Временной план театрализованной игры
Хронометраж театрализованной игры в рамках занятия во второй младшей группе составляет около 7 минут. Но если театрализованная деятельность представлена серией игр, то есть целым занятием, то игра занимает 20 минут.
Театрализованная деятельность организуется в четыре этапа.
Представление игры — до 3 минут. За это время педагог знакомит ребят с игрой и, используя мотивационные приёмы, актуализирует опорные знания.
Объяснение игровых действий, демонстрация педагогом действий каждого из персонажей игры — до 4 минут.
Игровые действия в исполнении детей с участием взрослого — до 11 минут
Важно: во второй младшей группе воспитатель по-прежнему активный участник игры, который не уходит в позицию наблюдателя. На этом этапе возможно введение дополнительных действий. Например, если речь идёт о сюжетно-ролевой игре, то на приём к доктору может прийти не один пациент, а целая очередь.
Завершение игры — до 2 минут
Педагог хвалит каждого участника, даёт общую оценку деятельности («Отличная работа!»), а также спрашивает, понравилась ли малышам игра.
Например, если речь идёт о сюжетно-ролевой игре, то на приём к доктору может прийти не один пациент, а целая очередь.
Завершение игры — до 2 минут. Педагог хвалит каждого участника, даёт общую оценку деятельности («Отличная работа!»), а также спрашивает, понравилась ли малышам игра.
Инсценировки во второй младшей группе организуются по хорошо знакомым детям сюжетам
Автор — Ерхова С.Н., воспитатель детского сада, г. Нижний Новгород.
Этап | |
Представление игры | Дети, давайте вспомним сказку «Теремок». Какие герои жили в этой сказке? –Посмотрите, у меня в руках герой из этой сказки. — Кто это? — Кто подбегал к теремку? — Дети, давайте вспомним, как мышка подбежала к теремку. — Маша покажи. — Как постучалась? — Что она говорила? Повтори: «Теремок, теремок! Кто в теремочке живёт!» — Молодец! — Кто потом подбежал к теремку? — Как она прыгала? — Что сказала? — «Терем-теремок, кто в теремочке живёт?» — Лина, покажи. — Кто подбежал после лягушки к теремку? Что зайчик-побегайчик сказал, когда к терему подошёл. — «Кто в теремочке живёт?» — Покажи…> |
Объяснение | <�…- Дети, я буду рассказывать сказку, а вы показывать. Распределение ролей. Обыгрывание сказки. — Кто у нас будет мышкой? (Надеваю костюм). Обозначаю роль словом. — Маша у нас мышка. — Кто у нас будет лягушкой? — Лягушкой у нас будет Лина. (Надеваю костюм). Так распределяю все роли. В: — Сказка начинается!..> |
Игра | Воспитатель рассказывает сказку, а дети по ходу сюжета показывают игровые действия. |
Завершение игры | Ребята, какие вы молодцы! Как хорошо мы с вами сказку обыграли. Какие вы дружные. Давайте построим новый теремок, чтобы мы могли вместе жить. Споём с вами «Песенку о дружбе»…> |
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-teatralizovanoi-igry-teremok-vo-vtoroi-mladshei-grupe.html |
Видео: драматизация (инсценировка) «Лесная оборона» во второй младшей группе
В детском саду развитию воображения, творческих способностей через театрализованные игры уделяется много внимания, так как эти составляющие помогают формировать гармоничную личность. Театрализованная деятельность во второй младшей группе играет важную роль в реализации образовательных задач учебно-воспитательной деятельности дошкольников 3–4 лет. Дети продолжают работать над разными видами драматизации, режиссёрских игр и, несмотря на то, что воспитатель всё ещё является непосредственным участником театрализованных игр, ребята имеют возможность проявить свою самостоятельность и в исполнении игровых действий, и в выборе атрибутов.
Значение театрализованных игр для детей 1,5–3 лет
Дошкольник познаёт окружающий мир через наиболее интересный и доступный для него способ переработки информации — через игру
В этом смысле театрализованные игры оказываются очень продуктивным приёмом организации образовательной деятельности, так как в их основу положены импровизация и оживление предметов с помощью речи, а также, что особенно важно для неговорящих или плохо разговаривающих малышей, мимики и жестов
В первой младшей группе театрализованные игры помогают развивать речь детей
Цели и задачи театрализованной игры в ДОУ
Кроме адаптации и социализации ребят, только поступивших в детский сад, театрализованная деятельность позволяет решить комплекс образовательных целей:
- развивает речь (дети учатся понимать обращённую к ним речь, повторяя слова персонажей за педагогом, малыши выговариваются, то есть вырабатывают звукоряд речи, формируют свой речевой образ),
- обогащает воспитанников знаниями, умениями и навыками из разных областей (поскольку театрализация — универсальный приём на всех занятиях, дети через игру усваивают новую информацию и отрабатывают её на практике),
- воспитывает самостоятельность (в игре ребята учатся принимать решения),
- развивает память, мышление (в основном образное, так как наглядно-образный тип восприятия окружающего мира является у дошкольников наиболее развитым),
- даёт физические нагрузки, развивает координацию движений,
- воспитывает чувство коллектива (ребята первой младшей группы в силу возрастных особенностей играют не вместе, а рядом, но театрализованная деятельность позволяет им быстрее перейти на уровень сотворчества, сотрудничества).
Чтобы реализовать поставленные задачи, при проведении театрализованных игр педагог решает следующие задачи:
обогащает словарный запас (исходя из возраста детей пока в основном пассивный), активизирует познавательный интерес своих подопечных через знакомство с понятными для этого возраста драматургическими персонажами (к примеру, чтобы объяснить малышам понятие «поровну», педагог предлагает инсценировать сказку про двух медвежат, которые не могли сами поделить яблоко, а вызвавшаяся им помочь лиса съела его), развивает мелкую моторику (за счёт взаимодействия детей с мелкими куклами, природным материалом, замещающим «артистов»), повышает уверенность в себе (в этом возрасте многие дети уже начинают стесняться публичных выступлений, поэтому очень важно сделать театрализованные игры привычным приёмом в работе, чтобы малыши не рассматривали демонстрацию как нечто необычное, а значит, страшное и вызывающее смущение), тренировка реакции (малыши привыкают начинать, заканчивать игру по условному сигналу), эмоционально-чувственное развитие (ребята учатся передавать и распознавать переживания другого человека через мимику, жесты, интонацию), развитие навыка координировать свою деятельность с тем, что делают другие ребята (дети первой младшей группы с трудом включаются в деятельность все одновременно, поэтому так методически ценны театрализованные игры, позволяющие заинтересовать сразу многих воспитанников)
Принципы проведения игр
Театрализованные игры в контексте образовательного процесса основываются на общих закономерностях развития малышей 1,5–3 лет
Поэтому, чтобы создать благоприятные условия для занятий театрализованной деятельностью, важно:
разнообразить тематику (не только подключая рекомендованные программой сказки, но и сюжеты популярных мультфильмов, стихотворений), включать элементы театрализованных игр в разные занятия (к примеру, в качестве закрепления пройденного материала или на открытых уроках), минимизировать факторы стресса (то есть с помощью театрализованной деятельности обеспечить гармоничный переход от одного вида работы к другому, без резкого переключения с чтения на физкультурные упражнения, например), раскрепостить маленьких исполнителей (для этого многими педагогами проводятся «Дни открытых дверей» совместно с мамами — праздники, на которых ребята демонстрируют свои исполнительские способности), создать объективно-реальную ситуацию успеха для детей (важно, чтобы каждый участник театрализованной игры получил заслуженную похвалу)
Игры должны создавать ситуацию успеха для каждого малыша-участника
Цели театрализованной деятельности для развития детей младшей группы
Театрализованные игры в 1 и 2 младшей группе — важная методика социализации малышей. Простые драматизации применяют уже в 1 год обучения в садике. Театрализованная деятельность преследует множество целей (согласно государственному стандарту ФГОС):
- знакомство с разновидностями театра (настольный, пальчиковый, на фланелеграфе, кукольный, театр теней);
- укрепление семейных отношений через совместную подготовку инсценировок (создание реквизита и непосредственное участие родителей в мероприятиях садика);
Инсценировка «Репки» в садике
- стимулирование креативности, самостоятельности (дети создают свои сюжеты, ставят любимые сказки);
- эмоциональное развитие (умение сочувствовать персонажам, понимать их чувства, играть эмоции, управлять языком своего тела);
- раскрытие творческого потенциала;
- социализация (умение взаимодействовать ради общей миссии, уважать пространство друг друга).
Важно! Все эти цели актуальны для первой и второй групп
Вопросы индивидуализации
- распределение ролей (непосредственно актёры и те, кто помогает в организации);
- удачное объединение состава исполнителей (по принципу объединения в пары, мини-группы ребят, которые хорошо играют вместе, дружат);
- обеспечением заданиями по вкусу (для кого-то из детей это помощь в приготовлении атрибутов для постановки, например, задание отобрать из коробки с картонными фигурками те, что будут задействованы в спектакле на фланелеграфе, а для кого-то — заучивание рифмовки или танца для утренника, к примеру, посвящённому Международному женскому дню).
Театрализация даёт возможность малышам попробовать себя в разных ролях
Картотеки тем по театрализованной деятельности
Тематика картотек видов заданий в театрализованной деятельности отражается в перспективном планировании работы с детьми конкретного возраста. В первой младшей группе предполагается два занятия в месяц, во второй — одно занятие в неделю. При этом на проработку каждой темы с детьми 1,5–4 лет обычно выделяется два занятия.
- развивать умение детей быть доброжелательным зрителем;
- учиться дослушивать сказку до конца.
- развивать интерес играм драматизациям;
- поддерживать бодрое, радостное настроение;
- поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
- побуждать детей активно включаться в игру.
- развивать интерес и бережное отношение к игрушкам;
- продолжать знакомить детей с приёмами вождения настольных кукол;
- формировать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле;
- побуждать малышей участвовать в танцевальных импровизациях с настольными куклами.
- развивать интерес играм драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение;
- поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
- побуждать детей активно включаться в игру-драматизацию.
- развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить своё;
- поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности;
- формировать положительное отношение к театрализованной деятельности.
Значение театрализованных игр для детей 1,5–3 лет
Дошкольник познаёт окружающий мир через наиболее интересный и доступный для него способ переработки информации — через игру
В этом смысле театрализованные игры оказываются очень продуктивным приёмом организации образовательной деятельности, так как в их основу положены импровизация и оживление предметов с помощью речи, а также, что особенно важно для неговорящих или плохо разговаривающих малышей, мимики и жестов
В первой младшей группе театрализованные игры помогают развивать речь детей
Цели и задачи театрализованной игры в ДОУ
Кроме адаптации и социализации ребят, только поступивших в детский сад, театрализованная деятельность позволяет решить комплекс образовательных целей:
- развивает речь (дети учатся понимать обращённую к ним речь, повторяя слова персонажей за педагогом, малыши выговариваются, то есть вырабатывают звукоряд речи, формируют свой речевой образ),
- обогащает воспитанников знаниями, умениями и навыками из разных областей (поскольку театрализация — универсальный приём на всех занятиях, дети через игру усваивают новую информацию и отрабатывают её на практике),
- воспитывает самостоятельность (в игре ребята учатся принимать решения),
- развивает память, мышление (в основном образное, так как наглядно-образный тип восприятия окружающего мира является у дошкольников наиболее развитым),
- даёт физические нагрузки, развивает координацию движений,
- воспитывает чувство коллектива (ребята первой младшей группы в силу возрастных особенностей играют не вместе, а рядом, но театрализованная деятельность позволяет им быстрее перейти на уровень сотворчества, сотрудничества).
Театрализованные игры в первой младшей группе помогают ребятам научиться сотрудничеству
Чтобы реализовать поставленные задачи, при проведении театрализованных игр педагог решает следующие задачи:
обогащает словарный запас (исходя из возраста детей пока в основном пассивный),
активизирует познавательный интерес своих подопечных через знакомство с понятными для этого возраста драматургическими персонажами (к примеру, чтобы объяснить малышам понятие «поровну», педагог предлагает инсценировать сказку про двух медвежат, которые не могли сами поделить яблоко, а вызвавшаяся им помочь лиса съела его),
развивает мелкую моторику (за счёт взаимодействия детей с мелкими куклами, природным материалом, замещающим «артистов»),
повышает уверенность в себе (в этом возрасте многие дети уже начинают стесняться публичных выступлений, поэтому очень важно сделать театрализованные игры привычным приёмом в работе, чтобы малыши не рассматривали демонстрацию как нечто необычное, а значит, страшное и вызывающее смущение),
тренировка реакции (малыши привыкают начинать, заканчивать игру по условному сигналу),
эмоционально-чувственное развитие (ребята учатся передавать и распознавать переживания другого человека через мимику, жесты, интонацию),
развитие навыка координировать свою деятельность с тем, что делают другие ребята (дети первой младшей группы с трудом включаются в деятельность все одновременно, поэтому так методически ценны театрализованные игры, позволяющие заинтересовать сразу многих воспитанников).
Театрализованные игры помогают задействовать одновременно многих малышей
Принципы проведения игр
Театрализованные игры в контексте образовательного процесса основываются на общих закономерностях развития малышей 1,5–3 лет
Поэтому, чтобы создать благоприятные условия для занятий театрализованной деятельностью, важно:
разнообразить тематику (не только подключая рекомендованные программой сказки, но и сюжеты популярных мультфильмов, стихотворений),
включать элементы театрализованных игр в разные занятия (к примеру, в качестве закрепления пройденного материала или на открытых уроках),
минимизировать факторы стресса (то есть с помощью театрализованной деятельности обеспечить гармоничный переход от одного вида работы к другому, без резкого переключения с чтения на физкультурные упражнения, например),
раскрепостить маленьких исполнителей (для этого многими педагогами проводятся «Дни открытых дверей» совместно с мамами — праздники, на которых ребята демонстрируют свои исполнительские способности),
создать объективно-реальную ситуацию успеха для детей (важно, чтобы каждый участник театрализованной игры получил заслуженную похвалу).
Игры должны создавать ситуацию успеха для каждого малыша-участника
Приемы для осмысления персонажей и сюжета инсценировок детьми 1 и 2 младшей групп
Чтобы малыши вжились в роли, сопереживали своим персонажам, применяют множество приемов. Благодаря им ребенок всесторонне развивается, они помогают раскрыться его индивидуальности. Выделяют такие группы приемов:
- практические (творческие);
- игровые;
- речевые;
- наглядные.
Практические
Занимаясь творческой работой, дети углубляются в историю, лучше понимают ее персонажей. К практическим приемам относятся:
- поделки;
- аппликации;
- рисунки.
Планируя занятие, важно учитывать возможности, навыки ребят. Для младших групп подойдет оформление красками и карандашами раскрасок по сюжетам сказок
Аппликации дети делают из крупных заранее приготовленных частей. Поделки создают из одного или нескольких материалов. Например, соорудить сказку «Колобок» можно из цветной бумаги и пластилина. Руководство процессом осуществляет учитель.
Знакомство с персонажем на уроке рисования
Дополнительная информация! Обычно дети практической деятельностью занимаются на смежных занятиях (кружок, урок рисования). Например, рисуют сцены из «Репки» и других сказок. Во время планирования занятия следует учитывать программу кружков и смежных уроков. Так знания будут системными.
Игровые
Их необходимость прописана в ФГОС. Игровую деятельность применяют для ребят любого возраста. Но наиболее актуальна она для возрастной категории 1,5 — 3 года. Дети повторяют за преподавателем движения, звуки. Таким образом разучиваются простые элементы актерской игры. Со временем игры усложняются, включают небольшие сказочные диалоги.
Речевые
Речь воспитателя младшей группы должна быть понятной, образной, выразительной. Стоит применять проверенные речевые приемы. К ним относятся:
- объяснение;
- беседа;
- сказка;
- стихи и загадки.
Объяснение подойдет для изучения нового материала и других этапов занятия. Педагог в коротких предложениях дает малышам необходимую информацию. Речь не должна содержать обороты, а новые слова следует сразу разъяснять. Стоит дополнять словесные методы визуализацией (изображение образов руками, иллюстрации, презентация).
Беседа отличается от объяснения сложностью вопросов воспитателя. Рассказывая материал, учитель задает вопросы, требующие коротких ответов. Например: «Кто первым пришел жить в теремок?». В ходе беседы звучат вопросы, на которые нужно ответить развернуто. Например: «Почему мы пальчиковый театр называем именно так?»
Беседа перед инсценировкой
С помощью поучительных сказок прививают детям черты, необходимые для представлений: дисциплину, внимание к деталям, аккуратность. После прослушивания этих историй малыши становятся более организованными, послушными, самостоятельно убирают реквизит после театрального представления
Загадки и стихи читают выразительно, жестикулируя. Это развивает артистичность, память, которые так необходимы для инсценировок.
Важно! В младших группах используют загадки-стишки, в которых ответы — рифмованные. Это облегчает отгадывание
Дети привыкают к рифмованному языку.
Наглядные
Визуализируют истории с помощью:
- презентации;
- фланелеграфа;
- демонстрируют с помощью языка тела;
- картинок;
- декораций (для сказки «Теремок» мастерят или рисуют домик).
Фигуры на фланелеграфе, книжные иллюстрации, фотографии помогут детям рассмотреть персонажей, которых нужно играть. Мимика героев, их интонации во время диалогов демонстрируются учителем. Дети наблюдают и воспроизводят увиденное.
Планирование и этапы занятий
Уроки в садике — насыщенны, динамичны, последовательны. Поэтому перед занятием педагог продумывает его структуру, которая должна включать:
- тему;
- цель (научить, развивать, воспитывать);
- используемые материалы (игрушки, маски, костюмы);
- организационный момент (подойдут игровые упражнения— стишки, потешки);
- вступление (где воспитатель рассказывает необходимую для понимания темы информацию);
- перечень героев;
- имена участников;
- само представление;
- рефлексию (итоговую беседу, в которой участники воспроизводят услышанное, делятся эмоциями);
- награждение участников за старания.
На основе этих пунктов создают конспект занятия.
Цели и материальное обеспечение на примере сказок
Тема: «Заюшкина избушка»
Цели: формировать умение разыгрывать сюжет знакомой сказки; учить раскрывать особенности персонажей; воспитывать способность сопереживать любимым героям; воспитывать желание помогать, поддерживать.
Материалы: домик зайца, лисы, костюмы.
Тема: «Непослушный цыпленок»
Цели: учить находить мораль истории; развивать внимательность; воспитывать послушность.
Материалы: выделяющийся костюм непослушного цыпленка; костюмы остальных цыплят и курицы; иллюстрации (или мультик на основе сказки).
Тема: «Рукавичка»
Задачи: совершенствовать артистизм малышей; учить подражать животным; развивать память; воспитывать доброжелательность, любовь ребенка к природе.
Материалы: большая тканевая или бумажная «рукавичка», маски героев, карточки для награждения ребят.
Дети ставят «Рукавичку