Экскурсии для подростков 14-17 лет
Самым взрослым школьникам будут интересны экскурсии с углублённым погружением в отдельные периоды или жанры искусства. Например, детей можно познакомить с историей и главными особенностями древнерусской иконописи. Отличный вариант экскурсионной программы по Третьяковской галерее на эту тему: показать школьникам самые известные иконы в экспозиции музея (авторства Андрея Рублёва, Симона Ушакова, Дионисия), продемонстрировать их отличие от картин, а также раскрыть основную символику и сюжеты.
Подросткам также подойдут некоторые сценарии прогулок для предыдущей возрастной группы (10-13 лет). Например, знакомство с главными шедеврами Третьяковки и обучение тому, как правильно смотреть на картину.
Фото: сайт храма иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве
Публикация «Третьяковская галерея в дошкольном учреждении, Примерные конспекты занятий по ознакомлению детей с изобразительным искусством» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Материалы, которые мы используем на занятиях (репродукции, открытки, аудиозаписи, можно найти даже в отдаленных от больших городов насе-ленных пунктах.
Все занятия, кроме заключительного, проводятся в группе, а «Экскурсия в картинную галерею» организуется в специально подготовленном для этого зале (окна затягиваем плотной темно-зеленой тканью, к которой прикрепля-ем репродукции с живописных полотен).
Смена деятельности на занятиях (рассматривание репродукций; стоящих на мольбертах; слушание музыки; заучивание стихов; рассматривание открыток и игра с ними «Найди и покажи», а также непринужденная обстановка (дети сидят то на ковре, то за столами) позволяют удерживать внимание детей достаточно долго, увеличивают их работоспособность. Незадолго до первого занятия воспитатель вместе с детьми рассматривает альбом «Третьяковская галерея» (М
: Искусство, 1989) и рассказывает о ее создателе Павле Михайловиче Третьякове
Незадолго до первого занятия воспитатель вместе с детьми рассматривает альбом «Третьяковская галерея» (М. : Искусство, 1989) и рассказывает о ее создателе Павле Михайловиче Третьякове.
«Давно, больше стал лет назад, жил в Москве очень богатый купец, который любил живопись. Звали его Павел Михайлович Третьяков. Он покупал картины русских художников и развешивал их на стенах своего дома. Картин со временем стало так много, что рассматривать их было неудобно. Тогда Павел Михайлович решил построить для них специальный дом — картинную галерею. Вот такое здание (показывает репродукцию, похожее на старинный русский теремок, появилось за Москвой-рекой в Лаврушинском переулке. Крышу галереи сделали стеклянной, чтобы свет падал с потолка и краски на картинах не выгорали».
Далее воспитатель рассматривает с детьми фотографии интерьеров галереи., обращая внимание на то, что в галерее много замечательной красивой мебели и скульптур. «Сто лет назад П
М. Третьяков подарил галерею своему любимому городу — Москве. С той поры много людей посетило этот удивительный храм искусства. Перед ним стоит памятник ее создателю; а называется картинная галерея Третьяковской (показывает фотографию). Если будете в Москве, обязательно побывайте там»
«Сто лет назад П. М. Третьяков подарил галерею своему любимому городу — Москве. С той поры много людей посетило этот удивительный храм искусства. Перед ним стоит памятник ее создателю; а называется картинная галерея Третьяковской (показывает фотографию). Если будете в Москве, обязательно побывайте там».
Занятие 1. Пейзажи Исаака Левитана
Цель. Познакомить с особенностями пейзажа как жанра, с творчеством И. Левитана. Формировать эстетическое отношение к природе.
Материал. Репродукции картин «Март» и «Весна, большая вода»; набор открыток «И. Левитан» (М. : Правда, 1989) и другие открытки с репродукциями пейзажей.
Экскурсии для детей 7-9 лет
Учащиеся первых классов школы могут отправиться в увлекательное путешествие-знакомство с экспозицией Третьяковской галереи, чтобы открыть для себя мир национального изобразительного искусства России. В программу детских экскурсий по музею может входить, например:
- изучение истории Третьяковки: в каком году открыли галерею, кто это сделал и с чего начиналась её огромная коллекция;
- знакомство с основными шедеврами экспозиции: «Явлением Христа народу» А. И. Иванова или, например, с главным символом музея — «Богатырями» В. М. Васнецова;
- осмотр сказочных картин В. М. Васнецова и М. А. Врубеля с увлекательной беседой о том, по каким правилам великие русские художники изображали волшебство и чудеса. Например, на основе картин «Сирин и Алконост», «Иван-царевич и Серый волк» или «Царевна-Лебедь»;
- погружение в историю и особенности древнерусской живописи, мозаик, фресок и икон.
Фото: интернет-журнал «Dom&Podium»
Ход занятия
Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоит репродукция автопортрета В. Тропинина (ее можно найти в вышеназванной книге). Предлагает внимательно рассмотреть репродукцию
Кто здесь изображен? Чем занимался этот человек? (Обратить внимание на палитру и кисти)
В каком городе жил этот художник? (обратить внимание на зубчатые стены и высокие башни Кремля). Воспитатель
Вот что рассказала нам картина, на которой ее автор, художник Василий Тропинин, изобразил самого себя. Это автопортрет
Воспитатель. Вот что рассказала нам картина, на которой ее автор, художник Василий Тропинин, изобразил самого себя. Это автопортрет.
В. Тропинин написал много портретов, один из них «Портрет сына художника», его звали Арсений, мы сейчас увидим. (Дети садятся на ковер у мольберта, рассматривают картину, затем отвечают на вопросы.) Какое лицо у Арсения? О чем говорят его глаза? (Белым листом прикрыть нижнюю часть лица.) Скажите, почему одна часть лица на портрете светлая, а другая — темная? С какой стороны падает свет? Где художник писал портрет сына — дома или на улице? Как вы догадались? (Воспитатель выставляет на мольберт репродукцию с картины «Мика Морозов» В
Серова.) Кто из этих мальчиков старше? Как вы догадались? Хочется Мике сидеть смирно в кресле? (Обратить внимание на выражение лица и положение рук на подлокотнике кресла.) Как вы думаете, чем занимался Мика, до того, как его позвали позировать художнику?
Дети садятся за столы и рассматривают открытки, слушая «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского (в грамзаписи). Воспитатель беседует с каждым ребенком отдельно.
Воспитатель. А сейчас мы выучим стихотворение «Портрет».
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется портрет.
(А. Кушнер)
Проводится игра «Найди и покажи». В конце занятия воспитатель подводит его итоги.
Занятия в Третьяковке для детей
По предварительному согласованию в залах музея можно провести полноценный школьный урок. В этом случае преподаватели и все дети в группе получат бесплатные входные билеты в кассе Третьяковской галереи. Для организации занятия необходимо за две недели отправить на электронную почту музея заявку с полным списком школьников-посетителей. Максимальная численность детской группы не должна превышать 20 человек.
На уроке прямо в зале Третьяковской галереи школьники смогут получить новые знания в необычном увлекательном формате: например, погрузиться в историю известных картин и одновременно увидеть их перед собой. Во время всех занятий в музее действуют строгие правила, о которых преподавателей и детей проинформируют сотрудники. Например, в залах музея разрешено использовать для письма и рисования только обычный карандаш. Это связано с тем, что частицы краски от запрещённых ручек, мелков или пастели попадают в воздух, а затем оседают на произведениях искусства и приводят к их порче.
Фото: сайт общественной организации «Время перемен»