг с другом, развивает их социальные навыки и умения, а также предотвращает негативные последствия конфликтных ситуаций

Что делать взрослому, когда дети ссорятся

Мирить

Чтобы это сделать, взрослому важно быть объективным: не искать виноватых, но выслушать каждую сторону. Предложите детям высказаться по схеме «я-ты» и рассказать о своих чувствах и желаниях: что ты почувствовал, когда он тебя обозвал? Так они увидят друг друга настоящими, живыми, чувствующими, и разговаривать станет проще

Если сил быть модератором нет — подключите детского психолога или обратитесь в специальные службы примирения в школе.

Быть в курсе, но не переходить границы. Взрослый должен позволять детям самим решать конфликты, пока они не угрожают физическому и психологическому здоровью сторон. Можно честно сказать, что вы знаете о конфликте, но будете оставаться в стороне, пока не потребуется помощь. И в случае чего обязательно поможете советом или участием.

Общаться с другими родителями. Когда дети ссорятся, родители могут потерять объективность и тоже начать ругаться. Хорошо, если родители знали друг друга до конфликта, тогда им будет проще найти общий язык. Но если нет, можно воспользоваться помощью администрации школы и провести первую беседу в их присутствии

Покажите ребенку своим примером, что разговоры — это важно

Подавать пример. Если взрослый сам агрессивно ведет себя в конфликтах, дети это считывают и копируют. Это не значит, что взрослому нужно быть всегда спокойным. Но, во-первых, нужно соблюдать правила вежливости — не материться, не провоцировать других людей на брань

Во-вторых, важно демонстрировать ребенку разные способы поведения в конфликте: иногда быть жестким и строгим, иногда поворчать, иногда пойти на «мировую» и сотрудничать

Организовывать мероприятия. Именно групповая работа, которую инициировали взрослые, помогла помириться ребятам из эксперимента «Летний лагерь». Исследователи поняли, что соревнования провоцируют конфликты и придумали «общую беду». Двум враждующим группам пришлось «бороться» со сломанной водопроводной трубой и решать, как спасти волейбольную площадку от наводнения. В ходе совместной работы дети привыкли друг к другу и стали общаться спокойней, а кому-то удалось подружиться.

Способы решения конфликтов в школе

Не обращать внимания на то, что в школьном коллективе существуют разногласия, нельзя. Иначе противостояние может затянуться, стать общей проблемой и даже помешать выполнению главной цели обучения – получению знаний.

Первый шаг к решению школьных споров – поставить себя на место своего противника.

Это значит, что учителю надо представить, что чувствует его ученик, когда слышит обвинения, направленные в свой адрес. Иногда этого достаточно для того, чтобы полностью погасить конфликт.

Пример: Алёна много болела в 5 классе, лежала в больнице и пропустила несколько тем по математике. Вернувшись в школу, она обнаружила, что ничего не понимает, не может самостоятельно сделать домашнее задание. Преподаватель же подумал, что она просто не хочет работать дома, поэтому и приходит с пустой тетрадью. Если бы учитель поговорил с ученицей, выяснил причину неуспеваемости, он бы понял, что ей нужна помощь.

Пример показывает, насколько важно попытаться вникнуть в суть проблемы. В случае противостояния между взрослым и ребёнком сделать это в первую очередь должен старший

Он мудрее, имеет больший опыт разрешения подобных ситуаций. И учили его не только педагогике, но и психологии. Он должен понимать учеников. И нужно для этого совсем немного: просто поставить себя на его место.

Еще одно важное правило для разрешения конфликтов: надо разговаривать друг с другом. Спокойно, без крика и взаимных обвинений

Не использовать психологическое давление, уловки, приёмы манипулирования. Преподавателю важно занять нейтральную позицию, вызвать ученика на прямой, открытый контакт. В идеале он не должен решать конфликт, его задача – подтолкнуть к решению ребёнка, объяснив, что только в конструктивном обсуждении причин раздора можно найти правильный выход из ситуации

Спокойно, без крика и взаимных обвинений. Не использовать психологическое давление, уловки, приёмы манипулирования

Преподавателю важно занять нейтральную позицию, вызвать ученика на прямой, открытый контакт. В идеале он не должен решать конфликт, его задача – подтолкнуть к решению ребёнка, объяснив, что только в конструктивном обсуждении причин раздора можно найти правильный выход из ситуации

Важно принять свою ответственность в любой проблемной ситуации. Не бывает такого, что виноват кто-то один

В любом споре виновны обе стороны – это надо понимать и педагогу, и родителю, и самому ребёнку. Для ученика самое сложное – принять, что у него есть не только права, но и обязанности. В этом ему должны помочь все взрослые участники ссоры: учителя, родители, администрация школы, чья обязанность – не запугать ребенка возможным наказанием, а благожелательно пояснить ему, что и он может быть не прав

Не бывает такого, что виноват кто-то один. В любом споре виновны обе стороны – это надо понимать и педагогу, и родителю, и самому ребёнку. Для ученика самое сложное – принять, что у него есть не только права, но и обязанности. В этом ему должны помочь все взрослые участники ссоры: учителя, родители, администрация школы, чья обязанность – не запугать ребенка возможным наказанием, а благожелательно пояснить ему, что и он может быть не прав.

В любом случае поискам выхода из конфликта необходимо уделять самое пристальное внимание. Нельзя замалчивать неприятную ситуацию

Если учителю самому не удаётся решить проблему, надо обратиться к родителям, попросить помощи у классного руководителя или администрации школы. Только совместными усилиями можно избежать негативных последствий.

Список литературы

//URL: https://psychoexpert.ru/referat/profilaktika-konfliktov-v-detskom-kollektive/

  1. Батюта М.Б. Возрастная психология: учеб. пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. — М.: Логос, 2011. -306 с.

  2. Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.01 — Психология) / Б.С. Волков. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 511 с.

  3. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов/П.С. Гуревич.-М.:ЮНИТИСИ-ДАНА, 2015.-320 с.

  4. Ермаков В.А. Психология и педагогика: учебное пособие / В.А. Ермаков. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. – 302 с.

  5. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1.: Общие основы психологии: учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений \ Р.С.Немов. -5-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2013.-687 с.

  6. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 4 / Ред.-сост.: Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин, В. В. Петухов. М.: Когито-Центр, 2013. – 640 с.

  7. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 1 / Ред.-сост.: Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин, В. В. Петухов. М.: Когито-Центр, 2013. – 608 с.

  8. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 1 / Ред.-сост.: Ю. Б. Дормашев, С. А. Капустин, В. В. Петухов. М.: Когито-Центр, 2013. – 704 с.

  9. Общая психология: хрестоматия, учебно-методический комплекс / автор и составитель Куприна О.А. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. – 256 с

  10. Сиротюк А. Л. Научно-методическое сопровождение интеллектуальной одаренности. Учебное пособие. – М.: Директ-Медиа, 2014. 1229 с.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1“Межличностные
отношения в коллективе дошкольников.
Проблемы и пути их решения”

Слайд 2Ваш ребенок пришел в детский сад. Здесь он впервые сталкивается

с коллективом сверстников. И то как ребенок сможет установить контакт,

наладить отношения со сверстниками и с педагогами во многом предопределит его дальнейшую коммуникабельность.

позицию.
Конфликты с окружающими неизбежны, и боятся их

не стоит.

Слайд 4Но есть ситуации, когда родителям необходимо принимать меры:
1. Если

ребенок нигде не может налаживать отношения со сверстниками.2. Или если

против ребенка ополчился весь коллектив

Слайд 6Кого обижают чаще всего
Поводом для возникновения неприязни могут стать внешность,

особенности характера или поведения ребенка. Легкая добыча для любителей поиздеваться

обидчивые дети, которые поддаются на провокации со стороны сверстников, начинают реветь или бросаются на обидчиков с кулаками из-за любого замечания, шутки

Слайд 7Объектом насмешек может стать плакса, угрюмый, застенчивый, неуверенный в себе,

тихий и слабый, не умеющий за себя постоять ребенок. Не

любят ябед и нытиков. «Любимчик» воспитателей и учителей становится отверженным среди сверстников, потому что детям не понятно, чем он лучше их. Дети также не любят тех сверстников, которых не любит воспитатель.

Слайд 8 Родителям надо насторожиться, если ребенок:
неохотно идет в сад

и очень рад любой возможности не ходить туда; часто плачет

без очевидной причины;очень мало рассказывает о том, что происходит в детском саду если все в группе сдружились, а ваш ребенок одинок.

Слайд 9Родители по-разному стараются защитить своих детей от нападок сверстников. Одни

пытаются подготовить ребенка к жизни в коллективе развивая его физически,

приучая его к независимости и самостоятельности.Другие лично встают на защиту своего чада.

Слайд 10
Вот некоторые высказывания родителей:
«Ах, какая это плохая девчонка (мальчишка)!»

Слайд 12

«Я своему сказал, будут обижать – дай как следует,

Слайд 14Как правильно поступить родителю?С раннего детства обращайте внимание ребенка на

сумел противостоять другому;Учите его говорить со сверстниками о своих чувствах;

Слайд 15Ребенок должен знать, что обзывать других, смеяться над ними –

быть терпимым, ставить себя на место другого.

Слайд 17Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо

успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. Лев Николаевич Толстой

СТАДИИ КОНФЛИКТА.

Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных объективных интересов при еще не осознанной несовместимости целей и устремлений. Это потенциальный конфликт, или конфликт, который характеризуется напряженной, неблагоприятной атмосферой.

Инцидент (повод) – активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет интересы другой стороны. Ответные действия другой стороны означают начало конфликта, поскольку не только четко определились позиции обеих сторон, но и начались практические действия друг против друга.

Наступает третий этап, на котором происходит реализация, развитие конфликта – эскалация. Верхняя точка эскалации – кульминация. Она обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы.

7

Завершение конфликта, или исход, – следующая стадия конфликта. Выделяют четыре основных варианта исхода.

1. Полное разрешение, угасание конфликта.

2. Возврат к состоянию готовности к конфликту.

3. Мнимый выход из конфликта.

4. Спад, переход в хроническое состояние. Сколько бы конфликт ни продолжался и чем бы он ни закончился, кроме прямых, непосредственных результатов у него, как правило, можно наблюдать разного рода последействия (постконфликтная ситуация).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий