Классические модели образования

Список литературы………………………………………………….18

Введение

 Современное классическое
образование основано на предположении,
что человек может применять полученные
в одной области знания и умения в другой,
и ставит целью развитие способности самостоятельно
приобретать новые.

По традиции, изучение классической
литературы начинается с образцовых текстов.
Образцовые тексты на латыни — труды Г. Юлия Цезаря и М. Туллия Цицерона, представляющих два основных стиля античной
риторики: аттицизм и азианизм соответственно. Чтение на греческом
языке начинается с Ксенофонта и Платона.

Классическое образование сменило схоластическое
образование как часть непрерывной
традиции, начавшейся в Древней Греции и Риме и продолжающейся до современности,
меняя форму организации и сопутствующие
филологическому ядру науки.

В Древнем Риме, начиная со времён
поздней Республики, считалось необходимым,
чтобы всякий свободный мужчина был образован:
не только умел читать и писать на латыни
и греческом, но и был начитан в классической
литературе и был способен выступить в суде или народном собрании,
разбирался в философии, математике и теории музыки. Знание естественных наук и владение искусствами или ремёслами от свободного человека не требовалось
и даже ставило под сомнение его достоинство.

В полном объёме этот стандарт
был достижим только для рабовладельческой знати,
имеющей неограниченный досуг, но простая грамотность была распространена повсеместно, даже среди женщин и рабов.

Преподавание велось домашним
порядком или в частных школах, где работали
преподаватели-рабы или простолюдины.
Плата преподавателям отдельных наук,
например, риторики, была весьма высока.

Новое время – это становление
и развитие современного образования,
в истории которого  можно выделить три
важнейших этапа: XVII – XVIII вв., конец XVIII
– конец XIX  вв., конец XIX в. –  настоящее
время. Европейское образование XVII–XVIII
вв. развивалось  на основе  идей и практики,
сложившихся в эпоху Возрождения.  
В развитии европейской народной
(начальной) школы можно выделить следующие
тенденции: движение ко всеобщему образованию
как потребность во всеобщей  грамотности.
Это вызвано целым рядом факторов, в том
числе и требованием чтения Библии каждым
человеком в протестантских государствах.
Поэтому  не случайно в протестантских 
государствах был более высокий уровень
грамотности.  Обучение грамоте в этих
государствах.

 Вторая тенденция – 
усиление роли государства в 
управлении народной школой и 
даже попытки некоторых государств 
организовать всеобщее обучение.
Первые уставы о всеобщем образовании 
были приняты в Германии. В 1619
г. такой устав приняло Веймарское 
княжество, а в середине века 
– Готское. В 1717 г. был принят устав 
о всеобщем обучении в Пруссии,
а затем, в XVIII веке, еще в ряде 
германских государств. Во второй 
половине XVIII в. аналогичный закон 
принимается в Австрии.  
Третья тенденция – постепенный
переход с латинского на национальные
языки.  
Четвертая тенденция – усложнение
содержания образования в народных школах.
Традиционными предметами обучения в
народных школах были: чтение, письмо,
счет, пение и религия. Но ряд школ в это
время  пытался расширить рамки данных
предметов. Также некоторые уставы предполагали
более широкое содержание образования
в народных школах. Устав Готского княжества,
например, предписывал, чтобы обучение 
в народных школах состояло из чтения,
письма, рисования, «изучения  разных полезных,
частью естественных, частью светских
и других  вещей». В этих школах также давались
сведения о человеке, явлениях  природы,
законах государства, домохозяйстве и
т.д.  
Пятая тенденция – попытки создания
систем развивающего обучения. Это выразилось
в деятельности классов «братьев христианских 
школ», работе И. Рохова и др.; открытии
первых учительских семинарий. В конце
XVIII века начинается практическая и теоретическая
деятельность Песталоцци по созданию
новой народной школы, зачастую становится
делом семьи.

Педагогические модели образования

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет
социального управления

Кафедра
социального менеджмента и туризма

Д. ГЛАГАЗИН

Студент
группы МОТ-Д-1-2

КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА

по
педагогике

«__»
________ 200_ г.

_______________

(ПОДПИСЬ СТУДЕНТА)

Работа проверена

«__»
________ 200_ г.

Оценка
____________

Преподаватель ____________

       (ПОДПИСЬ )

Москва

2004

Педагогические модели образования                                                                     2

Европейская и Американская модели образования                                                                                                                     2

Советская модель образования                                                                                                                                                         2

Японская модель образования                                                                                                                                                          2

Список
использованной литературы                                                                       9

Велик
и разнообразен мир вокруг нас. По-разному развиваются общества, по-разному мыслят
люди. Одной из самых явных причин этих различий являются модели образования.
Существующие «классические» образовательные модели можно условно разделить на
модель европейскую, американскую (обе относятся к так называемой
рационалистической модели образования), советскую (традиционная модель) и
японскую (модель развивающего образования). Каждая из них имеет свои
особенности и отвечает определенным условиям развития общества. Под
особенностями подразумеваются, в первую очередь, ориентация на точные или
гуманитарные науки, теоретическую или практическую подготовку, детальное
изучение старого или на создание нового. Использование той или иной модели
образования приводит к «формированию» в различных учебно-воспитательных
заведениях разных выпускников, а, следовательно, и граждан, по-разному
воспринимающих окружающий мир, с различными целевыми установками и степенью
готовности жить и творить в современном мире.

История и авторы традиционной педагогической модели

Высокое средневековье

Традиционная педагогическая модель берет свое начало в школах высокого средневековья. Большинство школ в это время были основаны на религиозной основе, и их главной целью было обучение монахов..

Большинство современных университетов также имеют христианские традиции. Например, Парижский университет изначально был религиозным, хотя позднее он был секуляризирован..

18 век

Благодаря религиозному происхождению, способ обучения практически ничего не изменил в течение нескольких веков. Тем не менее, в восемнадцатом веке ученый и педагог Джон Амос создал образовательную реформу, которая быстро распространилась по всей Европе.

Основным результатом этой реформы стало повышение интереса правительств к образованию своих граждан.

В 1770 году в Университете Галле (Германия) была создана первая в истории кафедра педагогики. Это было связано с попыткой унифицировать методы обучения и универсализировать их.

Некоторые важные авторы этого периода были Йохан Генрих Песталоцци и Джозеф Ланкастер.

Промышленная революция

Модель современного университета возникла из рук Вильгельма фон Гумбольдта, который оказал большое влияние на создание Берлинского университета. Эта модель была стандартизирована позже.

В эпоху промышленной революции правительства поставили перед собой цель создать универсальное образование таким образом, чтобы были созданы “лучшие солдаты и более послушные граждане”..

В конце 19-го века традиционная система образования стала стандартизированной, и большинство населения получили образование по таким предметам, как чтение, математика и письмо..

Социально-экономическое измерение исторического анализа

В социально-экономическом анализе истории применяется разнообразные методы, такие как количественные и качественные исследования, сравнительный анализ и статистические данные. Они позволяют выявить основные социальные и экономические тенденции, проанализировать влияние социальных и экономических факторов на исторические события и процессы.

Социальное измерение

  • Изучение классовой структуры общества
  • Анализ социальных групп и их взаимодействия
  • Исследование социальной мобильности

Экономическое измерение

  • Изучение экономических систем и их развития
  • Анализ экономических отношений и взаимодействия
  • Исследование экономической политики и регулирования

Социально-экономическое измерение позволяет не только понять прошлое, но и сделать прогнозы о будущем. Анализ социальных и экономических процессов позволяет выявить тенденции и предсказать возможные последствия различных решений и действий.

Вместе с тем, социально-экономическое измерение исторического анализа имеет свои ограничения. Например, сложно учесть все социальные и экономические факторы, которые могут влиять на исторические события. Также нельзя полностью предсказать будущее на основе прошлых тенденций, так как социальные и экономические процессы могут меняться с течением времени.

Способы построения и структурирования образования

Существует несколько способов построения и структурирования
содержания образования, которые на практике определяют способ разработки
образовательной программы и написания учебника (Ч. Куписевич, В. Оконь). Первый
способ — это линейная структура учебного материала. В этой структуре отдельные
части учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звенья
одной целостной учебной темы, которые вместе образуют раздел, а все разделы —
курс. Каждая часть исследуется только один раз. Второй метод, концентрический,
используется, когда один и тот же вопрос изучается несколько раз. Благодаря
повторению содержание расширяется, обогащается новой информацией и решается на
новом уровне. Например, в начальных классах в процессе обучения математике
дается представление о многоугольниках, а при изучении геометрии их свойства
изучаются с помощью логических форм доказательства. К этой проблеме можно
вернуться через некоторое время после окончания курса, но к ней можно вернуться
и через несколько лет. Третий способ представления содержания образования —
спиральный: ставится проблема, к решению которой ученики и учителя постоянно
возвращаются, расширяя и обогащая диапазон соответствующих знаний и способов
действий из разных сфер человеческой деятельности. Таким образом, этот метод
характеризуется неоднократным возвращением к изучению одних и тех же учебных
тем и добавлением новых.

Четвертый метод — модульный. Таким образом, все содержание
каждой учебной темы перераспределяется как целостная единица содержания
образования по следующим направлениям:

  • Ориентирующий, методический (иногда его называют установочным);
  • содержательные и описательные;
  • Оперативно-активирующая;
  • Контроль и аудит.

Способы образования в мировой и национальной практике:

  • успешное обучение в рамках данной системы образования в группе учащихся (студентов) и завершение всего образовательного цикла в данном учебном заведении с успешной сдачей выпускных экзаменов (дневные и вечерние курсы);
  • индивидуальное обучение дома самостоятельно или с помощью преподавателей и сдача экзаменов и других форм отчетности в государственную экзаменационную комиссию в конкретном учебном заведении (экстернат);
  • Удаленное обучение (дистанционное обучение) с помощью обучающих программ на компьютере;
  • Заочное обучение, индивидуальные консультации с преподавателями учебного заведения, отчетные письменные тесты, конспекты лекций по всему курсу, зачеты и экзамены.

Формы организации учебного процесса:

  • Урок (35 или 45 минут) является основной формой обучения в школе;
  • Лекция (90 или 120 минут, с перерывом или без) является основной формой преподавания в высшем образовании;
  • Практикум — практическое занятие для всей учебной группы;
  • Лабораторный практикум — практическое занятие с использованием технологии, специального оборудования, проведение эксперимента, опыта, исследования;
  • Учебная поездка на природу, предприятие, музей, выставку и т.д;
  • Групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по конкретным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся (их родителей) в школе или студентов в колледже;
  • другие формы организации.

В мировой практике возникло несколько систем обучения,
которые до сих пор взаимодействуют друг с другом в разные исторические периоды:

  • Коллективный иск;
  • Лекция и учебное пособие, курсовая работа;
  • Бригадная группа;
  • индивидуально;
  • Офис;
  • система интенсивного (ускоренного) обучения;
  • Система политехнического образования (изучение основ науки и основ современного производства в их единстве);
  • система многоуровневого образования и т.д.

Европейская и Американская модели образования

     Несмотря 
на различия европейских систем образования,
у них есть одна сходная черта 
– приверженность модели LiberalArts, использование
которой формирует у человека привычку
делать выбор и нести за него ответственность.
К примеру, модель позволяет студентам
самостоятельно выбирать курсы из списков,
предложенных в школе и высших учебных
заведениях. Если учащийся ошибается в
выборе, то в следующем году у него есть
возможность исправить ошибку и записаться
на другой курс. Главное, что это его выбор,
его мотивация, его ответственность. Такая
образовательная модель приучает учащегося
думать самостоятельно, искать дополнительные
источники информации, не ограничиваясь
знаниями, получаемыми на уроках.

     Кроме
того, модель учит учиться – осваивать 
новые знания на базе старых, которые 
и объясняют новые. Другими словами,
чем больше человек учится, тем 
больше он может выучить. Ну а поскольку 
новые знания попадают в контекст
иже имеющихся, модель LiberalArts дает учащемуся
видеть вещи целостней.

     У
европейской модели образования 
есть множество вариаций. К примеру,
в немецкой школе ценятся, в первую
очередь, порядок и послушание; во
французской – личные способности
и достижения учащихся; в английской –
принадлежность к определенному общественному
слою и наследственность. В последнее
десятилетие до уровня этих признанных
школ поднялась и образовательная модель
Финляндии. Этому государству удалось
максимально эффективно внедрить в систему
образования новые информационные технологии.
Также были приложены все усилия для того,
чтобы сделать саму систему более гибкой
и способной реагировать на изменяющиеся
условия среды.

     Признав
эффективность такой образовательной 
модели, Соединенные Штаты позаимствовали
ее основной элемент – возможность 
делать выбор, и максимально упростили 
образовательные программы. Кроме 
того, они сделали курсы очень 
практичными. Ученикам преподают не
теоретические конструкции, а учат
решать практические задачки. К примеру,
на уроке географии учитель может 
дать задание схематически изобразить
дорогу из школы домой. Однако ребенок 
может так и не узнать, где находится 
Средиземное море или как называется
столица Бразилии. Безусловно, практичная
ориентированность пригодится ребенку 
в жизни и сформирует у него
смекалку, однако не позволит выдержать
академическую конкуренцию европейского
сверстника.

     Кроме
того, в Америке нет унифицированного
школьного стандарта. То есть школы 
устанавливают перечень и объем 
предметов, необходимых для выполнения
программы начального и среднего
образования, самостоятельно. И никто 
не в ответе за то, что абитуриенты 
изначально поставлены в разные условия.

     Это
«игнорирование» интереса среднестатистического 
учащегося связано с тем, что 
американская программа обучения рассчитана
не на «середняка», а на отстающего.
Еще в школе детей делят 
по способностям на несколько групп 
при помощи стандартизированных 
тестов, созданных для измерения 
«коэффициента интеллектуального 
развития» (IQ). И именно на группы детей,
набирающих наименьшее количество баллов
американцы расходуют большую часть всех
затрат на образование (92 %), а наиболее
способным и трудолюбивым детям достается
менее 1%.

Эффективность
данного подхода вызывает споры.
Часть американских преподавателей
считает, что в таком случае происходит
нерациональное использование государственных 
средств и усилий учителей. Именно
в этом они видят причину того,
что Соединенные Штаты постоянно 
нуждаются в студентах, способных 
учиться на математических и технологических 
факультетах. Для разрешения этой проблемы
в Америку приглашаются студенты
и ученые со всего мира. Рядовые 
же американцы удовлетворены простой 
и практичной системой образования 
и продолжают заниматься деятельностью,
которая не требует серьезных 
умственных затрат.

Историческое исследование в рамках классической модели

Историческое исследование в рамках классической модели представляет собой систематическое изучение прошлого на основе анализа источников и возможности их интерпретации.

Одним из основных научных направлений классической модели является политическая история, которая изучает политические системы, формы правления и политические процессы прошлого. Исследование политической истории включает анализ политических документов, законов, договоров, корреспонденции и других материалов, а также изучение биографий и политических решений ключевых фигур.

Другим важным направлением является социальная история, которая изучает социальные отношения, классовую и социальную структуру общества, культуру и идеи прошлого. Исследование социальной истории включает анализ дневников, писем, мемуаров, а также статистических данных, реестров населения и других источников, которые позволяют реконструировать социальные процессы и события.

Экономическое исследование в рамках классической модели изучает экономическую деятельность прошлого, торговлю, финансы, производство и распределение ресурсов. Анализ экономической истории включает изучение бухгалтерских записей, товаросопоставительных таблиц, торговых договоров, экономической статистики и других источников, позволяющих оценить экономическую динамику и процессы в исторической перспективе.

Историческое исследование в рамках классической модели также включает изучение культурной истории, религиозных идеологий, науки и технологий, а также взаимодействия различных культур и общественных групп.

Вывод: Классическая модель обучения истории предполагает многогранный анализ источников и систематическое изучение различных аспектов прошлого. Это позволяет получить более полное представление о истории и понять ее влияние на современность.

Функционирование системы образования

Функционирование любой образовательной системы подчинено той
или иной цели. Цели образования — это сознательно определенные ожидаемые
результаты, которых данное общество, страна, государство стремится достичь с
помощью созданной системы образования в целом в настоящем и ближайшем будущем.
Эти цели социально зависят от различных условий: характера общества,
государственной политики в области образования, уровня развития культуры и всей
системы образования в стране, системы, основных ценностей.

Цели образовательной системы — это конкретное описание
программы развития человека через образование, описание системы знаний, норм
деятельности и установок, которыми должен овладеть учащийся после окончания
учебного заведения. Было много попыток представить такую программу в виде
модели выпускника школы или вуза, в виде профессиограммы специалиста
конкретного учебного заведения. В современных условиях при выборе целей, как
правило, учитывается как социальный запрос государства и общества, так и цели
самого человека, желающего получить образование в конкретном учебном заведении,
его интересы и таланты. Цели обучения конкретной учебной дисциплины уточняют и
определяют образовательные цели современного человека как такового и цели
конкретного учебного заведения с учетом специфики дисциплины, количества часов
курса, возрастных и других индивидуальных особенностей студентов. Как правило,
цели указывают общие стратегические ориентиры и направления деятельности
преподавателей и студентов.

Содержание понятия «образование» на основе анализа
человеческой культуры (И.Я. Лернер) может быть понято как единое целое:

  • система знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающая образ мира;
  • опыт реализации известных человеческих способов действия;
  • Опыт творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающий развитие способностей человека для дальнейшего развития культуры, науки и человеческого общества;
  • опыт оценки мира.

Знания, усвоенная информация помогают людям ориентироваться
в окружающем мире. Освоенные способы действий, навыки обеспечивают
воспроизводство человеком окружающего мира. Опыт творческой деятельности также
не зависит от содержания. Она предполагает перенос ранее усвоенных знаний в
новую ситуацию, самостоятельный взгляд на проблему, видение альтернативы ее
решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новый и т.д. Человек, не
овладевший опытом творческой деятельности, не способен вмешиваться в творческое
преобразование действительности. Энциклопедические знания о человеке не
гарантируют творческого потенциала. Поскольку человек ничего не делает без
потребностей и мотивов, без соответствия вещи системе ценностей, относительно
самостоятельным компонентом содержания образования является опыт
эмоционально-ценностного отношения учащегося к тому, что он изучает или
реализует. Этот компонент определяет направленность действий обучающегося в
образовательном процессе в соответствии с его потребностями и мотивами.

В учебном заведении содержание обучения — это содержание
деятельности субъектов образовательного процесса (учителей и учащихся), оно
определено в учебном плане учебного заведения. Содержание каждой дисциплины
учебного плана конкретизируется в образовательных программах, каждая
образовательная программа отражается в содержании учебников и учебных пособий.

Особенности традиционной системы обучения

Определение 1

Традиционная система обучения – это система обучения, действующая в практике образования на протяжении длительного временного периода, и сохранившая свои черты и особенности функционирования без существенных изменений.

Традиционная система обучения была основана в 17-ом столетии Я.А. Коменским и И.Ф Гербартом. В ее основе лежит классно-урочный стиль обучения. Такая система основывается на приоритет знаний в процессе обучения, которые способны развить личность учащегося. Само обучение не направлено на развитие учащегося.

Классно-урочная система обучения основывалась на объединении учащихся в группы о возрастному признаку и уровня развития, которые в последствии обучались вместе, проходя все этапы обучения. Занятия проходят по установленной программе, расписанию и в урочной форме. Приоритетная роль в процессе обучения отводится педагогу. Он является авторитетом. Потребности отдельной личности, ее желания и стремления не учитываются при данной организации.

Традиционная система обучения базируется на основных педагогических принципах:

  • Принцип научности – основан на идеи о том, что в процессе обучения невозможно получить ложные и неправдоподобные знания, они могут быть только неполными;
  • Принцип природосообразности – предполагает следование обучения за развитием. Процесс обучения полностью зависит от развития;
  • Принцип последовательности – обучение является поэтапным процессом, проходящим несколько стадий: начиная с простого, элементарного, постепенно усложняясь;
  • Принцип доступности – программы образования строятся на основе доступности информации для учащихся. Знания начинают даваться учащимся с простых, понятных, известных, переходя к неизвестным, более сложным и объемным;
  • Принцип прочности – предполагает обучение, в ходе которого научные знания должны закрепляться и повторяться для сохранения;
  • Принцип наглядности – программы обучения предполагают применение наглядных методик и средств в учебно-воспитательном процессе, позволяющих воспринимать научную информацию, посредством задействования органов чувств;
  • Принцип сознательности и активности – учащийся должен быть ознакомлен с целевым назначением образования, знать задачи, поставленные на уроке и проявлять познавательную активность;
  • Принцип учета возрастных особенностей развития – программы образования строятся на основе возрастной специфики развития учащихся и их способностей, отвечающих возрасту.

Замечание 1

Традиционная система обучения была основана на отечественной педагогике и рассчитана на национальные особенности развития страны без учета мировых стандартов и тенденций развития.

Традиционное обучение базируется на сообщающем обучении, когда педагог передает знания учащимся, которые должны быть им приняты и усвоены, не подвергаясь сомнению. Обучение носит нормативный характер т.е. осуществляется по четким стандартам, которые должны быть соблюдены. Индивидуальные особенности развития учащихся не учитываются при составлении учебных программ. Программы рассчитываются на средний уровень интеллектуального развития личности.

Традиционное обучение было достаточно эффективным и выпустило немало ценных кадров. При этом, тенденции современного развития общества ставят под вопрос актуальность и рациональность применения традиционной системы в образовании.

Она характеризуется систематичностью построения обучения, четкой логикой подачи учебной информации, организационной упорядоченностью, экономичностью финансовых и иных ресурсов, применяемых в учебном процессе. При этом, программы обучения являются стандартными и однообразными. Развитию самостоятельности учащихся практически не уделяется время и учащиеся остаются пассивными и не проявляют инициативности в познавательной деятельности. На общение учащихся друг с другом отводится малый временной промежуток. Происходит навязывание определенных стандартов и точек зрения по различным направлениям и исключается выражении своей позиции.

Основание школ, а затем и Болонского университета в XI веке послужило дальнейшему распространению классического образования.

Раннее классическое образование
в России (XVII век)

Раннее классическое образование
в России (XVII век) имело религиозный и всесословный характер.

Первыми учебными заведениями,
где преподавались древние языки, были братские школы и коллегии при монастырях на Украине и в Белоруссии, тогда принадлежавших Речи Посполитой.
Они были основаны с целью подготовки
образованных церковных кадров, способных
вести полемику с католиками, униатами и протестантами, а позже и раскольниками, в условиях обострения религиозной борьбы
в XVII веке.

Киево-Могилянская Академия,
организованная в 1633, как коллегия (академия с 1701), путём слияния братской школы Киево-Богоявленского братства (с 1615) и школы Киево-Печерской лавры (с 1631) и Славяно-греко-латинская академия,
созданная в 1687 на основе школы при Богоявленском монастыре под названием
«Эллино-греческая академия» были учебными
заведениями, сочетавшими среднее и высшее образование.

Кроме древних языков, там преподавались
семь свободных искусств, богословие и диалектика.

Классическое образование в век реформ

Петровские реформы дали
дальнейшее развитие классическому образованию,
придав ему светский характер.

Программа академий была расширена, включив
иностранные языки, медицину, физику, философию и другие науки.

Были открыты первые гимназии: Академическая в Санкт-Петербурге в 1726, при Московском университете в 1755 и в Казани в 1758. Технократический характер
реформ обусловил смешанный, а не чисто
классический характер этих учебных заведений, сочетающий признаки формально-грамматического,
неогуманистического и реально-практического
образования.

По Уставу 1804 года, в России были созданы средние общеобразовательные
школы, открытые для всех сословий, — государственные гимназии. Первоначально
они не были узкоклассическими, отводя
на латынь только 13% учебного времени.

Расцвет классического образования

По Гимназическому уставу 1828 года, разработанному, с одной стороны,
под влиянием идей неогуманизма, а с другой, —
в условиях реакции, последовавшей за восстанием декабристов,
время на преподавание древних языков
было увеличено: до 17% в гимназиях с одним
и до 30% — с двумя. Были установлены сословные
ограничения и строгая дисциплина, исключены философия, политическая экономия и право, введены древнегреческий язык и Закон Божий.

В 1852 гимназии были разделены на три типа:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий