Выдержка из текста
В настоящее время в школьном математическом образовании одним из приоритетных направлений является подготовка учащихся к использованию математики в решении широкого круга проблем, возникающих в реальном мире вне рамок образовательного процесса. Эта задача модернизации Российского образования отражена в ряде методологических документов, последними из которых являются: «Фундаментальное ядро содержания общего образования» (2009), основанные на нем федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения (2011, 2012), Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2013), Концепция развития математического образования в Российской Федерации и меры по ее реализации (2013, 2014).
В связи с этим новизна предлагаемой модели состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного географического образования, включающем изменений целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения. При таком подходе развивается гармонично всесторонне развитая личность, способная принимать нестандартные решения, быстро искать и находить свое место в условиях социально-экономической неопределенности, справляться с решением глобальных проблем современности.
Хронологические рамки исследования охватывают период от момента появления первых кинематографических фильмов в России в 1896 г. до революционных событий 1917 г. Это время, которое характеризуется для мирового и отечественного кино не только зарождением, развитием, но и поиском «взаимодействия» со зрителем и потенциальной аудиторией. Поиском жанра, формированием актерской профессии и среды, рождением новых профессий, таких, как режиссеры, сценаристы, кинооператоры.
Объектом данного исследования выступает, кинематограф СССР и США периода 1960-х годов. Предметом исследования является образ русского/советского человека в американских кинолентах и образ американцев в советском кино.
Цель данной работы — проанализировать влияние кинематографа на поэзию Серебряного века. Для этого было выполнено несколько задач, а именно: собран и проанализирован теоретический материал относительно Серебряного века, связи кинематографа с литературой и отношения поэтов Серебряного века к кино; проанализированы различные аспекты влияния кинематографа в стихах поэтов Серебряного века.
Данная работа состоит из трех частей, разделение которых основано на периодизации российского дореволюционного кинематографа. В первой части рассматриваются культурные и технические предпосылки возникновения кинематографа и его проникновение в Россию. Также здесь дается характеристика первого периода существования русского кино. Во второй части описывается развитие кинематографа на этапе появления собственного российского кинопроизводства. Третья часть посвящена эволюции кинематографа в годы Первой Мировой войны. Работа завершается рассмотрением причин и последствий национализации кинопромышленности в 1919г. В этот момент заканчивается история дореволюционного коммерческого кинематографа.
Ко второй особенности можно отнести потенциальные возможности ребенка. Для того, чтобы жизнь ребенка была комфортной, требуется воспитать правильное отношение к своему дефекту: мобилизировать его волю, придать сил
Важнейшую роль в этом играет сурдопедагог, его такт, уважение к личности ребенка, сочетание требовательности с уважением и вниманием
Создание условий, способствующих формированию гармоничной личности младшего школьника, во многом определяется отбором содер-жания образования. Основным его требованием должна стать реализация в каждом учебном предмете каждой цели развития: умственной, эмоцио-нальной, волевой, физической и ведущей (учебной) деятельности.
дать характеристику развития межличностного взаимодействия в младшем школьном возрасте; рассмотреть особенности межличностного взаимодействия в младшем школьным возрасте; Предмет работы: особенности межличностных взаимоотношений в младшем школьном возрасте.
РЕЗУЛЬТАТЫ КИНОПЕДАГОГИКИ
Через кинопедагогику учащиеся вырабатывают свои собственные критерии
аналитического и творческого взаимодействия с кино. Смотря фильмы,
создавая кинопроекты, и делясь ими с людьми, они формируют подход к
кино, при котором учатся анализировать, рефлексировать, вопрошать,
сравнивать и интерпретировать. Дети и подростки учатся формулировать
свое мнение о произведении, опираясь на его элементы и место в
кинематографической культуре, и передавать свое личное эмоциональное
впечатление.
Кинопедагогика развивает чувствительность к кино во всех его формах. Она
может способствовать развитию жизненно важных навыков, способствующим
тяге к непрерывному познанию и обучению в других направлениях культуры,
таких как изобразительное искусство, литература, музыка. Формирующиеся
благодаря кинообразованию черты характера как любопытство, эмпатия,
устремленность, толерантность и радость, являются ключевыми для личного
развития, гражданской ответственности и перспективам трудоустройства –
эти области находятся за пределами прямой и формальной среды
образования. Устремления, сформированные благодаря кинопедагогике, могут
быть перенесены в целом в жизнь человека, так же, как и чувство
достижения и удовольствия.
Более того, ряд общих культурных навыков, развитых на этом фоне, могут
проявляться в любой сфере трудовой деятельности, и способствовать общему
развитию личности. Речь идет о таких умениях и навыках, которые
способствуют трудоспособности личности: работа в команде,
коммуникативные навыки, навык принятия решений, включенность и
заинтересованность, тайм менеджмент, креативность и навыки решения
проблем, работа в сжатые сроки, умение принимать ответственность.
Быть частью кинокультуры и киносообщества, как и обсуждать особые
социальные ценности, представленные в фильмах, ведет к развитию
гражданской ответственности.
Онлайн-кинотеатр «Ноль Плюс» реализует через свою платформу принципы
кинопедагогики, предоставляя пользователям функционал просмотра с
анализом, тестирования, вопросов и ответов, возможности для педагогов и
родителей делать создавать группы участников – учащихся и детей, и
создавать для них подборки фильмов, и как очно, так и дистанционно,
смотреть и обсуждать кино и анимацию.
- Наработки Фонда развития творчества «Жизнь и Дело»
- «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993
- Документ “A Framework For Film Education”, авторы Марк Рейд, Айан
Уолл, Сара Дьюв, Карен Уиллиг (перевод Александра Школенко, Ирины
Мызниковой)
Зарождение кинопедагогики
Вопрос использования «синематографа» в обучении российских детей поднимался аж в 1897 году. Уже тогда педагоги видели в кино потенциальные возможности в воспитании, приобщении к культуре. Поэтому в начале XX века был взят курс на использование кинематографа как средства духовного становления личности. В 1909 году первые кинотеатры учебно-просветительских фильмов открылись в Москве и Одессе.
В 1950-1960-х гг. группа педагогов-энтузиастов (О. А. Баранов, Ю. М. Рабинович, С. Н. Пензин и др.) задумались о способах включения игрового кино непосредственно в учебно-воспитательную работу школ. С тех пор мы знаем основные формы внеклассной работы, связанной с фильмами: киноклуб (кружок) и кинофакультатив (систематический курс по основам кино). В 1990-х гг. Г.А. Поличко создал целый кинолицей в Москве.
В 1980-1990-х гг. сформировались основные направления кинообразования:
- изучение теории и истории киноискусства с помощью углублённого анализа фильмов;
- воспитание средствами кино;
- использование элементов кинообразования в интенсивном творческом методе воспитания;
- привлечение игрового кино в качества дополнительного материала в рамках отдельных предметных дисциплин.
Специфика кинематографической образности
Кинематограф — единственное из искусств, рождение, становление, расцвет которого произошли на очень небольшом отрезке всего нескольких десятилетий. Скорость, с которой развивалось новое искусство, свидетельствует о том, что потребность в нем для XX столетия была крайне велика и возникновение кинематографа было насущной потребностью человечества. «Есть эпохи — как правило, они связаны с «молодостью» тех или иных культур, — когда искусство не противостоит жизни, а как бы становится ее частью. Люди осознают себя сквозь призму живописи, поэзии или театра, кино или цирка и одновременно видят в этих искусствах наиболее полное, как в фокусе, выражение самой реальности. В эти эпохи активность искусства особенно велика» {.Чотман 1996: 209). Эта активность выражается, в частности, в том, что искусство выполняет наряду с собственно художественными еще и ряд социальных функций.
Именно кинематограф в XX веке продемонстрировал эту полифункциональность искусства в обилии возможных вариантов. Наряду с духовной, эстетической, познавательной, воспитательной, катартической, гедонистической функциями, то есть теми из них, которые традиционно связывались с искусством, — у кинематографа проявились и другие функции, которые до его возникновения хотя и были в потенциале традиционных искусств, но не так бурно проявлялись: политическая, идеологическая, информативная, эскапическая , идентификационная, терапевтическая и ряд других функций. Кинематограф, своим возникновением обязанный как традиционным искусствам, так и выдающимся научным открытиям, оказался первым в ряду так называемых экранных искусств, которые теперь включают не только химический по способу производства кинематограф, но и новейшие электронные искусства — телевидение, видео, мультимедиа. Именно электронные искусства выполняют сегодня ряд тех социальных функций, бремя которых более полуве ка нес кинематограф. Как в конце XIX века фотография освободила живопись от необходимости копировать жизнь, так теперь новые аудиовизуальные искусства, в первую очередь телевидение, освободили кинематограф от социального груза повседневности.
Не многофункциональность делает искусство, в том числе и кинематограф, собственно искусством, а наличие в нем духовной силы, помогающей человеку решать свои жизненные задачи. История кинематографа полностью подтверждает истинность слов А.А. Тарковского: «За десятилетия своего развития кино уже завоевало возможность и право формировать и выражать духовный уровень человечества, уровень культуры своими средствами… Кинематограф способен создавать произведения, равные по значению романам Толстого и Достоевского для XIX века. Более того, я уверен, что в нашу эпоху уровень культуры своей страны лучше всего может выразить именно кино, как в античности это сделала драма» (Тарковский 1992: 4).
Кинематограф — очень сложное, разнообразное, разнородное по своему составу явление, это в прямом смысле слова новое искусство, анализировать которое сложно в категориях традиционных искусств, так как понятие «нормы» и даже отступления от нее, что все-таки всегда соотносилось с этой нормой, здесь постоянно нарушается. Если нет понятия нормы, то необычайно трудно «договориться», что будет, например, считаться шедевром, а что — нет. Неслучайно, именно в кинематографе закрепилась практика т. н. опросов — и широких масс зрителей (через газеты, журналы, во время проведения кинофестивалей и т. п.), и специалистов. (Например, знаменитый опрос 1958 года, проведенный Бельгийской синематекой, в результате которого 117 историками и теоретиками кино 26 стран было выявлено 12 лучших фильмов всех времен и народов). Общие требования к выдающемуся произведению искусства, такие, которые, например, предъявляются к классическому литературному тексту, здесь работают только отчасти.
Список литературы
1)Баранов, О. А. Экран становится другом
/ О. А. Баранов. — М. : Просвещение, 1979. — 96 с.
2)Борев, В. Ю. Видео: Техника. Досуг. Культура
/ В. Ю. Борев. — М. : Профиздат, 1990. — 208 с.
3)Вайсфельд, И. В. Встречи с Х музой: Беседы о киноискусстве
: книга для учащихся старших классов. В 2 т. / И. В. Вайсфельд, В. П. Демин, В. И. Михалкович, Р.П. Соболев. — М. : Просвещение, 1981.Т.1. — 223 с. Т.2. — 175 с.
4)Гельмонт, А. М. Кино как фактор воспитания
/ А. М. Гельмонт // Вестник просвещения. — 1927. — № 5. — С.9-21.
5)Данилов, А. Ф. Волшебный фонарь: устройство его и способ употребления
/ А. Ф. Данилов. — М. : тип. Высочайше утвержд. т-ва И. Д. Сытина, 1897. — 160 с., илл.
6)Жинкин, Н. И. Интонация речи в связи с общими проблемами экспрессии
: дис. … канд. псих. наук / Н. И. Жинкин. — М., 1947.
7)Жинкин, Н. И. Механизмы речи
: дис. … д-ра псх. наук / Н. И. Жинкин. — М., 1959.
8)Кино — дети – школа
/ под ред. А. М. Гельмонта. — М. : Работник просвещения, 1929. — 240 с.
9)Забаркин, С. Н. Использование кино в воспитательной работе с учащимися старших классов
/ С. Н. Забаркин. – Тамбов : ИУУ, 1975. — 35 с.
10)Кандырин, Б. Н. Детское и учебное кино
/ Б. Н. Кандырин // Искусство в школе. — 1929. — № 2-3. — С. 57-58.
11)Лебедев, Н. А. Очерки истории кино СССР. Немое кино
/ Н. А. Лебедев. — М. : Искусство, 1965. – 93 с.
12)Мандель, А. В. Развитие эстетического восприятия киноискусства у старшеклассников
/ А. В. Мандель // Основы киноискусства школьникам. — М. : Педагогика, 1974.
13)Менжинская, Ю. И. Ближайшие задачи в области кино для детей / Ю. И. Менжинская // На путях к новой школе. — 1927. — № 4. — С. 5-14.
14)Менжинская, Ю. И. Задача массовой работы с детьми в кино
/ Ю. И. Менжинская // Искусство в школе. — 1927. — № 1. — С. 18-20.
15)Методика художественного воспитания в школе .
М. : Госучпедгиз, 1934.
16)Познанский, Н. Ф. Школьное кино
: метод. указания / Н. Ф. Познанский. – Саратов : , 1929. — 62 с.
17)Прессман, Л. П. Использование кино и телевидения в целях развития ре- чи учащихся на уроках русского языка и литературы
: автореф. дис. …канд. пед. наук / Л. П. Прессман. — М., 1963.
18)Рабинович, Ю. М. Принципы изучения кино в школе
: метод. материал в помощь учителю / Ю. М. Рабинович. — Курган, 1969. — 62 с.
19)Соболев, Р. Люди и фильмы русского дореволюционного кино
/ Р. Соболев. — М. : Искусство, 1961. – 175 с.
20)Усов, Ю. Н. Анализ фильма в эстетическом воспитании старшеклассни- ков
: автореф. дис. … канд. искусств / Ю. Н. Усов. — М., 1974.
21)Усов, Ю. Н. Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании учени- ков YIII-X классов
/ Ю. Н. Усов. — Таллин, 1987. — 188 с.
22)Усов, Ю. Н. Основы экранной культуры
/ Ю. Н. Усов. — М. : МП Новая школа, 1993. — 90 с.
23)Усов, Ю. Н. Основы экранной культуры (I-ХI классы)
/ Ю. Н. Усов. — М. : Просвещение,1994
24)Эйзенштейн, С. М. Избр. соч. .
В 6 т. / С. М. Эйзенштейн. — М. : Искусство, 1964 -71 с. Т.
3. УДК 791.51:378
25)Гавриченков А.Н. Создание и использование учебной видеозаписи для повышения квалификации учителей. Общая педагогика.
26)Дистанционное образование и информационные технологии. Программа учебного спецкурса для вузов/ Автор программы д.п.н., профессор А.В.Федоров. М., 1998.
список литературы
От киносценария — – к экранизации. «Иван» В.Богомолова и «Иваново детство» А.Тарковского на уроках литературы в 6 классе
Наивно-реалистическое восприятие, которое характерно для шестиклассников, проявляется в том, что произведение, будь то литературное, или кинематографическое, оценивается ими с точки зрения сюжетной, событийной стороны. Привлечение экранизации при изучении литературного произведения поможет школьникам преодолеть ложное мнение о том, что то, что они видят на экране или читают в книге, — это продолжение самой реальности. Констатирующий эксперимент убедил нас в том, что к 7 классу у школьников складывается прочное убеждение об экранизации как о полноценном «заменителе» книги. Чтобы разуверить школьников в этом, необходимо уже в 5-6 классах показать, что в фильме помимо содержания, в чем, безусловно, киноинтерпретация ориентируется на книгу, есть и выразительная сторона, связанная через элементы киноязыка, игру актеров, звуковую сторону картины и т. д. с мировоззрением и духовными исканиями режиссера.
При выборе произведений для обучающего эксперимента мы исходили из следующих требований к ним: во-первых, это должно быть небольшое эпическое произведение с наличием явственной сюжетной канвы; во-вторых, экранизация не должна быть слабее литературного текста; в-третьих, тема книги и, соответственно, фильма, должна быть общечеловеческой, серьезной, но в то же время раскрываться на материале, доступном шестиклассникам. Мы остановились на повести В.О. Богомолова «Иван» и фильме А.А. Тарковского «Иваново детство». Произведение Богомолова рекомендовано к изучению в нескольких программах по литературе.
Повесть «Иван» (1957 г.) была одним из первых в советской послевоенной литературе произведений, в котором война представала как бесчеловечное, уродующее душу социальное явление. Самое страшное в войне, по мысли Богомолова, не военные операции, не суровый труд воинов-мужчин и их гибель, а то, когда человек не в силах помочь человеку: никакие усилия, мужество и доброта нескольких взрослых людей не в силах спасти душу и жизнь одного только человека — двенадцатилетнего мальчика.
История с экранизацией «Ивана», идея осуществить которую возникла уже в конце 50-х годов, развивалась драматически: режиссер, взявшийся за осуществление киноверсии, не справился с постановкой, и молодому А. Тарковскому предложили «доделать» фильм, который вышел на экраны в 1962 году. Режиссер снял все по-своему, войдя в конфликт не только с существовавшим сценарием и отснятым материалом, но и автором повести. Богомолов в процессе работы с Тарковским понял, что режиссер несколько сместил акценты и фильм «перерос» повесть. Главное, что «нарушил» режиссер, это, по точному определению М.И.Туровской, передал «общий взгляд на войну другому поколению» (Туровская 1991: 38 — 39).
В фильме не Гальцев, а Иван становится главным свидетелем войны и ее обвинителем. У Богомолова Иван — жертва, отношение к нему опосредовано восприятием Гальцева, его чувствами и размышлениями, именно они — источник жалости к мальчику. У Тарковского Иван трагичен: он совмещает в себе реальную жестокость деформированной души и нереализованные возможности любви, живущей в подсознании. Композиция фильма отражает эти два момента, сочетая реальные сцены войны и прозрачную ткань снов Ивана. Иван Тарковского вызывает не только жалость, но и ужас, и эти чувства у зрителя возникают непосредственно, с помощью его «собственного» наблюдения и проникновения в душевный мир мальчика. Зритель пронзен мыслью о том, что возрождение этого двенадцатилетнего человека невозможно. Действие войны на душу человека необратимо — в этом, на наш взгляд, заключается идея фильма «Иваново детство».
Неслучайно режиссер в соответствии со своим замыслом изменил название. Заглавием «Иван» Богомолов подчеркивал, что герой его повести уже не ребенок, он вызывает даже у взрослых уважение. Перед нами типичные характер и судьба русского человека
Внеся в название фильма слово «детство», Тарковский сосредоточил внимание не на «взрослости» Ивана, как это делал писатель, а на его «детскости», на необходимости и невозможности для Ивана этого естественного этапа жизни. Высвечивая в снах светлые стороны души Ивана, режиссер тем контрастнее показывал в реалистических эпизодах ужас того, что сделала с душой Ивана война
Формы работы в кинопедагогике
В каком классе бы ни были дети, всегда можно пользоваться разнообразием форм работы.
Устная форма
Например, кинолекторий: перед просмотром фильма даётся краткая аннотация того, что будет происходить на экране (конечно, без раскрытия сюжетных поворотов). Если просмотр приурочен к какому-то событию, можно рассказать о нём. После просмотра обязательно нужно вовлечь ребят в дискуссию об увиденном. В зависимости от основной цели приготовить нужный список вопросов и следовать ему.
Когда я училась в 8 классе и ездила в ВДЦ «Орлёнок», нам проводили кинолектории по фильмам «Шаг вперёд» и «Иваново детство». Было очень приятно осознавать, что у меня есть возможность высказаться!
Письменная форма
Это может быть конкурс на лучшую аннотацию к фильму, сборник рецензий. Соревновательный момент или создание готового продукта поможет поддержать мотивацию учеников.
Будучи учителем МХК в школе, я проводила ребятам конкурс аннотаций к фильму, Ребята живо приняли в нём участие, стараясь заинтересовать одноклассников своим описанием.
Игровая форма
Это могут быть киноквизы, конкурс рисунков и др. — зависит от возраста ваших учеников.
Кроме того, форма киноклуба, где просто проходят просмотры фильмов тоже может заинтересовать учеников. Если подключить инициативную группу детей с подготовкой афиш, рекламой, то можно создать целую тусовку. Ну и сам процесс создания своих фильмов всегда воодушевляет ребят.
Мои школьные ученики умудрились снять целый сериал, задействовать в нём других учителей, много реквизита. Их одноклассники пытались снять свои комедии или философские фильмы. Получилось потрясающе!
Литература
- Аронсон О. Коммуникативный образ. Кино. Литература. Философия. – М.: Новое литературное обозрение, 2007.
- Бондаренко Е.А., Журин А.А. О состоянии медиаобразования в России и в мировой практике. http://www.mediaeducation.ru/publ/jur-bond.htm.
- Делёз Ж. Кино. Образ-движение. Образ-время. – М.: Ад-Маргинем, 2004.
- Жинкин Н.И. Психология кино // Кинематограф сегодня. – М.: Искусство, 1971. – С. 84‒154.
- Карпова Н.Л., Данина М.М., Кисельникова Н.В. Паттерны психотерапевтического общения в кинофильмах: параметры анализа // Современное состояние и перспективы развития психологии общения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Гродно, 8‒9 окт. 2010 г.) / Редкол.: Л.М. Даукша (отв. ред.) и др. – Гродно: ГрГУ, 2010. – С. 130‒132.
- Карпова Н.Л., Шувиков А.И. Метод кино- и видеотерапии в логопсихотерапии // Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения при заикании: Материалы науч.-практ. конф. памяти Ю.Б. Некрасовой (Москва, ПИ РАО, 14 октября 2004 г.). – М. – Самара: Изд-во НТЦ, 2006. – С. 80‒84.
- Кинематограф сегодня: Сборник статей. 2-й вып. / Под общ. ред. В.Н. Ждана, сост. Л.А. Звонникова. – М.: Искусство, 1971.
- Корбут К.П. Психоанализ о кино и кино о психоанализе // Журнал практической психологии и психоанализа, № 2, 2005.
- Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. – М.: Смысл, 2008.
- Лондон Н. Кинематограф // Большая медицинская энциклопедия / Под ред. Н.А. Семашко. Т. 12. – М.: Советская энциклопедия, 1949. – С. 681.
- Психолого-педагогическое воздействие учебного кино и телевидения: Материалы конф. 11‒13 окт. 1978 г. / Отв. ред. А.А. Леонтьев. – М.: ЦСПО РСФСР, 1979.
- Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. – Таллин: Ээсти Раамат, 1973.
- Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством. – М.: Смысл, 2006.
- Петренко В.Ф., Алиева Л.А., Шеин С.А. Психосемантические методы исследования оценки и понимания кинопроизведения // Вестник МГУ. Серия «Психология», № 2, 1982. – С. 13‒21.
- Петренко В.Ф., Сапсолиева О.Н. Психосемантический анализ художественного фильма «Сибирский цирюльник» // Вопросы психологии, № 1, 2005. – С. 56‒72.
- Разлогов К.Э. Искусство экрана. Проблемы выразительности. – М., 1982. – С. 117‒145.
- Собкин В.С., Маркина О.С. Фильм «Чучело» глазами современных школьников. – М.: Ин-т социологии образования РАО, 2010.
- Тынянов Ю.Н. Об основах кино // Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. –С. 326‒345.
- Усов Ю.Н. Медиаобразование в России (на материале экранных искусств). – М., Рукопись, 1995. – 18 с.
- Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. – М.: Изд-во МГУ, 1972.
- Ямпольский М.Б. Проблема интертекстуальности в кинематографе: Автореф. дисс. … докт. искусствоведения. – М., 1991.
- Яновский М.И. Психологическая природа восприятия «связки» между кадрами в монтаже // Психол. журн., Т. 29, № 1, 2008. – С. 46‒53.
Опубликовано: Вопросы психологии, № 4, 2011. С. 87‒97.
Из истории кино и киноведения
На 1-й расширенной сессии Общественного совета по изучению зрителя Союза кинематографистов СССР (май 1968 г.) отмечалось, что кинематограф выполняет много функций, среди которых — и область художественного творчества, достигающая высот большого и подлинного искусства, и вид образной информации, и учебное пособие, и метод научного познания. При этом подчёркивалось, что многие из перечисленных функций кинематографа переплетаются друг с другом, усложняя и без того достаточно трудную задачу по изучению закономерностей этой области человеческой деятельности (Кинематограф сегодня, с. 255). Уже в первой русской книге о кино — популярном очерке В. Готвальда «Кинематограф — его происхождение, устройство и будущее общественное и научное значение» (1909) — встречается немало мыслей, относящихся к проблеме воспитательных возможностей фильма, о применении кинематографа в школе, о роли, которую он может сыграть в просвещении жителей деревни, и т.д. Образовательному и воспитательному значению экрана посвящена книга Е. Самуйленко «Кинематограф и его просветительная роль» (1912). На Западе одна из первых работ об общественно-экономическом и нравственно-эстетическом значении кинематографа — исследование Э. Альтенлох «К социологии кино» (1914), позже была опубликована книга Е. Майрин «Кинематограф в практической жизни» (1916).
В советское время начинаются систематические исследования в области кино. В 1928 г. вышла книга А. Трояновского и Р. Егиазарова «Изучение кинозрителя». Здесь представлены методика и результаты анкетирования и интервью, наблюдений за реакцией зрителей и изучение писем читателей кинопрессы. В первой половине 1930-х гг. в созданном тогда научно-исследовательском секторе ВГИКа была организована секция изучения зрителя (с уклоном в сторону психологии восприятия): в её работе участвовали видные советские психологи Б. Теплов, Н. Жинкин, О. Никифорова и др. Особенно широкие исследования велись по проблеме «Кино и дети». К сожалению, в последующие годы конкретные психологические и социологические исследования в области кино были свёрнуты. Возрождение данной работы произошло лишь в начале 1960-х. …
КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
Кино помогает нам понять самих себя, нашу культурную и национальную
идентичность, так же как и нашу историю. Но еще кино помогает понять
других людей, другие культуры, время, идеи и ценности. Чем шире наш
доступ к кино, тем больше и глубже будет наше взаимодействие с миром.
Кинокультура всегда основывается на коллекциях, сборниках и
категоризации фильмов. Составление списков, формулировка канонов и
критериев, программирование и далее дебаты и обсуждение – с помощью
всего этого люди принимают участие в кинокультуре и вовлекаются в
историю кино. Понимание того, что фильмы «говорят» друг с другом в форме
взаимовлияния, цитирования и упоминания – важная характеристика
кинокультуры. Более того, обсуждение и оспаривание каких-либо критериев,
по которым люди определяют «великие» фильмы – не менее важный способ
участия в кинокультуре.
Кино – это также набор социальных, исторических, образовательных и
культурных практик. Начиная с ребёнка, выбирающего любимый DVD и
продолжая людьми, создающими плейлисты на YouTube, или директором
международного кинофестиваля, можно говорить о существовании
непрерывного процесса, в котором просмотр, рефлексия, выбор, возможность
поделиться – это практики, которые все глубже укореняются и развиваются
на протяжении всей жизни.
Кино – это социальная форма, вписанная в исторические рамки. И это
действительно так не только с точки зрения просмотра фильма в кинотеатре
с другими зрителями, или того, что фильмы часто создаются группами
людей, но и в том смысле, что кино само функционирует в социальной
структуре, где зритель, фильм и режиссёр разделяют общее понимание и
общую «реальность». Следовательно, кино – это точка соприкосновения
разных сообществ, культур и историй, так же, как и путь к пониманию этих
культур, чувствованию и участию в них.
Выводы
1. Психология киновидения позволяет сделать вывод о необходимости специального обучения распознаванию в кино логической структуры, киноязыка для развития способности человека адекватно воспринимать киноматериал и использовать его для решения образовательных, воспитательных и психотерапевтических задач.
2. Воспитательный и образовательный потенциал фильма зависит от учёта возрастных, социальных и культурных особенностей зрителей, а также от конкретно-исторических условий работы с фильмом.
3. Наличие в структуре кинофильма специфических психотерапевтических паттернов делает этот фильм способствующим развитию продуктивного, оздоравливающего, или саногенного, мышления. Повышение эффективности кинотерапии достигается за счёт целенаправленного обучения распознаванию общих и специфических психотерапевтических структур в киноматериале. Система занятий по кинотерапии с участниками групп должна быть направлена на решение конкретных психотерапевтических задач.
4. Анализ специфики кинотерапии и её содержания в рамках системы семейной групповой логопсихотерапии на разных этапах социореабилитации позволяет рассматривать её как модель кинотерапевтического процесса в целом. Данная модель применима к разному контингенту пациентов для решения различного рода психотерапевтических и педагогических задач.