Светлая сторона
Фантазия начинает развиваться еще в дошкольном возрасте, как правило, после 2,5 лет. А до этого идет интенсивная подготовка. Насколько у малыша развито воображение, зависит периода жизни с года до трех лет. Это период манипулирования предметами и изучения их свойств. Оказать помощь в познании предметного мира должны близкие малыша. В этом возрасте ребенок познает мир через мамины руки: ведь именно она показывает, как играть куклой или машинкой, собирать пирамидку. Чтобы развивалось воображение необходимо:
— читать ребенку различные книги: рассказы, стихи, сказки. К двум годам он должен знать кто такие: «Курочка Ряба» или «Колобок». Сказочные образы служат «кирпичиками» фундамента фантазии.
— играть с предметами-заместителями. Пусть стулья станут машиной, крышка от кастрюли — рулем. Одеяло — гаражом для машины, а детский носочек — танцующим человечком. Проявите свою фантазию и дайте старт развитию детского воображения.
— предлагайте образы-заместители. Пусть малыш будет собачкой или киской. Имитируйте их движения, говорите «гав-гав» или «мяу-мяу». Выбор огромен: лошадки, курочки, лягушки. Это прекрасно развивает воображение и влияет на развитие моторики. Из такой игры ребенок получит представление о профессиях: строитель, няня, водитель.
Важно отличать фантазию от лжи.
Смешение фантазии и происходящего настоящего сохраняется у детей примерно до 8 -9 лет, но если вовремя не разобраться и не разделить понятия лжи и фантазии, что обязательно должны сделать родители, то может возникнуть проблема зависимости подрастающего ребенка от своих фантазий. Здесь может понадобится помощь профессионала.
Фантазия тем и отличается от лжи, что первая относится к творчеству и духовности человека. Если бы люди не умели фантазировать, не было бы ни поэтов, ни композиторов, ни музыкантов, ни актеров, ни других творческих людей. Вот еще важный момент — фантазировать способны только оптимисты. Таким образом, не давая детям шанса для фантазий, «любящие» родители отчасти превращают своего ребенка в будущего пессимиста.
Что дает нам полет фантазии?
Вы только посмотрите на влюбленных людей! Посмотрите на их счастливые лица, они показывают всему миру все возможности невозможного, они способны фантазировать и изменять этим свою жизнь и жизнь вокруг них. Мысли материализуются.
Полет детских фантазий помогает родителям найти с детьми общий язык, так как именно в фантазиях проявляется то, что чувствует ребенок на самом деле. Это дает родителям вовремя помочь детям навести порядок в их чувствах, порой ошибочных. Будьте внимательны к детям, к их фантазиям.
Например, нередки случаи, когда ребенок часто говорит родителям о своем страхе потерять родителей. Отражается это в его рассказах о несчастных случаях с родителями, которые снятся ему во сне или наяву он постоянно думает об этом, нафантазировав неприятные истории. Те, в свою очередь, сначала ничего не понимают, но потом оказывается, что они слишком мало уделяют своему ребенку внимания, постоянно оставляя его с бабушкой или няней, в силу своей постоянной занятости и суеты. В этом случае в фантазиях ребенка проявляется чувство, о котором не принято говорить вслух, как считается в социуме. В данном случае это агрессия на родителей. Именно фантазия ребенка помогает видеть и осознавать такие чувства и эмоции. И если родители примут необходимые меры, поговорив об этом с ребенком, и будут проводить с ребенком большее количество свободного времени, то ситуация изменится в лучшую сторону.
Когда в нашей жизни происходят не очень приятные события и кажется, что нет конца всем передрягам, то мы, взрослые (это по большому счету оптимисты) начинаем фантазировать, и фантазии действительно помогают нам выйти из состояния апатии, безразличия, уныния и дают силы для дальнейших действий. Именно потому, что наши дети любят и умеют фантазировать более жизнерадостны, чем взрослые. Полетом своих искренних фантазий они заглушают все невзгоды, которые и в самом деле уходят прочь. Это ли не чудеса?
Фантазии – это свобода мыслей, которая нужна каждому человеку и детям в том числе. Но большинство родителей раздражается при виде того, что их ребенок просто сидит или лежит. В это время он полностью погружен в свои мысли и фантазии, хотя родители считают это бездельем. не вникая в суть происходящего. Они забывают, что ребенку иногда необходимо находиться наедине с собой, как и любому взрослому. Он, в отличие от его непонятливых родителей, не боится этого временного одиночества, когда его мечты помогают становлению его духовного роста.
Фантазии учат нас взаимодействию и способам поведения в материальном мире. Поэтому нужно жить играя и играя жить. Это важный фактор, который приведет наших детей и нас с вами к успеху. Ведь в детстве все начинается с игр и все начинается с детства. И если что – то случается непредвиденное, и ребенок впоследствии не может восстановиться (это относится и к взрослым) необходимо несколько раз проиграть произошедшую ситуацию. Это поможет преодолеть тот или иной страх у ребенка или взрослого.
Фантазеры меняют все в этой жизни к лучшему, жизнь от этого становится прекрасной, наполненной любовью, радостью, чудесами, вдохновением ко всему новому, светлому и чистому.
Фантазируйте сами и давайте волю фантазии детям. Будьте счастливы с детьми фантазерами, и пусть они обязательно будут счастливы с вами, понимающими родителями!
Предлагаю посмотреть мультфильм детских фантазий вместе с детьми.
РПП у детей: советы родителям
Вот несколько рекомендаций, одобренных специалистами.
Формируйте правильные пищевые привычки
Культура приёма пищи в семье — основа ментального и физического здоровья. Установите правила: трапезы без гаджетов; если насытился, можно не доедать; если нет чувства голода, тебя не заставляют.Последите за собственными пристрастиями: если вечером после тяжёлого рабочего дня вы съедаете по три пирожных, вероятность РПП у ребёнка возрастает. Готовьте и пропагандируйте здоровую еду с большим количеством фруктов, овощей, цельнозерновых и бобовых. Введите запрет на перекусы в ночи.
Постарайтесь не делить продукты на плохие и хорошие. Даже торты, чипсы и газировка имеют право на существование в рационе, если ребёнок ест это в меру. Если запрещать ребёнку определённые виды продуктов вообще, скорее всего, он начнёт неконтролируемо поглощать их при первой же возможности — например, когда съедет от вас.
Информируйте ребёнка о здоровье
Чтобы ребёнок не начал черпать информацию из интернета и не стал жертвой тематических сообществ, пропагандирующих нездоровую худобу и диеты на 500 калорий в день, важно самостоятельно заниматься его просвещением.Объясняйте детям, как работают механики здорового образа жизни и особенно похудения, если ваш ребёнок в этом заинтересован. Рассказывайте, почему различные диеты могут навредить, почему важно питаться полноценно и сбалансированно, какие могут быть последствия у непроверенных чаёв, таблеток и слабительных для похудения
Будьте осторожнее в выражениях
Следите за тем, что говорите ребёнку, особенно сгоряча. Если у ребёнка есть лишний вес и он пытается привести себя в форму, не стоит комментировать: «У тебя не получится, тут сильная воля нужна». Вместо оскорбительных комментариев или подшучиваний помогайте ребёнку сделать процесс похудения здоровым: например, запишите его на занятия с квалифицированным тренером, готовьте дома полезную и натуральную еду, пересмотрите рацион семьи.
Расстройства пищевого поведения тянутся годами и всегда сопровождаются болью, ненавистью к себе, завистью к худым людям, чувствами вины, стыда. Помните, что ненароком брошенное слово может сильно испортить ребёнку восприятие себя и жизни.
Делайте комплименты
Говорите детям, что они красивые. Если бы вам хотелось изменить что-то во внешности или весе ребёнка или это необходимо по медицинским показаниям, спросите ребёнка, хочется ли ему самому в этом участвовать? Что он думает по этому поводу?
Важно быть другом и товарищем в этой ситуации. Все изменения в теле должны происходить по любви
Не указывайте ребёнку на его внешние недостатки, особенно касающиеся веса. Не высмеивайте и не сравнивайте с другими детьми. Если у ребёнка уже есть расстройство пищевого поведения, будьте осторожны с комплиментами по поводу веса и внешности.
Сохраняйте контакт с ребёнком
Будьте в курсе эмоционального состояния ребёнка. Часто родители настолько заняты работой и другими делами, что замечают происходящее только на последней стадии.
Повод немедленно поговорить, но не с позиции обвинителя, а с позиции друга, если вы видите, что ребёнок:
- может не есть целый день;
- падает в обморок;
- испытывает головокружения;
- сильно изменился;
- внезапно стал носить самые маленькие размеры одежды в сетке;
- после еды часто уходит в ванную или туалет;
- давно не показывался вам во время трапезы;
- регулярно переедает по ночам или после стрессовых ситуаций;
- хранит в комнате упаковки слабительных, фитнес-чаёв и других препаратов.
Вовремя отведите ребёнка к врачу
Важно понимать, что у ребёнка в таком состоянии вообще не работает объективная оценка себя и реальности. Если вы видите, что ситуация выходит из-под контроля и здоровье ребёнка находится под угрозой, — объясните ему, почему важно не откладывая пройти обследование.Всё, что связано с физическими и психологическими трудностями во время и после лечения, — абсолютно терпимо по сравнению с последствиями, которые наступят после точки невозврата
Здоровье может ухудшиться настолько, что желудочно-кишечный тракт навсегда перестанет вырабатывать ферменты для переваривания многих продуктов, а проблемы с репродуктивной системой станут хроническими.
Самая страшная ошибка, которую могут совершить родители в критической ситуации, — отказываться от лечения и пытаться самим наладить пищевое поведение ребёнка. Если расстройство находится на финальной стадии, ребёнку могут понадобиться капельницы и постоянная работа с психиатром
Чтобы не довести до такой точки, важно устанавливать с ребёнком доверительные отношения, понимать, что происходит и когда ситуация выходит за рамки допустимого
Иллюстрация: Ailey Daily / Dribbble
Зачем развивать фантазию и воображение?
Малышам необходимо знать, как развить фантазию и воображение. Ребенок, у которого хорошо развито воображение, вырастает яркой и индивидуальной личностью. Такие дети обычно разносторонние и легко адаптируются к изменениям в мире. Это качество характера не передается генетически, его надо развивать. Если ваш малыш растёт любознательным, не надо прерывать его процесс познавания мира. Будет лучше, если вы простимулируйте его интерес занимательными фактами и ответами на многочисленные вопросы. Ведь дети так часто становятся «почемучками», их интересует всё на свете. Почему небо голубое? Почему самолеты не падают? Зачем мы едим? Как работает мельница? На все эти вопросы лучше отвечать, даже если вы не знаете ответ. В последнем случае не упустите шанс самим узнать что-то новое.
Воображение – это постоянный поиск чего-то нового и неизведанного. Из багажа старых знаний ребенок вычленяет что-то, что его занимает. Он развивает свою мысль, совершенствует, и, в конце концов, появляется нечто абсолютно иное. Таким образом, новые образы основаны на старой информации. Чем больше свежего материала получает ребенок, тем бОльшую пищу получает его воображение.
Лечение
Известны случаи, когда заподозрив неладное в действиях подростка, родители или педагоги вели его к психологу. В обязанности этого специалиста входит наблюдение за поведением пациента, выявление его психотипа и т.п. Однако определить шизофреническое расстройство он не сможет. Это сделает только психиатр, лечение назначает тоже он.
Так можно ли подростку полностью избавиться от шизофрении? Да, такое возможно, но ни один психотерапевт не может дать гарантию, что это произойдет именно в каком-то конкретном случае. При правильно подобранном лечении после ухудшения состояния могут наступать продолжительные периоды ремиссии.
Остро проявляющиеся симптомы шизофрении снимаются нейролептиками. Происходит это в стационаре, под постоянным наблюдением специалистов. Для достижения видимых результатов нужно принимать назначенные врачом препараты не менее трех недель. В качестве вспомогательных средств могут быть назначены:
- антидепрессанты;
- транквилизаторы;
- антипсихотические вещества.
Длительность госпитализации зависит от тяжести симптомов и общего состояния подростка. Терапия дает стойкую положительную динамику. Пройдя интенсивный курс лечения, пациент направляется домой для дальнейшей реабилитации в амбулаторных условиях и социальной адаптации.
Причины
Существует достаточное количество факторов, провоцирующих развитие дефекта. Нельзя говорить об их определяющем действии, но подготовить благоприятную почву данные провокаторы способны.
Особая роль принадлежит семейный атмосфере, в которой воспитывается маленький член семьи. Например, установлена взаимосвязь расстройства поведения с разводом родителей, появлением неродного родителя, многочисленной семьей, а также бедностью. Иногда имеет значение слишком молодой возраст матери.
Разрушающей манерой воспитания считается низкий уровень контроля и недостаточное участие в жизни ребенка, особенно подростка, а также непредсказуемость реакции родителей на действия детей.
Существует взаимосвязь между дефектным образом действий и низким уровнем интеллекта деток, способностью организовать, планировать собственную деятельность, переключать внимание между целями. Нельзя обойти стороной наследственные факторы
Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства
Нельзя обойти стороной наследственные факторы. Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства.
Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков
У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.
У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:
- Агрессия, злость. Манера поведения меняется в отношениях как со сверстниками, так и со взрослыми – родителями, педагогами. Связано это преимущественно с повышением выработки тестостерона в организме.
- Внезапные всплески эмоций. Перепады настроения, как и беспричинная агрессия, обусловлены гормональными изменениями.
- Притупленное чувство страха. Подростки часто занимаются экстремальными видами спорта и решаются на необдуманные поступки. Причина – также в смене уровня тестостерона.
- Стремление к самостоятельности. Мальчики хотят, чтобы их воспринимали как взрослых мужчин. Для этого им нужно своими силами решать проблемы, что далеко не всегда под силу подростку. Неспособность самостоятельно справляться с неурядицами становится причиной нарушения душевного равновесия.
- Желание вести образ жизни, присущий взрослым мужчинам. Подростки хотят совершать громкие поступки и даже подвиги. Однако не всегда осознают последствия необдуманных действий.
- Интерес к интимным аспектам жизни. Проявляется в сильном влечении к противоположному полу.
- Озабоченность внешностью. Неправильно считать, что мальчики меньше переживают за свой внешний вид, чем девочки. Перемены во внешности делают подростков уязвимыми, а неудовлетворенность собственным обликом приводит к замкнутости, неуверенности, низкой самооценке. Они не терпят критики в свой адрес, а любой опрометчивый комментарий воспринимают максимально негативно.
У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:
Обеспокоенность внешностью. Девочки остро воспринимают свое несоответствие общепринятым канонам красоты. Особенно ярко это развивается на фоне популяризации социальных сетей. Они хотят быть похожими на красивых подруг, артистов, инфлюенсеров
Начинают следить за модой, хотят одеваться в трендовые вещи.
Желание привлекать внимание. Подростки стремятся показать, насколько интересен их внутренний мир и необычны взгляды на жизнь
Чтобы привлечь внимание, используют провокационное поведение, одеваются в слишком броские наряды, наносят выразительный макияж, красят волосы в яркие цвета.
Перепады настроения. У девочек, как и у мальчиков, гормональные скачки вызывают перепады настроения, раздражительность, вспышки гнева и агрессии.
Интерес к противоположному полу. В отличие от мальчиков, девочек больше интересует платоническая любовь. Часто в этом возрасте они влюбляются. Если первая любовь оказывается безответной, это может привести к серьезным осложнениям кризиса – замкнутости, депрессии, суицидальным наклонностям.
Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.
Депрессивное расстройство
Отдельный возрастной период отличается собственными депрессивными нарушениями.
Детки раннего возраста, до 3 лет, становятся печальными, избегают контакта глаз. Наблюдается задержка приобретения новых навыков, достижений согласно возрастному периоду. Характерны самоповреждающие поступки: кусают, бьют себя, ударяются головой. Успокаивающими движениями считается сосание пальца, покачивания, монотонное хождение.
Младшие школьники становятся апатичными, раздражительными, замкнутыми. Наблюдается утрата интересов, снижение интеллектуальной деятельности. Нарушается сон.
Депрессия подросткового возраста определяется негативизмом, быстрой сменой настроения. Беспокоит чувство вины, самообвинения. Типичны нарушения сна, питания. Негативизм, агрессивность провоцируют ухудшение отношений с друзьями, проблемы учебной деятельности. Частым признаком становятся суицидальные попытки.
Как должен проявляться нормальный фанатизм?
Нормальная степень фанатизма – это когда ребенку нравится определенная знаменитость, но в рамках разумного. Когда подросток:
Если фанатизм у вашего ребенка проявляется вышеназванным способом, то беспокоиться не стоит. Все в порядке. У ребенка нет никаких проблем с психическим здоровьем. И его жизнь не находится под угрозой.
Как проявляется неправильный фанатизм?
Существует и другая, негативная сторона фанатизма. Когда ребенок посвящает идолу всю свою жизнь. И готов пожертвовать ей ради него.
Проявляется неправильный фанатизм следующим образом:
Вся атрибутика, используемая ребенком, каким-либо образом связана с его кумиром. Например, подросток использует пиналы, рюкзаки, носки, на которых изображен его идол. Постоянно покупает чехлы на телефоны с картинкой своей любимой знаменитости.
Подросток говорит и думает о кумире 24/7. Не было ни секунды, когда бы вы не слышали истории об определенной знаменитости.
У подростка страдает успеваемость в школе. Потому, что нежелание учиться пропагандирует его идол. Или же потому, что все время (даже в школе) ребенок думает только о своей любимой знаменитости.
Подросток пишет своему кумиру по несколько раз в день. Очень ждет ответа. А когда не получает сообщение, очень сильно расстраивается. Рассказывает об этом родителям. Плачет. А в некоторых случаях пытается даже навредить себе. Порезать вены.
Подросток постоянно ищет встречи со своим идолом. Приходит на мероприятия, в которых он участвует
Пытается всячески привлечь к себе внимание. И сделать так, чтобы идол поговорил с ним
Дотронулся до него.
Из-за того, что идол игнорирует подростка, он вымещает злобу на своих родителях. Кричит на них. Раздраженно отвечает на каждое слово.
Ребенок одевается, как идол. Не пытается перестроить свой стиль под кумира. А именно одевается аналогичным образом, как он. Носит те же вещи. Покупает аналогичную обувь. Теряет подобным образом самоидентификацию.
Ребенок становится агрессивным. Употребляет алкогольные напитки, курит сигареты и пробует наркотики. Для того, чтобы жить так, как его кумир.
Если вы заметили у вашего ребенка проявление ненормального типа фанатизма, то срочно вмешивайтесь. Следите за тем, чтобы он не заработал вредные привычки. Пытайтесь отговаривать его от фанатизма по определенному человеку. А если ситуация не очень критична (ребенок не вредит себе и не перенимает вредные привычки идола), то просто ждите.
К семнадцати-восемнадцати годам ребенок перестанет слепо следовать за кем-либо. У него больше не будет кумиров. А если они и будут, то “подростковый фанатизм” больше у тинейджера не проявится. Максимум, что он будет делать – слушать музыку своего кумира. И смотреть фильмы с его участием. А то, что идол не отвечает на сообщения и игнорирует, подростка расстраивать не будет.
Методы лечения подростковых нервных расстройств
Термин «паническая атака», как отдельное заболевание, существует с 1980 года. До недавнего времени диагностировался у людей 20-40 лет. Сегодня 3% случаев приходится на возраст 10-15 лет, причем, более уязвимы девочки — они в 2 раза чаще мальчиков страдают этим нервным расстройством.
Диагностику нарушений проводит врач-невролог, психиатр, психолог на основе опроса юного пациента и родителей. Он выявляет появление и частоту приступов, наличие факторов, вызывающих панику, генетическую предрасположенность к нервным расстройствам, как одну из причин атак. Поскольку симптомы схожи с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и ЖКТ, нужно пройти обследование у профильных специалистов, чтобы исключить ошибки диагностирования.
В лечении панических атак в подростковом возрасте используются методы, направленные на купирование приступов и предупреждение их появления в дальнейшем:
- медикаментозное лечение. Лекарственные средства для детей не вызывают побочных явлений, привыкания, безопасны для длительного применения, обладают быстрым терапевтическим эффектом;
- психотерапия. Врач учит подростка управлять эмоциями, анализировать ситуации, расслабляться и снижать чувство страха, чтобы предотвратить панику и другие проявления. Используются дыхательные техники, которые помогают контролировать состояние.
Чтобы исключить рецидив, нужно периодически посещать врача, принимать лекарства и сделать все, чтобы подросток забыл о приступах.
По всем вопросам вас проконсультирует врач психиатр, психотерапевт И. Г. Гернет. Он ведет прием подростков и их родителей. Лечение проводится индивидуально, с учетом этиологии, клинической картины, возраста, психологических и социальных факторов. Звоните +7 (903) 968-60-37 или воспользуйтесь опцией «срочный вызов».
К списку статейДругие статьи
- Как обратиться к психиатру
- Лечение старческой деменции (слабоумия)
Наименее тяжелые виды поведенческих нарушений
Одной из слабых злокачественных форм дезорганизации деятельности является расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Определяется агрессивными, грубыми, жестокими действиями больного исключительно в семейной обстановке относительно близких или одного из домочадцев. Вне семьи дети ведут себя привычным образом. Посторонние не подозревают о наличии проблемы.
Патологическая деятельность ребенка разнообразна: порча вещей, одежды, мебели, воровство, агрессия, применение физической силы. Часто неадекватные действия направлены на одного из членов семьи.
Причиной подобных изменений становится уход одного из родителей, появление отчима или мачехи. Причем необязательно агрессия направляется именно к виновнику – пострадать может любой член семьи.
Патологические деяния способны принимать крайнюю степень развития. Случаются, дети организовывают поджоги, иные глобальные порчи имущества.
Нередко данный тип дефекта провоцирует рождение младшего, следующего по счету, ребенка. Ревность направляет агрессию против нового малыша, тогда нарушитель ломает игрушки «соперника», может ударить, не желает делиться, способен даже принимать регрессивные формы действий: перестать ходить на горшок, потреблять пищу младшего.
Агрессию дети также способны направлять на родителей, становятся гневливыми, отказываются общаться, вступают в противодействие.
Вызывающее оппозиционное расстройство – самая легкая форма дефекта. Встречается среди деток до 10 лет. Характеризуется провокационными, вызывающими, враждебными формами действий, непослушанием, бунтарством. Однако агрессия, жестокость, асоциальные деяния, нарушающие закон, отсутствуют.
Больные раздражены, легко обижаются, теряют самоконтроль. Характерен высокий уровень фрустраций. Склонны обвинять других людей в собственных неудачах, ошибках. Игнорируют замечания, просьбы взрослых. Способны намеренно досаждать, делать назло. Грубые, нередко становятся провокаторами ссор.