Кинематограф в системе образования

Выдержка из текста

В настоящее время в школьном математическом образовании одним из приоритетных направлений является подготовка учащихся к использованию математики в решении широкого круга проблем, возникающих в реальном мире вне рамок образовательного процесса. Эта задача модернизации Российского образования отражена в ряде методологических документов, последними из которых являются: «Фундаментальное ядро содержания общего образования» (2009), основанные на нем федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения (2011, 2012), Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2013), Концепция развития математического образования в Российской Федерации и меры по ее реализации (2013, 2014).

В связи с этим новизна предлагаемой модели состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного географического образования, включающем изменений целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения. При таком подходе развивается гармонично всесторонне развитая личность, способная принимать нестандартные решения, быстро искать и находить свое место в условиях социально-экономической неопределенности, справляться с решением глобальных проблем современности.

Хронологические рамки исследования охватывают период от момента появления первых кинематографических фильмов в России в 1896 г. до революционных событий 1917 г. Это время, которое характеризуется для мирового и отечественного кино не только зарождением, развитием, но и поиском «взаимодействия» со зрителем и потенциальной аудиторией. Поиском жанра, формированием актерской профессии и среды, рождением новых профессий, таких, как режиссеры, сценаристы, кинооператоры.

Объектом данного исследования выступает, кинематограф СССР и США периода 1960-х годов. Предметом исследования является образ русского/советского человека в американских кинолентах и образ американцев в советском кино.

Цель данной работы — проанализировать влияние кинематографа на поэзию Серебряного века. Для этого было выполнено несколько задач, а именно: собран и проанализирован теоретический материал относительно Серебряного века, связи кинематографа с литературой и отношения поэтов Серебряного века к кино; проанализированы различные аспекты влияния кинематографа в стихах поэтов Серебряного века.

Данная работа состоит из трех частей, разделение которых основано на периодизации российского дореволюционного кинематографа. В первой части рассматриваются культурные и технические предпосылки возникновения кинематографа и его проникновение в Россию. Также здесь дается характеристика первого периода существования русского кино. Во второй части описывается развитие кинематографа на этапе появления собственного российского кинопроизводства. Третья часть посвящена эволюции кинематографа в годы Первой Мировой войны. Работа завершается рассмотрением причин и последствий национализации кинопромышленности в 1919г. В этот момент заканчивается история дореволюционного коммерческого кинематографа.

Ко второй особенности можно отнести потенциальные возможности ребенка. Для того, чтобы жизнь ребенка была комфортной, требуется воспитать правильное отношение к своему дефекту: мобилизировать его волю, придать сил

Важнейшую роль в этом играет сурдопедагог, его такт, уважение к личности ребенка, сочетание требовательности с уважением и вниманием

Создание условий, способствующих формированию гармоничной личности младшего школьника, во многом определяется отбором содер-жания образования. Основным его требованием должна стать реализация в каждом учебном предмете каждой цели развития: умственной, эмоцио-нальной, волевой, физической и ведущей (учебной) деятельности.

дать характеристику развития межличностного взаимодействия в младшем школьном возрасте; рассмотреть особенности межличностного взаимодействия в младшем школьным возрасте; Предмет работы: особенности межличностных взаимоотношений в младшем школьном возрасте.

РЕЗУЛЬТАТЫ КИНОПЕДАГОГИКИ

Через кинопедагогику учащиеся вырабатывают свои собственные критерии
аналитического и творческого взаимодействия с кино. Смотря фильмы,
создавая кинопроекты, и делясь ими с людьми, они формируют подход к
кино, при котором учатся анализировать, рефлексировать, вопрошать,
сравнивать и интерпретировать. Дети и подростки учатся формулировать
свое мнение о произведении, опираясь на его элементы и место в
кинематографической культуре, и передавать свое личное эмоциональное
впечатление.

Кинопедагогика развивает чувствительность к кино во всех его формах. Она
может способствовать развитию жизненно важных навыков, способствующим
тяге к непрерывному познанию и обучению в других направлениях культуры,
таких как изобразительное искусство, литература, музыка. Формирующиеся
благодаря кинообразованию черты характера как любопытство, эмпатия,
устремленность, толерантность и радость, являются ключевыми для личного
развития, гражданской ответственности и перспективам трудоустройства –
эти области находятся за пределами прямой и формальной среды
образования. Устремления, сформированные благодаря кинопедагогике, могут
быть перенесены в целом в жизнь человека, так же, как и чувство
достижения и удовольствия.

Более того, ряд общих культурных навыков, развитых на этом фоне, могут
проявляться в любой сфере трудовой деятельности, и способствовать общему
развитию личности. Речь идет о таких умениях и навыках, которые
способствуют трудоспособности личности: работа в команде,
коммуникативные навыки, навык принятия решений, включенность и
заинтересованность, тайм менеджмент, креативность и навыки решения
проблем, работа в сжатые сроки, умение принимать ответственность.

Быть частью кинокультуры и киносообщества, как и обсуждать особые
социальные ценности, представленные в фильмах, ведет к развитию
гражданской ответственности.

Онлайн-кинотеатр «Ноль Плюс» реализует через свою платформу принципы
кинопедагогики, предоставляя пользователям функционал просмотра с
анализом, тестирования, вопросов и ответов, возможности для педагогов и
родителей делать создавать группы участников – учащихся и детей, и
создавать для них подборки фильмов, и как очно, так и дистанционно,
смотреть и обсуждать кино и анимацию.

  1. Наработки Фонда развития творчества «Жизнь и Дело»
  1. «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993
  1. Документ “A Framework For Film Education”, авторы Марк Рейд, Айан
    Уолл, Сара Дьюв, Карен Уиллиг (перевод Александра Школенко, Ирины
    Мызниковой)

Зарождение кинопедагогики

Вопрос использования «синематографа» в обучении российских детей поднимался аж в 1897 году. Уже тогда педагоги видели в кино потенциальные возможности в воспитании, приобщении к культуре. Поэтому в начале XX века был взят курс на использование кинематографа как средства духовного становления личности. В 1909 году первые кинотеатры учебно-просветительских фильмов открылись в Москве и Одессе.

В 1950-1960-х гг. группа педагогов-энтузиастов (О. А. Баранов, Ю. М. Рабинович, С. Н. Пензин и др.) задумались о способах включения игрового кино непосредственно в учебно-воспитательную работу школ. С тех пор мы знаем основные формы внеклассной работы, связанной с фильмами: киноклуб (кружок) и кинофакультатив (систематический курс по основам кино). В 1990-х гг. Г.А. Поличко создал целый кинолицей в Москве.

В 1980-1990-х гг. сформировались основные направления кинообразования:

  • изучение теории и истории киноискусства с помощью углублённого анализа фильмов;
  • воспитание средствами кино;
  • использование элементов кинообразования в интенсивном творческом методе воспитания;    
  • привлечение игрового кино в качества дополнительного материала в рамках отдельных предметных дисциплин.

Специфика кинематографической образности

Кинематограф — единственное из искусств, рождение, становление, расцвет которого произошли на очень небольшом отрезке всего нескольких десятилетий. Скорость, с которой развивалось новое искусство, свидетельствует о том, что потребность в нем для XX столетия была крайне велика и возникновение кинематографа было насущной потребностью человечества. «Есть эпохи — как правило, они связаны с «молодостью» тех или иных культур, — когда искусство не противостоит жизни, а как бы становится ее частью. Люди осознают себя сквозь призму живописи, поэзии или театра, кино или цирка и одновременно видят в этих искусствах наиболее полное, как в фокусе, выражение самой реальности. В эти эпохи активность искусства особенно велика» {.Чотман 1996: 209). Эта активность выражается, в частности, в том, что искусство выполняет наряду с собственно художественными еще и ряд социальных функций.

Именно кинематограф в XX веке продемонстрировал эту полифункциональность искусства в обилии возможных вариантов. Наряду с духовной, эстетической, познавательной, воспитательной, катартической, гедонистической функциями, то есть теми из них, которые традиционно связывались с искусством, — у кинематографа проявились и другие функции, которые до его возникновения хотя и были в потенциале традиционных искусств, но не так бурно проявлялись: политическая, идеологическая, информативная, эскапическая , идентификационная, терапевтическая и ряд других функций. Кинематограф, своим возникновением обязанный как традиционным искусствам, так и выдающимся научным открытиям, оказался первым в ряду так называемых экранных искусств, которые теперь включают не только химический по способу производства кинематограф, но и новейшие электронные искусства — телевидение, видео, мультимедиа. Именно электронные искусства выполняют сегодня ряд тех социальных функций, бремя которых более полуве ка нес кинематограф. Как в конце XIX века фотография освободила живопись от необходимости копировать жизнь, так теперь новые аудиовизуальные искусства, в первую очередь телевидение, освободили кинематограф от социального груза повседневности.

Не многофункциональность делает искусство, в том числе и кинематограф, собственно искусством, а наличие в нем духовной силы, помогающей человеку решать свои жизненные задачи. История кинематографа полностью подтверждает истинность слов А.А. Тарковского: «За десятилетия своего развития кино уже завоевало возможность и право формировать и выражать духовный уровень человечества, уровень культуры своими средствами… Кинематограф способен создавать произведения, равные по значению романам Толстого и Достоевского для XIX века. Более того, я уверен, что в нашу эпоху уровень культуры своей страны лучше всего может выразить именно кино, как в античности это сделала драма» (Тарковский 1992: 4).

Кинематограф — очень сложное, разнообразное, разнородное по своему составу явление, это в прямом смысле слова новое искусство, анализировать которое сложно в категориях традиционных искусств, так как понятие «нормы» и даже отступления от нее, что все-таки всегда соотносилось с этой нормой, здесь постоянно нарушается. Если нет понятия нормы, то необычайно трудно «договориться», что будет, например, считаться шедевром, а что — нет. Неслучайно, именно в кинематографе закрепилась практика т. н. опросов — и широких масс зрителей (через газеты, журналы, во время проведения кинофестивалей и т. п.), и специалистов. (Например, знаменитый опрос 1958 года, проведенный Бельгийской синематекой, в результате которого 117 историками и теоретиками кино 26 стран было выявлено 12 лучших фильмов всех времен и народов). Общие требования к выдающемуся произведению искусства, такие, которые, например, предъявляются к классическому литературному тексту, здесь работают только отчасти.

Список литературы

1)Баранов, О. А. Экран становится другом

/ О. А. Баранов. — М. : Просвещение, 1979. — 96 с.

2)Борев, В. Ю. Видео: Техника. Досуг. Культура

/ В. Ю. Борев. — М. : Профиздат, 1990. — 208 с.

3)Вайсфельд, И. В. Встречи с Х музой: Беседы о киноискусстве

: книга для учащихся старших классов. В 2 т. / И. В. Вайсфельд, В. П. Демин, В. И. Михалкович, Р.П. Соболев. — М. : Просвещение, 1981.Т.1. — 223 с. Т.2. — 175 с.

4)Гельмонт, А. М. Кино как фактор воспитания

/ А. М. Гельмонт // Вестник просвещения. — 1927. — № 5. — С.9-21.

5)Данилов, А. Ф. Волшебный фонарь: устройство его и способ употребления

/ А. Ф. Данилов. — М. : тип. Высочайше утвержд. т-ва И. Д. Сытина, 1897. — 160 с., илл.

6)Жинкин, Н. И. Интонация речи в связи с общими проблемами экспрессии

: дис. … канд. псих. наук / Н. И. Жинкин. — М., 1947.

7)Жинкин, Н. И. Механизмы речи

: дис. … д-ра псх. наук / Н. И. Жинкин. — М., 1959.

8)Кино — дети – школа

/ под ред. А. М. Гельмонта. — М. : Работник просвещения, 1929. — 240 с.

9)Забаркин, С. Н. Использование кино в воспитательной работе с учащимися старших классов

/ С. Н. Забаркин. – Тамбов : ИУУ, 1975. — 35 с.

10)Кандырин, Б. Н. Детское и учебное кино

/ Б. Н. Кандырин // Искусство в школе. — 1929. — № 2-3. — С. 57-58.

11)Лебедев, Н. А. Очерки истории кино СССР. Немое кино

/ Н. А. Лебедев. — М. : Искусство, 1965. – 93 с.

12)Мандель, А. В. Развитие эстетического восприятия киноискусства у старшеклассников

/ А. В. Мандель // Основы киноискусства школьникам. — М. : Педагогика, 1974.

13)Менжинская, Ю. И. Ближайшие задачи в области кино для детей / Ю. И. Менжинская // На путях к новой школе. — 1927. — № 4. — С. 5-14.

14)Менжинская, Ю. И. Задача массовой работы с детьми в кино

/ Ю. И. Менжинская // Искусство в школе. — 1927. — № 1. — С. 18-20.

15)Методика художественного воспитания в школе .

М. : Госучпедгиз, 1934.

16)Познанский, Н. Ф. Школьное кино

: метод. указания / Н. Ф. Познанский. – Саратов : , 1929. — 62 с.

17)Прессман, Л. П. Использование кино и телевидения в целях развития ре- чи учащихся на уроках русского языка и литературы

: автореф. дис. …канд. пед. наук / Л. П. Прессман. — М., 1963.

18)Рабинович, Ю. М. Принципы изучения кино в школе

: метод. материал в помощь учителю / Ю. М. Рабинович. — Курган, 1969. — 62 с.

19)Соболев, Р. Люди и фильмы русского дореволюционного кино

/ Р. Соболев. — М. : Искусство, 1961. – 175 с.

20)Усов, Ю. Н. Анализ фильма в эстетическом воспитании старшеклассни- ков

: автореф. дис. … канд. искусств / Ю. Н. Усов. — М., 1974.

21)Усов, Ю. Н. Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании учени- ков YIII-X классов

/ Ю. Н. Усов. — Таллин, 1987. — 188 с.

22)Усов, Ю. Н. Основы экранной культуры

/ Ю. Н. Усов. — М. : МП Новая школа, 1993. — 90 с.

23)Усов, Ю. Н. Основы экранной культуры (I-ХI классы)

/ Ю. Н. Усов. — М. : Просвещение,1994

24)Эйзенштейн, С. М. Избр. соч. .

В 6 т. / С. М. Эйзенштейн. — М. : Искусство, 1964 -71 с. Т.

3. УДК 791.51:378

25)Гавриченков А.Н. Создание и использование учебной видеозаписи для повышения квалификации учителей. Общая педагогика.

26)Дистанционное образование и информационные технологии. Программа учебного спецкурса для вузов/ Автор программы д.п.н., профессор А.В.Федоров. М., 1998.

список литературы

От киносценария — – к экранизации. «Иван» В.Богомолова и «Иваново детство» А.Тарковского на уроках литературы в 6 классе

Наивно-реалистическое восприятие, которое характерно для шестиклассников, проявляется в том, что произведение, будь то литературное, или кинематографическое, оценивается ими с точки зрения сюжетной, событийной стороны. Привлечение экранизации при изучении литературного произведения поможет школьникам преодолеть ложное мнение о том, что то, что они видят на экране или читают в книге, — это продолжение самой реальности. Констатирующий эксперимент убедил нас в том, что к 7 классу у школьников складывается прочное убеждение об экранизации как о полноценном «заменителе» книги. Чтобы разуверить школьников в этом, необходимо уже в 5-6 классах показать, что в фильме помимо содержания, в чем, безусловно, киноинтерпретация ориентируется на книгу, есть и выразительная сторона, связанная через элементы киноязыка, игру актеров, звуковую сторону картины и т. д. с мировоззрением и духовными исканиями режиссера.

При выборе произведений для обучающего эксперимента мы исходили из следующих требований к ним: во-первых, это должно быть небольшое эпическое произведение с наличием явственной сюжетной канвы; во-вторых, экранизация не должна быть слабее литературного текста; в-третьих, тема книги и, соответственно, фильма, должна быть общечеловеческой, серьезной, но в то же время раскрываться на материале, доступном шестиклассникам. Мы остановились на повести В.О. Богомолова «Иван» и фильме А.А. Тарковского «Иваново детство». Произведение Богомолова рекомендовано к изучению в нескольких программах по литературе.

Повесть «Иван» (1957 г.) была одним из первых в советской послевоенной литературе произведений, в котором война представала как бесчеловечное, уродующее душу социальное явление. Самое страшное в войне, по мысли Богомолова, не военные операции, не суровый труд воинов-мужчин и их гибель, а то, когда человек не в силах помочь человеку: никакие усилия, мужество и доброта нескольких взрослых людей не в силах спасти душу и жизнь одного только человека — двенадцатилетнего мальчика.

История с экранизацией «Ивана», идея осуществить которую возникла уже в конце 50-х годов, развивалась драматически: режиссер, взявшийся за осуществление киноверсии, не справился с постановкой, и молодому А. Тарковскому предложили «доделать» фильм, который вышел на экраны в 1962 году. Режиссер снял все по-своему, войдя в конфликт не только с существовавшим сценарием и отснятым материалом, но и автором повести. Богомолов в процессе работы с Тарковским понял, что режиссер несколько сместил акценты и фильм «перерос» повесть. Главное, что «нарушил» режиссер, это, по точному определению М.И.Туровской, передал «общий взгляд на войну другому поколению» (Туровская 1991: 38 — 39).

В фильме не Гальцев, а Иван становится главным свидетелем войны и ее обвинителем. У Богомолова Иван — жертва, отношение к нему опосредовано восприятием Гальцева, его чувствами и размышлениями, именно они — источник жалости к мальчику. У Тарковского Иван трагичен: он совмещает в себе реальную жестокость деформированной души и нереализованные возможности любви, живущей в подсознании. Композиция фильма отражает эти два момента, сочетая реальные сцены войны и прозрачную ткань снов Ивана. Иван Тарковского вызывает не только жалость, но и ужас, и эти чувства у зрителя возникают непосредственно, с помощью его «собственного» наблюдения и проникновения в душевный мир мальчика. Зритель пронзен мыслью о том, что возрождение этого двенадцатилетнего человека невозможно. Действие войны на душу человека необратимо — в этом, на наш взгляд, заключается идея фильма «Иваново детство».

Неслучайно режиссер в соответствии со своим замыслом изменил название. Заглавием «Иван» Богомолов подчеркивал, что герой его повести уже не ребенок, он вызывает даже у взрослых уважение. Перед нами типичные характер и судьба русского человека

Внеся в название фильма слово «детство», Тарковский сосредоточил внимание не на «взрослости» Ивана, как это делал писатель, а на его «детскости», на необходимости и невозможности для Ивана этого естественного этапа жизни. Высвечивая в снах светлые стороны души Ивана, режиссер тем контрастнее показывал в реалистических эпизодах ужас того, что сделала с душой Ивана война

Формы работы в кинопедагогике

В каком классе бы ни были дети, всегда можно пользоваться разнообразием форм работы.

Устная форма

Например, кинолекторий: перед просмотром фильма даётся краткая аннотация того, что будет происходить на экране (конечно, без раскрытия сюжетных поворотов). Если просмотр приурочен к какому-то событию, можно рассказать о нём. После просмотра обязательно нужно вовлечь ребят в дискуссию об увиденном. В зависимости от основной цели приготовить нужный список вопросов и следовать ему. 

Когда я училась в 8 классе и ездила в ВДЦ «Орлёнок», нам проводили кинолектории по фильмам «Шаг вперёд» и «Иваново детство». Было очень приятно осознавать, что у меня есть возможность высказаться!

Письменная форма

Это может быть конкурс на лучшую аннотацию к фильму, сборник рецензий. Соревновательный момент или создание готового продукта поможет поддержать мотивацию учеников.

Будучи учителем МХК в школе, я проводила ребятам конкурс аннотаций к фильму, Ребята живо приняли в нём участие, стараясь заинтересовать одноклассников своим описанием.   

Игровая форма

Это могут быть киноквизы, конкурс рисунков и др. — зависит от возраста ваших учеников.

Кроме того, форма киноклуба, где просто проходят просмотры фильмов тоже может заинтересовать учеников. Если подключить инициативную группу детей с подготовкой афиш, рекламой, то можно создать целую тусовку. Ну и сам процесс создания своих фильмов всегда воодушевляет ребят.

Мои школьные ученики умудрились снять целый сериал, задействовать в нём других учителей, много реквизита. Их одноклассники пытались снять свои комедии или философские фильмы. Получилось потрясающе!

Литература

  1. Аронсон О. Коммуникативный образ. Кино. Литература. Философия. – М.: Новое литературное обозрение, 2007.
  2. Бондаренко Е.А., Журин А.А. О состоянии медиаобразования в России и в мировой практике. http://www.mediaeducation.ru/publ/jur-bond.htm.
  3. Делёз Ж. Кино. Образ-движение. Образ-время. – М.: Ад-Маргинем, 2004.
  4. Жинкин Н.И. Психология кино // Кинематограф сегодня. – М.: Искусство, 1971. – С. 84‒154.
  5. Карпова Н.Л., Данина М.М., Кисельникова Н.В. Паттерны психотерапевтического общения в кинофильмах: параметры анализа // Современное состояние и перспективы развития психологии общения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Гродно, 8‒9 окт. 2010 г.) / Редкол.: Л.М. Даукша (отв. ред.) и др. – Гродно: ГрГУ, 2010. – С. 130‒132.
  6. Карпова Н.Л., Шувиков А.И. Метод кино- и видеотерапии в логопсихотерапии // Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения при заикании: Материалы науч.-практ. конф. памяти Ю.Б. Некрасовой (Москва, ПИ РАО, 14 октября 2004 г.). – М. – Самара: Изд-во НТЦ, 2006. – С. 80‒84.
  7. Кинематограф сегодня: Сборник статей. 2-й вып. / Под общ. ред. В.Н. Ждана, сост. Л.А. Звонникова. – М.: Искусство, 1971.
  8. Корбут К.П. Психоанализ о кино и кино о психоанализе // Журнал практической психологии и психоанализа, № 2, 2005.
  9. Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. – М.: Смысл, 2008.
  10. Лондон Н. Кинематограф // Большая медицинская энциклопедия / Под ред. Н.А. Семашко. Т. 12. – М.: Советская энциклопедия, 1949. – С. 681.
  11. Психолого-педагогическое воздействие учебного кино и телевидения: Материалы конф. 11‒13 окт. 1978 г. / Отв. ред. А.А. Леонтьев. – М.: ЦСПО РСФСР, 1979.
  12. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. – Таллин: Ээсти Раамат, 1973.
  13. Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством. – М.: Смысл, 2006.
  14. Петренко В.Ф., Алиева Л.А., Шеин С.А. Психосемантические методы исследования оценки и понимания кинопроизведения // Вестник МГУ. Серия «Психология», № 2, 1982. – С. 13‒21.
  15. Петренко В.Ф., Сапсолиева О.Н. Психосемантический анализ художественного фильма «Сибирский цирюльник» // Вопросы психологии, № 1, 2005. – С. 56‒72.
  16. Разлогов К.Э. Искусство экрана. Проблемы выразительности. – М., 1982. – С. 117‒145.
  17. Собкин В.С., Маркина О.С. Фильм «Чучело» глазами современных школьников. – М.: Ин-т социологии образования РАО, 2010.
  18. Тынянов Ю.Н. Об основах кино // Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. –С. 326‒345.
  19. Усов Ю.Н. Медиаобразование в России (на материале экранных искусств). – М., Рукопись, 1995. – 18 с.
  20. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. – М.: Изд-во МГУ, 1972.
  21. Ямпольский М.Б. Проблема интертекстуальности в кинематографе: Автореф. дисс. … докт. искусствоведения. – М., 1991.
  22. Яновский М.И. Психологическая природа восприятия «связки» между кадрами в монтаже // Психол. журн., Т. 29, № 1, 2008. – С. 46‒53.

Опубликовано: Вопросы психологии, № 4, 2011. С. 87‒97.

Из истории кино и киноведения

На 1-й расширенной сессии Общественного совета по изучению зрителя Союза кинематографистов СССР (май 1968 г.) отмечалось, что кинематограф выполняет много функций, среди которых — и область художественного творчества, достигающая высот большого и подлинного искусства, и вид образной информации, и учебное пособие, и метод научного познания. При этом подчёркивалось, что многие из перечисленных функций кинематографа переплетаются друг с другом, усложняя и без того достаточно трудную задачу по изучению закономерностей этой области человеческой деятельности (Кинематограф сегодня, с. 255). Уже в первой русской книге о кино — популярном очерке В. Готвальда «Кинематограф — его происхождение, устройство и будущее общественное и научное значение» (1909) — встречается немало мыслей, относящихся к проблеме воспитательных возможностей фильма, о применении кинематографа в школе, о роли, которую он может сыграть в просвещении жителей деревни, и т.д. Образовательному и воспитательному значению экрана посвящена книга Е. Самуйленко «Кинематограф и его просветительная роль» (1912). На Западе одна из первых работ об общественно-экономическом и нравственно-эстетическом значении кинематографа — исследование Э. Альтенлох «К социологии кино» (1914), позже была опубликована книга Е. Майрин «Кинематограф в практической жизни» (1916).

В советское время начинаются систематические исследования в области кино. В 1928 г. вышла книга А. Трояновского и Р. Егиазарова «Изучение кинозрителя». Здесь представлены методика и результаты анкетирования и интервью, наблюдений за реакцией зрителей и изучение писем читателей кинопрессы. В первой половине 1930-х гг. в созданном тогда научно-исследовательском секторе ВГИКа была организована секция изучения зрителя (с уклоном в сторону психологии восприятия): в её работе участвовали видные советские психологи Б. Теплов, Н. Жинкин, О. Никифорова и др. Особенно широкие исследования велись по проблеме «Кино и дети». К сожалению, в последующие годы конкретные психологические и социологические исследования в области кино были свёрнуты. Возрождение данной работы произошло лишь в начале 1960-х. …

КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

Кино помогает нам понять самих себя, нашу культурную и национальную
идентичность, так же как и нашу историю. Но еще кино помогает понять
других людей, другие культуры, время, идеи и ценности. Чем шире наш
доступ к кино, тем больше и глубже будет наше взаимодействие с миром.

Кинокультура всегда основывается на коллекциях, сборниках и
категоризации фильмов. Составление списков, формулировка канонов и
критериев, программирование и далее дебаты и обсуждение – с помощью
всего этого люди принимают участие в кинокультуре и вовлекаются в
историю кино. Понимание того, что фильмы «говорят» друг с другом в форме
взаимовлияния, цитирования и упоминания – важная характеристика
кинокультуры. Более того, обсуждение и оспаривание каких-либо критериев,
по которым люди определяют «великие» фильмы – не менее важный способ
участия в кинокультуре.

Кино – это также набор социальных, исторических, образовательных и
культурных практик. Начиная с ребёнка, выбирающего любимый DVD и
продолжая людьми, создающими плейлисты на YouTube, или директором
международного кинофестиваля, можно говорить о существовании
непрерывного процесса, в котором просмотр, рефлексия, выбор, возможность
поделиться – это практики, которые все глубже укореняются и развиваются
на протяжении всей жизни.

Кино – это социальная форма, вписанная в исторические рамки. И это
действительно так не только с точки зрения просмотра фильма в кинотеатре
с другими зрителями, или того, что фильмы часто создаются группами
людей, но и в том смысле, что кино само функционирует в социальной
структуре, где зритель, фильм и режиссёр разделяют общее понимание и
общую «реальность». Следовательно, кино – это точка соприкосновения
разных сообществ, культур и историй, так же, как и путь к пониманию этих
культур, чувствованию и участию в них.

Выводы

1. Психология киновидения позволяет сделать вывод о необходимости специального обучения распознаванию в кино логической структуры, киноязыка для развития способности человека адекватно воспринимать киноматериал и использовать его для решения образовательных, воспитательных и психотерапевтических задач.

2. Воспитательный и образовательный потенциал фильма зависит от учёта возрастных, социальных и культурных особенностей зрителей, а также от конкретно-исторических условий работы с фильмом.

3. Наличие в структуре кинофильма специфических психотерапевтических паттернов делает этот фильм способствующим развитию продуктивного, оздоравливающего, или саногенного, мышления. Повышение эффективности кинотерапии достигается за счёт целенаправленного обучения распознаванию общих и специфических психотерапевтических структур в киноматериале. Система занятий по кинотерапии с участниками групп должна быть направлена на решение конкретных психотерапевтических задач.

4. Анализ специфики кинотерапии и её содержания в рамках системы семейной групповой логопсихотерапии на разных этапах социореабилитации позволяет рассматривать её как модель кинотерапевтического процесса в целом. Данная модель применима к разному контингенту пациентов для решения различного рода психотерапевтических и педагогических задач.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий