Понятие познавательной деятельности
В настоящее время в процессе обучения на первое место выдвигают не просто получение учащимися определенного комплекса знаний и умений, но и развитие личности ребенка, как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы.
Именно характер мотивов, интересов и потребностей, которые лежат в основе деятельности личности, определяет содержание и направление ее активности. Вовлеченность учащегося познавательную деятельность, проявляемая им активность и инициативность, удовлетворенность полученным результатом и своей деятельностью, являются важным фактором для дальнейшего качественного развития личности, ее самореализации и самосовершенствования.
Определение 2
Познавательная деятельность – это единство теоретического мышления, практической деятельности и чувственного восприятия.
Познавательная деятельность осуществляется учащимися во всех сферах жизнедеятельность, а также проявляется во всех видах взаимоотношений учащихся. Однако только в процессе обучения она приобретает четко оформление, которое присуще только человеку и в реализуемых им видах деятельности.
Презентация на тему: ” Групповые формы учебной деятельности учащихся Подготовил преподаватель общетехнических дисциплин Головков А.Н. Государственное бюджетное образовательное.” — Транскрипт:
1
Групповые формы учебной деятельности учащихся Подготовил преподаватель общетехнических дисциплин Головков А.Н. Государственное бюджетное образовательное учреждение « Еловский филиал Осинского профессионально – педагогического колледжа » Еловского района Пермского края
2
Группа ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков.
3
К групповым способам обучения можно отнести: классно урочную организацию; лекционно-семинарскую систему; формы дифференциации учебного процесса; дидактические игры; Белл-Ланкастерскую систему; бригадно-лабораторный метод; метод проектов;
4
Выделяют пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности: Фронтальная работа в классе, направленная на достижение общей цели. Работа в статичных парах. Групповая работа (на принципах дифференциации). Межгрупповая работа. Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех учащихся.
5
Цели: обеспечение активности учебного процесса; достижение высокого уровня усвоения содержания; общность целей и задач; индивидуальная ответственность; равные возможности;
6
Особенности организации групповой работы учащихся: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
7
Особенности организации групповой работы учащихся: каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или преподавателя;
8
Особенности организации групповой работы учащихся: задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
9
Особенности организации групповой работы учащихся: состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
10
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов : 1. Подготовка к выполнению группового задания. Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). Инструктаж о последовательности работы. Раздача дидактического материала по группам.
11
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов: 2. Групповая работа. Знакомство с материалом, планирование работы в группе. Распределение заданий внутри группы. Индивидуальное выполнение задания. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группы Подведение итогов группового задания.
12
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов: 3. Заключительная часть. Сообщение о результатах работы в группах. Анализ познавательной задачи, рефлексия. Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
13
Разновидности групповых технологий Групповой опрос. Общественный смотр знаний. Учебная встреча; Диспут; Нетрадиционные уроки: -урок-конференция, -урок-суд, -урок-путешествие, -интегрированный урок и др.
14
Вывод Активизация познавательной деятельности учащихся при групповой работе ведет к повышению успешности обучения, что выражается в более высоком уровне усвоения знаний и формирования специальных и общеучебных умений и навыков.
15
Список использованной литературы Бордовская Н. В. Педагогика : Учебное пособие для вузов СПб., Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности М., Данилов М. А., Есипов Б. П. Дидактика М., Дидактика средней школы (42) \ Под ред. М. Н. Скаткина. 2- е изд. М., Дьяченко В. К. Организационная коллективной учебной деятельности на уроке Тюмень, Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и её развитие М., Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении : О коллективном способе учебной работы : Книга для учителя М., Золотова А. В. Коллективная работа на уроках М., Клюева Н. В. Успешность обучения при групповой форме его организации Ленинград Котов В. В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся Рязань Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности М., Лийметс Х. Й. Групповая работа на уроке М., Лында А. С., Жильцов П. А., Щербов Н. П. Педагогика (83). М., Мкртчян М. А. Коллективный способ обучения. Практический курс Саяногорск, 1990.