Как научить ребенка жевать твердую пищу

Как научить ребенка правильно жевать пищу: 5 методов

Как и в случае с другими навыками, обучение жеванию является важным этапом для взросления детей. Навык приобретается рано или поздно в зависимости от того, как ребенок знакомится с едой (при различных обстоятельствах).

Пища, которой кормят ребенка, зависит от того, как быстро он научится пережевывать пищу. Мягкие и сочные фрукты или вареные овощи легче жевать, чем кусок мяса.

Младенцы учатся жевать игрушки, прорезыватели и другие предметы. С помощью жевания малыши исследуют и чувствуют формы, текстуры и размеры окружающих их предметов.

Теперь рассмотрим проверенные способы научить ребенка пережевывать пищу правильно:

Дать много возможностей: Маленькие дети обожают играть с различными игрушками и предметами различной формы и поверхности. Дать им много возможностей для этого. Однако стоит помнить о безопасности ребенка и не оставлять его без присмотра. Выбираем удобные для ребенка предметы, не опасные для травм или удушья

Острые предметы строго запрещены.

Разнообразие: по мере того, как ребенок растет, важно, чтобы он подвергался воздействию разнообразных подходящих продуктов с разной текстурой и консистенцией. Сырые фрукты и овощи, например, требуют тщательного пережевывания

Поэтому различные фруктовые блюда и салаты — отличный способ поощрить жевательные навыки малыша. Однако помним про правило, что первое знакомство с термически обработанной пищей, исключение банан.

Дети часто копируют своих родителей. Родители его лучшие учителя. Можно научить ребенка пережевывать пищу, научив копировать взрослых. Необходимо научить ребенка пользоваться ртом, выполняя упражнения для рта, которые включают в себя попадание пищи в рот губами, языком, щеками и челюстями, подробнее об этом писала в статье Как научить ребенка жевать. Еда с жесткими или жевательными кусочками подходит для приобретения навыка жевания. Это связано с тем, что им придется активнее жевать языком, ртом, зубами и челюстью.

Избегать пюреобразных продуктов: не давать ребенку пюре или протертые продукты слишком часто. Это замедлит обучения ребенка жевать пищу. Избегать этого, насколько это возможно. Ведь ребенок привыкает к мягкой пище и сопротивляется к пережевыванию твердой пищи.

Правильный путь к переходу: родители часто подают мягкую пищу или смузи в течение долгого периода времени, потому что беспокоятся, что дети могут подавиться едой. Это одна из основных причин, почему дети не учатся жевать пищу так быстро, как должны. Задача родителя помочь ребенку перейти от пюреобразной пищи к протертой пище, а затем к полутвердой или твердой пище в соответствующее время. Важно быть осторожным и следить за любыми эпизодами удушья.

Почему возникает такая проблема?

Неумение жевать может проявиться у тех малышей, которым не начали вовремя давать сушки, детские печенья и прочие твердые продукты для тренировки челюстей. Некоторые родители считают, что не нужно предлагать ребенку подобные угощения, пока у него не появилось достаточно зубок, чтобы разгрызать твердую пищу и плотные кондитерские изделия.

Малыши учатся измельчать размоченные слюной сушки и печенья деснами и глотать их, а потом данное умение ими используется при разжевывании обычной пищи — печеных и вареных овощей, паровых котлет и прочее.

Искусственное замедление темпов изменения консистенции питания также приводит к тому, что годовалый ребенок не умеет жевать. Такое происходит, когда мамы боятся, что младенец подавится, и продолжают мелко перекручивать крупы, овощи, мясо и рыбу. В итоге грудничок настолько привыкает к кашицеобразной пищи, что питание кусочками они не могут пережевать и выплевывают.

При недостаточной настойчивости мам ленивые детки также могут отказываться жевать. Один раз закапризничав и немедленно получив взамен требующей измельчения зубами пищи кашицеобразную, малыши быстро понимают «правила игры» и продолжают плакать и выталкивать изо рта кусочки еды, чтобы получить «удобное» питание. Уступчивость мягкосердечных матерей приводит к тому, что ребенок не только не жует, но и совершенно отвыкает «перерабатывать» твердую пищу.

Частая причина, почему ребенок не хочет жевать, — гиперактивность. Неугомонные малыши, неспособные долго усидеть на месте, не могут найти в себе терпения на долгое и тщательное пережевывание питания, но такие дети чаще всего не выплевывают пищу, а давятся крупными кусочками.

Присмотревшись к крохе, отказывающемуся жевать, вы поймете причины, которые привели вас к сложившейся ситуации и попробуете исправить ее. Но лучше, во избежание подобных проблем, родителям с самого начала приучать кроху измельчать пищу поначалу деснами, а затем и появившимися зубками.

Как научить ребенка жевать пищу

Одной из причин, по которой дети поздно начинают жевать самостоятельно, можно назвать готовые детские смеси. Подобные каши и пюре очень удобны для мамочек, особенно для молодых и неопытных. Поскольку не нужно утруждать себя лишним приготовлением пищи.

Если вы все же предпочитаете готовые смеси самодельным, советуем вам обращать внимание на то, что написано непосредственно на баночках. Потому как фирмы-изготовители, как правило, ориентируют свою продукцию на детей определенного возраста

И на баночках с пюре должно быть указано, для какого возраста данный продукт предназначен

Главной отличительной чертой является именно консистенция готовой смеси. Для деток постарше пюре гораздо более плотное и даже может иметь в своем составе плотные комочки.

И на баночках с пюре должно быть указано, для какого возраста данный продукт предназначен. Главной отличительной чертой является именно консистенция готовой смеси. Для деток постарше пюре гораздо более плотное и даже может иметь в своем составе плотные комочки.

Следует обратить внимание, что в период, когда у ребенка начинают резаться зубки, он тянет в рот все, что попадается ему на глаза. И это, между прочим, происходит не только из-за потребности почесать десны, но и из-за того, что с эти действием непосредственно связано развитие жевательного рефлекса

Если вы не упустите этот момент и будете давать ребенку вместо резиновой погрызушки, скажем, свежую сушку, то проблем с дальнейшим переходом на твердую пищу у вас может и не возникнуть

Свежие сушки или детское печенье, конечно, не из тех продуктов, которые содержат большое количество полезных веществ. Но именно для развития жевательного рефлекса – именно то, что нужно

Если вы не упустите этот момент и будете давать ребенку вместо резиновой погрызушки, скажем, свежую сушку, то проблем с дальнейшим переходом на твердую пищу у вас может и не возникнуть. Свежие сушки или детское печенье, конечно, не из тех продуктов, которые содержат большое количество полезных веществ. Но именно для развития жевательного рефлекса – именно то, что нужно.

Если в раннем возрасте не начать понемногу давать ребенку более густую пищу и до двух лет кормить его продуктами, перемолотыми в пюре, то это может привести к плачевным последствиям. Поскольку любой возраст ребенка сопровождается качественными изменениями в его организме. А в случае, когда к положенному сроку изменений в пищевой системе малыша, он не начинает употреблять твердой пищи, желудочно-кишечный тракт начинает «лениться». Что ведет к нарушению его работы, снижению функциональности, а, следовательно, и нарушению ферментации всего организма в целом.

Советы от доктора Комаровского как научить ребенка жевать

Тем, кто задается вопросом, как научить ребенка жевать, Комаровский дает несколько полезных советов:

  • Если вы все-таки обеспокоены тем, что ваш ребенок еще не хочет самостоятельно жевать, то вам придется побыть немножечко актерами. К примеру, можете сделать вид, что у вас сломался блендер или в магазине не было любимого пюре вашего ребенка. И предложить ему самостоятельно размять еду вилочкой в тарелке. Естественно, большая часть продуктов окажется где угодно, только не в тарелке, но первый шаг будет сделан. Главное заинтересовать малыша;
  • Придется побаловать вашу кроху чем-нибудь вкусненьким. Подойдет все то же детское печенье, свежие сушки или мягкие сладкие фрукты;
  • Попробуйте есть с ребенком в общественно месте. На прогулке в парке или в местах общественного питания. Отсутствие другого вида еды и присутствие других детей может также положительно повлиять на формирование жевательного рефлекса.

Полезные статьи:

Когда малыш должен начинать жевать

Довольно часто родители поздно начинают обращать внимание на то, что их дети отказываются от твердой пищи, не пережевывают ее в 1,5-2 года. Им приходится измельчать и растирать еду, прежде чем они станут ее кушать

В этом возрасте это является ненормальным явлением. Обычно мамы сильно беспокоятся. В чем же дело?

Может быть, у малыша неразвит жевательный рефлекс? Тогда как научить его правильно пережевывать пищу? Вопросов много, и чтобы получить на них ответы, разберемся со строением детского организма.

Когда ребенку можно давать хлеб – читайте в следующей статье.

О развитии у детей жевательного рефлекса необходимо позаботиться заранее. Принимать меры надо с возраста полугода. Им начинают давать сушки, корочки хлеба или специальный прорезыватель для зубов. При почесывании десен производятся жевательные движения.

Получить и развить навыки пережевывания пищи малыш должен до того момента, когда у него прорежутся зубы. После появления зубов будет очень трудно исправить положение.

Когда детям исполняется год, у них уже имеется необходимое количество зубов, чтобы есть твердую пищу. В этот период необходимо научить маленького человечка глотать, сосать и жевать. Упустив время, можно прийти к тому, что ваше чадо будет требовать только жиденькие каши и пюре.

Если ребенку трудно проглотить прожеванную еду, примеру он кушает макароны – предложите ее запить. О напитках для детей на нашем сайте есть отдельная статья.

К двум годам детишки уже определенно хорошо умеют пережевывать твердую пищу. Если вы заметили, что этого не происходит, надо срочно принять меры к исправлению ситуации.

Иначе, можно получить неправильное развитие зубов и челюстей, нарушенное слюноотделение, проблемы с пищеварительной системой и развитие в полости рта различных инфекций.

Прежде чем начинать исправлять положение, стоит установить причины сложившейся ситуации.

Что будет, если не научить ребенка жевать?

Чтобы понять всю серьезность проблемы, предлагаем вам ознакомиться с тем, что ждет малыша, если не научить его жевать твердую пищу, как только у него начали резаться зубы.

  • Ослабление зубов. Они могут шататься и даже выпадают значительно раньше положенного срока.
  • Не вырабатывается желудочный сок и ферменты, так как еда не пропитывается слюной. Именно жевательные движения способствуют выработке слюны.
  • Не развиваются мышцы языка, что влечёт проблемы с дикцией.

Интересно, что косвенно развитию данной проблемы способствуют некоторые врачи, которые убеждают молодых мам сохранять грудное вскармливание как можно дольше. Соответственно, ребенок слишком долго питается только грудным молоком и пюре, что вредно не только для нормального развития, но и для его зубов, мышц языка.

Поэтому не стоит затягивать, и именно в это время необходимо учить малыша жевать. Помните, что если драгоценный момент упущен, то приучить ребенка жевать впоследствии будет значительно труднее.

В первую очередь специалисты (логопеды-дефектологи) советуют проверить ребенка у невролога для исключения возможности патологии. Если неврологические проблемы исключены, то можно обращаться к специалистам для решения этой проблемы. Они используют несколько методов, которые пригодятся и самим молодым родителям для их работы с крохой дома.

Малыш подавился: что делать?

Если, несмотря на все старания родителей, ребенок все же подавился, крайне важно оказать ему своевременную первую помощь

Действовать надо уверенно, но осторожно

  1. Поместить малыша на предплечье родителя таким образом, чтобы голова младенца оказалась ниже туловища, лицо было направлено вниз.
  2. Выполнить 5 несильных ударов ладонью по спине ребенка между лопатками.
  3. Далее малыша следует перевернуть на спину.
  4. Выполнить при помощи указательного и среднего пальцев 5 толчкообразных движений в центральную часть грудины.
  5. Открыть малышу рот, удерживая язык большим пальцем, а нижнюю челюсть – остальными.
  6. В случае если кусочек пищи, повлекший проблему, хорошо виден, его следует аккуратно удалить. Если нет – повторить действия до достижения успеха.

Взрослым необходимо сохранять самообладание, ведь от их действий зависит здоровье и жизнь малыша.

С какого возраста можно предлагать ребенку твердую пищу?

В первые месяцы жизни малыш получает грудное молоко (или его заменители), а вместе с ним и все необходимые питательные вещества. В этот период у детей выражены так называемые врожденные (безусловные) рефлексы, прежде всего – сосательный, а также защитный рефлекс «выталкивания»: при попадании в рот малыша твердых или крупных частичек пищи, ребенок автоматически выталкивает инородные предметы языком, чтобы не подавиться. К тому же, достаточно развит рвотный рефлекс (его вызывает раздражение спинки или корня языка, например, ложкой). В возрасте от 4 до 6 месяцев эти рефлексы ослабевают, что и служит поводом для введения в детский рацион прикормов и началу постепенного перехода от жидкой пище к твердой, от процесса сосания – к процессу жевания. Теперь становиться понятно, почему попытки родителей раннего (до 3-4 месяцев) начало кормления своего чада с ложечки вызывают «протесты», малыш выталкивает ложку, выплевывает пищу, а порой может возникнуть и рвота.
Итак, после 4-6 месяцев карапуз способен употреблять с ложечки пюреобразную пищу, а вот пищу, содержащую даже небольшие комочки, рекомендуется вводить в детский рацион в период активного прорезывания зубов (как правило, с 6-7 месяцев и не ранее). Именно это время считается самым благоприятным для того, чтобы приучить ребенка к более твердой пищи – кроха рефлекторно тянет в рот твердые предметы для того, чтобы «почесать» десны. Разрешающим «сигналом» для перехода от пюре к пище с комочками, могут также служить изменения в поведении малыша – если он начинает активно интересоваться едой в своей и вашей тарелке, «попрошайничает» вашу еду, засовывает в рот и покусывает ложку, широко открывает рот при кормлении, не сосет пищу с ложки, а снимает верхней губой и старается жевать.
Принцип соответствия размеров кусочков пищи возрастным категориям строго соблюдается в промышленном производстве консервов для детского питания. Так овощные пюре по степени измельчения делятся на гомогенизированные (для детей с 4-4,5 месяцев) и протертые (для детей старше 6 месяцев). Мясные пюре подразделяются на гомогенизированные (размер частиц до 0,3 мм; предназначены для детей с 6-7 месяцев), пюреобразные (размер частиц до 1,5 мм; подходят детям с 7-8 месяцев), крупноизмельченные (размер частиц до 3 мм; предназначены для детей с 9-12 месяцев). Степень измельчения рыборастительных пюре: пюреобразные (размер частиц до 2,5 мм; для детей старше 8-9 месяцев) и крупноизмельченные (размер частиц до 4 мм); для детей с 11-12 месяцев.
Употреблять твердую пищу, продукты кусочками (например, мясо или рыбу) малыш сможет тогда, когда у него будет достаточное количество зубов, как правило, в 12 месяцев и старше. Окончательное прорезывание молочных зубов происходит к 2 годам.

2 – 4 года. Почему ребенок ест неохотно

Примерно с 2 до 4 лет многие дети отказываются от незнакомой еды, требуют одни и те же блюда каждый день.

Причины такого поведения могут быть разными.

1) Согласно одной из теорий, это нормальное поведение человека, имеющее эволюционные корни: новая еда могла означать опасность, поэтому у нас присутствует инстинкт отрицания незнакомой пищи. Как правило, он размывается к 4 – 5 годам, но иногда сохраняется и во взрослом возрасте.

2) Отказываясь от еды, ребенок заявляет свои права на собственный выбор и проверяет рамки возможного в общении со взрослым.

3) Ребенок не может сосредоточиться на еде, так как вокруг много отвлекающих факторов: игрушки, телевизор или что-то еще.

4) Малыш усвоил неправильные пищевые привычки, и его интерес к незнакомой еде угас: 

4.1. его могли кормить, когда он не был голоден; 

4.2. его торопили во время еды; 

4.3. его запугивали, если он плохо ел;

4.4. его слишком много уговаривали и развлекали во время еды; 

4.5. его оставляли одного во время трапезы;

4.6. его кормили с ложки, когда он хотел держать ее сам;

4.7. его кормили под мультики, песни или ролевые игры.

5) Иногда ребенок отказывается от еды, потому что ему не нравится текстура, цвет или запах продукта. У него могут храниться воспоминания о том, что его кормили тем же самым, когда он был болен.

Правильное питание для раннего развития от 0 до 4 лет

Наталья Круглова

Как правильно учить ребенка жевать?

Научиться жевать с минимальным риском подавиться поможет ниблер

Готовое детское питание облегчает для родителей решение вопроса о кормлении ребенка. Оно обеспечивает необходимыми веществами детский организм. Но увлечение питанием из баночек без учета возрастного ценза приводит к тому, что у малыша не сформируется жевательный рефлекс.

На форумах в интернете можно прочесть весьма неадекватные советы «опытных» мам по поводу данной проблемы:

  • Одни из них считают, что проблемы вообще нет: вырастет малыш и сам научится жевать любую пищу.
  • Другие предлагают применить так называемую шоковую терапию. Она заключается в том, что нужно перестать кормить ребенка, но при этом поставить в доступных для него местах еду, потребляемую взрослыми: поест сам, голод заставит.

Ничего хорошего такие советы не сулят, родительские ошибки они предоставляют исправлять самому ребенку, не задумываясь о последствиях. Если следовать первому совету, малыш будет недополучать необходимые вещества, что отрицательно скажется на его физическом состоянии и интеллектуальном развитии.

Использование родителями второго совета вызовет стресс у малыша, что может явиться причиной снижения иммунитета и развития различных заболеваний. Поэтому правильной тактикой родителей будет обращение к педиатру.

Специалисты предлагают для выработки у ребенка навыков жевания твердых продуктов руководствоваться такими советами:

  1. Известный педиатр Е. Комаровский считает, что в неумении малыша жевать и употреблять твердую пищу виноваты родители. Они должны проявлять терпение при формировании навыка. Не стоит ругать дитя и нервничать, если нет быстрого результата. Его и не следует ожидать, если родители упустили время. Кормление должно проходить в спокойной обстановке.
  2. Переход к твердой пище должен быть постепенным. Вначале нужно оставлять в пюре мелкие кусочки овощей, а в суп добавлять небольшие кусочки хлеба. Такая неоднородная пища будет способствовать обучению.
  3. Поможет в обучении использование ниблера – специального приспособления в виде ситечка. В него можно вставить кусочек овоща или фрукта и дать его ребенку, который мог бы не только сосать этот кусочек, но и кусать его без риска подавиться. С года кусочки овощей и фруктов можно давать малышу в ручку, но в присутствии взрослых.
  4. Заинтересовать ребенка новой пищей можно, используя яркую ложечку или тарелочки с картинками. Положительные эмоции будут помощниками в обучении. Но смешить или развлекать малыша за едой нельзя.
  5. Повысить интерес к твердой пище можно и личным примером: родители и старшие братья или сестры едят «взрослую» пищу, не забывая расхваливать ее, рассказывать, как это вкусно.
  6. С ребенком можно посетить детское кафе в развлекательном центре. Увидев, с каким удовольствием поглощают еду другие дети, ребенок может и сам захотеть попробовать ее. К тому же можно ребенку объяснить, что привычного питания из баночек в кафе нет.
  7. Для закрепления навыка можно привлечь дитя к приготовлению блюда, что повысит интерес к нему. Например, дать ему пластмассовую вилку с тупыми зубчиками и предложить самому разминать пюре. Понятно, что кусочки овощей останутся, малыш в процессе приготовления будет есть их.
  8. Доктор Е. Комаровский советует предложить ребенку вначале банан, мармелад или зефир. Малышу придется их жевать, а затем уже перейти к продуктам твердым – баранкам, печенью, мясу. Ощутив приятный вкус, ребенок будет продолжать откусывать кусочки продукта.

Что делать если момент введения твердой пищи упущен

Но бывает, что в силу каких-либо индивидуальных особенностей ребенка или по причине пропущенного времени малыш категорически отказывается принимать даже небольшие кусочки твердой пищи. Попытка глотнуть что-то не жидкое, заканчивается рвотным рефлексом и громким плачем. Ребенок готов голодать до тех пор, пока ему не вернут его привычную пищу. Тогда родителям придется провести следующие мероприятия.

Массаж языка

Нужно активизировать работу мышц языка. Это поможет избавиться от рвотного рефлекса, появляющегося у ребенка при попытке проглатывания твердых кусочков. Для этого нужно мягко массировать малышу язык при помощи деревянного шпателя. Начинайте с кончика, постепенно перемещаясь к корню языка. Чтобы процедура проходила без скандала, необходимо придумать какую-нибудь занимательную историю про волшебный язычок или увлекательную игру с деревянной палочкой. Хорошим упражнением для детского язычка будет, если мама разместит ему за щечкой марлевый тампон и попросит кроху вытолкнуть его языком. Можете проделывать это вместе, так малышу будет интересней.

Применение ниблера

Часто появление рвотного рефлекса связано со страхом крохи, связанным с попаданием в рот твердых кусочков. Родителям нужно попробовать деликатно победить этот страх. Ниблер  – это маленькое сито в виде пустышки с ручкой. В него кладется небольшой кусочек фрукта или овоща, и ребенок тренируется жевать, без риска подавиться.

Помощь малыша маме при приготовлении еды

Мама и малыш много времени проводят вместе, поэтому ребенок иже давно изучил, как мельчится пища. Маме нужно убедить малыша, что блендер не работает, сито потерялось, а осталась только волшебная вилочка. Нужно дать ее малышу, пусть попробует. Также крохе можно дать терку, на которой он самостоятельно потрет морковку или яблочко, а возможно сразу и съест.

Положительный пример

Вся семья должна доказать крохе, что кусочек пищи во рту горазда интересней пюрешки на ложке. Подготовьте семейный обед, рассказывая малышу интересные истории о кусочках. Нужно дождаться чтобы малыш сильно проголодался, возможно, заинтересованный ребенок сам потянется к кусочку тыквы-царицы или огурца-великана.

Хороший пример – заразительный

Пригласите в гости семью с ребенком такого же возраста, но умеющего жевать и глотать твердую пищу. Организуете небольшое детское застолье. Возможно, на чужом примере кроха научится сам это делать гораздо быстрее.

Полезное и интересное видео по теме статьи:

https://www.youtube.com/watch?v=kgYCWPSgDsE

Возможные проблемы

Очень заботливые родители, которые переживают, что кроха подавится, и как можно дольше оттягивают процесс знакомства с густой едой, сталкиваются с рядом проблем:

  1. Неправильное кормление. Постоянно протертая пища приводит к тому, что маленький хитрюга впоследствии ленится жевать, ведь гораздо удобнее просто глотать. Это приводит к проблемам ЖКТ. Еда поступает крупными кусочками, грузно лежит на дне желудка и не переваривается как следует.
  2. Кроха не знаком с твердой пищей, он не знает, что делать и попросту выплевывает ее.
  3. Страх. Малыш может бояться глотать большие кусочки, от этого и желание жевать пропадает.
  4. Ребенок давится при кормлении твердой пищей, пытаясь ее проглотить. Начинает задыхаться, захлебываться.
  5. Срабатывает рвотный рефлекс. Такое происходит при попытке проглотить кусочек, или мама неправильно вводит ложку (слишком глубоко).
  6. Несформированные пищевые навыки. Кроха не может двигать языком из стороны в сторону, поднимать его к небу, собирать пищу в комок для глотания.
  7. Нарушение тонуса жевательных мышц приводит к тому, что у ребенка не получается сосать, глотать, жевать. Развиваются различные заболевания, что в дальнейшем влияет на речь.
  8. Ранний отказ от грудного вскармливания приводит к тому, что чадо получает смесь из бутылочки не напрягаясь. Некоторые родители еще и дырку в соске побольше делают, чтоб лучше проходила. На самом деле все в нашей жизни неспроста. Чтобы получить молочко из маминой груди, малыш трудится, напрягает свои артикуляционные мышцы. И это тоже способствует развитию жевательного рефлекса!
  9. Не хочет кушать, пока не включат мультики — современная проблема, которой пренебрегают многие молодые мамочки. Более того, заботливые родители специально включают мультфильм, чтобы ребенок хорошо и без каприза поел. Но в этом-то и проблема. Кроха отвлекается от еды и съедает больше, плохо пережевывает, у него не вырабатывается желудочный сок, так как он увлечен телевизором, а не поеданием пищи. От этого тоже возникают проблемы, связанные с желудочно-кишечным трактом.

Рекомендации Комаровского

Всеми любимый доктор Комаровский, на мнение которого ориентируются многие родители, советует:

  • Проявляйте актерское мастерство, объясняйте почему сегодня не привычная для малыша пища, а густая, да еще и с какими-то кусочками. Например, расскажите целую историю, что в магазине баночки закончились, что блендер сломался и теперь эту работу придется делать вашему непоседе. Но он обязательно справится, ведь вы в него верите. Хрум-хрум, и готово.
  • Скажите маленькому человечку, что вы устали, попросите помочь его, вручив вилку. Пусть ребенок сам разомнет, как сможет. Приготовьтесь, процесс будет долгим и мало опрятным. Но более выигрышным. Потому как самостоятельно приготовленная еда намного вкуснее.

Предложите крохе что-нибудь лакомое, но целым кусочком, например, мармелад, пастилу или зефир. Жевать будет. Отказ маловероятен.

Важность обследования у специалиста

Я могу порекомендовать вам несколько стратегий, которые могут помочь вашему сыну в домашних условиях. Но в первую очередь необходимо, чтобы его обследовал специалист. Это может быть логопед или эрготерапевт, у которого есть опыт работы с проблемами питания.

Крайне важно, чтобы специалист дал заключение, что ваш сын может есть твердую пищу без опасности для себя. Если учить ребенка есть ту еду, с которой он пока не может справиться, то у него будет высокий риск подавиться

Так что крайне важно не переводить его на твердую пищу, пока специалист не определит, насколько твердую пищу может есть ребенок и может ли вообще

Так что крайне важно не переводить его на твердую пищу, пока специалист не определит, насколько твердую пищу может есть ребенок и может ли вообще. Кроме того, обследование может выявить скрытые причины проблем ребенка с жеванием. К ним могут относиться как поведенческие, так и сенсорные трудности

К ним могут относиться как поведенческие, так и сенсорные трудности

Кроме того, обследование может выявить скрытые причины проблем ребенка с жеванием. К ним могут относиться как поведенческие, так и сенсорные трудности.

Очень важно, чтобы специалист понаблюдал, как именно ест ваш ребенок. Это наилучший способ определить, в чем суть проблем

Кроме того, специалист может не только работать с вашим ребенком непосредственно, но и подготовить для вас рекомендации по работе над этой проблемой дома

Кроме того, специалист может не только работать с вашим ребенком непосредственно, но и подготовить для вас рекомендации по работе над этой проблемой дома.

Как только вы установили, что для вашего ребенка безопасно есть твердую пищу, вот несколько общих стратегий, которые вы можете попробовать (если возможно, под руководством специалиста, компетентного в вопросах питания):

— Делайте пюре все гуще. Экспериментируйте, добавляя крахмал или измельченные хлопья в пюре, которые вы делаете. Старайтесь сделать его именно гуще, а не добавлять твердые кусочки пищи. Это позволит постепенно увеличить работу мышц, связанную с едой.

— Пробуйте разные виды мягкой еды. Поощряйте сына пробовать разные продукты, из которых можно сделать пюре. Например, это может быть картофельное или яблочное пюре. Если он будет хорошо воспринимать такое разнообразие, то попробуйте твердые, но очень мягкие продукты. Например, это могут быть бананы, творог, яичница-болтунья.

— Моделируйте, как откусывать маленькие кусочки. Вместо того, чтобы класть кусочки еды в рот ребенка, покажите ему, как откусить маленький кусочек от целого.

— Моделируйте, как жевать. Да, это значит, что вы будете жевать с открытым ртом! Пусть ваш ребенок увидит, куда попадает еда, когда вы жуете. Надо показать ребенку, что вы жуете коренными зубами. Я предлагаю преувеличенные движения при жевании. Попросите ребенка имитировать вас.

— Практика и еще раз практика

Очень важно, чтобы ваш ребенок постепенно приобретал навыки жевания еды. Поначалу для практики кусания и жевания вы можете подобрать продукты, сильно напоминающие его любимые сырные шарики

Например, это могут быть мягкие крекеры в форме животных или воздушные шарики из овощей

Например, это могут быть мягкие крекеры в форме животных или воздушные шарики из овощей.

— Попробуйте жевательные продукты. Я предлагаю попробовать прийти к продуктам, которые требуют продолжительного жевания. Например, это могут быть ломтики сушеного манго или вяленое мясо. Дополнительный плюс — пока их не разжуешь, откусить от них невозможно.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Ниже перечислены первые навыки, которые ребенок приобретает во время упражнений в употреблении пищи после расширения своего рациона:

  • он учится перемещать пищу внутри своего рта, используя свой язык;

  • приобретает больше навыков в глотании жидкости / пищи, получаемой не от груди или бутылки (чайная ложка, чашка), то есть он постепенно адаптируется к так называемому «зрелому глотанию» (в отличие от «инфантильного глотания», необходимого на стадии грудного вскармливания);

  • приобретает навык получения пищи с ложки;

  • распознает и принимает различные пищевые консистенции и текстуры;

  • распознает и принимает различные ароматы;

  • познает жевательные и дробящие движения (согласованные последовательности движений височно-нижнечелюстных суставов).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий